Ворота врата

Устройство храма

О храме можно говорить очень много и долго, но мы сосредоточимся только
на той информации, которая может быть полезна вам практически.
Весь храм разделяется на 3 части. Самая «важная» часть храма, где
совершаются священнодействия – алтарь. Вход туда разрешен только
посвященным лицам – священнослужителям (т.е. лицам, имеющим священный
сан: диаконам, священникам и епископам) и церковнослужителям. Женщинам
(за исключением монахинь, имеющих особое благословение) вход в алтарь
строго воспрещен (не станем отвлекаться, и объяснять почему). Иногда
находятся люди, которые по незнанию пытаются проникнуть в алтарь, чтобы
поговорить со священником.
Делать этого не стоит, так как это обязательно будет чревато
неприятными последствиями: всегда найдется сотрудник храма или
постоянный прихожанин, который сориентируется мгновенно и преградит путь
незваному гостю. Делается это не всегда в вежливой форме, потому что
это тот случай, когда нужно действовать быстро, ведь никто не знает,
какие намерения у такого визитера. Особенно это актуально в наше очень,
очень неспокойное время (я имею в виду угрозу терроризма).
Средняя часть храма предназначена для молящихся. По древней
традиции, молящиеся мужского пола стоят на правой половине, а женщины –
на левой. В наше время это правило строго не соблюдается, но в некоторых
храмах, а также в монастырях стараются следить за соблюдением такого
порядка. Это не значит, что нельзя заходить на «чужую» половину. Можно
зайти, например, чтобы поставить свечу, приложиться к иконам.
Притвор в современной храмовой архитектуре не несет никакой
смысловой нагрузки и играет, в то время как в древности притвор имел
значительные размеры (сравнимые со средней частью храма) и
предназначался для кающихся, некоторым из которых вход в храм был
запрещен, а также для готовящихся ко крещению – оглашенных, которые
должны были покидать храм в определенные моменты службы. Помимо этого в
притворе совершались некоторые богослужебные действия.
Теперь скажем несколько слов о самых важных предметах, которые
находятся в этих частях храма, и объясним их значение. Для краткости не
станем углубляться в символику, а сосредоточимся, главным образом, на
практическом значении того, о чем пойдет речь. И в первую очередь,
конечно, поговорим о предметах самой важной части храма – алтаря.

Престол. Если алтарь самая главная часть храма, то Престол –
самая важная часть алтаря. Он находится в центре алтаря, сразу за
Царскими Вратами; когда они открыты, Престол хорошо виден из храма. На
Престоле совершается самое важное из всех таинств Церкви – таинство
Евхаристии (причащения). Именно здесь постоянно пребывает Христос в
своих Святых Тайнах. Также на Престоле в красивом металлическом окладе
лежит богослужебное Евангелие. Прикасаться к Престолу могут только
священнослужители. Во время совершения богослужения они стоят перед ним и
по бокам от него.

Семисвечник. Сразу за Престолом стоит большой подсвечник на 7
лампад – семисвечник. Его размеры настолько значительны, что его можно
хорошо разглядеть из храма. Иногда, если алтарь совсем маленький,
используется специальный напрестольный семисвечник.

Горнее место. За Престолом и семисвечником находится горнее
место. Горнее – значит находящееся на высоте. Это следует понимать как в
буквальном смысле – это самая передняя точка храма, так и в духовном –
Горнее место символизирует небо. На Горнем месте диакон или священник
произносит прокимны (особые краткие стихи из Священного Писания) и
некоторые другие богослужебные возгласы.

Жертвенник. В левой части алтаря находится специальный стол –
жертвенник. Он значительно меньше Престола. На нем готовят вещество для
совершения таинства Евхаристии – хлеб и вино, поэтому, как правило, к
нему, как и к Престолу могут прикасаться только священнослужители.
Обычно из храма жертвенник не виден.

Иконостас. Без сомнения иконостас – самая объемная и заметная
часть храма. Иконостас – это то, что отделяет алтарь от основной части
храма, алтарная перегородка. На ней помещаются иконы, состав которых
четко регламентирован, и расположены они в строго определенном порядке.
На иконостасе помещаются иконы Христа, Божией Матери, апостолов,
пророков, двунадесятых праздников (это самые главные праздники
Православной Церкви; в 3-й главе о них рассказано подробно), а также
того святого или праздника, которому посвящен храм. Обычно иконостас
богато украшен, поэтому часто это еще и самая красивая часть храма.

Царские врата. Царские врата находятся в самом центре
иконостаса, сразу за ними в алтаре и располагается Престол. Называются
они Царскими потому, что через них выносятся для причащения верующих
Святые Дары, т.е. через них видимым образом проходит сам Царь Славы –
Христос. Царские врата открываются только во время богослужения и только
в определенные его моменты. Входить в них могут только
священнослужители, да и то, только для выполнения священнодействий,
предусмотренных чином богослужения.

Южные и северные (диаконские) врата. Так называются боковые
врата, ведущие из храма в алтарь. Почему южные и северные? Православные
храмы всегда строятся алтарем на восток, поэтому врата справа от Царских
называются южными, а слева – северными, называть же их просто правыми и
левыми не принято. Эти врата служат для прохода священнослужителей и
церковнослужителей в алтарь; обычно их называют диаконскими. Иногда в
храмах, кроме основного, центрального Престола, находятся один или два
(чаще – два) боковых, находящихся в одном алтаре. В этом случае перед
каждым из Престолов будут свои Царские врата. Они называются Царскими
вратами северного и южного приделов, и их не стоит путать с северными и
южными диаконскими вратами. Царские врата всегда двухстворчатые,
диаконские – одностворчатые.

Солея. Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое
возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и
церковнослужители во время определенных моментов службы. Заходить на
солею прихожанам не разрешается. Иногда она даже отгораживается низкой
перегородкой.

Амвон. На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой
выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное
Писание, произносятся проповеди. Как и на солею, на амвон не заходят
миряне.

Клиросы. На клиросе поет хор. Обычно клиров два и расположены
они с левой правой и левой сторон храма. Место расположения клиросов
четко не регламентировано. Они могут располагаться даже на солее. Иногда
для клиросов пристраивают специальный балкон внутри храма.

Хоругви. У правой и левой стен храма, перед солеей обычно
стоят хоругви – особые церковные знамена, на которых изображаются иконы
воскресения Христова (знамя победы Христовой над смертью) и некоторые
другие. Хоругви носятся на Крестный ход.

Центральный аналой. В самом центре храма стоит специальная
подставка для иконы – аналой. Обычно на центральном аналое лежит икона
праздника или святого, память которого совершается. За аналоем находится
большой подсвечник, где можно поставить икону «празднику». В других
местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы. Также
аналои используются в качестве подставки для богослужебных книг.

Канон и Голгофа. В средней части храма, или ближе к входу, с
левой стороны, располагается большое изображение распятия (Голгофа) и
особый квадратный свечной стол (канон) за которым совершаются
заупокойные богослужения: литии, панихиды, отпевания. В этом месте (и
только здесь) можно поставить свечу за упокой.

Подсвечники. В любом храме есть множество подсвечников; на любом из них можно поставить свечу за здравие, а на каноне – за упокой.

Ст. преподаватель Православного Свято-Тихоновского
Гуманитарного Университета.
Венцель Олег Вадимович.

Умирает Путин и оказывается у ворот Рая, где его встречает апостол Петр со сл…

Умирает Путин и оказывается у ворот Рая, где его встречает апостол Петр со словами:
— Добро пожаловать в рай, господин президент. Только, к сожалению, прежде чем вас здесь поселить, должен вам сказать, что нужно решить одну небольшую проблемку. Видите ли, это большая редкость, чтобы политик такого высокого ранга попал в рай, и мы, по правде говоря, даже не знаем, что с вами делать. Поэтому мы решили, что один день вы проведете в аду и один в раю, чтобы вы сами могли свободно решить, где проводить свою вечность.
Затем апостол провожает вновь прибывшего к лифту, на котором бывший президент спускается в ад. Открываются двери лифта, Путин выходит и видит вокруг себя ярко-зеленое поле для гольфа. Вдали он замечает роскошный клуб. К нему навстречу бегут его друзья-политики, с которыми он когда-то работал, радостно обнимают его, вспоминая старые добрые времена, когда они все вместе богатели за счет русского народа. Они играют партию в гольф, а потом вместе идут в клуб на ужин с черной икрой, омарами и прочими вкусностями. С ними ужинал и сам Сатана, который в реальности оказался человеком очень симпатичным, любезным и веселым. Путин так весело провел время, что даже не заметил, что уже пришло время уходить. Все подходят к нему, горячо жмут ему руки. Путин был очень тронут, и ему стало грустно. Но вот, двери лифта закрываются, и он вновь поднимает Путина к вратам рая, где его встречает апостол Петр. Следующие 24 часа Путин проводит время так: перепрыгивает с облака на облако, играет на арфе, молится и поет. День долгий и нудный, но наконец он заканчивается. Появляется апостол Петр и спрашивает:
— Господин президент, вы провели один день в аду и один в раю, теперь вы можете по-демократически решить, где провести остаток вечности.
Путин немного подумал, почесал лысину и говорит:
— Ну, что я могу сказать, рай – это, конечно, очень красивое место, но кажется, мне больше понравилось в аду.
Апостол Петр, пожав плечами, вновь провожает его к лифту. Когда лифт спустился и двери открылись, Путин увидел… огромную пустыню, всю заваленную мусором, а все его друзья, одетые в рабочие комбинезоны, собирали этот мусор и паковали его в черные пластиковые пакеты. К нему подходит Сатана и обнимает его одной рукой за шею в знак приветствия.
— Я не понимаю, — лепечет Путин, — позвольте, вчера здесь было поле для гольфа и клуб, где у нас был ужин с черной икрой и омарами, и вообще, мы вчера здесь так здорово оттянулись… А сейчас тут только эта пустыня, заваленная мусором, а мои друзья кажутся последними неудачниками…
Сатана смотрит на него, улыбается и говорит:
— Друг мой, вчера у нас была предвыборная кампания. А сегодня ты за нас уже проголосовал…

Царские врата: почему они так называются?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

В центре местного — самого нижнего — ряда иконостаса находятся Царские врата. Символически они являют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.
В Византии Царскими вратами назывались центральные двери храма. После литургического возгласа священника «Двери! Двери!» служители закрывали вход в храм и на Евхаристическом каноне присутствовали только «верные», т. е. крещеные. Позднéе значение и наименование Царских врат перенеслось на центральные двери алтаря, расположенные прямо напротив Престола. Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определенные моменты богослужения. А во время Светлой (Пасхальной) седмицы Царские врата не затворяются целую неделю.
Традиционно на двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения, как символ того, что через Боговоплощение двери Рая, запертые после грехопадения человека, вновь стали для всех открытыми.
Также на Царских вратах размещают образы четырех евангелистов, в знак того, что с Радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери спасения.
В Византии, а позднее в Древней Руси существовала практика помещать на Царских вратах ростовые изображения ветхозаветного пророка Моисея, устроившего Скинию для совершения жертвоприношения, и первого священника Иерусалимского храма Аарона в богослужебных одеждах, а также фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов Божественной литургии.
Ярким образом Небесного града Иерусалима были русские Царские врата второй половины XVI–XVII веков. Блеск позолоты, разноцветных эмалей, слюдяных пластинок и драгоценных камней напоминали о красоте Божественного града, описанного апостолом Иоанном Богословом в книге Откровение (Апокалипсис).

О том, как создают иконостас в храмах, читайте в материалах:

Один день в мастерской «Палехский иконостас»

Каким должен быть иконостас в храме?

Отвечает Николай ЧЕРНЫШЕВ, временно исполняющий обязанности настоятеля храма святителя Николая в Кленниках (Москва), иконописец, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ:
Благая весть – одно из важнейших событий Нового Завета. Божий вестник Архангел Гавриил извещает Деву Марию, что у нее родится от Духа Святаго Тот, Кто станет Спасителем всего мира – Богочеловек Иисус Христос. Можно сказать, что все содержание Нового Завета – раскрытие, развитее, следствие этого события, его результат. И Рождество Христово, и Сретение – встреча человека и Бога, и проповеди Спасителя о Царствии Небесном и пути к нему, и Его Преображение, да и вся Его земная жизнь, страдания и Kрестная смерть за грехи наши и всего мира, Воскресение, Вознесение и Пятидесятница – сошествие Святого Духа на Церковь, все эти священные события в целом – благая и спасительная весть, Благовещение. И Евангелие с древнегреческого переводится как Благая весть.

Царские врата. 1425–1427 гг. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.

Икона в Православной Церкви – точное соответствие изображения Слову Божию, его явление для нас в образах и красках. Этому же служит весь образный строй храма – внешний облик, интерьер со всеми иконами, настенными росписями и, конечно, иконостасом.
Иконостас занимает центральное место в образном строе храма, это средоточие его красоты, богословского и духовного смысла. Алтарные преграды, иконостасы могут иметь различную стилистику, быть более или менее подробно разработаны, но всегда их центральной частью, осью, стержнем являются Царские врата. Как и все в храме, Царские врата имеют не только функциональное, но и символическое значение. Обликом своим они призваны выявлять то, чему функционально служат во время богослужения, особенно во время Всенощного бдения и Божественной литургии. Неудивительно, что Благовещение и евангелисты, Благовещение и святители, составившие тексты Божественной литургии (свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст) или просто Благовещение во весь рост Царских врат – самые распространенные и устойчивые сюжеты их росписи. Это не просто одна из частных икон в интерьере храма, которой может и не быть в нем. Нет, здесь мы видим поистине «спасения нашего главизну», как поется в тропаре праздника, то, благодаря чему совершаются и остальные священные события Нового Завета. Это не статичная икона на стене храма или даже в иконостасе, но явленное действие, движение с обеих сторон — небесной и земной. Действие, которое поистине открывает, отверзает для нас врата в иной мир, в царство Отца и Сына и Святаго Духа.

Царские врата с изображением Благовещения.
Монастырь св Екатерины, Синай. 13 в.

И обликом своим, и расположением именно на открывающихся створках Царских врат, тех врат, которые отверзаются в наиболее значимые моменты богослужения, образ Благовещения призван являть нам и само существование иного мира, горнего, Божьего мира, и отверзание его по воле и милости Божией для нас, для тех, кто жаждет его стяжать, и снисхождение через них на нас, грешных, благодати Божией. Благодати Святаго Духа, которая изливается на человеческий род, начиная с Пречистой Девы, с момента, который мы видим на иконе Благовещения и слышим Евангельский глас: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя» (Лк., 1, 35) и Ее кроткий ответ: «Се Раба Господня, буди ми по глаголу твоему» (Лк, 1, 38).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *