В школе работать невозможно

Конспект факультативного занятия по русскому языку. 11 класс

Зимина Надежда Петровна

Организация: МОУ Первомайская СОШ №2

Населенный пункт: п.Первомайский Забайкальский край

Выполнение тестового задания №21. (2 часа)

Цель: помочь детям осмыслить суть тестового задания №21.

Задачи:

образовательные: закрепить знания по пунктуации.

развивающие: развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.

воспитательные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.

Ход занятия:

Задание по пунктуационному анализу является сложным, тк требует большого количества знаний по постановке знаков препинания.

Пояснения ФИПИ. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.

Перед занятием 11-классникам дается задание: вспомнить правила в которых ставится тире.

1.В начале занятия по результатам дом работы детей и с помощью учителя составляется логико- смысловая модель всех возможных вариантов постановки тире.

2.Тренировочные задания.

1) Определите, согласно какому пунктуационному правилу в данных предложениях ставится тире.

1.Борьба с растущей инфляцией — достаточно актуальный вопрос на повестке дня для правительств многих стран. (тире между подлежащим и сказуемым)

2 Падение платежеспособности населения, рост безработицы, снижение покупательской способности граждан – последствия инфляции весьма печальны. (тире после однородных членов)

3. Организация телеконференций — безотлагательных, глобальных, персональных — придает деловым встречам официальность. (при однородных членах, нуждающихся в особом выделении)

4. Некоторые прививки нужно сделать обязательно, а некоторые — желательно. (эллиптическое предложение)

5. Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. (тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения)

6. Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали рабочие со знаменами.

(Распространенное приложение, стоящее после определяемого существительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения)

7. Я скорее к Петьке — а там уж все. (неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу).

8. Назвался груздем — полезай в кузов. (в БСП со значением условия).

9. Вот – делать нечего – я к нему в телегу-то и села. (Предложения и слова, употребляемые в середине предложения и служащие для пояснения сказанного, но только в том случае, если скобки могут ослабить связь между вставкой и поясняемым)

10. Перелеты СССР – Америка. (Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных)

Найди третий лишний

2) Найди в предложенных предложениях лишнее. Объясни.

1.1) Хэллоуин — современный праздник разной нечисти. 2) Тема костюмов на Хэллоуин — разная нечисть. 3) Гадания, рассказы страшилок – все эти развлечения необходимы для поддержания атмосферы праздника.

2.1) Я не слишком люблю это дерево – осину. (Тургенев.) 2) Жизнь прожить – не поле перейти. 3) В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия. (Герцен)

3. 1) Хотел объехать целый свет — и не объехал сотой доли (Грибоедов). 2)Хотела сесть за шитье — а иголка колола пальцы, хотела сварить кашу – молоко убежало. 3) Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться». (Шолохов)

4. 1) Лес рубят — щепки летят. 2) Как вдруг — о чудо! о позор! — заговорил оракул вздор (Крылов). 3)И всего только раз – да и то случайно – я с ним заговорила.

5. 1) Надежду и пловца – все море поглотило. (Крылов) 2) Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов. 3) В музее нам показали рукописи XI – XIV вв.

6. 1) Обычно из верховых станиц — Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской — брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов). 2) Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции. (И.А. Бунин) 3) И снова все та же картина – кособокие домишки, дорожные рытвины и грязные лужи – открылась моему взору.

Ответы: 1. -3 Тире при однородных членах.

2. -2 Тире между подлежащим и сказуемым.

3. – 3 Тире при распространенном приложение, стоящем после определяемого существительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения.

4. – 1 Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если между ними существует вид связи «придаточная часть – главная часть»

5. – 3 Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от… до»)

6. – 2 Тире при обособлении вставных конструкций.

7. – 1. Тире при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если предложение не заканчивается, то после них ставится тире.

3) Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1. (1) Пахомову в доме у Варвары Гавриловны больше всего понравилась тишина. (2) Она жила здесь, должно быть, давно. (3) С ней свыклись, как с близким человеком. (4) Малейший звук был слышен во всех углах. (5) Когда падала на пол чайная ложечка, ей в ответ дребезжал потускневший рояль. (6) Изредка Муха уходила на кухню, постукивая когтями, или Маша задевала в сенях проволоку от дверного колокольчика, и он долго позванивал. (7) Вермель успокоился, подобрел и перестал ругать ленинградских художников «пачкунами». (8) Придирчивый, всем недовольный, он сердился, ссылаясь на «работяг» Рембрандта и Александра Иванова, и обзывал Пахомова «мальчишкой». ОТВЕТ: 6, 8 (деепричастные обороты)

3. (1) Татьяне Андреевне снилось, будто она идет по берегу моря. (2) Над ней летят белые птицы. (3) Птичий пух падает на платье. (4) Она ловит его на ладонь, дышит на него, и пух тает, превращается в капли воды. (5) В каждой капле блестит крошечное, как булавочная головка, солнце, она стряхивает капли на землю. (6) Они катятся и звенят, как дверной колокольчик. (7) Мимо Татьяны Андреевны проходит Вермель с шарманкой за спиной. (8) Земля так густо покрыта пухом, что Татьяна Андреевна не слышит его шагов. ОТВЕТ: 5, 6 (сравнительные обороты с союзом КАК)

4. 1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания. (по Л. Гроссману) Ответ: 2 и 3 тире обособляет распространённое приложение.

5. 1) «Почему», — спрашивал директор школы Сухомлинский, — дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?» 2) Сухомлинский начинает титанический труд — он ищет ответ на поставленный вопрос. 3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. 4) Вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился. 5) Ученик не станок. 6) Ученик вечно в развитии, он растёт и развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии. Ответ: 2 и 4 тире ставится в бессоюзном сложном предложении.

6. 1) Наука о камнях — интересная наука. 2) Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться минералогией — наукой о камнях. 3) Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней. 4) Недалеко от дома на каменной горушке мы – весёлая детвора – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке. 5) Однажды нам удалось добыть пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. 6) В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов. 7) Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию. (По Ферсману) Ответ: 2 и 4 тире выделяет распространённое приложение.

7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Столица Великобритании — город богатых культурных традиций. (2) Самый старый и большой из его музеев — Британский музей. (3) Здесь собрана огромная коллекция памятников древности. (4) Столица морской державы, естественно, располагает крупным Морским музеем в Гринвиче. (5) Большие художественные ценности принадлежат Национальной галерее — в её экспозиции находятся полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса, Гойи, Рубенса. (6) В залах английского искусства — полотна Хогарта, Гейнсборо, Констебла, Тёрнера. (7) Эпицентр всей общественной жизни города — район Сити, своеобразный город в городе, где есть свой лорд-мэр, а также своя полиция, которую легко узнать по гребню на каске и золотым пуговицам мундиров. Ответ:1, 2 и 7 ставится тире между подлежащим и сказуемым

8. (1) Мы пришли в долину в сумерках — ничего не успели разглядеть. (2) А утром вдруг видим: нет в долине ни синих озёр, ни золотых песчаных берегов, ни красных холмов — ничего, только цветы. «(3)– Плохо», — сказали чабаны, — мёртвая долина, скоро всё сгорит от жары и овцам нечего будет есть. (4) Скоро вершина горы из белой стала бурой — сошёл последний снег. (5) Из бурой стала зелёной — земля покрылась травой. (6) И, наконец, золотой — это на самую вершину поднялись первые лютики. (7) А скоро среди зелени и лютиков зажглись красные фонарики маков — главного украшения летних гор! (По Н. Сладкову)

Ответ: 1,4,5 и 6 соответствует правилу: тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой.

Домашнее задание: решить тесты на сайте Online Test Pad.

Литература:

3.интернет порталы:

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Когда читаешь эти требования становится понятно, насколько ситуация с коронавирусом серьезна и как кардинально она повлияла на всю нашу жизнь.

Опубликованные Роспотребнадзором требования для организации учебного процесса для многих учеников и их родителей могут показаться чрезмерными, но ситуация, к сожалению, такова, что лучше иметь больший запас прочности, чем закрыться через две недели на карантин с перспективой повторения эпидемии.

Основные требования Роспотребнадзора к организации образовательного процесса

  • Каждый класс должен учиться по своему расписанию.
  • Начало уроков и время перемен также будут для каждого класса свои
  • Учеников в классе должно быть не более 15 человек.
  • Классы не должны меняться.
  • Перемены проводятся для каждого класса отдельно.
«Пересмотреть режим работы организации, в т.ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен в целях максимального разобщения классов (групп)», — говорится в рекомендациях ведомства.

Каждый класс будет учиться в своем кабинете, а количество учеников в каждом классе рекомендовано сократить до 15 человек и запретить общение между разными классами на переменах.

Будут запрещены все группы продленного дня и любые массовые мероприятия.

Рекомендовано максимально часто организовывать пребывание детей на улице, а всем сотрудникам и школьникам перед началом уроков необходимо измерять температуру.

Что будет в реальности?

Роспотребнадзор это не Минпросвещения. Ему не обязательно вникать в нюансы образовательного процесса.

Они дают установки, которые надо выполнять с целью сохранения здоровья школьников и их родителей. Но как быть Минпросвещению, которое не обладает теми финансовыми и техническими возможностями для того, чтобы организовать учебный процесс в соответствии с этими рекомендациями?

В настоящее время у подавляющего большинства школ наблюдаются проблемы с преподавательским составом.

Они не смогут реорганизовать обучение так, что бы разбить классы по 15 человек, не смогут добавить дополнительные уроки для учителей, поскольку их и так не хватает. Не смогут проводить тщательные каждодневные уборки с мытьем туалетов, ручек дверей и т.д., поскольку уборщицы также находятся в дефиците.

В ряде школ работу уборщиц выполняют школьники и учителя, что запрещено законом…

К чему готовиться 1 сентября школьникам и их родителям?

Несмотря на то, что выполнить все требования Роспотребнадзора будет не просто, большинство школ это сделают.

● Прежде всего, у большинства школ перестроится расписание занятий. Классы будут начинать учебу в разное время. Это устранит сутолоку школьников у гардероба. Большинство школ перейдут на посменный режим работы, включая и третью смену для старшеклассников.

● Разбиение классов на более мелкие группы (не более 15 человек в классе) потребует более высокой нагрузки на учителей, которых и так не хватает. Как вариант решения этой проблемы будет предложено перевести некоторые предметы на дистанционное обучение. Это не только снизит дефицит преподавательского состава, но и разгрузит сами школы физически.

● Большинство школ вынуждены будут перейти на шестидневную неделю обучения. Только так можно будет рассадить всех учеников в отдельные классы по 15 человек. Это опять потребует большего количества преподавателей…

● В случае невозможности организации учебного процесса по предложенной Роспотребнадзором схеме, дети смогут учиться дистанционно до тех пор, пока не будут устранены препятствия.

Одним словом, встреча начала нового учебного года ожидается весьма необычной. И, естственно, не будет общего «первого звонка» с красивой линейкой и толпой пап, мам и бабушек у первоклашек.

Учитель: за последние 5 лет школа и дети изменились так, что стало невозможно работать

Тронуть нельзя, выгнать теоретически можно, но практически… Если сам выйти не захочет, то, например, семиклассника трудновато вытащить из кабинета. В сумки лазить к ним нельзя, а там и ножик, и плеер, и много чего еще. “Двойку” поставить можно, если не ответил или не писал на уроке. А за поведение нет.

Кстати, отправить таких в спецшколу практически нереально. В E-kool вот все пишем, но родители часто просто игнорируют эти замечания. И очень часто оправдывают своих детей. Но ведь дыма без огня не бывает. Поэтому мне бы хотелось дать родителям некоторые советы. Надеюсь, пригодится.

1. Если вы видите, что у вашего ребенка много замечаний, свяжитесь с классным руководителем, потом, возможно, с учителем-предметником, психологом. Не пускайте на самотек.

2. Дома, при ребенке, старайтесь более сдержанно говорить об учителях, о школе. Вы не представляете даже, какие заявления дети делают на уроке (“учитель — это не профессия”; “да вы все скоро без работы останетесь”; “папа сказал, что он на стройке в неделю столько получает, сколько вы в месяц”; “мне ваша с…я математика на фиг не нужна” и т.д.).

3. Если ваш ребенок по какому-то предмету неважно успевает, узнайте, когда у этого учителя консультации (они есть обязательно). Можно прийти и спросить, что непонятно. Объясните своим детям (сколько говорю — бесполезно), что на консультации надо бегать не только чтобы “2” исправить, а чтобы разобраться в материале. А так только под конец четверти активизируются, когда оценки видят.

4. Насчет домашних заданий вот недавно писали. Уважаемые родители, боритесь за здоровье своих детей. Задавать на следующий 4 листа примеров и лист упражнений, а также стихотворение и т.д. — это слишком. В нашей школе такого нет. Я, если планирую задать большой объем заданий, делаю это недели за две, про стихотворения говорю тоже недели за две, про сочинения — за месяц. И сразу записываю срок в E-kool. Зато потом никто не жалуется. Попробуйте поговорить с классным руководителем, лучше несколько родителей, потом с предметником. Если результата не будет, с администрацией. Есть определенные рамки, учителям все же надо их придерживаться. Я прекрасно понимаю, что для каждого учителя свой предмет самый-самый, но вот у детей таких предметов много.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *