Я пришел разделить отца с сыном

Размышления над трудными местами Евангелия

Игумен Петр (Мещеринов)

Есть несколько Евангельских изречений, которые всегда вызывают недоуменные вопросы. Мне бы хотелось поразмышлять над двумя из них.

I.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.10:34-39). Часто спрашивают: что значит – «враги человеку домашние его»? Как это – Бог любви вдруг говорит такие вещи о наиболее близких к нам людях?

1. Господь здесь цитирует Ветхий Завет – книгу пророка Михея. Горе мне! ибо со мною теперь – как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня (Мих.7:1-7). (К слову – как приложимы слова древнего пророка к сегодняшней нашей российской жизни!)

В этом ветхозаветном тексте мы видим прикровенное пророчество об апостольской проповеди: день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает (ст. 4). Пророк говорит о том, что это провозвестие будет совершаться в условиях нравственного упадка, такого, что и домашние будут врагами человеку, проповедующему истинного Бога и нравственную жизнь. 10-я глава Евангелия от Матфея, где находятся разбираемые нами слова, повествует как раз о посылании учеников Иисуса на проповедь. Таким образом, первое значение этих слов – напоминание о пророчестве и о том, в каких условиях будет совершаться апостольское служение: в деле проповеди домашние скорее мешают, чем помогают. Сам Господь говорил об этом: не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своём и у сродников, и в доме своём (Мк.6:4), – ибо как раз у своих домашних Христос встретил смущение и неверие. Слово «враги» нужно воспринимать здесь не в абсолютном смысле, что – всегда и во всём враги. Библейский язык часто «поляризирует» понятия; в этом контексте «враги» – значит, «не друзья», не помощники, не сочувствующие религиозной стороне жизни: истинному Богопочитанию и проповеди Христа.

2. Второй смысл этих слов более общий. Дело тут вот в чём. Господь принёс людям Новый Завет. Одна из граней этой новизны есть ценность человеческой личности как таковой, – то, из чего выросла великая европейская цивилизация. Ветхозаветному человечеству была свойственна другая иерархия ценностей. Племя, род, семья – и только потом личность. Личность вне всего этого воспринималась неполной. Субъектом религиозных отношений в Израиле был народ; римское право наделяло людей привилегиями по признаку гражданства. Иисус же Христос возвещает подлинно новое благовествование: личность, сам человек прежде всего – драгоценен в очах Божиих. В разбираемом нами евангельском тексте это видно из слов Спасителя: Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью его, и невестку со свекровью её (Мф.10:35). Отныне семья и общество становятся не первой ценностью; они не теряют от этого своей важности, своего значения, но уступают место религиозному достоинству личности.

Необходимо подчеркнуть, что эта ценность человеческой личности – не «сама по себе»; она не абсолютна, не автономна. Она возможна именно в результате действия Нового Завета, то есть только во Христе Иисусе, в приобщении Единственной подлинной Ценности – Богу, ставшему Человеком (забвение этого приводит сейчас к разложению и гибели европейской культуры). То есть не сам человек, осознав себя самоценным, отделяется от домашних и умаляет родственные связи, а Господь делает это, ради Себя, созидая Себе Церковь. И, коль скоро мы заговорили о Церкви, тут нужно подчеркнуть одну из её особенностей, то, чем она принципиально отличается от всех людских сообществ. Церковь есть, во-первых, союз людей во Христе, а во-вторых, союз свободных личностей. Церковь объединяет людей не за счёт того, что люди лишаются какой-то стороны своей свободы, оплачивая ею те или иные преимущества данной корпорации; в ней всё «наоборот»: люди получают от Христа свободу и силу любви. В Церкви человек во Христе преодолевает падение, наполняет низшие планы бытия Духом Святым, и сам во всём этом получает не умаление личности и свободы, но приращение их. Церковь поэтому – высшая ценность по сравнению с семьёй, родом, племенем, нацией, государством и т.п. Если человек всё это путает, если он привносит в христианство нецерковные, ветхие, преодоленные Спасителем принципы бытия, то тем самым он умаляет Церковь, не давая Христу освятить, оправдать и созидать себя, свою богоприобщённую личность; и в таком случае, воистину человеку становятся врагами и семья, и род, и нация – если они для него выше Христа и Его Церкви. Это, кстати говоря, одна из насущнейших проблем сегодняшней церковной действительности. Почему у нас упадок церковной жизни? Потому что мы сами не даём Церкви быть тем, что она есть, желая свести её к обеспечению национальных, общественных, семейных и прочих интересов. В связи с этим вполне можно сказать, что не только для отдельного христианина, но и для Церкви бывают ситуации, когда врагами становятся домашние её…

3. И третий, пожалуй, самый глубокий смысл разбираемых нами евангельских слов. Послушаем, что говорит Господь: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев и сестёр, а при том и всей жизни своей, то не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк.14:26-27). Сразу рождается острый (и часто задаваемый) вопрос: как же так?? Ведь христианство, наоборот, призывает сохранять семью, созидать её; есть заповедь Божия о почитании родителей (Исх.20:12); Церковь содержит Таинство брака – а тут такие слова? Нет ли здесь вопиющего противоречия?

Нет, никакого противоречия нет. Во-первых, мы уже сказали, что библейский язык часто поляризирует понятия. Слово «возненавидит» здесь не выступает в собственном своём смысле, а показывает как бы максимальность дистанции до своего противоположения – то есть до понятия «любовь». Смысл здесь тот, что любить Христа нужно несравненно больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр и саму свою жизнь. Это не значит напрямую ненавидеть всё это; да у нас и не получится это сделать, потому что Сам же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в нас естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам, Сам дал заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к Богу должна быть настолько больше, принципиально, качественно значимее и сильнее, насколько «ненависть» отстоит от «приязни».

И во-вторых. Возьмем Таинство брака. В нём супруги естественным порядком становятся «одною плотью» (Быт. 2:24); благодать Божия созидает этот надличностный организм в единство и духовное, в малую Церковь. Что в этом контексте значат вышеприведённые слова Христа? Как здесь, когда речь идёт о благодатном действии, о благословении Божием, понять эту «ненависть»?

Вот как. Господь говорит здесь о том, что первая, главная, метафизическая связь человека – это связь с Богом. То есть, при том, что в браке люди становятся почти одним существом, одною плотью, нет ближе отношений между людьми, чем в браке, – однако связь души и Бога несравненно важнее, главнее, реальнее, я бы сказал – онтологичнее. И – парадокс: казалось бы, как возможен тогда брак? родительская и сыновняя любовь? дружба? вообще – жизнь в мире сем? Оказывается, только и исключительно на этом основании: когда Христос вносится в самую сердцевину жизни. Без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5), сказал Он; и это не пустые слова, не метафора, а абсолютнейшая реальность. Любое человеческое действие, всякое его усилие – пыль, прах, суета; только внося Христа в сердцевину нашей жизни, во все без исключения наши дела и движения души, человек обретает смысл, прочность, вечное измерение своего существования. Без Христа всё абсолютно бессмысленно: и брак, и родительские отношения, и всё, что составляет жизнь на земле, да и сама она. Со Христом всё встаёт на свои места; Христос дарит человеку во всём этом радость и счастье; без Него это совершенно невозможно. Но для этого Он должен быть на подобающем Ему, первом месте в нашей жизни. – Вот об этом и говорит наша евангельская заповедь, «жестокая», отталкивающая на первый взгляд, но содержащая важнейшие истины христианства. «Ненависть» и «вражда» означают здесь иерархию христианских ценностей, а именно: единственная истинная и реальная Ценность на земле – это Господь Иисус Христос; всё получает ценностный смысл только и исключительно под условием непосредственного (в Церкви) или опосредованного (социум, культура и проч.) приобщения Ему; всё, что вне Его – бессмысленно, пусто и гибельно…

Что всё это значит на практике? Ведь не для абстрактного созерцания дана нам эта заповедь, а для исполнения. И не можем мы все уйти в монастырь; мы живём в условиях, и внешних, и внутренних, которые вряд ли позволят нам осуществить идеал, описанный выше… Как нам быть «в быту», так сказать?

Священное Писание нужно воспринимать в целостности, не выдирая что-то одно, пусть даже принципиальное и глубочайшее. Если мы эту целостность соблюдём, то получится вот что:

Родителей почитаем, братьев и сестёр любим, семью созидаем во образ Церкви… но всё это должно быть во Христе. Коль скоро что-то в наших отношениях с ближними, и вообще в нашей жизни, противоречит Христу, Его Евангелию, то становится враждебным нам. Но и «вражда» эта – тоже Евангельская; она не значит, что мы должны наших ближних-«врагов» убить, или отстраниться от них, или перестать исполнять по отношению к ним наши нравственные обязанности, или что-нибудь в этом роде. Нужно, во-первых, осознать ситуацию, во-вторых, исправить, что можем, что зависит от нас, в-третьих – если изменение ситуации невозможно – любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящих нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас (ср. Мф.5:44), – прося при этом у Бога мудрости, чтобы свет наш светил пред людьми, чтобы они видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф.5:16); но и, с другой стороны, быть осторожными, чтобы не давать святыни псам и не бросать жемчуга нашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали нас (ср. Мф.7:6). Нужны ум, опыт, мудрость, и – любовь, чтобы бесчисленные ситуации такого рода разрешались по-христиански.

II.

Вот ещё одно, вызывающее вечные вопросы, Евангельское изречение.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф.6:24-34).

Что это значит? Как это – не заботиться? Бросить учёбу? Не делать карьеру? Не заводить семью, – потому что, если её заводить, нужно обеспечивать её существование и стабильность? А как же апостол Павел, «сосуд избранный» (Деян.9:15), призывает брать пример с себя: мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2Фесс.3:8), и говорит: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фесс.3:10)? И здесь речь идёт не о труде по созиданию спасения, а об обычной человеческой работе. Опять противоречие? А Церковь? Вот преп. Иоанн Пророк пишет: «любой труд человека суетен» (а до него ещё премудрый Экклезиаст исчерпывающе выразил ту же мысль); как же Церковь призывает к творчеству, созидательному и добросовестному труду во всех областях человеческой жизни? Да и исторически мы видим, что Христова Церковь дала огромный импульс к созиданию европейской цивилизации, культуры, науки; что же, Церковь противоречит самой себе, своему Священному Писанию? Как сочетать вышеприведённое «антисоциальное» евангельское высказывание и социальные призывы Церкви? И т.д., и т.п.

1. Эта евангельская заповедь вовсе не говорит о том, что нам не надо на земле трудиться. У нас не получится ведь сесть на стульчик, сложить ручки, вознести молитву и ждать, когда с неба на нас посыпятся денежные знаки, успех, достаток и проч. Рождаясь в этот мир, мы встроены в ход вещей, который не даёт нам сидеть сложа руки: хотя бы ради того, чтобы поддерживать своё существование, мы должны в поте лица своего съедать хлеб свой (ср. Быт.3:19), по определению Божию. Речь здесь идёт о внутреннем отношении ко всему этому; здесь мы опять видим новизну нашего Нового завета, а именно: всё совершается внутри, в душе. Рядом с «не-заботой» о завтрашнем дне Господь поставил непременное условие: ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф.6:33). Не надо отказываться ни от какой деятельности (разумеется, если она не противоречит заповедям Божиим); наоборот, все наши дела мы должны делать наилучшим образом. Дело в том, что именно в повседневной действительности и творится нами воля Божия; вне повседневного ряда наших дел невозможно искать Царства Божия и правды Божией. Но нужно отложить мучащую и точащую наши души заботу. Это не та забота, которая естественна человеку и которая проявляется в планировании, в наилучшем распределении сил и средств для выполнения поставленной задачи. Забота, о которой говорит Господь, есть суетливая неуверенность в завтрашнем дне, происходящая от маловерия, от того, что Христос в нашей жизни – не главное. Если мы эту самую неуверенность заменим упованием на Бога, преданием всех наших забот Ему (возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. – Пс.54:23), и все наши дела будем сочетать с исканием именно в них нравственного евангельского смысла, – тогда мы увидим сбывающееся над нами обетование – и это всё (т.е. что необходимо нам для земной жизни) приложится вам (Мф.6:33).

Так что эта заповедь не призывает нас отказываться от земных дел, наоборот, правда Божия, в этих делах содержащаяся, требует от нас добросовестной нравственной деятельности по выявлению её в каждый момент нашего существования. Это приведёт к внутренней переориентации всей нашей жизни на Христа и Царство Божие. Только в этой перспективе мы сможем увидеть и оценить качество наших дел; кроме того, только во Христе наши дела приобретают прочность и достоинство, а вне Его они всегда останутся суетой и томлением духа (ср. Еккл.1:14). Вот смысл разбираемых нами евангельских слов.

2. Из этой заповеди можно усмотреть и принцип действия Христовой Церкви – преобразовывать внутреннее и личное, а через них – внешнее и общественное. Но не наоборот. Этого, к сожалению, не понимают люди, требующие от Церкви решения ею специфически общественных и социальных проблем. Почему Церковь вошла в историю и победила её, положив начало (о чём мы уже говорили) новой цивилизации? Потому что она ничего не тронула, не «разрушила»: ни семью, ни нацию, ни государство. Церковь не вторглась в эти области жизни с решительными реформами, – но она привнесла во всё это внутренний, вечный смысл, и тем преобразила человеческую культуру. Церковь всегда строго заботилась о том, чтобы не потерять свою внутреннюю свободу, не-связанность формами мира сего; поэтому она никогда не ставила именно эту цель – улучшить общество социально. Церковь принимала всё как есть, но в этом «как есть» искала Царства Божия и правды Его – и прилагалось ей приращение целыми народами. Сейчас заповедь забыта – и от Церкви отходят народы, а внутри Церкви покривляется церковное сознание… Будем же хотя бы в нашей личной жизни стараться следовать этой заповеди, и тогда постепенно может преобразоваться жизнь церковная и общественная.

Напечатано в журнале «Альфа и омега» N 2 за 2006 год.

Как понять слова термин

та, опираясь на выписанные ключевые слова/словосочетания. Объясните свой ответ. 3.На сколько смысловых частей можно разделить текст? Объясните свой ответ. 10:10 В то время, как в мире иссякают различные источники энергии, многие исследовательские группы занимаются поисками методов ее получения фактически «из ниоткуда». Наиболее известные способы – генерировать электричество из энергии солнца и ветра. И если этими методами в последнее время активно пользуются, то к способу получения света из растений – пока в научном сообществе относятся скептически. А всего лишь из-за того, что не удавалось обеспечить бесперебойной подачи энергии. Гульден Альдибекова из Талдыкоргана предлагает получать электричество из растений инновационным способом. Изобретатель уверяет, квартиры и даже небольшие города можно в буквально смысле «подключить» к полям и огородам. «Я могу с уверенностью сказать, что аналогов нет. Подобные разработки получают энергию из растений. Они используют процесс хлорофилла, и их возможности ограничены. Мы разработали получение энергии из биоплазмы. И этот процесс более стабильный и беспеременный. Мы из непостоянного тока получаем постоянный – в этом главная особенность». Понадобилось несколько лет исследований, чтобы выяснить, как обеспечить бесперебойное получение света. Растения исследовали на клеточном уровне, изучали биологический состав. На экспериментальной модели ученая демонстрирует, как зажечь небольшую лампу, подключив её к контейнеру, в котором растёт обычная трава. Специальные датчики считывают энергию, передают её в аккумулятор по проводам, и приводят в действие индикатор. Провода устанавливаются прямо на корнях растений. Мы можем видеть, что выработано 0,71 милливольт энергии. Если растений будет больше, то и энергии можно получить в значительных объёмах.» Использовать растения для получения света можно как весной и летом, во время бурного цветения, так и осенью, и зимой, когда процессы во всем растительном замедляются. В зимний период Гульден Альдибекова предлагает получать энергию из останков растений, так называемой биомассы. Необходимо наполнить ею контейнер – и подача света обеспечена.

Ответы к упражнениям 39-52

Упражнение 39

Упражнение 40

Приамурский, пританцовывать, прибаутка, привадить, привередливый, привыкнуть, приключение, приспешник, приспичить, пристойный, пристрастие, присягать, претить, примадонна, примат, примитивный, приватный, приват-доцент, приватизация, привилегия, приоритет, присесть, прилечь, прибавленный, приближённый, прибрежный, прилгать, примёрзший, принарядиться, приниженный, превышение, премудрый, преогромный, прерваться, преуспевать, прижечь, пригнать, привоз, прикорм, прикатить, приговорить, препорученный, преподнесение, преследовать, преспокойный, приволжский, приозёрный, прицелиться, прихватить, пришелец, присказка, припорошенный, пристань, притронуться, приотворённый, превратить, прегрешение, предатель, председатель, преимущество, прекрасный, не преминуть ответить, преисподняя, прекословить, прекратить, прельщать, преображать, препятствие, пресловутый, пресмыкаться, престол, претить, президиум, президент, премьер, премьера, прелюдия, превалировать, превентивный, презентация, презентабельный, презумпция невиновности, прейскурант, прелат, препарат, прерогатива, престиж, претендент, претензия, префект, прецедент, припухший, присовокупить, притихший, преломить, преподнести, преподавать, престранный, прерванный, преследовать, пресыщение, пристанище, преподанный (урок), привносить, приклонить голову к подушке, причудливый, приграничный, приступить кделу, привходящие обстоятельства, примять, пригнуть, приохотиться, притопнуть, превеликий, приучить, приручить, приискать.

Пре-:

  1. Обозначает высшую степень качества илидействия (имеет значение «очень»; «слишком»): премудрый, преогромный, преспокойный, престранный, превеликий.
  2. Соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному»; «предел действия»): превышение, прерваться, преуспевать, препорученный, преподнесение, преследовать, преломить, преподнести, преподавать, прерванный, преследовать, пресыщение, преподанный (урок).
  3. Пре- входит в состав корня: превратить, прегрешение, предатель, председатель, преимущество, прекрасный, не преминуть ответить, преисподняя, прекосло-вить, прекратить, прельщать, преображать, препятствие, пресловутый, пресмыкаться, престол, претить, президиум, президент, премьер, премьера, прелюдия, превалировать, превентивный, презентация, презентабельный, презумпция невиновности, прейскурант, прелат, препарат, прерогатива, престиж, претендент, претензия, префект, прецедент.

При-:

  1. Приближение, присоединение, пространственная близость, смежность: приамурский, приближённый, прибрежный, примёрзший, пригнать, привоз, прикатить, приволжский, приозёрный, прицелиться, прихватить, пришелец, пристань, притронуться, пристанище, привносить, приграничный, приступить к делу, привходящие обстоятельства.
  2. Действие, направленное сверху вниз: приклонить голову к подушке, примять, пригнуть.
  3. Полнота, исчерпанность действия; доведение действия до конечной, желанной цели: приговорить, приохотиться, приучить, приручить, приискать.
  4. Действие, совершённое не в полном объёме или на ограниченный срок: присесть, прилечь, прилгать, принарядиться, приниженный, прижечь, припорошенный, приотворённый, припухший, притихший, причудливый.
  5. Добавочное действие или действие не основное, сопутствующее какому-либо другому действию: пританцовывать, прибавленный, прикорм, присказка, присовокупить, притопнуть.
  6. При- входит в состав корня: прибаутка, привадить, привередливый, привыкнуть, приключение, приспешник, приспичить, пристойный, пристрастие, присягать, примадонна, примат, примитивный, приватный, приват-доцент, приватизация, привилегия, приоритет.

Упражнение 41

Не придавать никакого значения, предать друга, предаваться бесплодным мечтаниям, старинное предание, приданое невесты, церковный придел, предел мечтаний, предельная скорость, беспредельные возможности, приёмник для больных собак, М.Ю. Лермонтов – преемник А.С. Пушкина, гостеприимный хозяин, преемственность, превратное понимание, старый привратник, прибытие поезда, пребывание в городе, притворить дверь, претворить мечту вжизнь, притворщик, притворное веселье, припирать дверь палкой, препираться с отцом, не потерплю никаких препирательств, припирать к стенке, призреть и обогреть убогого, относиться с презрением, дом призрения, презрительная усмешка, презирать опасности, приходить вовремя, приходящая няня, привходящие обстоятельства, преходящие трудности, преходящие радости, преходящие обстоятельства, приступить к работе, преступить закон, преступление, неприступная крепость, преступник, приложить усилия, непреложная истина, приложиться к руке священника, непреложный закон, слегка приуменьшить его заслуги, явно преуменьшать значение открытия, приставить лестницу к забору, святой преставился, светопреставление, неприменимые правила, непременное условие, искать пристанища, беспрестанные хлопоты, преклонный возраст, непреклонный характер, приклониться к подушке, преклоняться перед поэтом, преклонять колени, притерпеться кнеудобствам, претерпеть много горестей, взгляды претерпели изменения, преисполниться уважением, непреодолимое желание, присмиреть, пресмирный, преподаватель, камень преткновения.

Упражнение 42

Упражнение 43

Упражнение 44

Упражнение 45

1. Широко вокруг меня расстилалась пустота, упиравшаяся в молчаливое презрение. 2. Комиссия строга. Бракует бессчётно. 3. В первых числах августа начинались у него переэкзаменовки и приёмные экзамены. 4. Я притворился спящим, но в самом деле заснул уже тогда, когда заснула мать. 5. Всё прошлое предано забвению. 6. В немецкой литературе не нашлось преемников не только Гёте, но даже и Гофману. 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, приклоните слух. 8. Ольга Павловна едва не упала в обморок, но страх придал ей сил. 9. Осень жестоко изуродовала сорную глинистую землю, претворив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги. 10. Эта женщина презирала не только меня, но и мою мать и всех резалок, которых считала существами низшей породы, недостойными даже приближаться к её крыльцу. 11. Расчёты сложнейших объектов и конструкций. Тончайшая, хрустальная работа. 12. Воробьи широко и молча разевали свои клювы. 13. Перед ним расступились, и меня перестали бить. 14. Гостеприимные хозяева поднялись из-за стола. 15. И не требовал этот царь от своих подданных ни преклонения, ни чрезмерного уважения к себе. 16. Скворцов разошёлся и самым безжалостным образом распёк просителя. 17. Бесконечные войны возвысили Наполеона; они же низвергли его. 18. Брови его сдвинулись, по лбу пошли морщины. 19. Ни пошевелиться он не может, ни разжать рук он не может. 20. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности детское бельё. 21. В глубочайшей черноте горели бесчисленные звёзды. 22. Бесстрастный голос переводчика продолжал звучать. 23. Он расстегнул планшет, вынул карту, огляделся, на чём бы её расстелить. 24. Напряжение поля стало в два раза выше расчётного. 25. Мне страстно хотелось разговориться с нею, расспросить её. 26. Оба конца улицы загородили сдвинутыми возами. 27. Нянька кинула на меня сердитый, подавляющий взгляд и что-то ворчала беззубым шамкающим ртом. 28. Это вы, низкий человек, может быть, пьёте, а не я! 29. Она с беспокойством вглядывалась в бесстрастное лицо механика. 30. Кричали петухи в мутном рассвете. 31. Он хранитель университетских преданий. 32. Дьячок притворил дверь. 33. Всё мое двухчасовое пребывание на пустыре превратилось в подлинную пытку. 34. У стен Ленинграда дивизия преумножила свою славу, стала гвардейской. 35. В этом больше блеску, но это было преходящее. 36. Скромность Белинского была непритворна и чистосердечна. 37. А теперь присмирел и не слыхать его. 38. Бесчисленные огоньки мелькали в поле, где расположились бивуаком войска. 39. И никакой расчёт, и никакая жалость не удержали одичалых рук. 40. Рассуждения этого подростка забавляли её. 41. Подарков он не принимал, потому что нечем было отдарить. 42. Мужик в красной рубашке, стоя в лодке, отталкивался длинным шестом от берега. 43. Я примостилась около приоткрытых дверей папиного кабинета. 44. И вспомнить вновь не премину мой первый город деревенский. 45. Пусть от препятствий молодеетдух. 46. В каменные ворота приёмника въехал автомобиль. 47. От долгого пребывания в воде Дымов и Кирюха стали лиловыми. 48. Защита от дряхления в преклонные годы – привычный размеренный труд. 49. Их услышав, присмирели пташек резвые четы, на тростник стрекозы сели, приклонились цветы. 50. Но артисты преодолели весёлое настроение в зале. 51. Часовой преградил ему дорогу. 52. Он охотно протянул нам пресловутую ассигнацию и также охотно и даже торопливо, старясь никого не затруднить, вышел из вагона. 53. Вдруг, в один прекрасный день, баронесса убедилась, что жизнь, в сущности, прескверная вещь. 54. Он не желает использовать привилегию своего иностранного подданства. 55. Всё живое прилегло, поджалось, притаилось, каждая точка, каждая ямка стала защитой. 56. Марфинька, глядя на неё, исподтишка посмеивалась.

Упражнение 46

Упражнение 47

Авиасъёмка, автопортрет, агротехника, агрикультура, кровоизлияние, кровеносный, газификация, газосодержащий, центробежный, центрифуга, времяисчисление, умалишённый, умозаключение, семяпочка, семеноводство, семядоля, сумасшедший, электроизоляция, электрификация, электрифицировать, газобаллон, газифицировать, шерстеобрабатывающий, шерстоткацкий, плотоядный, столетие, сороконожка, умонастроения, антиправительственный, тренога, сорокаградусный, квазиобъект, авианосец, метеослужба, кинескоп, кинотеатр, микроновелла, радиоимпульс, сорокапятка (пушка), себялюбивый, себестоимость, орденоносец, медаленосец, кровожадный, кровоостанавливающий, кровеносный, полуторапроцентный, авиаполк, антиамериканский, антидемократичный, археолог, архаический, архидьякон, архиепископ, архибестия, аэропорт, биология, биоакустика, геополитика, гелиоконцентратор, гидротехника, гидрометаллургия, псевдоисторический, зоомагазин, мультивибратор, метеосводка, неофашизм, терморегуляция, палеозоология, инфракрасный, ультрасовременный, треуголка, тысячелетний, стократный, пятикратный, баснописец, кровоподтёк, конокрад, коневодство, звероподобный, дальневосточный, дальнобойный, песнопение, песнетворчество, экстрамодный, экстралингвистический, иссиня-чёрный.

А) Пропущенная гласная – соединительная гласная в сложном слове: кровоизлияние, кровеносный, газосодержащий, центробежный, умозаключение, семеноводство, электроизоляция, газобаллон, себестоимость, шерстеобрабатывающий, шерстоткацкий, плотоядный, столетие, сороконожка, умонастроения, тренога, орденоносец, медаленосец, кровожадный, кровоостанавливающий, кровеносный, треуголка, тысячелетний, стократный, баснописец, кровоподтёк, конокрад, коневодство, звероподобный, дальневосточный, дальнобойный, песнопение, песнетворчество.

Б) Пропущенная гласная – суффикс первой части сложного слова: агрикультура, времяисчисление, умалишённый, семяпочка, семядоля, сумасшедший, сорокаградусный, сорокапятка (пушка), себялюбивый, полуторапроцентный, пятикратный, иссиня-чёрный.

В) Пропущенная гласная – часть корня в сложном слове: авиасъёмка, автопортрет, агротехника, квазиобъект, авианосец, метеослужба, кинотеатр, микроновелла, радиоимпульс, авиаполк, аэропорт, биоакустика, геополитика, гелиоконцентратор, гидротехника, гидрометаллургия, псевдоисторический, зоомагазин, мультивибратор, метеосводка, неофашизм, терморегуляция, палеозоология.

Г) Пропущенная гласная – часть приставки: антиправительственный, антиамериканский, антидемократичный, архидьякон, архиепископ, архибестия, инфракрасный, ультрасовременный, экстрамодный, экстралингвистический.

Д) Пропущенная гласная – часть корня или суффикса в слове с одним корнем: газификация, центрифуга, электрификация, электрифицировать, газифицировать, кинескоп, археолог, архаический, биология.

Упражнение 48

Двадцатисемирублёвый, тысячелетие, девяностопроцентный, трёхтонка, стодевяностоградусный, восемнадцатиэтажный, сорокалетний, двухсотпятидесятилетие, двухсотсорокапятилетний, шестидесятитрёхлетний, стопятипроцентный.

Упражнение 49

Упражнение 50

Упражнение 51

  • Про-сид-е-ть (начальная форма, основа слова – просиде-; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – просидеть).
  • За-сид-е-ть-ся (начальная форма, основа слова разорванная – засиде-..-ся; -ть– окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • За-сид-е-л-ся (форма прошедшего времени, основа формы разорванная – засидел-..-ся; нулевое окончание. Начальная форма – засиде-ть-ся. Основа разорванная – засиде-..-ся; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • Сиж-у (форма настоящего времени, основа формы – сиж-, -у – окончание. Начальная форма – сиде-ть. Основа слова сиде-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – сидеть).
  • Сид-я (деепричастие, неизменяемая часть речи, нет окончания, всё слово сидя – основа. Если считать деепричастие особой формой глагола, то начальная форма глагола – сиде-ть, а основа слова – сиде-. В этом случае в форме сидя -я – формообразующий суффикс; он входит в основу формы слова – деепричастия, но не входит в основу слова – глагола в неопределённой форме).
  • Сид-и (форма повелительного наклонения (ед. ч. 2-е л.), всё слово – основа. Суффикс -и в форме повелительного наклонения – формообразующий, поэтому он входит в основу формы слова, но не входит в основу слова. Начальная форма глагола – сиде-ть. Основа слова сиде-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – сидеть).
  • Сид-и-те (форма повелительного наклонения (мн. ч. 2-е л.), всё слово – основа. Суффикс -и в форме повелительного наклонения – формообразующий, поэтому он входит в основу формы слова, но не входит в основу слова. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но не в основу слова. Начальная форма глагола – сиде-ть. Основа слова сиде-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – сидеть).
  • Сад-и-те-сь (форма повелительного наклонения (мн.&mnsp;ч. 2-е л.), всё слово – основа. Суффикс -и в форме повелительного наклонения – формообразующий, поэтому он входит в основу формы слова, но не входит в основу слова. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но не в основу слова. Начальная форма глагола – сади-ть-ся. Основа слова разорванная – сади-..-ся, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – садиться).
  • Пойд-ём-те (форма повелительного наклонения (мн. ч. 1-е л.), основа формы разорванная – пойд-..-те, -ём – окончание. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но не в основу слова. Начальная форма глагола – пой-ти. Основа слова пой-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива пойти. Особенность слова пойти заключается в том, что здесь на письме отражены фонетические процессы. Корень в данном слове ид- (ср.: ид-ти). В приставочных глаголах начальный гласный корня и меняется на согласный й, ср.: идти – пойти, пройти, зайти. Кроме того, в инфинитиве приставочных глаголов отражён фонетический процесс оглушения конечного согласного корня д и слияние этого звука с начальным согласным окончания инфинитива -ти, поэтому графически конечный корня д не обозначен. Таким образом, основа слова – пойд-).
  • За-лез-ай-те (форма повелительного наклонения (мн. ч. 2-е л.), основа формы залезайте. Постфикс -те – формообразующий, он входит в основу формы, но в не основу слова. Начальная форма глагола – залеза-ть. Основа слова – залеза-, -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – залезать. Особенность данного глагола – несовпадение основы инфинитива за-ле-за- и основы настоящего времени и повелительного наклонения – за-лез-ай: залезай, залеза-ют).
  • Сид-е-вш-ий (причастие; основа причастия сидевш-, -ий – окончание; ср.: сидевш-его. Если считать причастие особой формой глагола, то -вш- – формообразующий суффикс причастия и в основу глагола не входит; тогда основа глагола – сиде-).
  • За-сид-е-л-и-сь (форма прошедшего времени, основа формы разорванная – засидел-..-сь; -и- – окончание. Начальная форма – засиде-ть-ся. Основа разорванная – засиде-..-ся; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть – формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • За-сид-е-вши-сь (деепричастие – неизменяемая часть речи, всё слово – основа засидевшись. Если считать деепричастие особой формой глагола, то в этом случае в форме засидевшись -вши – формообразующий суффикс; он входит в основу формы слова – деепричастия, но не входит в основу слова – глагола в неопределённой форме. Тогда начальная форма – засиде-ть-ся. Основа разорванная – засиде-..-ся; -ть – окончание. Существует две точки зрения на показатель инфинитива -ть. Если признать -ть формообразующим суффиксом, то основа формы инфинитива – засидеться).
  • Силь-н-ее (сравнительная степень прилагательного, неизменяемая форма. Нет окончания, основа формы – сильнее, где -ее – формообразующий суффикс. Он входит в основу формы сравнительной степени, но не входит в основу слова. Начальная форма прилагательного – силь-н-ый, основа слова – сильн-).
  • Круч-е (сравнительная степень прилагательного, неизменяемая форма. Нет окончания, основа формы – круче, где -е – формообразующий суффикс. Он входит в основу формы сравнительной степени, но не входит в основу слова. Начальная форма прилагательного – крут-ой (чередование т/ч), основа слова – крут-).
  • (Заниматься) бéг-ом (форма Т. п. ед. ч. существительного, основа формы – бег-, -ом– окончание; начальная форма – бег, основа слова та же – бег-).
  • (Пуститься) бег-óм (наречие, неизменяемая часть речи, окончания нет. Всё слово бегом – основа. Форма наречия восходит к форме Т. п. ед. ч. существительного, но в наречии -ом не окончание, а суффикс, часть основы).
  • Галифе (неизменяемое существительное, окончания нет. Всё слово галифе – основа).
  • Пол-е (начальная форма существительного; основа – пол-, -е – окончание; ср.: пол-я).
  • Морож-ен-ое (существительное, восходит к форме ед. ч., ср. р., И. п. отглагольного прилагательного; склоняется как прилагательное; основа – морожен-, -ое – окончание; ср.: морожен-ого).
  • Станци-я (начальная форма существительного, основа – станци-, -я – окончание).
  • (Нет) станций (форма Р. п., мн. ч. существительного; основа – станци-, окончание нулевое; ср.: станци-я, станци-ю).
  • Молод-ой (начальная форма прилагательного; основа – молод-, -ой – окончание; ср.: молод-ая).
  • Весн-ой (наречие, неизменяемая часть речи, окончания нет. Всё слово весной – основа. Форма наречия восходит к форме Т. п. ед. ч. существительного, но в наречии -ой не окончание, а суффикс, часть основы).
  • Час-ов-ой (существительное, восходит к форме ед. ч., м. р., И. п. прилагательного; склоняется как прилагательное; основа – часов-, -ой – окончание; ср.: часов-ых).
  • Волч-ий (начальная форма притяжательного прилагательного, основа – волчий, окончание нулевое; ср.: волчь-его; -ий – суффикс притяжательного прилагательного, часть основы).
  • Отц-ов (начальная форма притяжательного прилагательного, основа – отцов, окончание нулевое; ср.: отцов-а; -ов – суффикс притяжательного прилагательного, часть основы).
  • Отц-ов-ск-ий (начальная форма относительного прилагательного; основа отцовск-, -ий – окончание; ср.: отцовск-ого).
  • Сестр-ин (начальная форма притяжательного прилагательного, основа – сестрин, окончание нулевое; ср.: сестрин-а; -ин– суффикс притяжательного прилагательного, часть основы).
  • Сестр-ин-ск-ий (начальная форма относительного прилагательного; основа сестринск-, -ий – окончание; ср.: сестринск-ого).

Упражнение 52

Слово Приставки Корни Соед. гл. Суффиксы Окончания Постфиксы
Счастливчик счаст лив, чик
Человеческий человеч еск ий
Привалиться при вал и ть ся
Привалился при вал и, л ся
Неподвижный не, по движ н ый
Неизгладимый не, из глад им ый
Подполье под поль е
Надуваться на ду ва ть ся
Заранее за ран ее
Рыбак рыб ак
Рыбачил рыб ач, и, л
Закрепить за креп и ть
Закрепитель за креп и, тель
Закрепляться за крепл я ть ся
Авиадвигатель авиа, двиг а, тель
Ветродвигатель ветр, двиг о а, тель
Мечтать мечт а ть
Мечтатель мечт а, тель
Мечтательный мечт а, тель, н ый
Мечтательность мечт а, тель, н, ость
Продолжительный про долж и, тельн ый
Небезызвестный не, без, из вест н ый
Перераспределение пере, рас, пре дел ени е
Умиротворить у мир, твор о и ть
Пивоваренный пив, вар о енн ый
Сильнодействующий сил, дей н, о, ств, у, ющ ий
Корзиночка корзин оч, к а
Несколько не скольк о
Скольких-то скольк их то
Идёмте ид ём те
Ослушаться о слуш а ть ся
Жалюзи жалюзи
Пальто пальт о
Пальтишко пальт ишк о
Два дв а
Двудольный дв, доль у, н ый

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *