Завтра я иду в церковь а ты

Два района Вологодской области могут считать себя родиной Героя Советского Союза генерал-майора Георгия Преображенского (1897-1958).
В 1897 г. в семье дьякона Христорождественского собора в г. Грязовце родился сын, названный Георгием.
Через год его отца рукополагают священническим саном и переводят на должность иерея Спасо-Преображенского собора Верхне-Спасской волости Тотемского уезда.
Детство и юность будущего героя прошли в селе Верхний Спас на территории современного Тарногского района Вологодской области.Причт Спасской церкви, фото 1910 г.

Родство со священником в советское время было принято скрывать и поэтому во многих изданиях стыдливо указывается, что герой «родился в семье служащего».

После окончания Спасского высшего начального училища Георгий по некоторым данным закончил четыре класса Вологодской духовной семинарии, в 1916 г. был призван в русскую императорскую армию. Первоначально Преображенский на фронт не попал, поскольку, как человек образованный, был направлен на учебу в Алексеевское военное училище по окончании которого получил чин прапорщика и должность командира взвода запасного полка. Войска остро нуждались в младших командирах, много которых погибло в первые годы войны.

В 1917 г. уже после революции он вышел в отставку и вернулся в Верхний Спас. Через два года добровольцем ушел в Красную Армию и до 1955 г. находился на службе, получив в итоге высокое звание генерал-майора. В некорых изданиях его называют генерал-полковником, но это ошибка, три звезды на погонах носил однофамилец Георгия Николаевича, тоже герой Советского Союза вологжанин Евгений Николаевич Преображенский.

В мае 1944 г. Г.Н. Преображенский был награжден званием Героя Советского Союза. Дивизия под его командованием отличилась во время освобождения Крыма, Молдавии, при разгроме венгерских сателлитов Гитлера.

Интересно, что в партию коммунистов Георгий Николаевич вступил только в 1949 г. уже после окончания Высшей военной академии.

В последние годы службы он командовал военными училищами. Умер в возрасте 60 лет после короткой тяжелой болезни, детали которой не известны.


генерал-майор Г.Н. Преображенский

Изучая мемуары уроженца Верхнего Спаса Дмитрия Михайловича Силинского, прокурора Краснодарского края в отставке, я обнаружил в них несколько интересных отрывков, касающихся семьи Георгия Преображенского и его деятельности в Кокшеньге 1917-18 годах, до поступления на воинскую службу. Кроме того в числе фотографий Ивана Гавриловича Аншукова, жителя села Верхний Спас, хранящихся ныне в архиве Музея дипломатического корпуса, обнаружились портреты обоих Преображенских, отца и сына. Материалы эти настолько уникальны, что заслуживают отдельной публикации.
* * *

Обратимся сначала к биографии отца героя, протоиерея Николая Александровича Преображенского, благочинного Четвертого округа Тотемского уезда. Вот что пишет о нем Силинский:

«Отец Николай был большим щеголем. Всегда новая темно-синяя ряса с красивыми шелковыми отворотами широких рукавов и блестящий позолоченный нагрудный крест из серебра на массивной цепи придавали ему внушительный вид. К тому же светло-рыжая красивая борода и такие же длинные волнистые волосы украшали его гордый облик. Беда только в том, что он много курил, а этого нельзя было скрыть от взора и обоняния, подавая пример в этом и для подрастающих учеников.

У о. Николая Преображенского было двенадцать (по другим данным- 11-А.Б.) детей. Надо было содержать батраков для обработки больших наделов земли, не говоря уже о расходах по обучению детей в городских духовных училищах и женских епархиальных школах. Жалование, которое получали священники из духовной консистории казалось им маловато на обеспеченную и сытую жизнь. Поэтому они обрабатывали с применением наемного труда большие земельные наделы церковной земли, обеспечивая свои семьи всеми необходимыми продуктами, кроме того, имели большие доходы от треб».

Кроме службы настоятелем и благочиным о. Николай преподавал «Закон Божий» в Спасском высшем начальном училище. Силинский характеризует его как строгого учителя, который за невыученный урок мог наказать ученика «послушанием»- т.е. внеурочным чтением молитвы и даже ударить по щеке, видимо в целя усвоения известной библейской заповеди.

В должность о. Николая входило наблюдение и за народной нравственностью. «Наряду с преподаванием уроков о. Николай вел внимательное и зоркое наблюдение за содержанием разговоров учителей, посещением ими служб в церкви с обязательным «говением» в Великий пост. Это было пожалуй самой главной задачей его, как «духовного пастыря»,- считает Дмитрий Силинский.

После Февральской революции, когда привычные устои зашатались, молодежь на уроках начала дерзить преподавателям в рясах, Силинским описал такой характерный случай:

«На уроках попа Преображенского ученик Вася Невзоров, глядя прямо в глаза батюшке с язвительной улыбкой на своем веснушчатом лице ответил: «Я. Батюшка не хочу знать никаких законов, кроме законов естествоведения как законов жизни на земле. Ни бога, ни ангелов, ни сатаны, ни бесов мне не надо, проживу без них». При новой власти наказать вольнодумца благочинный уже не посмел.»

Силинский описывает и финал преподавательской карьеры протоиерея Преображенского после Октябрьского переворота:

«Поп Преображенский, шелковая ряса которого вся пропиталась запахами табачного дыма и церковного ладана, перестал ходить в училище. Уроки «Закона Божьего» были исключены из расписания». Священство первоначально не смирилось с утратой позиций в образовании. Свои атаки против «Декрета об отделении церкви от государства, а школы от церкви» церковники повели во время богослужении в церкви, выступая с амвона с проповедями, в которых просили паству не признавать этого еретического закона и требовать через сельские сходы его отмены. В ответ на церковные эскапады председатель волисполкома И.А. Кузнецов арестовал священника Преображенского «и отправил в уездную ЧК для соответствующего внушения со стороны чекистов. Вскоре этот поп уже обмякшим возвратился на свой погости. Попы после этого заметно притихли».
Дело было, если верить мемуарам Силинского, в 1919 г.

В двадцатых годах, точное время предстоит еще установить, приход Всемилостивого Спаса на Кокшеньге был закрыт. Дальнейшая судьба протоиерея Николая Преображенского нам не известна, возможно он доживал свой век у кого то из своих многочисленных детей. В списках репрессированных священников отца Николая мы так же не нашли, вероятно он вовремя отошел от политики и сохранил себе жизнь.

В архиве фотографа Ивана Аншукова есть немало фотографий с портретами священников кокшеньгских приходов. В книге «У Спаса на погосте» изданной в 2002 г. я провел атрибуцию нескольких портретов. Протоиерея Николая Преображенского тогда выявить не удалось, прежде всего потому, что был неизвестен его возраст.
Сейчас, когда опубликованы данные о дате его рождения, и количество фотографий по Верхнему Спасу работы Аншукова удвоилось, появилась возможность снова присмотреться к старым снимкам. Имея описание внешности протоиерея Преображенского сравним их с фотоматериалами и сразу же найдем и синюю с отворотами новую рясу и крест на серебряной цепочке у одного из священников и подходящий возраст- примерно 45 лет. Смущает цвет волос у батюшки на фото, они темные, в то время как Силинской утверждал, что о. Преображенский имел рыжие волосы. Может быть это особенность цветопередачи негатива? Именно по этой причине в 2002 г. портрет Николая Преображенского не был атрибутирован.


Для решения этого вопроса были нужны еще снимки с портретами Спасских священников.

В середине нулевых годов Музей дипломатического корпуса приобрел еще одну часть отпечатков с негативов Ивана Аншукова. Именно там было обнаружено групповое фото священника с детьми у стены школы. Священник имел рыжие волосы и бороду. Сравнение черт лица при увеличении фотографии не оставило сомнений. Это о. Николай Преображенский. Таким образом на сегодняшний день атрибуция личности неизвестного священника из Верхнего Спаса на фотографиях из архива Аншукова завершена.


На первом из двух фото о. Николай изображен в компании двух женщин. Рядом с ним сидит белокурая дама в слегка старомодной богатой одежде. Ей на вид не меньше 40 лет. Судя по всему это жена Преображенского, Ольга Петровна, мать будущего героя Советского Союза. Молодая женщина, стоящая за спиной супругов вряд ли была их дочерью. Старшей из дочерей Преображенских Людмиле было в 1917 только 16 лет. Барышня на фото значительно старше. Возможно это какая то знакомая семьи, может быть учительница одной из приходских школ или высшего начального училища.

Портрет жены священника нам важен для атрибуции еще одного фотоснимка из архива Аншукова. На нем изображен молодой человек в военной офицерской форме с саблей. Сравнение портрета с описанием Силинского позволило предположить, перед нами сам Георгий Николаевич Преображенский в молодости в бытность свою прапорщиком. т.е в 1917 г.
Внимательно прочтем описание Силинского:

«В сентябре 1917 г. прибыл из армии к своему отцу священнику Преображенскому только «испеченный» в Петрограде прапорщик Георгий Преображенский в новой офицерской форме с блестящими золотыми погонами, со звонкими легкими шпорами на высоких, начищенных до блеска сапогах и новенькой шашкой, прикрепленной на поясе.»

Описание удивительным образом совпадает с портретом неизвестного молодого человека в кавалерийском мундире, опубликованного нами в 2002 г в книге «У Спаса на погосте». Поскольку Силинский пишет, что Георгий Преображенский был в 1917 г. единственным офицером на всю округу, то вероятность, того, что это именно он, чрезвычайно высока.


Снова обратимся к мемуарам Силинского:

«Появление в селе первого после свержения царя офицера русской армии возбудило немалый интерес к его особе не только среди населения вообще, но и среди деревенских парней не служивших в армии. Поповича Георгия Преображенского все хорошо знали еще маленьким школьником, а затем и семинаристом духовной семинарии. Георгий был высокого роста стройный и веселый молодой человек.»

Будущий герой, кстати, поставил первый в Верхнем Спасе спектакль силами местной самодеятельности, проявив организационные качества.

Чтобы отбросить последние сомнения в принадлежности фото кавалериста к Георгию Преображенскому, сравним портреты молодого человека и предполагаемых родителей. На отца Николай был совершенно не похож, зато сразу бросилось в глаза его сходство с матерью. Цвет волос, овал лица, скулы, высокий лоб и глубоко посаженные глаза делали сходство весьма показательным.


Сравним портрет юноши-кавалериста с известными фотографиями заслуженного генерала Г.Н. Преображенского и никаких сомнений не останется, это он.

В 2002 г. была опубликована только часть мемуаров Силинского. Все события, случившиеся после октября 1917 г. остались в архивных записях. Там сохранилось немало интересных сведений о революционной повседневности. Есть в мемуарах материалы и Георгии Преобрженском. Приводим соответствующий отрывок из воспоминаний:

» В конце февраля 1918 г. в селе Спас был создан волостной военно-политический комиссариат, военный руководитель (военрук) Георгий Николаевич Преображенский (сын попа)».

Мемуаристу Силинскому было трудно принять, что сын человека, которого он так не любил, вдруг стал большевиком и занял руководящий пост в Волостном управлении. Но данностью он вынужден был смириться, и далее написать о Георгии Преображенском без всяких кивков в сторону происхождения:

«Новой и увлекательной для молодежи в деревне была деятельность военрука Георгия Преображенского. Он ежедневно с утра до вечера хлопотал о сборах добровольцев и допризывников для отправки на фронта Красной Армии. Каждый такой сбор сопровождался проверкой знаний военного строя, умения владеть винтовкой и пулеметом. Жители села очень часто наблюдали строевые марши и умение владеть оружием. Для молодежи это было самым интересным зрелищем. А вскоре под руководством военрука Преображенского, молодежь допризывного возраста непосредственно училась военному делу на пункте всеобуча.

Много работал Преображенский в последующие годы во всеобуче в Тотьме и в Вологде. Затем он учился в высших военных учебных заведениях, во время Великой отечественной войны воевал в звании генерал-майора, за проявленный героизм был удостоен звания Героя Советского Союза, имел много правительственных наград.» Вот и все, что содержится о семье Преображенских в мемуарах бывшего прокурора.

Завершая исследование фотографий и публикацию мемуаров я вдруг понял: старший Преображенский воспитал в сыне настоящего патриота страны, который продолжил дело отца, но уже на другой политической платформе.
Можем ли мы сегодня обсуждать и тем более осуждать это? Вряд ли!
Георгий Преображенский выбрал для себя путь и достиг огромных успехов, прославив не только свою фамилию, но и свою малую родину- село Верхний Спас Тарногского района Вологодской области.

ЗАРИДЗЕ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Протоиерей Геннадий Заридзе, 12 декабря 2014 г. Фото с сайта Воронежской митрополии

Геннадий Владимирович Заридзе (род. 1959), протоиерей, настоятель Покровского храма села Отрадного Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского, клирик Воронежской епархии, автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник

Родился 18 мая 1959 года. Отец преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, мама преподавала русский язык и литературу. Когда Геннадию исполнилось восемь лет, отец оставил семью, и мама одна их с сестрой растила и воспитывала.

Крещён был в детстве, но православной вере научен не был.

Окончил общеобразовательную школу и музыкальную школу по классу фортепиано. Учась в старших классах, увлекался астрофизикой, делал телескопы и по ночам смотрел на звёздное небо.

Поступил в университет на биологический факультет. По окончании университета работал на кафедре физиологии, планировал написать диссертацию.

Женился. В поисках смысла жизни и представлений о жизни души после смерти, изучал парапсихологию и многие восточные учения.

В апреле 1982 года с ним произошёл случай, перевернувший его жизнь:

«В одной из поездок в поезде Воронеж-Москва я сильно застыл — до такой степени, что, когда возвратился в Воронеж, мне было уже совсем плохо, невыносимая головная боль не прекращалась ни на миг, её невозможно было ничем ослабить. Через неделю состояние ухудшилось, и меня повезли в реанимацию. В машине «скорой помощи» отключилось сознание, прекратились конвульсии. Когда меня привезли в больницу, тело было как бревно. Ничего из того, что происходило потом, я не помню и о случившемся со мной знаю по рассказу реанимационной медсестры. «А было так. Жене моей сказали, что надо готовить гроб, потому что по всем медицинским показателям выжить в такой ситуации человеку невозможно. Когда моё тело завезли на каталке в реанимационную палату, оно почти не подавало признаков жизни. Прокололи спинной мозг, обнаружили пневмококковый менингоэнцефалит. В общем, разговора о дальнейшей моей жизни вообще не было. В качестве реанимационных процедур поставили капельницу с пенициллином, вывели катетер, привязали, как принято, к спинке койки, чтобы тело не билось. «Но… Вопреки всем прогнозам, на следующие сутки под утро я пришёл в сознание — в полной, стопроцентной уверенности, что «тот мир» есть! То, что Бог есть, я понял ещё будучи в сознании! Кроме того, я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на земле или не оставить. Что Бог есть, я понял ещё до этого, когда искал смысл жизни, когда понял, что душа живёт после смерти. Но именно в этот момент у меня появилось абсолютное знание этого. Как именно всё это происходило, как «там» решали вопрос, оставить меня на земле или не оставить, я не могу объяснить словами. Почти всё случившееся для меня закрыто, осталось только чувство уверенности, что происходило нечто чрезвычайно важное… Вернулся я с ощущением огромной, непередаваемой радости на душе. Бог меня пожалел. Оставил на земле для покаяния! Знаете, вот так — открыли дверь и выпустили. И вот я тут — ура! – я жив, и головной боли больше нет вообще. «После «возвращения» организм стремительно восстановился, несмотря ни на что. Врачи ходили на меня смотреть как на какой-то «экспонат», им было удивительно: как это — я живой? «Я поработал на кафедре ещё немного, около года, потом ушёл, потому что уже не видел смысла в диссертации, она стала мне просто неинтересна. Не потому, что я был настроен против научной работы, а потому, что в тот момент понял: служение Богу, Который меня помиловал, выше всего остального на свете» .

После этого случая стал певчим в Казанском храме города Воронежа, подрабатывал художником-оформителем.

Первый раз исповедовался у протоиерея Николая Седых, позже познакомившего его со схиархимандритами Макарием (Болотовым) и Серафимом (Мирчуком), которые стали помогать ему на духовном пути и сделались его духовными отцами.

Для того чтобы решиться идти служить Богу, поехал по благословению отца Николая в Тбилиси, где жили бабушка и дедушка Геннадия — на улице, соседней с Александро-Невским храмом, где тогда служил схимитрополит Серафим (Мажуга), благословивший Геннадия на священство.

14 октября 1988 года был рукоположен во диакона в Покровском кафедральном соборе города Воронежа и назначен клириком того же собора.

23 апреля 1989 года был рукоположен в сан священника к тому же собору, где прослужил до 1995 года.

Работал заведующим издательским отделом Воронежской епархии. Занимался телепрограммами: «Православный собеседник» (по 40 минут в прямом эфире), «Слово, обращённое к душе» (в записи на 41-м канале по 15 минут). По субботам участвовал в подготовке десятиминутных радиопередач в программе «Панорама». Тогда же начал проводить беседы в разных аудиториях по православной антропологии. В январе 1995 года у него случился инфаркт, и деятельность на радио и телевидении пришлось оставить.

В 1990-х годах был настоятелем Троицкого храма посёлка Борового (ныне микрорайон, в составе города Воронежа) .

В 1995 году заочно окончил Московскую духовную семинарию.

Позже, когда стало лучше со здоровьем, был назначен служить в Покровский храм села Отрадного Новоусманского района Воронежской области.

С 2001 года — настоятель того же храма.

Был возведён в сан протоиерея.

С 2000-х по 2008 год был куратором строительства храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабякова Новоусманского района Воронежской области . Впоследствии был назначен настоятелем этого храма .

15 марта 2011 года упоминается как духовник возрождающегося Белогорского Воскресенского мужского монастыря , оставался таковым на 12 сентября 2013 года .

12 марта 2014 года был назначен настоятелем Воронежского храма-часовни в честь преставления святителя Митрофана Воронежского . 24 июля того же года был повторно назначен настоятелем того же храма-часовни в связи с его переименованием во имя святителя Митрофана Воронежского .

В 2016 году упоминается как председатель Объединения православных ученых .

Женат, имеет нескольких детей (на апрель 1982 года — двоих) и внуков. Сын — священник Георгий Заридзе .

Сочинения

Автор и исполнитель большого количества духовных кантов под гитару, выпущенных в музыкальных и книжных вариантах под творческим псевдонимом Странник. Духовные канты о. Геннадия — о трудном пути человека к покаянию, о заблудшем и пробуждающемся к познанию Бога сердце, о земных и небесных странствиях души, о великой любви Бога к людям. На гитаре играет как самоучка со студенческих лет.

О том, когда и как он начал писать свои песни, о. Геннадий рассказывал:

«…Когда ещё учился в университете тогда я, подогреваемый юношеским энтузиазмом, пришёл в городской клуб туристов и потребовал маршрутную книжку. Опытные туристы посоветовали мне прежде куда-нибудь сходить для тренировки. И с группой спелеологов я поехал в Абхазию, в горы. Там научился спускаться по верёвкам в пещеры, прошли мы несколько пещер. Спелеологи на категорию сдавали, а я просто вместе с ними везде ходил — мне было интересно. И в одной из пещер я застрял — верёвка попала в щель. Пещера эта имела вид огромной колбы глубиной 32 метра и называлась «Кабаний провал». Верёвка застряла в тот момент, когда я спускался через узкую горловину, – и вот завис в воздухе. «В таком состоянии хорошо переосмысливается жизнь. Тогда я и написал первую песню. Помню только начальные её строчки: «Это вовсе не дождь, это бьётся в пещере вода, по провалам сочится, в скале вырезая узор, лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда и верёвка, и жизнь — и с пещерой начавшийся спор». Потом были и другие песни — менее пессимистические, я их практически не помню, они все утрачены. Но писать я продолжал и после того, как побывал при смерти. «Когда в 1988 году меня рукоположили, я поехал к схиархимандриту Серафиму: «- Батюшка, благословите, — я перестану писать песни. Кому это нужно? Всё-таки я в священном сане — и буду на гитаре бренчать… «Он помолчал, помолился и говорит: «- Нет, пиши. «Я заспорил было: «- Батюшка, зачем «пиши»-то? «- Нет, пиши — и всё. «Странно это мне было. Не хотелось писать, я и не писал ничего лет десять — с 1988 года. Ну, а где-то году в 1999-м ко мне привели одного человека, который во мне, скажем так, что-то всколыхнул. Был он неоязычник, и на «Радио-101» в прямом эфире хулил Христа. Ну, меня это очень, конечно, разозлило, я расстроился и написал по этому поводу песню. После чего они начали писаться. «Я снова и снова задавал себе вопрос — надо ли писать? Переспрашивал у одной старицы: «- Может, всё-таки не стоит писать? «- Нет, надо, – получил ответ. «- Благословите… «Недавно ещё раз переспросил у одного схимника и снова услышал: — Надо» .

Награды

Церковные:

  • орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 3-й степени (10 февраля 2008, за участие в создании храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабяково Новоусманского района Воронежской области )
  • палица (18 апреля 2009, к Пасхе )
  • наперсный крест с украшениями (2014, к Пасхе)

Светские:

  • почётный знак правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской» (13 сентября 2014 )

Использованные материалы

  • «Странник. Духовные канты под гитару», официальный сайт творчества протоиерея Геннадия:
  • Биография с обложки книги: Протоиерей Геннадий Заридзе. Странник. Духовные канты (под гитару). Избранные стихотворения, Воронеж: Издатель О. Ю. Алейников, 2011.
  • Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, «Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога — он себя обкрадывает…»», сайт православного интернет-журнала Прихожанин:

Цит. по Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, «Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога — он себя обкрадывает…»», сайт православного интернет-журнала Прихожанин,

«Троицкий храм посёлка Борового города Воронежа», официальный сайт Воронежской епархии,

«Освящён храм Рождества Божией Матери», официальный сайт Воронежской епархии, 10 февраля 2008,

«Приход Рождество-Богородицкого храма села Бабяково», сайт РусПрофиль.ру,

«Литургия в пещерном храме», официальный сайт Воронежской митрополии, 15 марта 2011,

«Архипастырь посетил Воскресенский Белогорский мужской монастырь в день престольного праздника пещерного храма», официальный сайт Воронежской митрополии, 12 сентября 2013,

«Указ N30 от 12 марта 2014 года», официальный сайт Воронежской митрополии, 12 марта 2014,

«Указ N184 от 24 июля 2014 года», официальный сайт Воронежской митрополии, 24 июля 2014,

«В неделю первую Великого поста — Торжества Православия, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе», официальный сайт Воронежской митрополии, 9 марта 2014,

Цит. по Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, «Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога — он себя обкрадывает…»», сайт православного интернет-журнала Прихожанин,

«Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…», официальный сайт Воронежской епархии, 18 апреля 2009,

«»Благодарность от земли Воронежской» получил отец Геннадий из Отрадного Новоусманского района», информационное агентство Новости Новой Усмани Риа-новости Новой Усмани, 15 сентября 2014,

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *