Все об учителе

Профессия учитель

Читать: 3 мин.

Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара. С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы
+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников
Минусы
— Бывают «трудные» и конфликтные дети
— Бывают «трудные» родители
— Не всегда достойная оплата труда
— Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
— Много работы по составлению планов и отчетов
— Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Профессия воспитатель, педагог дошкольного образования >>

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?
Какими качествами важно обладать педагогу:
✎ Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
✎ Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
✎ Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
✎ Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
✎ Быть уверенным, организованным и дружелюбным
✎ Уметь мотивировать

✎ Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.
Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.
1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)

Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.
Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.
Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный — это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
✎ Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак «Как любить ребенка», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
✎ Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
✎ Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
✎ Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
✎ Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.
Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все «за» и «против» других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности — в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.
Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.
Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Цитаты об учителе

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

14595 минут на осмысление

Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем.

10763 минуты на осмысление

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

8877 минут на осмысление

Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.

8277 минут на осмысление

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

7255 минут на осмысление

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

6987 минут на осмысление

Хороший человек есть учитель дурного, дурной человек есть материал хорошего человека. Тот, ктоне уважает своего учителя и не любит того материала, над которым работает, хотя бы и очень умен, ошибается.

6687 минут на осмысление

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.

6545 минут на осмысление

Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

5423 минуты на осмысление

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

4467 минут на осмысление

Книга — немой учитель.

4082 минуты на осмысление

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

3663 минуты на осмысление

Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят «делай со мной».

3285 минут на осмысление

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

3265 минут на осмысление

Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

3223 минуты на осмысление

Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.

2973 минуты на осмысление

Каждый начинающий преподаватель обнаруживает раньше или позже, что его лекции вначале были непонятны студентам, так как он говорил для себя, только со своей собственной точки зрения.

2763 минуты на осмысление

Весьма имеют быть наставлены те, которые сами не знают.

2673 минуты на осмысление

Трудясь с важностью и размышлением над образованием духа и сердца учеников своих, будете купно и своему духу доставлять новые преимущества. Стараясь других сделать мудрыми, сами будете становиться мудрее, стараясь их исправить, всегда благополучнее будете успевать в собственном исправлении.

2657 минут на осмысление

Время – лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

2633 минуты на осмысление

Равнодушие, с которым жизнерадостная молодость воспринимает предписания педагогики, противоречащие духу времени, в известной мере объясняется тем, каковы сами служители педагогики, этот класс людей, отделенный от остального мира особыми склонностями, собственными слабостями и убожеством. Тот идеал совершенства, который воплощают в себе учителя, слишком малопривлекателен, чтобы к нему стремиться. Молодежь, с утра до вечера предающаяся фривольным удовольствиям, предпочитает отказу от развлечений и радостей общения разрыв со школьной мудростью.

2587 минут на осмысление

Учись тому, чему сам учишь.

2577 минут на осмысление

Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить.

2563 минуты на осмысление

Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным.

2555 минут на осмысление

Храни вас боже оказаться рядом с человеком, всю жизнь стремившимся образовывать других. До чего узок горизонт этих людей! До чего утомляют они и нас, и, должно быть, самих себя, до бесконечности повторяя и пережевывая одни и те же мысли!

2507 минут на осмысление

Кто хорошо выявляет различия, тот хорошо учит.

2493 минуты на осмысление

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

2473 минуты на осмысление

Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем.

2443 минуты на осмысление

Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее.

2423 минуты на осмысление

Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина.

2375 минут на осмысление

Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт.

2323 минуты на осмысление

Кто учит людей умирать, тот учит их жить.

2313 минуты на осмысление

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

2293 минуты на осмысление

Знаете ли вы, что для иных учителей нет больших мук в мире, чем слишком верующие и последовательные ученики?

2265 минут на осмысление

Чему бы ты ни учил, будь краток.

2223 минуты на осмысление

Как в утлый мех воду лить, так безумного учить.

2203 минуты на осмысление

Хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать.

2083 минуты на осмысление

Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно! Все, что излишне, хранить понятие наше не может.

2077 минут на осмысление

Поучающий достигнет большего, чем непоучающий.

2037 минут на осмысление

Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

2037 минут на осмысление

Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

2025 минут на осмысление

Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания.

1995 минут на осмысление

Опыт – самый лучший учитель, но плата за обучение чересур велика.

1983 минуты на осмысление

Идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом.

1953 минуты на осмысление

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.

1805 минут на осмысление

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.

1713 минуты на осмысление

Слепо следовать словам учителя.

1692 минуты на осмысление

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

1623 минуты на осмысление

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

1617 минут на осмысление

Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика

1373 минуты на осмысление

…учителя ведут своеобразную жизнь, все время отравленную грибком зависти… Год за годом мимо них, как воды реки, текут ученики и уплывают, а учителя, подобно камням, вынуждены оставаться на дне этого потока. Они говорят о надеждах другим, но сами не смеют питать надежду, даже во сне. Они чувствуют себя ненужным хламом либо впадают в мазохистское одиночество, либо становятся пуристами, к другим проникаются подозрительностью, обвиняют их в оригинальничанье. Они так тоскуют по свободе действий, что не могут не ненавидеть свободу действий. — «Женщина в песках»

1227 минут на осмысление

Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие — снижать до самого дна уровень человеческих способностей.

1035 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

«Учитель от Бога – это интуиция»

«Как важны для ребёнка первые школьные шаги! Потом они невольно отзовутся, несмотря на их затухание с годами, во всей последующей жизни человека. Мы понимаем значимость этих первых шагов для формирования таких умений, как умение читать, писать, считать, которыми должна вооружить начальная школа ребёнка, но часто забываем о такой важной способности, без которой полноценный человек состояться не может, как умение преодолевать трудные испытания, которые ложатся на плечи человека в течение всей его жизни».

***

«Уважительное, заинтересованное отношение к каждому ученику – вот первый признак хорошего учителя».

***

«Всё-таки учительская профессия рассчитана на талантливых людей. Она не терпит усреднённости: «посредственный учитель» звучит также нелепо как, к примеру, «посредственный поэт». Посредственный поэт – это вовсе не поэт»

***

«Всю жизнь считал, что самая надёжная и полезная форма учёбы для учителя, как и для любого интеллигентного человека, – самообразование с его внутренней свободой, возможностью выбора, основанного на реализации личного интереса и своего смысла, вложенного им в своё образование».

***

«Педагогика – это наука об искусстве обучения и воспитания человека. Это своеобразный симбиоз науки и искусства. И человек, занимающийся педагогикой, должен в одинаковой степени владеть как одним, так и другим. Обладать умением научного анализа разных педагогических ситуаций и проявлять подлинное искусство в работе с разными с педагогической точки зрения детьми».

***

«Я иногда, глядя на некоторых учителей, невольно вспоминаю Станиславского. Так и хочется сказать им его словами: друзья, любите школу в себе, а не себя в школе. Помните, что учительство – это не просто работа, а великое и честное служение детству. Будьте предельно требовательны не столько к ребёнку, сколько к себе. Не ставьте перед собой задачу непременно понравиться людям. Люди сами оценят ваш труд, и тогда слава придёт к вам без вашего стремления к ней».

***

«В юности жизнь, которая у тебя впереди, кажется бесконечно долгой. На самом деле, прожив большую жизнь, на склоне своих лет могу сказать, что такой взгляд, к сожалению, – неизбежное заблуждение, обман молодости. Жизнь, увы, намного короче, чем нам бы хотелось. Гёте считал, что каждый миг нашей жизни – это дар, отпущенный нам природой. Он приходит к нам из вечности и в вечность навсегда уходит, никогда не повторившись. А раз так, надо каждое прожитое мгновение своей жизни уметь наполнить богатым и интересным содержанием. Только при этом человек сможет многое в жизни обнять, многое понять, многое испытать, многое увидеть. Вот задача учителя – научить растущего человека ценить время, которое он проживает, ценить каждую его минуту, дать ему понять, что время – это материал, из которого соткана жизнь».

***

«Не помню, кто сказал: человека делают вовсе не родители и не школа, а случай, поступок и подвиг. Может быть, в чём-то это и верно. Но если это так, то готовность с достоинством использовать представившийся тебе случай, совершить красивый поступок – эта готовность формируется всё-таки во многом в семье и школе. И нравственное воспитание, о котором мы так часто говорим, направлено как раз на то, чтобы человек в любом случае вёл себя достойно, не теряя лица.

Может быть, именно в этом заключена суть воспитывающей деятельности учителя?»

***

«Всегда считал мобильный, подвижный, гибкий ум важнейшим условием высокого профессионализма учителя. Такой ум позволяет не только правильно оценить быстро меняющуюся педагогическую ситуацию, но и отслеживать те изменения, которые происходят в том или ином ученике по мере его взросления, и в зависимости от этого менять свой взгляд на него. К сожалению, многим учителям менять свою точку зрения на ученика бывает не так просто, поскольку эта точка зрения достаточно устойчива».

***

«Чтобы стать настоящим педагогом, необходимо обладать ярко выраженными способностями, иначе говоря, талантом, который заложен в молодом человеке генетически. Но научить учительскому «ремеслу» (в хорошем смысле этого слова), при желании к этому самого человека, можно. И не только можно, но и нужно!

Это необходимо потому, что одного таланта мало: талант надо уметь направить на те цели и задачи, которые учитель ставит перед собой. Без умения работать вряд ли это достижимо, даже при большом таланте».

***

«Быть учителем – это постоянно работать над собой.

В данном случае речь идёт не столько о профессиональной, сколько о духовной составляющей личности педагога. Быть учителем – это, несомненно, призвание и талант. Но это ещё и постоянное самосовершенствование, непрерывная, вдумчивая работа над собой. Всё это требует, конечно, немалого терпения и трудолюбия, жизненного подвига.

Духовная жизнь человека может быть по-настоящему богатой только в тесной связи её с литературой и искусством. Художественная литература, искусство, отражая драматизм жизни, способствуют духовному росту человека, помогают раскрывать ему крылья, чтобы он понимал, что жизнь прекрасна, когда она лишена порока, греха, злого начала. Искусство, как и литература (будучи искусством слова), помогают собственному пониманию человека, истории, судьбы страны. Нетрудно понять, как это важно для учителя, для его духовной культуры»

***

«И снова про любовь.

У Гёте: «Хорошо научиться можно у того, кого любишь». Но ведь для того, чтобы кто-то полюбил тебя, нужно, чтобы ты полюбил его.

Однако любить детей вообще и любить их порознь совсем не одно и то же. Очень трудно влюбить каждого в себя, как бы этого ни хотелось. Но в любом случае ученик должен почувствовать, может быть, не столько любовь, сколько интерес учителя к нему, и этот интерес, несомненно, обеспечит его успех в учёбе».

***

«Всё-таки хороший педагог может вырасти из человека, который сам помнит своё собственное детство, а также детство и отрочество своих сверстников».

***

«Есть педагоги от Бога, а есть педагоги от профессии. Педагог от Бога наделён от природы тем тонким чутьём, проницательностью, которые позволяют ему постичь ребёнка, услышать его внутренний голос, понять и принять в тех или иных ситуациях единственно правильное решение. Одним словом, учитель от Бога – это интуиция. Его талант помогает ему легко и бережно прикоснуться к детской душе, без особых усилий оказать огромное влияние на ум и сердце ребёнка. Таких педагогов – с ярким педагогическим талантом, – к сожалению, очень мало»

***

«Самое страшное, что может допустить учитель, – отторгнуть от себя сложного, трудного, не поддающегося воздействию учителя ученика, даже ожесточить его, а нет ничего страшнее в школе, чем ожесточившийся ребёнок».

***

«У Сент-Экзюпери в «Письме заложнику» есть такая фраза: «Жизнь создаёт порядок, но порядок не в силах создать жизнь».

Как это верно подмечено!

Между тем приходится часто наблюдать, как в школе пресловутый порядок создаётся не ради жизни, а ради порядка, а иногда и вопреки жизни. Учителю же в работе с детским коллективом надо заботиться не столько о порядке, сколько о разумной жизни детей, той жизни, которая, как писал Экзюпери, этот порядок создаёт».

***

«В основе гуманной педагогики лежит тесное сотрудничество между учителем и учеником, при котором ученик выступает не столько как объект воспитания, сколько как его субъект. В авторитарной педагогике система отношений между учителем и учеником выстраивается по-другому принципу: начальник (учитель) и подчинённый (ученик). Это создаёт совсем другую атмосферу общения, лишая его подлинной доброты, доверительности и взаимной заинтересованности. К сожалению, наша советская тоталитарная школа не могла быть иной, кроме авторитарной, хотя в ней было много разных учителей, в том числе исповедующих подлинно гуманную педагогику.

Но вот что я наблюдаю. Многие учителя, выросшие в своё время в советской школе, вольно, чаще невольно, привнесли в современную школу ту авторитарность, в которой их когда-то воспитывали. С такими учителями детям нелегко».

***

«Задача учителя не только в том, чтобы помочь ученику развить талант, но дать понять ученику, что талант, отпущенный ему природой – это ещё и большая ответственность».

***

«Я думаю нельзя себя называть учителем кого-либо.

Учеником могу назвать лишь того, кто меня назовёт учителем. Учитель – это не тот, кто чему-то конкретно кого-то научил, а тот, кто оказал на кого-то сильное влияние. Вот это последнее – самое главное в слове учитель».

***

«Как в педагогике, в общении с ребёнком важна правда. Для ребёнка она главное в его отношении со взрослым.

Но вот что я часто замечал. Большинство взрослых людей живут правдой ума, а педагогика – это та, может быть, единственная сфера человеческой деятельности, где так важна правда чувства, правда сердца. Сердце всегда подскажет учителю правильное решение».

***

«Что мешает некоторым людям быть аккуратными в общении с другими? Чаще всего – отсутствие терпимости. Терпимости как снисходительного отношения к людям, их слабостям, их недостаткам, если их недостатки не мешают другим. Эта та доброжелательность, которой часто не хватает нам самим, и которую мы ждём от других».

***

«Для того чтобы верить в ребёнка надо обладать определённым свойством характера, а именно – оптимистическим взглядом на жизнь вообще и на ребёнка в частности. Дело в том, что пессимист в каждой возможности всегда видит трудности, а оптимист в каждой трудности видит возможности. В достаточно сложной учительской профессии это особенно важно. Вот почему только оптимистически настроенный учитель всегда найдёт в ребёнке точки роста и, опираясь на них, постепенно поможет его внутреннему росту».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *