Все о субкультурах

Субкультура – это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура – это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи­няется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями по­следнего.

Молодежной субкультуре для любого общества на всех этапах развития присуще так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э.

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).

По этапам жизненного цикла выделяют официальные (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные культуры. Примером официальных молодежных субкультур в Советском Союзе были пионерская организация и комсомол, в современной России – движение «Идущие вместе».

По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.

Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами.

Во-первых, это стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ. Феномен молодежной культуры – признак преимущественно динамических обществ (техногенной цивилизации). Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

В современной культуре присутствуют инновации, кото­рые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя подчас тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меня­ющимся условиям и требованиям жизни. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, т. е. все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении.

Во-вторых, удлиняетсяпериод социализации молодого поколения. Это вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональ­ную подготовку, соответствующую требованиям современной эпохи. Сегодня юноша (или девушка) рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу он (она) еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, ро­жденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрело­стью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

В-третьих, в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представ­лений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто осно­ванная на восприятии негативных явлений общества.

Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.

Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры – это своеобразное социально-культурные образования.

Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статуса. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.

Внутренние ценности молодежных субкультур противопоставлены так называемым «общепринятым» ценностям. Молодежные культуры характеризуются бунтарским духом, непринятием или даже полным отторжением официальной идеологии, аполитичностью. Члены различных молодежных субкультур настаивают на своей независимости от общества. Независимость – одна из главных черт самосознания.

Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.

Большинство молодежных субкультур имеют свою символику. Например, хиппи, панки имеют лохматую прическу, потертую одежду, самодельные сумки. На одежде и в сумках присутствует графическая символика: вышитые цветы, антивоенные лозунги. Для скинхедов характерно отсутствие волос на голове, кожаная одежда, тяжелая, грубая обувь и т. д. Эти символы в первую очередь бросаются в глаза, поэтому наличие особой символики – это знак существования коммуникационного поля, в котором тебя признают «своим».

Каждая молодежная субкультура старается выделиться своим языком (сленгом), который затрудняет общение с «чужими». По языку уже подсознательно узнается «свой». Здесь особый фольклор, свои поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные группы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находившиеся в «андерграунде», про­дуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Гласность и перестройка по­зволили этим группам легализовать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность.

Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые).

Выделялись группы аполитичного, эс­капистского характера (хиппи, панки, люди системы).

Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выде­лявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь».

Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы «качки». Появились также криминогенные группы, объединявшиеся на базе аг­рессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстанов­ления социалистической справедливости или борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и других.

Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовывались» с западных сверстников неуме­лыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.

После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровожда­лось исчезновением многих неформальных молодежных группировок, значитель­ным уменьшением численности оставшихся.

В настоящее время можно выделить несколько негативных тен­денций в развитии молодежной субкультуры.

Субкультура развлекательно-рекреативной направленности. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию, чаще всего в виде пассивного отдыха («ничегонеделанья»). У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов вытесняет ценности национальной культуры, как классической, так и народной, образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек – героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Так, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оплата образовательных услуг – написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценностью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.

Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» – «отверженных», «не интересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера данной группы).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предвари­тельно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.

Молодежные субкультуры

5.Рекомендации по взаимодействию педагога и старшеклассников:

В ходе работы над проектом, мы нашли материал, в котором даны необходимые условия успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника конструктивный диалог предполагает:

— наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,

— общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,

— консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;

— эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.

— оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.

Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует:

— раскрепощению, принятию воспитанником себя,

— овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,

— освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).

Организация экспериментирования и самовыражения в сфере юношеской субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры воспитатель должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся.

Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя — является важными составляющими имиджа.

Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

— создание в группе позитивного эмоционального климата;

— получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

— расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

— приобретения опыта самовыражения в этой группе;

— освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

6. Интервью с представителями молодежных субкультур, специалистом по молодежной политике.

Интервью с представителями молодежной субкультуры «эмо».

Самигатова Галия:
«Меня зовут Самигатова Галия. Я учусь в 9 «А» классе. Когда я заинтересовалась субкультурой «Эмо» мне было 14 лет.

В этой субкультуре мне больше всего понравились яркость и стиль одежды. Они очень эмоциональны, но скрытны, где-то одиноки. Просто мне надоело это однообразие, хотелось что-то изменить. И вдруг моя подруга стала эмо. Это меня и подтолкнуло стать эмо.

Конечно же, каждая субкультура влияет на нравственные ценности каждого человека.

Поначалу я даже не была похожа на эмо, потом стала затягиваться. Летом, когда я ездила в Астану, я ходила на сходки и даже ничем не отличалась.

Потом я стала грустнее, мысли мрачнее. Чувствовала себя одинокой. Меня постоянно преследовало чувство, что жизнь скоро кончится. Начала ругаться нецензурной бранью, хотелось умереть. Даже сейчас в жизни есть такие моменты, но всё — равно не так.

Меня больше всего привлекает на данный момент субкультура «Аниме». Я смотрю мультсериалы такие как «Вампик», «Тетрадь смерти» и другие».

Мордас Алина:

«Меня зовут Алина Мордас. Я учусь в 9 «А» классе Чкаловской средней школы №1 . Эмо я стала в возрасте 13 лет.

В этой субкультуре меня привлекали: стиль одежды, замкнутость, розовый и чёрный цвета.

В «Эмо» я подалась из-за жизненных обстоятельств. Во всех сферах моей жизненной деятельности меня окружали проблемы. Постоянные ссоры с подругами, с родителями. Учёба на тот момент меня тоже не радовала. Мне хотелось закрыться от всех, замкнуться в себе, но не сдерживать своих эмоций. Мне хотелось создать свою маленькую вселенную, где никто мне не будет мешать. Просто хотела спрятаться от всех в свой внутренний, душевный уголок и не выходить из него, так как мои хрустальные, розовые мечты разбивались об чугунный лоб реальности.

Субкультура «Эмо» давно привлекало моё внимание. Я не могла окунуться в неё с головой так ка: » Эмо- это не только яркая одежда, слёзы и растрёпанные волосы. Эмо- это состояние души».

После того, как я стала представителем этой субкультуры, за мной пошла моя подруга. Это меня возмутило. Я до сих пор храню обиду на неё. Меня это ранило. Она как –будто без моего согласия вторглась в мой маленький мир, который я придумала только для себя.

«Эмо» бесспорно на меня повлияло. Я стала замкнутой. Преследовали странные мысли, о которых мне не хочется вспоминать. Я испортилась. Жалею ли я о том, что была — эмо… Может в какой-то степени «да». Но субкультура оказывает не только отрицательное, но и положительное влияние на человека. Как говорится: «Учусь на ошибках!». Я научилась ценить всё, что имею, всех кто со мной рядом. Я узнала, кто мой настоящий друг и научилась ценить жизнь.

Сейчас я представитель субкультуры «Ulzzang». Эта японская субкультура приветствует позитивные эмоции, бантики и розовые щёчки.

Вот, моя маленькая история о том, как я была Эмо».

Интервью у гота (не пожелал называть своего имени):

-Когда Вы решили стать готом? В каком возрасте и почему?

-Это у меня началось с 7 класса, сейчас я в 11. Я очень люблю черный цвет, люблю что-нибудь неординарное, и фильм «Папины дочки»! В этом фильме моим кумиром стала Настя Сиваева, которая играла роль Дарьи. В ней я увидела себя, мы немного схожи характерами. И я решила стать такой как она. Стала много читать о готах, сменила гардероб.

-Какую музыку предпочитаешь слушать?

— Готику, готик-металл, классику. Конкретно: “Lacrimosa”, “To Die For”, “Death Stars”, “The 69 Eyes” и многое другое.

-В чем твои идеалы духовной нравственности?

-Многие считают, что готы – это «нелюди». Что мы любим смерть и тому прочие. Суть нашей идеологии — смакование боли и страданий, так что смерть надо еще выстрадать. Готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным . Я отношу себя к к обычным готам, которые на жизнь смотрят просто( все мы смертны), не заглядывают в прошлое, любят темные тона в одежде. Я также люблю своих родных, желаю им счастья. Только единственно хочу, чтобы они принимали меня такой какая я есть.

— Часто готы собираются вместе?

— В обычной жизни – нет, чаще в чатах. Вообще готы – одиночки.

— А зачем им тогда вообще встречаться в реальной жизни?

— Готы – такие же обычные люди, и им как и всем нужно общение (хотя бы изредка). И они ищут «себе подобных».

Интервью со специалистом по молодежной политике Сатымгалиевой Алмагуль Исламбековной:

Характер нашего исследования определил метод изучения проблемы, нами было взято интервью у специалиста отдела по молодежной политике

-Как вы оцениваете общее культурное развитие нашей молодежи?

-На мой взгляд, наш уровень культурного развития очень низок. Сразу хочу привести статистические данные: большинство подростков старшего школьного возраста считают допустимым все виды вредных привычек, причем в сочетании со спортом. В наше время стало популярным брать в пример главных героев сериалов: «Бригада», «Бумер», ставить их себе в идеалы и стараться подражать им. Также многие молодые люди подвержены такому мнению: «За нас все итак решат и без нашего мнения обойдутся» Хотелось бы пояснить. Это означает, что современный подросток пассивен и придерживается такого мнения, потому что считает, что его взгляд на какую-либо проблему или задачу никому не интересен и абсолютно бесценен. Вот так думает каждый, в итоге наша молодежь вообще практически не участвует в жизни города.

-Какие основные цели молодежной политики в селе Чкалово?

-В первую очередь это:

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодёжной политики;

Создание условий для эффективного вовлечения молодёжи в социально-экономическое и общественно-политическое развитие города, области и страны в целом;

Воспитание у молодежи идеалов гражданственности и патриотизма;

Профилактика социально-негативных явлений и создание условий для успешной социальной адаптации молодёжи.

Формирование в молодежной среде уважительного отношения к традиционным семейным ценностям, поддержка молодой семьи.

Таким образом, в данной работе я рассмотрела понятие молодежной субкультуры, историю самого термина и понятия, а также истоки возникновения молодежных субкультур, значение для современного функционирования общества. В целом в настоящее время явления субкультур прочно вошло в повседневную жизнь. В силу особенностей телекоммуникаций, оно создает в настоящее время стратификацию нашего общества по интересам.

Учащаяся молодежь села Чкалово в большинстве своем рассматривают современную молодежь как добрых, отзывчивых и позитивных людей. Эти молодые люди считают, что милосердие, духовность, любовь к родным и близким занимают центральное место в их душе. Основные причины вступления в группы – это одиночество и непонимание родителей, а также косвенные: обособленность, подражание, группирование, свобода, эмоциональная насыщенность общения, стремление компенсировать недостатки в семье и школе. Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок – это умение постоять за себя, смелость и независимость.

Сегодня надо помогать людям, стремящимся пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.

Список использованной литературы

1.Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.

2. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.

3. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. – Москва : Гранд : Фаир-пресс, 2004

4.Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990.

5. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М.: «Наука». – 1993.

Электронный ресурс http://www.kulichki.com/tolkien/podshivka/980000.htm

Электронный ресурс http://psyfactor.org/lib/subkult.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для опроса молодежи и студентов.
Тема: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»
Дорогие друзья!
Эта социологическая анкета посвящена изучению отношения и информированности молодежи о различных молодежных субкультурах. Ваши ответы помогут выявить возможные риска при вступлении в различные молодежные организации, определить причины, побуждающие молодых людей вступать в ряды приверженцев неформальных движений.

На сегодняшний день в мировом обществе существует множество различных субкультур. Представителей той или иной субкультуры называют неформалами — они отличаются незаурядностью, необычностью, яркостью. Неформальный человек пытается продемонстрировать свою индивидуальность. Представляем список основных субкультур, а затем расскажем о некоторых из них подробнее.

  • Альтернативщики
  • Анимешники
  • Байкеры
  • Ванильки
  • Гламур
  • Гопники
  • Готы
  • Гранжеры
  • Граффитеры
  • Кибер Готы
  • Металлисты
  • Нью-Эйдж (New Age)
  • Панки
  • Педовки
  • Растаманы
  • Рейверы
  • Рокеры
  • Рэперы
  • Скинхеды
  • Стиляги
  • Cтрэйт-эйдж
  • Толкиенисты
  • Треш Модели
  • Фрики
  • Футбольные болельщики
  • Хакеры
  • Хиппи
  • Хипстеры
  • Эмо

Альтернативщики

В начале 90-х годов образовалась субкультура альтернативщиков, в которую входили рэперы, металлисты и панки. Представители этой субкультуры отличаются дружелюбием по отношению к представителям других направлений. Считается, что субкультура сформировалось благодаря группе Rage Against The Machine.

Внешний вид у альтернативщиков броский, их достаточно легко отличить от представителей других субкультур. Как правило, они ходят в пирсинге и носят широкую одежду. Какой-то особой идеологии у представителей этой субкультуры нет.

Байкеры

Субкультура байкеров зародилась примерно в 60-70-е года. Представители течения — бородатые длинноволосые мужчины — не представляют свою жизнь без мотоцикла, пива и рок музыки. Эти атрибуты являются отличительными чертами байкеров.

Как правило, они ездят группами и каждый из байкеров состоит в клубе. По нашивкам на одежде определяют, участником какого клуба он является. Это отличительный знак, благодаря которому байкеры отличаются друг от друга.

Субкультура байкеров придерживается своей системы ценностей, которая разительно отличается от общепринятых норм «цивилизованного общества».

Гопники

Субкультура гопников начала свое существование в последние годы перед распадом СССР. Идеология и поведение представителей этого направления схожи с поведением хулиганов. Отличительной чертой гопников является склонность к насилию, низкий уровень интеллекта и тюремный сленг, который по сложности понимания иногда может сравниться со сложными языками мира.

Гопники, как правило, любят слушать музыку в стиле тюремного шансона. К другим субкультурам они зачастую агрессивно настроены. В частности, такие движения, как эмо, готы, рэперы, гопники не признают и конфликтуют с их представителями.

Гопники коротко стригутся и носят спортивные костюмы. Это основные отличительные черты приверженцев этой субкультуры.

Готы

Формирование субкультуры готов берет свое начало из музыки. Отличительными чертами готов является преобладание черного цвета одежды, девушки ходят с темным макияжем. Представители субкультуры носят на себе аксессуары, символизирующие смерть – зубы, кресты, пентаграммы и т.д. Собственной идеологии у готов нет.

В настроении приверженцев этого течения преобладают декаданс и мрачный вид. Готическое движение породило отдельную субкультуру — сатанисты.

Металлисты

Субкультура металлистов зародилась в 1960-е годы и распространилась практически по всему миру. Толчком к возникновению субкультуры стала музыка в стиле Heavy Metal. Металлистами, как правило, называют фанатов тяжелой рок-музыки и всех разновидностей металла.

В образе представителя субкультуры присутствует кожаная одежда, изображения черепов, множество украшений из металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), тяжелые ботинки, пирсинг в ухе, банданы. Идеологии и философии, как таковой, у них нет, все убеждения и взгляды сосредоточены полностью на музыке.

Панки

Субкультура панков начала формироваться еще в 1930 году в Англии. Первыми панками были люди из бедных районов Уэльса. Они занимались грабежами, драками, дебошами. Идеология и мировоззрение панков сводится к анархии.

Отличительными чертами панков являются «ирокез» – символ панк-движения, а также кожаные куртки, надетые на голое тело, рваные майки, большое количество пирсинга на лице.

Стиляги

Субкультура стиляг сформировалась во второй половине 40х – 50х годов. В это время на улицах городов появились молодые люди, одетые в вызывающую одежду. Представители движения отличались цинизмом в суждениях и безразличием к советским нормам поведения.

Стиляги тех времен выразили протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде. Субкультура несомненно наложила яркий отпечаток на советскую эпоху.

Мужчины-стиляги носили узкие брюки («дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки.

Девушки украшали одежду нашитыми бантами и большим количеством украшений. Стилягами, как правило, были дети высокопоставленных чиновников или профессоров.

Фрики

Субкультура фриков сформировалась в 20 веке на территории Северной Америки. Представители течения придерживаются основной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этих целей используется не только одежда, но и поведение и философия. Термин «фрик» произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек. Каждый последователь субкультуры стремится создать свой собственный неповторимый образ.

Фрики ярые приверженцы пирсинга — они массово прокалывают себе всевозможные места, а также покрывают свои тела татуировками с изображениями, надписями и узорами.

Хиппи

Субкультура хиппи возникла в Америке в 1960-е годы. За короткий промежуток времени она быстро распространилась по всему миру, но как отдельное течение, перестало существовать ближе к 1980-м годам. Представители субкультуры отличались своей миротворческой позицией (пацифисты), они выступали против ядерного оружия и любого насилия.

Хиппи занимались распространением наркотиков среди молодежи, якобы для расширения сознания.

Представители хиппи носили свободную одежду, большое количество фенечек на руках и длинные волосы.

Современные молодежные субкультуры — эссе

Современные молодежные субкультуры

Никто не удивится тому, что современные молодежные субкультуры берут свое начало не в СССР, а в Америке. Своеобразная изюминка практически всех субкультур постсоветских стран проявляется в том, что практически все они не слаживались исторически, а, как и многое другое, просто перетянуто из западной культуры. Нынешняя молодежь является альтернативной, то есть альтернатива обычаям и традициям быть как все. Сейчас очень много стилей и направлений. и даже не знаешь каким будет следующее.

Далее рассмотрим самые распространенные современные молодежные субкультуры.

Первыми стоит изучить, так называемых, фриков. Множество фриков можно встретить среди молодежи, которая ведет «клубный» образ жизни. Субкультура фриков сама по себе вовсе не агрессивна, чем она и схожа на еще одну современную молодежную субкультуру — хиппи. Слово «freak» в переводе с английского языка означает «уродец», «странный, не похожий на других человек». Как только эпоха хиппи наступила, фриками стали называть практических всех молодых людей, которые выделялись своей эпатажностью среди серой массы. Сейчас же фриками являются дредастые, татуированные и пирсингованые с туннелями парни и девушки.

Дальше на очереди панки

Эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. А ведь не так давно, в восьмидесятых, они являлись грозной силой, которой своих внуков стращали бабушки. Истинные панки не могут работать. Они просто не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Мелкое воровство и попрошайничество — вот источники их дохода. А про посвящения в панки можно написать целую книгу .Например, могут сказать просидеть пару дней в помойке, вбить гвоздь себе в пятку. за каждое задание дается булавка. всего их 5.получив последнюю ты становишься равноправным панком готы.

Готы — это мрачные молодые люди в черных одеждах, фанаты Мэрилина Мэнсона и ему подобных. Их появление совпало с выходом на экраны в семьдесят девятом году фильма «Голод».

эмо всем давно известная субкультура. года три назад у нас в Петербурге была волна эмарей. на каждом угла стояли мальчики и девочки с длиннющими черными челками и вчерно-розовой одежде, облепленные все значками, бантиками. иногда даже плачущие. сейчас их осталось мало.

Scene dolls and boys

Scene в переводе с английского означает сценический. Audrey Kitching. Jac Vanek. HannaBeth. Всего лишь трое из миллиона Scene Queen а также тех, кто пытается походить на скин в этой вселенной.

Это девушки и парни, которые выражают свои чувства через искусство и фото. С их безумными прическами и шкафами, набитыми модными одеждой. SQ славятся своим превосходным, детальным макияжем. Подводка для глаз, тени для век, тональный крем, помада — это обязательно, полагается быть разными и уникальными, и они должны выделяться их толпы. Не надо просто делать коричневые и белые пряди. Надо дать волю буйной фантазии! Например Покрасить волосы в яркий цвет, потом добавить кучу безумных нарощенных прядей.

Trash, бруталы, мажоры

Эти стили появились у нас сравнительно недавно. Трэш-это более гламурный стиль нежели скин. Здесь приветствуются каблуки, чем выше, тем лучше, длинные волосы, в основном это нарощенные, леопардовая расцветка, начесы, только в отличии от эмо, более умеренные, пирсинг (монро, септум, брпдж, щеки),подвески на шею, легенсы, тату(розы с листьями на ногах, шее).у Бруталов татуировки в виде звезд, прямая челка. отличаются трэш от бруталов тем, что бруталы считают себя «пупом земли»,пафосны. но на самом деле это зависит от каждого человека. возможно быть настолько добрым, что просто не получается быть пафосным..альтернативное проявление мажоров мало похоже на тех,что мы првиыкли видеть.они ближе к бруталам, только ,в отличии от гламурных, носят зауженные джинсы, относительно длинные прически, среди них распространены прямые челки,кепки уточкой,не исключены и тоннели.

Педовки, позёры

Это ряд девушек парней, которые хотят, но зачастую не могут или просто невыходит выглядеть в одном или ином стиле. неудачный начес уже можно отнести к педовкам. но если, к примеру, ты уже заявил о себе как трэш модель, то в любой одежде в тебе будут узнавать трэш модель. позеров чаще всего можно встретить среди эмо. резание вен у эмор аньше было нормальным явлением. сейчас же это уже позерство,так же как и самоубийство. все считают :порезать руки, так делают, тру и я тоже сделаю, я же труэмокид это круто. у каждого стиля есть свои кононы которые так или иначе стоит соблюдать.а эти люди неудачная копия того, что уже есть. обычно это девочки лет10-15.главное в стиле не делать копию,а привносить еще что-то свое, быть идеалом для других, чтобы это являлось отличительнйо чертой от других.как показывает практика, есть и среди стилей девочки лет 13-15,которые внеся что-то свое выглядят шикарно.

Скейтеры, альтернативщики

Они в чем-то похожи. катаются на скейтах, слушают альтернативную музыку. кстати о музыке. эмо слушают поп-альтернативу с плаксивыми нотами, бруталы, трэш, скин и мажоры предпочитают музыку более грубую со скрим-вокалом или гроулингом, также слушают клубную, которая далеко отличается от обычной клубной музыки.

Обычные или цивилы

Совершенно обычные, ничем не отличающиеся друг от друга обобщенными качествами школьники и студенты. в альтернативе есть одна черта, которая мне очень нравится и отличает от обычных людей ,здесь каждый замкнутый человек становится раскрепощенным, уютно себя чувствует, а разговоры ты словно попадаешь в другой мир обсуждается музыка, предпочтения, деления навыками, прически др.в то время как обычные школьники обсуждают контрольные, ЕГЭ, школу компьютеры и тп.здесб такие темы очень редко затрагиваются.

Я считаю, что быть обычным человеком это скучно, неактуально, будто серые мыши в черно-белом слепом мире.

А здесь все такие разные и яркие, со всеми интересно. очень повышает самооценку когда идешь по улице а вся серая масса смотрит шокированным взглядом.

Когда мы вырастем мы, наверняка изменим свои вкусы и предпочтения, а пока хочет я с оставаться такими, отличатся от других — самое главное правило для неформалов.

Молодежные субкультуры — как к ним относиться?

Что такое субкультура? Правда ли, что субкультура как явление — прерогатива молодых? Как относиться взрослым к молодежным субкультурам? Об этом — комментарий недели протоиерея Всеволода Чаплина на телеканале «Союз».

В современном обществе постоянно идут споры относительно того, как относиться к молодежным субкультурам. Часто само это слово — «субкультура» — относят исключительно к молодежи.

На самом деле, есть разные субкультуры. Есть субкультура любителей авторской песни, так называемых шестидесятников – людей, которым сегодня по семьдесят, а то и по восемьдесят лет. Есть субкультура читателей классической литературы. Есть субкультура людей, которые ходят в консерваторию или в оперу.

Молодежная субкультура не представляет из себя принципиально ничего нового как явление. Да, молодые люди подчас громко заявляют о своей «субкультурности», потому для них это важный этап личностного становления. Многое в своей жизни они делают впервые. Впервые одеваются в определенного рода вычурную, эпатирующую, оригинальную одежду, впервые устраивают культурные или общественные мероприятия в том или ином новом формате, впервые поют те или иные пенсии, впервые создают или читают те или иные литературные произведения.

Субкультуры возникали и исчезали на протяжении всей человеческой истории. И практически не было такого общества, в котором культура была бы единой, в котором она бы не разделялась ни на какие частные проявления, ни на какие образы жизни, которые сегодня принято называть субкультурами.

Впрочем, очевидно и то, что многие молодежные субкультуры специально придуманы, восприняты и культивируются для того, чтобы отличаться от людей старших поколений и отличаться от тех, кто, по мнению некоторых молодых людей, живет неправильно и чей образ жизни и чьи установки нужно оспорить и изменить. Часто именно для этого одевается та самая вычурная одежда, поются необычные песни, раскрашиваются волосы в необычные цвета и так далее и так далее.

Некоторые люди, в том числе и некоторые представители старшего поколения, считают, что ко всему этому нужно относиться с почтением, даже с пиететом и максимальным одобрением. По крайней мере, не делать ничего, что раздражало бы представителей субкультур и заставляло бы думать, что пожилые люди или люди старшего поколения не понимают в силу своей глупости и отсталости смысл существования тех или иных субкультур. Всегда ли такое заведомое одобрение необходимо?

Для любого поколения, для любого общества характерны недовольство старших по отношению к младшим и разговоры о том, что молодые люди аморальны, не имеют глубины знаний и жизненного опыта, слишком странно одеваются, слишком странно себя ведут. Так говорили пожилые и старшие люди во все времена и во всех обществах.

Но на самом деле вовсе не стоит, с моей точки зрения, взрослым людям и обществу в целом пытаться заискивать перед молодежными субкультурами. В свое время известный православный богослов и общественный деятель протопресвитер Александр Шмеман, участвуя в мероприятиях западно-христианских сообществ, подметил, что в этих сообществах существует (как и в западном обществе в целом) трусливый культ молодежи. Это заискивание перед молодежью, попытка показать ей, что люди старшего поколения готовы безоговорочно, без осуждения принять те культурные штампы, которые есть среди молодых людей.

Я вспоминаю, как на одном из мероприятий Всемирного Совета Церквей генеральный секретарь этой организации, уже достаточно пожилой человек, которому исполнилось шестьдесят лет, танцевал на сцене молодежный танец, повторяя движения молодых людей. Он делал это неумело, и его поведение показывало, что он хочет быть своим тем молодым людям, которые этот танец танцевали гораздо лучше него, потому что делали это, наверное, каждую неделю, если не каждый день.

Это явление достаточно странное. Думаю, что сами молодые люди отнеслись к этому со снисхождением, а может быть, и с недоверием. Любая попытка понравиться через внешние формы вызывает недоверие, потому что люди могут сказать: может быть, нас обманывают, может быть, с нами не искренны, может быть, это желание понравиться скрывает определенные комплексы. Негоже пожилому человеку пытаться угнаться за любой модой, надевать на себя молодежную одежду только ради того, чтобы доказать не столько окружающим, сколько себе: я моден, я продвинут, я не отстаю от прогресса и модных явлений в общественной жизни или в стиле жизни.

На самом деле, когда возникают дискуссии о том, должна ли Церковь говорить на языке субкультур, главные ответ на эту дискуссию, по-моему, должен сводиться к следующему. Не так важно, как ты говоришь, важно, что ты говоришь. Если проповедник, преподаватель, миссионер, катехизатор говорит Божию правду, не стесняется открыто заявлять о таком христианстве, каким оно является на самом деле, то есть говорить о Евангелии, о его вечной правде, обжигающей сердца людей и сжигающий тлен греха — то он будет услышан, даже если его язык — язык самой скучной храмовой проповеди и самой банальной академической лекции.

Не то, как мы говорим, а то, что мы говорим, должно быть главной заботой современного пастыря, современного миссионера, современного христианина, общающегося с молодежью в той или иной среде, в том числе и в среде молодежных субкультур.

Не секрет, что в этой сфере есть разные духовные, нравственные, культурные влияния. Очень сложно сказать «все субкультуры хороши» и «все субкультуры плохи». Я не думаю, что имеет смысл проводить между ними поспешные различия. Глупо говорить, что «эмо» — это всегда хорошо, «готы» — это всегда плохо, потому что первые одеваются в розовые одежды, а вторые бегают по кладбищам и используют символику, которую многие могут посчитать сатанистской символикой.

В разных субкультурах есть разные влияния. Достаточно вспомнить субкультуру аниме, где бесспорно есть много хорошего, но есть и очень много плохого и опасного. В целом ряде субкультур есть попытка романтизации и оправдания самоубийства и даже призывы к самоубийству. В иных субкультурах есть упоение унынием, отчаянием, чувством бесцельности и бессмысленности жизни, что также опасно для человека. Это если и не приводит подростка к самоубийству немедленно, то постепенно разрушают его душевный мир, его волю, его жизнь.

Есть субкультуры, в которых пропагандируется употребление наркотиков или, по крайней мере, оправдывается отношение к наркотикам – как к чему-то легкому, что никак не мешает жизни, а, наоборот, улучшает ее, дает человеку якобы настоящую радость и якобы настоящее творческое вдохновение. Есть субкультура алкоголизма, есть субкультура гомосексуализма, есть субкультура разврата, и об этом нужно всегда помнить.

Не так важно, может быть, какой внешний вид имеют последователи той или иной субкультуры, если этот внешний вид явно не связан с антихристианской символикой, явно не связан с сатанизмом. Но в то же время нужно помнить и о том, что во многих субкультурах есть пропаганда греха и оправдание греха, романтизация греха. И об этом нужно смело говорить, не бояться быть немодными или непродвинутыми, если через ту или иную субкультуру пропагандируется грех, если люди разрушаются духовно, а подчас и физически, благодаря контактам с некоторыми культурными или контркультурными явлениями. Это повод для высказывания пастырской озабоченности, повод для предостережения.

В то же время нам не нужно бегать от представителей субкультур. Однажды поздним вечером я шел по центру большого города вместе с правящим архиереем этого города. Мы были одеты в подрясники, у него была панагия на груди, у меня – крест. И мы попали в место, где было много молодых людей, одетых как типичные представители целого ряда субкультур. Некоторые из них были, скажем так, не вполне трезвы. Но оказалось, что значительная часть этих людей – это верующие люди. Некоторые пошли к архиерею за благословением, некоторые сказали, что они участвуют в богослужениях, учились в воскресной школе. Это наши люди, это люди, которые крещены в огромном своем большинстве в Православной Церкви. Это люди, которые стремятся к истине Божьей. И, может быть, неслучайно они выражают свой протест против обывательского мирка, взыскуя высшей правды.

К этим людям нужно обращать смелое, не заискивающее, не мимикрирующее под молодежную среду пастырское, миссионерское евангельское слово. С этим людьми нужно говорить, не требуя от них, чтобы они поменяли свой внешний вид или научились произносить молитву «Отче наш» без молитвослова. Говорить нужно с каждым человеком. Да, есть ожесточенные сердца, которые закрывают сами себя от Божией Истины. Но таких в нашем обществе меньшинство, особенно среди людей молодых.

Один архиерей недавно очень хорошо сказал, что проходит время прихода, начинается время выхода духовенства и мирян из храмов навстречу людям. К этому призывал и покойный Святейший Патриарх Алексий. И об этом постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл. Идти к разным людям со всеми их особенностями и сложностями, отвечать на поиск истины, на поиск Бога, который движет многими из них. Это наш долг. Не только как пастырей, но и как православных христиан, призванных к проповеди Слова Божьего, свидетельству о Христе словом и делом перед всеми людьми, которых мы встречаем на нашем жизненном пути.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *