Византийская икона

Содержание

1. “Единое государство, единый закон, единая религия” – это было основным правилом императора Византии:
а) Юстиниана +
б) Василия
в) Феодосия II

2. На пересечении двух торговых путей – сухопутного из Европы в Азию и морского из Средиземного моря в Черное – стоял город:
а) Александрия
б) Константинополь +
в) Антиохия

3. Сборник законов, составленный при императоре Византии Юстиниане, назывался:
а) “Кодекс императора Юстиниана”
б) “Правда императора Юстиниана”
в) “Закон императора Юстиниана” +

4. Главой православной церкви в Византии был:
а) патриарх +
б) римский папа
в) епископ

5. Какой язык стал главным в Византии:
а) Латинский
б) Арабский
в) Греческий +

7. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:
а) проведения службы вне помещения
б) отсутствии декоративного украшения
в) красота и внешнего, и внутреннего помещения +

8. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:
а) Лев Математик +
б) Аристотель
в) Пифагор

9. Для обучения врачебному искусству в 11 веке при больнице одного из монастырей было (а, и):
а) создано первое медицинское училище
б) созданы пособия для обучающихся
в) введена медицинская практика +

10. Притвор – это:
а) место, куда могли входить только священнослужители
б) вытянутая, основная часть храма +
в) помещение у западного, главного входа

11. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:
а) храм Святой Софии +
б) храм в Афинах
в) храм Пантеон

12. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:
а) иконой
б) мозаикой +
в) фресками

13. Канон – это:
а) сборник законов +
б) строгие правила изображения и размещения библейских сцен
в) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

14. Какая византийская икона была привезена на Русь:
а) “Владимирская Богоматерь”
б) “Троица”
в) “Мадонна” +

15. На какой народ особенно сильно повлияла византийская культура:
а) хорваты +
б) славяне
в) болгары

16. Год основания Византийской империи:
а) 598 год н. э.
б) 395 год н. э. +
в) 91 год до н. э.

17. Столица Византийской империи:
а) Тир
б) Афины
в) Константинополь +

18. Форма правления:
а) Демократия
б) Mонархия +
в) Анархия

19. Население Византии:
а) от 30 000 000 до 45 000 000
б) от 15 000 000 до 25 000 000
в) от 3 500 000 до 5 000 000 +

20. Религия Византии:
а) Ислам
б) Христианство (Православие) +
в) Христианство (Католицизм)

21. Год падения Константинополя:
а) 1453 год +
б) 1427 год
в) 1492 год

22. Денежные единицы Византии:
а) Куны, ногаты и резаны
б) Солид, византийская монета и дукат +
в) Куны, ногаты и византийская монета

23. Обработка каких материалов достигает апогея в Византии под влиянием классического искусства:
а) Камня
б) Рубинa и cапфирa
в) Золота и серебра +

24. С какого события начинается история Византийской империи:
а) великого переселения народов
б) разделения Римской империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю +
в) падения Западной Римской империи

25. К какому веку относится правление императора Юстиниана:
а) 5 век
б) 6 век +
в) 8 век

26. Какое утверждение является верным:
а) только патриархи четырёх крупнейших городов империи могли определить, кому перейдёт императорский престол
б) титул императора не был наследственным, императоров часто свергали и убивали +
в) императором Византии мог стать только грек

27. Византией называют:
а) Священную Римскую империю +
б) Восточную Римскую империю
в) Западную Римскую империю

28. “Вторым Римом” называли город:
а) Иерусалим
б) Александрию
в) Константинополь +

29. При каком императоре Византия достигла наивысшего могущества:
а) Юстиниане +
б) Юстине
в) Феодосии

30. Какое утверждение является верным:
а) в Византии императорская власть передавалась по наследству
б) на престоле в Византии мог оказаться любой человек +
в) в Византии патриарх Константинопольский назначал императора

Византийская иконопись

Вообще иконопись зародилась именно в Византии. Византийским иконописцам удалось создать зримый образ Всевышнего и показать его миру. Не удивительно, что весь православный мир принял этот способ воплощения Бога, и иконописная культура распространилась во всех странах.

Конечно, византийская иконопись сформировалась не в одночасье. Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи:

Доиконоборческий период начался в 6 веке нашей эры и продлился около ста лет;
Иконоборческий период длился с 730 по 843 год;
Македонский период начался в 843 году и закончился только в 12 веке;
Комниновский период – занял 2 половину 11 века;
13 век;
Палеологовский период – самый короткий он занял лишь первые десятилетия 14 века.

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга. Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Македонский период

В сороковых годах девятого века иконоборческий период закончился, и иконописные традиции получили возможность продолжения и развития. В это же время зарождается новый стиль в иконописи – аскетический стиль. Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами. Особенности этого стиля заключаются в следующем: иконописцы старались сосредоточить внимание зрителя на лике святого, поэтому мелкие детали и «лишние» украшения отсутствовали на иконах; лица святых были полностью лишены эмоций и чувств, они практически ничего не выражали; главным объектом всего изображения стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом. Типичный пример иконы македонского периода — две иконы Богоматери Одигитрии, которые сохранились до нашего времени.

Комниновский период

Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты. Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».

13 век

В самом начала 13 века центр Византии — Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу. Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых. До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого. В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон. Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Поделиться ссылкой

Русская иконопись стала зарождаться после принятия Русью христианской православной веры. Искусство иконописи пришло на Русь с Византии.

Многие христиане верили, что рукой иконописца движет сам Господь. Быть иконописцем было непросто, человеку нужно было пройти довольно трудный путь.

Именно русские иконописцы смогли придать совершенство образам святых, открыть их глубину содержания и духовность.

В нашей статье можно узнать имена самых знаменитых древнерусских иконописцев, информацию о которых изучают еще в 4 классе, поэтому взрослому человеку также полезно знать!

10. Прохор «с Городца» (15 век)

Исследователи предполагали, что иконописец был учителем Андрея Рублева. Сведений о жизни и работах Прохора «с Городца» дошло да наших дней очень немного. Те, что сохранились в Троицкой летописи, сообщают о том, что он вместе с другими известными иконописцами расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Специалисты предполагают, что Прохор был значительно старше и опытнее других иконописцев, работающих вместе с ним, в летописи о нем всегда говорилось, как о «старце».

Искусствоведы приписывают его кисти следующие работы:

  • «Воскрешение Лазаря»;
  • «Вознесение»;
  • «Тайная вечеря»;
  • «Положение в гроб»;
  • «Успение»;
  • «Распятие»;
  • «Сошествие Святого Духа»;
  • «Сошествие в ад».

Для справки: для всех перечисленных выше работ характерны одни и те же особенности написания, то есть автор, создавая их, применял технику нанесения сочных бликов, резких высветлений. Также на этих образах схожи фигуры святых, они имеют небольшие руки, островатые носы.

Искусствоведы считают, что отпечаток на творчество иконописца отложило знакомство с работами иных московских мастеров, например, Гойтана, Ивана и некоторых других.

9. Алекса Петров (13 век)

Согласно летописным источникам, иконописец Алекса Петров жил и творил в 13 веке. Исследователи считают, что он, скорее всего, обучался иконописи в Западной Европе.

Его работы выполнены в традиционном византийском стиле, образы на них, облачены в одежду романского стиля, у них орнамент схожий с тем, что был в Византии.

Для справки: известнейшей работой Алексы Петрова стала икона Николая Чудотворца, она создавалась для церкви Николы на Липне в 1294 году. На сегодняшний день этот памятник древнерусского искусства хранится в Новгородском музее-заповеднике. О том, что работа принадлежит кисти этого мастера, исследователи определили по надписи в ее нижнем поле.

8. Алипий Печерский (около 1070 — 1114)

Алипий Печерский был известным иконописцем, мозаичистом, ювелиром, жившем в 9 веке. Также он имел статус преподобного святого. Иконописи учился у греческих мастеров.

Искусствоведы нашли летописные источники, согласно которым стало известно, что он был почитаем на Руси, обладал даром целителя, совершал чудеса, также чудесную силу имели иконы, написанные им.

К сожалению, авторские произведения иконописца не сохранились до наших дней. В одном из источников сообщается, что художник написал пятифигурный Деисус, две наместные иконы.

Некоторые исследователи также пришли к выводу, что иконописец написал «Ярославскую Оранту», которая впоследствии была принесена в дар Успенскому собору, располагающемуся в Ростове.

7. Федор Зубов (около 1647 — 1689)

Художник Федор Зубов был руководителем жалованных иконописцев при Московском Кремле. Искусствоведы считают, что он писал свои работы в стиле барокко.

Он был создателем большого количества икон, образы его кисти можно увидеть на стенах множества русских монастырей.

Интересный факт: иконописец проработал в столице более 40 лет, стать мастером при царском дворе и получать жалованье за свою работу его подтолкнуло несчастье, в его семье в 1660-е гг. царил голод.

Исследователи его творчества пришли к выводу, что основными чертами его произведений являются:

  • каллиграфический стиль;
  • преобладание декоративного «узорочья»;
  • стремление к объединению древних традиций иконописи и новаторских достижений.

Наиболее известными его работами считаются:

  • «Спас Нерукотворный»;
  • «Святитель Николай»;
  • «Иоанн Предтеча»;
  • «Рождество Богородицы»

и некоторые другие.

6. Симон Ушаков (1626 — 1686)

Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.

До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.

Интересный факт: живописец не стремился писать образы в соответствии с древними образцами, он приглядывался и к веяниям западного искусства, старался изобрести новые композиции, придавать фигурам святых движение и характер.

Его кисти принадлежат следующие работы:

  • «Христос Эммануил»;
  • «Христос – Великий Архиерей»;
  • «Богоматерь Елеуса Киккская»

и некоторые другие.

5. Гурий Никитин (1620 — 1691)

Живописец Гурий Никитин был одним из известнейших мастеров фрески и иконописи в 17 веке. Где и кого учился художник своему мастерству неизвестно.

В 1670-х гг. он работал в Москве, где и стал жалованным иконописцем. Искусствоведы предполагают, что его кисти принадлежит роспись в следующих храмах:

  • Крестовоздвиженском соборе в Романове;
  • Архангельском соборе в Московском Кремле;
  • Спасском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

и некоторых других.

4. Дионисий (около 1440 — 1502)

Исследователи считают московского иконописца Дионисия продолжателем традиций Андрея Рублева.

Интересный факт: фрески Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти иконописца, прекрасно сохранились и позволяют искусствоведам как можно больше узнать о манере письма художника. Эта работа мастера никогда не подвергалась серьезной реставрации, поэтому сохранилась практически в первозданном виде.

К известным работам иконописца относятся:

  • роспись собора Рождества Богородицы;
  • росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря;
  • «Богоматерь Одигитрия»;
  • «Крещение Господне»;
  • «Сошествие в ад»

и другие.

3. Даниил Черный (около 1350 — 1428)

Иконописец и монах Даниил Черный был современником Андрея Рублева. Имел статус преподобного святого. Искусствоведы видели в его работах черты, заимствованные у византийских мастеров, в связи с чем его считали художником старшего поколения.

Интересный факт: исследователи считают этого иконописца учителем Андрея Рублева. Они часто писали свои работы вместе, поэтому их творчество трудно разграничить. Однако вышеупомянутая манера письма старшего художника позволяет предположить, что его кисти принадлежат такие иконы, как «Лоно Авраамово», «Богоматерь», «Апостол Павел» и некоторые другие.

2. Андрей Рублев (около 1360 — 1428)

Этот иконописец остался в русской истории наиболее известным и почитаемым. Он создал большое количество произведений, был знаменит своим индивидуальным стилем, прекрасно владел несколькими художественными традициями.

Его кисти причислены следующие работы:

  • «Троица»;
  • фрески Церковь Спаса в Андрониковом монастыре, Церковь Святой Троицы в Троицком монастыре;
  • «Умиление»

и многие другие, но сведения о них нельзя назвать достоверными.

1. Феофан Грек (около 1340 — около 1410)

Искусствоведы считают, что художник Феофан Грек родился в Византии, именно там он создал свои первые работы, которые, к сожалению, не сохранились до сегодняшнего дня. Славу автору принесли произведения, созданные тогда, когда он жил на Руси.

Кисти мастера приписывают росписи:

  • Архангельского собора;
  • Благовещенского собора

и других.

А также некоторые иконы: «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери».

Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку

Почему византийскую икону мы не отличаем от русской?

Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.

Алексей Лидов

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.

Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.

Воскрешение Лазаря (XII век)

Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.

Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.

Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)

Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.

Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера. Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.

Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.

На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.

Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова. Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство. В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.

Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку. Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии. Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).

Таким образом, обнаженная пятка – это одновременно намек на жертву Христа и грядущее Спасение – воплощение высокой духовной «диалектики» общеизвестного пасхального песнопения «Смертию смерть поправ».

Автор иконы подчеркивает мысль о Христе, который претерпел страдания, но именно через эти страдания поразил искусителя в голову и одержал победу над смертью.

Рельефная икона святого Георгия (середина XIII века)

Рельефные иконы, которые непривычны для нас, в Византии хорошо известны. Кстати, в рельефе довольно часто изображался именно святой Георгий. Византийские иконы делались из золота и серебра, и их было довольно много (об этом мы знаем из дошедших до нас описей византийских монастырей). Несколько таких замечательных икон сохранились, и их можно увидеть в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции, куда они попали в качестве трофеев Четвертого крестового похода.

Деревянные рельефные иконы – попытка заменить драгоценности более экономичными материалами. В дереве привлекала и возможность чувственной осязаемости скульптурного образа. Хотя в Византии скульптура как иконная техника была не очень распространена, надо помнить, что улицы Константинополя до разорения его крестоносцами в XIII веке были уставлены античными статуями. И скульптурные образы были у византийцев, что называется, «в крови».

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». Он вносит в икону очень важное временное измерение, напоминая о грядущем Втором пришествии.

То есть речь идет не о реальном времени, или даже историческом измерении древнехристианской истории, а о так называемом иконном или литургическом времени, в котором в единое целое сплетено прошлое, настоящее и будущее.

В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей. По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.

Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

В нижней левой части, у ног святого Георгия – женская фигурка в богатом, но очень строгом облачении, которая в молитве припадает к стопам святого. Это и есть неизвестная нам заказчица этой иконы, по всей видимости соименная одной из двух святых жен, изображенных на обороте иконы (одна подписана именем «Марина», вторая мученица в царских одеяниях является изображением святой Екатерины или святой Ирины).

Святой Георгий – покровитель воинов, и, учитывая это, можно предположить, что заказанная неизвестной женой икона – обетный образ с молитвой о муже, который в это очень неспокойное время где-то сражается и нуждается в самом непосредственном покровительстве главного воина из чина мучеников.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета. И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.

Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.

В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент

Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.

Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.

Искусство иконописи Византии Урок МХК в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В. — презентация

1 Искусство иконописи Византии Урок МХК в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.

2 Икона (греч. «образ») – изображение, выполненное на специальной доске, используемое во время богослужения.

3 Иконоборцы — противники иконописи, считавшие иконопись – идолопоклонством. Требовали создания нейтральных картин, пейзажей. Период иконоборчества – гг.

4 Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взгляд увеличенных глаз, статичность, условность одежды, подчёркивающей бесплотность фигур. Цвет символичен. Золото и пурпур – идея царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.

5 Одна из ранних икон, запечатлела святых мучеников, особенно почитавшихся в Константинополе. Торжественно держат они в руках большие кресты – символ мученической смерти. Согласно легенде, железные обручи на шею, напоминающие ожерелья, были одеты на них по приказу императора Максимилиана. Для всеобщего осмеяния их водили в женской одежде по улицам Рима. Святые мученики изображены погрудно. Они пристально смотрят на нас. Этот взгляд передан с помощью неестественно больших глаз Сергий и Вакх. VI век. Государственный Музей г.Киев

6 Владимирская Богоматерь. Начало XII века. Государственная Третьяковская галерея. Привезена на Русь из Константинополя в 1115 году. Одна из самых почитаемых православных святынь. «Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства» ( Н.Грабарь, художник, искусствовед)

7 Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочиние (добрый порядок) и непрестанная молитва. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописания святых, молился, соблюдал пост, то есть воздерживался от обильной еды. Таким образом он приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли «умным деланием». Стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу. С XIV века иконопись превратилась в наследственную профессию. Когда отец обучал сына с раннего возраста, навыки иконописания были глубже и прочнее. Мастерством овладевали постепенно. Сначала ученик помогал готовить доски для икон. Обычно они были из липы, реже — из сосны, ели или дуба. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, потом делали с одной стороны углубление -ковчег, на котором писали икону. Изображение было окружено своеобразной рамой — выступом. Этим оно как бы отодвигалось в иной мир.

8 Следующая важная ступень, к которой допускались ученики, — проклеивание доски и покрытие её особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт — его называли левкас — готовили из мёда или гипса и накладывали на доску несколькими слоями. Был свой левкас и для настенных изображений. Мы привыкли называть его штукатуркой. Затем на грунт наносили рисунок — следуя канону, строго по образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Наконец наступал главный этап -рисунок покрывали красками. На Руси писали в -основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов (разноцветных камней) и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Для того чтобы краски на иконе были яркими, чистыми, сияющими, нужно было тщательно подбирать и смешивать составные части. Этим искусством очень дорожили и как драгоценность передавали его по наследству.

9 Сверху изображение покрывали олифой — прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела, и за лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие древние иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века. Иконописец, приступая к работе, всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера — человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельству летописей.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *