Юдин г

Птица Сирин и всадник на белом коне. Георгий Юдин

Приглашаю под кат любителей исторических повестей):

Для начала про само издание — оно прекрасно! Твердая обложка с выпуклыми лакированными частями рисунка (и передняя, и задняя части обложки — издатели не экономили),очень плотные мелованные страницы с хорошим шрифтом и буквой Ё, каптал и яркие иллюстрации! Не знаю, будет ли виден выпуклый рисунок?

Форзац и нахзац того же глубокого синего цвета, что и обложка (просто у меня освещение искажает):

Теперь о самой истории. Мальчик Егорий живет с родителями в небольшой подмосковной деревеньке Дворики. Живет он во времена правления Ивана Грозного, поэтому случаются набеги кочевников. В один из таких набегов мальчик остается сиротой.

Мальчик он был спокойный, вдумчивый, любил наблюдать за природой. Однажды он пробует разрисовывать пасхальные яйца и окружающие замечают его особый талант к живописи. С этих пор мальчика просят украсить предметы быта, изготовить из дерева всевозможные резные вещицы, слава о нем доходит до соседних деревень.

Он подрастает, заводит семью. Но однажды решает отправиться в Москву — учиться у столичных мастеров иконописи.

Исторические события проходят в книге фоном, не будет встреч с царями и вельможами, он не станет знаменитым на всю Москву мастером. В книге встречаются жестокие моменты — все-таки не зря царя Ивана прозвали Грозным, а его опричников боялись как огня!

Это просто история жизни одного человека в незнакомых нам условиях, но история увлекательная, живая! Язык изложения понятный, в меру современный, на некоторые незнакомые слова даны сноски внизу, некоторые мне пришлось искать в интернете. Особенно интересным мне показалось описание праздников, пусть Русь уже и крещенная, но праздники в деревнях справляют и языческие — Егорьев день, день Ивана Купалы, обряд жатвы и свадебные гулянья. И это не просто описание, ты вместе с героем участвуешь в них, узнаешь от бабушки Акулины смысл определенных действий, удивляешься своей неграмотности в этом вопросе))

А еще очень красочно описывается процесс написания икон и росписи храмовых стен — не скупо, сухо и нудно — интересно и в опять же в форме сопричастности. Старец Никодим за работой рассказывает своим ученикам притчи, истории о житие святых, интересные случаи из жизни.

Егорий в этой книге пройдет путь от мальца до седого старика. История закончится последним днем его жизни, наполненной потерями и расставаниями, любовью, сомнениями; он побывает в Москве и настоящем плену, почувствует свою ненужность и чудом обретет вновь здоровье (а может, это все-таки был сон?).

Итог: интересная, познавательная книга о быте и жизни крестьян 16 века на Руси!

Очень достойная книга. Тираж 3000 экз. Опечаток не замечено.

ЮДИН ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Художник-силуэтист, живописец, график, иллюстратор, представитель русского авангарда, соратник Казимира Малевича.

Л.А.Юдин родился в 1903 году в Витебске, в семье служащего. Еще будучи школьником, в 1919 году он начал заниматься в Витебском Народном художественном училище на курсе у К.С.Малевича. В 1920 году шестнадцатилетним вступил в объединение художников-авангардистов УНОВИС («Учредители нового искусства»), созданное Малевичем. Л.А.Юдин на протяжении всей творческой жизни вел дневник, который представляет собой уникальный документ, позволяющий увидеть внутренний мир ученика Малевича во время его жизни и творчества рядом с мастером. В дневниках витебского периода подробно зафиксирован ход обучения у Малевича: программы занятий, конспекты его лекций, собственные гипотезы и наброски работ автора.

В 1922 году Юдин вместе с другими членами объединения, вслед за своим учителем переехал в Петроград, где продолжил обучение в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), с 1922 года это Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Юдин также являлся участником выставок-отчетов УНОВИСа в Витебске и Москве в 1922 и 1923 годах. В 1923 году был приглашен сотрудничать в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) Малевичем, который тогда занимал пост директора этого заведения. Был ассистентом К.С.Малевича до закрытия института в 1926 году. Там он руководил лабораторией формы, исследовал закономерности кубизма. В 1927-1934 годах Л.А.Юдин входил в «группу живописно-пластического реализма», организованную совместно с В. М. Ермолаевой, К. И.Рождественским, В.В. Стерлиговым, М.Б.Казанской и др. Самые яркие живописные работы Л.А.Юдина — «Голубой натюрморт» (1930), «Оранжевый молочник и бутылка» (1939), «Портрет мужчины в цилиндре» (1931).

Интересы Юдина не ограничивались живописью. Он также был мастером книжной графики, работал в качестве иллюстратора в лучших детских журналах своего времени «Чиж» и «Ёж», иллюстрировал произведения обэриутов Д. Хармса и А. Введенского, интересовался печатной графикой и резцовой гравюрой. В 1931-1933 годах Юдин работал в Государственном учебно-педагогическом издательстве в должности заведующего графической частью, иллюстрируя детские книги и создавая книги-игрушки.

Наиболее интересными и уникальными в его творчестве стали работы, выполненные из бумаги, в том числе миниатюрные. Юдин обладал уникальным даром художника-силуэтиста, без предварительного рисунка создавая виртуозные, со множеством деталей фигурки, способные поместиться на кончике пальца. Это его умение было особенно востребовано в формате детских изданий.

Все художники, прошедшие через школу Малевича, переняв многое от мастера, сохранили свой уникальный стиль и своеобразие. В основе системы обучения Малевича лежала его теория прибавочного элемента. Он подробно исследовал со студентами всю «лестницу» мирового искусства: импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм — и предлагал каждому самому понять, что ему ближе. Супрематизм был лишь последней ступенью этой лестницы, до которой доходил не каждый. Так, Юдин избрал для себя кубизм. Согласно его дневникам, ключевым методом обучения у Малевича был проблемный подход, когда художник рассматривался не в контексте его эпохи, но обсуждался в контексте цвета, линии, фактуры. Таким образом, база, заложенная в период студенчества, была действительно фундаментальной с искусствоведческой точки зрения. Вовсе не каждый ученик должен был стать супрематистом. Этим объясняется уникальность творчества Юдина, его непохожесть на своих коллег и учителей.

В середине 30-х годов Л.А.Юдин создал очень оригинальную серию бумажных полуабстрактных скульптур. Разнообразные сквозные тонкие конструкции, узкие трубки, ленты, бумажные шарики, прорези, загибы, спирали, ломаные и наклонные линии, сложные сечения — всё это было совершенно не похоже на лаконичные и спокойные формы супрематистов. Отдельным произведением искусства являются фотографии этой серии бумажных скульптур, сделанные художником: при определенном освещении и ракурсе они смотрелись особенно эффектно. Во многом эти работы Л.А.Юдина предвосхитили сегодняшнюю концептуальную постановочную фотографию.

С началом Великой отечественной войны Юдин был мобилизован и переведен на обучение на военных курсах командиров. Художник погиб в своем первом бою на фронте в ноябре 1941 года при защите Ленинграда. Союз художников предоставил ему «бронь», которой он не посчитал возможным воспользоваться. У него осталась жена Мария Алексеевна Горохова (1903-1991), художница, и сын — Александр Львович Юдин.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1973 году в Ленинграде. В 2003 году прошла персональная выставка Юдина в музее современного искусства «Царскосельская коллекция» в г. Пушкин.

Сказки Г.Юдина картотека по логопедии на тему

Сказки Г.Юдина

Запомни как можно больше слов со звуком , которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город».

РЫЖИЙ ГОРОД

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»

Вошел он и ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим.

Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс. И все рыжие — прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая — прерыжая девочка.

Ты почему такой грустный?

Меня все рыжим дразнят…

— Какой глупенький, — засмеялась девочка, — а ну-ка, посмотри на солнышко, какого оно цвета?

— Ну, рыжего…

— И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут Мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут:

«Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему
солнышку…

Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». (Запомните слова со звуком

, которые встретятся вам в сказке.

ГЕНЕРАЛ ГЕНА

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало — настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

— Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

— А вот же, под крылом, — говорит Гена.

— А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

— Эх вы, глупенькие, — грустно сказал Гена. — Нет у вас фантазии.

Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело».Запомните слова со звуком , которые встретятся в сказке.

ДОБРОЕ ДЕЛО

Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по Лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.

— И — эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!

Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», — размышлял медведь.

Но никто не собирался там жить.

Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.

— Ты чего такой грустный, дедушка медведь?

— Да делать мне нечего, вот и грустный, — бурчит медведь.

— А ты можешь дудочку сделать?

— Дудочку? А чего ее делать-то?! — оживился медведь и — раз-два! — сделал Димке дудочку.

— Вот это да! — обрадовался Дима. — А моей сестренке Даше сделаешь?

— Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, — заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!

Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Запомните слова со звуком , которые встретятся вам в сказке.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ ТИМКА

Папа тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

— Тимка! — кричат ему утром тигрята. — Пойдем играть.

— Отстаньте, — бурчит Тимка, — тут такое показывают!

По телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог, как вредно — тараканов. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо.

Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало совсем темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

— Алле, алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать?

— Выкинуть, — мрачно сказал вошедший папа Тигр, — а тебя выпороть.

Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Запомните слова со звуком , которые встретятся вам в сказке.

КАК ВАРИТЬ КОМПОТ

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

— Ну и как же его варить?

— Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик.

— Готово! Кушайте на здоровье. Попробовали друзья, плюются:

— Компот называется! Сам ешь!

Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.

geneura

Счастливым просветителем детства дано было стать русскому писателю и художнику Георгию Николаевичу Юдину. Ему мы посвящаем новый номер журнала ХиП (Художник и писатель в детской книге).

27 сентября заслуженному художнику России, писателю, члену редколлегии ХиПа Георгию Николаевичу Юдину исполнилось 70 лет.
8 октября в 16-00 в Российской Государственной детской библиотеке (калужская площадь, 1) открывается большая выставка иллюстраций художника.
Георгий Николаевич Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). В 1961 году поступил в Московский полиграфический институт, где учился у А.Д. Гончарова и В.Н. Ляхова и участвовал в работе над экспериментальными учебниками. «Позже, после рождения дочек, написал и нарисовал «Букварёнок», впервые изданный в 1980 году и выдержавший уже около тридцати переизданий.
С 1961 года Юдин проиллюстрировал более 200 книг русской и зарубежной классики, многие отмечены дипломами 1 и 2 степени всесоюзных и всероссийских конкурсов «Искусство книги». В 1987 году включён в Международный почётный список Г.Х. Андерсена за иллюстрации к авторской книге «Птица Сирин и всадник на белом коне».
Книга «Чёрная курица» А. Погорельского с его иллюстрациями, изданная на двенадцати языках, в 1986 году получила премию культурного центра Испании. За авторскую книгу «Букварёнок» в 1989 году Юдин награждён серебряной медалью на Международной книжной выставке-ярмарке «Самая красивая книга» в Лейпциге. За иллюстрации к «Былинам» удостоен диплома Академии художеств в 1993 году. В том же году избран вице-президентом Совета по детской и юношеской книге России при Российском фонде культуры. Георгий Юдин член Союза писателей России.
В 1995 году Юдин был награждён Патриархом Всея Руси Алексием II орденом Преподобного Сергия Радонежского. За книгу «Смиренный воин» имеет Всероссийскую премию по детской литературе имени Л.Н. Толстого. В 1997 году получил Международную премию имени Кирилла и Мефодия за книги по духовному воспитанию детей и юношества. Начиная с 2007 года в издательстве «Белый город» вышло пять уникальных по изобразительному материалу и содержанию томов: «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую Землю», «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» и «Душа России», где Георгий Юдин выступает как автор текста, фотограф и дизайнер. Эти книги завоевали первые места на Международном конкурсе Издательского Совета русской православной церкви «Просвещение через книгу», а «Каппадокия» – Гран-при. Юдин – лауреат Международной литературной премии «Облака»–2007 за серию книг «Божий мир». Его иллюстрации к повести «Левша» Н.С. Лескова и «Приключениям капитана Врунгеля» А. Некрасова приобретены Государственной Третьяковской галереей. Значительным явлением в искусстве иллюстрации, безусловно, станет его новая работа – «Сказки» Р. Киплинга, издаваемые «Эксмо».
Перечень деяний Георгия Николаевича, его «послужной список» признаний (а он ещё здесь и неполный) говорят сами за себя. Его вклад в русскую культуру, в культуру детства необычайно велик. Недавно он был справедливо выдвинут на звание народного художника России, да и Государственная премия не помешала бы.
Что касается сочетания детского писателя и художника в одном лице, то оно в таком качестве достаточно уникально. Как художник­иллюстратор, Юдин может быть задорным и весёлым, почтительно серьёзным и возвышенным, когда это касается православной темы, рыцарски романтичным, как в «Чёрной курице». Но природное остроумие никогда не делает ни его прозу, ни его рисунки скучными и невыразительными. Его тексты самобытны. Его иллюстрации эмоциональны, часто экспрессивны, сочны, богаты по цвету, рисунок энергичен, композиции прихотливы. В иллюстрациях к сказкам и преданиям героини одухотворённы, герои мужественны и непобедимы, неизбежное зло, рисуемое с гневным сарказмом, неизбежно терпит поражение. Юдин – автор со сформировавшимся мировоззрением, с духовными ориентирами. Страстная просветительская натура художника не может не делиться своими духовными открытиями с читателями, тем более с детьми. «Душеполезным чтением» назвал его творчество писатель Владимир Крупин.
Мы публикуем записки самого художника.
Лидия Кудрявцева
Я сделал себя сам…
Грустно началось моё детство. 1943 год – середина страшной войны, дети почти не рождаются, но мои родители так любили друг друга, так верили в Победу, что назло Гитлеру явили меня миру. Прошло всего пять лет, когда мирно спящий Ашхабад за несколько минут был полностью уничтожен ужасным девятибалльным землетрясением. В ту ночь погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой от падающей крыши, я словно бы родился второй раз.
От пережитого я на целый год превратился в съёжившегося, неулыбающегося старичка. Засыпая в наспех сколоченной из чего попало времянке, я подолгу смотрел на висящую передо мной чудом уцелевшую наивную, как я сейчас понимаю, картину на стекле, на которой возле озерка стояли две берёзки, а над водой с кувшинками неслышно летели две утки. Я погружался в тот сказочный, добрый мир, в котором не содрогалась земля, не кричали задавленные люди, не носились по вздымающейся земле обезумевшие от ужаса убежавшие из зоопарка львы и жирафы, и тихо засыпал под стук капель, падающих с протекающего потолка в тазы, кастрюли и железные миски.
Это детское впечатление помогло мне впоследствии, когда я задумывал и долго работал над литографиями к своей любимой книге «Чёрная курица» Погорельского. Ведь и Алёша – герой этой книги, оставленный родителями в чужом, враждебном ему пансионе, чувствовал себя лишённым любви и заботы маленьким одиноким существом. Вот тогда­то и появилась в его жизни таинственная подземная страна, населённая удивительным, благородным, великодушным народом.
Отсюда и появилось драматургическое и цветовое решение оформления книги: всё, что происходит на земле, в пансионе – строго, неэмоционально, бесцветно. Но как только Алёша оказывается в сказке, мир оживает, становится радостным, цветным, наполняется звуком, запахом, фантастическими растениями, животными и живущими в гармонии с ними маленькими, добрыми человечками.
Но это позже, а пока, оставаясь жить в Ашхабаде, я, окончив железнодорожный техникум, ибо учиться там было больше негде, был призван на три года в Советскую армию, где командовал взводом, и ночами, почувствовав неведомо откуда явившееся желание рисовать (возможно, от деда священника, игравшего в деревне на скрипке и читавшего Шекспира), рисовал боевые стенгазеты, которые завоёвывали грамоты на разных армейских конкурсах.
Вот с таким багажом, не имея за плечами никакого художественного образования, я в пилотке и гимнастёрке, смело и решительно (ведь у меня столько полковых наград за стенгазеты!), попытался поступить в Московский полиграфический институт на художественный факультет. Как же я был удивлён, что и по рисунку и по живописи ничего не понимающие «дядьки профессора» поставили мне двойки. А ведь я так красиво растушёвывал пальцем рисунки!
Куда идти? Не в Ашхабад же ехать непризнанному художнику! И тут на улице в глаза бросилось объявление: «На стройку требуются маляры. Предоставляется общежитие». Маляр – тот же художник, решил я и, бесстрашно, в той же гимнастёрке, устроился в женскую малярную бригаду. Не знали бедные труженицы кисти и шпателя, получавшие зарплату сдельно, кого берут! Ведь вместо десяти окрашенных полов, я успевал за день покрасить только два, ибо, когда ступал с ведром яркого сурика и широкой кистью на свежевыструганный деревянный пол, я видел перед собой не пол, а огромный нежно охристый холст, на котором с упоением, забывая о плане, начинал рисовать. Стоит ли говорить, что и здесь не оценили моего дарования, но бригадир, видимо из материнского сострадания, год терпела и не выгоняла меня. Наверное, чувствовала, что из меня, единственного со всей стройки непьющего мужика, может выйти толк.
Целый год днём я работал маляром, – шесть домов, между прочим, подарил счастливым москвичам, а вечером ходил в «Полиграф» на подготовительные курсы. В результате в 1961 году, на удивление тех самых «дядек профессоров», зарубивших меня в первый раз, я успешно поступил в институт. До сих пор помню, какая это была радость! Меня распирало от восторга, я любил всех этих прекрасных, красивых, добрых людей, наконец поверивших в меня и допустивших в свой чудный, волшебный мир художников.
Учился с упоением. Не пропустил ни одной лекции, вместо одного задания по композиции делал по три­четыре, а после лекций обязательно, вместо весёлых походов с сокурсниками пить пиво, ходил по библиотекам, выставкам и музеям, жадно впитывая всё то, что они, московские мальчики, знали с детства.
Оказалось, что в мире существуют не пять художников, которых я тогда знал, а сотни! Кроме любимых, понятных и простых Шишкина, Репина и Айвазовского творили непостижимые, запрещённые в СССР импрессионисты, кубисты и сюрреалисты, которых мы тайно разглядывали на открытках.
В литературе, помимо Горького и Шолохова, оказывается, существовали экзистенциализм и театр абсурда. Но самое главное – только что опубликованный сумасшедший роман Булгакова! Я был потрясён его «Мастером и Маргаритой», его фантазией, запретной божественной темой и необыкновенным словом. Каждая фраза, каждое предложение несли в себе мощный талант, упругую, наполненную жизнью силу настоящего художника. Слова под его пером начинали трепетать, звенеть, звучать по­новому, поражая своей необычной окраской и смыслом. Вот сцена казни Иешуа: «Пилат задрал голову и уткнул её прямо в солнце. Под веками у него вспыхнул зелёный огонь, от него загорелся мозг, и над толпой полетели хриплые арамейские слова… И, раскатив букву “р” над молчащим городом, он прокричал: – Вар­равван! Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши. В этом огне бушевали рёв, визги, стоны, хохот и свист».
Непревзойдённый стилист, которого можно цитировать бесконечно. До сих пор, не боясь навлечь на себя гнев моих православных читателей, я считаю Михаила Афанасьевича своим учителем, сформировавшим мой литературный стиль.
По окончании института в 1967 году как один из лучших выпускников был позван в экспериментальную лабораторию, созданную Волей Николаевичем Ляховым при кафедре ХТОПП, где придумывались учебники будущего. Но длилась эта научная работа недолго. В то время я иллюстрировал одну из первых своих книг «Человек амфибия». Иллюстрации к ней были замечены кинорежиссёром, и я был приглашён на Одесскую киностудию художником­постановщиком трёхсерийного фильма «Капитан Немо». Ни минуты не сомневаясь, что с этим совершенно новым для меня делом я не справлюсь, с головой окунулся в удивительный, ни на что не похожий мир. Мне было всё интересно, я даже сыграл небольшую роль и, больше того, как режиссёр придумал несколько сцен, которые вошли в фильм, идущий до сих пор по телевизору. Там же был снят следующий фильм «Красные дипкурьеры» с моим участием.
По вечерам еле живой от сложнейших съёмок садился придумывать свою первую авторскую книгу «Букварёнок». В то время у меня уже были две дочки Аня и Даша, и начались муки под названием: «Папа, почитай сказку!» И я, с тоской думая о незаконченных иллюстрациях к «Чёрной курице», наверное, в сотый раз начинал пересказывать этим ненасытным мучителям про Ивана­царевича с лягушкой, про козу рогатую да про кота усатого, и обязательно про нехорошую рыжую девочку Машу, которую серый волк утащил в страшный лес за то, что она не давала папе рисовать книги и зарабатывать деньги.
Мои намёки их не пугали, наоборот, они придумывали свои продолжения о том, как эта рыжая бестия Маша ловко «сделала волку сонный укол, вырвалась из его страшных ногтей» и радостно прибегала домой домучивать несчастного отца. «Когда же это кончится? – стонал я, – когда вы научитесь читать сами?» «А ты научи!!» – радостно вопили они.
«Нас очень много», – с тоской думал я о миллионах молодых родителей, которых дети заставляют читать сказки и не дают работать и отдыхать. Вот тогда­то я после съёмок фильма и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети, почти без помощи родителей, могут научиться читать уже с четырёх лет. С тех пор «Букварёнок» двадцать восемь раз переиздавался, и тысячи детей учились по нему читать.
Аня с Дашей росли, и в один распрекрасный день явились ко мне с неожиданным для всех родителей вопросом: «Папа, откуда берутся дети?» «Нас слишком много», – с тоской думал я о бедных родителях, которые не знают, что ответить на это пытливым чадам. Пришлось прочитать много научных книг по анатомии, биологии, чтобы потом все эти знания перевести на детский язык. Я был потрясён прочитанным. Мне хотелось бегать по улицам, размахивать руками и, не боясь показаться сумасшедшим, орать: «Люди! Каждый из нас чудо!» Я так и назвал книгу – «Главное чудо света».
О том, в какое время была написана эта книга, в которой я впервые в СССР рассказывал, что детей не в капусте находят, а рожает любимая мама, можно себе представить из следующей истории. Прихожу в издательство, редактор, недобро глянув на меня, произнёс: «Ваша рукопись прочитана». Сердце моё покатилось вниз от предчувствия беды. «В главе “Как стать гением” вы рассказываете о Леонардо да Винчи, Пушкине, Ломоносове и ничего ещё об одном гении! Не догадываетесь, о ком идёт речь?» «Нет, – честно глядя редактору в глаза, говорю я». «Вы забыли о Владимире Ильиче Ленине! Но это ещё не всё, – зловеще листая рукопись, говорит редактор, – в главе о возможностях человека вы пишете, что Лев Толстой в свои 80 лет был так силён, что одной рукой мог за шиворот поднять дворового!» «Но это правда! – горячусь я, – хотите я принесу доказательства?» «Не­ет, вы меня совсем не понимаете, – медленно поднимаясь из­за стола, страшным голосом говорит редактор, – а ведь это намёк на то, что Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза товарищ Леонид Ильич Брежнев в свои годы этого сделать не может!!»
Конечно, ради того, чтобы вышла книга, я мог бы вставить в неё и Ленина, и польстить немощному Брежневу, и всему политбюро вместе взятому. Но как потом жить с такой стыдобищей?! Я предпочёл забрать рукопись, в результате чего книга вышла только через семь лет в другом издательстве. Книга издаётся до сих пор, и вот что о ней думают читатели: «Я – ребёнок, выросший на книге “Главное чудо света”. Читала её сама, не отрываясь, жадно изучая картинки. Я прочла её всю, и перечитывала, как только снова приезжала к бабушке, где она хранилась. Уже в пятилетнем возрасте эта книга сформировала мою картину мира и моё мировоззрение, не побоюсь громкости таких слов. И представления о человеке, и об отношениях между людьми, и привычка не верить на слово, а искать доказательства и объяснения фактам, начиная с некоторых из тех, что упомянуты в этой книге, и чувство прекрасного, и понимание связей между очевидным и скрытым, и адекватное отношение к любым физическим проявлениям человека и явлениям природы, и чёткое осознание того, что все эти механизмы нужны для чего­то важного и чудесного – иначе бы их просто не было… всё это осталось в моей голове во многом благодаря “Главному чуду света”. Многие впечатления живы до сих пор. Честно говоря, я не знаю, кем бы я была, если бы не эта книга».
Прошло ещё два года, и моих детей, и других тоже нужно было обучить арифметике, но не нудно, как в школе, а интересно и весело. Появилась «Заниматика», где все цифры были не скучными закорючками, а живыми существами со своей удивительно интересной историей. Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь, когда я узнал от мамы, что дед мой был не только сельским учителем, но священником, я крестился и вскоре отчётливо осознал своё предназначение, своё главное дело жизни: я должен писать и рисовать книги, которые наполняли бы души людей духовным светом веры, и вели бы их к Богу, без Которого нет жизни.
Когда я готовился к работе над большими книгами­альбомами «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую Землю», «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» и «Душа России», мне довелось посетить немало святых мест. Влезал на высоченные горы, где Моисей получил скрижали от Бога, спускался в 28­этажные подземные города Каппадокии, летал над ней на воздушном шаре, на Афоне припадал к величайшим святыням, которые редко кто видел. Даже при всей моей фанатичной работоспособности сделать пять огромных книг за пять лет фактически в одиночку невозможно. Только явная помощь Бога, которую я постоянно ощущал во время работы, помогла мне.
Спасибо Тебе, Господи, за всё.
Георгий ЮДИН






Метки: ХиП, Юдин, наши журналы

ЮДИН ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Даты жизни: 27 сентября 1943
Место рождения: город Каахка (Туркмения)
Русский художник-иллюстратор, автор книг для детей
Известные произведения: «Букварёнок», «Главное чудо света», «Заниматика»

Георгий Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так: «В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз».
Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.
По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Георгий Николаевич ходит в музеи, много читает, пробует писать масляными красками.
Свою первую книжку он иллюстрирует для туркменского издательства. Книжки, которые он иллюстрирует после окончания института, наполнены приключениями и сказочными происшествиями. Это «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Шпион» Фенимора Купера, сказочная повесть «Чёрная курица» Антония Погорельского. Всего Георгием Юдиными оформлено иллюстрациями 130 книг. Своих героев художник умеет рисовать живыми и подвижными.
А ещё Георгий Николаевич работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо». Таинственный серебристый «Наутилус» — подводный корабль из романа Жюля Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника — широкоплечего рыжеволосого бородача.

А потом Георгий Юдин стал писателем, произошло это не случайно. «Я был просто детским художником, но, когда у меня родились две дочки Аня и Даша, началась мука под названием «Папа, почитай сказку!» И я, молодой тогда художник, с тоской думая о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке А. Погорельского «Чёрная курица», начинал, наверное, в сотый раз пересказывать этим ненасытным мучителям про Ивана-царевича с лягушкой, про козу рогатую да про кота усатого, про рыжую девочку Машу, которую серые волки утащили в страшный лес за то, что она не давала папе рисовать книги и зарабатывать деньги…
«Нас очень много», — с тоской думал я о молодых родителях, которых дети заставляют читать сказки и не дают работать и отдыхать. Вот тогда-то я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут научиться читать».
«Букварёнок» — это увлекательная игра-разговор о буквах. В 1989 году книга получила серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.
В предисловии к книге автор написал: «Всё о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире». Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. «Букварёнок» — это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок — «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои — мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Ну вот «Аня с Дашей росли и в один прекрасный день явились ко мне с неожиданным для всех родителей вопросом: «Папа, откуда берутся дети?».
«Нас слишком много», — с тоской подумал я о бедных родителях, которые не знают, что ответить на это пытливым чадам. Пришлось прочитать много научных книг по анатомии, биологии, чтобы потом все эти знания перенести на детский язык.
Я был потрясён прочитанным. Мне хотелось бегать по улицам, размахивать руками, как птица, и орать: «Люди! Каждый из нас чудо!». Я так и назвал книгу: «Главное чудо света».
Книга Георгия Юдина «Главное чудо света» — мудрое пособие для детей и родителей. Книга с уважением и любовью рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,- делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

А тем временем «Прошло ещё два года, и моих детей и других тоже нужно было обучить арифметике, но не нудно, как в школе, а интересно и весело. Появилась «Заниматика», где все цифры были не скучными закорючками, а живыми существами со своей удивительной интересной жизнью». Книга помогает детям не только быстро запоминать цифры и решать несложные задачи, но даёт первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения не только в математике, но и в жизни.
А ещё в творчестве Георгия Николаевича — писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Георгий Юдин пишет: «Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».
В творчестве Георгия Николаевича появляются книги духовно-нравственного содержания. Одно из первых книг стала «Птица Сирин и всадник на белом коне». Автор повести задаётся вопросами: Что такое родная история? Что такое русский человек, чем одарен, на что способен? Главный герой книги Егорий проходит через душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление и становится иконописцем. Вместе с ним читатель узнаёт, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Книга эта — прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.
Книги Георгия Юдина заставляют нас окунуться в древнюю историю нашей страны. Конечно, все работы Георгия Юдина, преподнесены в сказочной манере, однако большая доля наших познаний о древней Руси проистекает именно из различных сказок, сказаний, былин, писаний прошедших из уст в уста через десятки поколений.

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почётными званиями и наградами. Он — заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *