У алтаря

Кафедра перед алтарем — слово из 5 букв

Определения из сканвордов слова АМВОН

  • Трибуна для проподей
  • трибуна — у лектора, а что у батюшки
  • «Трибуна» для чтения Священного Писания
  • в зале трибуна, а что в церкви
  • в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
  • в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
  • возвышен. в церкви
  • возвышение в храме
  • возвышение в храме перед Царскими Вратами
  • возвышение в церкви
  • возвышение для проповедника
  • возвышение для чтения Священного Писания
  • возвышение перед алтарем
  • возвышение перед алтарем в православной церкви
  • возвышение проповедника
  • возвышение у алтаря
  • возвышение, подмостки
  • возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
  • возвышенная площадка перед иконостасом
  • выступ солеи перед средней частью иноностаса
  • кафедра перед алтарем
  • м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени
  • площадка в храме
  • подмостки (устар.)
  • подмостки в церкви
  • скажите по-гречески «возвышение»
  • трибуна
  • трибуна для проповеди
  • трибуна для чтения пастве
  • трибуна праведника
  • трибуна проповедника
  • трибуна, проповедь
  • у лектора -трибуна, а что у батюшки
  • храм
  • церковная «трибуна» для проповедей
  • церковное возвышение
  • «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
  • кафедра проповедника
  • возвышен. для чтен. Священ. Писания
  • Возвишение в церкви
  • «Трибуна» в церкви
  • площадка перед иконостасом
  • Трибуна перед алтарем
  • церковная трибуна
  • у лектора трибуна, а что у батюшки

Апсида

Значения в других словарях

  1. Апсида — Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А. — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Большая советская энциклопедия
  2. апсида — -ы, ж. архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий. Малый академический словарь
  3. Апсида — Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. Художественная энциклопедия
  4. АПСИДА — АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ. Большой энциклопедический словарь
  5. апсида — орф. апсида, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. Апсида — Выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ. Словарь по культурологии
  7. апсида — Апси́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. апсида — – 1) архит. полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, обычно перекрытая полукуполом; 2) астр. Большой словарь иностранных слов
  9. апсида — Апсида, апсиды, апсиды, апсид, апсиде, апсидам, апсиду, апсиды, апсидой, апсидою, апсидами, апсиде, апсидах Грамматический словарь Зализняка
  10. апсида — АПСИДА астроном. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей. Толковый словарь Даля
  11. апсида — АПСИДА -ы; ж. . Архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий (обычно в алтарной части храма). Толковый словарь Кузнецова
  12. апсида — апсида I ж. Полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания (обычно алтарной части храма), имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре). II ж. Наиболее близкая или наиболее отдаленная точка орбиты одного светила относительно другого. Толковый словарь Ефремовой
  13. Апсида — (Apsis, absis) — так называлась в церковной архитектуре ранней эпохи Средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатая ниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельную архитектурную часть под особой крышей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  14. апсида — сущ., кол-во синонимов: 3 абсида 1 выступ 61 точка 100 Словарь синонимов русского языка

Стол – домашний престол или немного о том месте, где мы едим

Вокруг нас, в современных домах, развелось очень много домашних столов: стол обеденный, стол компьютерный, стол придиванный, столик кофейный… стол рабочий, например, у меня. Очень, чрезвычайно много столов, с точки зрения… да-да, вы правильно догадались – с точки зрения наших предков.
Знаете ли вы, например, что стол считался недвижимым имуществом и в случае переезда или продажи дома оставался новым хозяевам? Разумеется. Он был один этот стол – тот, который стоял в красном углу. Стол, еще раз подчеркиваю, всегда был напрямую связан с красным углом, самым значимым и важным, буквально святым местом в каждом доме. Столы были разные: у восточных и западных славян они были высокие, у южных – низкие и круглые, а у некоторых – даже глиняные! Самая близкая аналогия в наших современных домах этому сакральному месту-предмету – это тот стол, за которым мы едим. Питая тело, питаем и дух –так было принято считать раньше, сейчас эта традиция, мягко говоря, видоизменилась, но тяга к ней осталась до сих пор: чаепития с подружками на кухне, обсуждения чего-то важно непременно за едой… мы, современные люди, по-прежнему не отделимы своими духовными переживаниями от еды, а, значит, и от стола, несмотря на то, что он стал для нас всего лишь предметом быта.
Стол – в представлении предков — неотделимая часть дома. Настолько неотделимая, что он принимал участие в основных обрядах и по важности в них, и мог сравниться по своей сакральной значимости, вероятно, только с порогом. Неподвижность, основательность, неотделимость – вот основные характеристики стола. Стол – это символ жизненного пути, родившегося младенца клали на стол, впрочем, и до родов, стол иногда использовали повитухи. Особенно при тяжелых родах – сливали. Например, воду по четырём ножкам стола и давали выпить эту воду для усиления потуг. Умершего клали на стол попрощаться с домом и открывали его тело для прощания родных. Если человек отправлялся в долгое путешествие, обязательно прощался со столом, целуя его, и точно так же здоровался, возвратясь целым и невредимым.
Стол считался, несомненно, фигурой отцовской, так называемым мужским углом. В отличие от печи, которая считалась «углом» женским. В некоторых славянских регионах говорили так: «печь-матушка, колыхай моё дитятушко, стол-батька, наблюдай моё дитятко». И как в православных церквях священники только мужчины, так и стол возглавлял только отец семейства или старший в роду. Даже когда мужчины уходили на войну, их место оставалось стабильным и незанимаемым.
Неотделимость домашнего стола от церковно-языческих представлений предков привело к тому, что возникли такие пословицы: «Стол – это престол божий», «Стол – то же, что в алтаре престол, сидеть за столом дружно, вести себя нужно как в церкви». Именно от этого – нельзя класть на стол лишние предметы, локти и браниться за столом, именно поэтому на столе и находился все время хлеб (как символ тела Христа, вообще как символ тела, как символ и семейного тела – общего). А на Севере пошли еще дальше – и, считая стол ладонью Бога, запрещали по нему стучать, чтобы не беспокоить Бога лишний раз. До того момента, пока дети не научались вести себя за столом подобающим образом они за стол не допускались, подкармливаясь как маленькие вертолётики – на ходу, с маминых рук (собственно весь педагогический прикорм построен на этом).

Сакральная точка пути – стол. Начало и конец, альфа и омега. Неудивительно, что место за таким столом служило важным показателем семейного и социального положения человека. Сидели по старшинству, во главе – глава семейства. Каждый входящий за стол выходил по той же стороне и тем же образом, что и садился за стол.
К сожалению, сейчас утрачены даже то небольшое количество традиций, которые я успела назвать выше. Мы едим на ходу, семьей собираемся редко, за кухонным столом (или за столом, за которым едим, красим ногти, работаем, раскидываем детские игрушки и т.д.), полностью обесценивая его значение для нашей культуры в целом, и для нашей внутрисемейной «психики» в частности. У семей больше нет места, где можно чинно не торопясь сесть и пообщаться. Нет места, где все члены семьи ощущали бы важность происходящего. И у нас даже нет общей, устоявшейся иерархии за столом. Места часто путаются, пришедший гость может занять место хозяина дома, а дочь сесть на место матери. Всё это, даже по мнению современных психологов, до добра не доводит: когда нет четких ориентиров внутри семьи, нет четкой иерархии, непонятно кто кому подчиняется, где чьи права и каковы обязанности. Соблюдая минимальные традиции питания и поведения за столом, которые достались нам от наших далеко не глупых предков, вы можете уравновесить быт в семье, помочь себе самой справляться с детьми и ценить то, что у вас есть – ведь общий стол, общее питание, позволяют нам общаться друг с другом и говорить о том, что не расскажешь на бегу.
Верните стол на место! В семью 🙂 Ешьте спокойно, не торопясь, общаясь, если не с Богом, то друг с другом – и вы увидите, как много прекрасного и интересного вы до этого пропускали.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *