Живоносный источник

История появления иконы связана с чудом исцеления, свершившимся ещё в V веке при византийском императоре Льве Маркелле. С тех пор образ почитаем с глубоким уважением во всём православном мире, а молитвы перед ним помогают верующим обрести исцеление от многих недугов.

Правила чтения

Пречистая Дева Мария — это посредница между земным миром и Царством Небесным. К ней обращаются с самыми разными просьбами верующие всего христианского мира. Богородица считается заступницей рода человеческого и всегда помогает тем, кто искренне и с верой молит её о своём спасении.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

Перед началом молитвы нужно очистить свой ум от бытовых мыслей, негативных эмоций и настроиться на процесс. Разум человека полностью должен быть включён в молитвенные слова, чтобы они проникли в сердце. Внимание — очень важное условие правильно вознесённой молитвы. Ведь с вниманием приходит смирение, а со смирением — чувство покаяния. Прежде чем просить, следует искренне раскаяться в своих прегрешениях.

Важно! Не стоит ограничиваться едино разовой молитвой. Читать молитвословие нужно чаще, до тех пор, пока не будет получено желаемое. Ведь только усердная и повторяющаяся молитва воспитывает в нас то самое терпение и смирение, необходимое для осознания собственной греховности и пользы посланных испытаний.

Безусловно, очень благотворно на человека влияет молитва в церкви. Если возможности попасть в храм нет, то можно помолиться дома, уединившись в отдельной комнате. Лучше делать это перед иконой Богородицы с зажженной лампадкой. Спокойная и тихая атмосфера без отвлекающих факторов будет способствовать сердечной молитве с верой и упованием на заступничество Пресвятой Девы Марии.

Чем помогает

Наиболее часто перед образом «Живоносный Источник» Богоматерь просят о:

  • даровании жизненных сил;
  • исцелении от тяжёлых недугов или избавления от немощи духовной.

Молитвы перед другими иконами Богородицы:

  • Акафист перед иконой «Страстная»
  • Акафист перед иконой «Взыскание погибших»
  • Молитва перед иконой «Споручница грешных»

Молитва Царице Небесной помогает побороть вредные привычки, уберечься от дьявольского искушения и не впасть в грех. Людям, скорбящим об утрате или неустроенности жизни, также рекомендуется помолиться перед иконой.

Молитвы перед образом Богородицы помогают верующим обрести исцеление от многих недугов

Как читать

Независимо от того, читается молитва дома или в храме, она должна идти от сердца. Вслух слова достаточно произносить вполголоса или шепотом. Интонация не имеет значения. Молитвы, как правило, читаются монотонно.

Священнослужители говорят, что наличие театральной выразительности в молитве — не что иное, как бесовское искушение.

Не нужно концентрироваться на внешних моментах, главное — вникнуть в смысл сказанного и ощутить тот благоговейный трепет в душе, который испытывает каждый перед своим благодетелем. А именно благодетельницей и матерью для всех людей является Дева Мария. Осенение себя крестным знамением и поясные поклоны выступают проявлением смирения и самоуничижения перед лицом Богоматери, взирающей на грешную душу, обращённую к ней в молитвенном предстоянии.

Можно использовать канонические молитвы, слова которых приведены ниже:

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, милостиво внемлющей молитвам болящих, и от водных источников токи целебныя изливающей страждущим, благодарственное приносим пение. Ты же, всемилостивая Целительнице, приклонися благоутробно гласом нашим хвалебным и от всяких недугов душевных и телесных свободи нас, зовущих:Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая. Видящи, премилосердая Мати Божия, земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволила еси проявляти милости Твоя к нам, исцеляющи души и телеса страждущих; обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную целительницу, воспевающе Богу: Аллилуиа. О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь. О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь. Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Живоносный источник»

11 (24) октября 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:
Ап. от 70-ти Филиппа, единого от семи диаконов (I); прп. Феофана исп., творца канонов, епископа Никейского (ок. 850); прп. Льва Оптинского (1841); Собор преподобных Оптинских старцев.
Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII); мцц. Зинаиды и Филониллы (I).
Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского, пресвитеров (1918).
Икона Божией Матери: «Вододательница».
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол от 70-ти Филипп, диакон

Святой Апостол Филипп был родом из Кесарии Палестинской1. По вступлении в брак, он имел четырех дочерей, которые пророчествовали (Деян.21:9). Впоследствии он был избран святыми Апостолами во диакона и, по рукоположении одновременно со святым первомучеником архидиаконом Стефаном, стал со всем усердием служить верующим, имея попечение об убогих и вдовах2. После того как во время бывшего на иерусалимскую церковь гонения, святой Стефан был убит, и все христиане, за исключением двенадцати Апостолов, рассеялись по областям иудейским и самарийским, в Самарию3 прибыл в то же время и святой Филипп.
Здесь он проповедовал Христа, и все жители Самарии единодушно внимали его проповеди. Проповедь свою святой Филипп подтверждал многими чудесами, исцеляя всякие болезни и изгоняя лукавых духов, кои, выходя из людей, вопили громким голосом. И была тогда радость великая в том городе, потому что принимавшие проповедь Филиппа и уверовавшие в истинного Мессию исцелялись не только от телесных, но и от душевных недугов. Находился же там и некоторый весьма знаменитый и прославленный волхв, по имени Симон, который удивлял всю Самарию своими волшебствами, и все считали его за кого-то весьма великого. Видя великие знамения и чудеса, совершаемые руками Филиппа, и слыша благовествование святого Апостола о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, Симон уверовал и крестился вместе с другими (Деян.8:5-13).
Однажды Апостолу Филиппу явился ангел Господень, повелевая ему идти на юг, на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу4. Идя по сей дороге, святой Филипп встретил Ефиоплянина, евнуха Кандакии, царицы Ефиопской5, возвращавшегося из Иерусалима, куда он ездил на поклонение, в Газу, которая находилась под его управлением. Сидя на колеснице, евнух читал пророческие книги. Апостол научил его вере в Господа нашего Иисуса Христа и, продолжая с ним путь, тут же на пути крестил его6.

(Святой Апостол Филипп диакон и евнух царицы. Косово, Дечани, церковь Христа Пантократора, XIV век)
После крещения евнуха, Апостол Филипп был восхищен ангелом и перенесен в Азов7 и, проходя, проповедовал слово Божие по всем городам, пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил некоторое время вместе с своими четырьмя дочерьми, девами – пророчицами. После сего он снова возвратился в Иерусалим. Будучи здесь поставлен святыми Апостолами во епископа, он послан был затем на проповедь в Малую Азию в город Траллию8. Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, Апостол Филипп отошел ко Господу в глубокой старости.
__________________________
Примечания
1 Кесария – город Палестинский на восточном, берегу Средиземного моря, построенный царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь Кесаря Августа (Римского императора Октавия Августа). Город сей подвергался неоднократным разрушениям и в настоящее время на его месте только развалины, покрытые дикими растениями.
2 Святой Апостол Филипп принадлежал к числу семи диаконов, на которых было возложено Апостолами заботиться о вдовах и сиротах и служить при общественных христианских трапезах. Деян.6:1-5.
3 Самария, как страна или область Палестины, занимала середину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу – Галилея, к югу – Иудея, к востоку – Иордан, к западу – Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне; на месте его стоит одна бедная деревенька Сабустие (прежде город Севастия).
4 Газа – один из самых древнейших Филистимских городов, служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Недалеко отсюда расположен новый город позднейшего происхождения того же имени.
5 Кандакия – царица Ефиопии или Мерое, государства, находившегося в древней Ефиопии, в Африке, к югу от Египта. Имя Кандакии было общим названием цариц Ефиопских. Евнух – страж царского гарема на востоке; впоследствии это наименование сделалось общим титулом царедворцев. Обращенный святым Филиппом евнух был прозелит, т.е. обращенный в иудейскую веру из язычества; как благочестивый чтитель сей веры, он приезжал в Иерусалим на поклонение.
6 См. повествование о сем в Кн. Деян. Ап. гл. 8, ст. 26-39.
7 Азов – древний известный город филистимский, на восточном берегу Средиземного моря, недалеко от Газы. Ныне здесь – небольшое селение Ездуд.
8 Траллия – лидийский город на северо-западе Малой Азии.
Тропарь апостола Филиппа
глас 3
Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.
Кондак апостола Филиппа
глас 8
Ученик и друг Твой и подражатель страсти Твоея,/ вселенней Бога Тя проповеда богоглаголивый Филипп;/ того молитвами от врагов пребеззаконных/ Церковь Твою и всяк град Твой// Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Молитва святому апостолу Филиппу
О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Преподобный Лев Оптинский

Память 11 октября, в Соборах преподобных Оптинских старцев и Брянских святых.
В миру Лев Данилович Наголкин, родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.
В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский монастырь (Орловской губернии), где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.
В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря — в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.
В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником.

(прп. Паисий Величковский)
Сам Паисий Величковский долгое время подвизался на Афоне, где особую монашескую общину — скит святого Илии. Там же он в 1758 году был рукоположен в священный сан.

(скит пророка Илии, Афон)
Так через прп. Паисия Величковского и прп. Льва Оптинского неразрывно оказываются связанными традиции старчества афонского, румынского и российского.
Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.
В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.
Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.
Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».
Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин.
Скончался 11 октября 1841 года.
Собор преподобных Оптинских старцев

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.
26-27 июля 1996 года еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местно-чтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11 октября.
10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В Собор входят:
1. Прп. Лев, иеросхимонах (+ 1841, память 11 октября)
2. Прп. Макарий, иеросхимонах (+ 1860, память 7 сентября)
3. Прп. Моисей, схиархимандрит (+ 1862, память 16 июня)
4. Прп. Антоний, схиигумен (+ 1865, память 7 августа)
5. Прп. Иларион, иеромонах (+ 1873, память 18 сентября)
6. Прп. Амвросий, иеросхимонах (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
7. Прп. Анатолий Старший, иеросхимонах (+ 1894, память 25 января)
8. Прп. Исаакий Старший, схиархимандрит (+ 1894, память 22 августа)
9. Прп. Иосиф, иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)
10. Прп. Варсонофий, схиархимандрит (+ 1913, память 1 апреля)
11. Прп. Анатолий Младший, иеросхимонах (+ 1922, память 30 июля)
12. Прп. Нектарий, иеромонах (+ 1928, память 29 апреля)
13. Прп. Никон, иеромонах, исповедник (+ 1931, память 25 июня)
14. Прмч. Исаакий Младший, архимандрит (+ 1938, память 26 декабря)
Тропарь преподобных Оптинских старцев
глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.
Кондак преподобных Оптинских старцев
глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.
Величание преподобных Оптинских старцев
Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.
Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим
О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.
Священномученик Филарет Великанов, пресвитер

Память 11 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 14 мая 1873 года в семье диакона города Верхний Ломов Пензенской губернии.
Окончил Пензенскую духовную семинарию.
7 октября 1891 года был определен на псаломщицкое место к соборной церкви города Нижний Ломов.
С 18 октября 1895 года состоял учителем Нижне-Ломовской воскресной школы.
25 мая 1896 года рукоположен во диакона к Рождественской церкви села Суркино Наровчатовского уезда.
10 сентября 1896 года был назначен на диаконско-учительское место Рождественскую церковь.
11 июня 1897 года был перемещен в село Большой Азяс Краснослободского уезда.
23 августа 1901 года назначен экономом Краснослободского духовного училища.
2 марта 1904 года был назначен диаконом села Оброчное Краснослободского уезда.
В марте 1904 года назначен экономом Тихоновского духовного училища города Пензы.
10 июня 1909 года назначен экономом Пензенской духовной семинарии.
30 октября 1916 года рукоположен в сан священника. Будучи вдовцом, стал целибатным священником.
В ноябре того же года его перевели на должность эконома Казанской духовной академии.
Февральский и октябрьский перевороты о. Филарет воспринял, как ужасные и несправедливые события, однако всецело положился на волю Божию и продолжил свое духовное служение вопреки неизбежно надвигающемуся террору.
23 мая 1918 года был единогласно избран в члены-сотрудники Московского Археологического института (бывший Императорский Московский институт им. Императора Николая II).

(вхождение Красной армии в Казань, 1918 год)
10 октября 1918 года, председателем ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацисом был подписан ордер на обыск и арест священника Филарета Великанова, а 11 октября отцу Филарету уже предъявили показания двадцатиоднолетнего Кузьмина, «коммуниста отряда ЧК», и Тимофея П., «взводного отряда ЧК», которые во время белочешского мятежа будто бы были опознаны Великановым, когда тот — вооруженный (!)— ходил по Академической слободке и требовал расстрела прятавшихся коммунистов. Свидетельство Кузьмина (до работы в ЧК служившего денщиком у генерала Воронова) могла якобы подтвердить одна женщина, но ее «не оказалось в городе», показания же другого «свидетеля» и вовсе были опровергнуты его земляком (тем, что приютил скрывавшегося чекиста), заявившим, что во время осмотра квартир академических служащих Великанов не только не был вооружен, но и никому ни арестом, ни расстрелом не угрожал.
Находился в заключении в Казанском доме Набокова по ул. Гоголя, где помещалась ЧК. В подвалах «Набоковки» проходили расстрелы заключенных.
Чудом уцелело предсмертное письмо о.Филарета ректору академии епископу Анатолию. В нем выражена внутренняя борьба чувства усталости и растерянности от допросов и издевательств с чувством пастырского достоинства и христианского смирения, смирения до самоуничижения. В его строках и сокрушение о жизни, и покаяние о прегрешениях, содеянных в ведении и неведении, и скорбь о больной матери, которую просто убьет известие о расстреле сына, и недоумение по поводу предъявленных обвинений, и величие духа одного из тех тысяч священномучеников, что в страшный век всеобщей апостасии явили нам подвиг свидетельства о Христе.
22 октября 1918 года был приговорен к расстрелу по обвинению в «участии в контрреволюционной авантюре чехословаков».
Был расстрелян 24 октября 1918 года в Казани.
31 октября в журнале собрания Казанской духовной академии появилась следующая запись: «перед началом заседания Преосвященный Ректор Академии сообщил о внезапной кончине эконома Академии, священника Филарета Иоанновича Великанова».
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Священномученик Александр Гривский, пресвитер
Священномученик Александр Гривский родился 25 мая 1874 г. в погосте Болчино Порховского уезда Псковской губернии в семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского. Семья, в которой он родился, принадлежала известному в Псковской губернии роду Гривских. Представители этого рода оставили заметный след в истории Псковской губернии. Они подвизались на ниве образования, народного просвещения и культуры, многие становились священнослужителями.
В семье протоиерея Симеона Афанасьевича Гривского сыновья шли по стопам отца. Протоиерей Симеон служил в Христорождественской церкви с. Чирская, преподавал Закон Божий и заведовал церковно-приходской школой. Его сыновья – Александр, Сергий и Никандр, подрастая, один за другим поступали в Псковскую Духовную семинарию. После окончания семинарии они приняли священный сан и служили священниками в разных приходах Псковской епархии. Сам глава семейства продолжал служить Святой Церкви до глубокой старости.
В годы гонений XX столетия все трое братьев-священников стали мучениками за Христа. Двое из них прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских. Старший в семье, священник Александр Гривский, был расстрелян ЧК в 1918году; священник Никандр Гривский, служивший в Христорождественской церкви п. Почеп Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Тверская обл.), был приговорен НКВД к 10 годам лишения свободы. В Соловецком концлагере он тяжело заболел и получил инвалидность. В1932 г. заключение в концлагере было заменено ему на ссылку до окончания срока. В 1938 г. НКВД санкционировал его новый арест и приговорил к 5 годам лишения свободы за «контрреволюционную деятельность». 2 октября 1940 года священник Никандр Гривский скончался в заключении в Обозерском лагпункте Архангельской обл. Священномученик Никандр Гривский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников от Тверской епархии.
Младший из братьев, священник Сергий Гривский, настоятель Вышегородской церкви Дедовичского р-на, один из самых активных представителей духовенства своего времени, был арестован органами НКВД в 1937 г. На допросах он, не выдержав давления следствия, признал свою «вину» по ложно возведенному на него обвинению в контрреволюционной и антисоветской деятельности, был приговорен к высшей мере наказания по ст. 58 УК РСФСР и расстрелян 3 декабря 1937 г. в застенках Псковской тюрьмы. Захоронен в безвестной могиле.
Священномученик Александр Гривский образование получил в Псковской Духовной семинарии. В 1907 году Александр принял сан священника с назначением в погост Сине-Никола Опочецкого уезда, где служил около 1 года. Затем, с благословения Высокопреосвященного Арсения (Стадницкого), архиепископа Псковского и Порховского, он был переведен в с. Подоклинье к церкви Богоявления Господня.
Супруга отца Александра – матушка Нина Симеоновна Гривская – имела хорошее образование. Она окончила курс в Институте Императрицы Марии в С.-Петербурге и занималась преподавательской деятельностью, что было в традиции семей духовенства того времени.
Наступил роковой 1917 год. Начались расправы богоборцев с «классовым врагом» – православным духовенством и церковнослужителями. Отец Александр не мог молчать, взирая на беззакония, творившиеся повсеместно. С амвона стало звучать его смелое слово в защиту веры и народных святынь, осквернявшихся представителями богоборческой власти. Его слово приобрело обличительный характер. Многим было ясно, что большевики не простят священнику его проповедей, раскрывающих суть происходящего в стране.
Так оно и случилось. Осенью 1918 года настоятель Подоклинской Богоявленской церкви был арестован и препровождей в тюрьму г. Порхова.
Сведения о мученической кончине отца Александра, хоть и скудные, все же дошли до наших дней.
Отец Александр при аресте был сильно избит. В его аресте принимала участие молодая женщина в черной кожаной тужурке, входящая в рабочую группу ЧК. Она была грозой местного края; о ее жестокости ходили страшные слухи, ее видели во многих местах, где совершались подобные аресты. Отец Александр не мог устоять на ногах. Он упал. Побои не прекращались. Избитый, полуживой о. Александр был поднят за руки и за ноги и брошен на подводу. Когда подвода двинулась, было видно, как содрогаются в конвульсиях ноги священномученика. Отца Александра увезли в г. Порхов.
11 октября 1918 года отца Александра расстреляли за городом, в так называемых «Песках». Подробности расстрела неизвестны. Могила священномученика Александра не обнаружена.
При аресте присутствовала матушка, Нина Симеоновна Гривская. Она едва осталась жива, потрясенная происходящим. После расстрела о. Александра она оставалась в Подоклинье и продолжала работать учительницей. Впоследствии ей пришлось скрываться как жене «служителя религиозного культа». Простые люди жалели ее, помогали, кто как мог. В случаях явной опасности прятали по разным домам. Уважаемая односельчанами, Нина Симеоновна Гривская дожила до глубокой старости и окончила свою жизнь в Подоклинье. Похоронена на местном кладбище.
Священник Александр Гривский был расстрелян одним из первых в Псковской епархии, как дерзновенный и бесстрашный пастырь, не убоявшийся обратить обличительное пастырское слово против богоборческого режима и его адептов. Он служил Святой Церкви в священном сане 11 лет. Светлая память о нем в народе Божием, несмотря на годы, жива и поныне.
(Церковь Богоявления Господня, село Подоклинье, Порховский район, Псковская область)
Село Подоклинье, где священноиерей Александр возрос в меру святости, замечательно еще и тем, что сквозь годы беспримерных гонений, войн и пожарищ сохранило свою главную святыню – древнюю Подоклинскую Богоявленскую церковь и в ней – дивную икону Божией Матери «Отрада и Утешение».
Мученицы Зинаида и Филонилла Тарсийские
Мученицы Зинаида и Филонилла, родственницы святого апостола Павла, были родом из Тарса. Святые оставили свой дом и поселились в пещере близ города Димитриады и жили там в непрестанных молитвах и трудах. Они владели врачебным искусством и охотно лечили всех, кто обращался к ним за помощью, исцеляя их души обращением к Истинному Богу. За святую ревность о Господе проповедницы приняли мученический венец: идолопоклонники побили их камнями.
Тропарь мученицы Зинаиды Тарсийской
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Зиноидо, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Зинаиды Тарсийской
глас 2
Храм твой всечестный, яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице Зинаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Икона Богородицы «Вододательница»
Одна из 120 икон на образе Богородицы «Нечаянная Радость» со 120 чудотворными иконами Богородицы. Москва. Середина XIX в. Дерево, левкас, темпера. Размер: 121 х 94 см. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Других сведений об этой иконе не сохранилось.

Икона Божией Матери “Живоносный Источник”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Далеко не все верующие люди знают о том, какая история кроется за каждым известным образом. Некоторые из них красивые, а другие переполнены философским смыслом, который актуален даже через века. Икона «Живоносный Источник» – одна из наиболее почитаемых святынь в христианской вере. Она имеет очень глубокий смысл. Православные люди искренне верят в ее чудодейственную силу, которая способна избавить от многих проблем.

История иконы

Древнее предание гласит, что в 5 веке неподалеку от Константинополя была рощица, посвященная Пресвятой Богородице. С давних времен в ней бил источник, известный своими чудесами. Но со временем он зарос тиной и кустарником. Шли десятилетия и века, о роще постепенно забыли. А со временем люди даже потеряли то место, где она находилась. Вновь его обнаружили только в 450 году. Случилось это в годы правления императора Маркиана. Однажды по пути в Константинополь воин Лев Маркелл повстречал слепого старца. Случилось это возле той самой рощи. Христианин узнал, что старик потерялся. Он отвел его отдохнуть в тень рощи, а сам пошел искать воду.

Поступок Льва оценила сама дева Мария. Пробираясь по густой роще, воин услышал голос. Богородица велела ему отыскать заросший родник и намазать тиной из него глаза путнику. Лев действительно вскоре отыскал источник, набрал из него воды и взял тину, которой смазал глаза старику. Слепец сразу прозрел. Богородица тогда предсказала воину, что он станет императором. Ее пророчество сбылось через 7 лет.

Фото 1. Образ имеет очень давнюю историю.

Лев поклялся построить храм в честь Богородицы на том месте, где случилось чудо. Явление произошло 4 апреля 450 года.

Через некоторое время Лев действительно стал императором. Тогда он и вспомнил свое обещание, которое он и сдержал:

  • Около святого источника было расчищено место. Возле родника выложили каменный бортик.
  • Здесь же был построен храм, посвященный Деве Марии.
  • Священное место назвали живоносным источником. Это название дал Лев Маркелл, раскрывая истинную суть этого удивительного места. Ведь вода из родника дает благодать. Такое же название было дано иконе.

Позднее другой правитель по имени Юстиниан построил в знак благодарности еще один храм, поскольку Царица Небесная излечила его от заболевания ног. А вот дальнейшая история этого места достаточно печальная. На Святую землю в 15 веке пришли воины, которые запретили приближаться к святыне. А в 19 веке источник был засыпан землей. Но всего через несколько лет люди восстановили святыню. Христиане не могли допустить того, чтобы роща Богородицы была забыта. В те времена уже правил султан, который более терпимо относился к иноверцам. На святом месте он разрешил возвести еще один храм. Его освятил Константинопольский патриарх в 1835 году. Христиане расчистили источник. Под развалинами они обнаружили полусгнивший от сырости лист, на котором были зафиксированы 10 чудес, произошедших в 1824-1829 годах. Неподалеку от нового храма была построена больница и богадельня.

Чудеса источника

С удивительным источником связано множество чудес. Одна из легенд рассказывает, что фессалиец с юных лет мечтал посетить Живоносный источник. И вот однажды он решился воплотить в жизнь свою мечту. Но в пути он заболел. Предчувствуя уход, он попросил спутников, чтобы после кончины его тело отвезли к источнику. Мужчина хотел, чтобы на него вылили три емкости живоносной воды, а потом погребли его. Его просьба была выполнена. Легенда гласит, что возле Живоносного источника мужчина воскрес. После этого он принял иночество и служил Богу до конца своих дней.

Это далеко не единственный пример исцеления родниковой водой. Если верить легендам чудеса происходят только в том случае, когда человек искренне читает молитву и живет с верой в Бога.

В 527 году Юстиниан Великий, будучи императором, сильно болел. Однажды ночью он услышал голос, который поведал ему о том, что излечиться он сможет только после того, как выпьет воду из источника. Однако правитель не знал, о каком именно источнике идет речь. Он долго думал, пока к нему не обратилась Царица Небесная. Она позвала Юстиниана за собой, чтобы он испил из ее источника. Целебная вода дала возможность правителю вылечиться.

Значение иконы

Икона «Живоносный Источник» имеет глубокий смысл. Он не заключен лишь в том, чтобы показать живительную силу воды. Живоносный источник представляет собой олицетворение Девы Марии, вынашивающей всеобщего Спасителя, который одаривает жизнью тех, кто искренне в него верит.

Фото 2. Божия Матерь помогает тем, кто искренне верит и молится.

Не зря же считается, что Господь – это жизнь, а Богоматерь – это ее источник. Как заботливая мама, Дева Мария способна исцелять тела и души, беря под опеку всех людей.

Описание

Православные люди ежегодно на Пасхальной неделе празднуют день иконы «Живоносный Источник». Праздник приурочен к памяти о реставрации храма в Константинополе, который назван «Живоносным Источником». Речь идет о том храме, который был воздвигнут Львом І. Ежегодно в праздничный день с пасхальным крестным ходом происходит водоосвящение.

Изначально на списках иконы Божией Матери «Живоносный Источник» изображали только сам источник. Позднее в композиции появилась чаша, а потом образ дополнили еще водоемом и фонтаном. Богородица с младенцем всегда находится над каменной чашей. У водоема изображаются люди, которые пьют целебную воду, чтобы исцелить душу и тело.

О чем просят

Перед образом «Живоносный Источник» верующие молятся, чтобы избавиться от душевных и телесных недугов. Особенно помогает молитва пожилым верующим. Икона помогает избавиться от страстей и пагубных привычек. Богородица исцеляет людей, которые находятся в отчаянии, и ищут утешения. Молитва у образа спасает при неизлечимых заболеваниях.

Божия Матерь очень милосердна, поэтому верующие могут просить обо всем. Любящая Дева Мария помогает в любой ситуации.

Фото 3. У образа “Живоносный Источник” можно просить обо всем, что беспокоит.

У иконы можно просить:

  • Избавления от недугов, которые не дают спокойно жить и изматывают человека.
  • Избавление от табакокурения и алкогольной зависимости. Божия Матерь спасает от тяжелых зависимостей.
  • Избавления от угрызений совести, скорби. Если такие чувства поселились в душе и нет сил от них избавиться, Богородица поможет всем страждущим.
  • Защиты от грехов, которые сильно манят человека. Если боитесь не устоять перед ними, молитва поможет не нарушить Христовы заповеди.
  • Если не удается справиться с массой навалившихся проблем, стоит заручиться поддержкой Божией Матери.

Списки

Иконографический образ «Живоносного Источника» имеет древние византийские корни. По типу изображения икона относится к «Никопеи Кириотисса» или «Знамению».

Изначально в списках «Живоносного Источника» не был изображен сам источник. Вода стекала с рук Богородицы. Позднее композиция была изменена. В России со временем иконографический сюжет был усложнен. Так появился кладезь с водой, возле которого находились Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий. Они достают воду и предлагают ее верующим. На переднем плане можно увидеть людей, одержимых болезнями.

Постепенно композиция образа стала настолько сложной, что Божия Матерь стала лишь ее частью. Сложно найти икону со столь богатым и полным сюжетом. В 1668 году знаменитый иконописец Симон Ушаков со своими учениками создал икону «с чудесами». На шестнадцати клеймах были изображены чудеса, свершившиеся у Живоносного источника.

Фото 4. Издавна на Руси освящают воду в преддверии праздника.

Стоит сказать, что икону издавна очень почитали на Руси. В Саровской пустыне даже построили храм образа «Живоносного Источника». Богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский направлял молиться около чудотворной иконы, исцелялись.

В 16 столетии в России установился обычай освящать источники около храмов и монастырей.

Изображение источника присутствует и на горе Афон. Оно датировано первой половиной 15 века. Фреска Святого источника письма Андроника Византийца находится в монастыре Святого Павла.

После падения Византии православие активно развивалось на Руси. С его приходом на русские земли появилось много святых образов и богослужебных книг. Особенно почитали образ Божией Матери. Наибольшей популярностью пользовались иконы, написанные в древние времена на побережье Босфора. Одним из таких образов был «Живописный Источник». О его распространении на Руси говорят археологические находки. На территории Крыма было найдено блюдо с ликом Богородицы и чашей. Находка датирована 13 веком. Считается, что это одно из наиболее ранних изображений такого плана на территории нашей страны.

Еще одно изображение датировано 14 веком. Свидетельства о нем можно найти в работах историка Никифора Каллиста. Церковник очень подробно описал икону Богородицы с водоемом.

Где необходимо молиться

Общаться с Богородицей можно в любом месте. Однако на территории России есть немало храмов, которые освящены в честь иконы «Живоносный Источник»:

  • Первой такой церковью стало деревянное строение, возведенное по приказу князя Голицына еще в 17 веке. Архитектурный памятник дошел и до нашего времени. Находится он в Царицыно. В местном храме есть не только чудотворный образ, но еще святые мощи.
  • Церковь образа была построена около приюта для нищих. Потом она сгорела во время пожара. На ее месте возвели каменную церковь, выполненную в стиле барокко.
  • А в Арзамасе храм «Живоносный Источник» выполнен в форме корабля. Церковь известна необычным алтарем, выполненным местными мастерами. Храм был не так давно восстановлен и сейчас функционирует.
  • Еще одна церковь находится в Меткино Московской области. Если верить летописям, в 17 веке неподалеку от Москвы находился деревянный храм Дамиана и Космы. В 1701 году его сожгли. Но верующие успели спасти большую часть икон. Реликвии перенесли в маленькую часовенку, находящуюся неподалеку. На месте сгоревшего храма был в 1848 году построен новый. В 1829 году здесь произошло явление святой. А в 1840 году в церковь передали чудотворный образ. С тех самых пор в храм съезжаются верующие.

Фото 5. Храм в Царицыно – одно из тех мест, где можно помолиться образу “Живоносного источника”.

Перед ликом Девы Марии происходили разные чудеса. Что-то подобное может произойти с каждым человеком. Произойдет ли чудо, зависит от силы веры человека. Перед молитвой необходимо прогнать из сердца все сомнения. Тогда ваши просьбы будут услышаны.

Моление перед образом

Во время прочтения молитвы необходимо вдумываться в каждое слово. Следует понимать смысл каждого из них. Духовники говорят, что молению нужно учиться. Верующие должны мысленно следить за словами молитвы, а не произносить их автоматически. Формальные речи не достигнут цели. Только искренняя молитва будет услышана Царицей Небесной. Очень важно, чтобы человек имел душевное умиротворение.

Если просящий чем-то озадачен или расстроен, то разговор не состоится. Суть любой молитвы состоит в том, что во время ее прочтения люди меняются, а также меняются их мысли и поступки. Молиться можно не только дома, но и в храме. В церкви можно заказать молебен. Обычно его служат после литургии.

Если хотите, чтобы молились о нуждающихся в помощи людях, необходимо заранее подать записку, указав в ней имена. В каждой можно записать всего 10 имен. Все они указываются в православном написании.

Когда священники читают водоосвятный молебен, после его завершения прихожане могут брать освященную воду. Ее принимают по утрам с молитвой на голодный желудок.

Где разместить икону

Современные люди утратили многие христианские традиции. Однако верующие непременно должны держать в доме иконы. Не зря же говорят, что дом – это продолжение храма. Если вы хотите повесить в квартире образ «Живоносный источник», то разместите его в восточной стороне, поскольку на восток обращены молитвы людей. В православии нет каких-то особенных правил для мест домашнего моления. Икону можно разместить в любом подходящем месте, где удобно совершать молитву. Конечно же, образ не должен находиться возле приборов, картин и статуэток.

Фото 6. “Живоносный источник” – один из тех образов, которые стоит повестить в доме.

Среди домашних икон непременно должен быть образ Божией Матери. Хорошо, если это будет «Живоносный источник».

Икона Богородицы «Живоносный Источник»

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, милостиво внемлющей молитвам болящих, и от водных источников токи целебныя изливающей страждущим, благодарственное приносим пение. Ты же, всемилостивая Целительнице, приклонися благоутробно гласом нашим хвалебным и от всяких недугов душевных и телесных свободи нас, зовущих:

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Икос 1

Ангели святии благоговейно Тебе служат и вси небожителие немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, яко Родительницу Царя Христа Бога. Мы же грешнии, подражати им дерзающе, молимся Ти: сподоби нас непрестанно Тебе возносити благодарения за премногую милость Твою ко всему роду христианскому. Аще и недоумевает всяк язык восхвалити Тя по достоянию, но, ведуще благость Твою, и мы, недостойнии служителие Твои, дерзновенно отверзем уста наша, и наполнятся духа, и достойное отрыгнем похвальное слово, Царице Божией Матери зовуще таковая:

Радуйся, благословенная в женах Дево благодатная; радуйся, Всевышняго Бога Мати, Духа Святаго пребывание.

Радуйся, дара Божия благодати источниче преизобильный; радуйся, чудес реко присносущная.

Радуйся, источниче радости непрестанныя; радуйся, источниче милости неизсякаемыя.

Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.

Радуйся, обидимых заступнице; радуйся, печальных утешительнице.

Радуйся, бедствующих помощнице; радуйся, заблуждающих наставнице.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 2

Видящи, премилосердая Мати Божия, земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволила еси проявляти милости Твоя к нам, исцеляющи души и телеса страждущих; обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную целительницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий воистину превзошла есть любовь Твоя ко всем недужным, егда милостиво призрела еси на страждущаго слепца, томившагося в лесной чащи и повелела еси царю Льву почерпнути воды от живоноснаго источника Твоего и утолити жажду слепаго, да вси, ведуще Твое сострадание к страждущим, песненно Тебе вопиют:

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, оставленных врачми на Свои всемощнеи руце приемлющая.

Радуйся, милосердая всех нас о Христе Мати; радуйся, презренных и отверженных от погибели избавляющая.

Радуйся, сердца злых человек умягчающая; радуйся, от клеветы и досаждения и иных бед спасающая.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 3

Сила благодати Божией осеняет всех, с верою и благоговением прибегающих к Твоему, Пречистая Госпоже Богородице, предстательству; темже и мы к Тебе, Всемилостивейшая Покровительнице наша, приходим и умильно зовем: научи нас прославляти всечестное и всехвальное имя Твое и достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подаеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение, разслабленным укрепление, скорбящим утешение, и всем коегождо потребу подаеши. О, Божия Мати, со умилением к Тебе припадаем и богатыя Твоея милости ожидающе, усердно тако вопием:

Радуйся, радосте наша, Еюже слезы от очей отъемлются наших; радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Радуйся, яко Тобою наша благая желания исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.

Радуйся, благословение домов и семейств благочестивых; радуйся, отрадо наша и дивное о нас попечение.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице, ибо всегда пред Господним престолом стоиши и, воздвигши руце Свои, молишися, яко да нашу недостойную молитву приимет Господь, Царь славы, и исполнит прошения призывающих имя Твое святое, зовущих Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша царь Лев глас Твой божественный, Пресвятая Владычице, повелевающий помазати очи слепому водою источника и сотвори, якоже глас Твой повеле, и абие прозрев слепец, позна Тя сострадательницу быти всем немощствующим, с верою просящим у Тебе помощи и в болезнех исцеление, и созда тамо у Твоего источника храм имени святому Твоему, да вси, получивше Твою милость, непрестанно благодарственно славят Тя, Богородице, тако:

Радуйся, благодатный Источниче, источаяй нам неоскудныя милости; радуйся, избавляющая нас от бед.

Радуйся, ненадежных надеждо; радуйся, скорбящих отрадо.

Радуйся, Мати Бога Вышняго; радуйся, яко за всех Ты молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего.

Радуйся, всех скорбящих и болезнующих утешительнице; радуйся, всех немощей телесных и душевных исцелительнице.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 5

Благодатная врачевания Ты изобильно подаеши всем немощствующим, сего ради Тебе, божественной целительнице, на освященных Тобою водных источницех храми созидаются, Пресвятая Дево, да вси вернии довольно наслаждаются знаменьми Твоея милости, еяже не лиши и нас, смиренных чад Твоих, по долгу воспевающих и вопиющих чудес творцу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видим Животворный источник, Владычице, яко воистину вторую Силоамскую купель, в нейже вся болезни наша исцеляются и не токмо единою в лето и первым входящим здравие тела подаеши, но всегда всякий недуг и всяку язву душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе прибегающих, сего ради вопием Ти:

Радуйся, неусыпная наша Предстательнице пред Богом; радуйся, яко свеща неугасимая, в молитвах за нас у престола Господня присно горящая.

Радуйся, Мати милосердия и щедрот; радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающего, на помощь нам ускоряющая.

Радуйся, в день отчаяния нашего от обдержащих нас недугов и скорбей матерински утешающая; радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая.

Радуйся, от внезапныя смерти избавляющая; радуйся, при кончине нашей причастия Святых Таин сподобляющая.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы, и несть града или страны, идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христианских. Наипаче же обыкла еси чудотворити чрез водное естество; священным призыванием Твоего Святаго имене обильно изливаеши струю милости на всех страждущих; даруй убо всем с верою причащающимся или кропящимся святою водою совершенное исцеление, да славословим Тя и Сыну Твоему Христу Спасителю зовем: Аллилуиа

Икос 6

Возсияла еси в животворном источнице Твоем, Пресвятая Владычице, токи благодатных исцелений всем страждущим от различных недугов, и в нашей стране светиши светом чудес и милостей; притекающии бо к Тебе и скорбей избавление, и недугов исцеление, и радости всякия исполнение приемлют; о, Госпоже Царице и Владычице, Ты всегда воздвизаеши руце Свои на умоление пред Сыном Твоим и Богом, услыши и ныне нас, усердно вопиющих к Тебе таковая:

Радуйся, животворныя воды источниче неистощимый; радуйся, бане, омывающая греховную скверну.

Радуйся, скорбей наших услаждение; радуйся, печалей наших утоление.

Радуйся, болезней наших врачевание; радуйся, от всяких бед наших избавление.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 7

Хотящи всем показати любовь Твою велию к страждущим людям, Богородице преблагая, благоизволила еси в водном естестве проявити Твою целительную силу и даровала еси животворную благодать водному источнику в чащи лесной во исцеление слепаго, и научила и нас имя Твое святое пред сею водою призывати, верующе и дерзновенно уповающе, яко и ныне воде сей милостивно даруеши ту же благодатную силу и исцеляеши ею всех нас страждущих, да благодарственно во веки о Тебе вопиют людие Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери, Господи, и дивными чудесы преизобилующий даровал еси нам Ея источник, да, в водных струях его изобильно черплюще благодатная врачевания, вси немощнии Твои люди верою сердечною и от души любовию прославляют небесную целительницу, Всесвятую Матерь Твою, и зовут таковая:

Радуйся, алавастре врачевания, на всякий недуг врачевство содержай; радуйся, милосердная Целительнице всех немощей душевных и телесных.

Радуйся, узы греховныя кающихся грешников разрешающая; радуйся, о всем мире усердная предстательнице.

Радуйся, скорбящих матерей тихое веселие; радуйся, вечною радостию нас одевающая.

Радуйся, вдовиц заступление; радуйся, безпомощных сирот благосердное призрение.

Радуйся, детям, неудобь учащимся, разум дающая; радуйся, юности охранительнице.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко водный Твой источник, Владычице, чудотворное действо являет и всякия болезни исцеляет всем; темже, познающе силу Божию по Твоему милостивному предстательству, прославляюще Господа Бога, с верою и умилением поем Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Все земное житие наше зде болезненно есть и слезно от клеветы, досаждения, укоризны и иных многих бед и напастей; немотствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред Твоим пречистым образом припадающе, молимся: исполни радостию сердца наша, да вопием Ти:

Радуйся, Царице неба и земли; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и Ему же о нас моления приносящая.

Радуйся, всех к Тебе прибегающих милостию Твоею покрывающая; радуйся, всех радосте, печали наша утоляющая.

Радуйся, неправедно гонимых и обидимых заступнице; радуйся, гонящих и обидящих праведная отмстительнице.

Радуйся, Милостивная, нас добре милующая; радуйся, отчаянных на путь истины направляющая и к Богу возводящая.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 9

Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава пременяется, богатство безследно преходит, здравие и красота телесная увядают, друзи и искреннии отъемлются; о, Милосердная, услади и наша скорби, подающи нам истинную радость, вопиющим к Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствуяй язык не может изрещи велию славу Твою, Богородице, еюже Ты прославилася еси в дивных делех Твоего милосердия к роду христианскому; о, Мати Божия, Мати Всеблагая, милосердию Твоему несть конца и величие Твое кто исповесть? Да будет же всесвятое имя Твое во век преблагословенно и да будет с Тобою слава, достойная величия святейшаго имене Твоего, от нас же недостойных приими архангельский глас:

Радуйся, Благодатная, яко Господь с Тобою; радуйся, благословенная в женах.

Радуйся, обретшая благодать у Бога; радуйся, освященная Духом Святым.

Радуйся, осененная силою Всевышняго Бога; радуйся, богоизбранная Отроковице, Приснодево.

Радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, верная рабо Господня.

Радуйся, яко Тя ублажают вси народи земнии; радуйся, Родительнице Небеснаго Врача.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 10

Спасти хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, даровала еси нам целительную благодать в воде, освященной призыванием имене Твоего святаго, темже мнози скорое получают исцеление: слепии прозревают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертносныя язвы, внезапныя смерти и насильственнаго убийства избавляются, гради, веси и домы от огня и молнии спасаются. О, Пресвятая Мати Божия, кто не ублажит Тя, кто не воспоет Твоя славная чудеса? Темже и мы, прославляюще Бога, дающаго нам таковыя милости по Твоему предстательству, величающе Тя, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси необоримая и источник милостей и чудес, Всеблагая Владычице Богородице, всем к Твоему покрову прибегающим, темже молим Тя, заступи и спаси с любовию к Тебе взывающих таковая:

Радуйся, яко Ты еси молитвенница наша к Богу усердная; радуйся, яко Матерняя Твоя молитва много может, Владыку Христа умилостивляющи.

Радуйся, предающихся унынию и скорби в надежде утверждающая; радуйся, нашедший на нас облак греховных страстей скоро разгоняющая.

Радуйся, славящих Тя прославляющая; радуйся, отвергающих Тя посрамляющая и, яко прах, от земли их развевающая.

Радуйся, скорбных родителей в лишении чад их утешающая благодатною Твоею помощию; радуйся, Целительнице наша в страданиих телесных и благая Утешительнице в печалех наших душевных.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приими от нас, Небесная Царице, и молитву, приносимую Тебе, Дево Богородице, услыши. К Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем и молимся: уврачуй наша болезни и утоли печали всех вопиющих о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательная свеща, возжженная Духом Святым для озарения сущих во тьме греха и юдоли плача, Ты еси, Пресвятая Дево; светлыми бо лучами чудес Твоих просвещаеши всех нас, помраченных греховною мглою, и приводиши к немолчному славословию Твоего пресвятаго имене, сего ради вопием Ти тако:

Радуйся, в посте и молитве и богомыслии всегда нам спребывающая; радуйся, в час недоумения мысль благую на сердце полагающая.

Радуйся, Мати Света истиннаго; радуйся, солнце правды, нас облистающее.

Радуйся, наставнице непорочнаго девства; радуйся, хранительнице ревнующих о чистоте.

Радуйся, дев величание; радуйся, нищих питательнице и нагих одеяние.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 12

Благодати Твоея живоносный источник имуще, Пресвятая Дево, к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благосердием, Пресвятая Богородице, на лютое наше озлобление и исцели душ и телес наших скорби и болезни, да зовем о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченное Матернее Твое милосердие к страждущим, хвалим Тя, яко живоносный источник благодатных врачеваний, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот и все упование по Бозе возлагаем на Тя и в сей, и в будущей жизни и, прославляюще Тя, вопием:

Радуйся, христиан непостыдное упование; радуйся, верная споручнице о нас пред Богом.

Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, истинное спасение малодушных и отчаянных.

Радуйся, утешительнице во всякой скорби; радуйся, из глубины погибели спасающая.

Радуйся, отрадо в день смерти; радуйся, единая надеждо и по смерти.

Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, рождшая нам Христа, Сына Божия, изволившаго, нашего ради спасения, снити на землю и воплотитися от Духа Свята и от Тебе, Пресвятыя Девы, и вочеловечитися; услыши наша усердныя молитвы и всех здесь предстоящих, со слезами и воздыханьми молящихся, помилуй. Даруй нам всем по коегождо прошению помощи, да никтоже от нас отыдет от Твоего божественнаго лика тощ и не услышан, но вси, получивше Твоя милости, благодарственно о Тебе вопием нашему Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели святии …» и 1-й кондак «Избранной от всех родов …».

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

В пятницу Светлой Седмицы Церковь чествует икону Божией Матери «Живоносный источник».

В этот день в православных храмах традиционно служится водосвятный молебен. Еще его называют Малым освящением воды. Это особая богослужебная треба, совершаемая священником в храме в установленные для этого дни. После Божественной Литургии священник служит молебен, в ходе которого читает записки о здравии и освящает воду. По завершении службы батюшка всех кропит святой водой, а затем прихожане набирают себе воду для домашнего использования.

Как это связано с иконой Богородицы «Живоносный Источник»?

История этой иконы восходит к V веку, к городу Константинополю. Там, с давних времен, у Святых ворот Великого града существовала роща, в которой располагался чудотворный источник, посвященный Божией Матери. Спустя некоторое время о нем забыли, и родник зарос травой. Но однажды случилось чудо.

Лев Маркел, бывший на то время знатным воином, повстречал на этом месте незрячего человека, который заблудился, и очень хотел пить. Добрый воин сжалился над немощным стариком – усадил его под тенью деревьев, а сам пошел искать для него воду. Вскоре, он, как будто из ниоткуда, услышал голос женщины: «Лев! Не уходи далеко в поисках воды, она тут же».

Взволнованный необыкновенным голосом, молодой воин никак не мог найти источник. И снова он слышит тот же голос, который указывает ему на место родника.

Матерь Божия, чей голос он слышит, повелевает ему набрать воды и тины из её источника. Воин Лев это исполнил. Он напоил страдальца водой, а тину, положил ему на глаза – и слепой тотчас стал видеть.

Матерь Божия, называя Льва царем, повелела ему построить на этом месте храм в Её честь. Так и случилось. Взойдя на престол, новый император, Лев Маркел, приказал очистить родник и построить над ним церковь в честь Царицы Небесной. Специально для этого храма была написана икона Богородицы, получившая название «Живоносный Источник».

Вскоре, к чудотворному источнику стали стекаться люди, со всех уголков страны. И многие получали исцеление и духовную поддержку Богородицы.

Так, император Юнистиниан Великий долгое время мучился водянкой. И вот однажды, он слышит женский голос: «Царь! Ты не можешь получить исцеления, пока не напьешься из Моего источника!» Царь впал в смятение, так как не знал о каком именно источнике идет речь. И вот уже второй раз Царица Небесная призывает Юнистиниана исполнить Её волю. Царь идет на источник, и вскоре, получает исцеление. В знак благодарности, император строит новый храм у источника, который, впоследствии становится монастырем.

Однажды, житель города Фесалии сильно заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своих слуг отвезти его к чудотворному источнику. Зная, что в дороге он может умереть, фессалиец настоял, чтобы даже в дороге его не хоронили, а довезли до святого места и окатили живой водой из родника Матери Божией. Так и случилось. Мужчина по дороге почил, и его, уже мертвого, принесли к источнику. Но только облили его святой водой, как умерший ожил и стал славить Бога и Его Пречистую Матерь.

Спустя десять веков храм Живоносного Источника был разрушен турками. Власти поставили на том месте стражу, чтобы никто не смог приближаться к бывшему храму. Но, со временем, правители стали относиться к христианам более лояльно и верующим удалось построить на том месте маленький храм. Но и он, в 1821г. подвергся разрушению. И лишь в 1833 году христианам удалось восстановить развалины, очистить источник и построить новый храм, а так же устроить при нем больницу и богадельню. В настоящее время на этом месте находится женская обитель.

Современный храм находится в районе Балыклы города Стамбул. На территории можно увидеть греческую больницу и действующее кладбище, а также усыпальницу православных патриархов.

В настоящее время чудотворная икона Богородицы «Живоносный Источник» находится в монастыре города Пиги, близ Константинополя. Это мозаичный образ ХIV века. Огрудное изображение Богородицы Марии помещено в большой сосуд в виде чаши из которого обильно со всех сторон стекает вода. Больные и страждущие люди расположены под чашей, простирают руки в молении и просят Богородицу исцелить их.

Почему почитание иконы установлено в Светлую Пятницу?

Известно, что Богородица явилась императору Льву Маркелу 4 апреля, однако Церковь установила ежегодное почитание этой иконы в Светлую Пятницу.

Невидимым образом этот чудный образ Божией Матери перекликается с Пятницей Страстной седмицы. И если в Страстную Пятницу Богородица исполнена горьких слез о погибшем Сыне, то на Светлой Седмице эти слезы сменяются потоком радости о воскресшем Спасителе.

Святой Инокентий Херсонский пишет о том, что вся неделя Светлой Седмицы исполнена источниками благодати, которая идет от гроба Христова. И поэтому в песнопениях призывает верующих «Приидите, пиво пием новое!» Под конец этих радостных дней следовало бы ожидать оскудения этих благодатных потоков, но вот открывается новый, Нетления Источник щедрой милости от лица Матери Воскресшего Господа.

И мы, придя в этот день в церковь, можем почувствовать, как благодать воскресшего Бога с новой силой изливается на верующих. С праздником!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *