Владимир фивейский

Владимир Фивейский: «Мама не претендовала на наследство Маяковского»

Сын Вероники Полонской — «Труду»

Сегодня исполняется 80 лет с того дня, как Владимир Маяковский покончил с собой. Актриса театра и кино Вероника Полонская вошла в историю как последняя любовь поэта. Ее единственный сын Владимир Фивейский, рожденный от второго брака с Валерием Азерским, в 1979 году вместе со своей семьей эмигрировал в США, где по сей день работает врачом. Недавно вышла в свет книга Владимира Фивейского «Нора. Последняя любовь Маяковского», посвященная памяти его матери. В интервью «Труду» сын Вероники Полонской рассказал историю любви своей мамы и великого поэта.

— Насколько откровенна была с вами мать, рассказывая о своих взаимоотношениях с Владимиром Маяковским?

— В своей книге, да и в жизни я не пытался проникнуть в интимные отношения мамы и Владимира Маяковского. Во-первых, это было бы бестактно с моей стороны, а во-вторых, в своих «Воспоминаниях о Маяковском» мама сама искренне рассказала обо всем, что происходило между ней и поэтом. Напомню, что «Воспоминания» мамы охватывают год с момента их знакомства до рокового выстрела 14 апреля 1930 года. Я впервые прочитал мамины «Воспоминания», когда учился в Московском медицинском институте. Незадолго до этого, после посещения Музея Маяковского в Москве, я спросил у нее: «Правда ли, что Маяковский убил себя из-за Лили Брик?» На что она ответила: «Нет, скорее из-за меня». Это признание я воспринял как гром среди ясного неба. До этого мама никогда не рассказывала мне, что была возлюбленной Владимира Владимировича.

— Ваша мама считала себя виноватой в смерти Маяковского? Но ведь сам Маяковский в своем предсмертном письме обратился к правительству с просьбой позаботиться о Веронике Полонской как о члене его семьи…

— Действительно, в записке Маяковский упомянул мою маму, но все его наследство досталось семейству Брик. Мама не получила ничего, потому что по своему характеру была мягкой, скромной и доверчивой. Поскольку мама была в дружеских отношениях с Лилией Юрьевной Брик, то практически обо всем, даже самом личном, она с ней делилась. Лиля Брик посоветовала маме не ходить на похороны Маяковского (да и по роковому стечению обстоятельств именно в этот день, когда предавали земле тело поэта, маму допрашивали на Лубянке в качестве главного свидетеля смерти Маяковского), а потом, когда зашла речь о наследстве поэта, она сказала маме: «О каком наследстве вы, Норочка, можете говорить, если даже не были на похоронах Володи?» Впрочем, мама и не претендовала на наследство Маяковского, потому что до нее дошли слухи о негативном отношении матери Владимира Владимировича и его сестер к ней.

— «Воспоминания о Владимире Маяковском», написанные в 1938 году Вероникой Полонской, заканчиваются ее признанием: «Я любила Маяковского. И он любил меня. И от этого я никогда не откажусь». Но когда были опубликованы ее «Воспоминания», она уже была женой актера Дмитрия Фивейского — вашего отчима. Не боялась ли она, что ее откровения о прошлой любви заденут за живое супруга?

— Дмитрий Павлович Фивейский, фамилию которого я ношу большую часть жизни, был редким по своим душевным качествам человеком. Он помог маме пережить все невзгоды ее трудной судьбы. Мама и отчим очень деликатно и бережно относились друг к другу. Возможно, с ним мама и не была такой счастливой, как может быть женщина с любимым мужчиной, но зато спокойной и защищенной. Они оба служили в Театре имени Ермоловой, часто ездили на гастроли и каждый вечер после спектаклей в кругу своих друзей играли в карты.

— Каким человеком представляется Владимир Маяковский из рассказов вашей мамы?

— Он был очень мнительным, особенно по отношению к своему здоровью. Все время смотрел свое горло — не красное ли оно. У него было потрясающее чувство юмора, хотя при этом Владимир Владимирович терпеть не мог анекдотов. Очень ругал маму за то, что однажды она купила модное платье у спекулянтки, считая это пособничеством надувательству. Ненавидел ложь и не мог простить ее даже тем людям, которых очень любил.

— По одной из версий, Вероника Полонская покорила Маяковского тем, что была нежной любовницей. Но о мужской состоятельности Маяковского незадолго до его смерти ходили недобрые слухи…

— В своих «Воспоминаниях» мама не стала скрывать, что у нее была беременность от Маяковского, от которой она избавилась. Из-за своего положения мама не очень была расположена к занятиям любовью, о чем деликатно написала в своей книге, и ее холодность очень задевала Владимира Владимировича. Когда мама слышала сплетни относительно мужского бессилия Маяковского, то очень возмущалась. В шутку она называла Маяковского «ужасно приставучим».

Лица

Любимые женщины Владимира Маяковского

Лиля Брик (1891–1978)

Женщина всей жизни Маяковского. Их с поэтом познакомила сестра Лили Эльза в 1915 году. Лиле Брик поэт завещал все: славу, деньги, стихи.

Фиваидский легион

Фиваидский легион
неизвестно


«Легенда о св. Маврикии», Эль Греко

Годы существования

неизвестно — 286 год

Страна

Римская империя

Тип

Пехота при поддержке кавалерии

Численность

6600 человек

Дислокация

Фиваида

Участие в

подавление восстания багаудов

Командиры

Известные командиры

Святой Маврикий

Фиваидский (Фивейский, Фиванский) легион (лат. Legio Thebaica, также известный как Агаунские мученики) — фигурирующий в христианской агиографии римский легион эпохи Диоклетиана, солдаты которого были замучены римским императором Максимианом в 286-м году. Состоял из 6600 (по другой версии — из 6666) солдат-христиан и возглавлялся святым Маврикием.

Предание

Согласно преданию, восходящему к св. Евхарию Лионскому, местом дислокации легиона была Фиваида, в Египте. Отсюда этот легион был отправлен императором Максимианом в Галлию, для подавления восстания багаудов. Командовал легионом св. Маврикий (Mauritius). Его помощниками были Кандид (Candidus) и Экзюперий (Exuperius), которые тоже почитаются святыми. После разгрома багаудов легион был отведён в город Агаунум, нынешний Сен-Морис д’Агон (Saint-Maurice или Saint-Maurice-en-Valais), а император Максимиан издал приказ, чтобы все в честь победы совершали жертвоприношения римским богам. Легионеры твёрдо и единодушно отказались от этого, за что были подвергнуты децимации и предупреждены, что император не остановится пока приказ не будет выполнен. Тогда св. Маврикий обратился к легиону с призывом не поддаться угрозам и быть верными клятве, данной при крещении, по примеру уже казнённых товарищей. Его слова нашли отклик в сердцах этих отважных солдат и от имени легиона было отправлено письмо Максимиану следующего содержания:

«Император, мы — твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан — смотрите, мы — такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе»

Так как акт устрашения не возымел действия, его многократно повторяли до тех пор пока не был истреблён весь легион.

Согласно посланию Евхария Лионского, тела Агаунских мучеников были обнаружены и идентифицированы епископом города Октодурума (нынешний Мартиньи) Феодором в 350 г. Последний построил в их честь базилику в Агаунуме, которая стала местом паломничества и чьи остатки можно наблюдать и сейчас. Она стала частью аббатства, построенного в 515 году на земле, пожертвованной Королем Бургундии Сигизмундом. Это же послание является самым ранним упоминанием об Агаунских мучениках, «которые прославили Агаунум своей кровью» и описывает последовательность свидетельств за период в 150 лет, со времени мученичества до времени Евхария. Он совершил паломничество в Агаунум. Евхарий упоминает свидетельства паломничества и дорогих подарков от верующих из разных провинций империи, различные чудеса, такие как изгнание бесов и случаи излечения, а сам рассказ о мучениках предваряет словами:

«Мы часто слышим, не так ли, что некоторый град или весь удостоены высокой чести за одного-единственного мученика, который там умер. И это весьма справедливо, потому что в каждом случае святой отдал свою драгоценную душу Всевышнему Богу. Во сколько же раз должно быть более почитаемо святое место Агуанум, где так много тысяч мучеников были усечены мечом ради Христа»

Именно Евхарий говорит, что численность легиона была равна «шести тысячам и шестистам мужам».

Писатель шестого века Григорий Турский в книге «Liber in gloria martyrum» («Книга о славе мучеников») упоминает базилику в Кёльне,

«в которой 50 человек из знаменитого Фиваидского легиона, претерпевшие мученическую кончину за имя Христово. Из-за того, что церковь, с её великолепным строением и мозаикой сияет, будто-то позолоченная, жители предпочитают называть её «Базилика Золотых Святых».

Предание о Фиваидском легионе и житие св. Маврикия стали очень популярными в Средневековье и упоминались в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. В этом сборнике число легионеров равняется 6666.

Критика предания

Против историчности Фиваидского легиона приводят следующие доводы:

  • 1) Максимиан не мог вызвать войска с Востока, так как в 285—305 гг. управлял Западом — провинциями Италия, Испания и Африка, и, соответственно, не имел права распоряжаться войсками на Востоке.
  • 2) В конце III в. в римской армии не было легионов с названием «Фиваидский». В египетских Фивах в это время были размещены легионы, один из которых в первой пол. IV в. назывался II Flavia Constantia (Annee Epigraphique, 1987, 975b), а второй — I Maximiniana. Эти легионы располагались в верхнем Египте постоянно и никогда не переводились в другие регионы империи. Формирование этих легионов датируется 297 годом, что на 11 лет позже вышеуказанных событий.
  • 4) Евхарий сообщает о 6 600 легионерах -мучениках, тогда как в позднеантичном легионе после реформы Диоклетиана служило 1—2 000 человек.
  • 5) ключевые фигуры рассказа Эвгерия — Мавриций, Экзуперий и Кандид наделены автором титулами, которых не было в позднеантичном легионе, но были в дворцовых частях.
  • 6) после 68 г. в римской армии не применялась децимация (казнь каждого десятого из солдат провинившейся части) как вид наказания воинов.

Святые, связываемые с Фиваидским легионом

Примечания

  1. Краткая справка о св. Евхарии
  2. Официальный сайт города
  3. 1 2 Фивейский Легион — Древо
  4. В оригинале «sex millia ac sexcentos viros» http://www.kennydominican.joyeurs.com/LatinPatrology/EucheriusPassioAgausensiumMartyrum.htm
  5. В оригинале: «Est apud Agripinensim urbem basilica, in qua dicuntur quinquaginta viri ex illa legione sacra Thebeorum pro Christi nomine martyrium consummasse. Et quia admirabili opere ex musivo quodam modo deaurata resplendet, Sanctos Aureos ipsam basilicam incolae vocitare voluerunt.»
  6. six thousand six hundred and sixty-six, The Golden Legend
  7. РИМСКАЯ АРМИЯ И ХРИСТИАНСТВО (II — НАЧАЛО IV В. Н. Э.) — А. В. Колобов — Публикации сотрудников кафедры — Каталог статей — Персональный сайт
  8. Список легионов

Ссылки

  • Gregorius Turonensis. LIBER IN GLORIA MARTYRUM
  • SANCTI EUCHERII LUGDUNENSIS EPISCOPI. PASSIO AGAUNENSIUM MARTYRUM, SS. MAURICII AC SOCIORUM EJUS
  • Колобов А. В. РИМСКАЯ АРМИЯ И ХРИСТИАНСТВО (II — НАЧАЛО IV В. Н. Э.)
  • Фивейский легион в Открытой православной энциклопедии «Древо
  • (итал.) Legione Tebea (references to and images of all of the saints associated with the Theban Legion)

Белая Армия



Зимний дворец в Петрограде пал, под натиском большевиков, а с ним вместе исчезла и последняя, quasi-законная, власть в России. Правительство Керенского сдалось на милость Ленина и Троцкого…

Читать полностью…

Большевизм огнем и кровью заливал всю Россию; его волны докатились и до Донской области, далекой от центра государства…

Читать полностью…

В самом начале будущая армия организовывалась тайно. Совещания созывались в частных домах, приказы передавались из рук в руки…

Читать полностью…

Первый бой под Кизитеринкой оказался нерешительным…

Читать полностью…

Армия увеличивалась числом, но теперь уже медленно. Большевики приняли все меры, чтобы воспрепятствовать проезду добровольцев на Дон. По всем станциям железных дорог были размещены особые команды, производившие день и ночь обыски пассажиров…

Читать полностью…

6 декабря в Новочеркасск приехал ген. Лавр Георгиевич Корнилов…

Читать полностью…

Добровольческая армия в начале января 1918 г. перешла в Ростов на Дону и состояла к тому времени уже из 4.000 чел…

Читать полностью…

Работа в Ростове кипела, но пополнение армии людским составом происходило медленно…

Читать полностью…

9 февраля 1918 г. добровольческая армия, нанеся последний, но тяжелый удар наступавшему противнику, вечером под прикрытием темноты, незаметно покинула Ростов…

Читать полностью…

Командующий армией созвал военный совет для разрешения вопроса о дальнейших действиях армии…

Читать полностью…

Через день армия выступила из Ольгинской…

Читать полностью…

В этот день впервые держал свой боевой экзамен и обоз. И надо сказать выдержал его недурно…

Читать полностью…

По дороге от ст. Кагальницкой на Мечетинскую и Егорлыцкую ничего особенного не произошло.

Но переходы эти были невероятно мучительны. Днем, на солнце, сильно таяло, и черноземная дорога превратилась в вязкое, невылазное болото. Улицы в селениях сделались совсем непроходимыми…

Читать полностью…

Егорлыцкая была последней станицей Донской области, верстах в 130 — 140 на юго-восток от Ростова; далее, на юго-восток же, начинается Ставропольская губерния и, рядом с ней, на юго-запад, лежит Кубанская область…

Читать полностью…

22 февраля, на рассвете, армия выступила из Егорлыцкой в направлении на с. Лежанку (Средне-Егорлыцкое-тож)…

Читать полностью…

Бой под Лежанкой имел большое значение. Он показал армии ее силу, но обнаружил также и некоторые недостатки…

Читать полностью…

Нагнав страху ставропольским большевикам в Лежанке, армия повернула на юго-запад и вошла в пределы Кубанской области…

Читать полностью…

Известие об уходе армии ген. Покровского из Екатеринодара поставило добровольческую армию в тяжелое положение…

Читать полностью…

В то время, как корниловцы вели бой в центре, на правом фланге упорно отстаивались партизаны, под командой ген. Богаевского…

Читать полностью…

Остатки красных добежали до следующей ст. Платнировской. Там, встретив подкрепление из Екатеринодара, они остановились и принялись за окопы…

Читать полностью…

Простояв два дня в ст. Некрасовской, армия отдохнула. Правда, этот отдых был относительным. С утра до вечера станица обстреливалась артиллерийским огнем из хуторов, лежащих за рекой Лобой…

Читать полностью…

В черкесских аулах пришлось немного поголодать.

Здесь кончились роскошные кубанские равнины, и глинистые предгорья Кавказа не были так плодородны. К тому же и черкесы плохие земледельцы; хлеба было совсем мало даже для самих хозяев….

Читать полностью…

БОЙ ПОД СТ. НОВО-ДМИТРИЕВСКОЙ. В СТ. КАЛУЖСКОЙ. Читать полностью…

В ст. Ново-Дмитриевской армия приводила в порядок различные свои домашние дела…

Читать полностью…

26 марта, утром, соединенные армии выступили из Ново Дмитриевской, прямой дорогой, в Георгие-Афипскую, что и подтверждало, как будто, всем известный секрет…

Читать полностью…

ЧЕХО СЛОВАКИ. ЛОЖНАЯ РАДОСТЬ. НЕТ ПАТРОНОВ. КОРНИЛОВ УБИТ. Читать полностью…

Армия пала духом. Истомленные пятидневными непрерывными боями, добровольцы были сражены вестью о смерти своего вождя..

Читать полностью…

Обоз крадется в ночной темноте…

Читать полностью…

СНОВА В ТРЕУГОЛЬНИКЕ. ВЕСТИ С ДОНА. ПОЛК. БАРЦЕВИЧ. КУБАНСКИЕ БОГАТСТВА. Читать полностью…

ПОД БЕЛОГЛИННЫМ. ОПЯТЬ В ЛЕЖАНКЕ. ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ. Читать полностью…

На другой день Пасхи в Егорлыцкую пришел и офицерский полк.

По дороге добровольцы разрушили, и весьма основательно, железно-дорожную линию, соединявшую Егорлыцкую с с. Торговым, что и прекратило периодические нападения броневых поездов с юга… Читать полностью…

После переговоров с казаками южной армии решено было отправить санитарный обоз в Новочеркасск. Но и последний путь добровольцев не обошелся без боя, правда только дипломатического, с центральными казачьими властями…

Читать полностью…

Главной целью создания добровольческой армии было продолжение войны с немцами…

Читать полностью…

Ледяной поход повлиял и на казачьи настроения…

Читать полностью…

Деятельность добровольческой армии не ограничивалась лишь юго-востоком России. Эмиссары армии проникли и вглубь страны. Там создавали они ячейки, из которых потом выросли целые организации, причинившие не мало хлопот большевикам…

Читать полностью…

1 мая 1918 г. с приездом раненых в Новочеркасск, кончился Ледяной поход… Читать полностью…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *