Военный журналист

Песенка военных корреспондентов


Песенка военных корреспондентов
Музыка – М. Блантер
Слова – К. Симонов
Исполнение – Б. Пахомов
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь, —
Так давай по маленькой хлебнем!
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем!
Выпить есть нам повод
За военный провод,
За «У-2», за «эмку», за успех;
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
— С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год!
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали,
Репортер погибнет — не беда.
Но на «эмке» драной
И с одним наганом
Мы первыми въезжали в города.
Жив ты или помер —
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был фитиль всем прочим,
А на остальное — наплевать!
Помянуть нам в пору
Мертвых репортёров.
Стал могилой Киев им и Крым.
Хоть они порою
Были и герои,
Не поставят памятников им.
Так выпьем за Победу,
За свою газету.
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой!

Военный корреспондент (мини–сериал)

Американский репортер Мэт Маккью настолько любит правду, что хочет рассказать о ней всему миру, для чего отправляется в Украину освещать события пост-крымского периода. Совершенно ангажированное зрелище, которое телеканал НТВ показал еще в середине декабря 2014 года, затмил лишь другой их «хит» под названием «Русский характер». В лучших традициях агитпрома авторы сего, так сказать, условного фильма маскируют свою версию событий под художественное кино. Да, персонажи вымышлены, но вот хронологию событий создатели не забывают, для чего на экране есть специальные маркеры – дескать, такое-то число, такая-то территория, вот вам одесский дом профсоюзов, вот вам лагерь беженцев, а вот Луганск… И ведь ни для кого не секрет, что главный герой — это копия так популярного на российских новостных каналах британского стрингера Грэма Филлипса, работающего для канала Russia Today. Отважный репортер показывает «коктейли Молотова», заводит роман с девушкой, которая закидывала этими самыми горючими смесями «мирных протестующих», потом отправляется к донбасско-российским «ополченцам» и даже побывает среди «карателей», где возьмет интервью у комбата Яростного (ну, тут понятно, что имеется в виду лидер Правого Сектора – Дмитрий Ярош). Телевизионный формат, конечно, не дает развернуться режиссеру на полную катушку в съемках этой наспех склепанной агитки, но все равно диву даешься, что для такой полуторачасовой ерунды есть и локации и реквизит, когда многие хорошие кинопроекты задыхаются в нехватке финансирования. Хотя здесь создателям не надо было париться со сценарием и раскадровкой – все и так было под рукой, достаточно было проштудировать выпуски российских новостей за указанный период и – вуаля! Очень порадовал выбор локаций, особенно условный Луганск, куда, ясное дело, никто не ездил, а пейзажи очень дивно похожи на крымские (но тут могу ошибаться, вопрос о месте съемок детально изучать не пришлось). Дежурный набор страшилок об ужасах войны, открытый антиамериканский подход (а чтобы не обвинили в шовинизме – герой американец), ходульный сценарий с множеством сюжетных дыр и посредственная актерская игра – таков коктейль «правды» сквозь призму кино. Но самое умилительное во всем этом – незамысловатый условный хэппи-энд и неприкрытое ханжество главного героя, когда целый фильм зрителю вдалбливается месседж «народ должен знать правду», а под конец ванильный закат и голливудская улыбка главного персонажа, что его ролик набрал энное количество лайков на ютубе и уже абсолютно все равно кто и где погибает, ведь можно почивать на лаврах, наслаждаясь закатом. Нечаянно авторы фильма смогли внести и элемент черного юмора в свою картину – сцена, где незадачливых российских журналистов разрывает в клочья бомба, на удивление выглядит комично, словно это эпизод, скажем, из «Людей в черном», где смерть пришельцев никоим образом не сказывается на эмоциональном состоянии смотрящего, а у некоторых вызывает невольную улыбку. Хотя рекламный слоган фильма с синопсисом уже сам по себе настраивает на то, что пришло время «замечательных историй» — «Он всего лишь пытался узнать и рассказать правду об этой войне, но Вашингтон обвинил его в предательстве, Киев объявил шпионом, а украинские военные приговорили к смерти…». По итогу – если вы были в коме и пропустили все выпуски российских новостей, вместо скучных дикторов и сводок с передовой для вас склепали вот такое «кино». 1 из 10

Фотокорреспонденты Великой Отечественной войны

Фотокорреспонденты Великой Отечественной войны

Фотокорреспонденты

Великой Отечественной войны

(, , )

Великая Отечественная. Мы, потомки того военного поколения, видим ее глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. За четыре года войны ими сделано сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки. Полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке.

Документальные кадры кино — и фотохроники бесстрастно повествуют об ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижениях целых фронтов, партизанских вылазках и обыкновенном героизме военных и тыловых будней, и наконец, освобождении страны и затем Европы.

Две документальных ленты советских кинооператоров – о разрушенных в годы войны исторических памятниках и массовых убийствах военопленных и мирного населения — стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. Отпечатанные на страницах центральных, фронтовых, армейских газет, фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами.

Уже на второй-третий день после объявления войны корреспонденты были на фронте. Издали войну не снимешь. Поэтому корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания.

В период Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. На войне не отменялись законы профессионального мастерства. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала.

Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры – ради крупных планов сражений. Они сутками просиживали на крышах московских домов, стремясь запечатлеть как срабатывает противовоздушная оборона во время бомбежек столицы.

Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского оружия — разгрома немецких сил под Москвой в конце 1941 — начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры отогревали под полушубками.

Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года.

Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было заминированное поле. У операторов не было длиннофокусной оптики. Для начала съемки им приходилось ждать пока вражеские танки приблизятся к окопам. От них требовалась максимальная оперативность не только в съемке, но и в присылке материала, четкость сопровождающих материал монтажных листах

Десятки тысяч лиц запечатлела кино — и фотолетопись войны. На ней навечно живыми остались люди, не уцелевшие в этой войне.

На сайте Союза журналистов Москвы так описывается работа военных журналистов: «Фронтовые операторы не стреляли и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка». Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит».

Советские фотожурналисты и кинооператоры у здания Рейхстага.

Слева направо, первый ряд: Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг;

второй ряд: С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен;

третий ряд: А. Архипов, М. Редькин, Н. Фиников.

Фотограф возил с собой в вещмешке два проявочных бачка и две бутылки с растворами. Посмотрите на фотографию 1943 года, где на фоне „эмки“ и деревенских кур Устинов творит очередной фронтовой фоторепортаж.

ЕВГЕНИЙ АНАНЬЕВИЧ ХАЛДЕЙ

Фотограф войны

У Второй мировой войны был собственный, яркий символ в фотографии – это снимки Евгения Ананьевича Халдея, который прошел со своей камерой всю войну от Москвы до Берлина. Он сумел запечатлеть на своих снимках эту страшную эпоху от объявления о нападении Германии на Советский Союз до Нюрнбергского процесса.

Фотограф на Нюрнбергском процессе недалеко от Геринга

Евгений Ананьевич Халдей (23 марта 1917 – 6 октября 1997) родился на Украине в Донецке в самый разгар Гражданской войны.

С началом Великой Отечественной войны Евгений Халдей отправился прямо на фронт в группе военных корреспондентов. Сначала он попал на Северный флот, но впоследствии участвовал и в штурме Новороссийска, Керчи и в освобождении Севастополя. Вместе с советскими войсками он вошел в Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию и Германию, постоянно обновляя военную фотохронику с помощью своей камеры Leica. Все 1418 дней войны от Мурманска до продолжал снимать.

На его снимках запечатлено поражение японцев на Дальнем Востоке, Парижское совещание министров иностранных дел и подписание акта капитуляции Германии. Именно он на поверженном Рейхстаге в Берлине снял Знамя Победы, ставшее символом победы советского народа в Великой Отечественной войне.

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича.

Одной из самых знаменитых фотографий Евгения Халдея является фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года. Приехав в Москву буквально накануне для съемок юбилея Лермонтова в Тарханах, он заметил, что люди на улице начали собираться у репродуктора.

Сразу же выскочив на улицу с фотоаппаратом, Халдей сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: собравшиеся у репродуктора люди с напряженными лицами слушают обращение Молотова о том, что началась война.

«Первый день войны», 1941

Во многих газетах мира была опубликована и другая его знаменитая фотография – это снимок ефрейтора 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона Марии Шальневой, которая регулировала движение военной техники неподалеку от Рейхстага в Берлине.

«Регулировщица Мария Шальнева»

«Знамя над Рейхстагом»

Одна из постановочных фотографий Халдея с красным знаменем на крыше Рейхстага, ошибочно принимаемая за водружение Знамени Победы Дата съемки: 02.05.1945.

Подготовка к этому легендарному снимку началась еще в Москве, куда Евгений Халдей приехал незадолго до съемки для того, чтобы подготовить тот самый флаг со звездой, серпом и молотом. Он прилетел в Берлин 2 мая 1945 года. По пути к наткнулся на нескольких бойцов, и попросил их помочь забраться на крышу для того, чтобы водрузить флаг. Поднявшись по перекореженным лестницам, они на чердаке уже захваченного здания нашли древко для знамени. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалев, которому помогали старшина разведроты Абдулхаким Исмаилов и минчанин Леонид Горычев. Пока бойцы прилаживали победное знамя, Евгений Халдей сумел найти наиболее выгодный ракурс и, в результате, отснял две кассеты. Вскоре легендарная фотография «Знамя над Рейхстагом» была опубликована во всех центральных газетах страны и в зарубежных печатных изданиях, став настоящим символом Победы.

Фотокорреспондент ТАСС Евгений Ананьевич Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот.

На заднем плане ИС-2 из состава 7-й гвардейской танковой бригады — один из трёх (№№414, 432, 434 «Боевая подруга») самых знаменитых советских танков в поверженном Берлине.

МАКС ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬПЕРТ

Один из родоначальников отечественной серийной репортажной фотографии

(18 марта 1899, Симферополь — 30 ноября 1980, Москва) – известный советский фотограф и фоторепортёр..

Макс Альперт (справа) с советскими военными в Праге

Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от начала до конца, сумев побывать в освобожденной Праге и разрушенном Берлине. Ему также посчастливилось снимать знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

Профессиональное мастерство, накопленное Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная война. Будучи корреспондентом ТАСС и «Совинформбюро», Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.

Советский танк КВ-1, расстрелявший немецкую танковую колонну

Советские солдаты отдыхают во время передышки между боями

Авторское название фотографии — «Затишье на переднем крае»

Знаменитый снимок «По дорогам войны» (известный также как «Возвращение из неволи».

Колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев – впереди выделяется женщина с двумя детьми – теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ.

И ощущение человеского горя многократно усиливается благодаря найденной фотографом «точке зрения», военная обыденность разрастается до символа четырехлетних страданий всего советского народа.

Снимок под названием «Комбат» стал одним из самых известных во всей фотолетописи Второй мировой. Как справедливо писали критики, если бы Альперт снял только «Комбата», то и тогда его имя навсегда осталось бы в истории советской документальной фотографии.

Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок. Фотография названа «Комбат» (то есть «командир батальона») автором фотографии по ошибке. Макс Альперт успел сделать пару снимков командира, поднявшего солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены, и не стал записывать имя человека, которого он сфотографировал. Позже, проявляя пленку, он увидел, что кадр получился превосходным. М. Альперт вспомнил, как слышал в том бою, что по рядам передали «Комбата убили» и решил, что он сфотографировал именно командира батальона. Только после того, как фотография получила мировую известность под названием «Комбат», была установлена личность героя на снимке: Алексей Гордеевич Еременко, 1906 года рождения.

Фото было сделано 12 июля 1942 года около села Хорошее (Славяносербский район Луганской области) между реками Лугань и Лозовая на участке, где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника.

Парад победы 24 июня 1945 года

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ УСТИНОВ
Военный фотокорреспондент газеты «Правда»

Александр Васильевич Устинов (1909, Москва — 1995) фотографировал военную Москву, бои на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах. Снимал действия партизанских соединений в тылу врага, встречу советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 года. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями.

В годы войны редкий номер „Правды“ выходил без снимков и репортажей Александра Устинова. Его фронтовая биография, начавшаяся репортажем из Октябрьского райвоенкомата Москвы 23 июня 1941 года, продолжилась командировками на все фронты, где шли главные сражения войны, а закончилась снимками встречи с союзниками на Эльбе в апреле 1945 года и Дня Победы на Красной площади в Москве.

«Поезда идут на фронт.» Пляшет красноармеец Кочетков, 25 июня 1941 г.

Самолет Юнкерс Ю-88 был сбит 25 июля 1941 г. летчиками 3-го истребительного авиакорпуса около Истры и совершил вынужденную посадку на поляну. Через пять дней его установили на площади Свердлова (ныне Театральная площадь) в Москве.

«Расчет советского звукоулавливателя ЗТ-5 за работой». Такие установки использовались для заблаговременного обнаружения по звуку работающих двигателей быстролетящих самолетов противника в любое время суток и при любой погоде. Солдаты левее, к шлемам которых присоединены кабели от раструбов — слухачи, слушающие сигналы с раструбов.

«С парада — на фронт»

Красная площадь. Военный парад. 7 ноября 1941

Москва пела: «Мы запомним суровую осень…» и провожала земляков и сибиряков на бой, который действительно был смертным.

Вспоминает фотограф . «Наверно, мало кто думал, что 7 ноября 1941 года на Красной площади, откуда до фронта было рукой подать, состоится традиционный военный парад. Но он состоялся. Парад был необычным и продолжался недолго: 68 минут.

Стало светлее. Снегопад прекратился. После парада мы направились на станцию метро «Охотный ряд» и доехали до «Белорусской». Мне очень захотелось курить, и я быстро поднялся по эскалатору и вбежал на мост. Вижу: танки, которые только что участвовали в параде, полным ходом идут по улице Горького на фронт. И чувствовалась в этом походном марше неукротимая сила — настолько решительным и грозным было их движение на запад.

Сразу же вспомнилась другая картина, свидетелем которой я был несколькими днями ранее на Пушкинской площади. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину стоял тогда на Тверском бульваре (напротив того места, где стоит сейчас). По улице Горького, тоже в сторону Ленинградского шоссе, двигалась колонна войск. Когда она поравнялась с памятником, командир остановил колонну, скомандовал бойцам повернуться налево и снять шапки. И тут на глазах прохожих произошло нечто удивительное: повинуясь какому-то внутреннему чувству, все воины, как один, поклонились великому поэту и гражданину России.

Последовала команда: «Направо!», и колонна воинов продолжила путь на фронт, находившийся от Москвы всего в тридцати километрах.

АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАРАНИН

Один из сильнейших фронтовых корреспондентов
Великой Отечественной войны

Анатолий Сергеевич Гаранин (1912 – 1990) в годы Великой Отечественной войны – корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных фронтах.

Снимки его хоть немного приоткрывают не бравую и парадную, а рутинную и скромную сторону войны. Фронт на них – это просто будни, тяжелая смертельная работа. Про них не повернется язык сказать «создан величественный образ…» Нет, Гаранин снимал фотодокумент. Он делал снимки на передовой, и это все знали.

Классический фотодокумент войны

Речь о кадре, снятом на бегу, под обстрелом, в атаке на каком-то участке Крымского фронта, в 1942-м. Снимок этот «Смерть солдата». Вот он еще бежит, а уже убит… Или смертельно ранен. Удар пули или осколка развернул его. Может, как раз осколок от того взрыва, что взметнулся черным дымом впереди…

Говорят, Гаранину высокие начальники как-то бросили в упрек: «Что это у Вас все солдаты, идущие в атаку, сняты со спины?» — «Так ведь я же не из немецких окопов снимал», — ответил репортер.

«Атака». 1942 г.

Идут в атаку. Одного уже подстрелили. Может, ты следующий. Значит, судьба.

«Профессор Московской консерватории Пётр Павлович Ильченко играет для солдат Южного фронта», 1942 год

Празднование победы на Красной площади в Москве. Фейерверки, артиллерийский салют и иллюминация 9 мая 1945 года.

Когда видишь массу снимков, сделанных репортером во время атаки, удивляешься не столько храбрости Гаранина, сколько чудовищному везению репортера. Воевавшие говорят, что редко кто ходил в атаку больше одного-двух раз. Убивало. Либо ранило. А у Гаранина только на сохранившихся снимках атака за атакой. Меняются времена года, меняются рода войск, а солдаты бегут, стреляют, падают… А репортер защищен коробочкой своей «Лейки». Однажды в «Лейку» жахнул осколок. Вмятина осталась. А не будь этой коробочки…

Потрясающие военные снимки того времени делались совершенно по-разному – кто-то из фотокорреспондентов воздействовал на эмоции зрителей, кто-то не гнушался пользоваться инсценировками, другие же работали в агитаторских целях и их фотоработы получали плакатное звучание. Как бы то ни было, все эти снимки, сделанные военными фотокорреспондентами в кровавой суматохе боевых событий, получались по-настоящему проникновенными и незабываемыми.

Всех военных фотокорреспондентов, внесших свой вклад в документальное отражение событий Второй мировой войны, и не перечислить. Многие из них участвовали в боях наравне с солдатами. Согласно различным данным, несколько сотен кино — и фотокорреспондентов погибли в ходе Второй Мировой войны во время боевых действий, делая свою работу прямо под огнем противника.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *