Зачем бог стал человеком?

«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»

2/15 мая Церковь чтит святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, – величайшего отца и учителя, непримиримого борца с арианской ересью, исповедника истинного Православия, мудрого пастыря и аскета высокой святой жизни. В день памяти святителя предлагаем приобщиться к его мудрости, публикуем подборку его изречений о христианском учении и жизни с Богом.

Святитель Афанасий Александрийский

Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.

Сын Божий неотделим от Отца, как сияние от света.

Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.

Заслуги Спасителя, совершенные через вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их – значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны, так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле, потому что вновь представляющиеся мыслям его – гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию.

Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево – изгоняется там всякий демон.

Спаситель вочеловечением явил сугубое человеколюбие, и тем, что уничтожил в нас смерть и обновил нас, и тем, что, будучи непознан и невидим, явил Себя в делах и показал, что Он – Отчее Слово, Вождь и Царь вселенной.

Христос, после того как доказал Божество Свое делами, приносит наконец и Жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начаток общего Воскресения, доказать, что Он выше и смерти.

Когда солнце отвратило зрак свой, земля потряслась, горы распались, все пришли в ужас; тогда показывало это, что Распятый на кресте Христос есть Бог, а вся тварь – рабы Его, страхом своим свидетельствующие о присутствии Владыки.

Спаситель как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо.

Господь и родился, и явился Человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его.

Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.

Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлить в себе естественное тление и пребыл бы нетленным.

Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную?.. Если смерть Господа есть искупление всех, если ею разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2: 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.

Тварь порядком и стройностью, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца… Из дел нередко познается и такой Художник, Которого мы не видали.

Хотя и невидим Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распорядителя и Царя.

Слово, распростершись всюду… горе – в творении, долу – в вочеловечении, в глубину – во аде, в широту же – в мире, все наполнило ведением о Боге.

Человек согрешил и пал, а с падением его все пришло в смятение.

Ни один демон не терпит и имени Христова, но едва слышит его, как предается бегству.

Злой демон и обманщик диавол, не имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на себя вид истины и извергает яд свой на тех, которые идут во след его… Так этот льстец обманывает людей пустою наружностью, похищая каждого и вовлекая в свою пучину греха.

Естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять бесов, а может это делать только силою Духа.

Измысливший ереси диавол, по причине смрада собственной его злобы, употребляет изречения Писания, чтобы, под покровом их всеяв яд свой, обольстить простодушных.

Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее.

В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно.

Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа.

Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу.

Душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове.

Ничем не отличались бы люди от бессловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного.

Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари – Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца.

Взирая на Самого Сына, видим Отца; потому что уразуметь и постигнуть Сына значит приобрести ведение об Отце, так как Сын есть собственное рождение Отчей Сущности.

Мы не только созданы по Его подобию, но от Него же можем восприять образ небесного жительства; дабы, как Он начал, мы (терпеливо) довели до конца, дабы, когда страдаем, мы не угрожали, когда нас злословят, мы не злословили взаимно, но благословляли бы проклинающих и предавали бы себя Богу, судящему праведно (1 Пет. 2: 23). Ибо те именно, которые восприимут таковой помысл и за образец для себя будут почитать Евангелие, они-то и будут сообщниками Христа и подражателями жития апостола.

Для исследования и верного понимания Священного Писания нужна добрая жизнь, чистая душа и христианское достоинство, чтобы провести разум через понимание, насколько человеческая природа это позволяет, истины о Божием Слове. Невозможно понимать учение святых, если человек не имеет чистый разум, но пробует подражать их жизни. Всякий, кто хочет смотреть на солнечный свет, естественно, протрет свои глаза, очистив их сначала, чтобы чуть приблизиться к чистоте, на которую он смотрит.

Воля же Христова состоит в том, чтобы прилепляющийся к Нему совершенно ни к чему не имел пристрастия, что принадлежит веку сему, и нисколько не пекся бы о земном, а только бы нес крест Распятого за него.

Встаешь ли или сидишь, занимаешься ли чем или принимаешь пищу, отходишь ли ко сну или пробуждаешься, непрестанно воспевай песнь Богу.

Когда душа слагает с себя всю излившуюся на нее скверну греха и соблюдает в себе один чистый образ, тогда (чему и быть следует) с просветлением его, как в зеркале, созерцает в нем Отчий образ – Слово – и в Слове уразумевает Отца.

Если помрачен ум, то внешними даже чувствами можно видеть непререкаемую силу Христову и Божество. Слепой, если и не видит солнца, то, ощутив произведенную им теплоту, знает, что есть… солнце.

Душа сотворена была созерцать Бога и озаряться Им.

Мирские образы оскверняют душу и тело целомудренной, и она уже не бывает свята по телу и по духу. А та, которая печется о деле Божием, имеет женихом своим Христа и творит волю Жениха своего.

Сохраняй любовь, которая выше всего. Сколько бы ни трудился человек, но если он не имеет любви к ближнему, то напрасно будет трудиться. Итак, оказывай любовь к ближнему не на словах только, но и на делах.

Не удерживай в сердце своем зла, причиненного тебе другими, иначе молитва твоя не будет чиста пред Богом.

Да не исходит из уст твоих проклятие, ниже обида, ниже злословие, ибо уста твои освящены хвалебными Богу песнями и славословиями.

Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает согрешающего. Таким образом, он тремя способами получает отпущение грехов себе: как не судящий – не судится, как смиренномудрый – оправдывается, как прощающий – получает прощение.

Пламенною любовью возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием.

Все время жизни своей проводи в постах, молитвах и милостынях. Да будет всегдашним занятием твоим упражнение в Священном Писании. Имей Псалтирь и учи псалмы.

Дарования Божии таковы: совершенная добродетель и истинно благоговейное чувство по отношению к Нему; их мы должны приносить в жертву Господу, ибо что Он даровал для нашего освящения, тем и мы должны прославлять Его, пребывая в благочестии.

Очистим тело и помыслы наши, будем охранять от всякого лукавства, не предаваясь неумеренности и похотям, но все совокупно пребывая с Господом нашим и Его Божественными учениями, дабы, соделавшись во всем чистыми, мы могли быть и причастниками Слова.

Как высоко девство! Всякий, желая подвизаться в других добродетелях, водится в том законом; но девство, превосходя закон и направляя жизнь к важнейшей цели, есть указание будущего века, образ ангельской чистоты.

По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах.

Служители истины проповедуют Царство Небесное, а те, кои стремятся к противному, ничего высшего не имеют в виду, как только угождать чреву и полагать в своем ничтожном существовании свою конечную цель.

При благодатном даровании от Бога и наша воля, возлюбленные, должна употреблять усилие и не ослабевать, дабы при тщетности наших усилий врученный нам дар благодати не погиб совсем и враг, найдя нас праздными и незанятыми, не вселился в нас, как это случилось с тем, о котором упоминается в Евангелии.

Что иное представляет пасхальное празднество, как не духовное служение? а в чем же состоит сие служение? только в постоянной молитве и славословии, (возсылаемом) без принуждения.

Не определенным временем ограничен благодатный дар праздника, и преславное сияние его никогда не умаляется, но во всякое время он близок и просвещает души тех, которые с любовию ожидают его.

Человек — это и есть сам Бог

Человек — это и есть сам Бог.
Вся жизнь человека состоит из обмана, он тщетно ищет Бога.
Много исписано книг на этот счет, много изречений вошли в историю, но поиск продолжается.
Мы должны понять, что человек — это есть сам Бог. Он волен управлять своей и чужой судьбою, он сам составитель своей жизни, какие у него планы и виды, то и будет в будущем.
Бомж сношается с бомжихой, у них прямо под забором у мусорного чана рождается бомженок, которого называют божьим созданием. Осел спаривается с ослихой, приходит на свет осленок. Причем тут Бог?
Бог создал лишь систему (таких систем у Него миллиарды), и в этой системе часто царит пестрый хаос.
Люди на Машиностроительном заводе создают детали для автомобиля, едва ли впоследствии человек следит за тем, как будет работать им же созданная деталь.
Он выпускает деталь в оборот, дальнейшее — дело детали.
Все создает сам человек, и эта версия более выгодна, нежели та, где все создал Бог, и за всем Он следит.
— Неужели вам легче, если Бога не будет? — спросил меня один верующий азербайджанец.
Я ответил ему, что мне не то чтобы легче жить, мне так удобнее. Я привык все делать сам и надеяться лишь на себя.
Представьте себе шторм в море, вы попали туда на маленьком катере.
Если вы будете полагать, что это ненастье — Божья кара, у вас появится страх, вы опустите руки, но если вы посчитаете себя Богом, то призовете все свое умение и знание для своего спасения, это более утешительнее, чем на палубе молиться в небо.
Я не думаю, что наша Земля, этот маленький клочок грязи — самое совершенное изобретение Бога.
Скорее это коррозия со стороны Всевышнего, ибо сначала на земле жили тараканы и муравьи, летали комары и шмели, потом Бог сделал открытие в своей лаборатории: он соорудил человека, бросил его на Землю, и этот несчастный человек должен за свои «деяния» держать ответ перед Аллахом.
Человеческое «Я» — это самая сильная действующая воля.
Мы живем среди клопов и животных много тысяч лет, но до сих пор разумной связи между людьми и скотом не установлено.
Само собой, у человека есть разум, у животных его нет, наш разум выше разума рыб, пчел и лошадей, поэтому нам они не интересны.
Но почему — то мы наивно думаем, что человек интересен Богу, он стремится к нему, норовит попасть в Его объятия, тогда как разница между нашим разумом и Божьим неимоверно огромнее, чем между людьми и скотиной.
— Как вы думаете, есть ли Бог? — спросил меня известный историк.
Разумеется, есть, но я о Нем и о Его промысле знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Я не знаю (никто не знает этого) для чего Бог создал человека, но я приблизительно полагаю, что человек обязан вспомнить себя, вспомнить свою кончину, ведь он и раньше умирал неоднократно, он это не помнит.
Он обязан утвердиться во мнении, что он — и есть сам Господь Бог, он был у Него не единожды.
Я не делю людей на злых и добрых, дождь и снег падает на всех, самолет терпит крушение и уничтожает всех пассажиров: добрых и злых, скупых и щедрых, детей и стариков.
Несмотря на то, что в человеке помимо божьего начала есть и звериное, все же я верю в его предназначение, в его бескорыстность, верю в то, что человек потенциальный герой.
Человек бесконечно выше самого человека, я хочу поверить в высшего человека, и знаю, что это так.
Ибо мы должны прогрессировать, стать нравственно хорошими. Но в реале это не так.
Люди сами толкают жизнь вперед, и сами гасят и тушат свое же развитие.
Сооружают себе крылья, но подрезают ноги.
Мы двигаем науку вперед, развиваем технологию, совершенствуем все сферы жизнедеятельности, а потом начинаем бомбить Ирак и Афганистан,
испытываем атомные бомбы и химические оружия, и удивляемся, зачем Бог ниспослал нам землетрясения, повлекшие за собой много жертв.
Мы не понимаем, что мы сами ЭТО делаем, ибо энергия при взрывах и бомбежках уходит в глубокие недра земли, она должна найти выход, и находит в лице землетрясений.
Это понять очень легко, все списывать на Бога — удел лентяев, так как Бог — не утюг, который сглаживает все неровности.
Мы должны сами агитировать мир и дружбу народов, противостоять войнам, примирить всех врагов, так как земля, которая нас накроет в могиле не стоит того, чтобы за нее проливать кровь.
Война, которую создают не Боги, а сами люди, это самое не справедливое, что есть и может быть на этом Свете.
Война — это обман, насилие, мародерство и горе, где одна сторона заставляет другую сторону служить и действовать по ее воле. Тогда причем тут Бог?
Неужели Богу это надо?
Мы сами это создаем, и сами расхлебываем кровавую кашу.
Война — это дикий ОБМАН, где главные лейтмотивы: чужое желание, явное своекорыстие, навязывание лжи, нанесение обиды другому.
Я лишь показываю главные элементы во всей нашей жизненной плоскости, выводы делайте сами.
Кто не хочет указать заблудившемуся путнику настоящей дороги, тот не совершает по отношению к нему никакого правонарушения, но его совершает тот, кто указывает ему неверный путь.
;;;
У мертвых и живых один владыка — ты.
Кто небо завертел над нами дико? Ты.
Я тварь греховная, а ты создатель мира;
Из нас виновен кто? Сам рассуди-ка ты!
Омар Хайям.

Были боги – стали люди

Древний Египет представляется нам совершенно удивительным миром, припорошённым прахом веков и песками Сахары. Между тем для людей, живших в период «древнего» Египта, он тоже был уже древним, особенно для тех, кто родился в эпоху так называемого Нового царства. Ведь между Древним и Новым царством – тысяча лет!

Даже Среднее и Древнее царство разделяет больше 500 лет. И что там происходило, в покрытом мраком Древнем царстве, жители Среднего вам вряд ли бы рассказали. Для них это также были далёкие и почти легендарные времена.

А люди Древнего царства, в свою очередь, затруднились бы рассказать, что было до того, как фараон Менес объединил красную и белую короны Верхнего и Нижнего Египта, и существовал ли вообще этот фараон. Потому что между ними и самим Менесом лежала пропасть в пять веков, а до него насчитывается ещё по меньшей мере две тысячи лет существования их культуры…

Время Манефона

Подобная чрезвычайная древность египетской цивилизации – громадная проблема для историков, как для современных, так и для тех, кто жил ещё до нашей эры. Даже для них, чьё время в нынешние дни считается тоже древним, изрядная часть истории уже скрылась во мраке.

Жрец Манефон из города Гелиополя – один из таких. Его время – птолемеевский Египет, приблизительно 323–222 годы до н. э. Писал он на чистейшем греческом языке, поскольку политическая ситуация и времена к этому обязывали, но об истории родной египетской цивилизации.

Его основной труд, трехтомник «Египтика», считается единственным известным полноценным и по-настоящему историческим трактатом по истории Египта. Именно Манефон разделил египетскую историю на Древнее, Среднее и Новое царства и обозначил границы правления династий. Этим слегка видоизменённым и подправленным разделением мы пользуемся до сих пор.

Начинаем с богов

Однако в своих исторических изысканиях Манефон был, мягко говоря, не слишком убедительным, а потому его хронология вышла далеко за исторический период, признаваемый современными учеными. Знаменитый список египетских царей от Манефона вызывает раздражение и зловредный скептицизм у нынешних исследователей, и даже ставит их в тупик.

Еще бы! Историю правителей Египта Манефон начинает с богов, а точнее, с Гефеста – первого бога и человека. Его наследниками стали потомки, тоже боги, – Гелиос, Крон и братья Озирис и Тифон. Им наследовал Гор, а после Гора начинается эпоха полубогов и духов.

Вот как описывает Манефон ту невообразимо далекую эпоху: «Первый человек в Египте – это Гефест, который также известен египтянам как первооткрыватель огня. Наследником его сына Гелиоса был Сосис, затем по очереди Кронос, Осирис, Тифон, брат Осириса, и, наконец, Хор, сын Осириса и Исиды. Они были первыми властителями Египта. После этого царская власть переходила от одного к другому, не прерываясь, вплоть до Бидиса на протяжении 13 900 лет. Потом в течение 1255 лет правили боги и полубоги, и снова на 1817 лет другой царский род получил власть в стране. Затем ещё тридцать мемфисских царей правили на протяжении 1790 лет, а после них еще 10 царей – в течение 350 лет. Потом наступило время правления «духов мертвых», которое длилось 5813 лет».

Легендарный, но все-таки признаваемый современными исследователями фараон Менес, объединивший приблизительно в 3000 году до н. э. Верхний и Нижний Египет в единое государство, стал первым в череде его по-настоящему земных правителей. Он основал I династию, которая существовала в течение 150 лет.

Понятное дело, что досаду у современных исследователей вызывает тот факт, что реальная история Египта начинается чересчур внезапно – от полубогов сразу к реальному человеку, что историческая персона замыкает совершенно фантастический список.

И, конечно, вопрос, куда и почему исчезли божественные личности из Египта, тоже не может не возникнуть. У Манефона на него ответа нет.

Марина Ситникова

Фотография: .com

Продолжение читайте в №1/2019 журнала «Чудеса и приключения»

«Зачем Господь сотворил мир? Он что не знал, что с человеком столько будет проблем?»

«Для чего нужна была такая страшная жертва? Бог, что, не мог спасти человека просто так?»

И правда, для чего? Почему Христу нужно было именно воплотиться?

«Зачем Господь сотворил мир? Он что не знал, что с человеком столько будет проблем?» -спросила меня одна ученица воскресной школы.

Из свободных источников.

Уникальность Бога в том, что Он абсолютная Любовь. Причем с большой буквы. Это не аморфное облако, которое имеет только свойство любви, ни плохое, ни хорошее, а Любовь сильная, мощная, абсолютная.

Бог — это живая творческая личность, именно личность.

Он самодостаточен, и не нуждается не в преклонении, ни в славе, ни в храмовых свечках.

Он — ЛЮБОВЬ.

Так зачем же Он сотворил мир, если не нуждается в ни в чем?

Бог от премногой любви, сотворил весь мир и человека.

Бог создал весь видимый и невидимый мир:

  • животный — соединение души и тела
  • ангельский, в котором соединил дух и душу.
  • в последний момент, когда было уже все приготовлено, сотворил человека — венец творенья, соединяющий в себе: дух, душу и тело.

Иконография иконы Святой Троицы приоткрывает нам завесу, что же произошло на Превечном Совете?

Есть такое предание (предупреждаю, это предание, апокриф), что перед тем как сотворить человека у Святой Троицы состоялся совет. Бог Отец: — Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Но человек согрешит. — Да Отче, согрешит. — Его придется спасать. — Да, Отче, спасать. — Кто пойдет? — Я пойду. — и Бог Сын благословляет чашу страданий и жертвы на престоле.

Мы все знаем, что Адам и Ева согрешили, и смерть вошла в нашу жизнь. Человек был создан для вечной жизни, и вот он стал смертным. Через Адама на все человечество распространился грех, как чума, та страшная, ненормальная склонность ко греху. Земля, из которой был сотворен Адам, была проклята за грех Адама. Она такого же естества, как и человек, той же природы. От земли взятый человек, в землю возвращается после смерти. То дыхание, тот дух Божий который вдохнул Господь в Адама бессмертен, наша душа отходит к Богу. Вот то самое проклятие земли, за грех Адамов действующее на нас.

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав, не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; » (Быт. 1:17)

Представьте, что все заболели, эпидемия. И спасения от этой болезни нет. Грех — это смерть, духовная смерть, несмотря на то что наша душа бессмертна. Человек был создан со своей волей и свободой, и он попросту отказывается от исцеления, из-за повреждения души — он уже не способен сам исцелиться, Богу ничего не оставалось делать, и Он воплощается. Берет на Себя нашу природу, наше естество, потому что другого пути нет, меняет в Себе самом, как в человеке вектор в направление Бога, в направление жизни, в направление воскресения.

Первый завет Бога с человеком был установлен на крови, жертвенной крови животных. Но разве кровь животных может спасти, закланые агнцы — всего лишь праобраз той великой, искупительной жертвы за грех всего человечества. Христос — жертвенный Агнец, который закалается за весь мир, исполняющий ветхозаветный закон. Та очистительная жертва.

» Проклят всякий висящий на древе;» (Втор. 21:23)

Все проклятье мира было на Нем, и ранами Его, кровью Его мы исцелились.

Из свободных источников.

Как через Адама в мир вошла смерть, так и через Христа для человечества стало возможным спасение от греха и смерти. И мы теперь имеем возможность к воскресению.

Причащаясь святых Христовых Таин, мы становимся одной плотью со Христом, и уже Бог действует в нас, исцеляя, попаляя греховное вещество наше.

Слава Тебе Христе Боже наш, слава Тебе!

Господь не мучитель грешников. Ад — это последняя капля милости Божией.

Тобольские записки. Жизнь в Иконописной школе. Часть 1.

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *