Валаамские монахи

МОНИТОРИНГ СМИ: В скиту. Могу ли объяснить, как давно я мечтала попасть в скит и как обрадовалась, узнав, что еду…

Могу ли объяснить, как давно я мечтала попасть в скит и как обрадовалась, узнав, что еду. Пожить, помолиться и поработать в Свято-Троицком женском скиту — подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря — меня благословил еще год назад о.Александр (Гордеев), бывший настоятель Тихвинского монастыря. И вот местный пузатый автобус оставил меня с дочерью на дороге, а водитель указал, в какую сторону идти.

Даже не верится, что еще недавно здесь царили разор и мерзость запустения. В советские времена, когда в 1937 году был арестован священник, храмы хотели взорвать, чтобы добывать бокситы, да Господь не допустил кощунства. Тогда в каменном Свято-Троицком храме открыли магазин, а в деревянной церкви Флора и Лавра — клуб. Русской Православной Церкви храмы вернули лишь в 1996 году. А ныне издалека видны купола и кресты храмов скита. Не зная заветной короткой тропинки, пошли через поле и огороды жителей деревни Сенно. Какая-то женщина, возившаяся на грядках, медленно разогнула спину, оценивающе оглядела наши фигуры в длинных черных юбках и платках: «Ступайте прямо, аккурат в ворота упретесь». Через несколько минут нас радушно встретила настоятельница скита, матушка Тавифа, и первым делом направила в трапезную на ужин.

После трапезы получили послушание — полоть грядки. Ох, как мне, городской жительнице, тяжело было грядки пропалывать — спину ломило, руки отваливались, мелкий дождик казался вселенским потопом. Два часика поработали — две грядки гороха и укропа пропололи — и уж еле живые. Когда в одиннадцать часов стало смеркаться, я сказала себе: «Всё, не могу больше». Уходя, видела, что сестра Матрона продолжает полоть. На следующий день в интервью задала матушке вопрос, как мне казалось, каверзный:

— Должно ли трудиться до изнурения?

Матушка с улыбкой ответила: — Работать до изнурения не полезно, ибо можно впасть в болезнь и немощь. Богу это не нужно. К тому же изнурение — это крайность, противоположная лености.

А после того, как матушка как-то буднично рассказала о своем житье-бытье здесь в первое время, обо всех тяготах и пережитых горестях, — так стыдно стало за свой вопрос и немощь.

М.Тавифа: — Я приехала сюда в 1996 году и первое время жила в Троицком храме, в закуточке слева от входа. Двери не закрывались, окон не было, все продувалось насквозь. Но я не унывала, раздобыла печку-буржуйку и умудрилась затащить в церковь (её потом четыре мужика еле подняли), трубу вывела в окно. Правда, дым валил больше внутрь, и все вещи мои были шоколадного цвета, а сама я — как копченая рыба, но согреться удавалось. Поначалу местные жители, увидев клубы дыма, валившие из храма, думали — пожар и бежали на помощь. Потом привыкли. А я, чтобы не загорелся храм и дым не разъедал лёгкие и глаза, усердно молилась св.Антонию Дымскому. Рассудила, раз фамилия святого от слова дым, значит, поможет. И, слава Богу, перезимовала.

Были проблемы с водой. Сельчане не все ко мне доброжелательно относились и не хотели, чтобы я брала воду из общественного колодца. Господь и тут выручал: дождик пойдет, или в лужах начерпаю… обходилась. А через полгода потянуло меня пройтись по окрестным лугам. И вот 17 мая 1997 года набрела на два источника — вода в них сладкая, вкусная. Освятили один во имя свт. Николая Чудотворца, второй — по имя прп.Сергия Радонежского. Со временем устроили колодец и купальню, чтобы все могли пользоваться этим Божиим даром. Потом узнала, что когда-то этими источниками пользовались, прямо над ними стоял дом последнего священника в Сенно — новомученика о.Василия Канделяброва. Но большевики, замучившие до смерти о.Василия на первом же допросе, даже память о святости этих мест хотели стереть: дом священника снесли, об источниках надолго забыли…

После интервью матушка благословила меня с дочкой и еще двух паломниц окунуться в купальне. По установившейся традиции, отправились к источникам босиком, через поле. Земля была тёплая, несмотря на то, что уж который день усердно мочил ее дождь. Добрались до источников и, как наставляла нас маленькая послушница Фотиния, попробовали воду из каждого. В Сергиевском источнике вода кристально чистая, вкусная, а в Никольском и впрямь как будто чуть-чуть сладковатая. Над купальней — крохотная часовенка, заглянув внутрь, увидела у самой поверхности воды лягушонка. «Ну, раз ему не холодно, не замёрзну и я», — подбодрила себя. Окунуться в холодную воду трижды с головой — на это надо решиться… Пулей вылетаю наверх, тяну дрожащие руки к полотенцу. «Не обтирайся, — советует одна из паломниц. — Не успеешь одеться, как само высохнет». — «Хорошенькое дело — само высохнет, — думаю. — А одежду на мокрое тело надевать?» Но послушалась. По телу разлилось тепло, влага испарилась, стало легко и радостно, даже солнце пробилось сквозь тучи.

— Кстати, — улыбнулась матушка, — Знаете, в какой келье вы живете? В ней жил брат о.Василия — Владимир, он служил здесь псаломщиком. Его тоже арестовали, сослали в ссылку. Вернувшись, Владимир умер через два года. Ссылка подорвала здоровье.

Подумав немного, матушка продолжила рассказ:

— Есть нам первое время тоже не всегда было что. Как-то один трудник говорит мне: «Ну что, мать, скоро с голоду помирать будем. Пора начинать учиться кору жевать». — «Надо попробовать», — отвечаю. Кстати, я теперь специалист по растительной пище: липовые почки и листья — вкусные, тополиные есть невозможно — у них такая стойкая горечь! А ольховые длинненькие серёжки вполне съедобны. Но это же не каждый день так, иногда у нас и хлеб был. Еще меня подкармливала живущая неподалеку бедная старушка Клавдия Ивановна. Я к ней, бывало, приду, чтобы позвонить, а она скорей-скорей на стол собирать начнет, потчует, что Бог послал. И все переживала, что я уйду прежде, чем она приготовить успеет, и голодной останусь. Каюсь, случалось, и блины, на яйце замешанные, ела в пост, которыми Клавдия Ивановна угощала… Потом уж, когда в скиту коровка появилась, я радовалась, что можем мы теперь доброй бабушке помочь — молоко, сметану носили ей. И похоронили ее и отпели здесь, а до кладбища на руках несли, машины не было. Так Господь почтил рабу свою после смерти.

— Вот так начинался скит, — закончила матушка Тавифа рассказ о первых месяцах своего послушания здесь.

— Как же вам удалось, матушка, три храма поднять, жизнь монашескую на голом месте наладить? — спросила я с уважением.

— Не я — Господь все устроил. Два храма ведь уже были, хотя и в плачевном состоянии. Монашеский скит здесь существует лишь с 1996 года, а до того был обычный приход. Вернее, изначально был погост с церковкой, который существовал, по преданию, с XVI века, в «Новгородских новостях» за 1562 год есть запись: «В храме Флора и Лавра нет клиросного пения». Храм был деревянный и дважды горел — в 1771 и в 1872 годах. А остаться без храма в прежние времена было большим несчастьем. После последнего пожара прислали сюда о.Василия Соловьева — старенького, заштатного священника. Сельчане приуныли: ну что сможет он сделать? А старенький, заштатный, но имеющий особую благодать перед Богом батюшка, не только восстановил храм Флора и Лавра, но построил новый Свято-Троицкий — каменный. Господь дал все это во искоренение скорби людской после тяжкой утраты.

И я начинала с восстановления храмов — Свято-Троицкого и Флора и Лавра, а уж потом взялась за строительство бревенчатой церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В нее столько вложено земли и песка, со святых мест привезенных, столько елея вылито под место, где стоит Престол! Колодец под Престолом выложен из кирпичей, привезенных из разрушенных храмов, с Валаама с Предтеченского скита, со Святой Земли. В храмах наших появились частички мощей — мцц.Елизаветы и Варвары, вмч. Георгия, свт.Феодосия Черниговского, прп.Лаврентия Черниговско го, прп.Макария Унженского, Аристоклия Афонского, св.Филиппа Ирапского… потому и благодать здесь усиливается, ведь каждый святой, принесший частичку своего тела в какое-либо место, действует чудесным образом, освящая сам воздух, которым дышим.

Теперь у нас — три храма, трапезная (её бы расширить — паломники не вмещаются, да стройматериалов и рабочих рук нет), сестринский корпус, купальня, ветхий домик-гостиница (новый ставить надо), огород, пасека, корова, овечка. Еще нужна библиотека… может, кто сможет пожертвовать святоотеческую литературу, Жития святых, Библию, Евангелия на церковнославянском языке.

— Матушка, когда Русь православная только становилась, понятно, для чего нужны были монастыри и скиты: монахи как ангелы Земли Русской хранили её молитвой и мечом (были ведь монахи-воины), несли ей свет просвещения — мы знаем монахов-летописцев и создателей русской духовной литературы, которая формировала святорусское сознание; монахи-зодчие строили величественные храмы, изографы писали иконы; несли монахи и бремя социального служения — вокруг монастырей возникали школы, богадельни, приюты… А какова миссия скитов и монастырей в наше время?

— Та же, что и раньше. Монахи понимают, что даже если нет гонения на Церковь, — брань с врагами невидимыми — бесами и сатаной — не затихает и не кончается. А как можно противостоять царству тьмы? — Покаянием, молитвой, смирением и послушанием воле Божией. А где это лучше всего делать? — Подальше от мирской суеты — в монастырях и скитах. Монахи продолжают оставаться солью христианства. Наши предки знали, что судьбы Руси православной решаются не на земле — на Небе. Нам бы их веру.

— Но ведь можно и в храмах молиться? Священники ведь служат.

— Можно. Но разная молитва у человека, который ходит на работу, имеет семью, живет в суетном мире и человека, у которого одна задача — молиться. Священник служит, но у него есть семья. Всех надо кормить, одеть, детям дать образование, обустроить дом. А монах не думает о хлебе насущном: есть что поесть — хорошо, нет — очень хорошо, монах лишь усерднее молится.

— Некоторые женщины рассуждают: «Зачем ходить в Церковь? Там правят мужчины, а женщины — малооплачиваемые, малопочетные чернорабочие: либо драят полы и подсвечники, либо в церковных лавках торгуют, да еще вот храмы заполняют во время служб, ведь мужчины по-прежнему неохотно идут в церковь. Большинство прихожан — женщины. Так какова роль женщины на самом деле?

— Честно говоря, слышать такие высказывания очень грустно… Я считаю, что нужно поднимать статус мужчины — в семье, в общественной жизни. Мужчина, муж — не деспот! Он — голова. А женщина — сердце. Отними у человека сердце, будет он жить? Поэтому и роль женщины в Церкви велика. Женщина прежде всего — мать и жена, значит, в ее власти воспитать сыновей и дочерей христианами, привести мужа к Богу. Женщине-матери дарована Господом сильная и благодатная молитва, недаром говорят, что «молитва матери со дна моря достанет». Женщина может быть матушкой, помощницей священника, от которой многое зависит в приходе. Женщины следят за чистотой и благолепием храма. Женщина может вести христианскую деятельность милосердия среди детей-сирот, престарелых, больных и заключенных. Женщина может учить — в воскресной школе и семинарии, на поприще катехизаторской работы, может писать статьи, духовные стихи и даже богослужебные тексты. Женщины пишут иконы, поют в церковном хоре, становятся православными архитекторами. Наконец, женщина может служить Богу и Церкви в ангельском монашеском чине. Разве всего этого мало? О какой ещё власти мечтают глупые, если им дано, подобно святым Женам-мироносицам, следовать за Христом?!

— В советские времена, когда закрывали монастыри, появились монахини в миру. В наше время это возможно и нужно ли?

— В крайних случаях это допустимо, в силу каких-то жизненных обстоятельств. Например, человек очень болен и не может вынести суровую жизнь и тяжёлую работу в монастыре. Но каждый конкретный случай должен рассматриваться отдельно. Это не должно стать правилом. Я даже думаю, что речь скорее идет о тайном постриге, а не о монашестве в миру. И о том, что человек — монах, люди узнают только после его кончины. Но, во-первых, сохранит ли человек тайну? Во-вторых, такая форма монашества — это все-таки компромисс. А настоящее монашество — это образ жизни чистый, честный, никакими компромиссами не замутненный.

Скоро православный люд будет праздновать Успение Пресвятой Богородицы. А у меня в голове вертелись вопросы: «Как правильно праздновать этот и другие церковные праздники? Читала в Библии, как Господь говорит: «Праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис.1.14). Как это понимать? И потом, почему так происходит: когда умирает какой-нибудь известный артист, почитатели его таланта приезжают даже из отдалённых уголков России, чтобы проводить в последний путь; а в день Успения Пресвятой Богородицы мы, верующие, не всегда можем добрести до храма, который находится в нескольких сотнях метрах от нашего дома… Что вообще значит праздник Успения для современных христиан? Матушка Тавифа внимательно выслушала меня и раздумчиво ответила:

— Господь произнес эти слова по тому случаю, когда религиозные праздники превращаются в гульбища с пьянством и объядением, где растрачивается то, что по крупицам собиралось во дни труда. А до храма, порой, дойти не можем, потому что вера наша поверхностная, теплохладная. Больше веселиться любим, отдыхать. А церковный праздник — это труд, чтобы радость заслужить, надо службу отстоять, помолиться, покаяться в грехах.

Значение праздника Успения Богородицы для нынешних христиан столь же огромно, что и для Её современников. Покинув земной временный мир, Божия Матерь была вознесена в мир вечный, откуда Она с материнской любовью наблюдает за нами — Своими детьми, скорбит о наших грехах, радуется нашим добродетелям и молит Сына Своего Иисуса Христа за каждого из нас, даже за последнего грешника, надеясь на его очищение и спасение. Так будем же славить Матерь Божию, Её святую жизнь и честное Успение.

— Суть монашества не в одежде и четках, но в смирении, терпении, любви… А какие добродетели для монаха особенно важные?

— Их три: нестяжательность, целомудрие и послушание, которое важнее первых двух. Потому что первая добродетель властвует над вещами, вторая — над плотью, а третья — над духом.

А я вспомнила, как тяжело было втягиваться в жизнь скита. Встать в пять часов утра — несложно, а вот отстоять несколько часов в храме, да еще 500 раз поклониться в пояс по ходу службы — не так легко, как кажется из теплой уютной постели. Я все поглядывала на скитовского кота, которого кличут Аминь, — он невозмутимо отстоял, отсидел, отлежал всю службу. И так, по словам матушки, каждый день, все службы. Мне стыдно было уйти…

По выходе из храма к нам подошла сестра Руфина, улыбнулась: «Поздравляю, вы отстояли «пятисотку». Эту службу не каждый новичок выдерживает». Стало понятно, почему поклонов было 500.

— Матушка, не раз слышала слова: «Послушание превыше поста и молитвы». Верно ли это для монашествующих? Разве для монаха в первую очередь важны не молитва и пост? А убирать в хлеву или работать в огороде можно и в колхозе или в личном хозяйстве.

— В монастыре, в скиту ты работаешь не себе, но Богу. И здесь послушание надо понимать, как полное отсечение собственной воли. Послушание в монашестве предпочитают всем прочим добродетелям. Я и в Сенно попала по послушанию… Свой монашеский путь я начинала в Введено-Оятском монастыре. Потом в Петродворце, где мы мечтали с о.Владимиром восстановить историческое подворье. Не получилось. А потом о.Владимиру пришлось уйти с прихода. Я взяла отпуск, поехала к родителям в глушь, подумать: как дальше жить? Проезжая мимо Тихвинского монастыря, решила помолиться Тихвинской иконе Божией Матери. Это был июнь 1996 года. В Тихвине о.Герман попросил: «Помоги в трапезной». И я некоторое время жила в монастыре, служила в трапезной. О.Александр (Гордеев) не раз говорил: «Оставайся». Но как же я останусь? Я — послушница, а здесь мужской монастырь… Да у меня и благословения не было. Тогда решила поехать за благословением к о.Кириллу (Начису). Он меня благословил. А потом уже о.Александр послал меня сюда — скит организовывать, храмы поднимать.

— И здесь, матушка, вы уж до конца дней своих останетесь?

— Буду служить здесь или в ином месте по слову св.Феофана Затворника: «Пока Господь не выпряжет — тяни». Со мною Богу молятся и работают сестры Руфина, Матрона, Нектария и самая молодая наша подвижница — одиннадцатилетняя Фотиния. Девочку благословил пожить в скиту отец, чтобы выросла она хорошим человеком. Дочь воле отца не противилась. Всех бы так благословляли!

Перед отъездом мы вместе с матушкой навестили о.Александра (Гордеева). Батюшка болен (попал в аварию во время поездки на Валаам) и живет в Сенно. Шли к домику о.Александра через поле, по плечи в высокой траве. Издалека увидели, что дверь открыта, значит, ждал батюшка гостей. Он встретил нас на крыльце, благословил. Долго расспрашивал, что делается в Петербурге, как прошел саммит, как идут дела в редакции? Благословил делать газету и дальше, поскольку приносит она пользу людям. Когда собрались уходить, батюшка попросил прислать книгу о Тихвине (вышла в 2006 г., автор Виноградова). Найти ее пока не удалось…

Прошла неделя со дня возвращения из скита и все трудности — долгие службы, подъем в пять утра, прополка, растопка печи в комнате — стушевались. Выступило главное: мне, оказывается, по сердцу такая жизнь, мне хочется вернуться сюда, но уже не на три дня, а… на месяц? на год? на всю оставшуюся жизнь?

187644, Ленобласть, Бокситогорская волость, с.Сенно. Свято-Троицкое женское подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. Тел. 266-61-531.

Редакция выражает признательность митрополиту Владимиру за помощь в организации репортажа.

Ирина Рубцова
«ПРАВОСЛАВНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
26 августа 2006 г.
Фото: Православный Санкт-Петербург

Опубликовано: 26.08.2006 в 13:01

Рубрики: Лента новостей, Мониторинг СМИ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодняшний наш рассказ о чудесном возвращении спустя долгие десятилетия, об обретении веры и уникальных возможностях человеческого разума. Читайте про «спящего» бурятского монаха Даши Доржо Итигэлова.

Сначала немного исторических фактов
Что мы знаем про Итигэлова
Этапы пути
Последние годы жизни
Завещание ламы
Возвращение
Неразгаданная тайна монаха
Заключение

Возможна ли медитация на протяжении более 85 лет? Почему состояние, в котором пребывает самый известный на сегодняшний день нетленный монах в Бурятии, Даши Доржо Итигэлов, выходит за пределы понимания и современных научных представлений? Возможно ли говорить о феномене жизни после смерти?

Сведения, изложенные в нашей статье, переворачивают привычные представления об устройстве мира.

Сначала немного исторических фактов

Буддизм на территории современной Бурятии уходит корнями во 2 век до нашей эры. Однако о массовом проникновении религиозного учения в Забайкалье можно говорить лишь, начиная с 17 века.

После того, как в 1722 году официально были определены государственные границы между Монголией и Россией, племена бурятов заняли свое место в составе Российской империи.

1741 год ознаменовался еще одним значимым событием для последователей Будды: царствующая Елизавета Петровна подписала указ, в котором буддизм получил признание, как официальная государственная религия, а ламы обрели подтверждение своей главенствующей роли в рамках конфессии.

Начиная со второй половины XIX века школы и монастыри становятся оплотом прогрессивного духовного, научного развития для бурятов.

Демонические времена для всех религиозных конфессий настали с событиями 1917 года. Назвав религию «опиумом», 18-й год прошлого столетия ознаменовался выходом закона, отделяющего все религиозные течения от государства.

Буддизм в борьбе власти с инакомыслием не стал исключением. Происходило масштабное уничтожение созданных веками и накопленных духовных знаний. Более 1800 лам, отличавшихся высоким уровнем образованности, подверглись репрессиям, сотни отправлены в тюрьмы, на каторгу, были расстреляны. Буддийские храмы превращались в скотобойни, цинично разрушались.

Следующий период оттепели и начинающегося возрождения приходится уже на послевоенное время, когда в 46-м году прошлого века было получено разрешение открыть два дацана: Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском национальном округе Читинской области.

Период, начиная с 1991 года, можно смело назвать вторым настоящим возрождением буддийского движения на территории России.

Что мы знаем про Итигэлова

Пандито Хамбо Лама XII возглавлял буддийскую конфессию на бурятской территории на протяжении с 1911 по 1917 годы. Его образ является предметом поклонения не только бурятской ветви учения, но и всего буддистского сообщества в целом.

Это нетленный монах в Бурятии, который продолжает пребывать в состоянии медитации вот уже более 85 лет. Его жизнь, уход и возвращение окутаны тайной. Но давайте обо всем по порядку.

Этапы пути

Согласно сохранившимся данным, Даши Доржо Итигэлов родился в мае 1852 года и рано осиротел. В пятилетнем возрасте от был принят батраком в одну из семей, однако хозяева, увидев в мальчике исключительные дарования, способствовали тому, чтобы ребенок оказался в Анинском дацане.

Начиная с пятнадцатилетнего возраста и на протяжении целых 23 лет, Итигэлов постигал тонкости буддийского учения, тибетских знаний по медицине и другим наукам. С 1898 года самостоятельно преподавал философию буддизма, достигнув уровня ламы.

1911 год ознаменован важным событием: Итигэлов избирается Пандито Хамбо Ламой XII, став главой буддийского движения на территории Восточной Сибири. На этом посту он известен своими исключительными патриотическими чувствами как к народу Бурятии, так и к России в целом.

Так, в период первой Мировой войны под его руководством открывались госпитали для лечения раненых, а созданное им благотворительное общество помогало собирать денежные средства, продукты питания, медицинское оснащение для фронта. За проявленный патриотизм заслуженно был представлен к императорским наградам того времени.

«Чтобы обрести отдушину в вечности, надо постоянно помогать людям». (Даши Доржо Итигэлов).

Последние годы жизни

Существует версия, что причиной, по которой Итигэлову в 1917 году пришлось покинуть свой руководящий пост, стала болезнь.

Однако, согласно сохранившимся свидетельствам, он предвидел приход советской власти, предстоящие репрессии, гонения, разрушения, с которыми придется столкнуться последователям Будды и принял решение, отказавшись от поста, начать подготовку к своему предстоящему возрождению, продолжая просто служить в монастыре.

Достигнув 75 лет, Пандита Хамбо Лама XII Даши Доржо Итигэлов в день полной луны в июне 1927 года собрал учеников и, предварительно оставив им указания, погрузился в самадхи и достиг нирваны.

Завещание ламы

Уходя, Итигэлов заручился обещанием учеников, что те выполнят его последние прижизненные наставления. Указания касались того, каким образом следует распорядиться телом Учителя:

  • По достижении ламой уровня нирваны, необходимо было поместить его в саркофаг из кедрового дерева, сохранив привычную для медитации позу лотоса, и захоронить.
  • Обязанность учеников – периодически контролировать состояние тела ламы. Были названы конкретные даты в 57-м и в 73-м году прошлого века. Если, осматривая тело, были бы отмечены признаки тления плоти, тело нужно было придать огню.
  • Открыть кедровую усыпальницу необходимо было ровно спустя 75 лет. Именно через этот срок Великий лама назначил свое возвращение.

Захоронение проверялось по указанию главы буддийского движения того времени дважды, в 1955 и в 1973 годах. Каждый раз обнаруживалось отсутствие каких-либо изменений в состоянии Итигэлова.

Возвращение

По прошествии указанного срока, воля монаха исполнилась. В 2002 году, 10 сентября, после необходимых юридических процедур, состоялось извлечение из-под земли деревянного саркофага. К удивлению всех присутствующих, ожидавших увидеть нечто похожее на мумию монаха, обнаружилось, что лама продолжает оставаться в той же позе лотоса, как живой человек, который медитирует много лет.

Его кожные покровы, волосы, ногтевые фаланги, все части тела выглядели таким образом, словно он пребывает в состоянии, подобном спячке. Все суставы сохранили подвижность, не было никаких признаков разложения биологических тканей. Спустя 75 лет произошло удивительное возвращение Пандито Хамбо Ламы XII, как он и обещал.

Неразгаданная тайна монаха

К изучению феномена Итигэлова были привлечены лучшие научные сотрудники-криминалисты, медицинские эксперты. Более трех лет длились исследования. Биологический материал, который удалось получить: участки кожи, ногтевых фаланг и волос монаха, подвергались детальному изучению при помощи новейшей современной техники.

Выводы, которые сделали эксперты, коротко можно изложить так:

  • отсутствуют какие-либо признаки бальзамирования тела или его искусственной консервации;
  • сохранены все внутренние и наружные органы, органы чувств, совершенно отсутствуют признаки их разрушения;
  • при спектральном анализе образцов ткани не было обнаружено данных, характерных для разрушения белковых молекул, ткани выглядели так, как будто монах до сих пор жив;
  • тургор кожи сохранен, все суставы подвижны, отсутствуют специфические запахи, сопровождающие процессы разложения плоти;
  • тело оказалось способно к поддержанию и сохранению тепла до 34 градусов, тогда, как температура окружающего воздуха в момент произведения измерений колебалась от 17 до 23 градусов.

Ученые столкнулись с необъяснимым, с точки зрения современной науки, явлением. До сих пор неизвестно, как можно назвать состояние, в котором пребывает монах, ведь на клеточном уровне было достоверно подтверждено присутствие некого подобия признаков жизнедеятельности.

На основании проведенных научных исследований, учеными была сформулирована гипотеза о великой роли мысли, сознания, неизученных возможностях головного мозга.

«Будьте чистыми среди моря грязи опасного смутного времени…»

Эти пророческие слова Пандито Хамбо Ламы XII звучат, как наставление современному мировому сообществу. Монах является автором более 50 философских трактатов, однако, лучший учебник, оставленный им в назидание всем живущим – это его тело, демонстрирующее силу мысли и духа над плотью.

Уважаемые читатели, если вам понравилась наша статья, поделитесь ею с друзьями в своих социальных сетях.

До встречи!

(Православная молитва) Регент Валаамского мужского монастыря Иеродиакон Герман (Рябцев) – Валаамское монашеское правило

Певец: Регент Валаамского мужского монастыря Иеродиакон Герман (Рябцев)
Альбом: Валаамское монашеское правило
Жанр: Православие: молитва
Общее время звучание аудио файлов: 01:02:16
Год выпуска диска: лето1999
Общий размер аудио файлов: 142,7 Мб
Кодек (Encoder): Lame MP3 Encoder (version 1.32, engine 3.95 MMX)
Скорость передачи битов (Bitrate): 320 kbps
Качество (Quality): Высокое качество (Very High Quality) q=0
Каналы (Channels): 2 (Стерео)
Коэффициент звукового образца (Sampling rate): 44100 Hz
01 — Три канона: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу Хранителю
02 — С присовокуплением акафиста Божией Матери
03 — Продолжение канонов
04 — Молитвы после канонов
Записано на Валааме летом 1996 года, при игумене Панкратии.
Цветной буклет 4 стр.
Чтение и пение Валаамского монашеского правила проникнуты особым молитвенным настроением, характерным для повседневного иноческого жития.
Вполне может случиться так, что слушая этот замечательный маленький хор, вы вместе с ним начнете петь: «Иисусе Сладчайший, спаси нас грешных», «Пресвятая Владычице Богородице, спаси нас грешных».
C&P 1997 ООО «Продюсерский центр Игоря Матвиенко»
Оптовая и розничная продажа компакт-кассет и компакт-дисков:
г. Москва (095) 372-3923; 372-3038; 372-4859; 452-1312, (095) 251-0670 (Московское подворье Валаамского мужского монасыря, ул. 2-я Тверская-Ямская, д. 52, книжная лавка),
г. Санкт-Петербург (812) 252-2066; 252-7700 Санкт-Петербургской подворье Валаамского мужского монастыря (Нарвский пр-т, д. 1/29, книжная лавка).
Кассеты и компакт диски почтой – 109472, г. Москва, а/я 55. E-mail: lubeh@aha.ru

http://www.orthodoxmusic.ru/ Очень буду благодарен людям, которые сделают Audio CD образы Хора Братии Валаамского монатыстыря, тех дисков что есть в наличии! Напишите, что у Вас есть. Спасибо!

Валаам это не только монастыри.
Тут еще живут валаамцы — простые люди, которые жили тут всегда. Этот пост об их трудной, но счастливой жизни на острове. Стать местным жителем в настоящее время еще сложнее, чем монахом… прописка тут уже закрыта.
Сегодня на архипелаге, кроме монахов, постоянно живет около 80 человек. Есть почта, милиция, медпункт, школа. Монахов тут теперь уже больше, чем просто жителей.
История Валаама это не только история скитов и монастырей. В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. Повод — на Валааме хороший чистый воздух и природа, но по сути, это была ссылка калек который уже не могли работать, но мозолили глаза другим гражданам СССР напоминая о войне.
В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны… каково им было калекам, собранным вместе, знают только они сами. Но сомневаюсь, что весело.
В результате тяжелейшего ранения этот воин потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан на острове Валаам в 1974 году.
Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.
Богадельни находились в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях.
По местному поселению острова нас прокатил водитель. Спасибо ему за экскурсию.
Местный «Водоканал» )))
Такие «таблетки» УАЗы тут популярны…
Хорошие друзья у фермы )))) раз такие машинки дарят )))
В этом здании он прожил почти всю свою сознательную жизнь. Тут все как у людей — центральное водоснабжение, электричество. На Валааме есть свой детский сад и школа ))) тут у него машина, катер. Зимой рыбалка, летом туристы, которым надо показать скиты, рассказать что что никто больше не расскажет… в Сортавала выбирается редко.
Этот сарай старый, дореволюционной постройки. Только крыша новая и пристройка.
Как я понял, это детский сад.
Вид на главный или центральный монастырь Валаама.
О нем я на днях уже писал Спасо-Преображенский монастырь
Машины приезжих ВИПов и местной братии )))
Тут живут трудники. Для паломников отдельные места и гостиницы.
Еще один способ тут заработать. Цены кусаются. Час 8000 руб.
А вот и наш водитель — экскурсовод ))) спасибо за экскурсию)))
Такое впечатление что тут везде играют в футбол )))
Когда развалился СССР, местные жители писали письма Ельцину, просили вернуть монахов, поднять монастыри, возродить туризм. А теперь возродили. На свою голову…
Чувствуется местные обижены на церковь и монастыри. Теперь местные жители монастырям мешают. Монастыри запрещают им причаливать к пристани, мешают перевозить и регистрировать машины, вытесняют всячески. Прописать даже родившегося ребенка можно только через суд — прописка тут закрыта. Пытаются закрыть детский сад и школу. Местные тут не нужны, тут нужны туристы, трудники и паломники…
Монастырь построил два больших дома в Сортавале и предоставил квартиры желающим переехать. Существуют программы по переселению местных жителей на материк, но переезжать хотят не все.
Счастья подвалило…
Сейчас тут прокладывают новые электрические линии, новые трубы для водопровода (с электронными датчиками на улице) и т.п.
Дорога к Никольскому скиту.
Этот дом построили себе энергетики Валаама)) тут живут и рядом работают.
Тропинка…
Отвлек от важных дел кошечку… )))
Котята это святое!
Тут есть свой водопроводный дом, молочная ферма, рыборазводный завод.
Тут встречаются электромобили ))) был удивлен )))
Знаменитая сосна Шишкина. Но смотреть что бы узнать на нее надо со стороны поляны )))
Монахи тут, вручную создали на скалах плодородный слой почвы, перевезенный с материка. Говорят что тут выращивали диковинные для этих мест садовые деревья и культуры. Например еще полтора века назад арбузы тут выращивались в открытом грунте. Учитывая климат и то что листья тут начинают желтеть уже в августе, просто чудо…
Деревья тут крутые… вековые сосны.
По преданию, на острове похоронен шведский король Магнус. Согласно легенды, в далеком 1350-м он со своим войском попал в бурю на Ладоге, потерпел кораблекрушение и приплыл на бревне к Валааму. Вскоре принял иноческий постриг на острове, который хотел покорить. Ныне он покоится на старом кладбище, вместе с остальными монахами.
Другие интересные факты:
Общая площадь 50 островов — 36 кв. км.
На южной оконечности острова Валаам находится небольшая, но действующая воинская часть МО РФ.
В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.
По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один, при этом Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь.
Здесь растет 480 видов растений (часть из которых привезены монахами), встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, лисы, зайцы, белки.
Возможно скоро просто так на Валаам уже не попадешь. Только как паломник и по благословлению (т.е. с разрешением). За основу регулирования РПЦ хочет взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, каждому из них выдается особое письменное благословение — дьямонитирион. И нет лишних людей типа нас.
Некоторые фото (С) интернет.

Монастырские уставы: как человек становится монахом на Афоне

Предлагаем вашему вниманию беседу с Павле Раком, сербским писателем и философом, долгое время жившем на Афоне. Павле Рак – автор известной в России книги «Приближение к Афону». Мы беседуем о древних монастырских уставах Афона, о том, чем они отличаются от уставов русских монастырей, об аскетике, молитве и посте, о старцах Иосифе Исихасте и преп. Паисии Святогорце.

Вы хорошо знаете Афон. Каков там монастырский устав? Отличается ли он от уставов русских монастырей?

В Русской церкви утвердился обычай соединять вечернюю и утреню в так называемом всенощном бдении. Сегодня на Афоне действует общий устав о храмовом богослужении, который сложился уже с давних времен. Особенность устава в том, что основная служба от полунощницы до литургии идет непрестанно, единым потоком и проходит ночью. Вечером служат девятый час, вечернюю и повечерие, а все остальное – ночью.

Но так служат не каждую ночь?

Нет, устав такой, что служат каждую ночь.

А когда монахи спят?

Сейчас поясню. В этом отношении разница между монастырями небольшая, но она есть. Разница заключается в уставе келейной молитвы. Я жил в монастыре Каркал, у них устав и монахи происходят из маленького братства старца Иосифа Пещерника. Основной упор у них на келейную Иисусову молитву. Зимой они встают через 4 часа после захода солнца и начинают келейное правило – Иисусову молитву. Каждый в своей келии молится 4 часа. Потом начинается полунощница и все остальное в храме. То есть, если они встали в 10 вечера, то полунощница начинается в 2 час ночи. Они ложатся спать после захода солнца, то есть в разное время года в разное время.

Ночное богослужение на Афоне

То есть, как только солнце зашло, монахи ложатся спать, поспали 4 часа, и дальше 4 часа нужно молиться в келии. Получается, что день разбит на четырехчасовые циклы? А когда и сколько монахи работают?

Когда они работают, то по времени это немного больше, чем четыре часа, может быть часов пять, но не больше. Когда литургия заканчивается, зимой еще может быть темно, они снова ложатся спать примерно часа на три. Потом снова начинается работа.

Получается, что можно спать и до 7 часов в сутки, хотя сон разбит на две части: 4 часа и потом еще 3 часа сна.

Да, кроме того говорят, что когда спишь по два раза в сутки, то сон получается эффективнее, тело лучше отдыхает. Но опять-таки, не все сразу ложатся спать, кто-то может заняться своими делами. Получается, что спят они 6,5-7 часов – это максимум. Потом идет работа и с наступлением девятого часа начинается молитва, это приблизительно за три часа до захода солнца.

Это около 6 часов вечера?

Зимой 3 часа до захода солнца наступает гораздо раньше.

Получается, что весь ритм жизни привязан к солнцу, а не механическим часам? Так ведь было и в древности, и во времена Христа…

Да. Поэтому Иисусова молитва входит в келейное ночное правило. Летом этого правила получается меньше, потому что ночь короче. В Петербурге, например, ночью летом и вовсе бы не получилось соблюсти это правило, потому что там белые ночи. Ночи, по сути и нет. Главные на Афоне – это зимние месяцы, когда совершается больше всего Иисусовой молитвы. Этот устав дал старец Иосиф Пещерник. А другие монастыри делают упор на какие-то другие моменты. В храме у всех более-менее одно и тоже, хотя и там есть оттенки. Например, в Лавре св. Афанасия службы длиннее, потому что все тексты пропеваются. А в остальных монастырях много читают, например, канон, который в Лавре поется полностью. Получается, что в Лавре меньше ночной келейной Иисусовой молитвы, они больше молятся в храме. Где-то работают больше днем. Если монастырь хочет быть более независимым в материальном отношении, то там больше работают.

Но по опыту каракальских монахов видно, что эти 4 часа ночной молитвы много дают в духовном отношении. Однажды мне даже старец Паисий Святогорец это подтвердил. Была такая история. Мы договорились с моим духовником из Хиландарского монастыря, что вместе пойдем жить в келию (келия – это маленький монастырь на Афоне, обычно для двух-трех монахов). В это время он исполнял обязанности протоса на Афоне и попросил его подождать, пока он не закончит свое послушание. Чтобы не терять времени, он посоветовал мне временно пожить и поучиться чему-то у греческих монахов. Когда я был в Хиландаре, он уже заканчивал свою протоипостасию, должность протоса, и Хиландар перешел на общежительный устав, и он был выбран первым игуменом (Общежительный – классический монастырский устав, когда вся собственность общая, и все подчинены единым правилам). До этого 350 лет монастырь был идиоритмический (в таком монастыре монахи могут иметь некоторую собственность, жить по своему усмотрению, общее только жилье и богослужение. Управляет монастырем временном выбранный «проигумен»). Когда это случилось, духовник сказал мне: «то, о чем мы с тобой договорились, забудь. Приходи ко мне в Хиландар, мы будем вместе восстанавливать общежительный устав». Это не очень получилось. Тогда этим летом я был у старца Паисия и сказал: «чувствую, что то, что я приобрел у каракальцев, стал терять». Он ответил: «да сейчас же лето. Сейчас никто ничего приобрести не может. Мы, монахи, приобретаем все в зимнее время, когда ночь длинная. А летом мы просто стараемся не очень много потерять».

Такое ощущение, что если человек каждый день будет по 4 часа молиться ночью, то быстро станет святым.

Не знаю. Но я видел, что у тех, кто молится ночью, более любовное отношение к собратьям. Не все соблюдали это правило о ночной молитве в келии, потому что было сказано: кто может, тот пусть выполняет, а кто не может, тот пусть спит. Но тот, кто не мог молиться все 4 часа, тот вставал за час или за полтора до начала службы в храме, как и во многих других монастырях, где примерно 1.5 часа составляет келейное правило. Потом, наблюдая за монахами, с которыми я вместе работал днем, я уже мысленно разделил людей на тех, кто полностью соблюдает молитвенное правило по 4 часа в келии, и кто нет. Потому что у первых было более теплое, внимательное и любовное отношение к ближним.

Келия старца Иосифа Исихаста на Афоне.

То есть было видно, молится человек ночью, или не молится.

Это было видно. Значит, ночная молитва имеет большую силу. Но только тогда, когда человек молится, очень хорошо понимая, что это значит. Один монах мне сказал, как молиться: «самое главное, чтобы было искренне, чтобы ты полностью осознавал произносимые слова». И он про себя сказал: «Иногда я молюсь, но чувствую, что моя молитва начинает идти механически. Тогда я говорю: “Боже, Ты видишь, какой я никчемный. Давай, помогай, чтобы я освободился от этого”. И дальше молюсь опять». И такой мыслью он дает направление в своей молитве. А если такого настроя нет, то молитва может идти по привычке.

Как будто ты печатаешь на печатной машинке?

Возможно… Я видел что каракальцы, молящиеся ночью, в человеческом отношении иные, даже в своих бытовых контактах, в течение дня. Они стараются во всем помочь, тут же, реакция на простую человеческую ситуацию у них быстрее.

Получается, что от молитвы ум становится более легким?

Да, более легким и подвижным. Ум настраивается так, что думает уже как сделать, чтобы собрату было лучше.

Наверное, у нас в России невозможно ввести такой устав. У нас служат литургию с утра, только на Афонском подворье в Москве бывает ночная служба по воскресениям и праздникам.

Это так, наверное, потому что в России монастырь в советские времена был общим приходом, был заточен под нужды мирян в первую очередь. Но у некоторых, как у о. Серафима (Бараделя), получилось изменить ситуацию.

То есть это возможно, но нужна сильная воля, чтобы изменить устав? Наверное, если по-настоящему заниматься монашеством, только афонский устав даст духовное преуспеяние и сделает из простого человека монаха?

Наверное, бывают разные ситуации, но есть вещи, которые я не понимаю, например, отпуска у монахов. Как? Зачем?

Наверное это потому, что в России у монахов много физической работы, и если ее не прервать, то монахи просто умрут или заболеют. И климат очень суровый. Наверное, на Афоне нет так много работы?

Если мы там с 7 до 10 утра спали, то работали 4,5, максимум 5 часов.

Получается примерно до 3-х часов дня.

Да, а дальше идешь в келью успокоиться и приготовиться к вечерней службы, которая начиналась около 4 дня. Но, как я уже упомянул, это зависит от солнца, когда начиналась служба раньше, когда позже.

Монастырь Каракалл на Афоне

Расскажите про устав относительно пищи. Я думаю, едят 2 раза в день, утром и вечером?

Да, первый раз едят утром, сразу после литургии. Это называется обед. Подают вино. Чаще всего после литургии еще не рассветает, так что сразу после обеда монахи расходились спать.

А чем обычно кормят в монастырях?

На Афоне хорошая земля, гора высокая, сверху текут ручьи и растут хорошие растения, так что летом кормят собственные огороды, всего много. А зимой идет по очереди чечевица, фасоль, нут, из которого готовят на Востоке хумус. Это почти через день. Иногда что-то делают с рисом, рыбу едят, но она считается праздничным блюдом. Помню, что когда мы работали, то мог подойти к нам настоятель, а в карманах у него фрукты и сухофрукты. Настоятель угощает ими и хвалит: «молодцы, хорошо работаете!». В постные дни (3 дня в неделю) трапеза была только вечером, а днем можно зайти и выпить чаю с сухарями, сухофруктами. Это вне устава, но позволялось тем, кто захотел или ослаб.

Получается, что сухофрукты всем доступны?

Да, и собственные фрукты, и сухофрукты. Инжир, орехи и, конечно, маслины – этого всегда много.

В России маслины, фрукты и орехи считаются дорогой едой. Но именно она полезная, вкусная и питательная.

В некоторых монастырях еду не кладут индивидуально в тарелку, но каждый берет сколько хочет из общей посуды. В Каракале есть обычай, что если что-то остается, то они собирали в общую посуду и могли еще раз это получить на обед. Гости получали всегда свежую еду, а монахи могли получить то, что осталось с прошлого обеда. Мы любим другу друга и не будем гнушаться.

Живя в миру, ты крутишься, живешь рассеянно, но получается, что личность быстрее самоопределяется: ты или идешь в сторону любви, либо замыкаешься, высыхаешь как сухарь, становишься злой. Это разделение происходит быстро. А в монастыре может быть некоторая смесь того и другого, так что будет непонятно: то ли ты идешь в любовь, то ли в сухость, в окамененное нечувствие. В миру это больше заметно, потому что постоянно пересекаешься с людьми, и тебе надо на людей реагировать. Лично для меня самое большое испытание в монастыре – ограниченность пространства.

Пространство – это вопрос важный, но второй важнейший вопрос – это время или качество времени. Вот для меня важно, чтобы оно было мое, я бы им распоряжался, но, с другой стороны, важно чувствовать, что день не прошел зря. Внешняя жизнь настолько поглощает время, что может не остаться времени на самое главное.

В русских монастырях личное время очень жестко расписано. Паломники много работают, приезжая в монастырь. Это даже считается привилегией.

Здесь большое отличие от греческого, афонского устава. Недавно я ездил паломником в Каракал. Меня и еще двух моих товарищей попросили днем помочь монахам в работе. Мы помогли. Один из паломников, с которыми я приехал в монастырь, был близким другом каракальского монаха, ночью он пошел снова ему помочь. И вот, в какой-то момент, этот монах пришел в храм и начал искать остальных двух паломников, меня в том числе, чтобы снова попросить нас ему помочь. Мы пошли, конечно. В храме читали канон, шла утреня. А повар на кухне и говорит этому монаху: «Ты что! Да меня настоятель в эту печку загонит, когда узнает, что я позвал паломников. Как ты можешь себе представить, чтобы я вызвал паломников из церкви! Нет, этому не бывать». И нас отправили в храм обратно.

Молитве дается первое значение, а труд – на втором месте?

Да, как для монахов, так и для паломников. Там немыслимо, чтобы паломника, если он сам не проявил такое желание, позвали на работу. Просто так паломника на работу не зовут.

Паломник приезжает только молиться, устраивать свои духовные дела?

Да. Зато он там не может долго оставаться. Только в течение 24 часов паломник может быть в том или ином монастыре. Но если он уже свой человек, то тогда, конечно, по-другому. Можно уже и немножко помочь на огороде, пожить в монастыре.

А почему возникло такое правило, что паломник приезжает только на сутки? Это древнее правило?

Оно не древнее, просто сейчас монастыри на Афоне сталкиваются с большим количеством людей и не в состоянии всех принять на долгое время.

Так много паломников приезжало недавно?

Да, это ситуация последних 20 лет.

О наплыве паломников в афонские монастыри и о том, что монахи, которые хотят жить совсем уединенно, уходят в келии или спускаются к морю, мы говорили в прошлой беседе. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о современном церковном направлении в России? Похоже, что мы так и продолжаем внешнюю экспансию, начатую в начале 1990-х, когда старались открыть как можно больше храмов, монастырей. Но есть, наверно, какие-то внутренние задачи?

Слушаю весь год одного хорошего автора, который выражает не просто личное мнение, но целое течение мысли, которое сейчас есть в Греции. Он обсуждает один из центральных вопросов: в чем лучше выражена сущность христианства: в церковной общине или в церкви как неком институте. По-гречески «экклесиа» это церковь, но она воспринимается как живая жизнь. Экклесия – община, которая живет церковной жизнью. Я, как христианин, иду по воскресениям в церковь не в силу каких-то обязанностей, а потому что это часть моей жизни, мы вместе с людьми собираемся вокруг самого главного. И если я не приду, то должен возникнуть вопрос: а почему он не пришел сегодня. То есть настоящая церковная община должна сплотиться в таком духе, иметь такое чувство, чтобы отсутствие другого члена общины чувствовалось как что-то болезненное.

То есть сегодня скорее нужно говорить не о внешней экспансии, а о внутреннем делании? Основная задача – создание общины, а не просто прихода?

Да, и в этой общине мы должны друг друга чувствовать, любить. Сегодня это все реже и реже получается. Но если этого нет, то возникает вопрос о том, зачем тогда нужно все остальное.

Вы однажды сказали, что один известный монастырь атомизировался, хотя раньше там была дружная община, и принцип аскетики начал угасать?

Мы были там только однажды после смерти старца монастыря, который сплотил братство, и нам показалось, что хотя формальная структура осталась, но исчезло самое главное. Но мне трудно об этом судить. У старца было несколько близких учеников. Кто-то умер, кто-то уехал. А старец как раз задавал вопрос: «что существенно в нашей жизни, для чего мы все это делаем? Для чего молимся, постимся?». Если молитва Иисусова начинает быть ценной сама по себе, безотносительно к нашему возрастанию во Христе, то она обессмысливается. Но если она нужна для нашего преображения, как путь к Богу, то она на правильном месте. Но если к Богу можно прийти и каким-то другим способом, то, пожалуйста, человек может идти своим путем. Главное, чтобы конечный результат был одинаков — встреча с Богом, очищение от страстей, преображение души.

Благодарю вас за беседу, надеюсь, она будет полезна для читателей в России.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *