Церковь в Индии

«Я уверен в великом успехе Православия в Индии»

Редакция портала Православие.Ru получила письмо от Климента Нехамайя, православного индийца, в настоящее время учащегося в Санкт-Петербургской духовной академии. Климент попросил опубликовать его письмо «во благо Церкви и во славу Божию», что мы и делаем с большой радостью.

Климент Нехамайя Меня зовут Климент Нехамайя. Я учусь на факультете иностранных студентов Санкт-Петербургской православной духовной академии. Я родился в городе Чандрапур индийского штата Махараштра. Воспитывался в «высокой» Англиканской церкви. Я являюсь представителем четвертого поколения англикан (и, соответственно, христиан) в нашей семье и в нашем городе. Моя семья приняла христианство благодаря первой миссии Шотландской епископальной церкви (часть Англиканского сообщества) в Индии и первой христианской миссии в моем городе, хотя британские власти того времени были против миссионерской деятельности и даже запрещали ее.

Мой брат по имени Поликарп был англиканским епископом. О существовании восточной Православной Церкви он не знал, но, когда изучал богословие, он прочитал о Яковитской монофизитской церкви (которая сама себя называет «православной»). Тогда он начал изучать историю Церкви. Через изучение истории Церкви и богословия Святых отцов Поликарп убедился в истинности Православия и стал способствовать тому, чтобы люди открывали для себя Православие.

Еще до возведения в сан епископа, когда брат был просто англиканским клириком, он обратился с письмом об организации православной миссии к греческому православному митрополиту Гонконга и Юго-Восточной Азии, но мы так и не получили от него ответа на письмо. Через несколько месяцев брат обратился с той же просьбой к Вселенскому Константинопольскому Патриархату и Московскому Патриархату. Но и тут наше ожидание было безрезультатным. Подождав еще несколько месяцев, брат обратился к Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). И, наконец, спустя несколько месяцев ожиданий, мы получили ответ от представителя РПЦЗ. Но, хотя контакт и был установлен, нам пришлось ждать еще год до того момента, как началось обсуждение возможности отправления в Индию православной миссии.

Поликарп, брат Климента Нехамайя, в сане англиканского епископа до перехода в Православие

Наконец, по благословению архиепископа Марка (Головкова), в августе 2012 года мирянин по имени Сергей был отправлен из Москвы в нашу общину в Индии. После его доклада председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Илариону (Алфееву) и архиепископу Марку о положении дел, в ноябре 2012 года отец Станислав из Карельской епархии Русской Православной Церкви прибыл в Индию для принятия нашей общины в Православие через миропомазание. До установления плодотворного диалога с Русской Церковью у нас было примерно 50 приходов (общин), но, поскольку все это заняло очень много времени, большая часть из них вернулась в Англиканскую церковь. Лишь только пять общин преданно последовали в Православие за своим бывшим епископом, который в Русской Православной Церкви стал простым мирянином.

Когда мы твердо решили присоединиться к кораблю спасения – святой Православной Церкви, наши англиканские друзья говорили нам, что мы совершаем ошибку, но, по милости Божией, мы были очень счастливы и имели огромное желание сделать эту «ошибку». Самый тяжелым для нас был тот момент, когда большинство общин решили возвратиться в англиканство, так как не могли больше мучиться в ожидании. Поистине, это был период духовной слабости. Я даже стал задавать себе вопрос: а действительно ли мы идем по правильному пути? Почему уходит так много времени на то, чтобы просто принять нас в Церковь, если она есть истинное Тело Христово? В наставлениях новообращенным, собирающимся присоединиться к Православию через миропомазание, я прочитал, что они не должны впадать в искушение и возвращаться в свою первоначальную деноминацию по причине отсрочки. Тогда я задался таким вопросом: разве не должна истинная Церковь с большим энтузиазмом принимать в свои ряды тех людей, которые искренне жаждут стать частью народа Божия? Но Господь тогда просветил мое сердце, и я понял, что Он нас не забыл, а, наоборот, Сам призывал нас стать частью Его Тела. Однако это стало большой досадой для врага рода человеческого, который и стал чинить препятствия на нашем пути.

Сейчас я в Церкви и очень рад, что Сын Божий попрал сатану и привлек нас к себе. Теперь я чувствую осуществление веры. Это, конечно, не значит, что католики, англикане и протестанты не имеют веры – они ее имеют, но эта вера неполная, фрагментарная и искаженная, другими словами – инославная вера. Но здесь, в Теле Христовом, я нашел полную, неискаженную, православную веру. Я полностью уверен в этой сокровищнице апостольской веры и Пречистой Невесте Христовой, чьим краеугольным камнем является Сам Христос, а пророки и апостолы есть основания и столпы этого ковчега. Здесь я чувствую себя окруженным множеством свидетельств и нахожусь в постоянном общении со святыми всех эпох. Есть один известный англиканский гимн:

Что может смыть мои грехи?
Ничто, лишь Кровь Иисуса!
О, драгоценный источник, делающий меня белым, как снег!
Не знаю другого такого источника –
Лишь только Кровь Иисуса!

И я чувствую исполнение этого здесь, в Церкви, в Теле Христовом, ибо только здесь получаю вечную жизнь, когда каждую неделю на Божией трапезе вкушаю Тело и Кровь Агнца Божия, закланного до сотворения мира, Который оставляет мне грехи и делает меня вновь цельным. Ни в одном из человеческих наречий нет таких слов, которыми бы я мог описать то, что приобрел в доме Божием. Да и как эти нечистые уста могут выразить невыразимый, истинный покой, который получила моя душа?

Индия – это страна, где семя веры было посеяно апостолом Фомой; это земля, орошенная его мученической кровью

Сам я вкусил бессмертного источника и желаю, чтобы мои соотечественники тоже вкусили его и узнали, что Господь благ. Индия – древнейшая из всех существующих сегодня в мире цивилизаций; это страна разнообразия, но, между тем, и страна, где живут простые и религиозные люди. В эту страну Пресвятая Троица благоволила послать Своего апостола для проповеди Благой Вести о любви и всепрощении Божием, Евангелия Царствия Божия. Языческая земля получила благословение от Бога через святого Фому, который сначала колебался в вере, а когда уверовал, то прежде других апостолов бесстрашно отправился проповедовать в далекую страну. Индия – это страна, где семя веры было посеяно апостолом Фомой; это земля, орошенная его мученической кровью. Как сказал Господь наш Иисус Христос: «Если пшеничное зерно, павши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Первое пшеничное зерно, наш Господь, уже принесло много плода; а апостол Фома, подражая своему Учителю, тоже посеял семена веры в Индии, которые принесли свои плоды. Но Господь также говорил в притче, что диавол посеял плевелы среди пшеницы. Пшеницей были идущие за апостолом, а плевелами – несторианская ересь и ее последователи. Эти плевелы выросли и превратились в тернии, которые заглушили пшеницу, выращенную святым Фомой. На протяжении почти 1700 лет древний змий думал, что победил. Но святые молитвы апостола и милость Божия сокрушили врага и вновь посеяли семена православной веры в Индии. Ныне свет, потухший из-за отца лжи, снова зажегся в этой стране, чтобы уже не угаснуть никогда, а светить, как яркое солнце, провозглашая Евангелие Солнца правды – Христа.

Епископ Афанасий (Евтич) с 2 студентами СПДАиС. Слева: Климент Нехамайя

Слова Господа о том, что «жатвы много, а делателей мало» точно подходят к Индии. В этой стране огромное поле для миссионерской деятельности

Это земля апостола Фомы, и Господь сделал ее весьма плодородной. В нашей вере содержится несравненная божественная сила, которая достигает людских сердец. Я сам был свидетелем того, как международная христианская миссия «Свет миру» привлекает в Православие многих жителей Индии. Слово «миссия» произошло от латинского глагола «mittere», означающего «отправлять», «отпускать» с каким-то заданием, поручением. Апостолы (дословно: «посланники», «те, кого отправили») были первыми христианскими миссионерами, исполнившими заповедь, данную Господом и Спасителем Иисусом Христом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Исполняя эту заповедь, мы становимся миссионерами и обращаем в веру как иноверцев, так и инославных христиан. Слова Господа о том, что «жатвы много, а делателей мало» точно подходят к Индии. В стране огромное поле для миссионерской деятельности.

Конечно, нельзя забывать и об опасности со стороны фундаментализма; однако не было такого времени, чтобы работники виноградника Христова не подвергались опасности. И в прошлом фундаменталисты демонстрировали свою ненависть к христианам (это началось еще с убийства апостола Фомы), а сейчас фундаментализм в Индии практически достиг своего пика. В настоящее время в стране действуют сотни индуистских фундаменталистских организаций, некоторые из которых замешаны в террористической деятельности. РСС, или Раштрия Сваянсевак Сангх («Союз добровольных слуг родины») – головная индуистская фундаменталистская организация, ответственная за убийство Махатмы Ганди. Ее штаб-квартира находится в Нагпуре, где действует и наша миссия. РСС и ее дочерние организации (такие как Вишва Хинду Паришад – «Всемирный совет индуистов», Баджранг Дал – «Армия Ханумана», Абхинав Бхарат – «Молодая Индия» и другие) представлены в каждом штате, городе и деревне Индии. У одной РСС насчитывается около шести миллионов активных членов и пятьдесят тысяч филиалов во всей Индии.

Радикальные индуисты насильственно обращают христиан в свою веру, жгут храмы, избивают христиан и отслеживают деятельность последователей Христа по всей Индии

С тех пор как в Индии к власти пришло новое индуистское фундаменталистское правительство, оказывающее поддержку этим радикальным организациям, их действия против христиан всех деноминаций приобрели новый размах. Если поинтересоваться новостями о ситуации в Индии, то можно узнать, что радикальные индуисты насильственным образом обращают христиан в свою веру, жгут храмы, избивают христиан и отслеживают деятельность последователей Христа по всей Индии. А ведь это правительство пришло к власти всего несколько месяцев назад, и оно будет у власти полных пять лет. Только Бог ведает, что с нами за это время произойдет. Мы знаем, что сейчас времена нелегкие, а будут еще тяжелее, как сказал Сам Иисус: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Но мы не боимся, ибо тот же Господь заверил: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). И как мы можем забыть такие слова: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28)?

Наша вера должна проявляться в наших делах, чтобы нас можно было назвать не пустозвонами, а теми, кто на деле показывают Божию любовь

Сегодня Русская православная миссия в Индии очень мала, слаба, ей катастрофически не хватает инфраструктуры, из-за этой нехватки у нее много препятствий и проблем. Если будут удовлетворены нужды этой, пока еще маленькой и скромной, миссии, то я на сто процентов уверен в великом успехе Православия в Индии. Это как с нашими пальцами: если у нас на руке был бы только один палец, то он был бы беспомощным и не смог бы выполнять многое из того, что могут делать пять пальцев вместе. Сейчас наша миссия сравнима с одним единственным пальцем на руке. Нам нужна помощь всех остальных четырех пальцев, чтобы полноценно функционировать во славу Божию. К тому же, говоря о миссионерской работе в Индии, не следует забывать, что понятие «кармы» является основой индийской философии, а добрые дела и милосердие считаются высшими формами нравственности в стране. В документе, озаглавленном «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата), я прочел, что социальное служение является формой благовестия и миссионерской работы, согласно Евангелию. В этом документе говорится следующее: «Социальная миссия представляет собой свидетельство о Христе через добрые дела, социальное служение, благотворительность, помощь бедным и обездоленным, в соответствии с евангельским призывом: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16)». Это, конечно, верно, особенно в свете сложившейся в Индии ситуации. Как учит нас апостол Иаков: «Чтo пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:14-17). Наша вера должна проявляться в наших делах, чтобы нас можно было назвать не пустозвонами, а теми, кто на деле показывают Божию любовь.

Православные индийцы. Деревня Котари

Нам нужен православный священник, постоянно проживающий в Индии: чтобы он мог исповедовать людей, давать им духовные советы, учить и вести ко спасению

На данный момент у нас нет своего священника для окормления верующих. Нам срочно нужен священник для регулярного совершения богослужений, святых Таинств и обрядов – поскольку у нас нет своего священника, мы всего этого лишены. У нас нет никого, кто бы нас крестил, отпевал и так далее. В прошлом году умерли три члена нашей миссии: одна молодая женщина и двое детей. Эта женщина (именем Кавита) была единственной православной и единственной христианкой в ее индуистской семье. После смерти Кавиты ее семья потребовала, чтобы мы похоронили ее по-христиански на кладбище, но мы не смогли этого сделать, потому что у нас даже нет кладбища. Семье тогда пришлось кремировать ее тело в индуистском крематории по индуистскому обряду. Нам не разрешили при этом присутствовать. Когда умерли дети, их похороны, увы, тоже состоялись в индуистском крематории. Католики и протестанты тоже не разрешают друг другу и кому бы то ни было другому хоронить своих покойников на их кладбищах. Поэтому вопрос о том, где хоронить тела усопших православных христиан, остается открытым до сих пор. Нам нужен православный священник, постоянно проживающий в Индии: чтобы он был одним из нас, хорошо знал район, местную культуру, обычаи, языки, мог исповедовать людей, давать им духовные советы, наставлять, учить и вести ко спасению – ведь даже наш Господь не разговаривал с нами с Неба, а воплотился и жил среди нас на земле.

Я абсолютно уверен, что, по благодати Божией и по молитвам святых, пребывающих как на Небе, так и на земле, православная миссия в Индии станет самой плодотворной миссией в мире, потому что Господь уже подготовил мой народ к принятию Евангелия спасения. Искренне надеюсь, что многие люди из России и других мест присоединятся к нам в нашей миссии, чтобы привести индийский народ к Свету Христову! Поистине, от этого будет великая радость на Небесах!

Население Индии — 1,3 миллиарда человек. И это значит, что каждый шестой человек на планете Земля живет в этой стране. 2,4 миллиарда человек — примерно столько людей считают себя христианами. Это примерно каждый третий землянин. Огромное количество людей, которое трудно себе представить. И вряд ли можно предположить, что эти общности нигде не пересекаются.

Недавно я смотрела видео с праздника в христианской общине Индии. Я наблюдала, как они молятся и радуются: какие они нарядные, как они сидят на покрытом коврами полу помещения, служащего им храмом, и поют свои гимны, сопровождая их звуками бубнов, барабанов и хлопков в ладоши. Я видела, насколько происходящее отличается от того, что происходит за богослужением у нас. Отличается настолько, что, если бы меня не предупредили, что то, что я вижу, имеет непосредственное отношение к Православию, я бы даже об этом не подумала. Но я смотрю на этих удивительных людей и в который раз убеждаюсь, что какими бы разными мы ни казались, есть Тот, Кто дал нам возможность называть друг друга братьями и сестрами.

Это католики. Да, они тоже есть в Индии

Первые христиане Индии

Общепризнанный факт: христианство попало в Индию задолго до того, как распространилось по территории большинства европейских стран. Однако вопрос о том, кто принес сюда Благую весть, многие считают открытым.

Предание связывает появление первых христиан в Индии с апостолом Фомой. Считается, что апостолы распределили территории для проповеди с помощью жребия, и Индия выпала именно Фоме. В 52 году он прибыл в Кодунгаллур на малабарском берегу (сейчас это штат Керала), проповедовал там и основал несколько христианских общин. По этой версии апостол закончил свою земную жизнь мученически — был убит брахманом (представителем высшего слоя индуистского общества, возможно, священнослужителем) и погребен на месте нынешнего католического собора святого Фомы в Мадрасе.

Святитель Димитрий Ростовский, который также связывает его миссию с территорией Индии, предлагает более конкретную версию мученической кончины апостола: Фома был убит местным правителем Муздием за то, что его проповедь внесла в раздор в царскую семью: жена Муздия отказалась от супружеского общения со своим мужем. Как бы то ни было, христиане апостола Фомы верят, что именно он был первым проповедником Евангелия в Индии. Кстати, второе их название — «насрани» — предположительно происходит от слова «ноцрим» («которые из Назарета» на иврите, по родному городу Иисуса Христа). На Ближнем Востоке это слово применялось для обозначения христиан.

У древних историков и таких церковных писателей, как Григорий Богослов и Иероним Стридонский, сомнений в том, что первым проповедником христианства в Индии был апостол Фома, не было. А вот современные историки связывают появление христианства в Индии с именем другого Фомы — Канского (на языке малаялам — Кнай Томман). Этот торговец из Эдессы по благословению Патриарха Антиохийского в середине IV века отправился в морское путешествие с 72 христианскими семьями и епископом Иосифом и высадился на малабарском побережье, спасаясь от преследований персидского царя Шапура II, проводившего антихристианскую политику.

Изображений Фомы Канаита почти нет в интернете. Вот, единственное, что удалось найти

Исследователи считают, что этого человека «спутали» с апостолом Фомой, и результатом этой путаницы стало особое отношение к последнему со стороны индийских христиан. А этот временной разрыв в 300 лет между деятельностью апостола Фомы и Фомы Канского дает повод говорить о том, что ни одна церковь в Индии не может считать себя прямой наследницей апостола, ведь все это время в ней не было священства.
Так или иначе, к моменту первых контактов с европейскими христианами и Великих географических открытий христианские общины Индии пребывали в каноническом единстве с Сирийской церковью уже почти тысячу лет.

Альфред Великий

Первые контакты с европейскими христианами

В IX веке Альфред Великий, первый король Англии, дал обет, что в случае победы над викингами отправит богатые дары к дальним христианским святыням. В том числе и к месту упокоения апостола Фомы. И англосаксы, добравшиеся с этой целью до побережья Индии, нашли здесь вполне процветающую и уважаемую общину местных христиан. Их сообщения вошли в Англосаксонские хроники. Насрани также упоминаются Марко Поло в его «Книге чудес света» (конец XIII в.). Великий путешественник сообщает о том, что посетил в Индии гробницу апостола Фомы. Примерно к этому же времени относится свидетельство неутомимого францисканского миссионера Джованни Монтекорвино, который посетил «страну апостола Фомы» и обратил в христианство около сотни индийцев.
Чуть позже в Индии появились французские католические миссионеры. Проповедь Иордануса Каталани, в будущем первого католического епископа Индии, имела огромный успех. С его именем связывают оживление религиозной жизни местных христиан и обращение ко Христу тысяч индийцев.

Время Великих географических открытий

Однако самые впечатляющие результаты миссии по праву принадлежат португальцам. По большому счету во многом благодаря им абсолютное большинство индийских христиан и сегодня — католики.
В конце XV века с экспедицией Васко да Гамы к малабарскому берегу пристали корабли с португальскими миссионерами. К этому моменту местная церковь следовала восточно-сирийскому обряду. Поэтому, помимо обращения в христианство местных жителей, одной из задач миссии была латинизация литургического обряда христиан апостола Фомы. Итогом стало образование большой римско-католической общины.

Васко да Гама

Дальше христианство распространилось в Гоа (в 1518 году здесь уже существовал первый францисканский монастырь), где местное колониальное правительство поддержало деятельность миссионеров, предоставив крещеным некоторые льготы. Но нужно понимать, что это привело не только к распространению Благой вести по территории Индии, но и имело обратную сторону: появились так называемые «рисовые христиане», которые совмещали христианство со старыми местными обычаями. Так как это было расценено как угроза чистоте христианства, в Индии была учреждена инквизиция, невероятная по своей жестокости.
Ее для Индии требовал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, личность масштабнейшая и достойная нашего внимания.

иезуитский миссионер Франциск Ксаверий

Он родился в Испании 7 апреля 1506 года в семье зажиточного крестьянина, который получил докторскую степень по юриспрудении и служил тайным советником и министром финансов при дворе короля Наварры. Мать миссионера была единственной наследницей двух аристократических наваррских родов. В 1525 году Франциск Ксаверий отправился учиться в Париж и получил степень магистра искусств. В 1529 году случилось одно из основополагающих событий в его жизни — знакомство с Игнатием Лойолой, — с которым несколько лет спустя они с еще несколькими товарищами основали Общество Иисуса (иезуитского ордена). В 1537 году Франциск Ксаверий был рукоположен в священника. В 1540 году именно он написал устав ордена.

Игнатий Лойола — основатель ордена иезуитов

В это же время по просьбе португальского короля Ватикан решил направить в Индию миссионеров. Это дело поручили Франциску Ксаверию, и в 1541 году, в свой 35-ый день рождения, он отплыл из Европы на корабле «Сантьяго» и больше сюда не вернулся. Оставшуюся жизнь он провел в Индии, на Молуккских островах (сейчас это территория Индонезии) и в Японии.
Несмотря на сложности, миссия Франциска Ксаверия была успешной. Достаточно сказать, что за первые три года только на южном побережье Индии было построено примерно 40 храмов.

В 1545 году Франциск Ксаверий на время покинул Индию ради проповеди на Молуккских островах, но через два года вернулся. А в 1549 году этот вдохновенный проповедник был уже у берегов Японии. Здесь он тоже провел около двух лет и основал несколько католических общин. К январю 1552 года Франциск Ксаверий вернулся в ставшую уже родной Индию, но ненадолго: в апреле уже 46-летний опытный путешественник отправился в Китай, где скончался практически в одиночестве на острове Шанчуань в конце того же года, так и не попав на материковую часть страны.
Тело Франциска Ксаверия было доставлено в Гоа, который служил опорным пунктом для его миссии. Оно находится там и по сей день. Его мощи католики почитают нетленными. Франциск Ксаверий был прославлен католической церковью как святой. Ведь именно ему, первому миссионеру от иезуитов, католическая церковь обязана своим распространением в Азии.

статуя Франциска Ксаверия

Франциск Ксаверий вел проповедь среди бедных слоев населения Индии, однако это вызывало противодействие со стороны индийской аристократии. Поэтому его последователи решили изменить тактику и проповедовать высшим слоям индийского общества.

После утраты португальцами влияния в Индии и прихода сюда Британской империи началось переселение католиков вглубь страны, что привело к еще большему распространению католицизма. Кроме того, в Индию прибыли ирландские переселенцы, которые тоже были католиками. Еще один пик роста ждал католическую Индию на рубеже XIX–XX веков, когда крещение стали массово принимать представители низших каст. Этот «демографический взрыв» потребовал от Католической церкви даже учреждения нескольких метрополий.

На протяжении сотен лет епископами у католиков Индии традиционно оставались европейцы. Только в XX веке, а точнее в 1923 году, во епископа был рукоположен первый индиец. К 1960 году преобладание европейцев в этой сфере закончилось. Сейчас большинство католических епископов страны являются индийцами, а Католическая церковь имеет очень разветвленную структуру в этой стране. И это понятно: именно католиками являются более 17 миллионов индийцев (2,4 % всего населения, или 70 % всех христиан страны). К слову, в Гоа католицизм — крупнейшая христианская конфессия (к ней относится не менее четверти населения). И это можно считать живым свидетельством успешности миссии первых португальских проповедников, в том числе Франциска Ксаверия.

Протестанты

Принято считать, что протестантские миссионеры появились в Индии в XVIII веке. И хотя до этого здесь и бывали англиканские священники, проповедь Евангелия и обращение в христианство местных жителей не было их целью. А вот в 1706 году в Индию прибыли лютеране Бартоломей Цигенбальг и Генрих Плютшау, и это была уже самая настоящая миссионерская деятельность. Цигенбальг перевел Новый Завет на тамильский язык и напечатал его в организованной миссионерами типографии. Свою проповедь он сочетал с социальным служением, которое сталкивалось с категорическим неприятием со стороны местных аристократов и то приводило миссионера тюрьму, то делало объектом заговоров, в том числе с целью убийства. Однако смерть Бартоломея Цигенбальга не была насильственной: подвело здоровье. Проповеднику было всего 36 лет, когда он скончался.

Бартоломей Цигенбальг

Лютеране оставались главными протестантскими проповедниками в Индии вплоть до конца XVIII века. А в 1793 году сюда прибыл баптист Уильям Кэри, посвятивший своей миссии 40 лет жизни. Он тоже соединял проповедь с социальным служением: прилагал усилия к запрету детских жертвоприношений и знаменитого обычая самосожжения вдовы на похоронах мужа, поощрял межкастовые браки.

Уильям Кэри

Англиканцы, методисты, пресвитериане в XIX уже имели своих миссионеров в Индии. В середине XIX века прибыли даже мормоны, но их миссия провалилась.
В начале XX века в Индии появились пятидесятники. Примерно тогда же начался процесс объединения разных протестантских церквей по географическому принципу — в Церковь Южной Индии (крупнейшее объединение, почти 6 млн человек) и Церковь Северной Индии (2,4 млн человек). Кроме того, большинство лютеран входят в Объединенную евангелическо-лютеранскую церковь Индии. Есть общины и у евангелистов, баптистов, пятидесятников и даже квакеров. Последних насчитывается примерно тысяча. В стране действуют также адвентистская и новоапостольская церкви.

Православие в Индии

Православие в Индии — возможно, самая малочисленная христианская конфессия. В 2004 году к православным относились примерно 5 тысяч человек, что для страны с населением в 1,3 миллиарда человек меньше, чем капля в море. Сейчас в Индии есть действующие приходы Русской православной церкви и Константинопольского патриархата.
В 2006 в Нью-Дели начато строительство храма апостола Фомы. Храм заложен на территории российского посольства. Его прихожане — наши соотечественники, постоянно или временно живущие в Индии. Однако строительство храма еще не закончено, поэтому богослужения проходят в частном секторе посольства в небольшой комнатке. Случаются выездные богослужения: например, для православных в Гоа.

Совсем недавно в Индии появился еще один приход. В 2018 году в Санкт-Петербурге был рукоположен во иерея Климент Нехамайиа, коренной индиец. После обучения в Санкт-Петербургской духовной академии отец Климент вернулся на родину и сейчас несет свое нелегкое служение в качестве настоятеля прихода в честь Живоначальной Троицы в г. Чандрапур. По данным группы ВКонтакте, сейчас там проживает 270 православных индийцев.
На этом можно было бы закончить рассказ о православии в Индии, но в стране есть еще одна церковь, называющая себя православной. Это Маланкарская сирийская православная церковь. Она ведет свою историю от апостола Фомы. Несмотря на название, эта церковь по сути не является православной, так как отрицает IV и последующие Вселенские Соборы. В V веке она принадлежала к восточно-сирийскому патриархату.

Португальцы в ходе своей миссии предприняли попытки латинизации местной церкви, но это привело к расколу: в 1665 году часть христиан присоединилась к Сиро-яковитской церкви. На протяжении XVIII века предпринимались попытки вернуть их в лоно римско-католической церкви, но все они были безуспешны. В дальнейшем церковь потрясло еще несколько расколов, пока в 1996 году Верховный суд Индии не вынес решение, что в Индии существует только одна православная церковь, независимая, но признающая духовное верховенство Сирийского патриарха.

Что касается отношений с Русской православной церковью, то еще в 1851 году представитель Маланкарской церкви приезжал в Константинополь для переговоров о сближении с Православной греко-российской церковью. А в 1933 году в Индию приехал русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский). Он прожил в Индии 18 лет, но своей главной цели — обратить в православие членов Маланкарской церкви — так и не достиг. Тем не менее Маланкарскую церковь можно назвать очень дружелюбной по отношению к Русской православной. Так, храм Девы Марии в Дели Малабарский католикос подарил Московскому Патриархату, а другие храмы Маланкарской церкви могут беспрепятственно использоваться Русской Церковью в миссионерских и богослужебных целях.

Сложности христианской миссии

Как и в любой точке мира, проповедники христианства сталкивались и сталкиваются в Индии со сложностями и ограничениями, связанными с привычным, традиционным укладом жизни, существовавшим задолго до принятия Благой Вести. В Индии таким препятствием стала кастовая система, глубоко укорененная в индуистской традиции, но заимствованная местными христианами. Она была одним из факторов, влиявшим на успешность проповеди первых миссионеров, с ней пытались бороться протестантские проповедники. В наше время кастовая система подверглась критике со стороны не только рядовых индийских христиан, но даже со стороны папы Римского Иоанна Павла II. И до сих пор эта тема остается одной из болевых точек христиан страны. Ведь по разным оценкам до 80 % христиан Индии относятся к касте «неприкасаемых» — самой дискриминируемой группе населения. А учитывая, что в отличие от «неприкасаемых» индусов, буддистов и сикхов, они не получают никакой государственной поддержки и льгот, можно представить себе, насколько плачевно может быть их положение.
Оно является таковым не только в отношении внешних людей, но и в отношении членов одной общины.

Для христиан из низших каст предусмотрены отдельные места в храме, чаши для причащения, отдельные участки на кладбищах. Есть даже отдельные церкви для «неприкасаемых». Мальчиков не допускают прислуживать в алтаре, они также не могут быть чтецами. При этом абсолютное большинство должностей в католических церквях занимают представители высших каст. Само собой, это же относится и к священству — большинство католических священников и епископов к дискриминируемым кастам не относятся.

Кастовая система — отнюдь не единственное препятствие, которое встречают на своем пути миссионеры. Конфликты с представителями других религий — это повседневность для многих христиан Индии. Каждый год нападениям подвергаются тысячи христиан. Противостояние индуистов и христиан настолько остро, что выражается не только в «бытовых» столкновениях и политической борьбе, но и в прямом и опасном экстремизме. Один из самых известных трагических случаев — гибель протестантского миссионера Грэма Стэйнса и двух его сыновей от рук индуистского экстремиста. Известны также погромы 2008 года, в ходе которых были убиты около 60 христиан, а 25 000 человек остались без крыши над головой. Неудивительно, что статистика о количестве христиан в стране в разных источниках отличается: есть большое количество «скрытых» христиан, которые по разным причинам вынуждены тайно исповедовать свою веру.

Однако какой бы напряженной ситуация ни казалась и какие бы опасения она ни вызывала, факт остается фактом: без малого 2000 лет христианство живет в Индии и влияет на все сферы жизни страны. Это не просто неотъемлемая часть истории. Это живая вера миллионов людей, многие из которых готовы рисковать своим семейным, социальным положением, здоровьем и даже жизнью ради Господа.

Анна Бондарчук (@anna.bondartschuk) РЕДАКТОР: Александра Покидова (@allejandrine)

Вам также могут понравиться эти статьи:

Книги о жизни первых христиан

Православие в Нидерландах

Во что верят православные

Понда

В день святой Екатерины 25 ноября 1510 года португальский завоеватель Альфонсу ди Альбукерки окончательно захватил город Ила (нынешний Старый Гоа) у султана Юсуфа Адиль Шаха, а через 50 лет, в 1560 году, по настоятельным просьбам христианского миссионера и одного из основателей Общества Иисуса (ордена иезуитов) святого Франциска Ксаверия на Гоа прибыл трибунал инквизиторов и введена цензура, согласно которой любые иные верования, кроме католицизма, были поставлены вне закона.
За 450 лет колонизации португальцы разрушили около 550 индуистских храмовых построек и священнослужители-индусы бежали, захватив свои реликвии, в регионы, неподвластные португальцам, и особенно в окрестности Понды.
Регион Понды, в котором правил раджа Сонда, вошел в состав португальской колонии Гоа только в 1791 году и поэтому местным жителям удалось избежать насильственной христианизации, так как еще в 1774 году был издан эдикт, запрещающий инквизицию.
В XVII-XVIII вв. с исчезновением инквизиции в окрестностях Понды стали возводить индуистские храмы, которые по праву считаются красивейшими в мире и по своему великолепию могут сравниться с архитектурными шедеврами Варанаси, духовного центра Индии на берегах священного Ганга, и Калькутты, города с бесчисленным количеством храмов разных народностей и конфессий.
Из-за обилия индуистских храмов талук Понда штата Гоа нередко называют «индусским сердцем Гоа», а местные храмы, учитывая многонациональность их строителей, отмечены удивительным смешением европейского барокко, мусульманского и индуистского стилей архитектуры. Основная планировка остается индийской, но часто обычные шикхары (башни) над главным святилищем заменяются куполами, а молитвенные залы украшены европейскими канделябрами.
Сам городок Понда с населением в 18 тыс. человек раскинулся вокруг оживленной магистрали NH-4 Панаджи-Бангалор в 28 км на юго-восток от Панаджи и 17 км на северо-восток от Маргао, типично индийский город с незатейливой архитектурой, оживленными и хаотично проложенными улицами.
Храмы сконцентрированы в две основные группы: первая расположена к северу от Понды, вдоль магистрали NH-4, а вторая — в глубинке, примерно в 5 км к западу от города. Большинство туристов ограничиваются осмотром храмов Шри Мангеши и Шри Махалсы, которые находятся между деревнями Мардол и Приол. Они относятся к наиболее интересным храмам штата и отстоят всего на расстояние брошенного камня от главной магистрали, по которой проходят регулярные автобусные рейсы между Панаджи и Маргао, с заездом в Понду. Другие располагаются дальше от наезженного тракта, хотя их нетрудно найти, передвигаясь на мотоцикле: местные жители укажут вам направление, если вы потерялись. Можно добраться до них также на такси: из Панаджи дорога будет стоить порядка 1500 рупий, а из Маргао 1000 рупий. Так как мы отдыхали на южном пляже Беталбатим в местечке Кольва, то и осматривали храмы от Маргао с юга на север с посещением Старого Гоа, заплатив сносно говорящему по-русски таксисту 1500 рупий.
Храм Шри Шантадурги построен в 1738 году близ Каулема внуком Шиваджи маратхским правителем Шаху, королем Сатары. Красно-белое здание храма имеет форму креста, необычная крыша в виде пагоды покрыта черепицей из красного камня.

Понравилось! 3 3

Вместо традиционной шикхары (в культовой каменной архитектуре Индии башня храма) над святилищем-гарбхагрихой возведена европейского вида башня в неоклассическом стиле.

Понравилось! 2 2
Перед храмом возвышается восьмиугольная башня для лампад – дипастамбха, напоминающая колокольню в стиле барокко.Понравилось! 4 4

Помещение внутри храма (мандапа) выложено серым мрамором, с потолка свисают хрустальные люстры. Купола и пристройки здания декорированы в одном стиле, а цветники во дворе храма – одни из самых ухоженных и красивых в округе.

Понравилось! 2 2

В храме есть большой водный резервуар, расположенный на склоне холма.

Понравилось! 3 3

Храм посвящен одному из воплощений Парвати, супруги Шивы. Будучи одной из самых влиятельных богинь, Парвати может принимать как злой образ (в таком случае она известна под именем Дурга), так и вполне мирный (Шанта).
Дурга (удаленная, недосягаемая) – воплощение энергии (шакти) Шивы – в мифах выступает как воительница, сражающаяся с демонами, защитница небес и мирового порядка. Магическая сила приписывается каждой букве ее имени: Д – устраняет демонов; У – уничтожает препятствия; Р – отвращает болезни; Г – избавляет от грехов; А – приносит бесстрашие.
Суровое божество требует исключительно кровавые жертвы: обычно это козел или буйвол, хотя могут быть также птицы, черепахи, рыбы, олени. В индуистской иконографии Дургу обычно изображают в виде десятирукой женщины, восседающей на льве или тигре.
Храм же посвящен Шантадурге – спокойной, умиротворяющей Дурге. Самое почитаемое женское божество Гоа воспринимается как посредник, разрешающий конфликты и умиротворяющий противоборствующие стороны. Неслучайно в храме ее идол помещен между статуями Шивы и Вишну. Местная легенда рассказывает, что возникшая однажды между ними ссора переросла в ожесточенное сражение и поставила под угрозу существование всего мира. Тогда творец Брахма попросил Парвати-Дургу помочь развести воюющих, она справилась с задачей, и с тех пор ее стали называть Шантадурга.
Практически за углом от храма Шантадурги находится храм нежного персикового цвета — храм Рамнатха, построенный в 1566 году.

Понравилось! 3 3

Во дворе установлена традиционная башня масляных ламп – дипастамбха и здесь она пятиярусная.

Понравилось! 2 2

У входа в мандапу возведена пристройка со стенами из решеток джали, основное предназначение которой дать прохладу паломникам.

Понравилось! 1 1
Святилище украшают два ряда мощных круглых колонн, бельгийские лампы и серебряные двери-врата, ведущие в гарбхагриху. Врата роскошно украшены: на них изображены люди, поклоняющиеся лингаму, а также бог Вишну, возлежащий с богиней Лакшми на свернувшейся в кольцо змее. Понравилось! 1 1

Первоначально лингам (символ Шивы в виде вертикально поставленного цилиндра с закруглённой или полусферической вершиной) хранился в деревне Лутолим, но после того как над ним нависла угроза уничтожения португальцами, идола Шивы тайно перевезли в район Понды.
Этому лингаму одинаково поклоняются и шиваиты и вишнуиты, потому что Рама (аватара Вишну) поклонялся Шиве, который воплотился в образ Рамнатха. Происхождение этого сакрального образа связано со священным для индусов островом Рамешварам в Маннарском заливе, отделяющим Индию от Шри-Ланки. На острове расположен храм Раманатхасвами, посвященный Шиве. Согласно эпосу «Рамаяна», Рама здесь добился победы над правителем острова Ланки демоном Раваной, похитившим его жену Ситу. Расстроенный массовыми убийствами, совершенными во имя освобождения супруги, и желая искупить вину, Рама установил на острове Рамешварам лингам для поклонения Шиве.
В Бандоре находится самый скромный и малопосещаемый нашими туристами розовый храм Шри Махалакшми, главной достопримечательностью которого являются 18 деревянных скульптур бога Вишну.

Понравилось! 2 2

Скорее всего, причиной игнорирования является отсутствие башни для лампад, которую другие храмы сделали в стиле европейских колоколен, тогда как здесь обошлись традиционного типа пагодой.

Понравилось! 1 1

Это первый индуистский храм на Гоа после 300 лет колонизации. В 1818 году португальскими властями после долгого промедления было одобрено строительство храма. 10 июля 1818 года был заложен первый камень в основание храма Махалакшми, завершилось строительство к 1819 году. Храм был отреставрирован в 1983 году.

Понравилось! 1 1

Храм стоит на месте более раннего (начала XV в.) святилища богини Лакшми — богини изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Верят, что её приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты. Лакшми является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой (в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

Понравилось! 1 1

В храме живут два идола Махалакшми (Великой Лакшми). Главный идол используется в храмовой церемонии во время праздника Махашиваратри («великая ночь Шивы») в феврале-марте. Второй переселился в XVI в. из Кольвы усилиями индусов Сафто и Фато, спасших его от португальцев и этого идола выносят из храма только раз в год во время праздника Рамнавами (день рождения седьмого воплощения Вишну — царевича Рамы) в апреле.
Прямо у дороги, в центре маленькой деревни Бандора находится песочного цвета храм Шри Нагеши с куполами на исламский манер, посвященный богу Шиве в воплощении Нагеш, т.е. повелителя змей.

Понравилось! 1 1

Надпись на камне рядом с храмом, сделанная во времена правления Деварайи I в империи Виджаянагара, сообщает о том, что в 1413 году совершено дарение земли божеству этого святилища, но современный индохристианский вид храм приобрел в XVIII в.

Понравилось! 1 1

Храм увенчан крышей с куполом, украшенным по углам слоновьими головами и павлинами, а перед входом вы увидите черного Нанди, быка бога Шивы.

Понравилось! 1 1

У основания фонарной башни-дипастамбхи находятся изображения различных божеств, а над ними – изображение Ганеши.

Понравилось! 1 1

Галерея-мандапа украшена резными деревянными панелями-фризами с изображением эпизодов из эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата».

Понравилось! 2 2

Серебряные врата из главного святилища ведут в святилища Шивы, Лакшми, Вишну и Ганеши, а также во вспомогательные помещения.

Понравилось! 1 1

Главная же достопримечательность храма – большой священный пруд, особо почитающийся гоанцами. Он размещен таким образом, чтобы стоя в определенном месте, можно было увидеть в воде отражение идола Нагеши во внутреннем святилище. Вода в этом пруду настолько чистая, что в нем водится множество карпов и редкий паломник отказывается от очистительного купания в священном водоеме.

Понравилось! 1 1

В селении Велинга в 5 км к северо-западу от Понды расположен ярко-желтый храм Лакшми-Нарасимхи, у которого вместо круглых куполов крутую черепичную крышу венчают шестиугольные пирамиды-колпаки.

Понравилось! 1 1

К воротам храма ведет лестница, на которой, как правило, нет большого столпотворения, индийские паломники и туристы заходят сюда не часто.

Понравилось! 1 1

Величественный образ Нарасимхи (инкарнации Вишну в образе человека-льва) был привезен сюда из Мармагао в 1560 гг., чтобы уберечь от осквернения португальцами.

Понравилось! 2 2

Возможно, также вам позволят взглянуть на божество Лакшми, на голове у которой растет лингам.

Понравилось! 1 1

Вишнуитский храм Шри Махалсы расположен в деревне Мардол в 7 км к северо-западу от Понды.

Понравилось! 1 1

По одной из легенд Махалса является местным воплощением богини благосостояния Лакшми, жены Вишну, другие источники утверждают, что на самом деле ее зовут Мохини и она – женская половина/форма бога Вишну, отвлекающая демонов от разрушения мира.

Понравилось! 1 1

В древние времена прекрасное божество женского облика появилось на плато Сонсада у Верны. Первой красавицу встретил пастух Сахастрапала, которого она попросила привести на гору владельца стада. Пастух с неохотой отреагировал на ее просьбу, сказав, что скотину пора поить. Тогда небесная дама сняла с лодыжки украшение-нупур и вонзила его в землю. Сразу же из-под травы забил источник, который позже напоил водами озеро Нупур.
Пастух тем временем отправился за господином, но смог найти только его зятя Маль Пайя, которого Махалса попросила построить храм, где и поселилась.
В 1543 г., когда португальцы пришли разорять древнее языческое капище у деревни Верна в талуке Сальсетте, идола Махалсы Нараяни тайно вывезли оттуда, чтобы перепрятать в лесах Понды.

Понравилось! 1 1
Сразу у входа можно увидеть латунную колонну-гарудастамбху в 21 ярус на 150 ламп, которая в этом святилище исключительно высока – 12 м. В основании ее – черепаха Курма, аватара/воплощение/инкарнация Вишну, а на вершине – птица Гаруда, его средство передвижения.
Колонна символизирует гору Кайласа, которая в индуистской мифологии находилась на спине Курмы и которая помогала богам вспенивать доисторический океан. Понравилось! 2 2

За колонной в углу двора у входа стоит семиэтажная лампадная башня- дипастамбха. Когда зажигают масляные лампы, башня превращается в огненную колонну, посвященную божеству.
Эти столбы света приобрели особое значение во времена маратхских войн с моголами, происходившими в XVIII в., и они есть только в Гоа. Считается, что впервые эти огненные столбы использовали для обозначения минаретов, переставших принадлежать мусульманам, поскольку маратхи вели жестокую борьбу против них.
Деревянная галерея-мандапа – одно из самых ранних строений на территории, пол ее мраморный, колонны резные, потолочные панели украшены изображениями длиннохвостых попугаев, а на карнизах вырезаны воплощения Вишну.
Главное святилище – каменное сооружение, заканчивающееся восьмигранной башней с куполом и выполненное в исламских мотивах.

Понравилось! 1 1

В Приоле находится самый богатый храм Гоа – Шри Мангеши. Этот розовый храм с белой отделкой построен в XVIII в. и посвящен богу Шиве.

Понравилось! 1 1

Район вокруг храма тоже называется Мангеши по имени местного воплощения Шивы, которое в других местах Индии не живет. Однажды Шива, сражаясь в кости с супругой Парвати, проигрался в пух и прах. Потерпев фиаско, он решил отправиться в изгнание и так добрался до Гоа. Парвати не могла долго оставаться без мужа и начала искать его по джунглям, а Шива решил слегка над ней подшутить: обернулся тигром, подождал любимую за кустом, да и выскочил неожиданно на тропинку. «Трахи Мам Гириша!» (Спаси меня, Повелитель гор) – закричала Парвати, и довольный Шива вновь принял естественный облик. Со временем одно из имен божества (Мам Гириша) превратилось в Мангеши.
Семейный розыгрыш произошел недалеко от Корталима и на самом месте события остался лингам Шивы, который нашел местный пастух. Позже люди построили для Повелителя гор святилище, простоявшее до 1560 гг. Когда гоанцы поняли, что спастись от перехода в католическую веру не получится, они перенесли лингам с земель, контролируемых европейцами, в леса близ Понды. В то время эта местность входила в состав султаната Биджапура, и они могли спокойно поклоняться здесь своим идолам.
Несколько раз после этого святилище перестраивали и достраивали, последний раз – в 1973 году.

Понравилось! 1 1

В архитектурном отношении храм Шри Мангеши интересен смешением европейских и индийских стилей. В нем угадываются черты христианского монастыря, молельный зал выполнен в форме латинского креста. На внешних стенах нет ни одной скульптуры, что необычно для индуистских святилищ.
Зал для жертвоприношений – мандапа – закрыт стенами, в которых прорублены окна европейского стиля с решетками.

Понравилось! 1 1

Во дворе растет традиционный для Гоа священный базилик (тулси), посаженный в ярко-зеленую урну и установлена семиярусная башня- дипастамбха с лампадами, напоминающая итальянскую колокольню.

Понравилось! 1 1

Рядом расположен большой сакральный водоем.

Понравилось! 1 1

Во время праздника Джатра (апрель-май) на территории храма проводят танцевально-драматические представления по мотивам, заимствованным из текстов индуизма, а также из средневековых литературных произведений.

Понравилось! 1 1

По пути мы останавливались и посещали еще три совсем небольших храма. Но они были настолько нетуристические, что, ни нашлось кого-либо, кто смог бы рассказать в двух словах, куда мы попали.

Понравилось! 1 1 Понравилось! 1 1 Понравилось! 1 1 Понравилось! 1 1 Понравилось! 1 1

Чем живут христиане в Индии? (фоторепортаж)

19 октября Церковь вспоминает святого апостола Фому. Когда мы в обычной жизни говорим об этом святом, в первую очередь, разумеется, вспоминаем евангельский эпизод, когда апостол не мог без доказательств поверить в то, что Христос воскрес, так что Спаситель даже предложил ему вложить руку в свои крестные раны: «…Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». (Ин 20:27). Но о последующем апостольском служении святого Фомы мы вспоминаем намного реже. А между тем именно с его именем связано распространение христианства в такой «непростой» для миссионера стране как Индия. Апостол Фома принес Благую Весть в эти края, здесь же принял смерть за веру. И на сегодняшний день христиане составляют около 2% населения Индии, это примерно 25 миллионов человек. Кто такие последователи апостола Фомы в Индии? Об этом в нашем фоторепортаже Николая Рубана, который долго жил и работал в небольшом индийском городе Элур.

Несмотря на агрессию в адрес христиан со стороны индийских националистов-язычников, отношение к христианам официальных властей Индии четко обозначил в свое время еще Джавахарлал Неру на одном из своих выступлений в парламенте: «Христианство в Индии столь же древнее, как и сама эта религия. В Индии христианство пустило корни до того, как оно достигло таких стран, как Англия, Португалия или Испания. Христианство такая же религия индийской земли, как и любая другая религия Индии».

В 52 году нашей эры на Малабарском побережье (сегодняшний штат Керала) высадился святой апостол Фома. Он лично основал семь храмов на побережье. В 1953 году к случаю 1900-летней годовщины его прибытия в Индию был построен храм во имя св. апостола Фомы. Сегодня здесь хранятся его мощи — та самая рука, которую, согласно евангельскому повествованию, Христос предложил Фоме вложить в свои крестные раны. По преданию, Фома был убит во время молитвы в церкви Девы Марии, расположенной на холме близ Мадраса (ныне Ченнаи). Убил его придворный местного царя Махадевана. Гробница апостола Фомы в Ченнаи по сей день остается объектом паломничеств.

Позже христианство распространялось в Индии в результате двух волн колонизации — португальской (XVIвек) и английской (XVIIIвек). Но европейским миссионерам не пришлось начинать все с чистого листа: они застали в Индии древние общины Восточной Церкви, которые вели полноценную церковную жизнь, хоть и находились в каком-то смысле в отрыве от остального христианского мира. Сегодня в Индии около 25 миллионов христиан, 70% — католики, почти все остальные — протестанты (более 20 различных конфессий). Миссионерскую деятельность первые миссионеры совмещали с врачебной и другой практической помощью, чаще всего – наиболее бедным и обездоленным, как этот миссионер с прокаженными мальчишками.

Христианские храмы в Индии очень аскетичные. Так выглядит католическая церковь святого Фомы в городе Элур — одна из самых крупных церквей в регионе.

А обычный католический храм выглядит вот так.

Часто культовые сооружения находятся вообще вне храмов, а, например, просто у дороги — любой желающий, может остановиться и помолиться.

Нередко культовые сооружения построены в непривычной для европейца форме — например, эта вот «Башня Иисуса», стоящая на развилке дорог.

Так «Башня Иисуса» выглядит ночью на Рождество.

Рождество индийцы очень любят. На домах вывешивают такие вот большущие звезды. Они специально висят «вверх ногами» — как бы показывают волхвам своим нижним лучом то место, где родился Иисус.

Внутреннее убранство католических церквей обычно очень скромное, но на Рождество их украшают…

… а прихожане, естественно, одеваются понаряднее.

А вот отрывок из пасхальной жизни. Во дворе церкви стоит макет Голгофы. К распятому Христу ведет узкий винтовой лабиринт, прихожане поднимаются туда, зажигают свечи и оставляют пожертвования.

Мастерская, где производят фигуры святых. Материалы: бетон, гипс, алебастра. Дешево и сердито. Оно и понятно: христиане в Индии, как правило, принадлежат к бедным слоям населения. Уровень жизни индийских католиков и протестантов таков, что просто нет возможности расходовать средства на благоукрашение храма.

Основные средства христианские общины стараются тратить на людей. В провинциальном городе Элур (площадь – как пол-Мытищ, население – за пол-миллиона) местная христианская община построила и содержит 18 школ и колледжей. На фото — школа Святого Павла, учатся в ней все, не только христиане. Обязательных уроков христианства нет – только для желающих. Разве что монахини, которые возятся с детишками на продленке, могут им истории из Библии рассказывать…

А это – общежитие для парней из деревень, чтобы могли приехать и учиться в городе. Проживать в нем может любой элурский студент, не обязательно христианин.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *