Церкви армении

Слово дня: թոնիր

Тонир представляет собой большую полусферу, которую изготовляют из керамики и изнутри обмазывают глиной. В Армении тандыр традиционно устанавливается в земле, ниже уровня пола. В старину он использовался не только для выпечки хлеба, но и для согревания дома. Более того, если в селе не было церкви, священник мог провести венчание перед тониром.

В тонир есть одно большое отверстие, через которое кладут уголь и дрова для того, чтобы разогреть печь. Позднее через него же помещается хлеб, который нужно испечь. Сырые лепешки прилепляются на внутреннюю стенку тонира, предварительно сбрызнутую водой. После выпечки их достают специальными инструментами с длинной рукоятью. В тандыре можно готовить не только хлеб, но и шашлык, и овощи.

Тандыр известен у армян с глубокой древности. В дохристианский период он считался символом Солнца. Женщины, наклоняясь над тониром, чтобы положить в него хлеб, считали, что кланяются солнцу.

В Армении с 2012 года проводится кулинарный фестиваль «Тонратон», участники которого готовят различные блюда армянской кухни в традиционной печи.

Русская Православная Церковь

Армянская Апостольская Церковь

Описание:

Армянская Апостольская Церковь (полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь) — одна из древнейших Церквей мира, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Республики Армения, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а также большинство армян, проживающих в диаспоре во многих странах мира. Принадлежит к семье Древних Восточных дохалкидонских Церквей.

Епархии и приходы Армянской Церкви рассеяны по пяти континентам мира и объединяют, по разным оценкам, от 7 до 9 млн. верующих.

Высшим органом Армянской Церкви является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви, которым является Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Верховный Духовный Совет при Католикосе в настоящее время состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — Первопрестольный Святой Эчмиадзин.

Армянская Апостольская Церковь объединяет два административно независимых Католикосата — Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата — Иерусалимский и Константинопольский, не имеющих подчиненных кафедр и пребывающих в духовной зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Католикосы Армянской Церкви имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в семь лет) и рукополагать епископов. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Епископ, возводимый в сан Католикоса, миропомазуется несколькими (от 3 до 12) епископами. В компетенцию Католикосов входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и другие вопросы церковного управления.

Эчмиадзинский Католикосат

В юрисдикции Эчмиадзинского престола находятся епархии в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии, Азербайджане (в настоящее время не замещена), России, Украине, Ираке, Иране, Египте, Болгарии, Великобритании, Греции, Румынии, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Австралии и Новой Зеландии, а также армянские общины в странах Западной Европы, Африке и Индии.

Киликийский Католикосат

Престол Святейшего Католикоса Великого Дома Киликии (с 1995 года — Арам I Кешишьян) расположен в г. Антильяс близ Бейрута (Ливан). В его юрисдикции находятся епархии: в Ливане, Сирии, на Кипре и викариатство в Кувейте.

Иерусалимский Патриархат

Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского престола святого Иакова (с 1990 года — Торком II Манукян), находятся армянские общины в Израиле, Иордании и Палестине. Патриарх осуществляет попечение о принадлежащих Армянской Церкви святых местах в Палестине. В его подчинении находятся 2 викариатства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).

Константинопольский Патриархат

Роль Константинопольского престола значительно уменьшилась после геноцида 1915 г. Ныне паству Константинопольского Патриархата составляют несколько десятков тысяч армян, проживающих в Турции. Под управлением Блаженнейшего Армянского Патриарха Константинопольского и всей Турции находится Патриаршая область — Турция, включающая также викариатства: Румелихисары, Кайсери, Диярбакыр, Искендерун. Действует более 30 церквей.

В связи с болезнью Константинопольского Патриарха (с 1998 года — Месроб II Мутафьян) его обязанности исполняет архиепископ Арам Атешян.

***

Главные святыни Армянской Церкви хранятся в Эчмиадзине:

  • Святое копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, — по преданию, принесено в Армению апостолом Фаддеем;
  • Десница святого Григория Просветителя — символ власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Во время мироварения Католикос освящает миро Святым копием и Десницей святого Григория;
  • частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских» (Быт 8:4) — была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским.

Богослужение Армянской Церкви ведется на древнеармянском языке (грабаре). С 1 января 1924 года состоялся переход на новый календарный стиль, однако епархии в пределах Грузии, России и Украины, а также Иерусалимский Патриархат продолжают использовать старый стиль (юлианский календарь).

Среди особенностей армянского богослужения и церковного календаря:

  • 6 января отмечается праздник Богоявления, объединяющий Рождество Христово и Крещение;
  • в Таинстве Евхаристии используется пресный хлеб и неразбавленное вино;
  • при пении Трисвятого после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» прибавляются слова «Распныйся за ны» или др.;
  • крестятся армяне тремя перстами, касаясь ими чела, ниже груди, левой, а затем правой стороны груди, и в конце прикладывают ладонь к груди;
  • отмечается так называемый Передовой пост (Араджаворац), наступающий за три недели до Великого поста;
  • в дни больших праздников совершается заклание животных (матах), имеющее благотворительный характер.

***

Подробнее об Армянской Апостольской Церкви (статьи из «Православной энциклопедии»):

  • Армения
  • Армянская Апостольская Церковь
  • Армянский обряд

Web-сайт: http://www.armenianchurch.org/ Дочерняя организация: Первопрестольный Святой Эчмиадзин Предстоятель: Гарегин II, Верховный Патриарх и Католикос всех армян (Нерсесян, арм. — Գարեգին Բ)

Армения между Римом и Парфией — Армянское нагорье Родина армян

В 113 г. император Траян объявил войну Парфии и Армении. Поводом послужило то обстоятельство, что армянский царь Партамасир носил корону, полученную от парфян, а не от Рима. Партамасир изъявил покорность, он готов был на любые уступ­ки, лишь бы избежать войны.

Но он не смог предотвратить угро­зу, и в 114 г. страна был включена в состав провинции, которая стала называться Каппадокия и Армения Великая и Малая. При том, что Траян одерживал победу за победой и занял столи­цу Парфии Ктесифон, армяне отказывались признавать новый статус своей страны и выступили против римского владычества. Так, при императоре Адриане (117–138) царская власть в Арме­нии была восстановлена.

Через несколько десятков лет, в 163–166 гг., вновь вспыхнула парфяно-римская война, которая неизбежно захватила также и Армению. Римляне заняли без боя Арташат, по-видимому, вновь всплыла идея об обращении Армении в провинцию, но до реа­лизации дело не дошло. В Риме понимали, что управление такой страной, как Армения, где издавна сложились собственные об­щественно-политические институты, сопряжено с большими труд­ностями.

Целесообразнее было сохранить ее в качестве отдель­ного, но зависимого от Рима государства. Чтобы обеспечить эту зависимость, римляне оставили в городе Вагаршапате (или, как они его именовали, Новом Городе) свой гарнизон. Вагаршапат был объявлен столицей Армении.

Очередная война между Римом и Парфией началась в 197 г. Император Септимий Север захватил Селевкию и главную столи­цу Ирана Ктесифон и предоставил их на разграбление солдатам. Армянский царь Вагарш II придерживался парфянской ориента­ции, но в новых условиях решился признать верховную власть Рима, согласился уплатить подати и выдать заложников. В 216 г. император Каракалла заманил к себе его сына царя Хосрова и, стремясь овладеть Арменией, заточил его в тюрьму. Армения ответила восстанием, и преемник Каракаллы, император Макрин, признал царем страны сына Вагарша, Трдата II (216–252), пожа­ловал ему золотую корону и освободил его мать, которая содер­жалась в Риме в качестве заложницы.

Со времен Трдата I Армения входила в систему Парфянской державы, сохраняя при этом статус отдельного царства. Ар­мянский царь признавал первенство парфянского царя царей и занимал в иерархии второе после него место. Поначалу армянский престол занимал младший представитель правящей в Парфии династии Аршакидов, но на рубеже II–III вв. утвердился династи­ческий принцип, предусматривавший право на трон представите­лю именно армянских Аршакуни.

Общественный строй, эконо­мика и культура роднили Армению с Парфией, Армения состав­ляла часть мира, которому принадлежала и Парфия. Но и при том, что верховная власть принадлежала Парфии, Армения ни в коем случае не рассматривалась как завоеванная страна.

Иной характер носили отношения с Римской империей. Арме­ния была чуждой для Рима страной, и привести ее к повинове­нию можно было либо посулами, либо силой оружия. Когда рим­ляне смещали по собственному усмотрению правителей страны, армяне (по выражению древнего автора Кассия Диона) «брались за оружие».

Долгий опыт общения с армянами, изучение специ­фики страны заставили римских политиков отказаться от обраще­ния Армении в одну из провинций империи с соответствующим режимом. Периодически оказываясь под римским протектора­том, Великая Армения не стала частью Римской державы.

Утверждение нового кандидата у кормила власти происходи­ло зачастую при активной поддержке той или иной местной груп­пировки – соответственно проримской или пропарфянской.

В целом в ходе парфяно-римского противоборства сложи­лась ситуация, которая, варьируясь, будет повторяться на протя­жении столетий. Зажатые между державами, между Западом и Востоком, армяне вынуждены будут лавировать, менять ори­ентацию, заключать недолговечные союзы, чтобы выстоять в этом опасном окружении.

На смену Парфянскому царству придут Сасаниды, затем Арабский халифат, Римская империя станет Ви­зантийской, но положение армян между враждующими сторона­ми в принципе останется прежним. Вместе с тем они избегнут ассимиляции и в самых неблагоприятных условиях будут стре­миться к наращиванию свобод, а в определенные периоды добьются политической независимости.

Пока же Армению ждали новые испытания – в 224–226 гг. парфянские Аршакиды были свергнуты, и к власти пришла ди­настия Сасанидов, в корне изменившая внешнюю и внутреннюю политику Ирана.

Судьба Малой Армении

Развитие Малой Армении, расположенной к западу от Евфрата, пошло иным путем. После ухода Селевкидов здесь правили собственные династы, которые, как замечает Страбон, иногда зависели от Великой Армении, иногда же были самосто­ятельны. В конце II в. до н.э. Малая Армения была приобщена к владениям понтийского царя Митридата Евпатора, а в дальнейшем ею правил кто-либо из соседних царей – вассалов Рима. В 37– 43 гг. как Малая, так и Великая Армения имели общего царя Котиса, но затем его власть распространялась лишь на Малую Армению. Еще в 17 г. Малая Армения получила провинциальное управление, т.е. стала частью Римской империи. В 37 г. подобное положение было упраздне­но, однако в 72 г. эта часть армянской земли окончательно вош­ла в состав Римской, а в дальнейшем Византийской империи.

Экономика и общественный строй Армении

Деревня. В древности и в Средние века основную массу производителей материальных благ составляло сельское население, занимавшееся хозяйством, и в этом смысле Армения не составляла исключение. Вместе с тем ее природные условия не допускали более или менее равномерного распределения сель­ского населения по всей территории страны.

Это обстоятельство подметил уже Страбон: «В самой Армении много гор и плоско­горий, где с трудом растет даже виноградная лоза; много там и долин, причем одни из них не отличаются особенным плодоро­дием, другие же, напротив, чрезвычайно плодородны, например, долина Аракса». По рассказу Ксенофонта, который приводился выше, можно уверенно судить о высоком уровне сельского хо­зяйства.

Действительно, уже в урартские времена в широком ас­сортименте выращивались злаки, овощи, виноград, фрукты. Из­давна произошло второе общественное разделение труда, а имен­но на земледелие и скотоводство. Археологические дан­ные свидетельствуют о разнообразии одомашненных животных в Армении. Античные авторы рассказывают о том, что в Арме­нии процветало коневодство. Традиции развитого сельского хо­зяйства сохранились до наших дней.

Основное население, связанное с сельским хозяйством, составляли кресть­яне, владевшие участками обрабатываемой земли. Лично свободные, они были обязаны выплачивать разнообразные подати государству. Крестьяне были объединены в общину, один из древнейших общественных институтов, который мог защитить их от произвола чиновников.

Сельское хозяйство способствовало упорядочению водопользования. Но эта же община служила государству верным средством порабощения, ибо именно через нее осуществлялось внеэкономическое принуждение – сбор налогов и организация всякого рода отработок в пользу государства.

Как и в других странах Передней Азии, сельскохозяйственное произ­водство Древней Армении обеспечивалось трудом не только свободных кресть­ян, но и рабов. Рабами становились военнопленные, в рабстве могли пребывать их потомки, рядом с ними обрабатывали землю крестьяне, продавшие­ся в рабство по нужде. Нужда могла вынудить главу семейства продать в рабство своих ближних.

Частная собственность на землю является характерной чертой древних обществ. Как и во всем эллинистическом мире, земель­ные владения в Армении подразделялись на «благоприобретен­ные», «пожалованные» и «наследственные». Социально-экономи­ческое развитие Армении сопровождалось ростом и укреплени­ем частновладельческих хозяйств и неизбежным наступлением на общинное землевладение и землепользование.

Этот процесс приобрел, по-видимому, угрожающий характер, и царь Арташес I принял решение осуществить земельную реформу. Спустя столе­тия армянский историк Мовсес Хоренаци отметит: «Арташес… приказал определить границы сел и агараков… и установил так­же межевые знаки». «Агарак» – означает сельскохозяйственное име­ние, в данную же эпоху этот термин определял хозяйство, в котором работали подневольные люди.

Это были военноплен­ные, ставшие рабами, и их потомки, родившиеся в неволе, ря­дом с ними продавшиеся в рабство по нужде, также и другие категории несвободных, равно как и сельские батраки. Собствен­никами таких хозяйств были представители издавна сформиро­вавшейся знати и храмы. Огромные хозяйства принадлежали царской фамилии. Земельная реформа была призвана упорядо­чить отношения между различными категориями собственников и владельцев земель.

Уже в наше время обнаружились и межевые знаки с надписями на арамейском языке, упомянутые Мовсесом Хоренаци, на кото­рых значится имя царя Арташеса I.

Города. Одна из наиболее существенных черт эллинизма – интенсивное градостроительство. Александр Македонский и его преемники во множестве основывали новые города, наделенные их именами, предоставляли им особые права и тем самым созда­вали условия для появления городской общины, коллектива сво­бодных граждан, наделенных широкими правами самоуправле­ния.

Эти города становились основными центрами ремесла и тор­говли, одновременно и центрами культуры, перенесенной из Гре­ции на Восток. Новые города заселялись путем насильственного перемещения огромной массы людей, жителей других городов или военнопленных, независимо от их происхождения.

Армения не осталась в стороне от этого процесса, на ее карте появилось множество имен, связанных с градостроительной дея­тельностью ее правителей. Это и столичные города – Ервандашат, Арташат, Тигранакерт, Аршамашат, и обычные города – Заришат, Аркатиокерт (или Каркатиокерт), два-три Зарехавана и другие. Новую жизнь обрели старые города – былая столица Урарту Тушпа-Ван, Аргиштихинили, который стал называться Ар­мавиром. В I–II вв. этот процесс замедлился, но не прекратился: сын Трдата I Санатрук основал город Мцурн, а Вагарш I

– Вагаршапат, который в 164 г. был объявлен столицей Армении и именно тогда назван Новым Городом. С именем Вагарша I связано также появление Вагаршавана и Вагаршакерта.

Плутарх отмечает, что Тигран II переселял в Мидию «гречес­кие городские общины», он «переполнил Месопотамию грека­ми» из Киликии и Каппадокии, а жители Тигранакерта были, по его словам, сплошь переселенцы. Среди переселенцев значи­тельное место занимали евреи, колонии которых удержались в армянских городах до второй половины IV в. Поток этих новых горожан был направлен в сторону Армении.

Городская жизнь не была для Востока чем-то принципиально новым, го­рода появились здесь за тысячелетия до македонского завоевания. Не была совершенной новостью и городская община с элементами самостоятельности. Но, конечно, городская община типа греческого полиса, коллектив свобод­ных граждан, наделенных правами самоуправления, появился лишь в элли­нистическую эпоху. То же относится и к Армении.

Города становились центрами ремесла, и те предметы местного проис­хождения, которые обнаруживаются при археологических раскопках – будь то изделия из металла, стекла или кости, керамика, образцы ювелирного искусства или ткацкого производства, – создавались в городах. В городах же появились наиболее значительные и сложные архитектурные сооружения.

Во все эпохи города были главными центрами торговли, как местной, так и, в особенности, международной. Они служили стоянками для торговых караванов и местом реализации товаров иностранного происхождения. По югу Армении проходил торговый путь из Индии на Запад. Армения имела выходы к Черному морю, к Северному Кавказу, Арташат был связан со столицей Парфии Экбатаной. Тигран II переселил арабов ближе к новой столице, Тигранакерту, чтобы они способствовали караванной торговле.

Общественный статус горожанина был выше, чем у сельского жителя. Надо думать, что именно в эпоху Арташеса I и Тиграна II сложилась норма, отмеченная впоследствии Мовсесом Хоренаци: «Горожане должны быть более уважаемы и почитаемы, не­жели сельчане; сельчане должны почитать горожан наравне с вельможами» (далее содержится требование к горожанам обра­щаться с сельчанами по-братски).

Благодаря своим привилеги­ям, города становились опорой царской власти, но их многона­циональный характер таил в себе также опасность. Когда в 69 г. до н.э. Лукулл осадил Тигранакерт, греческие наемники Тиграна при поддержке переселенных туда греков перешли на сторону римского полководца и тем самым облегчили его задачу.

Эллинизм обусловил огромный скачок в эволюции армянско­го общества. Новые формы городской жизни оказались наибо­лее значительным проявлением этого процесса.

Царская власть и управление страной. В тече­ние двух столетий пребывания в составе державы Ахеменидов, в начале II в. до н.э. при Селевкидах Арменией управляли сатрапы и стратеги, назначаемые их верховными правителями. Обладая полнотой власти, как военной, так и гражданской, они станови­лись подлинными владыками страны.

В эпоху Ахеменидов сат­рапы, в том числе и сатрапы Армении, могли даже чеканить собственную монету. Должность сатрапа переходила зачастую по наследству, по крайней мере в V– IV вв. до н.э. Арменией периодически правили представители семейства Ервандакан, пред­ставители исконной царской династии.

Показательно, что Арташес I, которому было поручено устранить Ервандаканов, настаи­вал одновременно на своем происхождении от этой фамилии. Эти назначаемые верховной властью администраторы времена­ми могли выражать местные интересы, претендовать на полную независимость от Ахеменидов или Селевкидов и сами себя объ­являть царями.

Подобно другим эллинистическим правителям, армянские цари присваи­вали себе высокие прозвища – Арташес I объявил себя «Благочестивым» (или «Благодетелем»). Огромную роль играл получивший широкое распростра­нение и внедрившийся в сознание культ царей, обожествление их предков, а затем и здравствующих венценосцев. Так, Тигран III признавался «богом», а Трдат I полагал себя «Гелиосом», т.е. богом Солнца.

Вознесшийся над просты­ми смертными, царь требовал от своих даже самого высокого ранга поддан­ных, чтобы они падали ниц перед ним – восточный обычай, который с охо­той перенял и Александр Македонский. Царские прерогативы временами становились призрачными, тем не менее, они твердо держались в сознании и в известных пределах были унаследованы последующей христианской эпо­хой.

Если новые формы городской жизни были привнесены эллинизмом, то царская власть со свойственным ей деспотизмом следовала, прежде всего, восточным традициям. Верховный правитель Армении носил титул царя, он мог быть также «великим царем», а начиная с Тиграна II он носил титул «царя царей», перехватив его у правителей Парфии.

Согласно сведениям античных авторов, Армения была разде­лена на определенное количество (120) «стратегий», которые Пли­ний Старший уподоблял «префектурам». Терминология не остав­ляет сомнения в том, что речь идет об административных окру­гах, правители которых были наделены как военной, так и граж­данской властью. Нетрудно догадаться, что назначались они ца­рем и, следуя давней традиции, могли стать на местах полнов­ластными владыками.

В конце VII в. крупнейший ученый эпохи Анания Ширакаци составит карту своей родины и даст ее описа­ние. Из его сочинения явствует, что Армения подразделялась на 15 областей (наханг или ашхар), которые в свою очередь дели­лись приблизительно на 200 кантонов (гавар). Четыре погранич­ные области играли особую роль в обороне страны и были вве­рены наместникам (бдешх). Описанное Ананией Ширакаци по­ложение в значительной степени восходит к тому устройству, которое сложилось при Арташесидах и Аршакидах.

Постепенно формировалось и центральное управление. Сог­ласно армянским источникам, когда на армянском престоле вос­сел «Вагаршак» (собирательный образ, имеется в виду прежде всего Трдат I Аршакуни, правивший во второй половине I в. н.э.), то новый царь учредил ряд новых должностей. Некоторые из них соприкасались преимущественно или полностью с жизнью двора, но другие носили общегосударственный характер.

К чис­лу последних относятся должности верховного главнокомандую­щего, верховного судьи или великого эконома. В действитель­ности эти должности начали появляться в предшествующую эпо­ху, о раннем происхождении таких должностей можно догадать­ся. С появлением новых административных постов связано фор­мирование служилой знати.

Конечно, высокие должности замещали выходцы также и из родовой знати, имевшей многовековую историю, однако следу­ющее за ними чиновничество и армейские командиры рекрути­ровались преимущественно из «новых людей» и являли собой новый общественный класс, с которым царю необходимо было считаться.

Особое место в общественной структуре принадлежало слу­жителям культа, жрецам, но об этом мы можем судить скорее умозрительно, источники сохранили мало подробностей. Известно, однако, что верховным жрецом могли быть сам царь или царские братья и сыновья. Когда Трдат I отправился за своим венцом в Рим, он должен был следовать по суше. Будучи верховным жре­цом, он не имел права осквернять море.

Гагик Саркисян, Константин Худавердян, Карен Юзбашян

Армянская Апостольская церковь

Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) — одна из древнейших христианских церквей мира. По преданию, Армянская церковь называется “апостольской”, поскольку ее основателями были апостолы Фаддей и Варфоломей, которые первыми в Армении стали проповедовать христианство. Название это получило распространение с XV века, когда сформировавшиеся в разные времена разрозненные религиозные центры, а также общинные епархии постепенно стали признавать превосходство Верховного Собора 1.

Армянская Апостольская Церковь, в отличие от православной и католической церквей, признаёт у Христа божеское и человеческое начало в единстве, в единой природе, в связи с чем ААЦ считается монофизитской 2.

История Армянской Апостольской церкви

Исторически ААЦ образована в 301 году трудами святителя Григория Просветителя (335 г.), сын и преемник которого, Аристакес, был участником Первого Вселенского Собора. В своей догматике основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается христологии святителя Кирилла Александрийского 3.
В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, отмежевавшись в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. В 303 году в Вагаршапате (Эчмиадзин ) был построен Главный собор, ставший религиозным центром всех армян и резиденцией (Святой престол) Верховного патриарха и Католикоса Всех армян, однако исторические события стали причиной тому, что резиденция неоднократно была перенесена. Так, после Вагаршапата религиозный центр был основан в Двине (484-927 гг.), затем в Ахтамаре (927-947 гг.), Аргине (947-1001), Ани (1001-1051), Себастии (1051-1062) и т.д. В 1441 года Святой престол был возвращен в Вагаршапат и пребывает там по сегодняшний день.

В 4 в. ААЦ превратилась в сильную экономическую и идеологическую организацию, владевшую крупными земельными угодьями. На Двинском церковном соборе (506 г.), отражая стремления господствующих классов Армении противостоять агрессии Византии, она окончательно отделилась от византийской церкви и стала автокефальной.

В период с 491 по 536 гг. ААЦ окончательно отделилась от Православной Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время насчитывает 5 епархий в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.

В IV Вселенском Соборе ААЦ не участвовала, и постановлений его (искажённых переводом) не признала. Таким образом, как утверждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским, по имени первого Католикоса Григория Просветителя. Армянский собор в Двине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвергающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы. Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, например при католикосе армянском Нерсесе IV (ок. 1098—1173) и византийском патриархе Михаиле III (1169-1177), но успеха не имели. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь.
В 4—11 вв. в Армении получили распространение различные «ереси»: борборитов и мессалиан (4—5 вв.), павликианцев (6—9 вв.), тондракийцев (9—середина 11 вв.), и др., в которых под религиозной оболочкой отражался протест народных масс против феодального и церковного гнёта. Официальная церковь при поддержке государственной власти жестоко подавляла эти движения. Начиная с 13 в. пыталась распространить своё влияние в Армении Католическая церковь, но безуспешно. После утраты Арменией своей государственности (14 в.) ААЦ оставалась централизованной национальной организацией. В 17—18 вв. усилилось тяготение армян к России, от которой они стремились получить помощь в борьбе против господства турецких и иранских завоевателей. Отражая эти настроения, армянские католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии русско-армянских связей во 2-й половине 18 в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.
В условиях иноземного порабощения Армении ААЦ являлась центром науки и культуры в Армении. В школах при монастырях наряду с религиозными предметами преподавалась риторика, грамматика, философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи.
После присоединения Армении к России (1828 г.) царское правительство подтвердило основные привилегии ААЦ. Развивающаяся армянская буржуазия заставила церковь служить своим целям, бороться против революционного движения масс 4.

С утверждением советской власти в Закавказье в 1920 году Армянская церковь заняла лояльную позицию по отношению к советскому государству. Тем не менее на неё, как и на все другие церкви в СССР, обрушились репрессии, что привело к резкому сокращению сферы её деятельности. С 1928 года в Армении развернулась активная антирелигиозная пропаганда, внутри Армянской церкви в 1920-е — 1930-е гг. шли сложные и противоречивые процессы, связанные с попытками проведения церковных реформ. В 1939 году богатейшее собрание библиотеки Эчмиадзина (более 10 тыс. рукописей на армянском и др. языках) было перевезено в Ереван (с 1959 — Институт рукописей Матенадаран).

После обретения Арменией независимости, ААЦ приняла активное участие в деле становления республики. Важное значение для ААЦ имело принятие в июне 1991 года закона “О свободе совести и религиозных организациях в РА”. Закон давал церкви возможность восстановить свои приходы и епархии и способствовать духовному образованию. Были восстановлены запрещенные в советские годы церковные союзы и организации, хоры. Восстанавливаются полуразрушенные церкви, строятся новые.

В 1994 году скончался взошедший на Престол в 1955 году Католикос Всех армян Вазген Первый. В апреле 1995 года в св. Эчмиадзине состоялось представляющее все армянство Церковно-Национальный Собор. Католикосом Всех армян был избран патриарх Киликийский Гарегин Первый. За недолгий срок его деятельности развилось церковное строительство, были созданы новые духовно-церковные структуры, укрепились межцерковные связи.

После смерти Гарегина Первого, с 26 по 28 октября 1999 года в св. Эчмиадзине, Церковно-Национальный Собор избрал Католикосом Всех армян предстоятеля Араратской епархии архиепископа Гарегина Нерсисяна. 132-й Католикос Всех армян взошел на Престол в исключительно тяжелых условиях, когда 27 октября, в результате осуществленного в парламенте теракта были убиты председатель парламента, премьер-министр, другие государственные и политические деятели.

В 2001 году в Армении был торжественно отмечен 1700-летний юбилей принятия христианства на государственном уровне 5.

Каноническое устройство Армянской Апостольской церкви

Епархии и приходы ААЦ рассеяны по 5 континентам мира и объединяют около 6 млн верующих. Высшим органом ААЦ является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. В его компетенции находятся вопросы церковного законодательства и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и иерархическим устройством. На Соборе происходит избрание высшего духовного Предстоятеля ААЦ, которым является Предстоятель Эчмиадзинского престола.

Эчмиадзинский Католикосат

Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1999 Гарегин II) представляет высшую централизованную церковную власть ААЦ, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным судьей. Знаками отличия Католикоса всех армян являются: титул «Раб Иисуса Христа и, по неисповедимой воле Божией, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Престола Араратского Апостольской Матери-Церкви, святого кафедрального Эчмиадзина», герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке.

Главные святыни ААЦ хранятся в Эчмиадзине. Св. копие (Гегард), пронзившее ребро Иисуса Христа, по преданию, принес в Армению ап. Фаддей. Десница св. Григория Просветителя является символом власти Верховного Патриарха и Католикоса всех армян; во время мироварения он освящает св. миро этими 2 святынями. Частица древа Ноева ковчега, остановившегося «на горах Араратских» (Быт 8. 4), была обретена в начале IV в. епископом Иаковом Нисибинским; в 1766 г. небольшая часть древа ковчега была передана католикосом Симеоном I в дар императрице Екатерине II.

Киликийский Католикосат

Престол Святейшего Католикоса Великого Дома Киликии (с 1995 Арам I) расположен в Антильясе близ Бейрута. В его юрисдикции находятся епархии: Ливанская (Бейрут, кафедральный собор Сурб Ншан); Халебская епархия, наместничество Джизре и Дамасская епархия (в наст. время под управлением Эчмиадзина) — в Сирии; Кувейтское викарийство; Кипрская епархия (Никосия).

Католикосы имеют исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в 7 лет) и рукополагать епископов. В их компетенцию входит благословение новых церковных законов, установление новых праздников, учреждение новых епархий и др. вопросы церковного управления.

Иерусалимский Патриархат

Под управлением Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, Предстоятеля Апостольского Престола св. Иакова (с 1990 Торком II), находятся арм. церковные общины в Израиле, Иордании и Палестине (ок. 10 тыс. прихожан). Патриарх осуществляет попечение о принадлежащих ААЦ святых местах в Палестине. В его подчинении находятся 2 викарийства (Амман и Хайфа) и 2 ректорства (Яффа и Рамла).

Стамбульский (Константинопольский) Патриархат

Роль этого Престола ААЦ значительно уменьшилась после геноцида 1915 г., и в настоящее время из насчитывавшихся до первой мировой войны 1,35 млн прихожан в нем осталось лишь около 82 тыс. Под управлением Блаженнейшего Армянского Патриарха Стамбульского и всей Турции (с 1998 Месроб II) находится Патриаршая область — Турция. Викства: Румелихисары, Кайсери, Диярбакыр, Искендерун. Действует более 30 церквей (в т. ч. Патриарший собор Пресв. Богородицы), в которых служат 30 священников и 20 диаконов.

Иерусалимский и Стамбульский Патриархаты не имеют подчиненных кафедр и в духовном отношении находятся в зависимости от Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

При всех 4 главных престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения: ДС «Вазгенян» в Севане и Гюмри, ДА «Геворкян» в Эчмиадзине, ДА Киликийского Католикосата в г. Бикфайя (Ливан), семинария св. Иакова в Иерусалиме, арм. лицей в Ускюдаре, пригороде Стамбула. Каждое ежегодно оканчивают от 10 до 30 выпускников. В Америке с 1964 г. действует Армянское богословское училище св. Нерсеса (Нью-Рошелл, шт. Нью-Йорк) 6.

Духовные степени в Армянской Апостольской Церкви

В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

1. Католикос (Епископоначальник) — имеет абсолютные полномочия совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов.

2. Архиепископ, Епископ — отличается от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но обычно не может самостоятельно рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень.

3. Священник, Архимандрит — совершает все Таинства кроме Хиротонии.

4. Диакон — сослужит в Таинствах.

5. Дпир — низшая духовная степень, получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу.

Официальные печатные органы ААЦ: ежемесячные журналы «Эчмиадзин», Эчмиадзинский Католикосат, «Колос», Киликийский Католикосат, «Сион», Иерусалимский Патриархат, «Шогакат», Стамбульский Патриархат.

  1. Армянская Святая Апостольская церковь. — Сайт «Виртуальнык музей армянской диаспоры».
  2. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Словари”.
  3. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Открытая православная энциклопедия Древо”.
  4. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Словари”.
  5. Армянская церковь сегодня. Структура. — Официальный сайт Престола св. Эчмиадзина.
  6. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Православная энциклопедия”.

Армянская церковь в Риме — Chiesa di San Nicola da Tolentino

    • Туризм в Риме
    • Отели Рима
    • B&B/мини-отели в Риме
    • Турпакеты в Рим
    • Авиабилеты в Рим
    • Рестораны Рима
    • Развлечения Рима
    • Рим: магазины
    • Форум путешественников о Риме
    • Фото Рима
    • Карта Рима
    • Все отели Рима
    • Спецпредложения отелей в Риме
    • Горящие туры в Риме
    • По типу отеля
        • Рим: мотели
        • Хостелы: Рим
        • Рим: кемпинги
        • Рим: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Рима
        • Романтические отели Рима
        • Рим: спа-курорты
        • Отели класса «люкс» в Риме
        • Рим: эко отели
        • Курорты: Рим
    • По классу отеля
        • Рим: 5-звездочные отели
        • Рим: 4-звездочные отели
        • Рим: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели Best Western в Риме
        • Отели Hilton Hotels в Риме
        • Отели InterContinental (IHG) Hotels в Риме
        • Отели Radisson в Риме
        • Отели Preferred Hotels & Resorts в Риме
        • Отели Worldhotels в Риме
        • Отели Eurostars в Риме
        • Отели Marriott Autograph Collection в Риме
        • Отели Accor в Риме
        • Отели Marriott в Риме
        • Отели Jialihua Guest House в Риме
        • Отели LO.AN Hotels в Риме
    • Популярные удобства
        • Отели в Риме, где разрешено проживание домашних животных
        • Отели с бесплатной парковкой в Риме
        • Oтели с бассейном в Риме
    • Популярные районы
        • Отели Центр
        • Отели Эсквилино
        • Отели Кастро-Преторио
        • Отели Термини
        • Отели Лудовизи и Виа-Венето
        • Отели Монти
        • Отели Лудовизи
        • Отели Треви
        • Отели Кампо-Марцио
        • Отели Прати
    • Популярные категории в Риме
        • Отели В Центре Города в Риме
        • Апарт-Отели в Риме
        • Бюджетные Отели в Риме
        • Исторические Отели в Риме
        • Бутик-Отели в Риме
        • Отели Рима с номерами для курящих
        • Отели с балконами в Риме
        • Отели Рима с мини-кухней в номере
        • Отели Все Включено в Риме
        • Курорты для медового месяца в Риме
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Chiesa di San Nicola da Tolentino
        • Отели рядом — Mandrione
        • Отели рядом — Chiesa dello Spirito Santo dei Napoletani
        • Отели рядом — Via Merulana
        • Отели рядом — Casa Dei Teatri
        • Отели рядом — Car Airport Bus
        • Отели рядом — Palazzo Caetani
        • Отели рядом — Direzionale Eur
        • Отели рядом — Real Bodies
    • Ж/д вокзалы поблизости
        • Отели рядом — Barberini — Fontana di Trevi Station
        • Отели рядом — Repubblica — Teatro dell’Opera Station
        • Отели рядом — Spagna Station
        • Отели рядом — Tor di Quinto Station
        • Отели рядом — Grottarossa Station
        • Отели рядом — Acqua Acetosa Station
        • Отели рядом — Due Ponti Station
        • Отели рядом — Campi Sportivi Station
        • Отели рядом — Saxa Rubra Station
        • Отели рядом — Centro RAI Station
    • Аэропорты поблизости
        • (FCO) Аэропорт Фьюмичино: отели поблизости
        • (CIA) Аэропорт Чампино: отели поблизости
    • Университеты поблизости
        • Отели рядом — Free International University of Social Studies
        • Отели рядом — Guido Carli Free International University for Social Studies
        • Отели рядом — John Cabot University
        • Отели рядом — Roma Tre University
        • Отели рядом — American University of Rome
        • Отели рядом — Ateneo Pontificio Regina Apostolorum
        • Отели рядом — Campus Bio-Medico University of Rome
        • Отели рядом — University of Roma «La Sapienza»
        • Отели рядом — Pontifical University Antonianum
        • Отели рядом — Pontifcia Universitas Lateranensis
    • Рим: все развлечения
    • Популярные районы
        • Джаниколенсе: Спа
        • Джаниколенсе: Частные туры
        • Кастро-Преторио: Библиотеки
        • Кастро-Преторио: Спа
        • Остиенсе: Культурные туры
        • Остиенсе: Ночная жизнь
        • Понте: Культурные объекты
        • Понте: Фонтаны
        • Прати: Гастрономические туры
        • Прати: Ночная жизнь
    • Chiesa di San Nicola da Tolentino: развлечения поблизости.
        • H.I.S. Viaggi
        • Wellness Aquarium Fish Spa and Beauty
        • Free Tour Rome
        • Rome a volonte
        • Mitreo di Palazzo Barberini
        • Santa Maria della Vittoria
        • Via Veneto
        • Dabliu Sport & Benessere
        • Scooteroma Tours
        • Museum and Crypt of Capuchins
        • Fontana dell’acqua Felice
        • Santa Maria della Concezione dei Cappuccini
        • Museo della Caserma dei Corazzieri
        • Fontana del Tritone
        • RomaTourGratis
    • Рим: Достопримечательности и культурные объекты
        • Рим: Древние руины
        • Рим: Мосты
        • Рим: Замки
        • Рим: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Рим: Правительственные здания
        • Рим: Исторические достопримечательности
        • Рим: Военные базы и объекты
        • Рим: Памятники и статуи
        • Рим: Смотровые площадки и башни
        • Рим: Прогулки по живописной местности
        • Рим: Фермы
        • Рим: Трассы для автогонок
        • Рим: Ранчо
        • Рим: Церкви и соборы
        • Рим: Университеты и школы
    • Популярные категории в Риме
        • Рим: Туры
            • Рим: Обзорные экскурсии
            • Рим: Автобусные туры
            • Рим: Экскурсии на сигвеях
            • Рим: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Рим: Сплав на каяках и каноэ
            • Рим: Парасейлинг и парапланеризм
            • Рим: Полеты на воздушном шаре
            • Рим: Туры по природным и заповедным зонам
            • Рим: Беговые туры
            • Рим: Авиатуры
            • Рим: Археологические туры
            • Рим: Экскурсии по городу
            • Рим: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Рим: Фототуры
            • Рим: Многодневные экскурсии
        • Рим: Покупки
            • Рим: Художественные галереи
            • Рим: Антикварные магазины
            • Рим: Универмаги
            • Рим: Аутлеты
            • Рим: Блошиные и уличные рынки
            • Рим: Торговые центры
            • Рим: Магазины сувениров и деликатесов
            • Рим: Фермерские рынки
            • Рим: Показы мод и фэшн-туры
            • Рим: Шопинг-туры
        • Рим: Транспорт
            • Рим: Трамваи
            • Рим: Паромы
            • Рим: Системы общественного транспорта
            • Рим: Такси и маршрутные автобусы
            • Рим: Автобусные перевозки
            • Рим: Железные дороги
        • Рим: Ночная жизнь
            • Рим: Бары и клубы
            • Рим: Блюз-клубы и бары
            • Рим: Сигарные бары
            • Рим: Гей-клубы и бары
            • Рим: Джаз-клубы и бары
            • Рим: Караоке-бары
            • Рим: Бары с пианистом
            • Рим: Комеди-клубы
            • Рим: Танцевальные клубы и дискотеки
            • Рим: Кофейни
            • Рим: Винные бары
            • Рим: Туры с посещением баров, клубов и пабов
        • Рим: Еда и напитки
            • Рим: Винодельни и виноградники
            • Рим: Пивоварни
            • Рим: Ликеро-водочные заводы
            • Рим: Пивные дегустации и туры
            • Рим: Кофейные и чайные туры
            • Рим: Кулинарные мастер-классы
            • Рим: Гастрономические туры
            • Рим: Винные туры и дегустации
            • Рим: Винные бары
            • Рим: Фермерские рынки
            • Рим: Еда и напитки – другое
            • Рим: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
        • Рим: Спа и оздоровление
            • Рим: Спа
            • Рим: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Рим: Хаммамы и турецкие бани
            • Рим: Римские бани
            • Рим: Термальные спа-центры
            • Рим: Йога и пилатес
        • Рим: Активный отдых на открытом воздухе
            • Рим: Конные экскурсии
            • Рим: Пешеходные маршруты
            • Рим: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Рим: Прогулки на гондоле
            • Рим: Сплав на каяках и каноэ
            • Рим: Парасейлинг и парапланеризм
            • Рим: Катание на водных лыжах и мотоциклах
            • Рим: Экстремальный туризм
            • Рим: Полеты на воздушном шаре
            • Рим: Туры по природным и заповедным зонам
            • Рим: Беговые туры
            • Рим: Авиатуры
            • Рим: Сафари
            • Рим: Стоячий серфинг с веслом
            • Рим: Туры с каньонингом и дюльфером
        • Рим: Музеи
            • Рим: Художественные галереи
            • Рим: Музеи искусств
            • Рим: Детские музеи
            • Рим: Исторические музеи
            • Рим: Военные музеи
            • Рим: Музеи естествознания
            • Рим: Научные музеи
            • Рим: Специализированные музеи
        • Рим: Развлечения и игры
            • Рим: Игровые площадки
            • Рим: Кинотеатры
            • Рим: Казино
            • Рим: Комеди-клубы
            • Рим: Игровые и развлекательные центры
            • Рим: Боулинг
            • Рим: Спортивные комплексы
            • Рим: Эскейп-квесты
            • Рим: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
            • Рим: Стрелковые тиры/полигоны
            • Рим: Другие виды игр и развлечений
            • Рим: Художественные студии и гончарные мастерские
            • Рим: Аттракционы для катания и мероприятия
        • Рим: Мастер-классы и семинары
            • Рим: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Рим: Уроки и мастер-классы
            • Рим: Кулинарные мастер-классы
            • Рим: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Рим: Концерты и представления
            • Рим: Блюз-клубы и бары
            • Рим: Джаз-клубы и бары
            • Рим: Бары с пианистом
            • Рим: Комеди-клубы
            • Рим: Представления
            • Рим: Балет
            • Рим: Концерты
            • Рим: Опера
            • Рим: Симфонические оркестры
            • Рим: Театры
            • Рим: Театр и ужин
            • Рим: Кабаре
        • Рим: Природа и парки
            • Рим: Острова
            • Рим: Игровые площадки
            • Рим: Пляжи
            • Рим: Сады
            • Рим: Геологические образования
            • Рим: Морские причалы
            • Рим: Горы
            • Рим: Природные и заповедные зоны
            • Рим: Парки
            • Рим: Велотрассы
            • Рим: Пешеходные маршруты
            • Рим: Мототрассы
            • Рим: Водопады
            • Рим: Зоопарки
            • Рим: Водоемы
        • Рим: Ресурсы для путешественников
            • Рим: Конференц-центры
            • Рим: Библиотеки
            • Рим: Туристические центры
        • Рим: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Рим: Лодочные туры
            • Рим: Водные виды спорта
            • Рим: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Рим: Прогулки на гондоле
            • Рим: Туры на скоростных моторных лодках
            • Рим: Сплав на каяках и каноэ
            • Рим: Парасейлинг и парапланеризм
            • Рим: Сплав на плотах и тюбах по реке
            • Рим: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Рим: Туры на подводных лодках
            • Рим: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Рим: Катание на водных лыжах и мотоциклах
            • Рим: Туры на автобусах-амфибиях
            • Рим: Рыболовные туры и чартеры
            • Рим: Стоячий серфинг с веслом
        • Рим: Аквапарки и парки развлечений
            • Рим: Тематические парки развлечений
            • Рим: Аквапарки
    • Что обычно ищут в г. Рим
        • Приключения
        • Подходит для любителей адреналина
        • Скрытые жемчужины
        • Место для медового месяца
        • Подходит для больших групп
        • Подходит для детей
        • Подходит для пар
        • Бесплатный вход
        • Недорого
        • Чем заняться в дождливый день
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *