Васнецов иконы

LiveInternetLiveInternet

Виктор Михайлович Васнецов

Со времени работы над «Каменным веком» Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.

Владимирский собор в Киеве

Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.

На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.

Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.

Князь Александр Невский Княгиня Ольга

Княгиня Евдокия Нестор-летописец

Алипий-живописец Богоматерь с младенцем

Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.

Крещение князя Владимира

Князь Андрей Боголюбский

Крещение Руси

На художника легла основная часть работы — центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.

За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства — памятников Новгородского, Московского, Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.

Страшный суд

Богоматерь с Младенцем на престоле Ангел с лампой

Христос-Вседержитель

Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажи живыми участниками истории, пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.

Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа.

Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве

Богоматерь с Младенцем

С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале ХХ века.

Бог Саваоф

«Единородный сын Слово Божие»

Распятый Иисус Христос

Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.

«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (левая часть)

«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (центр)

«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (правая часть)

В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе. Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в peлиrиoзной живописи».

Блаженство рая

Искушение Евы змием

Серафимы Эскизы орнаментов росписи

Эскизы орнаментов росписи

Собор святителей Вселенской церкви

Собор святителей Вселенской церкви

В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.

«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и чтo я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже от гордости — технику этого старого времени. Oказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того временя был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта» — таково было мнение самого Васнецова.

Этот отзыв — мужественное и гoрькое признание мастера, считавшего, что «нет на Руси для русского худoжника святее и плодотворнее дела как украшение храма».

Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого худoжественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное нoватoрское значение.

Журнал «Мир искусства» писал о сoборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным прoизведением и выдающимся памятником сoвременного русского религиозного сознания».

vasiliygf

Антимонголоидный разрез глаз
Разрез глаз антимонголоидный (опущены наружные углы глазных щелей) • монголоидный (опущены внутренние углы глазных щелей).
Признаки: индром Нунен (Нунан), олигофрения, депрессия.
синдромы: Франческетти, Аперта, Крузона, Гольденхара, Рубинстейна-Тейби, Асекеля;
Область склер. Углы глаз. Антимонголоидный разрез — угол глаза опущен, может наблюдаться у больных олигофренией.
Опущенные углы глаз в сочетании с улыбкой отмечаются при депрессии — симптом Пьеро, «улыбающаяся депрессия».
***
Васнецовские глаза — много отблесков, обусловленных большим количеством глазной жидкости, отмечаются у маниакальных больных.
***
Эпикантус (дугообразная вертикальная складка у внутреннего угла глаза) — синдромы: Карпетера, Эдварса, Дауна, Фримана-Щелдона, Клайфельтера, Элерса-Данлоса, Корнелии Де Ланге, Рубинстайна-Тейби, Целльвегера.
«Дефекты развития отдельных органов чувств нередко наблюдаются в клинической картине олигофрении. Наиболее часто отмечается недоразвитие органов зрения. Это нетрудно объяснить, если принять во внимание тесную связь формирования глаза с развитием головного мозга. К дефектам развития глаза, относительно часто наблюдающимся при олигофрении, относятся эпикантус (полулунная складка, закрывающая внутренний угол глазной щели)»Tags: психиатрия

Как Виктор Васнецов за 25 лет создал 5 тысяч квадратных метров церковной росписи



Мало кто знает о том, что застенчивый по своей натуре известный русский художник Виктор Васнецов, прославившийся своими «Богатырями», «Аленушкой», «Витязем на распутье», был довольно неординарной личностью, вызывавшей к себе неоднозначное отношение своих современников. Одни прописывали ему прозвище — «ясное солнышко», другие обвиняли в «ретроградстве и мракобесии», а современные искусствоведы, изучив и оценив все наследие художника, нарекли его «богатырём русской живописи». Как же по иному можно было назвать мастера написавшего множество грандиознейших полотен и создавшего более чем 5 тысяч квадратных метров церковной росписи.

«Портрет художника В.М. Васнецова» (1925 год). Михаил Нестеров.

Весной этого года мировая общественность отметила 170-летнюю годовщину со дня рождения гениального русского живописца, о творчестве которого много лет велись дискуссии в среде искусствоведов. Сложно найти среди художников рубежа 19-20 столетия, который своим творчеством вызывал бы такую бурю противоречивых откликов современников, нежели Виктор Васнецов. Его то искренне возносили, называя истинно народным мастером, то обвиняли в попытках возродить «византийский и древнерусский стили», считая его живопись мало интересной. Да и, если копнуть глубже, то сама жизнь художника покажется полной противоречий.

Немного о художнике


. Автопортрет. (1873 год). Третьяковская галерея. Виктор Васнецов.

В семье священнослужителя Михаила Васильевича Васнецова, отца художника, было шестеро детей, в которых он вкладывал всю душу и старался воспитывать их не только по религиозными правилами. Он прикладывал много усилий, чтобы его отпрыски всесторонне развивались, изучая различные науки.
Однако Виктор, выросший на вятской земле, где сказания, поверья, легенды бытовали в изобилии предпочел всем наукам «преданья старины глубокой». В нем с малолетства проявился дар к рисованию и сказочные сюжеты стали главной темой его рисунков. Талант мальчика конечно же не остался незамеченным, но родители многодетного семейства не могли позволить себе платное обучение сына в художественной школе. И Виктору пришлось довольствоваться духовной семинарией, где дети священнослужителей учились бесплатно.
Но окончить это учебное заведение Виктору Васнецову не довелось. За год до ее окончания с благословения отца он едет в Санкт-Петербург и поступает в Рисовальную школу, а вскоре становится студентом Академии художеств.

«Свеча, зажжённая перед ликом Господа»

Сын потомственного священника, которому была также уготована участь священнослужителя, еще юнцом, сбежавший от служения церкви, спустя годы вернулся туда зрелым художником. Он оставил на века память о себе как о величайшем мастере 19 века, расписав тысячи квадратных метров стен в церквях и соборах в России и за ее пределами.


Икона во Владимирском соборе в Киеве. Виктор Васнецов.

Пройдет не один год прежде чем мастер осознает, что: «Всё лучшее, что создаёт человек в искусстве, вдохновляется религиозными поисками. И нет для русского живописца более святого дела, чем украшение храма». И около двадцати пяти лет жизни именитый мастер в качестве иконописца потратит на создание более 5000 метров квадратных церковной росписи.

Христос-Вседержитель. Владимирский собор в Киеве. Виктор Васнецов.

Почти десятилетие живописец трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Более двух тысяч квадратных метров шедевральной росписи можно и в наши дни лицезреть на стенах этого храма. С его именем связана и церковная роспись Храма Спаса-на-Крови в Петербурге, где на фасаде здания можно увидеть четыре огромных работы иконописца, посвященных распятию Иисуса Христа.

Распятие Христа. Виктор Васнецов.

12 лет кропотливого труда ушло у художника на уникальную роспись Собора Александра Невского в Варшаве, где мастер расписал 2800 квадратных метров. С его авторских эскизов было создано шестнадцать огромнейших мозаичных сюжетов. К сожалению, красотой храма жители Варшавы любовались недолго. Польские власти, провозгласив независимость страны, приняли указ о сносе православных храмов. В 1926 году храм снесли с лица земли.

Мозаичные иконы собранные по эскизам Васнецова. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Расписывал русский иконописец и храм Марии Магдалины в Дармштадте (Германия), и Собор Александра Невского в Софии (Болгария), где и по сей день сохранились иконы кисти Виктора Васнецова.
Ко всему вышесказанному хотелось бы отметить, что русские монархи очень благосклонно относились к прославившемуся художнику. Александр III и Николай II были постоянными заказчиками Васнецова на исполнение архитектурных проектов и интерьерных росписей. Любопытно, что в 1912 году за творческие заслуги Виктору Васнецову Указом царя Николая II был пожалован дворянский чин.
Сейчас мало верится, однако были в творческой жизни гениального мастера времена, когда рассерженная публика демонстрировала свое недовольство, разворачиваясь к его работам спинами, что было горько осознавать самому живописцу. Один такой случай произошел во время экспозиции полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами».

«Поэма семи сказок» — последняя грандиозная задумка мастера


Царевна-лягушка. (1901-1918 г.г.) Виктор Васнецов.

На закате жизненного пути Виктор Михайлович вернулся к русскому фольклору. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»,- считал он.

Царевна-Несмеяна. (1916-1926 г.г.) Виктор Васнецов.

Еще к концу 19 века художник задумал серию полотен «Поэма семи сказок», посвященную народным сказаниям, бытовавшим с древних времен на Руси. Особенно рьяно он начал над ней работать после буреломного 1917 года. Когда свершилась революция, художник не принял ее идей, но и с России-матушки он выехать не смог.

Ковер-самолет. (1919-1926 г.г.) Виктор Васнецов.

Васнецов начал искать отдушину в своем творчестве, и работа над сказочными мотивами стала для него внутренней эмиграцией от всего происходящего, и это был верный способ отгородиться от внешней кутерьмы, закрутившей страну в революционной борьбе.

Сивка-бурка. (1919-1926 г.г.) Виктор Васнецов.

Семь задуманных полотен из этой серии живописец создавал не во чьему либо заказу, а для своей души, поэтому когда художник умер в 1926 году, все эти работы так и остались в мастерской его уникального московского дома, спроектированного самим Васнецовым, в виде древнерусского терема.

Баба Яга. (1917 год) Виктор Васнецов.


Спящая царевна. Фрагмент. (1900-1926 г.г.) Виктор Васнецов.

Современные исследователи творческого наследия гениального мастера прочувствовали в «Поэме семи сказок» тревожные нотки за Отчизну и ее будущее. И поэтому становится понятным стремление автора поэтизировать старинную Русь, видевшим в ней идеал. И поэтому свое субъективное мнение о переменах, происходивших в России, он выражал в виде сказочных аллюзий как бы, говоря: «Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг».

Кащей Бессмертный. (1917-1926 г.г.) Виктор Васнецов.

В продолжение темы рассказ о родном брате Виктора Васнецова — Апполинарии Михайловиче Васнецове, также художнике, который хотя и был менее популярен, но не остался в тени старшего брата.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *