Юлианский григорианский календарь

Часто, читая историческую статью о событиях, происходивших до 1918 года, видим такие даты: «Бородинская битва произошла 26 августа (7 сентября) 1812 года». Почему две даты? Которая из них верна? В чем разница? Зачем эти скобки? Не одна сотня, а то и тысяча людей ежегодно ломает голову над этими вопросами. А на самом деле, все просто. Избавим вас, дорогие читатели, от множества чисел и расчетов, и объясним все «на пальцах».

Будьте добры, помедленнее.

Ну помедленее, так помедленнее. Суть в календарях. Юлианский календарь — это календарь, по которому жила Россия до 1918 года. В феврале 1918 г. мы перешли на «новый» стиль — на Григорианский календарь. В Европе он начал распространяться с XVI в. и был введен по распоряжению папы Григория XIII (оттого и Григорианский).

Созиген — александрийский астроном, создатель «юлианского» календаря, принятого Юлием Цезарем в 42 г. до н.э.папа Григорий XIII — создатель «григорианского» календаря, принятого в 1582 г.

Теперь запомним несколько правил, зная которые, вы уже не будете путаться в датах:

1 правило: даты всех событий, произошедших до 1918 года, пишутся по старому стилю, а в скобках дается дата по новому — Григорианскому — календарю: 26 августа (7 сентября) 1812 года.

2 правило: если в ваши руки попал документ, написанный до 1918 года, и лишенный, соответственно, пересчета на новый стиль, не нужно лезть в интернет — можно посчитать самим. Для этого нужна вот эта табличка:

с 05.10.1582 по 18.02.1700 — прибавляем 10 дней.

с 19.02.1700 по 18.02.1800 — прибавляем 11 дней.

с 19.02.1800 по 18.02.1900 — прибавляем 12 дней.

с 19.02.1900 по 01.02.1918 — прибавляем 13 дней.

Проверим себя:

царь Федор Иоаннович родился 18 марта 1584 года по юлианскому календарю. Смотрим в табличку — надо прибавить 10 дней. Итого по григорианскому календарю день рождения Федора Иоанновича — 28 марта 1584 года.

А вот Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года. Сколько надо прибавить? Уже 11 дней. Получается 8 июля.

Юлианский календарь продолжает использовать Русская православная церковь. Гражданское летоисчисление в России ведется по григорианскому календарю. Так как же правильно писать даты исторических событий? Когда же произошла Бородинская битва — 26 августа или 7 сентября? Ответ один, и другого быть не может: правильно писать ту дату, которой соответствовал актуальный на тот момент календарь. То есть — 26 августа.

В залах Исторического музея и музея Отечественной войны 1812 года вы можете отыскать документы с разными датами и проверить себя. Как видите, это просто. Вперед, в музей!

Ленин, Петр и хакасы: как и зачем они переворачивали календари

Третьего сентября, в день, когда не утихают лесные пожары, рука так и тянется перевернуть календарь. «Известия» вспомнили, кто и почему по-настоящему это сделал.

Ленин приблизил День святого Валентина

Февраль 1918 года в России выдался относительно теплым, но коротким. Среднесуточная температура с 14-е по 28-е число составляла -0,3 °C. А никаких других чисел в этом месяце не было.

После 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля, и в стране был введен «новый стиль» – григорианский календарь. Поэтому в России никто не родился ,не женился и не умер с 1 по 13 февраля 1918 года. Решение о переходе было принято еще 24 января, но решили дождаться конца месяца.

С юлианским календарем, по которому жили на Руси с конца Х века, была проблема. Средняя продолжительность года по нему составляла 365 суток и 6 часов. То есть, как и сейчас, раз в четыре года добавлялся еще один день. Но на самом деле продолжительность года составляет 365 суток, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Получается, каждый год время по юлианскому календарю спешило на 11 минут и 14 секунд.

cal

Владимир Ленин в 1919 году выступил за одномоментный переход на новый стиль летоисчисления

Фото: РИА Новости

Это осознали как проблему к 1582 году. Тогда под руководством папы римского Григория XIII была проведена реформа. Сутки сделали короче, високосных дней стало меньше (на три раз в 400 лет), а после 4 октября сразу наступило 15-е. Так и появился григорианский календарь, который три века спустя дошел до нашей страны.

Сначала реформа принималась в католических, потом в протестантских странах. Погрешность юлианского календаря была проблемой в том числе для христианских праздников. Празднование Пасхи (отмечаемой в первую неделю после полнолуния по прошествии весеннего равноденствия) из-за этого потихоньку смещалось к лету, Рождества — к весне.

В России, как и в других православных странах, введение григорианского календаря тормозилось нежеланием церкви подчиняться католическому влиянию. Поэтому переход и произошел только в 1919 году, когда церковь была отделена от государства.

Автор цитаты

Сделано это было «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Незначительная разница в календарях раньше создавала неудобства при отношениях, в первую очередь торговых, с Европой. Теперь же она могла помешать делу мировой революции.

А вообще вопрос этот обсуждался давно. В 1899 году даже была создана комиссия при Астрономическом обществе, в которую входил Менделеев. Но полномочиями ее не наделили. Реформа 1919 года тоже могла заглохнуть. Комиссия Совнаркома РСФСР предлагала вводить изменения постепенно, отбрасывая в год по одному дню. Это длилось бы 13 лет. Ленин выступил за одномоментный переход на новый стиль.

Фото: РИА Новости/Александр Лыскин

Церковь, отделенная от государства, с этим не согласилась и до сих пор живет по юлианскому календарю. По словам настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ Владимира Вигилянского, календарь не меняют, опасаясь путаницы с праздниками и потому, что «если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели, каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость».

В мае 2019 года в Госдуме рассматривался законопроект о возвращении России к юлианскому календарю. Его авторы (из ЛДПР) утверждали, что переход на григорианское летоисчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали идею анахронизмом, хотя один из них, историк Евгений Пчелов, признал что юлианский календарь был весьма прогрессивен для времени своего создания в 46 году до н.э.

Петр I омолодил Россию на 5 тыс. лет

Ленин 13 дней убавил, Григорий XIII 10 уволок, а Петр I — 5507 лет. 15 декабря 7207 года от сотворения мира, или 1699 года от рождества Христова, вышел указ, согласно которому после 31 декабря текущего, 7207-го, года наступало 1 января 1700 года. И его, а не 1 сентября, как прежде, следовало считать началом года.

Обычно это решение Петра Алексеевича объясняют так же, как и введение григорианского летоисчисления: Россия пыталась стать ближе к Европе. И оно логично встраивается в ряд из сбритых бород, завитых париков и парусного флота.

Но есть и другая, чуть более конспирологическая версия. Петру просто очень понравилось католическое Рождество. Его указ был издан всего через год после Великого Посольства — большого путешествия по Европе, во время которого Петр перемещался инкогнито. Рождество он встретил в Голландии и, вернувшись, понял, что хотел бы праздновать так же — с елками и фейерверками.

кал

Царь Петр Первый ввел летоисчисление «от Рождества Христова», а не от сотворения мира

Фото: РИА Новости/Валентин Черединцев

Незадолго до того прошел стрелецкий бунт, и изменение канона празднования Рождества могло снова взволновать народ. А вот появление нового праздника, тем более такого красочного, было бы воспринято легче. Так рядом с Рождеством появился еще один праздник. И было велено «в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей…».

Был в этом и политический смысл. Летоисчисление от сотворения мира ввел в 988 году византийский император Василий II, и ко времени правления Петра I этой империи не было уже как два с половиной века. А в живой и столь полюбившейся Петру Европе считали иначе. И Новый год праздновали 1 января, а не 1 сентября, как повелось с основания Московского государства в XV веке. К тому же не только в Европе считали года от «рождения Христа».

Автор цитаты

«Известно Великому Государю , не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира…»

Фото: РИА Новости/Алексей Бойцов Обложка Всеобщего русского календаря издания товарищества И.Д. Сытина на 1910 год

К летоисчислению «от Рождества Христова», а не от сотворения мира привыкали довольно долго. И еще до конца петровского правления писали две даты (одну в скобках). К новому празднику привыкали еще дольше. После кончины Петра о торжествах с елками забыли. И вспомнили, вернее, заново заимствовали из Европы уже в XIX веке благодаря немецким принцессам, которые в силу высокой смертности мужей стали императрицами.

Хакасы продолжают праздновать Новый год весной

Если бы Петр I прожил на два года дольше, в подвластных ему землях появился бы еще один народ, который отмечает начало года не 1 сентября. 20 августа 1727 года Россия и Китай договорились о дележе сибирских земель, и в состав империи официально вошла Хакасия.

Сейчас хакасы, обращенные в православие в XIX веке, считают дни, как и вся Россия, по григорианскому календарю и, вероятно, даже празднуют Рождество. И Новый год 1 января.

sept

Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю

Фото: РИА Новости/П. Зубков

Однако немалая часть хакасов, или, как они сами себя называют, хоорай, придерживаются традиционных верований. Молятся и приносят жертвы богам, олицетворяющим природные стихии. И делают это в том числе в Новый год (Чыл Пазы), который отмечают в день весеннего равноденствия (в конце марта по григорианскому календарю).

Ну, или делали. Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю. И в Чыл Пазы начинали сельскохозяйственный год. Сейчас реальное значение праздника утрачивается. И вместо обряда кормления огня на день, дату которого высчитывали, просто в последнюю субботу марта выступают артисты на ярмарке. И все это происходит не в степях, а на специально отведенной площадке на ипподроме Абакана.

Прежде чем начать разбор двух календарей, нужно отметить, что Бог создавал мир вне времени. И именно людям нужна систематичность, вследствие чего и были созданы времена года, а также смена дня и ночи. И тем не менее календарь средство в разы эффективнее, а наличие двух его типов всего лишь следствие разногласий о дате праздниках Пасхи.

История Юлианского календаря

Фото: Flickr.com

Юлианский календарь появился во времена правления Юлия Цезаря и был назван в его честь. Это произошло в 45 году до нашей эры. Система летосчисления также была создана астрономами Цезаря. Она ориентировалась на время прохождения точки равноденствия Солнцем. Принцип работы также дал ему еще одно негласное название — «солнечный».

Если брать время правления Юлия Цезаря, то тогда этот календарь был единственным, который мог предоставить такую точность. Каждый год в нем содержал 365 дней, исключением выступал только високосный. Календарь также соответствовал все открытиям в области астрономии тех лет, чего не делали другие. В итоге полутора тысячи лет не было качественной аналогии, которая бы смогла также точно исчислять время и соответствовать научным открытиям.

История Григорианского календаря

Фото: Flickr.com

Официально принято считать, что система исчисления Григорианского календаря была предложена Папой Григорием XIII в конце 16 века. И его отличия были заметны сразу: в первую очередь каждый четвертый год, как это было на Юлианском календаре, остался високосным, но при определенном условии. Теперь, если окончание года было на 00, при этом он не мог быть поделен на 400 без остатка — високосным называть его было нельзя. Например: 2000 — високосный; 2100 — не високосный.

Помимо, Папа Григорий считал, что отмечать Пасху допустимо только в воскресенье. Юлианский же календарь таких строгих правил не придерживался и там дата, когда отмечалась Пасха, выпадала на совершенно разные дни.

Поддержали реформу смены календаря Сикст IV и Климент VII . В католических странах вступил в действие Григорианский календарь в 1582 году 4 октября.

Суть реформы состояла в том, чтобы устранить неточность юлианского календаря. Т.к. календарный год и солнечный не совпадают, то появляется погрешность. По Юлианскому календарю было отставание на 1 сутки от Солнца за 128 лет. Со временем заметили, что стала смещаться дата весеннего равноденствия. Таким образом, к 15 веку она сдвинулась уже на 10 дней. Новые реформы были призваны исправить эти смещения.

Основные отличия

Теперь, когда вкратце известная история и отличия каждого из календарей друг от друга, разберем их использование в мире. Во-первых, оба календаря существуют до сих пор, однако Григорианский обрел большую популярность и его используют в большинстве стран мира. Юлианский же обрел некую специализацию, так как по нему рассчитывают христианские праздники.

Так, оба календаря содержат в себе 365 дней и 366 в високосный год. У каждого стандартные 12 месяцев, где февраль заканчивается 28 или 29 числа. Основное же отличие составляет период наступления високосных лет. Именно это и является предметом споров церквей.

Если же говорить конкретно о России, то это одна из последних стран, в которой была принята реформа по использованию Григорианского календаря. Это произошло в 1917 году после Октябрьского переворота. Юлианский календарь ознаменовали как «мракобесный», а Григорианский «прогрессивный». Следом, но уже в 1923 году, РПЦ также пытались перевести на Григорианский календарь. Однако церковь твердо отказалась, изменить ее мнение даже не помогло то давление, которое было оказано на Патриарха Тихона. И все христиане по наставлениям апостолов продолжали жить по Юлианскому календарю, рассчитывая по нему праздники и прочие даты. Тем не менее, те же католики и протестанты сейчас живут по Григорианскому календарю.

Если рассматривать вопрос о календарях в рамках церковных отношений, то это, безусловно, богословская проблема. Изначально Папа Григорий XIII при создании календаря руководствовался астрономическими знаниями и принципами, не думая о религии. В первую очередь его интересовала «техническая» часть подсчета суток. И лишь после этого стали появляться рассуждение о том, правильно или нет использовать тот или иной календарь в его отношении к Библии.

Так, в православии принято считать, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий, описанных в священном писании. Следствием этого становится нарушение устоявшихся канонов. Например, апостольские правила ни в коей мере не допускает того, чтобы святая Пасха отмечалась ранее Пасхи иудейской. И именно переход на новый календарь мог нарушить пасхалию.

Последствия реформ

Если брать во внимание мнение специалистов и людей, которые профессионально занимаются астрономией, то они абсолютно уверены в точности Григорианского календаря. Они считают, что он не нуждается в изменениях, хотя вопросы о его изменении до сих пор остаются актуальны.

Альтернативное же решение заключается в том, чтобы изменить не календарь, а перегруппировать дни в году. Если взять ключевой аспект в новой структуре, то новый год будет начинаться с конкретного дня, например воскресенья. Ведь в данный момент месяцы могут быть как 28, так и 31 день. Помимо этого, длина целого квартала изменчива и второе полугодие длиннее первого на три или четыре дня. В совокупности такие небольшие аспекты производят глобальные нарушения и затруднение функционирования не только церкви, но и бытовых служб.

Будущее развитие

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

Если говорить о том, что будет в будущем, то все весьма неоднозначно. Оба календаря со временем все больше увеличивают тот разрыв в датах, который у них присутствовал изначально. Так, если использовать Юлианский календарь, то примерно к 2101 году дата Рождества сдвинется до 8 января. При этом в литургическом календаре дата останется прежней — 25 декабря.

Тем не менее также продолжают вестись споры о том, чтобы принять новый календарь. Еще с момента публикации Юлианского предлагается много разнообразных вариантов, каждый из которых имеет право на жизнь, но не вписывается так идеально в повседневную жизнь, как это делает Юлианский и Григорианский календари.

Вне зависимости от всех споров, которые постоянно ведутся между астрономами, в повседневной жизни стоит использовать общепринятый календарь. А в делах церковных — Юлианский, если это не католичество.

В Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился григорианский календарь. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем новый календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4».

В Российском государстве григорианский календарь был введен с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Русская Православная Церковь продолжает жить по юлианскому календарю.

* * *

Как правильно переводить исторические даты из старого стиля в новый?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. В православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

При переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). При исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники.

Примеры

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1*** г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

  • Ежедневный православный церковный календарь
  • Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап
  • Преподобный Паисий Святогорец о календарной проблеме
  • Календарная проблема протоиерей Ливерий Воронов
  • Календарь для человека или человек для календаря? Юрий Рубан
  • В небесах торжественно и чудно Владимир Ковальджи
  • В поисках удобного времени иерей Сергий Лепин
  • Вариант решения календарной проблемы Кирилл Борисов

Юлиа́нский календа́рь (старый стиль) — календарь, в основе которого лежат вычисления древних египетских астрономов длины года как равного 365 суткам и 6 часам, принятой за основу летосчисления при Юлии Цезаре. Используется в настоящее время в богослужебной практике 5-ти из 15-ти поместных православных церквей, в том числе Русской (Остальные используют новоюлианский календарь (см. календарь)). Общепринятым светским календарём является григорианский (новый стиль).

Юлианский календарь был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово справляется 7 января (8 января с 2100 г.).

Юлианский календарь уже сейчас потерял свою роль, как связанное с Солнцем и Луной средство определения времени, но пока остаётся средством распределения православных праздников. Церковное весеннее равноденствие смещается к лету и, уводит в этом направлении праздники. Это приводит и к нарушению принципа расчёта пасхалии, установленного на I Вселенском соборе.

Распространённое суеверие о том, что Благодатный огонь сходит «по юлианскому календарю» не учитывает того факта, что это чудо совершается не по часам, а по молитве греческого патриарха.

См. также: ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ ЦЕРКОВНЫЙ, КАЛЕНДАРНЫЕ ЦИКЛЫ

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *