Венчание развод

Развод: как развестись в Церкви?

Как показывает статистика, количество разводов в нашей стране неуклонно растет. 40% разводов приходится на первые 4 года совместной жизни, наибольшее количество браков распадается у людей в возрасте 18 – 35 лет, каждый второй брак в России заканчивается разводом – за этими сухими цифрами стоят неудавшиеся человеческие судьбы, брошенные дети. К сожалению, эта беда касается и православных людей – венчание не всегда оказывается залогом счастливой семейной жизни.

О проблеме разводов мы решили поговорить с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, ректором Свято-Тихоновского Православного университета.

Развод – свидетельство о смерти

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

Фото Юлии Маковейчук

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод действительно является освобождением.
– Это мало у кого вызывает сомнение. Но, не так давно, беседуя в школе со старшеклассниками, я услышал неожиданный вопрос, на который хотелось бы услышать именно Ваш ответ: мама и папа у мальчика – венчанная пара. Но, к сожалению, через некоторое время папа начал сильно выпивать. Как Вы думаете, стоит ли разводиться этим людям? Или мама все же сможет спасти папу, вытащить его из алкогольной ямы?

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Я думаю, глубинный смысл этой фразы в том, что грех часто так травмирует, так тревожит душу, что человек оказывается более близким к покаянию, чем в евангельской притче, где благополучный фарисей с окамененным сердцем, который, согласно Евангелию, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Евангелие от Луки, глава 18 стихи 11-13).

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком»? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей. Или мы, следуя философии Льва Николаевича Толстого, должны не сопротивляться злу и греху насилием, даже если насилию подвергается твоя мать, супруга, сестра?..

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Счастливы по-своему?

– Кстати, Вы упомянули Толстого, у которого есть известная фраза, что все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастны по-разному. Можно ли все же подвести общий знаменатель под причинами разводов?

– Действительно, в самом начале романа «Анна Каренина» Толстой написал такие слова, но, я думаю, это обычный литературный прием. На самом деле, и счастливые семьи могут быть счастливы совершенно по-разному. Я думаю, общим знаменателем развода является отсутствие любви.

Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, опять же, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них. Например, муж начинает пьянствовать и, тем самым, делает их жизнь пыткой, хотя его, мужчину, никто не обижает. Или, наоборот, непотребно ведет себя жена. Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.

– А как, по Вашему мнению, удержать любовь, не допустить ее оскудения?

– Апостол Иоанн в письмах к первым христианам – своим ученикам написал такие слова: «Бог есть любовь» (1 Послание апостола Иоанна глава 4, стих 8). Поэтому подлинная любовь имеет Божественную Природу, и ею человек живет лишь по дару Божьему. В русском языке словом «любовь» называют самые разные проявления взаимоотношения полов. Ведь, согласитесь, можно любить мороженое, а можно – жену.

Но в греческом языке, на котором и написано Евангелие, есть несколько слов, обозначающих любовь. Господь и апостолы, говоря об отношениях в браке, употребляют наименование «агапе». Источником такой любви является Бог.

Да, влюбленность, половое влечение – естественно, однако оно быстро проходит. Это нормальные, но временные чувства. Они похожи на красивый и яркий цветок, который существует лишь для того, чтобы дальше появился плод. Посмотрите, как красиво цветут яблони, но кушаем-то мы не эту красоту, а яблоки. В семейной жизни таким съедобным плодом является любовь. Ее даже нельзя назвать чувством. Подлинная любовь – это устроение сердца, благодатный Божий дар. Она бескорыстна, она отдает себя другому, поэтому у нее жертвенная, крестная природа.

Посмотрите на пример святых: такие люди любили всех, весь мир – и добрых, и злых. Человек, имеющий настоящую любовь, может пожертвовать всем, даже собой, ради совершенно незнакомца. С ее помощью супруги становятся единым духовным организмом. Дар такой любви они получают в Таинстве Брака или Венчания.

– Возможно, я задам наивный вопрос, однако, он интересует многих людей. Дело в том, что у меня есть много знакомых, которые после Венчания разводятся буквально через год или два. Получается, в Таинстве Брака Господь не дает гарантии долгой и счастливой семейной жизни в любви и согласии? Но почему?

– Господь вообще никаких гарантий не дает, потому что Он дал человеку свободу воли, а подобный «страховой полис» свыше лишил бы нас ее.

Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Причем, этот дар обладает свойством вечности. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.

Ту благодать, тот дар, который супруги получают в Таинстве Брака, можно сравнить со свечкой, с маленьким огоньком, который можно потушить и растоптать, а можно беречь, пока из него не разгорится костер. Поэтому само по себе Венчание ничего не гарантирует, так же как и Таинство Крещения не гарантирует причисления к лику святых. Просто Господь дал нам такую возможность, такой дар – родиться в новую жизнь, стать если не святыми, то добрыми и благородными людьми.

Посмотрите на физическое рождение: сам по себе этот радостный факт вовсе не означает, что человек не будет болеть и безбедно жить. Для того чтобы он вырос, младенца нужно питать, беречь, заботиться, а если вдруг заболеет – лечить. Так и благодать, полученную в любом Таинстве, нужно «вырастить».

«Насильно мил не будешь»

– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?

– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.

Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?

Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.

– Но, Вы говорили, что если супруги верующие и брак освящен Церковью, это вовсе не означает, что их союз будет вечным…

– Чтобы лучше понять смысл христианского брака, почему подлинная любовь между верующими супругами пребывает вовек, лучше обратиться к истории Церкви. Сегодня Венчание многие воспринимают просто как красивое и пышное представление. Однако в первые века истории Церкви оно совершалось совсем по-другому. Люди, вступающие в брак, получив благословение епископа или священника, объявляли о своем решении перед верующими на Литургии, причащались, а в это время церковная община молилась за них. То есть с первого же момента браку давалось евхаристическое измерение.

– А что значит «евхаристическое измерение»?

– Евхаристия – вершина богослужения и его самая главная часть. А в самом начале Евхаристии (Литургии) священник произносит такие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Что они означают? Царство Божие, казалось бы, такое далекое и недосягаемое, спустилась сюда, на землю. И в момент самого причащения Тела и Крови Христа священник говорит, что это причастие человек принимает «в жизнь вечную».

То есть уже здесь, на земле, люди становятся «гражданами» вечного Царства Божьего. И супруги, причащающиеся на Литургии, не исключение: их брак получает вечное измерение – отныне они всегда будут вместе, даже после смерти. Действительно, если они всей душой и сердцем, всеми желаниями и помыслами устремлены к Богу и хотят вечно быть вместе, неужели Господь их там разведет?!

Когда уже не праздник…

– А если венчанный человек женится или выходит замуж второй или третий раз?

– Он разрушает единство, теряет ту благодать, которую дал ему Господь. Церковь никогда не приветствовала разводы и повторные браки, а если и разрешала, то лишь из человеческой немощи, по слову апостола Павла: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Послание к Коринфянам 7 глава, стих 9).

Однако это нисхождение всегда сопровождала епитимья – отлучение от Причастия минимум на год. Посмотрите чинопоследование второго или третьего венчания. Это уже не праздник, а сплошные покаянные молитвы… Ведь человек нарушил свои обещания. Во время Таинства Брака он просил и получил от Бога дар, но попрал его, изменил. Эта измена заключается в недостатке веры и любви. Именно поэтому, венчаясь второй или третий раз, человек не радуется, а кается.

– Кто, по Вашему мнению, чаще виноват в разводе: мужчина или женщина?

– Конечно, как правило, развод – это вина двоих, хотя не редко и одного. Например, муж изменяет жене. Она его любит, пытается построить семью, а он живет на две семьи. В ком причина? Думаю, в мужчине. И здесь женщина должна либо смиряться, согласиться жить на две семьи, либо, как делают большинство, разводиться. Бывает, наоборот, муж хороший семьянин, а женщина – «разгуляй». Так что однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

С одной стороны, мужчин в России намного меньше, чем женщин, но последние, наверное, больше дорожат семейной жизнью. С другой стороны, одной из основных причин потери стабильности семейной жизни является эмансипация женщин, понятая как формальное уравнивание их прав. Поэтому, женщины перестали понимать по-христиански свою роль в семье и стремятся только к юридическому равенству с мужчинами.
– Христос указал лишь одну причину для развода – измену. Почему же, чем дальше развивалась и росла Церковь, тем этих причин становилось всё больше? Сейчас, по-моему, их уже несколько десятков…

– Православная Церковь относится к разводам, конечно, отрицательно, но по факту, в пастырской практике она довольно-таки легко сегодня принимает то, что существует: никаких серьезных прещений (наказаний) на тех, кто разводится, не накладывается.

Случаи повторного Венчания и вступления в брак встречаются довольно часто. Нельзя сказать, что Церковь потакает этому, но, во всяком случае, прежней евангельской строгости нет.

Я думаю, причиной этого является XX век, когда в условиях гонений Церковь не могла адекватно реагировать на происходящие изменения в сознании общества: те, кто еще недавно учился в духовных семинариях, начали стрелять в иконы… Церковной реакции на это в условиях гонений, по понятной причине быть не могло. А сегодня, после того, как в XX веке люди уже defacto привыкли к существующему положению, очень трудно возвратиться к каноническим нормам. Я считаю, в нашей Церкви этот вопрос до сих пор по-настоящему не ставился и не разбирался.

Как развестись в Церкви?

– В загсе есть юридическая процедура росписи и развода. А в Церкви – Таинство Венчания. А если люди разводятся, происходит ли в храме процедура развенчания? Если нет, почему?

– В Церкви не существует процедуры «развенчания».

Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. И в храме происходит не процедура росписи, а именно Таинство, и это не Таинство Венчания, а Таинство Брака. Роспись, заверяемая государственным служащим загса – это договор, который можно расторгнуть в любое время. А природа Таинства совершенно иная. Поэтому никакого «таинства развенчания» не существует.

Студенческий альманах православного миссионера «Призвание» № 8, 2011.

Вы прочитали статью «Как развестись в Церкви?» Читайте также:
С любимыми не разводитесь…

Семья на грани гибели

Пережить развод, или Мое большое маленькое чудо

Считается, что церковный брак – самый крепкий. Венчание дарует духовную силу. Однако реальность показывает, что божья защита не всегда работает – браки все равно распадаются. Встает вопрос, можно ли развенчаться, если брак распался. В большинстве религий этого делать нельзя, однако в христианстве такая практика существует. Как это происходит? Давайте разбираться.

Ниже расскажем об основных причинах, которые позволяют расторгнуть церковный брак. А также ответим на распространенные вопросы: что делать с кольцом и можно ли проходить обряд венчания повторно.

Перечень причин

Для расторжения брака существует целый ряд поступков, порицаемых церковью:

  1. Измена одного из супругов. Она является основным поводом к разводу не только в ЗАГСе, но и в церкви.
  2. Официальный развод также становится поводом к развенчанию. Поэтому развенчаться с бывшей женой после развода сложно, но можно.
  3. Венерические заболевания, зависимости (игромания, наркомания, алкоголизм). Психические отклонения.
  4. Принятие другой веры одним из супругом.
  5. Создание новых брачных союзов.
  6. Уголовная ответственность на одном из супругов.
  7. Домашнее насилие.
  8. Аборт.
  9. Попытка суицида.
  10. Извращения в половой сфере: инцест, многоженство.
  11. Бесплодие.
  12. Принуждение ко вступлению в брак.

Подробная инструкция, как развенчаться после развода, будет описана ниже.

Процедура развенчания

Получить разрешение на развенчание после развода как мужу, так и жене будет сложно. Есть свои специфические особенности и подводные камни. Рассмотрим их.

Куда обращаться

Сначала следует обратиться в местную церковь. Там подскажут, в какую епархию отправлять прошение на развенчание.

Следует учитывать, что по неуважительным причинам (малый бюджет, несоответствие характеров, личная неприязнь) гарантирован отказ.

Кроме того, если один из супругов готов идти на уступки ради сохранения брака, то церковь будет на стороне этого человека.

Какие документы нужны

Основными документами, необходимыми для процедуры развенчания церковного брака, являются:

  1. Паспорта разводящихся.
  2. Свидетельство о расторжении брака.
  3. Свидетельство о заключении церковного брака.

Если есть какие-то медицинские отклонения, показывающие недееспособность одного из супругов, то также стоит предоставить соответствующие документы.

Помимо пакета этих документов в епархию следует отправить прошение о развенчание. В какой форме и на чье имя оформлять документ, подскажут в храме.

Стоимость

За процедуру платится символическая сумма, устанавливаемая священниками в каждом храме. Как правило, она не превышает 500 рублей.

Кроме того, она является необязательной платой, вносить деньги можно по желанию.

Этапы

Рассмотрим правила развенчания в православной церкви и последовательность действий:

  1. Собрать необходимые документы, описанные в предыдущем пункте.
  2. Подать прошение в епархию на имя архиерея. Форму уточнять в конкретном храме по месту обращения.
  3. Пройти собеседование со священником. В нем следует указать все причины развенчания.
  4. Пройти повторный процесс венчания (при желании).

Процедура простая, но очень долгая по времени. Она может занимать от 3 месяцев до года. Это зависит от условий работы и загруженности епархии.

Как поступить с венчальным кольцом

Несмотря на развод и развенчание, есть несколько моментов, касающихся венчального кольца.

Во-первых, есть множество примет связанных с утерей первого венчального кольца, сулящих негативные последствия и неприятности всем родственникам семьи, вплоть до летального исхода.

Во-вторых, венчальное кольцо рекомендуется в любом случае, независимо от наличия повторных бракосочетаний, убрать, спрятать у себя дома, но не выбрасывать, не терять его.

В-третьих, если нет повторного брака и венчания, то разрешается носить венчальное кольцо. Никаких бед и грехов это не сулит.

Венчание после развода второй раз

В церкви считается, что венчание – бракосочетание супругов на целую жизнь. Однако в современном мире многие церковные служители идут на уступки тем, кто хочет пройти обряд венчания во второй раз. Сложнее процесс происходит в третий раз. По факту за жизнь максимум обвенчаться можно всего 3 раза.

Дата венчания

Разрешено проводить обряд в нечетные дни недели (понедельник, среда, пятница и воскресенье).

Правда, на эти дни не должны приходиться праздники:

  1. Пасха.
  2. Усекновение главы Иоанна Предтечи (а также его канун).
  3. Воздвижение Креста Господня (а также его канун).

Также не проводится венчание в посты и масленичную седмицу.

Подготовка

Перед повторным венчанием (как и перед первым) следует пройти трехдневный пост. Можно заранее исповедоваться и причаститься. Некоторые священники проводят эти обряды прямо перед церемонией венчания.

Также следует подготовить:

  1. Иконы Иисуса Христа и Богородицы. Либо принести из дома, либо купить.
  2. 2 венчальные свечи, белый рушник.
  3. Кольца. Старые использовать нельзя, приобретите новые.
  4. Нательные кресты.
  5. Наряд невесты. Он должен быть скромный (все части тела должны быть закрыты) светлого тона. Голова обязательно должна быть покрыта. Следует надеть удобную обувь, поскольку процесс будет долгим.

Несмотря на то, что свидетели и гости не разрешены для повторного венчания, заказать хор и звон колоколов вполне можно.

Фото- и видеосъемку следует обговорить заранее. В некоторых храмах она разрешена.

Описание обряда

Главное отличие повторного венчания от первого: отсутствие венцов над головами брачующихся. Даже если второй супруг участвует в таинстве в первый раз, венец ему не дают.

Как проходит обряд:

  1. В храме подаются документы брачующихся и прошение на имя архиерея. Вносится добровольная сумма.
  2. При наличии благословения и официально зарегистрированного брака в процессе венчания должны принимать участие только супруги и священник.
  3. Обряд венчания проводится аналогично «первому разу».

Следует помнить, что обряд должен проходить при полном решении связать с судьбу с человеком. Должно быть уважение, доверие и ответственность за свой выбор. И, конечно же, любовь: не только телесная, но и духовная.

Нюансы

Венчание проводится только для тех, кто крещен в православии. В некоторых случаях исключение делается для представителей католицизма, лютеранства и англиканства.

Нельзя венчаться с представителем мусульманства, иудаизма, буддизма.

Запрещено венчание близких родственников (инцест).

Венчание проводится только с 18 лет, не раньше!

Важно, чтобы дата венчания не выпала на критические дни женщины. В эти дни представительницам прекрасного пола запрещено входить в храм.

Венчание проходит в 2 этапа:

  1. Обручение. Трехразовое крещение молодоженов, вручение колец и следующий за этим трехкратный обмен венчальными кольцами.
  2. Таинство. Здесь супруги должны ответить на вопросы священника. Он читает молитвы. В заключение молодожены выпивают из специальной чаши символические глотки церковного вина.

В завершение супруги 3 раза обходят вокруг аналоя и получают благословение (с помощью икон) на брак.

Венчание в третий раз

Как правило, многие священники не берутся проводить процесс венчания в третий раз. Исключение составляют вдовцы и вдовы. При этом церемония, если она состоится, проходит аналогично описанной выше.

В следующем видео священник рассказывает о процедуре развенчания.

В каждом конкретном случае церковь принимает решение индивидуально, но если причина разрыва банальна (не сошлись характерами или недостаточный заработок одного из супругов) скорее всего, вам откажут в благословении на развод после венчания с бывшей женой или с мужем.

В беседе настоятель разъяснит важность брака, узнает причины, побудившие обратиться за развенчиванием, сообщит о возможных последствиях. Только после беседы, если решение осталось неизменным, настоятель рекомендует написать прошение в Епархию

Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать.

Решение должно быть взвешенным и обдуманным. Для развенчивания приходят в церковь, где происходило венчание. Перед тем, как действовать, необходим предварительный разговор с настоятелем, совершившим венчание. Иногда нет возможности посетить ту же церковь, поэтому обращаются по месту жительства.

На момент свадьбы дальнейшая совместная жизнь виделась исключительно в радужных тонах. В этот момент на совместную жизнь смотришь позитивно, есть твердая уверенность в том, что конфликтные ситуации будут разрешаться без проблем. Однако, случается так, что, со временем, совместная жизнь теряет свои яркие краски. Конфликты возникают на ровном месте, даже из-за пустяков.

Если муж приходит домой пьяный и избивает жену, надо ли говорить ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Может ли развод быть благом, просто констатацией давней или недавней смерти семьи?

Причины расторжения церковного брака

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей

Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил

В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком

Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.

  • Один из супругов принял другую веру. В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.
  • По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
  • Супруг после гражданского развода завел новую семью. Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны. Это является веской причиной для получения разрешения на церковный развод.
  • Диагностировано бесплодие супруга (жены). Это большая беда, против которой сложно что-то предпринять. Благодаря научному прогрессу существует несколько способов завести детей – суррогатное материнство, искусственное оплодотворение. В крайнем случае супруги могут взять ребенка из детского дома. Но не каждый пойдет на это. Поэтому церковь не противится естественному желанию человека завести другую семью, где он сможет иметь собственных детей.
  • Супруг/супруга отсутствует длительное время (более 5 лет), не дает о себе знать или находится в местах лишения свободы.
  • У супруга (или супруги) выявлено неизлечимое психическое расстройство, особенно, если его поведение несет угрозу жизни членов семьи.
  • У супруга или супруги проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм, наркомания.
  • Супруг систематически применяет насилие в семье, рукоприкладство. Для получения разрешения на развенчание следует доказать этот факт документально.
  • Жена сделала аборт, не глядя на желание мужа иметь ребенка. Здесь учитывается состояние ее здоровья и отсутствие противопоказаний к беременности и родам.

За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Церковь вчера и сегодня

Мы знаем, что в начале 20 века верующие люди, и в частности, прихожане евангельских церквей подвергались жестоким гонениям. Мужчин-служителей расстреливали, отправляли в ссылки и лагеря, лишали возможностей для получения хорошего образования и карьерного роста. Это привело к тому, что в церквях количество женщин во много раз превышало количество мужчин. Учитывая, что церковь благословляла только браки с единоверцами, многие прихожанки так и оставались одинокими. Некоторые вступали в брак с «неверующими» без венчания, а потом возвращались с покаянием в церковь. В советском обществе разводы хоть и были, но считались чем-то неприличным, а в гонимой церкви, да еще и с огромным гендерным перекосом, они были практически немыслимы.

После крушения «железного занавеса» ситуация коренным образом изменилась. В 90-х гг. 20 века в нашей стране у людей появилось больше прав и свобод, в том числе и от нравственных устоев, что, конечно же, отразилось и на семейных ценностях. В этот же период времени в евангельских церквях началось пробуждение, на служения стали приходить мужчины и женщины, люди разных возрастов. Тогда же начали открываться первые реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов. Так сложилось, что именно евангельские церкви стали первопроходцами на этом пути, предложив наиболее эффективные программы помощи зависимым людям.

На сегодняшний день эти программы признаны ведущими экспертами в области наркологии. Служение достигло больших масштабов. Некоторые церкви возникли именно благодаря служению наркозависимым людям. В некоторых крупных церквях сегодня более половины (!) прихожан – бывшие наркоманы.

Как развенчаться в церкви если один из супругов против этого? Скорее всего, никак так как церковь с большей степенью вероятности будет против. Хуже всего, если одна из сторон, не получив благословения на повторное венчание обманет церковных служителей, и примет участие в данном таинстве. Это серьезный грех, и отвечать человек будет перед Богом.

Эта позиция просматривается в том, что священники не дают благословления на, а церковный развод не может быть раньше гражданского. Но даже в дореволюционное время было принято отпускать грех разрушения семьи и разрешать вступать в новый церковный брак невиновному супругу.

Конечно, каждый личность и на формирование характера влияют очень много различных факторов, но общие черты неизменны: Водолеи — творческие, девы — организованные, стрельцы — добрые. И не говорите, что вы этого не замечали. Каким бы категорическим не было ваше мнение относительно гороскопов, прочитав собственный вы хоть на долю секунды задумываетесь над тем, что вас ожидает.
Понятно, что в 90-е годы и в начале 2000-х было модно венчаться, часть людей так «по моде» и повенчались. Помню, в больших городских соборах венчание было поставлено «на конвейер», по несколько пар в день, я сам это видел. Венчание суеверно рассматривалось как гарантия счастливой семейной жизни.

Церковь не считает развод противоречащим православной доктрине, если супруг:

  • Отпал от православия (это сугубо религиозная причина и имеет принципиальное значение только для глубоко верующих людей, но вовлечение супруга в какие-либо экстремистские организации может затронуть даже самую светскую невоцерковленную семью);
  • Прелюбодействует, то есть изменяет второму супругу;
  • Имеет противоестественные пороки – мужеложство, женолюбство, скотоложство;
  • Неспособен к брачному сожитию вследствие врожденного или приобретенного порока здоровья или самоповреждения;
  • Болен проказой, сифилисом, СПИДом, алкоголизмом, наркоманией;
  • Безвестно отсутствует;
  • Осужден к лишению свободы за тяжкие преступления (дореволюционные церковные правила допускали расторжение брака с осужденным к лишению свободы и лишению прав состояния, но современные правила приведены в соответствие с нормами действующего уголовного права);
  • Посягает или посягал на жизнь и здоровье членов семьи (нанес им побои, увечья, причинил повреждение здоровья);
  • Занимается снохачеством (половая связь свекра с невесткой), сводничеством (содействие внебрачным половым связям других), извлекал выгод из непотребств супруга (такое случается, когда супруг понуждает другого супруга к занятиям проституцией, распространяет в целях извлечения выгоды фотографии и видеозаписи элементов половой жизни супруга);
  • Вступил в новый брак (вступить в брак юридически можно только после расторжения предыдущего брака согласно семейному законодательству, но развод по закону не отменяет венчания; а вот вступление супруга в новый брак исключает сохранение венчаного брака);
  • Неизлечимо болен тяжким душевным расстройством, устраняющим возможность продолжения брачной жизни;
  • Злонамеренно оставил супруга вследствие чего брачная жизнь стала невозможно.

В православии влюбленные люди иногда решают скрепить свой союз перед Богом и проводят обряд венчания. Но что делать, если семья распалась? Можно ли развенчаться?

Впервые список причин, дающих возможность православным прихожанам получить у церкви развод, был составлен в 1918 году. Со временем этот перечень был несколько расширен.

Для христианина – обязательный. Но если люди венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде, таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: «Кто верует и крестится, тот спасен будет».

Я объясняю, что, вступая в венчанный брак, они публично обещали Богу и Церкви хранить любовь и верность друг другу всю жизнь, а тут – «здрасьте». Поэтому, я считаю, вопрос уместен: «Что у вас произошло?» Хотя бы потому, что они получат сейчас церковный развод с правом вступления во второй венчанный брак, и где гарантия, что печальная история не повторится? Жизнь не всегда складывается именно так, как хочется человеку. Браки и семьи распадаются по многим причинам. И если в мирской жизни проблем с разводом обычно не возникает, то после венчания пара может столкнуться с серьезными проблемами. Ведь это особое таинство, по поверьям, связывающее молодых на всю жизнь.

Жизнь взрослых и детей после развода

Статистика показывает, что после неудачного брака молодые люди повторно начинают семейную жизнь. Мужчины это делают в 50% случаев, а женщины в 30%. Для женщин это обусловлено тем, что по природе они больше склонны к привязанности. Также зачастую именно женщины после развода продолжают воспитывать детей.

Как показывает жизнь, не все свободные мужчины готовы взять на себя ответственность одновременно за женщину и ее ребенка. Законодательство РФ не ограничивает граждан в количестве оформленных и расторгнутых браков. При этом для заключения нового брака гражданин обязательно должен быть в разводе. Если один из разведенных родителей заключает новый брак и в нем также рождаются дети, суд может уменьшить размер алиментных выплат. А это значит, что основная обязанность по содержанию ребенка ложится на родителя, с которым он проживает.

Развод после венчания. Можно ли развестись венчанным супругам

Для прошения нужно обратиться в местное Епархиальное управление, где подскажут, как правильно и на чье имя составить запрос.

В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла.
При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

В отличие от светского брака, основанием для расторжения брака церковного не могут быть такие распространенные причины, как «несходство характеров», «отсутствие общих интересов», «сексуальная неудовлетворенность». Суть у таких причин одна: супруги перестали получать удовольствие от совместной жизни.

Как правило, в этом случае возможно снисхождение и таинство проводится по первому чину. Однако встречается мнение, что нужно поступать по строгости и если это второй брак хотя бы для одного, нужно употреблять второй чин венчания. По словам отца Алексея в практики ни так часто совершаются повторные церковные браки.

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?
Разрушение церковного брака имеет страшные духовные последствия. Велико Таинство Брака. Сам Христос говорит о сочетающихся в браке: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Духу Святому не угодно разрушение семьи. В семейной жизни должны проявлять терпение как супруг, так и супруга.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Серьёзная и неизлечимая душевная болезнь и расстройство одного из супругов, когда партнёр не был осведомлён об этом.

В случае если доводы будут значимы, батюшке потребуются подтверждающие документы, а именно:

  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о заключении церковного брака;
  • документ, подтверждающие безвестное отсутствие второй стороны, его недееспособность или отбывание наказание в исправительном учреждении (решение суда);
  • справки из лечебных учреждений;
  • иные документы.

Того, что вы называете «развенчанием», в нашей церковной традиции не существует.

В случае если доводы будут значимы, батюшке потребуются подтверждающие документы, а именно:

  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о заключении церковного брака;
  • документ, подтверждающие безвестное отсутствие второй стороны, его недееспособность или отбывание наказание в исправительном учреждении (решение суда);
  • справки из лечебных учреждений;
  • иные документы.

Следовательно не имеет смысла говорить о духовных последствиях гражданского развода, раз для «гражданского брака» нет богословских, духовных оснований.

Что заставляет вас подавать на развод?» Некоторых этот вопрос удивляет и даже возмущает, потому что люди привыкли, что это их личное дело: захотел – женился, захотел – развелся. Зачем спрашивать?

Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и выносит свое суждение — можно повторно венчаться или нет.
Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз — большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен.

Любое использование материалов допускается только по согласованию с Редакцией с обязательной активной ссылкой на источник.

При венчании человек как бы обращается к богу: «Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить благословение на наш брак».

За годы советской власти в СССР выросло два поколения атеистов, для которых церковь была олицетворением мракобесия, что полностью соответствовало государственной идеологии. Однако после того как Советский Союз развалился, церковь начала переживать возрождение и многие бывшие атеисты вспомнили о православии.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *