Воскресная школа

  • Актуальные обсуждения
    • «Благочестивые» отговорки
    • «Благочестивые» отговорки. Окончание
    • «Благочестивые» отговорки. Продолжение
    • «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
    • «Мы, христиане, – не от мира сего.»
    • «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
    • Cтать монахом на время поста
    • «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях
    • «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
    • «Главная победа – это победа над собой»
    • «Ищите Христа в Церкви, только Его ищите!»
    • «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
    • «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
    • «Надобно трудиться для каждого человека»
    • «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
    • «Человек – это звучит…»
    • «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
    • «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
    • Аскетическая симфония
    • Без Христа спасенья нет
    • Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
    • Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
    • Беседа о покаянном делании
    • Беседа о Таинстве Крещения
    • Беседы на святки
    • Бесстыдство изгоняет божественную Благодать
    • Библейский взгляд на причины и сущность болезней
    • Благочестие показное и подлинное
    • Бог врагов наших
    • Богослужебное пение и музыка
    • Борьба за пост
    • Брак даёт шанс научится истинной любви
    • Быть совершенным
    • В надежде «спрятаться» от Бога
    • В наших венах течет Христова кровь Беседа о Божественной литургии и Святом Причастии
    • В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
    • В разделе «Методика преподавания» размещен доклад С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России: история и современность»
    • В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
    • В чем торжество Православия?
    • Вера — это шаг из лодки на воду
    • Возможно ли следование Христу вне Церкви?
    • Воля творить добро
    • Вопросы об аде и рае
    • Выбор веры
    • Выше – истина Христова
    • Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
    • День Обрезания Господня – это день Закона Божия
    • Дни особого поминовения усопших
    • Добродетели и пороки в семье
    • Дорасти(ть) до пастырства
    • Дружба, влюбленность, любовь
    • Дружба: труд и подвиг
    • Духовное бесплодие
    • Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
    • Духовный опыт: истинный и ложный
    • Евангелие о совершенном милосердии
    • Евангелие — книга про каждого из нас
    • Евангелие: правда о вечной жизни
    • Если бы все, кто принимает крещение…
    • Если мы боги, то почему это незаметно?
    • Ещё немного о неофитских немощах
    • Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
    • Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
    • Закон и Благодать
    • Закон любви
    • Зачем Бог сотворил мир?
    • Зачем становиться монахом.
    • Значение церковнославянского языка для духовного образования
    • Имеем ли мы право на обиду?
    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
    • Исповедь – не роман, а борьба
    • К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
    • К чему приводит компромисс с совестью
    • Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
    • Как вырастить счастливого ребёнка
    • Как делиться пасхальной радостью с ближними
    • Как добродетели превращаются в карикатуру
    • Как мы будем жить после Пасхи?
    • Как отличить Крест Христов от самодельного? Ответы пастырей
    • Как понимать заповеди блаженства
    • Как правильно читать Библию
    • Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
    • Как преобразить свой внутренний мир
    • Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
    • Как стяжать любовь к… ближним? Ответы пастырей
    • Каким нужно быть алтарнику
    • Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
    • Каяться нужно — в прошедшем времени
    • Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
    • Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
    • Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?
    • Любовь христианская всегда – вопреки
    • Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
    • Маловажен ли малый грех
    • Мамочкино богословие
    • Мера поста
    • Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы
    • Минимум кары и безграничность любви
    • Миссия в большом городе Беседа с прот. Игорем Фоминым
    • Можно ли быть счастливым без Христа?
    • Можно ли верить снам?
    • Молитва — не долг, а кислород души
    • Монастыри русского севера
    • Монашество и жизнь в миру – единый путь
    • Мораль и нравственность.
    • Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
    • Мы христиане в теории
    • Нападения на христиан
    • Научиться вмещать милость Божию
    • Не давать ничему ложной цены
    • Не любить – противоестественно для человека
    • Не только верить, но верить и служить
    • Невежество и безразличие
    • Непослушание – препятствие любви
    • Нужно ли бояться собственного страха?
    • О важности изучения церковной истории
    • О внешнем виде христианина
    • О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
    • О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
    • О любви к ближнему
    • О мистической красоте церковного языка
    • О молитве на клиросе
    • О поминовении усопших
    • О последствиях греха
    • О православном романтизме
    • О реальной и мнимой грубости церковных работников
    • О свойствах Церкви и ее границах
    • О Священном Предании
    • О священстве
    • О семье и браке
    • О судьбе
    • О христианском отношении к собаке
    • О Царстве Божием
    • О чтении Священного Писания
    • Об иконопочитании и почитании святых
    • Об участии верных в Евхаристии
    • Образ Отцовства небесного
    • Общее Соборование: история смещения смысла
    • Община сегодня — это как костер в тундре
    • Окно в горний мир
    • Окунаться ли в крещенскую прорубь?
    • Оправдание Авраама верой
    • Освящение жилища
    • Основа оглашения – Любовь, а не Закон
    • Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Осуждение и греховность.
    • Осуждение, обличение и рассуждение
    • От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
    • От крещения кровью до проверки временем
    • От слов твоих…
    • Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
    • Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
    • Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
    • Пасхальная радость — дар и труд
    • Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
    • По стопам самарянина,или Для кого я ближний
    • Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
    • Подделка Церкви христианством
    • Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
    • Покаяние как любовь
    • Полнота жизни в Церкви
    • Последняя заповедь блаженства
    • Почему мы отпадаем от любви?
    • Почему священство далеко от народа
    • Почему со временем охладевает вера?
    • Праведный Иов: образ надежды через страдание
    • Правильное отношение к посту
    • Правильное отношение к церковным проблемам
    • Православие и современность
    • Пребудьте в любви!
    • Проблемма происхождения мира
    • Путь пророка Илии
    • Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
    • Раб, наемник или сын?
    • Радоница — общий праздник с усопшими
    • Размышление о собственных грехах
    • Размышления о древних и новых мучениках
    • Религия радости
    • Рождественский пост в вопросах и ответах
    • Рождество Христово в Евангелии — и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?
    • Рождество Христово: как ощутить радость праздника
    • С самим собой собеседование
    • Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
    • Самостоятельность влечет за собой ответственность
    • Свобода совести и вероисповеданий
    • Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
    • Святость – это не безгрешность и не совершенство
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
    • Семейная жизнь и аскеза
    • Сердце без тайности — пустая грамота
    • Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
    • Слово Божие всегда должно звучать в сердце
    • Слушаться — значит любить
    • Смысл анафемы
    • Совесть как категория нравственного сознания.
    • Современные христиане
    • Сограждане святым и свои Богу
    • Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи
    • Стыдно грешить, а не каяться
    • Три корочки хлеба
    • Уйди от меня, Господи…
    • Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
    • Христианская святость
    • Христианство и экономика: дело не в «измах»
    • Христос и «Я»
    • Чаша двух Заветов
    • Человек, если бы ты знал свою ценность!
    • Человеческая воля
    • Что значит: «люби ближнего своего»
    • Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
    • Чтобы душа оставалась дома Размышления о добродетели терпения
    • Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
    • Чтобы не уйти…
    • Широкое сердце Православия
    • Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
  • Жития святых
    • Авва Зосима Палестинский
    • Апостол Андрей Первозванный
    • Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
    • Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
    • Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
    • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
    • Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
    • Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
    • Благоверный князь Дими́трий Донской
    • Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
    • Благоверный князь Яросла́в Мудрый
    • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
    • Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
    • В разделе «Методика преподавания» размещена статья «Зачем ходить в воскресную школу?»
    • Великомученик Гео́ргий Победоносец
    • Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
    • Исповедник Иоа́нн Васильев
    • Исповедник Иоанн Блинов
    • Мученик Гавриил Фомин
    • Мученик Димитрий Власенков
    • Мученик Димитрий Спиридонов
    • Мученик Иустин Философ
    • Мученик Михаил Новоселов
    • Мученик Никифор Зайцев
    • Мученица Евдокия Сафронова
    • Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
    • Мученица Пелагия Балакирева
    • Мученицы Ольга и Феоктиста
    • Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
    • Праведный Па́вел Таганрогский
    • Праведный Фео́дор Ушаков, воин
    • Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
    • Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
    • Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
    • Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
    • Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
    • Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
    • Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
    • Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
    • Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
    • Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
    • Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
    • Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
    • Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
    • Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
    • Преподобный Антоний Великий
    • Преподобный Варсонофий Оптинский
    • Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
    • Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
    • Преподобный Ефрем Сирин
    • Преподобный Зосима (Верховский)
    • Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
    • Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
    • Преподобный Иоа́нн Рыльский
    • Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
    • Преподобный Иов Почаевский, игумен
    • Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
    • Преподобный Иосиф Оптинский
    • Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
    • Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
    • Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
    • Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
    • Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
    • Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
    • Преподобный Макарий Великий, Египетский
    • Преподобный Макарий Оптинский
    • Преподобный Максим Грек
    • Преподобный Нектарий Оптинский
    • Преподобный Нестор Летописец, Печерский
    • Преподобный Паисий Величковский
    • Преподобный Роман Сладкопевец
    • Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
    • Преподобный Сергий Радонежский
    • Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
    • Преподобный Феодосий Печерский, игумен
    • Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
    • Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
    • Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
    • Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
    • Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
    • Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
    • Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
    • Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
    • Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
    • Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
    • Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
    • Святитель Григорий Нисский, епископ
    • Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
    • Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
    • Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
    • Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
    • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
    • Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    • Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
    • Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
    • Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
    • Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
    • Святитель Кирилл Туровский, епископ
    • Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
    • Святитель Лев I, папа Римский
    • Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
    • Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
    • Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
    • Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
    • Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
    • Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
    • Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
    • Святитель Симеон Солунский, архиепископ
    • Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
    • Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    • Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
    • Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
    • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
    • Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
    • Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
    • Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
    • Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
    • Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
    • Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
    • Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
    • Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
    • Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
    • Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
    • Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
    • Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
    • Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
    • Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
    • Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
    • Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
    • Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
    • Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
    • Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
    • Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
    • Священномученик Зинон Веронийский, епископ
    • Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
    • Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
    • Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
    • Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
    • Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
    • Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
    • Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
    • Священномученик Ириней Лионский, епископ
    • Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
    • Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
    • Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
    • Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
    • Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
    • Священномученик Николай Искровский, пресвитер
    • Священномученик Николай Попов, пресвитер
    • Священномученик Николай Тохтуев, диакон
    • Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
    • Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
    • Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
    • Священномученик Поликарп Смирнский
    • Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
    • Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
    • Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
    • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
    • Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
    • Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
    • Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
  • Заблуждения и ошибки
    • «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
    • «Отмененный» чемпионат
    • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
    • Cжигала ли Церковь книги?
    • «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
    • «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
    • «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё» Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым
    • «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
    • «Ищите Бога-Личность!» Интервью с отцом Серафимом Маджмударом
    • «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
    • «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
    • «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию
    • «Свидетели Иеговы», или Как братья Стругацкие изобрели велосипед
    • «Я не подумал», «я просто подумал…» Об одном редком умении
    • «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
    • Авторитет Церкви и наша интеллигенция
    • Актуальность симфонии Церкви и государства
    • Апофеоз восточного папизма
    • Атеизм в ассортименте
    • Атеизм тогда и сейчас
    • Безумие нашего времени
    • Берегись… игрушки!
    • Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
    • Битва за семью – дело спасения мира
    • Благовестие и прозелитизм
    • Благодарность
    • Благодатно ли инославное священство?
    • Бог — изгнанник на земле
    • Бог. Народ. Писание
    • Богословское осмысление вопросов экологии
    • Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
    • Братские отношения
    • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия
    • Вавилонская башня нашего времени
    • Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
    • Вера и естественнонаучное знание
    • Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
    • Вера и нравственность как основа научного познания
    • Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
    • Виртуальный тур по духовным мирам. О молитве и медитации
    • Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
    • Возможна ли реинкарнация?
    • Возможно ли добро без Христа?
    • Воскресный листок. Неделя 27-я по Пятидесятнице
    • Воспитать воспитателей в семье
    • Встреча патриарха и римского папы
    • Встреча современного Запада с восточной сотериологией
    • Встреча учености и святости
    • Выбор веры
    • Гламур и наши дети
    • Гражданский брак – не брак?
    • Грех как форма любви
    • Дата католической Пасхи
    • Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов
    • Демонизация детского сознания
    • Диалог с атеистом
    • Женщина спасается чадородием?
    • Живет ли Бог в моей душе?
    • Жить как хочется
    • За Фрейдом – бред. Психоанализ и оккультизм, как вера в ложь
    • Зачем вы придумали Пасху?
    • Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
    • Зачем нужны догматы?
    • Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
    • Индульгениция или покаяние?
    • Иноверие и инославие
    • Интернет, вечность и Страшный суд
    • Искушение экстримом
    • Испытание Новым годом
    • Истоки богохульства в современной культуре
    • Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
    • История возникновения календарного вопроса.
    • История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
    • Как быть?
    • Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
    • Как не попасть в секту
    • Как общаться с чужими?
    • Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
    • Как относиться к ереси и еретикам
    • Как пережить предательство?
    • Как побороть зависимость от компьютерных игр? Советы пастырей
    • Как распознать секту и самому не стать сектантом
    • Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
    • Как я перешел из католицизма в Православие
    • Какое время – наше?
    • Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
    • Кришнаиты как они есть
    • Кто завяжет нам шнурки? Немного об околоцерковных суевериях
    • Кто, когда и зачем нас крестил?
    • Куда ведет погоня за Лилит?
    • Культ наслаждения
    • Курение – это грех? Ответы пастырей
    • Латинское ложное учение о Деве Марии
    • Лютеров догмат
    • Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
    • Мертвых душ не продадите?
    • Можно ли молиться вместе с католиками?
    • Можно ли представить себе райское блаженство?
    • Можно ли прощать не прощая?
    • Можно ли совершать зло ради добра?
    • Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении
    • Народные целители и их «молитвы»
    • Неверие и суеверие.
    • Недочеловечество
    • Нужна ли православному христианину йога?
    • Нужны ли Православию монашеские ордена?
    • О «святочных гаданиях» и картах
    • О богохульстве
    • О браках с инославными
    • О вере, неверии и нашем выборе
    • О Воздвижении, толерантности и Юлиане Отступнике
    • О добродетели, искаженной до неузнаваемости
    • О злых духах
    • О йоге и прочих восточных практиках
    • О колдовстве и порче
    • О крещении без веры
    • О ложной ревности и внутрицерковной полемике
    • О мнимой праведности
    • О Православии и католичестве
    • О Православном Предании и отступлении от Него
    • О Предании Церкви и сектантских преданиях
    • О предметности и продажности
    • О предопределении
    • О предопределении
    • О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
    • О различии между счастьем и удовольствием
    • О хорошести без Церкви
    • О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
    • Об отношении Церкви к эстрасенсам и природе «паранормальных явлений»
    • Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
    • Одиночество: беда? вина? роскошь?
    • Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
    • Ориген и либерализм в Церкви
    • Осторожно, неоязычество!
    • Отношение католиков к Благодатному огню
    • Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
    • Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
    • Переход православных в ислам. Интервью диакона Георгия Максимова
    • Плен многоликой Индии. Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко
    • Повсеместное заблуждение о посте
    • Поиск истины, или Обретение истинной веры
    • Пока есть время
    • Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
    • Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
    • Помощь нашим усопшим
    • Последний человек
    • Почему не стоит бояться конца мира
    • Правда без любви
    • Православие и иконопочитание
    • Православие и инославие. Вопросы единения
    • Православие или протестантизм?
    • Православие – это прошлое и будущее Европы
    • Праздник ли масленица?
    • Празднование Пасхи. Ответ сектантам
    • Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
    • Предательства, папизм и мы
    • Причины неверия
    • Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
    • Проповедь Евангелия Христова в современном мире
    • Пророчества не от Бога
    • Протестантское отношение к кресту
    • Протестантское учение о спасении только верой
    • Пустота вместо счастья.
    • Раскол как болезнь
    • Рассказ об одном чуде.
    • Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
    • Религия сильного человека: христианство или ислам?
    • Сайентология — угроза миру
    • Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
    • Сбываются ли астрологические прогнозы
    • Свобода воли и «либеральные ценности»
    • Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
    • Святоотеческое учение о догмате и ереси
    • Священное Писание – часть жизни Церкви
    • Священное Писание, Церковь и наука
    • Священное Предание
    • Священное Предание и человеческая самодеятельность
    • Скука вдвоем
    • Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
    • Смерть и Промысл Божий
    • Смерть, которой ждут
    • Современные иконоборцы
    • Современный протестант
    • Сознательное богохульство
    • Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
    • Стоит ли еврею креститься?
    • Субкультура — не детские забавы
    • Торжество Православия
    • Трудно быть человеком
    • Ультиматум Церкви
    • Учение о человеке в христианстве и неоязычестве
    • Филиокве — это хула на Святого Духа.
    • Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
    • Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
    • Христианство и демократия
    • Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме
    • Церковные суеверия
    • Церковь и всемирное государство.
    • Церковь и проблема эвтаназии
    • Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
    • Что нужно знать о гаданиях на Святки?
    • Что препятствует стать православным
    • Что такое каббала?
    • Что такое оккультизм
    • Что Христос оставил людям
    • Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
    • Эволюционное мудрование
    • Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
    • Являются ли инославные членами Церкви?
    • Яйца с образами О новом виде иконоборчества

7 причин посещать школу

Зачем и почему

«Зачем я должен ходить в школу?», «Снова она, ненавижу!», «Можно я пропущу недельку, пожалуйста, скажи учительнице, что я болен» — вероятно, вы слышали от своего ребёнка нечто подобное хоть раз в жизни. И ответы типа «так нужно», «все туда ходят» и «кто будет сидеть с тобой дома?» не подойдут. Рассмотрим реальные плюсы учёбы в школе — ведь, как показывает практика, иногда положительные стороны не видят даже родители. Тем не менее, они есть.

1. Хочу всё знать

Даже ученик, сидящий на последней парте и болтающий весь урок, невольно впитывает новые знания — это факт. Конечно, прилежные учащиеся получают больше информации. Однако невозможно посещать уроки и не усвоить абсолютно ничего. А каждая новая информация — это прогресс, расширение личных горизонтов, кругозора, что обязательно пригодится в жизни.

2. Дружба крепкая не сломается

Когда мы были маленькими, то часто слышали от взрослых, что время, проведённое в школе и университете, является практически лучшими годами в жизни человека. Позже мы смогли в этом убедиться на личном примере. Именно в школе маленький человек начинает учиться разбираться в людях, строить отношения в коллективе, работать сообща. Если удалось сохранить дружбу «со школьной скамьи» — как правило, это дружба на века.

3. Формирование личности

Как ребёнку определиться с выбором своего призвания, понять, к какой профессии он тяготеет? Естественно, только «отщипнув» от каждой по кусочку! И начинается это ознакомление со школы. Малыш имеет врождённое чувство языка, с лёгкостью запоминает иностранные слова и с увлечением читает книги? Значит, ему стоит обратить своё внимание в лингвистическую «сторону». Или ребёнок с наслаждением погружается в химические опыты и щёлкает задачки, как орешки? Тогда ему стоит попробовать себя в соответствующей профессии.

Именно школьные предметы впервые выявляют наши интересы и предрасположенности. Не нужно давить на детей родительским мнением или заставлять продолжать «профессиональную династию». Дайте ребёнку время и возможность прислушаться к себе.

Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. Новое дополненное издание Купить

4. Зарядка для мозгов

Наверняка в голове у каждого из нас нет-нет да и зарождались вопросы наподобие: «Зачем мне все эти предметы? Я буду филологом, почему я должен изучать ненужную мне высшую математику, физику и химию?» Да, в выбранной профессии знания по всем предметам не нужны, да и в повседневной жизни вряд ли понадобится практика, например, по тригонометрии. Однако польза от точных наук огромна! Способность логически мыслить, подходить к решению задачи с разных сторон, развивать гибкость мышления — всему этому способны помочь различные математические головоломки.

Раньше, лет 10-15 назад, школьники упражнялись в решении типовых задач. Как итог — натренированные алгоритмы действий, но как только головоломка выбивалась из привычного ряда, ученик не был в состоянии с ней справиться. Выходом из плачевной ситуации стал подбор разных типов задач, викторины, олимпиады. Благо, для осуществления оных не надо покупать тома бумажных книг и пособий, достаточно воспользоваться любым электронным сервисом и подобрать нужные задачи. Например, проект Книговыдача поможет разнообразить задания без траты лишних денег. Мозг нужно тренировать, как любую мышцу нашего тела. Без верных упражнений острота ума и сообразительность чахнет, поэтому «прокачивать» их нужно с младых лет.

Другие материалы по теме:

  • Ребенок отбился от рук. Что делать?
  • Наставничество в школе: работа с подростками
  • Нужны ли школьные отметки?
  • Мобильные телефоны на уроке: запретить или разрешить?
  • Как учителю защититься от клеветы родителей?

5. Зёрна от плевел

Считается, что главное в учёбе — учиться на пятёрки. Но это не совсем так. Да, отличные отметки — дело, конечно, хорошее, хотя чаще всего они не означают превосходные знания. Обычно отличниками становятся прилежные дети, способные тихо себя вести и методично выполнять всё, что скажут. А вот настоящими талантами могут оказаться и дети с «камчатки». Гораздо важнее научиться в школе не только соблюдать дисциплину, но и постигнуть принцип получения знаний — находить достоверные источники, отделять главное от второстепенного, уметь применять полученные навыки.

6. Упорство и труд всё перетрут

График школы приближает нас к рабочему графику, как бы забавно это ни звучало. Вспомните, как с каждым классом количество занятий росло, в университете оно превратилось в 6-7 пар, а потом логически перетекло в полный рабочий день. Такая система — не что иное, как тренировка усидчивости, выносливости и, снова, дисциплины. Не только привычка к труду, но и наличие перечисленных качеств обязательно помогут в жизни, следовательно прививать их лучше всего с детских лет. Это делает нас сильнее, упорнее и целеустремлённее.

7. Всё сам

Домашние задания, самостоятельные работы, выполненные в одиночку — это воспитание ответственности, развитие умения планировать и принимать решения. Поначалу ребёнку трудно приучаться к самостоятельности, если до этого за него все решали родители. Совершить ошибку, а затем найти собственное решение — обязательный путь каждого. Наградой же за прохождение такой жизненной дороги станут обдуманность действий, уверенность и настойчивость.

Подытожим. В посещении школы есть существенные плюсы. В ней ребёнок начинает учиться строить первые социальные отношения, получать знания. Высокие отметки — не показатель ума или любви к учёбе. Чаще всего, дети стараются получать пятёрки для мамы и папы. Истинная же задача родителей — не наказывать за плохие оценки, а создать в семье доверительную атмосферу, помогать разбирать ошибки и пестовать в ребёнке желание самосовершенствоваться.

— Наша воскресная школа существует чуть более полутора лет. Вначале ее посещали 7-8 человек, сейчас количество детей возросло вдвое. И на вопрос – что же дает ребенку воскресная школа, отвечу – радость. Радость от встречи с Христом, с Церковью, с друзьями… А для этого нужно научить детей любить Бога, любить молитву и церковное пение, любить участвовать в Таинстве причастия. По сути, воскресная школа становится детской общиной, где ребята учатся жить вместе, радоваться удачам своих близких, сопереживать чужому горю, прощать и, главное, – отвечать за свои поступки.

Все чаще дети исповедуются и причащаются. Воскресный день в школе начинается с церковной службы. После богослужения – занятия. Дети изучают Ветхий Завет и Новый Завет, жития святых, историю православных праздников, учат молитвы, Символ Веры, читают поучительные истории и притчи. Я стараюсь не нагружать детей информацией, и опрос идет, как правило, в виде викторины. За правильные ответы дети получают сладкие призы. Любимый урок – рисование, который дает возможность выразить свои впечатления в художественной форме. Лучшие работы мы выставляем на обозрение в храме.

А еще дети очень любят выступать. Сам процесс подготовки к большим праздникам, таким, как Рождество Христово и Пасха, дарит им много счастливых моментов. На Рождество у нас была театрализованная композиция «Добрый Ангел». Сейчас готовимся к Пасхе и Дню Святых Жен-Мироносиц. Будем поздравлять прихожанок нашего храма.

— Чего вы, как преподаватель, ждете от родителей своих учеников?

— Бывает, что родители приводят детей в воскресную школу, но сами в храм не ходят. Но видя, как ребенок меняется, узнавая много нового и полезного, родители начинают воцерковляться. Видеть вместе родителей и детей на богослужении для меня, как и для настоятеля храма, большое удовольствие.

— А проблемы у вас есть?

— К сожалению, пока воскресная школа не имеет своего помещения. Но над этой проблемой работает приходской совет с настоятелем храма. Надеюсь, что скоро мы получим «свой дом», сделаем детскую библиотеку, сможем на занятиях использовать наглядные пособия.

— Что для вас в приоритете: дать знания или воспитать?

— Конечно, воспитать. Знания важны, но, главное, – научить детей совершать добрые поступки, любить Бога, разговаривать с Ним и прибегать к Нему в самые трудные моменты жизни.

Наш разговор о воскресной школе был бы не полным, если бы мы не пообщались с ее учениками.

Анастасия, 15 лет, ученица СШ№22:

— Я с семи лет хожу в храм. В детстве крестный подарил мне детскую Библию. С тех пор я полюбила христианские истории. Сейчас с интересом изучаю Новый Завет. Хотелось бы, чтобы больше ребят приходили к нам в воскресную школу, чтобы мы могли вместе выступать на праздниках, посещать святые места.

Агапит, 14 лет, ученик СШ №58, пономарь Свято-Екатерининского храма (родители его назвали в честь преп. Агапита Печерского):

— Я верую в Бога и знаю, что все на земле Им создано. Молюсь в храме и дома. Всегда до и после еды читаю «Отче Наш», знаю много молитв. Люблю воскресную школу за то, что здесь интересно и весело, и все ребята к тебе хорошо относятся.

Это, наверное, и есть главная заслуга Воскресной школы. Детям хорошо там, где их любят, с радостью встречают, где интересно.

Беседовала Надежда Беловодская

Приглашаем в Воскресную школу детей в возрасте от 7 до 14 лет, всех, кто хочет найти свой искренний путь к Богу. Двери воскресной школы всегда открыты!

Наш адрес: г.Макеевка, Червоногвардейский р-н, пос. Крупской, пер. Черкасский, 9. Свято-Екатерининский храм. Тел. 071-327-31-68.

Воскресная школа для школьников

То, что существуют воскресные школы, знают, наверное, все. А вот кто водит туда своих детей, чему обучают в этих школах? И, самое главное, что даёт воскресная школа ребёнку — давайте знакомиться поближе в этой статье. Возможно, что вы многое не знаете и представляете себе совсем не так, как есть на самом деле.

В воскресную школу принимаются дети в возрасте от семи лет, то есть — школьники. Дальше деление по классам идёт в соответствии с реально пройденным обучением. Таким образом, в одном классе могут находиться и восьми и пятнадцатилетний ребёнок.
Чтобы отдать ребёнка в воскресную школу, нужно придти с ним в церковь и записать. В некоторых церквях проводят собеседование с ребёнком, но это редко. Да и собеседование направлено не на то, чтобы определить знания вашего ребёнка, а на то, чтобы присмотреться к его характеру и реакции. Берут практически всех.

Чему учат в воскресной школе?

Воскресная школа — это духовное развитие ребёнка. Во всех школах преподают Закон Божий, церковно-славянский язык и хоровое пение. Начинается учебный день с общей молитвы. Дополнительно в школах могут обучать рисованию, декоративно-прикладному искусству, хореографии или иностранным языкам — всё зависит от наличия преподавателей и свободных помещений. Основной ценностью воскресных школ являются люди. Обычно они спокойные и доброжелательные. А значит — являются отличным примером для подражания, что очень важно в школьном возрасте.

Когда проходят занятия в воскресной школе?

Воскресная школа — это дополнительное образование, поэтому её занятия проходят по субботам или воскресеньям, тогда, когда дети не посещают государственную общеобразовательную школу. Общая длительность занятий около 2 часов. Иногда меньше, иногда — больше.

Как нужно одевать ребёнка в воскресную школу?

Одевать ребёнка для посещения воскресной школы нужно обычно, в одежду, которая ему удобна, чистую и аккуратную. Девочки вполне могут заниматься и в брюках, особенно в холодное время года, однако многое зависит от руководства школы. В некоторых требуют юбки и платки — но это уже архаика в наше время. Чтобы ребёнок не чувствовал себя некомфортно о форме одежды лучше уточнить у руководства школы.

Сколько стоят занятия в воскресной школе?

Обычно фиксированной платы не устанавливается. Родители делают ежемесячное пожертвование на ту сумму, которую считают нужной.

Внимание!

Не путайте воскресную школу с церковной школой. Воскресная — дополнение к общеобразовательной школе, а церковная — её замена.

Теги

Я проработал в воскресной школе всего полгода, но за это время у меня возникло сильное чувство неудовлетворенности и даже тревоги. Я не удовлетворен самим собой. Я не удовлетворен тем, как меня слушали и что говорили дети, я не понимаю, почему они так пассивны, почему они так много пропускают занятий, почему они, в конце концов, так мало знают.

В конце семестра я попросил детей написать мне на уроке что-то вроде личного письма – рассказать, что им было интересно на наших занятиях (курс был про Русскую Церковь в ХХ веке), какой святой им больше всего запомнился и почему. На вопросы, буду ли я ставить оценки, я отвечал, что, конечно, нет: «постарайтесь написать мне личное письмо о том, что для вас было важным на этом курсе». То, что я получил в итоге, повергло меня в уныние. Три девочки умудрились списать с чьей-то одной тетрадки внешние сведения о великой княгине Елизавете Федоровне, другие написали нечто совершенно безличное. Только одна работа подходила под название «личное письмо», за ней стоял живой ребенок. Все остальное было сделано «для дяди». В целом картина получилась такая: мы мало чего запомнили, и нас ничего особенно не поразило. А ведь я рассказывал о патриархе Тихоне, Иоанне Кронштадтском, архиепископе Луке, о Соловецких мучениках, спасительной вере во время Великой отечественной войны (читая рассказы из «Отца Арсения»). Но ничего из этого детей особенно не затронуло и им пришлось прибегнуть к обычному школьному приему: тайно списать и выдать списанное за то, что запомнилось. По-моему – это катастрофа.

Все, что написано ниже – это моя попытка разобраться в происходящем с нами и нашими детьми в воскресной школе. Я думаю, что всем педагогам воскресной школы и родителям нужно делиться своими мыслями о том, что мы делаем, зачем мы это делаем и правильно ли мы это делаем. Только так мы сможем что-то понять и изменить ситуацию в лучшую сторону. Я старался написать целостный текст, но у меня странным образом это не получилось. Получились небольшие фрагменты, которые близки тематически, иногда содержат некоторые содержательные повторения, но никак не хотят превращаться в систематически организованный текст. Наверное, оно и к лучшему. Пусть будут такие отдельные заметки. Мне кажется, это полезный материал для дальнейшего обдумывания и обсуждения. Кое-что, наверное, покажется слишком заостренным, я специально не стал сглаживать углы. Чтобы решать проблему ее нужно заострить, иначе мы будем вяло мириться и ждать, когда «само рассосется».

Интеллектуальный туризм по школе

Прежде чем говорить о воскресной школе, я бегло обрисую положение вещей в обычной школе, как оно мне видится. Это необходимо потому, что дети приходят в воскресную школу с уже выработанными моделями поведения и «знанием» того, что значит «учиться». Кроме того, то, что происходит в обычной школе, активно влияет и на взрослых, диктуя им применение тех или иных форм учебной работы.

Большинство учебных предметов в светской школе представлено в виде систематического курса, выстроенного в линейной последовательности. Возьмем для примера курс биологии. Сначала изучают простейших, потом растения, потом грибы, затем беспозвоночных и т.д. Если ты не усвоил нечто про лишайники, то в дальнейшем курсе это нечто тебе практически не понадобится. Системность курса очень мало связана с особенностями детей того или иного возраста. Не думаю, что составители программы по биологии ставили себе вопрос, действительно ли строение амебы проще и интереснее изучать в 11-летнем возрасте, а поведение млекопитающих в 14-летнем.

В науке биологии есть своя логика, она и воспроизведена в школьном учебном курсе. Такой курс я для себя называю интеллектуальным туризмом: посмотрите налево – там вы видите то-то, посмотрите направо, там видна такая-то вещь, а теперь мы направляемся дальше, ибо программа не ждет! Для интеллектуальных занятий такого типа в школе закрепился очень верный термин «проходить». Успешно «пройдя» школьную биологию и имея «5» в аттестате, я, тем не менее, легко путал ворону с галкой, а как выглядит зяблик, я узнал к 35 годам, хотя это одна из самых распространенных наших птиц. Уверен, что многие выпускники школы не могут отличить шиповник от боярышника. А если могут, то это знание – как практически все хорошо закрепленные знания – они получили не в школе, а в дедушкином саду. Одним словом, «пройденное» знание требует в основном хорошей памяти, остается чисто внешним – никак не соотносится с моей настоящей жизнью – и легко уходит со временем.

Таким же образом выстроен и школьный курс истории до 9 класса. В один из уроков седьмого класса вам расскажут о Реформации и Лютере, на следующем уроке спросят, и дальше эти сведения практически нигде не понадобятся. «Этот собор мы уже посмотрели, направляемся к царь-пушке» – вот ощущение, которое, как правило, остается у ребенка в результате школьного курса истории.

На школьных занятиях не ученик задает вопросы и ловит ответы на них, потому что эти вопросы его действительно взволновали, а взрослые все время как будто бы «отвечают» ребенку на не поставленные им вопросы, а потом и сами «спрашивают», чтобы проверить его память и соображение. Вообще «вопрос» в школе совершенно меняет свой смысл. Спрашивают не тогда, когда не знают и интересно узнать – как бывает в нормальной жизни, а когда точно знают верный ответ (учитель) и хотят проверить, знает ли его другой (ученик).

Есть в школе два предмета, которые построены не по «туристическому» принципу. Это русский язык и математика. В этих предметах новый материал существенно опирается на старый. Нельзя пропустить глаголы или квадратные уравнения и спокойно изучать предмет дальше. Курс представляет из себя некоторую цельность, каждая часть которой значима и не может быть выброшена. Вполне разумно, что только по таким предметам проводятся обязательные экзамены. Если в каждой теме ученик снова и снова возвращается к более простым, уже пройденным элементам курса, то тогда он действительно может что-то «усвоить» (сделать своим), а не только «пройти» (впрочем, конечно, и тут он может ничего не усвоить – воля его). Справедливости ради нужно сказать, что некоторые другие школьные курсы, например, химия, также имеют определенные черты цельности – требуют постоянного возвращения к базовым понятиям.

Но даже и к таким более цельным учебным дисциплинам к средней школе у большинства учеников вырабатывается достаточно отчужденное отношение. Школа в очень малой степени удовлетворяет реальную потребность детей в знании – в том личном знании, которое никуда не выветривается с годами. Для большинства детей с 10-11-летнего возраста учение в школе – это чужое, навязанное взрослыми занятие, которое ты, конечно, должен худо-бедно выполнять, но которое к тебе лично не имеет прямого отношения. Практически все лично значимые вещи ребенок узнает помимо школы.

Такова в среднем картина обучения в обычной школе, она является тем основным опытом, с которым ребенок приходит учиться в воскресную школу. Она же является и основой, на которую сознательно или бессознательно ориентируются педагоги воскресной школы.

«Будьте как дети»

Мы привыкли относить эти слова Спасителя к духовным и нравственным качествам детей: доверчивость, чистота, отходчивость и т.д. Мне кажется, что полезно посмотреть и на то, как дети познают. Все родители знают, что маленькие дети требуют читать полюбившуюся сказку множество раз без каких-либо перемен и отступлений. Маленький ребенок не стремится все время к новому, он стремится достаточно глубоко усвоить уже найденное и полюбившееся. Слушая еще и еще раз знакомый текст, он понимает его все лучше и объемнее. Он заново переживает рассказ и находит в нем новые оттенки и смыслы. Наконец, наступает некоторое насыщение, и только тогда ребенок просит почитать что-то новое, и если, оно его заинтересует, то история повторяется. Наблюдая за тем, как мой восьмилетний сын осваивает новые видеофильмы, я вижу ту же картину. Новый полюбившийся фильм смотрится много раз отдельными эпизодами (мы разрешаем смотреть около 30 минут в день), какие-то вещи пропускаются, а какие-то просматриваются каждый день. Затем в течение всего дня идет постоянная «работа» над просмотренным. То он спрашивает значения незнакомых слов, то сам делится некоторыми своими соображениями и оценками поведения героев, то поет выученную наизусть песню из фильма. Иногда фильм «изучается» описанным образом больше месяца, пока, наконец, не сменяется чем-то новым.

Так – неспешно и вдумчиво – маленький человек познает, пока он не попадает в школу, где нужно все время идти вперед, оставляя сзади недопонятое, недожитое, непереваренное, неосвоенное. Несколько лет такой поверхностной познавательной жизни и естественный познавательный интерес начинает гаснуть или, по крайней мере, загорается где-то помимо школы. Это угасание интереса к жизни – огромная проблема современных детей, перекормленных непереваренными, чуждыми им знаниями. Хотим ли мы в воскресной школе добавить им еще такого же плохо переваренного «знания»? Хотим ли мы, чтобы в его распухшей голове, в которой на разных полках как-то поставлены разрозненные химии, физики, москвоведения и географии, еще стояли такие же разрозненные Ветхий Завет или история Церкви?

Школа и Литургия

На постепенном, неспешном углублении в предмет познания построено и православное богослужение. Каждый год мы заново слушаем про Закхея, мытаря и фарисея, блудного сына… Отцы, создавшие наше богослужение, понимали, что человеку нужно все время возвращаться и переживать заново то, что ему как будто давно знакомо. Человек слышит каждый год или каждую неделю эти знакомые тексты и открывает в них нечто новое или, скорее, открывает нечто новое в себе самом. Если мы сравним этот естественный стиль с повторениями и возвращениями с тем линейным «прохождением» Писания или истории Церкви, которое есть в воскресной школе, то мы увидим, что они построены на совершенно разных педагогических основаниях.

Вот на одном их уроков за 6 лет обучения ребенку рассказали о Закхее или патриархе Тихоне, дали на дом письменное задание, на другом уроке спросили и даже в конце семестра провели контрольную. При таком ходе дела можно быть уверенным, что при отсутствии других внешкольных подкреплений (например, чем-то поразившей проповеди или важного разговора с родителями) по выходе из школы, он про Закхея будет знать еще меньше, чем про плоский конденсатор или промышленную революции в Англии.

Что значит «знать»?

Мир сей навязывает нам не какие-то дешевые побрякушки или соблазняет нас очевидными пороками, он ловит нас на самой глубине привычными и малозаметными нам основами нашей культуры. Какая разница между «знать» и «быть информированным»? В чем разница между смыслом глагола «знать» в библейском контексте («мужа своего не знаю») и в контексте современной науки? Какое «знание» мы хотим передавать нашим детям? Знаменитое бэконовское «знание – сила», может быть переведено и как «знание есть власть». Это знание как обладание и повелевание. Такое знание становится тем надменным богатством, с которым трудно попасть в Царствие Небесное. Однако библейское понимание знания другое. Знать что-то – это быть с ним в единстве, соединиться с ним на глубине.

Есть знание о Боге и знание Бога; есть знание о Церкви и знание Церкви. Не может ли поверхностное, «систематическое», неличное, непрожитое знание о Боге уводить от живого Бога? Не становится ли внешнее знание о Боге идолом, то есть тем, что закрывает Бога, мешает к Нему прорваться? Что происходит с ребенком, когда он «изучает» православное богослужение на уроках в воскресной школе, но при этом гуляет во время самого богослужения рядом с храмом, потому что ему на службе скучно?

«Имею нечто сказать тебе…»

В Евангелии рассказывается, что, желая сказать нечто важное, Господь начинает речь так: «Симон, имею нечто сказать тебе» (от Луки 7, 40) . Тем самым Он спрашивает: у меня важный разговор, ты готов к нему? И только получив ответ: «Говори, учитель», – начинает говорить. Спрашиваем ли мы наших детей: я хочу сказать тебе нечто важное, ты сейчас готов к этому, или мы перенесем разговор на другое время? Почти никогда.

И здесь светская школа ведет себя гораздо естественнее. Действительно, о свойствах трапеции или спряжениях глагола можно говорить и без предварительных вопросов, потому как это вещи второстепенные. В конце концов обучение второстепенным вещам можно построить на простом надо: надо чистить зубы, надо учить правила орфографии. Но в воскресной школе мы вроде бы о второстепенных вещах не говорим…

Семейная практика

При обучении школьным предметам справедливо считается, что знание должно проверяться на практике. Недостаточно знать свойства кислот и оснований, нужно еще уметь написать уравнение реакции соляной кислоты и едкого натра и провести соответствующий опыт. Недостаточно понимать в теоретическом плане, какие стилистически слои есть в русском языке, нужно еще уметь грамотно написать текст в заданном стиле.

Сравнивая практическую часть предметов светской школы с воскресной, легко прийти к выводу, что образование в воскресной школе исключительно теоретично. Ученик с легкостью может правильно «ответить», что «блаженны миротворцы, ибо сынами Божьими нарекутся» и тут же на перемене столкнуть малыша с ледяной горки. Он слишком хорошо знает, что эти вещи никак не связаны. Ответы и оценки в школе – сами по себе, а жизнь сама по себе. Это учитель по геометрии может законно требовать применить доказанную теорему при решении задач, а при «духовном» образовании «применение знаний» школа потребовать и проверить не может.

Совсем по-другому бывает при христианском образовании в семье. Те или иные слова Спасителя родители говорят ребенку в ответ на его вопрос или действие. Эти слова относятся лично к нему и прямо побуждают его к перемене понимания и поведения. Родители могут снова и снова «проверить», то есть попросту увидеть в течение совместной жизни, «усвоен ли урок». «Применение знаний» и есть то главное, что может быть сделано в семье. Но при этом невозможна никакая систематичность и общность «прохождения программы».

Если даже при внешнем, интеллектуальном образовании мы стараемся применять «индивидуальный подход», то при духовном образовании всякий неиндивидуальный или, лучше сказать, безличный подход прямо опасен. Ученик в воскресной школе знает, что с чем бы в душе он не пришел в нее: с обидой на лучшую подругу, со страхом, что мама узнает о его последних проделках, с беспокойством о здоровье отца или с желанием расслабиться и «оттянуться» – с чем бы он ни пришел, «урок» пойдет своим чередом. Если сегодня запланировано говорить про царя Давида, то будут говорить про царя Давида. Потому что жизнь моя сама по себе, а уроки сами по себе. И только в семье каждый «урок» может быть настроен на ту реальную жизненную ситуацию, в которой ребенок сейчас находится. Конечно, при таком семейном образовании ребенок о чем-то не услышит вовсе, потому что не будет соответствующего случая, или родители что-то сами не пережили и не могут этого передать своим детям. Ничего страшного: впереди у него еще своя взрослая жизнь и он доберет сам то, что не получил в детстве. Важно только, чтобы то, что он уже получил, стало его собственным личным опытом, а не прошло мимо него, как посторонний шум.

Приведу пример из своего отрочества. Я рос в неверующей среде. У меня был дядя – человек разнообразно образованный. Однажды (мне было лет 13) разговаривая со мной, он к месту рассказал мне Евангельскую историю о женщине, взятой в прелюбодеянии. Думаю, что я кого-то осуждал и процитированные моим дядей слова Христа «кто без греха, пусть первый бросит в нее камень» – совершенно поразили меня. Они были для меня откровением, так как прямо говорили обо мне и о том, что я думаю и чувствую. При этом дядя мой не был верующим, но он был чутким и глубоким человеком, и именно через него я впервые встретился со Спасителем.

Но что происходит с восприятием этих же самых потрясающих Евангельских слов, когда они изучаются по плану на уроке? Что происходит, когда ребенок не готов их услышать, когда у него другие внутренние вопросы и проблемы? Я не знаю. Скорее всего, они просто проходят мимо. Тогда нужно честно сказать, что в таком случае с христианской точки зрения он ничего не «узнаёт». Он просто получает порцию словесной информации, которую нужно загрузить в такой-то отдел памяти, и которая (мы питаем на это слабые надежды) когда-нибудь ему пригодится.

Родительская лень

Есть естественное возражение: не всякие семьи живут церковной жизнью, и дети в них не получают никакого христианского образования. Да, это так. Но поговорим пока о семьях, где родители вполне воцерковлены (таких среди наших учеников, наверное, не меньше половины). Передав своих детей в воскресную школу, родители поступают вполне в духе времени: им кажется, что их родительское дело лучше сделают «профессионалы» (это относится и к нашей семье, потому что наша дочь в воскресную школу исправно ходит). Надеяться на профессионалов – вещь очень удобная. Если считать, что христианское образование детей – это наше родительское дело, то нужно находить время, чтобы читать с ребенком Писание или пересказывать жития, нужно учиться разговаривать об этом, нужно много читать самому, нужно стараться в разных житейских случаях, которые нам посылает Господь, показывать ребенку те или иные положения нашей веры. Одним словом, нужно трудиться. Но если всему этому ее (его) научат в воскресной школе, то можно и не напрягаться. Воцерковленным родителям нужна воскресная школа, потому что мы не хотим трудиться сами.

Тишина

Современные люди, и дети в том числе, все время живут в сильнейшем информационном шуме. Нам некогда побыть с самими собой. Потому мы все так рассеяны на молитве, что мы всё остальное время постоянно чем-то заняты и куда-то спешим, а, встав на молитву, не можем никак отыскать самих себя. Наши дети тоже живут в таком же тяжелом ритме. Уже с 7 класса у них по 7 уроков, потом домашние задания, потом музыка, потом какой-нибудь спорт и т.д. и т.д. Им совершенно некогда встретиться с собой и узнать самого себя, они все время заняты какими-то внешними, пусть очень хорошими и культурно значимыми делами.

Нам всем не хватает внутренней тишины. И в воскресной школе ее тоже нет. И здесь ребенка информируют, спрашивают, задают задания. А на переменах дети еще успевают поиграть в телефон – то есть опять-таки отвлечься. Даже вышивать в тишине, углубляясь в себя (в лучшем случае – молясь), нашим детям трудно. Им проще вышивать и слушать, как тетя Лариса читает что-нибудь интересное. Нам нужно самим учиться тишине и учить ей детей, но мы хотим их обучать «знанию».

Духовная опасность духовного образования

Светская школа при всех своих очевидных минусах – рутине, перегрузках, малой эффективности и т.д., тем не менее, в своей программной части духовно безопасна. Светская школа честно говорит, что учит внешнему знанию, что до вопросов веры, мировоззрения и даже нравственности ей дела нет – это личное дело каждого. С ученика требуется приличное поведение, но и не более. Как бы ни была сера и тяжела светская школа, «сокровенный сердца человек» остается в ней мало затронутым. Я могу списать навязанную мне взрослыми и нелюбимую химию и внутренне оставаться честным человеком. Но что происходит, когда я списываю (пусть из собственной тетрадки под партой) ответ на вопрос по Евангелию? По-моему что-то ужасное.

Опыт духовных школ ХIХ века говорит нам, что в них может быть большой духовный соблазн. Многие атеисты и революционеры – выпускники или учащиеся семинарий (например, Чернышевский и Добролюбов – оба сыновья священников). От скуки и формализма «духовного» образования они ушли в революцию, потому что там им виделась мечта, подвиг и любовь к меньшой братии. И я также боюсь, что наши дети, «пройдя» воскресную школу, тоже вынесут из нее чувство, что здесь все как везде – главное соблюсти приличную форму. И уйдут «на страну далече».

Что делать?

Это нужно обсуждать всем миром.

Я думаю, что детей из воцерковленных семей обучать всему, чему могут их обучить верующие родители, не нужно и даже вредно (вероятно, это слишком радикальный взгляд). Обучать можно самих родителей, включая и педагогические вещи. Для детей же остаются: церковнославянский язык, хор, вышивание, выжигание и другая работа с реальным результатом – надо сказать, что это наши дети больше всего в воскресной школе и ценят. Не считая, конечно, чаепитий.

Что делать с детьми из других семей, это отдельный вопрос. Но и здесь мне кажется, что нужно начинать не с уроков, а с походов, совместных практических дел, одним словом, с жизни, а не с разговоров о ней. Но, к сожалению, именно на совместную жизнь у нас почему-то нет ни сил, ни времени. Остается надеяться, что при правильной перемене ума наше бессилие будет восполнено Божьей помощью.

Дмитрий Шноль

Источник: Милосердие.Ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *