Выпускники детского дома

«Жизненные перспективы выпускников детского дома»

Воспитанники детского дома, выходя в жизнь, зачастую не могут найти в ней своё место. Каждый детский дом устроен по-своему, но одно в них, несомненно, общее: очень тесные взаимоотношения детей и взрослых. Дети в детских домах тоже личности, а не безликая масса. В первую очередь нас должны интересовать их личные отношения.
Главным законом здесь должна быть Совесть. Важно, чтобы ответственность находилась внутри каждого человека. А если в детском доме есть любовь, то все огорчения и переживания можно преодолеть. Любовь — вот главная «конвенция» отношений с детьми.
Важно, чтобы дети знали свои права: это и учеба, и жильё, и семейные отношения – весь спектр общественной жизни должен быть им знаком еще в детстве. Как выпускнику детского дома состояться в жизни? Это самый непростой и самый главный вопрос. Конечно, выпускнику не просто выйти из ворот сытого и ухоженного детского дома в мир, где его никто не ждет. Но если педагоги смогли объяснить, а ему удалось понять – всё то, что будет происходить в его жизни, зависит только от него – тогда все получится.
Надо иметь желание преодолеть трудности не стеснениями, а ежесекундным познанием мира, и себя, получить хорошее образование… Надо вникнуть в общественные процессы, чтобы найти там свое место, развивать в себе наблюдательность, как инструмент, которые поможет дать оценку своей личности в обществе, в индивидуальных отношениях. Очень хочется, чтобы те средства, которые дает государство выходящим в жизнь, тратились не впустую, а на обустройство жилья, образование. Образование – это лучшее вложение в себя.
Важно иметь и положительный взгляд на свое будущее, умение преодолевать трудности с юмором и самоиронией, не сжигать мосты, а строить их для себя и других.
Надо верить в то, что добрые дела сегодня помогут ему состояться как личность и гражданину своей страны.
Профессиональное обучение и подготовка к самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений – это актуально и важная задача на сегодняшний день, так как «социальное сиротство» в нашей стране приобретает все более широкие масштабы.
Воспитание в условиях детских домов не обеспечивает в полной мере формирование необходимых к самостоятельной жизни личных качеств, знаний и умений, что приводит к неспешности ряда детей в решении задач независимого жизнеустройства.
Недостаточность физического или психического здоровья затрудняет процесс вхождения в социум выпускников – сирот. Такие нарушения психического развития, как умственная отсталость, снижает возможность ребенка к самостоятельной жизни. Для таких детей необходимы пункты бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи, досуговой реабилитации.
В ПТУ необходимо работать над принятием навыков социально – нормативного поведения, социально – трудовой адаптации, и трудоустройстве. С этой целью создаются «Клуб выпускников» где им будет оказана помощь в консультации и практической помощь в решении сложных задач независимого проживания, профилактика вторичного сиротства.
Выходя из сиротских учреждений выпускник лишается контроля и помощи со стороны взрослых, не умеет принять имеющиеся знаний и навыков в новых для него условиях, так как окружающая его профессиональная среда не может учитывать, в силу своей некомпетентности, всех психофизических и возрастных особенностей подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии. Без поддержки на рабочем месте, выпускники группируются с себе подобными и пополняют криминальную среду.
Для облегчения перехода от жизни на всем готовом, не требующей значительных самостоятельных решений к самостоятельному жизнеустройству некоторых из выпускников потребуются период работы на защищенном рабочем месте специально организованного производственного участка. Это позволит предупредить соц. дезодаптацию данной категории учащихся на этапе профессионального обучения и создать условия для успешной интеграции в социальную среду после выпуска. Подростки ограничены в выборе профессии. Расхождение в выборе желаемого и реальной профессии является результат того, что есть сеть училищ, которые без особого удовольствия принимают детей – сирот в свои учебные заведения. По СПб таких училищ всего пять.
Многие из воспитанников по 5 -6 раз меняют место работы и не могут определиться в жизни. К сожалению, выпускники сиротских учреждений рассматриваются как неспособные к серьезной работе и поэтому получают минимальную профессиональную подготовку, низкооплачиваемую работу, с низких социальных статусов, Деньги,
которые они получают за свой труд, недостаточны для поддержания независимой жизни. Независимое существование сопряжено с необходимостью решения большого количества материально – бытовых проблем, то которых выпускники были изолированы в силу специфики проживания в детском доме.
Сложности в том, что у них отсутствует:

“Профориентационная работа в условиях детского дома — составляющая процесса успешной социализации воспитанников”

Представление педагогического опыта воспитателя

ГБОУ РМ “Ялгинский детский дом-школа”

Тягушевой Татьяны Никитичны

“Профориентационная работа в условиях детского дома — составляющая процесса

успешной социализации воспитанников”

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженности, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, трудолюбие и терпимость, сила воли и целеустремленность.

Основные положения Национальной доктрины образования РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, “Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года” стали основой формирования ФГОС. Согласно их требованиям, ребенок должен овладеть необходимыми для успешной адаптации и жизни в обществе компетенциями (коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, социально-трудовой).

Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается самой актуальной и острой для детских домов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной работы по социализации, воспитанию трудолюбия и творческому отношению к труду среди воспитанников детского дома-школы, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов труда, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

Главная задача трудового воспитания – сформировать у каждого воспитанника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Профориентация – органическая составная часть учебно-воспитательного процесса, когда на основе широкой общеобразовательной и политехнической подготовки осуществляется ознакомление учащихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к профессионалъному самоопределению с учетом личных возможностей и общественных потребностей.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Проводимая в России модернизация системы образования предусматривает приведение результатов ее деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности. На сегодняшний день конкурентоспособность и профессиональная мобильность человека на рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к динамично изменяющимся жизненным ситуациям.

Современному молодому человеку, вступающему в трудовую жизнь, нужно кроме владения базовой профессией, иметь и возможность её сменить, оперативно реагировать на рыночный спрос, перейти в другой социальный статус, то есть быть высококонкурентоспособным и иметь соответствующие интегративные профессиональные ценности.

От системы профессионального образования в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда.

В современных научных исследованиях проблема формирования конкурентоспособности специалиста рассматривается в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспектах. Конкурентоспособный специалист рассматривается не только как продукт производства учебного заведения, но и как личность, обладающая определенными качествами; принимается во внимание не только высокий уровень результатов его деятельности, но и способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.

Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность воспитанника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с детьми и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь воспитаннику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в его отношение к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Таким образом, у меня возникла необходимость в реализации данной проблемы на практике в детском доме.

  1. Теоретическая база опыта.

Существующая теоретическая база профессиональной ориентации недостаточна для ее эффективности. Проблемные вопросы профориентации освещены в основном в работах психологов (Пряжникова Н.С., Климова Е.А., Дорн М.В., Митюрниковой Л.А., Лях В.И., Сазонова И.А., Зеер Э.Ф., Йовайша Л.А.). С позиции же социальной педагогики профориентация практически нигде не рассматривается.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного воспитанника; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.

Используя в своей работе различную литературу, стараюсь найти индивидуальный подход к каждому из воспитанников, помочь каждому выбрать правильный жизненный путь. На основе следующих источников была разработана образовательная программа “Я прекрасный мир творю”:

  • М.Гриндер. “Исправление школьного конвейера”.

  • И.В.Дубровина. Руководство практического психолога.

  • Н.Е.Щуркова . “Программа воспитания школьника”.

  • Е.В.Черноусов “Система воспитания как условие становления личности”.

  • Климов, Е.А. Как выбирать профессию.

  • Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения.

  • Кормакова, В. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий. и многих других.

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Ошибки в выборе профессии наносят вред здоровью и психологическому состоянию воспитанников, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение.

Вся воспитательная работа должна быть построена таким образом, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение.

Чем больше информации у воспитанников о мире профессий, о жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им представится, тем осознаннее будут их действия.

Наличие четких профессиональных и личных планов, способности их реализовать формирует у человека чувство социальной защищенности. Воспитанник должен хорошо представить себя в своей самостоятельной жизни, поэтому я привлекаю как можно раньше каждого из воспитанников к индивидуальному целеполаганию и планированию. Помогают ребенку определить реальные личные и профессиональные перспективы и составить программу собственных действий по достижению намеченного:

  • Способствую доминирующей творческой организации любой воспитательной деятельности.

  • Учу сопереживать и приходить друг к другу на помощь.

  • Формирую позитивное отношение к труду, творчеству, трудовой деятельности.

  • Закрепляю и формирую умения и навыки самообслуживания, общественно-полезного труда.

  • Способствую умению воспитанников вместе преодолевать и переживать трудности.

  • Развиваю и поддерживаю творческую инициативу.

  • Создаю условия, посредством которых ребенок может проявлять самостоятельность.

  • Формирую потребность у воспитанников соблюдения общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.)

  • Создаю условия для развития внутренней свободы – способности к объективной, адекватной самооценки себя, своих знаний и возможностей, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения окружающих, саморегуляции достойного поведения.

Особое внимание уделяю в своей деятельности ситуации успеха, поощрения. Дети открыто и легко отзываются на данную форму общения. Успех становится первоисточником внутренней собранности и сил воспитанника, рождающий энергию для того, чтобы справиться с трудностями, преодолеть их. Преодоление проблем, трудностей, умение выходить из сложных ситуаций – это самое главное в социализации и адаптации в обществе. С этой целью исполюзую следующие приемы:

  • Личный пример

  • Одобрения и поощрения

  • Благоприятный психо-эмоциональный климат

  • Советы и рекомендации

  • Четкая инструкция

  • Снятия чувства безнадежности (преодоление “не могу”, “не получится”)

  • Исключительности собственного “Я”

  • Сравнения, стремления, “Cделай лучше чем было”

  • Оценка результата

В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

  1. Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом

  2. Принцип создания информационного поля

  3. Принцип соблюдения правил безопасности труда

  4. Принцип творческого начала

  5. Принцип целенаправленности и ожидания конечного результата

В организации и проведении профориентационной работы мною апробированы следующие формы и методы работы:

  • Одним из основных методов является диагностика, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Диагностические методы представлены мною опросниками, анкетами, тестами.

  • Практикумы различных форм и направленностей.

  • Профконсультации — задачи которых дать каждому ребенку обоснованный совет по выбору профессии, соответствующей склонностям и здоровью.

  • Беседа – цель более глубоко и полно рассказать о людях той или иной профессии.

  • Диспут – где обсуждаем и отстаиваем свою точку зрения

  • Экскурсии – которые я планирую заранее, разрабатываю систему конкретных заданий воспитанникам, используя главный метод – наблюдение и анализ.

  • Встречи со специалистами, где я преследую цель возбудить у воспитанников уважение к людям различных профессий.

  • Деловые игры – это наиболее интересная форма для ребят. На основе интереса легче сформировать положительный мотив и соответствующую активность.

  • Организация профессиональных проб – их задача включить воспитанников в реальные трудовые отношения, которые реализуются через посещения воспитанниками кружков, обществ, полезный труд, самообслуживание и т.п.

  1. Анализ результативности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности моей профориентационной работы, прежде всего, относится:

— достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии воспитанник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

— наличие сформированности у большинства детей позитивного отношения к труду и трудовым отношениям.

— потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая воспитанником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

— снизилось количества детей, имеющих вредные привычки;

— уверенность воспитанника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности, связанной с потребностью в обоснованном выборе профессии;

— повысился уровень работоспособности и трудолюбия;

— степень самопознания воспитанника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора, даю каждому воспитаннику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;

— дети стали более уверенными в себе и самостоятельными;

— в семье улучшился психо-эмоциональный климат

— наличие у воспитанника обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяю следующие:

— индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей воспитанника, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

— направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставляю свободу в выборе профессии, создаю возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждаю активность в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

— повысился уровень саморазвития и самосовершенствования (как психически, так и физически).

Анализ итогов моей профориентационной работы показал, что большинство выпускников выбирают и реализуют вариант, связанный с продолжением образования (преимущественно в учреждениях среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих).

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Мои воспитанники развиваются в условиях детского дома, где семья заменена учреждением, в ситуации ограниченных социальных норм и социального опыта. Помимо черт, свойственных всем воспитанникам интернатных учреждений характерны и такие, с которыми я сталкиваюсь – специфические особенности моих воспитанников:

  • Отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического)

  • Затруднения в процессе восприятия

  • Принятие иждивенческой позиции, отсутствие ответственности, бережливости.

  • Недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

  • Бедность словарного запаса

  • Отсутствие готовности к интеллектуальному усилию.

  • Отсутствие желания к общественно-полезному труду.

  • Отрицание приобретения и закрепления навыков по самообслуживанию (“не хочу” и “не буду”)

  • Неумение актуализировать свои способности и возможности для успешного реализации преодоления трудностей.

Мои воспитанники нуждаются в помощи, в необходимости избавиться от всего наносного, ненужного. Я помогаю им раскрыть и развить их потенциал, приспособить к самостоятельной жизни, используя все возможности для их социализации.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт может быть использован воспитателями интернатных учреждений, заинтересованными опекунами и родственниками, учителями, студентами.

Опытом своей работы делюсь на методических заседаниях воспитателей, на занятиях творческих групп, показывая открытые мероприятия для воспитателей детского дома-школы, воспитателей интернатных учреждений республики, размещая материал на сайте учреждения и на сайте infoyrok.ru.

  1. Наглядное приложение.

  • “Счастливы мы вместе”

  • “Встреча добрых друзей”

  • “Не профессия выбирает человека, а человек профессию”

  • “Семейный очаг в сказочной стране”

  • “Вечер встречи с интересными людьми”

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. А всего, по разным данным, сирот в России 670-700 тысяч. 80-90% из них — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Возникает вопрос — Где и как живут дети после детдома?

Большинство выпускников детдомов становятся неблагополучными элементами общества, лишь десятая часть из них более-менее встает на ноги.

Дети — это чудо, для кого-то благословение, но бывает так, что хорошие родители — еще большее чудо… О последнем не понаслышке знают сироты и дети, воспитывающиеся в детских домах. Они, в большинстве, еще до поступления в гос.учреждения натерпелись в этой жизни, а после размещения на «казенной койке» и вообще забывают что такое «мама», «папа», а заодно с этим — что такое тепло, забота, доброта.

Но вместе с моментом депривации и ощущением никому ненужности ребятишки нередко, испытывая притупление чувств после пережитого шока и множество иных негативных эмоций, начинают относиться к людям так же, как и отнеслись к ним в свое время.

Дети очень часто отражают то, что видят в поведении родителей или окружающих. Воспитанные на безучастном и потребительском отношении к миру дети то же самое переносят во взрослую жизнь. Ребятишки, выращенные в «конвейере» и мыслить часто способны так, как им преподавала система.

Есть те, кто вырывается в жизнь, занимает свое место под солнцем вопреки всему, но намного чаще встречается обратное. Почему так получается? Родители на самом деле значат очень много для детей, подрастающее поколение всегда впитывает больше всего именно образы предков, а когда перед глазами много безликих и чужих теть, дядь — то и ребенок вырастает потерянным, наполненным стереотипами и т.д. Никогда детдом не заменит родителей.

Очень часто дети воспитанников детских домов повторяют судьбу своих родителей — это уже о многом говорит…

Будущее тех, кто покидает стены детдома

О том, кем становятся юноши и девушки, покинувшие детдом, можно судить по данным статистики.

«Каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый — преступником, каждый десятый совершает самоубийство. Детдома стали «фабриками» по производству криминализированных личностей. И вопрос денег здесь не главный: подобные учреждения обеспечены лучше, чем многие российские семьи. Как изменить эту ситуацию?

Сегодня в России примерно 144 тысяч детей находятся под опекой государства. По данным Галины Семья, международного эксперта в сфере защиты прав детей, за последние годы контингент детских домов сильно изменился.

70 процентов составляют дети старше 10 лет, 15 процентов — дети-инвалиды, остальные — в основном дети из многодетных семей и с этническим статусом. Для большинства из них будущие перспективы жизни в обществе весьма печальны.

Согласно исследованиям НИИ детства Российского детского фонда, каждый третий станет человеком без определенного места жительства, каждый пятый — преступником, а каждый десятый и вовсе покончит жизнь самоубийством».

«Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.

Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь».

Их не научили жить

Гены или влияние казенных стен? Почему путь многих воспитанников детдомов предречен? Есть исследования, статьи, посвященные как одной версии, так и другой. Кто-то убежден, что гены имеют гораздо большее значение, чем воспитание, пусть даже такое «бездушное», как воспитание «государственной машиной».

Есть даже некий ген алкоголизма, найденный учеными, то есть если в детдоме много детей, родившихся от родителей злоупотреблявших спиртным — у их детей есть риск повторения пути предков.

Однако если посмотреть на жизнь детей, которые растут в семьях алкоголиков, то они банально повторяют судьбу родителей, потому что видят это перед глазами.

Также есть исследования зарубежных ученых, что приемный ребенок, который провел долгое время в неродной семье — со временем становится похож и внешне и генетически на приемного отца, а также есть исследования, что воспитание значит гораздо больше, чем физический, психический потенциал, фенотип, генотип и др.

Из личных наблюдений могу сказать, что как приемный ребенок, так и жизнь выпускника детдома — лотерея. Про кого-то можно сказать, что сработали гены, в другом — воспитание возобладало над генами.

Знаю семью, где рос родной и приемный ребенок (оба одного возраста, но разнополые, девочка родная, мальчик усыновленный и он не знал, что неродной), девочка всегда была положительной, отличницей, скромной, похожей на отца внешне, а мальчик с ранних лет был склонен к бродяжничеству, вредным привычкам, учился плохо.

И есть семьи, где приемные дети послушнее родных и пребывание в теплом семейном коллективе сказалось очень благоприятно на них, они выросли адекватными, абсолютно нормальными, самостоятельными людьми.

Детдом — это вереница чужих лиц, безучастных эмоций, друзья, которые не знают иного отношения к ним, чем предательство и не умеют жить, общая на 8-10 ребят комната (если повезет — на 4-х), иногда вкусная еда… прогулки на территории детдома, разбитая качели, непрокрашенный турник.

Жизнь по режиму, завтрак, обед, ужин — все подано, тарелки мыть не надо, пришивать заплатки никто не научит, дети, живущие в детдоме, бывает, никогда не держали в руках иголки, понятия не имеют, что такое «мыть полы» и прочие хозяйственные дела, они не представляют, как добываются деньги и что такое работа, обязанности.

В коллективах нередко царит «дедовщина», обращаться к воспитателям, кураторам за защитой — считается позором, поэтому бедные дети, те, которых обижают, вынуждены держать все досады в себе, доходя до нервных срывов, и даже в этом случае до них никому нет дела.

Старшие детдомовцы легко перенимают дурные манеры, бывает, курят по углам, «стреляют» сигаретки у прохожих, матерясь и обращаясь на «ты» к пожилым людям, но на самом деле страшная вещь — это то, что есть детдомы, где нравы хуже чем в тюрьмах, где старшие воспитанники насилуют младших…

О скольких случаях самоубийств подростков, находящихся в детдомах и подвергавшимся издевательствам «однокашников», мы слышали по ТВ, о скольких еще не слышали…

Полная безнаказанность агрессоров и распущенность руководства чаще всего встречается в сельских учреждениях для содержания детей, где-то на отшибе от периферии…

Нянечкам, работающим за копейки, успеть бы убрать все, не до привития детям правильных ценностей. Воспитателям, имеющим оклад на пару тысяч больше чем у нянечек и насмотревшимся на разные картины жизни, оставившим свои чувства в далекой молодости, уже до многого нет дела.

В домах-интернатах для детей-инвалидов в должности воспитателей часто можно встретить теть, обращающихся с детьми только матами и криками. Люди, пришедшие туда работать с благими целями, не выдерживают психологической нагрузки и увольняются… Дети остаются в окружение лиц с прожженной совестью или твердолобых, ко всему привыкших… кто из них вырастает?

Есть и хорошие детдома, не спорю, в той же поселковой местности… Небольшие, уютные, и дети, воспитывающиеся в таких учреждениях могут вырастать людьми, но это счастливый случай.

В России существуют разные формы устройства детей в семьи, одни из них патронат и приемная семья (когда ребенка не усыновляют, а берут в гости иногда или организуют маленький детский дом).

Если хотя бы каждый десятый россиян будет брать в гости на выходные (пусть и не на каждые) ребенка из детдома (чаще всего берут на патронат детей 7-11 лет) и учить его чему-то жизненному — преступников, наркоманов у нас будет намного меньше. Равнодушие порождает жестокость..

Усыновление слишком серьезный шаг для многих (и лучше не рисковать, если нет уверенности в силах), а патронат — это компромисс между усыновлением, на которое сложно решиться, и небольшой помощью во благо детям.

Маша (девочка, выросшая в детском доме) на вопрос о том, когда ей было лучше всего — отвечает, что в гос.учреждениии, мол, почти как на курорте, только скучно, но главное положительное впечатление — картофельное пюре с гуляшом как в садике, это то, ради чего стоит там находиться, по ее мнению.

По выходу из интерната Маша «вляпалась» в тысячу передряг, девушка, кстати, очень симпатичная и неглупая, но неприятности к ней липли против воли.

О матери и об отце (которых уже нет в живых) она и вспоминать не хотела, они пили и относились к ней жестоко. Девушка, несмотря на весь свой потенциал, не хотела учиться даже на повара, мечтала найти олигарха, но оставалась рядом с недостойными кавалерами…

И это совсем не гены: это заданный вектор жизни, который человек, помещенный в определенные условия жизни, не способен поменять, и израненная душа, которая ищет исцеления там, где его нет… Ведь несмотря на то, что Машка веселая и яркая, она не хотела жить и пыталась несколько раз свести счеты с жизнью. И таких девушек и юношей миллионы…

Их не научили жить, у них может быть море потенциала, но ноль способности его реализовать. Всем не помочь: даже если положить усилия на то, чтобы «вытащить» такую Машу из омута, она нередко не понимает протянутой руки, поскольку уже выросла в жестокой атмосфере и сама «кусается» да и не верит никому.

Но главное: после отчего, холодного, недружелюбного дома равнодушный, но все обеспечивающий детдом — ломают всякое желание чего-то добиваются, подростки не понимают, зачем им чего-то добиваться…

Их долго кормили, одевали, а теперь какая-то самостоятельная жизнь, где нужно зубами вгрызаться в землю, чтобы выжить… зачем? Вся проблема в том, что они не понимают не только «как», но и «зачем». Если бы они хотя бы поняли, что им это крайне необходимо — нашли бы возможности, но нет и инициативы.

Дети, выросшие без родителей, в стенах казенных домов не думают о том, что дальше, они живут одним днем, посему очень часто плачевно заканчивают, едва покинув стены детдома.

Реальность жизни выпускников детдома

После выхода из детдома многим юношам и девушкам дают квартиры, правда, это не голословное заявление: жилья еще нужно добиваться и успеть встать на очередь до 23 лет.

115 тысяч детдомовцам (на 2015 год) квартиры не дали, то есть забрали обманным путем, либо предоставили нелепые отказы…

Вику и ее братьев лишили возможности получить квартиры, признав недееспособными по «липовому» заключению психиатров, естественно, задействовано руководство детдома.

Девушка, выйдя из учреждения, сумела через местного народного депутата восстановить дееспособность и получить квартиру, но сколько подобных ей остаются за бортом и превращаются в бомжей или проводят жизнь в психушке, тюрьме…

К слову, Вика встретила хороших людей, заменивших ей семью, часто гостит у них, они и вывели ее в люди. А по поведению, несмотря на свои 25 лет, она бесшабашный ребенок.. не попади она в хорошие руки — неизвестно, что бы было.

Могут дать жилье под снос, на окраине, но и это лучше, чем ничего, однако можно добиться лучшего, только кто из детдомовцев знает о своих правах… Двум выпускникам детдома (парню и девушке, с которыми я знакома лично) дали жилье на окраине, в деревянных домах.

Девушка вопреки всему стала очень хорошим человеком, прекрасной матерью и женой, а парень, несмотря на то, что человек-то не плохой, уже несколько раз сидел в тюрьме, устроиться в жизни не может…

Пособие по безработице (если встать на учет на биржу труда) в первые полгода после выхода из детдома сегодня от 37 до 45 тысяч рублей. Как вы думаете, куда тратят эти деньги те, которые никогда не умели зарабатывать деньги?

Они просто транжирят то, что можно было пустить на дело направо и налево, но не это самое страшное, а то, что многие спиваются и подсаживаются на иглу в этот период.. а когда кончаются средства — не так просто вернуться в трезвую жизнь.

У нас в отдаленном районе города среди обычных панельных многоэтажек есть несколько домов, в которых массово дают квартиры детдомовцам. Соседи часто жалуются на шум, дебоши, притоны, пьянки, устраиваемые выпускниками детдомов.

Коммунальные услуги они не оплачивают, даже не потому, что денег нет (ведь с пособия можно было бы заплатить за пару лет вперед), а потому, что они не понимают, что нужно платить, что им не все дадут и не все им должны… Их никто не научил организовывать жизнь, планировать будущее…

В пятиэтажке рядом с домом знакомой — скопление криминальных элементов, они снимают там квартиры, и каждый вечер компании пьяных молодых людей занимают лавочки, ютятся в парках поблизости… Среди них много детдомовцев. Почему они вместе?

Те, кто выходят из тюрьмы — пытаются выжить любыми способами, кто для этого подходит лучше, чем недавно покинувший стены детдома молодой человек, ничего не знающий, не умеющий в жизни, получающий пособие в 40 тысяч? Так последние и спиваются, и встают на «скользкую дорожку»…

Девочки, выросшие без материнской заботы, часто относятся беззаботно, равнодушно к своим детям, которых они могут рожать сразу после выхода из детдома.

Помню сюжет по ТВ, где говорили про девушку в 18 лет, ждущую 3-го ребенка, дома пара круп и пустые полки, первые дети уже были в детдоме. У них либо отсутствует, либо слабо развит материнский инстинкт… Их дети довольно часто также становятся воспитанниками сиротских учреждений.

«Синдром детдомовца» — почти не выводимая болезнь, чем больше человек прожил с пониманием того, что все вокруг дается за просто так — тем сложнее ему придется. Привычка к иждивенческому образу жизни, к тому, что все вокруг должны — одна из самых вредных привычек.

Выпускники детдома и жертвы и иждивенцы одновременно, они не виноваты, Но у людей, хоть чему-то наученных и однажды попавших в тяжелую ситуацию, может сработать «механизм компенсации», то есть они найдут выход, а вот те, кто и не научены ничему — вечно остаются в позиции жертвы-иждивенца.

И это печально, но, в общем-то, поправимо, как говорится, нет ничего невозможно. Очень многие спасаются, приходя к вере, это ограждает их от наркотиков, алкоголизма и прочего негатива и дает надежду на хорошую жизнь…

Не будем забывать и том, что иждивенством поражены не только те, кто воспитывался в гос.учреждениях. но и огромная часть молодежи, воспитавшаяся в благополучных семьях… а среди выпускников детдома все же достаточно тех, кто стал людьми, и как правило очень хорошими.

Также не стоит забывать, что все мы можем внести свою маленькую лепту, имею ввиду патронат.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *