Власть бога

Апостол Павел о власти

проф. А.С. Десницкий

Все прекрасно знают, что говорил апостол Павел об отношении к государственной власти (тогда совершенно языческой): в 13-й главе Послания к Римлянам он декларирует принцип полной и безусловной лояльности. «Всякая душа да подчиняется существующим властям. Не бывает власти, кроме как от Бога (οὐ γὰρ ἔστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ θεοῦ): существующие власти Богом установлены, и кто противится власти, тот против установленного Богом порядка, а таковые навлекают на себя осуждение. Начальники (ἄρκοντες) страшны тем, кто творит не добрые, а дурные дела. Хочешь не страшиться власти? Твори добро, и получишь от нее похвалу, ведь она — служитель Бога слуга (θεοῦ γὰρ διάκονός ἐστιν) тебе на благо. А если творишь зло — бойся, не зря она как служитель Бога носит меч и карает тех, кто творит зло. Так что ей необходимо подчиняться, и не только из страха кары, но и по совести. Потому вы и подати платите, что те, кто этим заняты, содействуют Богу (λειτουρ γοὶ θεοῦ εἰσιν) (Рим. 13:1-6, перевод мой).

Но тут речь идет не о власти как структуре или принципе (это скорее передавалось бы словом ἀρχή), а ἐξουσία — по сути, полномочие что-то совершать, и оно не то чтобы «исходит от Бога», оно, по сути, Богом дано: предлог шгб с родительным падежом указывает на имя деятеля при пассивной конструкции. Перед нами не столько апология власти как таковой, сколько богословское утверждение: если кому-то даны некие полномочия и возможности, то они даны Богом, и ответственность человек несет прежде всего перед Ним.

Далее в тексте упомянуты и начальники (ἄρχοντες) как Божьи служители — В НЗ греч. λειτουργός практически всегда употребляется в сакральном контексте (ср. Рим. 15:16), в смысле служения Богу. Возможно, в свете сказанного выше, Павел имеет в виду, что земные власти, пусть даже неосознанно, служат орудиями в руках Бога. При этом пресловутая «власть» может выступать и как потенциальная угроза, ведь в том же Послании мы читаем: «Я убежден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства (ἀργαί), ни настоящее, ни будущее, и никакие силы в выси или в глуби, и ничто другое из сотворенного не сможет нас разлучить с любовью Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39). Но если не могут — значит пытаются. Экзегеты спорят, имеются ли тут в виду некие духовные силы или земные инстанции, а может быть, и то и другое, но в любом случае от абсолютизации власти как таковой этот пассаж очень далек.

А в целом в 13-й главе Римлянам перед нами некая идеальная картинка с практическим нравственным выводом: порядочное поведение должно приводить к гармонии в отношениях с земными властями, а злодеяние ведет к наказанию. При этом Павел указывает, что власть начальствующим дана от Бога и человек получает похвалу или наказание как бы от самого Бога, действующего через них. Добавлю, что это Послание было направлено в столицу империи, и шансы, что оно будет прочитано при императорском дворе, были достаточно велики. Вполне естественно было выразить в письме максимальную лояльность к императорской власти — христиане не готовят никакого государственного переворота.

К любой ли власти это относится? Долгое время было принято думать, что да. Но после Третьего рейха с его «немецким христианством», вполне лояльным к фюреру, так уже не скажешь… А ведь уже в древности эти слова так прокомментировал Иоанн Златоуст (вступавший в острый конфликт с собственным императором): «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — всё это я называю делом Божьей Премудрости».

Но Павел писал о таких вещах не только римлянам. Об отношении внутри общества и о взаимодействии с властями говорит не в меньшей мере и другое послание — 1 Коринфянам. Павел говорит там о восстановлении справедливости, когда униженные и оскорбленные христиане восторжествуют над теми, кто распял Иисуса и угнетает их ныне. Разумеется, Павел не призывает к революции и ожидает, что эта перемена совершится по действию Бога, но тогда лояльность существующей власти обретает совсем другой смысл, это скорее призыв потерпеть и воспринимать ее как еще один инструмент в руках Бога, осуществляющего Свой таинственный замысел.

Вот лишь несколько отрывков: «Мудрость мы возвещаем среди совершенных, но эта мудрость — не та, которая в нынешнем веке, у правителей нынешнего века, ведь их скоро не станет. Мы возвещаем мудрость Божью, сокрытую в тайне. Бог прежде всех веков определил ее к нашей славе, и никто из правителей нынешнего века этого не познал, а если бы они познали, то не распяли бы Господа Славы» (1Кор.2:6-8). Итак, именно Иисус Христос есть подлинный Господь., а ведь это официальный титул римского императора (греч. κὐριος, лат. dominus). А нынешние правители объявлены временными, и то, что они считают мудростью, на самом деле таковой не является.

Соответственно, когда она будет достигнута, всё поменяется местами, и те, кто сегодня подлежит суду римских властей, сам примет на себя роль судьи. Разбирая частный вопрос (можно ли христианину подавать в языческий суд на другого христианина?), Павел пишет весьма энергично: «И если кто из вас что имеет против другого, как смеет он выносить дело на суд нечестивых, а не святых? Разве не знаете, что святым надлежит судить весь мир? А если вам подсуден весь мир, неужели вы недостойны быть судьями в мелких делах? Разве не знаете, что мы будем судить и ангелов — что и говорить о житейском!» (1Кор.6:1-3).

То есть, по сути, в новой реальности теми самыми инструментами Божьей власти станут верующие. И все это произойдет потому, что, как сказано в (1Кор15:24-25), «Он передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу. Ему предстоит царствовать, доколе не повергнет врагов к ногам Своим». Разумеется, здесь тоже может идти речь о враждебных Богу духовных силах, среди которых тоже может существовать своя иерархия. Но вместе с тем также и о земных властях, которые в конце времен должны признать власть Божью.

Еще яснее выражается Павел в Послании Филиппийцам, написанном, по всей видимости, в заключении, в ожидании суда у римского императора — возможно даже, в самом Риме. Вот что Павел пишет здесь о Христе: «Потому Бог возвысил Его и даровал Ему имя превыше всех прочих имен, чтобы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено на небесах, на земле и в преисподней, чтобы всякий язык исповедовал Иисуса Христа Господом (κὐριος) во славу Бога Отца» (Флп.2:9-11). Таким образом, подлинным Царем и настоящим Господом Павел считает только Иисуса.

В (Флп.3:20) он говорит еще более откровенно «А наше гражданство (πολίτευμα) Принадлежит небесам, откуда мы ждем Спасителя — Господа Иисуса Христа». Слово πολίτευμα означает не место жительства, скорее это и есть «государство» или «гражданство». По сути, это яркая декларация лояльности только Христу. К тому же здесь употреблено не только слово κὐριος «Γосподь», но еще и σωτήρ «Спаситель» — оба слова еще в эллинистическую эпоху вошли в титулатуру монархов.

Как согласовать это с Посланием к Римлянам? Никакого противоречия нет, если помнить, что высказывания могли описывать реальность на разных уровнях (эмпирическая данность и подлинная суть вещей) и к тому же быть обращены к разным аудиториям. С одной стороны, Павел призывает уважать существующий порядок вещей и подчиняться требованиям властей, которые его поддерживают, к тому же в этой части он мог заверять имперские власти в лояльности христиан и остужать слишком горячие головы, стремящиеся к бунту (это, разумеется, лишь предположение). С другой, он напоминает о том, что человеческие власти — лишь инструмент в руках Бога, с Которым одним христиане и выстраивают свои отношения в полной уверенности, что последнее слово всегда остается за Ним и однажды Его последователи будут судить весь мир.

Как это могло выглядеть на практике, нам показывает Послание к Филимону. На первый взгляд вообще кажется удивительным, что первые христиане включили этот текст в канон своего Священного Писания. Это частное письмо по одному конкретному поводу: Павел в заключении встретил беглого раба по имени Онисим и обратил его в христианство. Прежний хозяин Онисима, Филимон, тоже был христианином и учеником Павла. И вот теперь Павел отправляет Онисима к Филимону (с точки зрения римского права — возвращает тому похищенную у него собственность) вместе со своим рекомендательным письмом.

Естественно, Филимон имеет полное право сурово наказать Онисима, но Павел уговаривает его не пользоваться этим правом. Он пишет (Флм.1:8-12): «Хотя во Христе я бы с полным основанием дерзал указать тебе на твой долг, лучше с любовью тебя попрошу. Да, я, Павел, посланник, а теперь и узник Христа Иисуса, прошу тебя за сына, которого я родил в заключении — за Онисима. Пусть прежде он для тебя был негодным, но теперь пригодится и тебе, и мне. Посылаю его к тебе как свое сердце!»

То есть Павел действует целиком и полностью в рамках римских законов, не призывая ни к восстанию, ни к отмене рабства, ни к чему подобному. Он предельно лоялен, но эта лояльность внешняя, она, по сути, сводится к отказу от попыток бунта и мятежа. И в то же время в той новой реальности, которая начала существовать внутри христианской общины, нет ни беглых, ни каких иных рабов, а только близкие отношения между членами общей семьи.

Показательно, что себе Павел присваивает парадоксальный титул «старейшины и заключенного», сочетая самое почетное наименование с самым презренным. В этой новой реальности последние становятся первыми, нынешнее положение дел представляется временным, а лояльность существующей власти — необходимое условие, чтобы пережить это не слишком благоприятное время.

Вопрос не в том быть ли христианину лояльным своему государству — разумеется, быть (пока это государство откровенно и беззастенчиво не попирает Божьих заповедей, как Третий рейх). А вот вопрос о том, какое место занимает эта лояльность в иерархии христианских ценностей, актуален и сегодня…

В рамках недели Беларуси, проводимой белорусским демократическим сообществом Литвы при поддержке Вильнюсского городского самоуправления (с 19 по 25 марта 2012 года), в Литовским парламенте (сейме) проведен трехчасовой круглый стол: «Европейско-белорусские взаимоотношения на современном этапе».

От Гражданской Кампании «Наш Дом» в круглом столе участвовал Валерий Щукин – депутат разогнанного полтора десятилетия назад парламента (Верховного Совета 13-го созыва).

С приветственным словом перед участниками, помимо литовских коллег, выступил Станислав Шушкевич (Станислав Станиславович, в первых строках преступного детища режима – списке невыездных).

Но «пожизненный», среднеазиатского типа правитель сегодня не в состоянии воссоздать железный занавес – перекрыть все проселочные дороги и лесные тропинки между Беларусью и Россией. Так что первый президент, коим де-факто является Станислав Шушкевич, добрался до Литвы без особого напряжения.

С железного занавеса и начался круглый стол. Берлинскую стену коммунисты, если не ошибаюсь, возвели за ночь. Сколько времени и вооруженных солдат понадобится на это белорусскому режиму неизвестно. Трудно спрогнозировать чем это закончится (политически и экономически) для правителя. Ведь еще большевики шли под пули и на висельницы со словами: «всех не перевесите». Для российского царя завершилось отречением от престола и позорным убийством в подвале. У Николая II, как Верховного командующего, не доставало офицерского мужества достойно застрелиться.

Участники Круглого стола констатировали, что на постсоветском пространстве только в Молдове власть избирается. Во всех остальных форма правления построена на критериях Северной Кореи (от отца к сыну).

Белорусские власти, как и все тоталитарные режимы, прилагают титанические усилия по сокрытию от народа и соседей по Европейскому дому правдивой информации. Собственно с этой целью – лишить белорусскую элиту возможности информировать Европу о фактах нарушения в Беларуси основополагающих прав человека и Конституционных гарантий (на жизнь, на получение информации, на создание объединений, на свободу политических акций…) и воссоздается железный занавес.

О санкциях на круглом столе речь не шла. Вернее о санкциях экономических. Говорили о санкциях гуманитарных – бесплатных визах для белорусского народа и в первую очередь для студентов.

Говорили за столом и приближающимся празднике белорусов Мира — дне независимости (25 марта). О витебчанине Сергее Коваленко, который жертвует своей жизнью за право беларусам звацца.

Не оставили без внимания и «Восточное партнерство». Беларусь была готова к вступлению в Европу еще 20 лет назад. Но… полагаю, не забыты слова нового белорусского правителя: «За цивилизованным миром я свой народ не поведу». Хотелось бы напомнить диктатору, что слова «мой народ» допустимы для царя – поскольку народ его подданные. Но люди Беларуси поддаными нынешнего правителя не является.

Досталось и Владыке Филарету, который во время так называемрй предвыборной кампании нынешнего правителя заявляет: всякая власть дана от Бога. Это не канонический перевод Библии. Там написано: «Всякая власть под Богом». Что не только не одно и тоже, но совершенно противоположно по значению.

В рамках круглого стола произведена презентация фотоальбома пострадавших от политических репрессий 19 декабря. Приведены шокирующие цифры ежегодного роста в Беларуси количества политических заключенных.

Участники круглого стола приняли резолюцию.

Из текста резолюции:

Белорусские власти должны продемонстрировать стремление выполнить свои международные обязательства в области гражданских и политических прав. А именно:

—освобождение из белорусских тюрем политических заключенных, их реабилитация, прекращение новых репрессий;

—введение моратория на смертную казнь в Беларуси.

Валерий ЩУКИН, nash-dom.info
фото — webpark.ru

Вопрос:

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых».

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

Всякая ли власть от Бога?

В последнее время тема запрета на противостояния властям муссируется столь часто, что я не могу выдержать, чтобы не поделиться своим личным (ни в коей мере не претендующим на роль Истины в последней инстанции!) пониманием этого знаменитого высказывания ап. Павла из 13 главы его Послания к Римлянам.
Для начала обратимся к полному тексту цитаты:
«1Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.» (К Римлянам,13:1-6)
Какие мысли возникают при прочтении этого текста? Если их выразить одним словом, то это будет БЕЗНАДЕГА!
Потому что если нет власти не от Бога, то выходит, что и гитлеровский фашизм есть Божье установление?! Тем более, что у солдат Вермахта на ременных бляхах было написано знаменитое «С нами Бог»…
А большевизм, открытым текстом провозгласивший одной из своих главных целей борьбу с христианством и в пылу этой борьбы взрывающий культовые сооружения и преследующий священнослужителей всех конфессий и деноминаций?
А людоедский режим Сталина, уничтоживший десятки миллионов своих сограждан, многие из которых сложили свои головы исключительно за свою веру в Бога?
А нынешний путинский неофашизм, устами своих пропагандистов разжигающий ненависть и религиозную вражду ко всем, кто не является сторонником великорусского православного джихада?
Тут в результате отчаяния с ума сойти было бы можно, если бы не одно НО: вышеприведенная цитата взята из Синодального перевода Библии, который очень многими богословами и исследователями Священных Писаний считается, очень мягко говоря, не совсем точным.
Вот как выглядит тот же отрывок Послания к Римлянам в современном переводе (в скобках даны отсутствующие в оригинале, но очень важные для русского языка синтаксические дополнения):
«1. Всякая душа (даже персональные представители земных правительств) да будет покорна высшим властям (Божьему устройству), ибо нет власти, если не от Бога (то, что не покорно Богу, то не власть); существующие же власти от Бога установлены (утверждены Богом).

2. Посему противящийся власти (утвержденной Богом, покорной Богу) противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3. Ибо (покорные) начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых (на стороне добра). Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4. ибо начальник (только в том случае) есть Божий слуга, (если служит) тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, (если мне на добро) отмститель в наказание делающему злое (и, соответственно, поощряет делающих добро).
5. Вот почему ты должен подчиняться властям не только из страха перед Божьим наказанием, но и по совести.
6. Поэтому вы и налоги пла́тите, ведь (установленные Богом) власти, исполняя свои обязанности, тем служат Богу.» (К Римлянам,13:1-6)
Я не стану сейчас загружать вас утомительными сопоставлениями разных вариантов переводов с оригиналами текстов, не буду наскучивать вам нудными исследовательскими статьями на тему смыслового значения тех или иных слов из Библии – не буду делать всего того, чем я занимался на протяжении многих лет и продолжаю заниматься до сих пор, изучая Конституцию человеческой жизни Библию.
Скажу следующее: основная проблема подавляющего большинства прикрывающих свои безграмотность и невежество этой крылатой фразой состоит в том, что они – по незнанию ли или по злому умыслу – выдергивают ее из контекста, тем самым лишая библейского смысла и придавая ей совершенно искаженное, но очень выгодное самим цитирующим значение.
Смотрим первый стих:
Всякая душа (даже персональные представители земных правительств) да будет покорна высшим властям (Божьему устройству), ибо нет власти, если не от Бога (то, что не покорно Богу, то не власть); существующие же власти от Бога установлены (утверждены Богом).
Даже если убрать содержимое скобок, то все равно видно, что любая сила, на тот или иной момент Истории доминирующая в обществе в качестве государственного руководства, имеет право называть себя ВЛАСТЬЮ только в том случае, если она – ВНИМАНИЕ! – от Бога и установлена Им!!!
Если бы столь упоенно цитирующие искаженное «Всякая власть от Бога, и противящийся власти противится Богу» удосужились дочитать этот текст до четвертого стиха, то они с удивлением обнаружили бы условие, при котором власть можно считать Божьим установлением и утверждением:
«ибо начальник (только в том случае) есть Божий слуга, (если служит) тебе (заметь – не СЕБЕ, а ТЕБЕ!!!)на добро»!!!!!
Апостол Павел не один, а целых ДВА раза в столь коротком отрывке текста указал на этот признак – смотрим шестой стих:
«Поэтому вы и налоги пла́тите, ведь (установленные Богом) власти, исполняя свои обязанности, тем служат Богу»!
Для Великого Автора Библии донести эту информацию до человечества было столь важным, что Он ДВАЖДЫ повторил эту мысль:
«Власть только тогда считается Божьим установлением, если она служит Богу».
Так мы тоже служим Богу! – могут возразить мне оппоненты.
Серьезно?!
Вы и правда считаете, что пару раз в году постояв со скорбными физиономиями со свечечками в храмах, вы этим самым стоянием послужили Господу?!!!
Вы на самом деле верите, что пройдя крестным ходом в компании строго отобранных спецслужбами «прихожан» с ФСБшными ксивами в карманах, вы совершили акт настоящего священнодействия?!!!
Ошибаетесь.
Христос в своей проповеди ответил на вопрос учеников о том, когда они могли Ему послужить в темнице ли, в голоде или в больнице:
«Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих вы сделали для Меня». (Мф.25:40)
Настоящее служение Богу происходит отнюдь не в шикарных храмах с множеством торжественно-религиозной мишуры – истинное Богослужение всегда совершается ТОМУ Богу, который живет в виде Любви и Совести в каждом живом человеке.
И если государственная власть не служит Всевышнему, живущему в душах ее граждан – такая власть никак не может и не должна считаться Божьим установлением.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Воровство, ложь, лицемерие, злоба, зависть, ненависть, подлость, стяжательство, алчность, гордость и тому подобные атрибуты любого чиновника на всем постсоветском пространстве – что они имеют общего с Библейскими нормами жизни и поведения?
От КАКОГО БОГА пришла и КАКОМУ БОГУ служит власть, отнимающая пенсии у стариков и заставляющая своих солдат гибнуть за никому не понятные и не нужные бредовые идеи – а потом отрекающаяся от них и запрещающая матерям даже похоронить их по-человечески?
Вы и правда полагаете, что общество должно со смирением безгласного скота взирать на творимые этой властью беззакония, потому что купленные этой же властью попы всех мастей внушают этому обществу, что противиться этой власти есть грех?!!!
Так посмотрите, что по этому поводу говорит Библия:
2-е Коринфянам 6 Глава, ст. 14-15: » Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и дьяволом? Или какое соучастие верного с неверным?»
Вы задавали себе эти вопросы?
Вот спросите себя: Что общего у меня и этими беззаконниками из власти? Почему я должен молчать и своим молчанием покрывать их преступления, таким образом СОУЧАСТВУЯ в них? Может быть, я все-таки ОБМАНУТ и мне надо как-то иначе жить на белом свете?!
Поймите меня правильно – я никого не призываю к революциям, майданам, бунтам и тому подобным беспорядкам.
Христос к ним тоже не призывал.
Но Он в своих проповедях побуждал людей к протестам – не вооруженным, но очень эффективным.
Помните Его знаменитое «Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две.»? (Мф.5:41)
Чтобы правильно понимать суть сказанного, нужно немного знать исторический контекст того времени.
Согласно законам империи, легионеры Рима имели право заставить любого цивильного гражданина на оккупированных территориях нести их снаряжение на протяжении одного поприща (миля или примерно тысяча шагов).
НО ТОЛЬКО ОДНО ПОПРИЩЕ!
Превышение этого расстояния считалось очень серьезным дисциплинарным проступком, за который солдату грозили весьма крупные неприятности, одной из которых была порка розгами.
А теперь представьте себе ситуацию, в которой доблестный легионер пытается отнять свой скарб у навязывающего ему больно наказуемый сервис еврея – а тот, любезно улыбаясь, пытается пройти удвоенную дистанцию, подвергая вояку суровому наказанию.

А публика на это смотрит, пряча улыбки или в открытую насмехаясь над легионером.
Представили?
А если бы это приняло массовый характер? Ну чем не мирный протест, выставляющий на посмешище армию оккупантов и в итоге избавляющий израильтян от столь неприятной повинности?!
И таких примеров в учении Христа не один и не два – то же самое касается и темы подставления второй щеки, и снятия с себя нижней рубашки, и много чего еще, что по причине нехватки времени я не стану здесь обсуждать детально.
Как минимум, что должны делать порядочные люди, живущие под властью, которая не от Бога – это не бояться называть вещи своими именами.
Потому что Библия учит не мириться со злом, но противостоять ему!
Помните, за что казнили Иоанна Крестителя? Всего лишь за то, что он не смог промолчать, видя то, как царь его народа Ирод нарушает данные Моисею Божьи законы, уведя жену у своего брата.
Ну казалось бы: Иоанн! Ну чего тебе не хватает? Ты – авторитетный в своем народе пророк, чьи проповеди любит послушать даже сам царь! Чего ты на рожон-то лезешь?! Влияй на него своими речами – глядишь, Ирод и покается когда нибудь…
Но нет – компромисс с совестью и замалчивание беззаконий царя Ирода для Иоанна Крестителя оказался страшнее мученической смерти.
А для вас как?
Вы по-прежнему считаете, что всякая власть исходит всенепременно от Бога, и поэтому лучше будет не высовываться, в душе проклиная несправедливость и вымещая свою неудовлетворенность жизнью на тех, кто слабее вас – близких, подчиненных, соседях или животных?
Может, все не так, как вам внушали попы и вы поступаете очень некрасиво и неправильно?
Может, властью от Бога есть только те слуги народа, которое служит на пользу не СЕБЕ, а ВАМ, гражданам этого государства?
Подумайте над этим, серьезно подумайте…

Всякая ли власть от Бога?

ВСЯКАЯ ЛИ ВЛАСТЬ ОТ БОГА?
В последние годы появилось немало публикаций об известном библейском выражении «…всякая власть от Бога» – многие авторы оспаривают правильность перевода этих слов из Послания апостола Павла Римлянам (Рим. 13:1). Интерес к этой теме особенно возрос после одного из выступлений Патриарха Кирилла (28 сентября 2012 года перед студентами МГУ), где он, в частности, сказал;
«В православной традиции молиться за царей и всех начальствующих, Еще апостол Павел говорил: „противящийся власти противится Господу“….» )
Приведу здесь выдержки из православного журнала «Фома» в защиту традиционного перевода:
(http://www.foma.ru/article/index.php?news=6908 )
<<Один фрагмент из «Послания к римлянам» апостола Павла часто возбуждал, а порой до сих продолжает возбуждать споры. Особенно это характерно для периодов общественных перемен. И, чего уж тут скрывать, отдельную актуальность его толкование имеет в наше время, чреватое новой Смутой.
Звучит этот фрагмент в Синодальном переводе так:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Римл. 13.1).
Не так давно в Интернете получила распространение статья (и она, кстати, далеко не единичный пример, поскольку содержащаяся в ней аргументация весьма распространена), где доказывается, что Синодальный перевод этого места из апостола Павла на самом деле неверен. Аргументируется это ссылкой на церковнославянскую версию рассматриваемого текста, где данный фрагмент звучит так:
«Несть бо власть, аще не от Бога».
Оппоненты традиционного перевода утверждают, что дословно эта фраза в переводе на русский язык должна переводиться как
«Не есть та власть, если не от Бога».
И тогда смысл слов апостола меняется практически на противоположный по сравнению с Синодальным переводом: только та власть действительно является властью, что от Бога. Следовательно, не всякой власти надо повиноваться, а только той, что (по нашему мнению) является Божией. А власти (опять-таки по нашему мнению) несправедливой и преступной, повиноваться не следует. Более того – с ней нужно бороться и ей противостоять.>>
Далее автор статьи (Юрий Пущаев) приводит доводы оппонентов и затем пытается доказать правильность синодального перевода с греческого:
<<Действительно, старославянское слово «аще» из данного фрагмента апостола Павла переводится как «если». Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод может казаться на первый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости. Действительно, разве можно любую власть считать «от Бога» и ей повиноваться? А если она, скажем, печется о собственном благе более, чем о благе народа? Например, нарушает права собственности и отнимает ваше имущество?
Однако давайте заглянем в древнегреческий текст и посмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из «Послания к Римлянам». Фраза «;; ;;; ;;;;; ;;;;;;; ;; ;; ;;; ;;;;», если ее переводить совсем дословно, должна звучать так:
«Ибо не есть власть, если не от Бога».
Вроде, оппоненты, правы? Нет. Подвох тут в том, что глагол «есть» (;;;;;) в данном случае является глаголом-связкой, который может вообще не переводиться на русский язык и никак не влиять на смысл фразы. Мы же по-русски не говорим, например, «Сократ есть человек» или «власть есть строгая».
Также этот глагол может переводиться как «существует», «наличествует». Это зависит от контекста. Однако по правилам древнегреческого, церковнославянского, или, скажем, современных европейских языков употребления глагола-связки «быть» обязательно во всех случаях. Кстати, также и «несть» в церковнославянском тексте можно переводить и как просто «нет», и как «не существует».
Поэтому на русский язык совершенно правильно переводить слова «;; ;;; ;;;;; ;;;;;;; ;; ;; ;;; ;;;;» как «нет власти (вар: не существует власти) если не от Бога». А вовсе – «не есть та власть, что не от Бога». В Синодальном переводе выпали только слова «если не». Но смысла это уже не меняет.>>
Честно говоря, на мой взгляд, более убедительно выглядят всё же доводы критиков синодального перевода. Это тем более так, что защитники синодального перевода не оспаривают точность перевода последующих слов апостола Павла: «… существующие же власти от Бога установлены».
Очевидно, апостол имел в виду именно существовавшие в то время власти. Зачем апостол написал эти слова, если «всякая власть от Бога»? – Очевидно, всё же в его (апостола Павла) понимании, не всякая власть установлена от Бога. Таким образом, вероятнее всего правы всё же оппоненты синодального перевода, и обсуждаемые слова апостола должны выглядеть так:
«»Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо не есть власть, если не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Римл. 13.1)»
То есть, апостол Павел призывал христиан Рима быть покорным высшим властям Рима, поскольку считал, что существовавшая тогда в Риме власть установлена от Бога.
Понятно также, что поскольку в конечном счёте «Бога подобает слушать более, чем человека», то богоборческим властям христианин не должен повиноваться. Это не оспаривают и защитники традиционного синодального перевода. Тот же автор журнала «Фома» пишет далее:
<<Когда говорят, что подвергались преследованиям и были казнены даже апостолы Петр и Павел, что гонения испытал великий сонм христианских мучеников, то надо понимать, что это были ситуации отстаивания веры, когда им предлагали отречься от Христа. И только в этом случае непослушание властям со стороны христианина оправдано: когда Бога подобает слушать более, чем человека.>>
Надо отметить также, что некоторые святые Отцы Церкви интерпретировали обсуждаемые слова апостола Павла несколько по другому – не так, как нынешние защитники синодального перевода, но и не так, как их современные опоненты. В беседах Иоанна Златоуста о Послании апостола Павла Римлянам читаем:
(http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml23.html )
<<”Несть бо власть, аще не от Бога”, — говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть.
Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит. 19, 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу.>>
Итак, всякая ли власть от Бога?
На основании всего вышесказанного мы можем уверенно утверждать, как минимум, что, ч точки зрения святых Отцов Церкви, НЕ ВСЯКИЙ НАЧАЛЬНИК (хотя бы и президент 🙂 ОТ БОГА, и, более вероятно, НЕ ЕСТЬ ТО ВЛАСТЬ, ЕСЛИ НЕ ОТ БОГА.
***
ВСЕ ЛИ БЕДЫ И ВСЯКОЕ ЛИ ЗЛО ЕСТЬ «ПОПУЩЕНИЕ БОЖЬЕ»?
В контексте обсуждаемой темы (всякая ли власть от Бога?) ответ на этот вопрос (все ли беды «попущены» Богом?) также не так очевиден, как принято считать. Часто можно услышать, что всё зло и все беды «попущены» Богом для нашего вразумления. Но ведь для каждого верующего очевидно существование не только Бога, но и его противника – сатаны, дьявола. Конечно, отношения («взаимоотношения») Бога и дьявола есть вопрос богословский, теологический, и на самом деле весьма непростой. Но кое-что можно понять из Ветхого и Нового Заветов и без глубокого богословского образования – просто внимательно прочитав Ветхий и Новый Заветы в той их части, которые посвящены этим отношениям. .
Во времена Ветхого Завета, как следует из книги Иова, сатана еще общался с Богом на небесах, «ходил пред Богом» (и Бог разрешил ему испытать веру Иова). Со времен Нового Завета, когда, по свидетельству Иисуса Христа, сатана был изгнан с небес («Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», ), – с этих пор, по словам апостола Павла , какое согласие между Христом и Велиаром? – то есть, между Богом и сатаной с евангельских времен не может быть договоров, в отличие от времен Иова (времен Ветхого Завета).
На самом деле эта решающая разница отношений Бога и дьявола во времена Ветхого Завета и Нового Завета чрезвычайно важна не только для мировоззрения всякого верующего, но и для понимания и мировой, и нашей истории.
Конечно, в конечном счёте наш мир сотворён и устроен Богом для человека как образа и подобия Своего, и как ловушка для дьявола, который в своей гордыне со времён Нового Завета считает себя «равным» Богу и пытается построить «рай на Земле» без Бога (и против Бога) – и эта попытка в конечном счёте обречена. А история человечества в этом смысле есть замысел Божий по спасению возможно большего числа людей, и Спасение открыто для каждого во все времена.
Но каждый верующий должен также понимать, что со времён Нового Завета (от Воскресения Христова) нет и не может быть согласия между Христом и сатаною. Что не всё зло на Земле попускается Богом, что иногда побеждает и дьявол, и что задача каждого верующего различать, что от Бога, а что от дьявола… Только в этом случае можно надеяться на приближение к образу и подобию Божьему.
Конец истории человечества описан, как известно, в Откровении Иоанна Богослова – описан как Победа Слова Божьего. На самом деле Апокалипсис – это не катастрофа «конца мира», а предупреждение всем и каждому, и даже «инструкции» по Спасению на этот период «конца времён». (Подробнее обо всём этом см. в моей статье «Апокалипсис 2008-2173?», http://www.proza.ru/2008/06/05/45 ). Откровение Иоанна — предупреждение всем и каждому о будущих искушениях и испытаниях, и великая милость Божья для каждого из нас. У каждого остается свой выбор и каждая из 22-х глав Откровения этот выбор предлагает.
***
Ну а что же атеисты? Что будет с ними и как верующему относиться к ним? Атеизм отдельного человека — его личный выбор, и верующие, вероятно, не вправе осуждать атеиста за его выбор . Хорошо сказал об этом Карл Густав Юнг в книге «Ответ Иову»:
«Люди, способные верить, должны с несколько большей терпимостью относиться к своим ближним, которые в состоянии лишь мыслить. Человек, полагающийся на одну только веру и пренебрегающий мышлением, всегда забывает о том, что сам же сталкивает себя постоянно со своим кровным врагом: сомнением; ибо сомнение всегда таится там, где безраздельно господствует вера. Для человека мыслящего, напротив, сомнение – желанный гость, ибо может сослужить ему добрую службу как ступень, ведущая к более полному знанию».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *