Жизнь в православии

Смысл жизни человека. О заповедях Божиих: десять ветхозаветных заповедей, заповеди блаженства

Сегодня, когда происходит духовное возрождение России, очень важно и полезно всем нам осмыслить свое прошлое, обратившись, прежде всего, к изучению духовного наследия Православия, на протяжении столетий определявшего мировоззрение русского народа, нравственный и духовный строй его жизни. Надеемся, что курс «Основы православной культуры» поможет воспитать истинных защитников нашего Отечества – воинов духа, знающих и любящих свою историю и культуру.

Каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросом: в чем смысл моей жизни? Неужели я существую только в определенном промежутке времени, а после этого ухожу в небытие? Сводится ли цель моего существования только к тому, чтобы «взять от жизни все», получить как можно больше удовольствий, «есть, пить, и веселиться», ибо жизнь коротка и нужно все попробовать, все успеть…

Или же все-таки наше существование здесь, на земле, не просто так, и у него есть какой-то смысл, какая-то цель? Проблема смысла жизни – это проблема искомого идеала или истины. Ее пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. На исторической арене три основные силы претендуют на решение этого вопроса: религия, философия и наука.
Кратко их ответы можно было бы выразить следующим образом. Религия видит смысл жизни в единении с Богом. Философия, в конечном счете – в рациональном постижении истины. Наука – в максимальном познании мира.

XX век прошел под знаком знания; под ним проходит и XXI столетие. К знанию все устремились; им все заняты; от него ждут избавления от всех бед и несчастий жизни; с ним хотят подойти и им объяснить все обстоятельства и явления жизни. И знание как будто обещает человеку искомое им счастье.

Оно достигло высокого развития, расширилось во все области, коснулось всех сторон и явлений бытия. Кажется, что каждый день несет человеку все новое и новое завоевание, каждый год манит его обещанием — поставить его превыше всего, сделать его действительным царем вселенной, дать ему в руки тот рычаг, которым он будет вращать землею по своему желанию, добывать из нее все по своему господскому хотению, получать от нее нужное по капризу своего сердца… Перспективы так заманчивы, а действительность так тяжела и непривлекательна, даже печальна. Все человек познал, а голодает он больше, чем голодал дикарь. Всем владеет, а никак не может не только от старых болезней избавиться, но и новых избежать. И живет и умирает он теперь не более счастливым, чем прежде. «Человечество выродилось» — слышится ныне постоянно; нет уж теперь тех героев и богатырей, о которых рассказывают наши предки. Процент больных и немощных, слабых и одержимых всякими недугами все увеличивается из года в год.

Не более счастлив человек и в области духовной жизни. Чем более прогрессирует он в области открытий и изобретений, тем все менее и менее он чувствует себя духовно удовлетворенным. Всюду тоска, всюду скука и разочарованность, всюду томление духа. Человек как будто куда-то идет и на пути падает; куда-то устремляется всем существом своим и с разбитыми мечтами погружается все глубже в прежнюю грязь. Отсюда ужасное развитие пессимизма, недовольства жизнью и, как следствие этого, поражающее и все увеличивающееся количество самоубийств. Отовсюду слышится одно: жить так, как живет большинство, невыносимо тяжело; в жизни, каковой она теперь сложилась, нет отдыха и счастья…

Человек, присматриваясь к себе самому, невольно сознает себя существом двойственным. Он, с одной стороны, чувствует себя действующим в мире физическом и живущим по его законам необходимости; с другой стороны, он замечает в себе высшие запросы и стремления, тяготения к чему-то высшему, прекрасному, идеальному и сознает, что он должен жить не по плоти, а по духу. Но никакая культура, никакой прогресс не дают человеку возможности открыть дверь в духовный мир. Все это убеждает человека, что есть иной мир, помимо этого физического, мир духовный, к которому человек тяготеет лучшей своей стороной и где находят свое удовлетворение и осуществление его духовные потребности.

В чем же особенность православного понимания смысла жизни? Православие видит его в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является источником всего, что существует. Во-вторых, – это предполагает понимание, что настоящая (земная) жизнь является временным, но необходимым этапом для перехода в иную жизнь – вечную жизнь с Богом.

Существо христианской веры можно выразить двумя словами: «Христос Воскрес!». Именно в них заключена вся бесконечная и, одновременно, вполне конкретная перспектива жизни. Ее смысл – в уподоблении Христу и единении с Ним, иначе – обожении. Что это значит? Если ответить кратко, это есть совершенство в жертвенной любви, составляющей само существо Бога, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1Ин.4,16). Апостол Павел несколько подробнее пишет об этом состоянии в своем послании, когда перечисляет плоды действия Бога в человека.

Он характеризует его как любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание (Гал.5,22-23). В другом послании он описывает это состояние следующими словами: «Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2,9). Апостол, как видим, пишет о том, что человек, духовно очистившийся, исцеленный от страстей, т.е. духовно здравый, пребывает в глубокой радости, любви и мире души – говоря на современном языке – в счастье, но не мимолетном, случайном, вызванном действием нервов и психики, а ставшим свойством души «нового» человека, и потому неотъемлемым, вечным. Следует, однако, заметить, что не это состояние само по себе является целью и смыслом жизни человека по христианскому учению. Оно есть лишь одно из промежуточных этапов на пути к достижению цели – спасения, обожения, единения с Богом, в котором личность человека достигает полноты своего раскрытия, богоподобия.

Такое состояние достигается человеком путем соблюдения заповедей, данных нам Богом. Кто-то может сказать: невозможно выполнить то, что написано в Евангелии, ибо это доступно только совершенным, а мы люди грешные, нам это не под силу. Однако Евангелие, а точнее его центр – Господь Иисус Христос является для нас идеалом, маяком к которому мы должны стремиться. То есть мы должны делать все, что в наших силах, даже если ничего не получается, если мы все время падаем. Но нужно вставать и идти снова, иначе, стоя на одном месте, мы можем замерзнуть в холоде наших страстей.

Опыт Церкви со всей очевидностью свидетельствует, что духовное совершенство человека, к которому призывает Евангелие – не фантазия, но реальность, факт, много раз проверенный в истории жизни мира, и доныне предлагаемый ищущему человеку в качестве единственно разумной цели бытия.

Человек, присматриваясь к себе самому, невольно сознает себя существом двойственным. Он, с одной стороны, чувствует себя действующим в мире физическом и живущим по его законам необходимости; с другой стороны, он замечает в себе высшие запросы и стремления, тяготения к чему-то высшему, прекраснейшему, идеальнейшему и сознает, что он должен жить не по плоти, а по духу. Но никакая культура, никакой прогресс не дают человеку возможности открыть дверь в духовный мир. При всех видимых успехах в культурном преобразовании действительности человек все-таки остаётся в пределах, условиях физического мира, частью мира, неведомо зачем существующей под формой личности. Все это убеждает человека, что есть иной мир, помимо этого физического, мир духовный, к которому человек тяготеет лучшей своей стороной и где находят свое удовлетворение и осуществление его духовные потребности. Этот духовный мир сроден его душе, которая есть отображение его; в нем царит Высшее Добро, Высшая Истина, Высшая Красота. Только при свете религии человеку становится ясным смысл его существования, устанавливается надлежащие отношения к окружающему миру вообще и к каждому человеку в частности. В религии человек находит критерий для правильного распознавания истинного от ложного, должного от мнимого, доброго от злого. А через это человек научается устроять свою жизнь таким образом, чтобы была польза и для себя и для других, с развитием в своих ближних и в себе сторон характера добрых, светлых, радостных. И жизнь в религии всегда получает покой и удовлетворенность, или, по Апостолу, «…мир и радость во Святом Духе…» (Рим.14-17).

В чём же особенность православного понимания смысла жизни? Православие видит его в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не только источником бытия, но и самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего. Во-вторых, – это предполагает понимание, что земная жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Христианскому сознанию поэтому противоестественен атеистический призыв: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» – поскольку в нём не остаётся для смысла самого главного – жизни.

«Как в семени растительная жизнь пробуждается тогда, как к сокрытому в нем ростку проникает влага и теплота, и чрез них — всевосстановляющая сила жизни, так и в нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия» (св.Феофан Затворник. «Как начинается в нас христианская жизнь»).

Господь «является духовно внутри сердца, когда…понятия, образовавшиеся и усвоившиеся уму из Евангелия, — соберутся в сердце, заключат его двери, чтоб не проникли туда… — помышления, враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его… Христианство принимает в недра свои человека во всяком возрасте, во всяком состоянии и положении, при всяких способностях, при всякой степени образования: принимает и спасает… Кто примет христианство со всею искренностью сердца в лоне православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасется». (св. Игнатий Брянчанинов. «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве»).

Религиозное чувство, оторванное от Того, к Кому оно должно быть обращено, весьма часто извращенно переносится на ценности условные, относительные. Небесное сменяется земным и заменяется им.
Так появляются вместо христианского Бога иные, чуждые боги, появляются и особые религии. Вот некоторые из них.

1) Религия космизма. Некоторые из мыслителей требуют преклонения пред «Вселенной», как «источником всего разумного и хорошего». Природа для них есть носительница и выразительница «истины, добра и красоты», при созерцании которой душа «расширяется» и волнуется чувством «бесконечного». Ей должно быть воздаваемо такое же почтение, какое «требует верующий для своего Бога».

2) Религия человечества. «Человечество, для некоторых, в его прошлом, настоящем и будущем — это великая идея». Она «вызывает в нас чувство бесконечного… и чувство долга пред человечеством», которое способно «предписывать людям правила жизни и в особенности правила деятельности». Словом, «религия человечества может быть не просто религией, но лучшей из религий…»

3) Религия этики. Здесь боготворят нравственный закон, как некое самостоятельное и действующее начало. От него ждут нравственного возрождения человечества.

4) Религия, разума. Таковая была введена во время Великой французской революции с установлением даже и культа. Теперь эта религия часто заменяется религией самой науки. Наука, по утверждению её обожателей, стремится к истине и открывает её, чем сообщает человеку «неисчислимую силу», доставляет «спокойствие и счастье». Она все может, всего достигает; она — всесильное божество… Это самая распространенная религия среди людей, отрицающих христианского Бога… .

5) Религия красоты. Увлекаясь красотой в природе, служа эстетике, некоторые возвели её на пьедестал божества; от неё ждут исцеления от нравственной грязи и ей приглашают воздать почет и поклонение.

Можно бы и ещё продлить перечисление подобных религий без Бога, этих ярких свидетелей того, как человеку тяжело бороться со своей религиозной природой, как невозможно ему оставаться без Бога. Человек неверия хочет отказаться от Бога и вместе с тем ищет Бога; старается отрешиться от мира невидимого и в то же время тянется к нему, заменяя при этом действительное искаженным, истинное — ложным, религию Бога — живого и личного — суррогатом её. «Упразднив религию Бога, — пишет наш русский учёный проф. Булгаков, — человечество старается изобрести новую религию, причем ищет божеств для неё в себе и кругом себя… Не может человек заглушить в себе голоса вечности, жажды абсолютного содержания жизни. И, погасив солнце, он стремится удержать его свет и тепло, делает судорожные усилия к тому, чтобы спасти и удержать божественное и заполнить пустоту новыми богами…» (Булгаков С.Н.»Два града»).

Есть люди, называющие себя атеистами. Они отрицают бытие Божие на основании, как они говорят, данных науки или философии. Однако, есть ли основания для существования и даже наименования такого явления, как атеизм? Очень важно, что атеизм не имеет (и не может иметь в принципе) ни фактов, подтверждающих небытие Бога, ни ответа на главный для него вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?». На самом деле ощущение бытия Божия столь глубоко внедрено в нашу духовную составляющую, что почти невозможно отрешиться от мысли о том, что Бог существует, и совершенно, бесповоротно утвердиться в Его отрицании. По словам поэта Гете «человек может назвать себя атеистом, но он не в состоянии заглушить в себе томление по Богу, которое не дает покоя его душе». А по словам нашего писателя Максима Горького, нередко за словами, отрицающими Бога, чувствуется крепкая вера в Него (Сборник «Знания», кн. 16). Отсюда понятной становится наличие таких случаев, когда люди усваивают атеистические учения рассудком, а в сердце продолжают быть людьми религиозными. Даже видные представители того или иного антирелигиозного научного направления не порывают иногда связи с религией. Так, например, Дарвин в конце своего сочинения «О происхождении видов» прямо заявил, что его учение нисколько не колеблет обычного взгляда на высокое достоинство и назначение человека и не подрывает основ религии. В одном из его писем находится такое признание: «в самых крайних случаях колебания никогда не был я атеистом в том смысле, чтобы отвергать бытие Божие» (Деннерт Геккель и его «Мировые загадки» / Пер. с нем. Колмовского. М., 1909).

Таким образом, христианство отвергается не по причине его несостоятельности, а в силу его противоположности целям и характеру жизни нашего мира. Для мира наслаждения, богатство и слава являются существом жизни, для христианства же – это страсти, неминуемо влекущие за собой страдания, разочарования и неизбежную телесную и духовную смерть. Смысл жизни мира – земные блага, для христианства же – блага духовные: любовь, мир души, радость, чистота совести, великодушие, то есть то, чем человек может владеть вечно.

О заповедях Божиих

Десять ветхозаветных заповедей

Настоящую христианскую жизнь может вести только тот, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть своими добрыми делами исполнять волю Божию.

Как же мы можем отличить добрые дела от злых? Для этого у каждого из нас есть внутренний Закон Божий — наша совесть.

Но люди часто не слушались внутреннего закона и, проводя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос совести, духовного Закона. Поэтому и надо было напомнить им Закон Божий посредством заповедей. Внешний Закон Божий был дан в ветхозаветные времена, когда иудейский народ был чудесно освобожден из египетского рабства. Тогда, на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон чрез пророка Моисея. В этом Законе — десять заповедей, которые были записаны на двух скрижалях, то есть каменных плитах.

Эти заповеди даны не только народу израильскому, но и всему человечеству, потому что по сути своей они есть тот же Закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах всех людей, чтобы все поступали по нему. Разделение десяти заповедей на две скрижали означает, что их можно разделить на два вида: обязанности по отношению к Богу (первые четыре) и обязанности по отношению к ближнему (остальные шесть).

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Этой заповедью Господь повелевает познавать Господа Бога, веровать во единого истинного Бога, благоговейно почитать Его.

Грехи против первой заповеди — безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол, богоотступление, отчаяние, волшебство, занятия чародейством, магией, экстрасенсорикой, обращение к целителям и колдунам, суеверие, леность в молитве, любление твари больше Бога, человекоугодие, человеконадеяние.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Эта заповедь запрещает поклоняться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.

Грех против второй заповеди — идолопоклонство, любостяжание, чревоугодие, лакомство, объядение, пьянство, гордость, тщеславие.

Вторая заповедь учит нелюбостяжанию, щедрости, воздержанию, посту, смирению, деланию добра в тайне.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Эта заповедь запрещает произносить имя Божие в разговорах пустых, бесполезных и суетных, а тем более произносить лживо, без благоговения.

Грехи против третьей заповеди: богохульство, ропот на Бога, кощунство, невнимательность в молитве, ложная клятва, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Богу, божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

Спаситель сказал: «…не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 34—37).

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

С момента Воскресения Христова христианская Церковь празднует через каждые шесть дней седьмой, но только не последний из семи дней, субботний, а первый день каждой седмицы, воскресный. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, то есть христиан, во едину от суббот, то есть в первый день недели, или в день воскресный, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства Причащения. Как в Ветхозаветной Церкви под именем Субботы подразумевались и другие дни, установленные для праздников и постов, так и в Христианской Церкви должно соблюдать, кроме воскресного дня, другие праздники и посты.

Праздничные дни должны быть посвящены не работе, а молитве, посещению церкви, богоугодным делам.

Четвертая заповедь осуждает тех, которые в простые дни не работают, но проводят время в лености и праздности.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Пятая заповедь предписывает нам почтительное отношение к родителям, повиноваться им, заботиться о них во время болезни и старости, а после их смерти, так же как и при жизни, молиться о спасении их душ.

Под именем родителей подразумеваются и все те, кто заступает на их место, — пастыри и учителя, благодетели, начальники, старшие возрастом.

Пятая заповедь требует от нас послушания.

6. Не убивай.

Эта заповедь запрещает убийство, или лишение жизни ближнего каким бы то ни было образом.

7. Не прелюбодействуй.

Апостол Павел советует и не говорить христианам о мерзких грехах, направлен¬ных против этой заповеди. Только по необходимости, для предохранения от них, назовем некоторые грехи:

— блуд, или беспорядочная плотская связь между людьми, не находящимися в супружестве;
— прелюбодейство, когда супруги изменяют друг другу;
— кровосмешение, когда соединяются близкие родственники.

Чтобы избежать грехов против этой заповеди, надо остерегаться всего, что возбуждает в сердце похоть и нечистые желания: сладострастные изображения, фильмы, песни, танцы, нескромные игры и шутки, нечестивые и развратные книги.

8. Не кради.

Этой заповедью запрещены грабительство, воровство, обман, святотатство, то есть присвоение вещей, принадлежащих Богу и Церкви, взяточничество, ростовщичество.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает ложное свидетельство на ближнего, а также всякую ложь, клевету.

Чтобы избежать грехов против этой заповеди, надо обуздывать язык.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Эта заповедь запрещает зависть, сладострастные мысли и желания, то есть внутреннее прелюбодеяние, запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли.

Десятая заповедь учит нас хранить чистоту сердца и быть довольным своим жребием.

Заповеди блаженства

В евангельских заповедях Господь раскрывает Свое учение о блаженстве, то есть о том, как нужно жить человеку на земле, чтобы достичь Царства Небесного.

Эти девять новозаветных заповедей, носящих название Заповедей блаженства, представляют собой как бы все Евангелие в сокращенном виде. Характерно их отличие от ветхозаветных десяти заповедей: в Ветхом Завете преимущественно рассматриваются внешние поступки человека и налагаются строгие запрещения в категорической форме, в Новом же Завете говорится больше о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо вечное блаженство.

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Нищии духом — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Они помнят, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Эти люди смиренные.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Плачущие — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь дает таким людям еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие — люди, которые терпеливо переносят несчастья, не огорчаются, не ропщут на Бога. Они достигают внутреннего спокойствия и не гневаются на ближнего. Такие люди получат во владение небесное жилище, то есть новую землю в Царстве Небесном.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды – это люди, которые усердно желают правды Божией, как голодные (алчущие) и жаждущие желают хлеба. Они хотят очиститься от грехов и жить праведно. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые — люди, имеющие доброе сердце — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и на земле близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Миротворцы – такие люди, которые не любят ссор. Они сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с Богом. Такие люди будут названы сыновьями, то есть детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют этой правде. Они за это получат Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Здесь Господь говорит о том, что если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас) и говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за веру в Господа, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая награда на небесах.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Св. Феофан Затворник. «Как начинается в нас христианская жизнь».
2. Св. Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве».
3. А.И. Осипов. «Православное понимание смысла жизни».
4. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.
5. Протоиерей М. Чельцов. «Христианское миросозерцание», М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.

Related posts:

  1. Сочинение на тему: “Жить значит чувствовать, мыслить, страдать…” Человеческая жизнь очень удивительна и коротка. Порой, проживая жизнь, мы так и не успеваем понять главного. У каждого из нас есть своя судьба, свое предназначение. Часто люди гоняться за деньгами, упуская самое главное – поистине богат не тот у кого есть деньги, а тот у кого чуткое сердце. Тот кто способен оценить красоту северного сияния, …
  2. Что значит жить по законам чести Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надежным. Это значит иметь достоинство, уметь дружить. Герои романов Александра Дюма “Три мушкетера” и Жюль Верна “Дети капитана Гранта” живут по законам чести. Они помогают друг другу, во что бы то ни стало добиваются поставленной цели. …
  3. Сочинение для 11-го класса на тему: ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО? ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО? Жизнь!.. А вы когда-нибудь задумывались над тем, что про­жить ее нужно достойно. А что значит жить достойно? Наверное, каждый пытается оставить о себе хорошие воспо­минания. А как это сделать? Во-первых, чтобы жить достойно, нужно научиться жить для людей. Это значит, отдавать все свои душевные силы на то, чтобы люди …
  4. Сочинение на тему: НЕ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ, НЕ ЖИТЬ НЕ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ, НЕ ЖИТЬ Любовь! Это чувство дано человеку в награду. Не каждый в силе понять и принять его. Иногда любовь ходит рядом с чело­веком, но не все могут увидеть или разглядеть ее. Бальзак, на­пример, утверждал: “Человек не может любить два раза в жиз­ни, возможна только одна любовь, глубокая и безбрежная, как море…” Я …
  5. Высшее счастье жить среди людей и быть им нужным Эту тему сочинения я выбрал сразу. С одной стороны, она мне показалась наиболее легкой, а с другой, я согласен с этим высказыванием, и у меня, как мне кажется, есть что сказать. И вот передо мной раскрытая тетрадь. Столь близкое и в то же время чужое для нас высказывание: “Высшее счастье – жить среди людей”. Хочется …
  6. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Толстого: “Любить – значит жить жизнью того, кого любишь” Данная тема выбрана не случайно. Она затрагивает проблему, интересующую многих читателей, и в особенности людей, вступающих во взрослую жизнь. Понятие любовь не приемлет эгоистических побуждений. Когда человек переживает чувство любви, то ему становится незаметен холод, боль или сложности, возникающие на пути. Главным условием его хорошего расположения духа является то обстоятельство, когда у объекта его любовных …
  7. Что значит жить хорошо? Почти всегда на вопрос “Как поживаешь?” мы отвечаем “Хорошо” или “Нормально”. Говоря так, все мы имеем в виду приблизительно одно и то же: в данный момент в основных сферах жизни у нас все в порядке – не произошло никаких негативных событий, перемен к худшему и т. д. Но если спросить “более глобально” – “Что для …
  8. Что значит жить для Мцыри – Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, – я также мог бы жить! С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова …
  9. Сочинение на тему: ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО? ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО? Наверное, каждый человек мечтает жить достойно, но каж­дый ли знает, как это сделать? На мой взгляд, о нашей жизни судят потомки по тому, какая о нас осталась память, какие дела и поступки мы совершили, поэтому нужно прожить жизнь так, чтобы добрая память о тебе осталась в сердцах людей. Наша …
  10. Что значит “жить не по лжи”? Возможно ли это сегодня? Правда и ложь, правда и кривда – вечное противоборство в умах и сердцах людей. С детства каждый знает, что правда – это хорошо, а лгать, обманывать – плохо. А еще хуже жить в состоянии постоянной лжи, двойной морали. Это разрушает душу человека, это приводит к трагедии. “Ложь – религия рабов и хозяев”, – провозгласил М. …
  11. Что значит жить для Мцыри (Смысл жизни Мцыри) Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная. С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там еще строже. Там нет вокруг заключенных или пленников, которые тоже стремятся вырваться обратно на волю. Не с кем строить планы побега, не с кем поговорить о …
  12. “Скольких людей мы помним и любим за то, что их угораздило жить неподалеку от Пушкина” (А. Д. Синявский) 1. Личный материал в поэзии Пушкина. 2. Тема дружбы в лирике поэта. 3. Верность лицейским годам. Как никакой другой поэт и писатель, А. С. Пушкин в своей лирике знакомит читателей не только со своими впечатлениями или какими-либо событиями, но и реально существовавшими в его время людьми, со своими современниками. Он как будто желает, чтобы весь …
  13. Что значит идти путем самосовершенствования? Самосовершенствование – кропотливая работа над собственной личностью. Стремление развивать способности и положительные качества под силу лишь целеустремленному человеку. Достижению гармонии души и тела предшествует нелегкий труд: для развития ума и эрудиции приходится “грызть гранит наук”, а для здоровья и хорошей формы надо регулярно заниматься спортом. Человек не может быть совершенен во всем, но надо стремиться …
  14. Что значит – жить по законам чести? (по книгам А. Дюма “Три мушкетера” и Ж. Верна “Дети капитана Гранта”) Моими любимыми приключенческими книгами являются роман А. Дюма “Три мушкетера” и роман Ж. Верна “Дети капитана Гранта”. С уверенностью можно сказать, что главные герои этих произведений живут по законам чести. Так, в романе Ж. Верна члены экспедиции, отправившиеся на поиски пропавшего капитана Гранта, до самого конца их операции поддерживают друг друга. Они не бросают друзей …
  15. Что значит прожить свою жизнь с достоинством? На протяжении большого промежутка времени люди утверждают, чтобы прожить свою жизнь достойно, необходимо сделать три вещи: 1. Посадить дерево 2. Построить дом 3. Вырастить сына Но считается ли это смыслом жизни? Я думаю, что нет. Человек, выполнив эти три вещи, навряд ли почувствует себя по-настоящему счастливым. Ведь есть намного больше дел, которые надо сделать и …
  16. Кто из выдающихся людей является для меня образцом? У каждого из нас есть человек, о котором мы знаем почти все, чьи достижения вдохновляют нас на достижения наших целей. Это человек, который является образцом для нас, в качества которого мы хотим воплотить и в себе. Как писательница и личность Мне импонирует Анна Ахматова. Она развивала себя как личность со всех сторон, пытаясь достичь поставленной …
  17. Что значит быть современным Мы все живем во время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники. Это движение проявляется во всех сферах жизни. С каждым днем совершенствуется электроника: компьютеры, фото – и видеокамеры, теле-, видео – и аудиоаппаратура, мобильная связь. Этот список можно продолжать бесконечно. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляется множество новых наук, новых специальностей и …
  18. Что значит идти дорогой чести? (Аргументы ЕГЭ) Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости. В наш инновационный 21 век многие люди стали забывать, что такое честь. Для них главное собственное благополучие и неважно, каким путем они к этому пришли. Но что же все-таки значит – идти дорогой чести? В произведении Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” автор …
  19. Сочинение в публицистическом стиле на тему: Что значит “найти себя”? Что значит “найти себя”? Словосочетание “найти себя” вряд ли кем-то воспринимается, как что-то негативное. Но если посмотреть на него критически, можно заметить, что изначально человеку для полного удовлетворения чего-то не хватает, нужно что-то найти. Наиболее вероятно, что искать себя – это искать свое предназначение в жизни. Печально, но далеко не каждый находит свое предназначение в …
  20. Что значит быть взрослым? Взрослыми люди становятся не в силу достижения определенного возраста. Быть взрослым означает готовность к ответственности за принятые решения, за судьбы других людей и планеты в целом. Взрослым можно считать человека, который вместо собственного “хочу” руководствуется иными побуждениями: должен, надо, могу и сделаю. Взрослый человек независим финансово, он заботится об окружающих людях и всегда готов отстаивать …
  21. Можно ли жить без цели? Успех без цели прийти не может. Добиваются успеха в любом деле лишь те люди, которые умеют максимально сосредоточиться на своей цели. Чем крупнее и значительнее поставленная цель, тем большего успеха может человек добиться. Без нее даже самый талантливый человек не имеет возможности реализовать свой потенциал, применить способности и возможности. Умение поставить цель можно сравнить со …
  22. По тексту В. С. Красногоров Немного можно назвать людей, чье имя так широко известно во всем мире, как имя Альфреда Нобеля (ЕГЭ по русскому) У каждого человека есть свои мечты и цели, которые он хочет достичь разными путями. В анализируемом тексте В. С. Красногоров поднимает проблему трудолюбия и вознаграждений за свой труд. Эта проблема актуальна во все времена, потому что у каждого человека есть цели и мечты. Автор, ярким примеров из жизни выдающегося ученого, раскрывает проблему текста. Он показывает …
  23. Что значит стоять на жизненном распутье? Многие люди хотя бы раз в жизни испытали состояние неопределенности, когда прошлое, к которому нет возврата, осталось позади, а впереди неясное будущее. Для раздумий и принятия решений, как жить дальше, выделен минимальный отрезок настоящего. В этот момент все зависит от человека. Застыть ли ему в настоящем, растянув его на долгие годы и зря потратить свое …
  24. Что для меня значит моя семья Не каждый человек имеет свою семью. Кто-то воспитывается в детдоме. Есть люди, у которых все родственники погибли или умерли. Все может случиться в жизни. Я очень рад, что у меня есть любящая семья. Моя семья. Хотелось рассказать о ней на страницах этого небольшого сочинения. Моя семья состоит из пяти человек. Это мама с папой, я, …
  25. Общество в котором я хочу жить С самого начала существования человечества уже происходили процессы Формирования общества. Сегодня очень часто можно услышать мнение, что общество остановилось в своем развитии и даже по уровню культуры вернулось на несколько веков назад. Но на самом деле Общество, в котором живет человек, полностью зависит от каждой социальной единицы. Это большая ошибка считать, что развитие окружающих зависит …
  26. Если вчерашний друг стал врагом: значит он никогда другом и не был Не зря существует поговорка “Друг познается в беде”. На своем жизненном пути человек встречает немало тех, кого называет друзьями. Зачастую нас окружают разные люди. Многие из них привлекают своим веселым нравом, умением не попадать в неловкое положение, отвагой и бескорыстием. Но как часто за этими, казалось бы, милыми чертами может скрываться желание высмеять чужие недостатки, …
  27. Что значит для Вас работа учителем Работа преподавателем. Всегда будет востребована профессия преподавателя. Учитель не скован временем или территориально, он необходим всегда и везде. С этим словом у большинства ассоциируется лишь школа, однако мы учимся на протяжении всей жизни. Даже когда тебе было два-три года ты учился, познавал этот мир, а мама была твоим учителем. Именно поэтому каждый школьный учитель будет …
  28. Эссе что значит для меня религия У каждого человека своя религия, и каждый вправе выбрать в какую религию ему верить. Каждый стремиться к своему пониманию сущности жизни. Есть люди, которые отрицают религию, и веру в бога, их называют атеисты. Но лично я считаю, когда что то происходит плохое, то мы в первую очередь молимся Богу, о том чтоб все было хорошо, …
  29. Проблема неугомонных людей. По тексту В. М. Пескова В невысоких горах около Дрездена тренировались альпинисты. (ЕГЭ по русскому) Писатель, журналист и путешественник В. М. Песков поднимает в своей статье проблему “неугомонных людей”, их роли в жизни общества. Благодаря таким неравнодушным личностям мы обогащаемся знаниями. Тема “неугомонных” людей актуальна с давних времен. Первооткрыватели позволяли узнавать много нового о нашей планете, позже – обогащали человечество знаниями о Вселенной. И сегодня есть люди, не останавливающиеся на …
  30. Сочинение на тему “Что значит быть идеальным человеком?” Идеал – это понятие не совсем реальное. Не существует абсолютно добрых, верных, честных людей. Каждый хоть раз в жизни делал не очень хорошие поступки. Я не могу сказать, что это ужасно, ведь такова жизнь: люди должны учиться на своих ошибках, делать определенные выводы. Я думаю, что идеальные лица бывают только в искусстве: в художественных произведениях, …
  31. Сочинение на тему: Жить, чтобы искать истину, вот в чем счастье Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей – это дело бесполезное, потому что каждый из нас особенный. Однако кое в чем, по моему мнению, все люди схожи: все бы хотели Знать истину. Кое-кто считает, что познать ее можно …
  32. Что значит “учиться на горьком опыте”? К сожалению, человек, таким образом, устроен, что верные выводы способен делать только в случае, если сам попадет в сложную ситуацию. Поколения сменяют друг друга, и знания людей претерпевают развитие по всем направлениям, лишь жизненному опыту свойственно, несмотря на эпоху, приходить к каждому человеку в отдельности. Мудрыми люди становятся исключительно после сделанных на протяжении своей жизни …
  33. ИЗОБРАЖЕНИЕ “НОВЫХ ЛЮДЕЙ” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА И Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО Практически всех крупных русских писа- телей волновала судьба передового человека своего времени, Эта тема нашла свое отра- жение в романе Тургенева “Отцы и дети” и в романе Чернышевского “Что делать?”. Глав- ные герои этих произведений представляют новый тип передовой молодежи. По социальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна – типич- ные разночинцы. Все они с …
  34. Что значит быть счастливым? План 1. Мечты о счастье. 2. Быть счастливым – мечта каждого: А) счастливого человека нельзя не заметить; Б) быть любимым – значит быть счастливым; В) что важнее: быть здоровым или богатым; Г) человек с добрым сердцем – счастливый человек. 3. Счастьем поделись с другим! Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей. Д. …
  35. Что значит для меня быть свободным человеком? “Свободны! – крикнула я подругам, когда мы выбегали из школы в последний день занятий. – Свободны целое лето!” Тогда я еще плохо понимала значение слова “свобода”. Но произносить его было так приятно… Во все времена люди стремились быть свободными. Они освобождались от рабства, от комплексов, от обязательств, от предрассудков – от всего, что их сковывало …
  36. Как жить на Земле, чтобы не мешать ей жить? Человечество освоило Землю, воздушное и водное пространства. В космос запускаются спутники, оснащенные специальным оборудованием для установления контакта с жителями иных цивилизаций. Да, мы не одни. Во Вселенной бессчетное количество звезд, планет, галактик, а наша Солнечная система всего лишь капля в гигантском океане Мироздания. Но фотографии, сделанные со спутников, показали, что ни на одной планете, по …
  37. Что значит быть порядочным человеком? (сочинение-рассуждение) Порядок, порядочность… Эти слова имеют одинаковый корень. Порядок – это правильное, положенное состояние чего-нибудь. Порядок должен быть и в душе человека. Что это значит? Слову должно соответствовать дело. В нашем подъезде живет старая женщина Ксения Петровна. Муж ее умер, Дети со своими семьями живут в разных концах города, навещают мать редко. Наш сосед Иван Гаврилович, …
  38. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Каждый человек на склоне лет задается вопросом: не зря ли прожита жизнь? Что же означает эта фраза? Почему в конце пути может наступить сожаление о прошлом? Видимо, человек не рассчитал сил и времени, не успел чего-то главного либо в чем-то поступал неправильно… Подведение итогов прожитой жизни дает осознание ее ценности. Появляется ясность – зря она …
  39. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: “Любить глубоко – это значит забыть о себе” Рано или поздно любой человек задумывается о любви, ищет ответы на извечные вопросы. Порой мимолетную страсть мы принимаем за глубокие чувства. Боясь очередных разочарований, ограждаем себя от проявления чувств. Какова она – настоящая любовь? Однозначного ответа не существует. Это такая же загадка мироздания, как смерть. Приходится самостоятельно искать ответ на волнующий вопрос. Темой любви пронизана …
  40. Сочинение Что значит любить Родину? Родина у всех нас одна и у каждого она разная. В принципе, в понятия Родина каждый человек вкладывает свой смысл. Для кого то Родина – это его семья, его город и улица на которой прошло детство. Для другого – это его страна, леса и поля, моря и океаны, всем, чем богата его земля. Самое важное …

Жизнь земная, временная

Жизнь земная пройдет как сон

Любящим Бога вся поспешествует во благое и самый злобный дух, озлобляю­щий разными способами весь человеческий род, хотя и невольно, но служит к увен­чанию благодушно претерпевающих. А временное все, что бы ни было, как сон по пробуждении: только что помнится, но уже прошло, предстоит лишь настоящее. Так и по истечении всех дней нашей жизни, в минуту разлучения души от тела, сердца же от суетных помышлений и желаний, представится как какое пробуждение от сна. Тогда придем в познание самих себя, и дел наших, и окончания дней наших, но уже поздно! Тогда ясно откроется глазам нашим, и увидим, в какой суете и забвении о вечности провели мы всю жизнь нашу, какая неизъяснимая жалость будет о том, что не усердствовали вниманием слову Божию и не жили так, как научал нас через проповедь Священного Писания Господь наш Иисус Христос. Тогда увидим, что ласкательствующий сон мира сего уже кончился, и мы, усыпленные его прелестны­ми видениями, уже проснулись, тогда увидим, чего никогда не видели столь явно, хотя иногда и слышали, как через сон, доходящее до нас апостольское слово, что сеяй в плоть свою от плоти пожнет истление. Тогда-то мы увидим, как все это истинно и как суетны были наши дела и помышления, которые не были о жизни будущей по смерти сей временной, но о том только, что угодно было нашему плотскому вожделению, что услаждало плотскую нашу чувственность, и как мы уже пожинаем невольно плод гибели и смрада, томления и муки, определенные праведным Судом Божиим. Увы! Тогда уже поздно раскаяние потеряли время, данное ко спасению, провели дни свои в празднословии и осуждениях о ближнем, охотно, назирая других пороки и немощи, не внимали нимало своему спасению. Сладки были разговоры даже и в церкви Божией о разных посторонних вещах, а о своем душеспасении не хотели помышлять и не старались предстоять в молитве со страхом Божиим, где святые Ангелы невидимо предстоят славе Божией, и тут пустословили и смеялись безумно! О, бесстрашные! И обычно стало уже между многими ходить в Святую Церковь для взаимного свидания, а не для слушания, что поют или что читают, чтобы поучаться слову Божию и вести по оному жизнь свою нет, не для того сердце идти сюда умышляло, когда оно об украшении тела пышными одеждами более всего заботилось, чтобы показаться перед знакомыми. Так мы стоим в бесстрашии перед Господом, взирающим на мысли каждого! Итак, будем почаще говорить: «Всели в мя, Господи, корень благих и страх Твой в сердце мое!» (15, с.257–258).

О жизни в миру

«В мире живучи, не ищи великой меры и не печалься о неимении слез, довольно, если помощью и покровительством Божиим соблюдешься грехов падательных, а в повседневных – будешь приносить Господу Богу испове­дание и молитвы. Пока не вступишь в монастырь, не доискивайся многого, соблюдай себя от возношения, осуждения, дурных, праздных и вредных со­обществ, наипаче содружества и пристрастия женского. Целомудрие и смирен­ный нрав всего нужнее. Когда будут слезы – плачь, но не услаждайся ими и не мни о преуспеянии; теперь тебе не дастся великое, а только Милосердный Господь, желая спасения грешника, посылает вдохновение и понуждение с подкреплением, чтобы востекал на путь покаяния и приучился к постоянству (к постоянству богоугождения) (15, с.255).

* * *

Полжизни пропадает у тех, кто не усерден и ленив, кто ропщет, кто сонлив и дремлет при всяком добром деле (32).

Конец земной жизни – неминуемая смерть

Краткая земная жизнь наша подобна догорающей свече и конец ее – неминуемая смерть, за ней гроб и Суд (25, с.453).

ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ есть путь к жизни вечной

Жизнь земная временна, но ею приобретается или погубляется спасение.

Если жизнь земная есть путь к небу, то зачем здесь увлекаться.

Жизнь земная есть время сеяния и выращивания духовных плодов.

Ограничиваться в своей жизни только временным есть безумие.

Ищущие только земных благ подобны иудеям, вышедшим из Египта, но сердцами снова туда стремящимся.

Блага мира сего Бог даровал на нужды, а не на РОСКОШЬ.

Жизнь земная временна, и ошибаются те, которые забывают об этом.

Жизнь подобна свече.

Жизнь временная исчезает как дым.

Жизнь земная есть путь.

Жизнь есть путь, а человек – путник.

Жизнь земная есть путь, а в дороге требуется самое необходимое, а лишнее мешает.

Жизнь есть путь двоякий – праведный и нечестивый, в зависимости от того, кто как живет.

Жизнь человеческая есть ПУТЬ или тесный, или пространный.

Жизнь есть путь, каждый идет или в ПОГИБЕЛЬ, или ко СПАСЕНИЮ.

Жизнь человеческая, как вода мимотекущая в реке.

Жизнь подобна морю волнующемуся.

В жизни человеческой все проходит, все изменяется и снова возвращается.

Жизнь земная изменчива, поэтому стремиться к небесной.

Жизнь земная постоянно сокращается.

Конец земной жизни неизвестен, надо всегда к нему готовиться.

На пути к Небесному Отечеству много труда, скорбей, опасностей.

Жизнь земная неизбежно преисполнена СКОРБЕЙ.

Жизнь земная есть время скорби.

Просить не долгой жизни, но блаженной кончины (8, с.352–359)

Цель земной жизни – стяжание благодати Божией и единение с Богом (7, с.244)

Христианин в своей земной жизни должен во всем подражать Христу. Вместе с тем он непременно должен освободить свою душу от всякой греховной скверны (7, с.306)

Смысл земной жизни

Смысл земной жизни – стяжание благодати Божией и единение с Богом (Там же).

Земную жизнь нужно устраивать по закону Христову

Дай Бог, чтобы наша земная жизнь была устрояема по закону Христову. А этого достигнуть не так бывает просто. Заботы да работа, к тому еще грехов­ные привычки и страсти берут перевес и влекут душу, как пленницу, на дно ада. Помоги нам, Господи, хотя бы на сотой версте опомниться и вернуться к Отцу Небесному (3, с.39).

Земная жизнь для чего дана

Жизнь временная дана человеку для того, чтобы ею он приобрел вечную жизнь. Христианин должен еще здесь, на земле, соединиться со Христом, чтобы земная его жизнь стала началом жизни небесной. Человек, не поза­ботившийся соединиться со Христом, по отшествии из мира сего будет уже не в состоянии что-либо сделать для этого, но во веки пребудет без Бога (7, с.220).

Нужно нам, еще живя на земле, облещись во Христа, жить с Ним и с любовью переносить все то, что Он нам посылает (3, с.60).

Нужно быть полезным окружающим

Нужно всегда стараться проводить свою жизнь так, чтобы она была полезна и для своих родных, и для окружающих нас людей (Там же, с.34).

Будь всем людям не в тягость, а в радость (Там же, с.77).

Люди временны на земле

Все мы, люди, временны на земле, и жизнь наша проходит в печали и болезни. Но познавшие Бога и угождающие Ему доброй жизнью сподобятся новой жизни о Христе Иисусе в загробном мире. С Богом уже здесь, на земле, жить легко. Скорби и болезни те же, но переносятся гораздо легче, так как отступают на второй план. А часто они совершенно исчезают по Божьему повелению (Там же, с.20).

Человек на земле гость и пришелец

Всем нам известно, что земная жизнь человека временна. Здесь чело­век является гостем и пришельцем, а там – вечное его пребывание в Боге (Там же, с.54).

Человек забывает о запросах души

Человек, живя на земле, постоянно стремится удовлетворить свои желания, а о душе и ее запросах забывает (Там же, с.59).

На земле надо приобрести друзей – Ангелов Божиих

Благо тому человеку, который, живя на земле, приобретает посредством добрых дел и исполнением заповедей Божиих для себя друзей – Ангелов Божиих. Именно они и будут вести наши души в обители Отца Небесного, где нет ни скорбей, ни печалей, но одни радости (Там же, с.84–85).

Все на земле временное и скоропреходящее. Однако от этой земной жизни зависит наше будущее, то есть за добро человек получит вечное успокоение, а за зло – вечное мучение. Предвидя это, святые отцы согласны были на земле терпеть все скорби и болезни. Ведь они даже мучения за Христа вменяли ни во что. Шли как на пир Божественной трапезы. Хорошо бы и нам подражать их доблестным подвигам и переносить все скорби и невзгоды с твердой ве­рой и большой любовью, призывая в помощь Того, Кто сказал: «Не бойся, Я с тобой во вся дни твоей жизни». Но горе тому человеку, который забывает свое предназначение и идет широким путем, ведущим в вечную погибель (Там же, с.106).

Как устроять свою земную жизнь

Мы должны устроять свою жизнь так, чтобы приобрести все те доброде­тели, которые пойдут с нами в вечность. А вся наша земная суета не должна препятствовать этому (Там же, с.48).

Как облегчить земную жизнь

Поисповедуйся и причастись Святых Христовых Тайн, и будет легче жить в этой юдоли плачевной (Там же, с.78).

Единственная цель жизни на земле

Истинная и единственная цель жизни на земле – единение с Богом (38).

Жизнь земная полна горя

Жизнь земная полна скорбей и горя. А последние дни человека на земле еще труднее становятся потому, что неизвестно, какая участь за гробом ожи­дает каждого из нас. Хорошо бы было приобрести, живя еще на земле, для своей души духовное богатство. Оно только там и нужно, остальное и земное стяжание становится преградой к получению жизни вечной. Слово Божие говорит, что, если течет богатство, не прилепляйте сердце к нему. И малая вещь может погубить человека, если он будет относиться к ней с пристрастием (3, с.82).

Земная наша жизнь полна всевозможных неприятностей, болезней и невзгод. Но зато верных последователей Христовых ожидает иная жизнь в обителях Отца Небесного (Там же, с.83).

На земле все меняется

Все на земле течет и меняется: одни появляются в мир, а другие отходят в вечность. Конечно, хорошо бы было, живя на земле, приобрести то добро, посредством которого мы смогли бы получить отраду в обителях Отца Небес­ного. Но здесь, по мысли святых отцов, надо приобрести терпение и смирение, одухотворенные любовью. И только благодаря этим добродетелям мы сможем правильно шествовать спасительным путем (Там же, с.86).

В земной жизни есть нечто кратковременное, случайное и преходящее, то есть беспрерывная смена событий в человеческой жизни, падения и восстановления царств, племен, народов, семейной, общественной и государственной жизни (11, с.399).

Все земное пройдет, как пар, и исчезнет бесследно. Все мы – странники и пришельцы на земле (3, с.80).

Земная жизнь влечет к себе человека

Земная жизнь с ее соблазнами и прелестями греховными влечет к себе каждого человека. Но благо тому, кто не прилепляется сердцем своим к этой скверне, а возвышается к Небу, обогащаясь добродетелями, которые уготов­ляют для него вечное блаженство (Там же).

Блаженство на Небе должно заслужить

Человек должен на земле так прожить, чтобы заслужить для себя вечное блаженство на Небе. Много, конечно, здесь встречается и скорбей, и болезней, и горя. И подчас кажется, что все это мы несем как бы незаслуженно, а на самом деле, если поглубже посмотреть нашу жизнь, то мы сочтем, что этого еще и мало по нашим грехам (Там же, с.83–84).

Земная жизнь – это временное наше изгнание (Там же, с.85).

Земная жизнь человека должна постоянно направляться к спасительному маяку – Царствию Небесному (Там же, с.103).

Земная жизнь с ее скорбями и невзгодами постоянно и мучительно терзает нас, а подчас нам кажется, что Бог оставил нас, а также и все друзья и знакомые. Но все это не должно устрашать нас. Ведь все это человек может разрушить, если он во смирении своего сердца будет призывать к себе в помощь возлю­бленного Спасителя Мира и Его Пречистую Матерь. Мы являемся Их детьми, и Они постоянно бдят над нами и помогают нам (Там же, с.110).

Все личное в жизни человека должно быть перестроено на общественное; греховное – на чистое, святое, земное – на небесное, старое на новое (5, с.103).

Как облегчить тяжелую участь человека на земле?

Ответ на этот вопрос не скрыт от нас. Тайну эту мы можем разгадать, если только будем внимательно присматриваться к жизни, а еще более – обращаться за ее разъяснениями к учению Христа, Который не только за человека испил всю чашу земных страданий, но и превознесся паче всех сынов человеческих (Флп.2,9).

Вот почему первая тайна земной жизни – любовь к Богу и всецелое упование на Него. «Возверзи на Господа печаль твою, – говорит Псалмопевец, – и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику» (Пс.54,23). «Бог любы есть» (1Ин.4,16). Вспомним из Священного Писания, почему святой Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Господа? Да потому, что сам он пре­бывал в Боге и Бог был в нем Всецелую любовь к Богу пронес он через всю свою жизнь, эта любовь помогла ему победить всякий страх и непоколебимо стоять на Голгофе при Кресте Спасителя. О пребывании в любви Божией свидетельствует и св.апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал.2,20).

Отступаем мы от любви к Богу порой по своему произволению, забвению, нерадению, но Его Отеческая любовь посылает нам бедствия, болезни, желая отвести нас от пути неправды. Следовательно, мы не должны сетовать, роптать при тяжелых жизненных испытаниях, а благодарить за них Господа. Счаст­лив тот, кто в находящих бедствиях усматривает наказующую и вместе с тем любящую десницу Господа. Такое отношение к скорбям позволяет человеку идти по пути нравственного совершенствования. Поднимем же очи свои от земли к небу за Божией помощью, и она незримо снизойдет на нас. Тогда-то мы получим духовную силу мужественно нести свой крест, данный Богом в нашей земной жизни.

Вторая тайна земной жизни и Божией помощи связана с вопросом служе­ния ближним. Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других, то есть во имя Бога и ближних. Многие люди в тяжелые минуты своей жизни жестоко страдают. Именно они в этот момент, как никогда, имеют нужду в участии и сострадании другого человека. Важно стяжать в себе сердце, горящее огнем любви Божественной и человеческой. Нужно, по Апостолу, духом гореть, Господеви работать в молитве пребы­вать, «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим.12,11–15). Именно служение ближним должно быть самоотверженным, бескорыстным, потому что честь и блага земной жизни проходят как сон, как пылкая мечта. Любить добро, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная кра­сота! А те, ради которых мы будем трудиться, всегда вспомнят о нас, и если не здесь на земле, то в день пришествия Сына Человеческого. А это, в свою очередь, сделает нашу жизнь не столь уже тяжелой и безотрадной, а наоборот, она будет легкой и радостной. Жить для других – это долг любви. А любовь пребывает вовеки. Пребывающий же в любви – в Боге пребывает. Вот это и есть та благодатная сила, которая не мыслит зла и побуждает нас, по Апо­столу, «друг друга тяготы носить» (Гал.6,2). И это надо делать во имя того, что Христос возлюбил нас прежде сложения мира. Во имя Иисуса Христа и ради близких людей нам будет легче нести труды и подвиги. Это третья тайна жизни (7, с.395).

Земная жизнь – подвиг

Земная жизнь – подвиг временного странствования на пути к вечной жизни, и этот подвиг состоит прежде всего в совершенном послушании святым Хр­стовым заповедям и тем самым в приобретении христианских добродетелей, которые должны исполняться христианином постоянно и без разгорячения (Там же, с.440).

Земная жизнь с ее скорбями и бедствиями способствовала внутреннему отрезвлению и перерождению человека. Здесь особенно давала о себе знать заложенная в природу человека совесть (Там же, с.176).

Человек на земле – пришелец, странник, его жизнь тем и дорога, что рано или поздно он возвратится домой – в Отечество Небесное. Но это Отечество Небесное уготовано не для всех, а только для тех, кто живет на земле добродетельной жизнью (3, с.57–58).

Основное в нашей жизни – жить ради Бога и с Богом. Путь земной жизни исполнен больших трудностей и скорбей, которые мы должны нести без ро­пота, достойно христианина (Там же, с.82).

В чем смысл жизни?

Над этим вопросом ломают головы философы и мыслители на протяжении существования всего рода человеческого, и об этом же – зачем я живу? для чего? – задумывается каждый из нас, потому что жизнь оказывается пуста и тягостна, если ты не понимаешь ее смысла. И как же томит бессмысленность существования!

Так в чем он, смысл жизни?

Исцелиться, научиться и вернуться

Священник Лев Аршакян:

– Смысл земной жизни в том, чтобы исцелиться от гордости, научиться послушанию и вернуться в Рай. Для этого пришел на землю Христос, Которого надо научиться любить больше всего на свете, а через Него – и всех христиан. Он говорил про Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). В этом и состоит истинный жизненный путь – обрести жизнь вечную через исцеление, научение послушанию и возвращение в Небесное Отечество. Непослушание изгнало нас из этого Отечества. Заразившись гордостью от диавола, люди перестали быть послушными Богу и были изгнаны из Рая.

Священник Лев Аршакян

Поэтому наша главная задача – всё восполнить: исцелиться от гордости, научиться послушанию у Христа и вернуться в Рай, следуя Христу.

Нам, христианам, надо смотреть в Евангелие

Протоиерей Владимир Вигилянский:

– Уверен, что человек, который решится честно ответить на вопрос, в чем смысл жизни, неизбежно придет к Богу.

Почему? Потому что вне Бога ответ будет плоским, если не пошлым. Что и демонстрируют во всяких сборниках афоризмов многие известные и даже знаменитые гуманисты, для которых смерть бессмысленна.

Многие религии отвечают на этот вопрос очень просто: смысл жизни – в бессмертии. Вот, например, ответ царя Соломона:

«И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2: 9–11).

Протоиерей Владимир Вигилянский

Но нам, христианам, надо смотреть в Евангелие – там есть ответы на любые вопросы. Главные из них в этих словах Христа:

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

Из многочисленных рассуждений святых отцов на эту тему мне запомнилось высказывание преподобного Иустина (Поповича; 1894–1979) – одного из самых близких нам по времени святых:

«Тот, кто победит смерть тела, кто даст и обеспечит бессмертность телу – это многожеланный Бог и Спаситель, это смысл жизни и мира, это радость и утешение человека и человечества».

Смысл жизни может быть только в том, что не исчезнет, даже если закончится жизнь

Священник Валерий Духанин:

– Не столько умом, сколько сердцем ищем мы смысла. И это вовсе не философский вопрос, а потребность души – иметь что-то высшее, что озаряет всю твою жизнь, что дает тебе чистую цель. Смысл жизни – это то, что жизни твоей дает наполненность.

Разве может стать смыслом то, что дается только на время, что легко отнимается, рушится, заканчивается? Смыслом может быть только то, что выше твоей хрупкой жизни, что становится подлинной опорой для всего, что делаешь ты на земле.

Священник Валерий Духанин

Для меня смысл жизни только в Боге. Он – наш Небесный Отец, Он сотворил нас для вечности, и по-настоящему душа имеет благо только с Господом. Так стало с самого момента крещения, когда вдруг открылся сердцу 13-летнего подростка новый мир – мир духовной жизни, богослужения, молитвы, а за всем этим – возможность общения с Господом. Собственно, с того момента вопрос о смысле жизни был как-то сам собой решен, оставались лишь поиски более верных путей, набивание шишек посредством духовных ошибок, поиск правильного духовного руководства.

С Богом любая земная радость становится еще более радостной, а любая скорбь теряет остроту

Но что точно могу сказать, с Богом любая земная радость становится еще более радостной, а любая скорбь сглаживается, теряет остроту и трагичность. Без Бога ничто не радует, становится тусклым, блеклым и незначительным. Поэтому так важно всегда хранить свое сердце и очищать его, чтобы быть сердцем с Господом.

Повторю, что смысл жизни может быть только в том, что не исчезнет, даже если закончится жизнь. Смысл – это то, что наполняет всё твое бытие чем-то высшим, вечным, подлинным. И таковым может быть только общение, общность, единение с Господом.

Зачем идем? Ради спасения

Священник Александр Дьяченко

Священник Александр Дьяченко:

– Этот «простой» вопрос я уже много-много лет задаю молодым и не очень родителям и такого же возраста крестным. И еще никто за все эти годы не ответил мне что-либо вразумительное.

Послушаешь, кому-то важно успеть «реализоваться как специалисту», кому-то «продолжить свой род». Нет, конечно, «родить сына, посадить дерево и построить дом» – дело нужное и полезное. Только зачем становиться классным специалистом и строить дом, если ты всё равно умрешь? Дерево посадил и ушел? Неужели только ради этого? В таком случае от белочки с забытыми ею орешками толку куда как больше, чем от того же специалиста в области высоких технологий.

Ни наука, ни философия, ни какая другая область человеческих знаний не может найти вразумительного ответа на такой, казалось бы, важнейший вопрос: что мы вообще здесь делаем на этой земле? Кто мы такие, и куда идем?

Только один Христос устами того же апостола Иоанна заявляет: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), чем и определяет наше предназначение.

Христос для нас – маяк, позволяющий не сбиться с пути

Мы странники и пришельцы на этой земле. И только тогда есть смысл в нашем здесь странствовании, если знаем путь, которым идем. Христос для нас – маяк, позволяющий не сбиться с пути. Иначе странствование превращается в блуждание во тьме.

Зачем идем? Ради спасения, стяжать Царство Небесное. Домой идем, возвращаясь из мест изгнания. Познавая истину во Христе, приобретаем жизнь вечную.

Человеку надо «усвоиться Богу скорбями»

Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин:

– Не буду оригинален, просто потому, что мое чувствование и понимание смысла человеческой жизни полностью совпадает с мнением Святой Православной Церкви. Святые отцы разными словами говорят об одном: цель жизни человека – это «боговселение», «обоживание», «стяжание Духа Святаго Божиего». А наиболее просто, как мне кажется, хоть и прикровенно, в притче, эту цель определил Сам Господь. На церковнославянском языке эти слова звучат так: «Войди в радость Господа своего» (Мф. 25: 21).

То есть наша цель – достичь радости живого и вечного общения человека с Богом в Царствии Небесном. Другое дело, что для обретения этой радости человеку надо немало потрудиться в этой земной жизни, надо в покаянном труде преображения собственной жизни уподобиться Христу или, словами святителя Игнатия (Брянчанинова), «усвоиться Богу скорбями».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *