Церковь Суздаль

Церкви Суздаля — 20 главных святынь

Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения — монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв.Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско — Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен. У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена. Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела. В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в. Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Собор Рождества Богородицы

К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита. В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери. Их створки выполнены с использованием техники «огневого золочения». Богородице — Рождественский храм включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название — Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля. Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах. Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью. Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.

Воскресенская церковь

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня. Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.

Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь. Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.

Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря

Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века. В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. «нарышкинского» барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез. На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря

После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря — игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма. С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке — обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке — добавлен Сергиево-Радонежский придел.

Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям. Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века. Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину. Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении. Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым — 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризположенский монастырь

Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви — Ризположенская. Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.

Борисоглебская церковь

Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв. Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской. Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница. На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора — пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.

Кресто-Никольская церковь

Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни»Кресты», которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора. Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.

Цареконстантиновская церковь

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось. В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в.здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых — Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г. На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря. Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.

Успенская церковь

Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции. К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие «нарышкинскому» барокко. В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.Варганова.

Петропавловская церковь

Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью. Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.

Васильевский монастырь

Васильевская обитель входит в «пятерку» монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами. На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета. Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть. Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.

В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня. Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой). Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.

Церковь Вознесения Господня

Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками. В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.

После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины. Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.

Никольская церковь

Церковь Николы является типичным примером т. наз. «клетских храмов». Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев — Польский район, Владимирская область). В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св.250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль. Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню. По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре — мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.

В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Церкви Суздаля на карте

Никольская деревянная церковь в Суздале

Никольская деревянная церковь в Суздале — памятник деревянной архитектуры середины XVIII века, перевезённый из села Глотово Юрьев-Польского района Владимирской области.

Никольская церковь в Суздале

История Никольской церкви

Храм был построен без единого гвоздя в 1766 году в селе Глотово Владимирской области.

В 1960 году деревянная церковь была перевезена в Суздаль из Глотова и проведены восстановительные работы под руководством архитектора М. М. Шаронова.

В 2008 году церковь прошла очередную реконструкцию.

В настоящее время деревянный храм установлен в центре города Суздаля в западной части древнего Суздальского кремля на месте земляного вала, который имел деревянные строения. Никольская церковь находится поотдаль от каменных построек кремля, поэтому вполне органично вписывается в окружающий пейзаж. Ранее здесь находилась церковь Всех Святых, сгоревшая при пожаре в XVII веке.

Церковь представляет собой сруб, аналогичный русской избе и с трёх сторон окружена открытой галереей, крутая крыша покрыта тёсом. Крышу церкви украшает деревянный купол, покрытый осиновыми чешуйками.

Кресто-Никольская церковь в Суздале — храм в память о спасительном избавлении от чумы

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Ленина, 65а
Дата постройки: 1770 год
Координаты: 56°25’16.3″N 40°26’52.0″E

Краткая история

Архитектура Кресто-Никольской церкви

Кресто-Никольская церковь на карте

Краткая история

В 10-15 метрах к северу от Гостиного двора Суздаля возвышается одноглавая Кресто-Никольская церковь. История храма началась в 1654 году, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы, истребившая почти половину городского населения, достигавшего в те времена численности 2467 человек.

По древней традиции, суздальцы совершили крёстный ход и молебен на перекрёстке дорог. Там, где дороги сходились крестом, то есть на пересечении Старой улицы и улицы, идущей от Цареконстантиновской церкви под Кабацкую гору (современная ул. Ленина), горожане воздвигли деревянную часовню, назвав её «Крестом».

Так суздальцы воздали благодарность небесным покровителям за избавление от «моровой язвы». В 1770 году обветшавшую деревянную Крестовую церковь заменили каменной, освятив один из её престолов во имя Николая Чудотворца. В XIX веке западная часть Кресто-Никольского храма была разобрана, и на её месте появились трапезная и колокольня со шпилем.

Архитектура Кресто-Никольской церкви

Кресто-Никольская церковь представляет собой тип трёхчастного бесстолпного храма, состоящего из основного объёма, апсиды, трапезной и колокольни. Куб основного объёма перекрыт четырёхскатной кровлей, увенчанной одной главой луковичной формы. С восточной стороны, около алтарной апсиды сооружена небольшая часовня в память о старой. Особенностью Кресто-Никольской церкви является её двухцветный декор. Часть здания (собственно церковь), выходящая на улицу Ленина, выкрашена в жёлтый цвет, на фоне которого чётко выделяются белоснежные лопатки, узоры карнизов, фронтоны и наличники в стиле барокко. Другая часть, хорошо видная со Старой улицы, состоит из трапезной и колокольни белого цвета.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00

Кресто-Никольская церковь в Суздале на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Казань

19 августа — Преображение Господне.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

В 1501 г., при архимандрите Константине произошел пожар всего монастыря. Это несчастье сильно угнетало начальника обители мыслью, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение устава, завещанного угодником Божиим. Но один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне явление преподобного, поведавшего о полной неповинности архимандрита. Слышав это, повеселел сердцем архимандрит и бодро возводил постройку келлии на деньги доброхотных дателей на погорелую обитель. В этих трудах и заботах он и скончался. Его место заступил архимандрит Кирилл, бывший иноком в обители прп. Евфимия.
Архимандрит Кирилл был муж рассудительный в иноческих и мирских делах и впоследствии занимал Ростовскую архиепископскую кафедру. С великою ревностью заботился он о поддержании благоустройства монастырского. И пришла ему благая мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовался архимандрит с братией, и нашли они, что прежний храм и ветх, и тесен. Решили, с помощью Божией, воздвигнуть церковь больших размеров. Приступили к работам и, когда копали ров с правой стороны, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю.
Архимандрит Кирилл повелел ударить в било, и собрались братия, радуясь великой радостью. Настоятель же поспешил к епископу Нифонту и рассказал о случившемся. Епископ прославил премудрость и милость Божию и, прибыв в монастырь с собором духовенства и иноков, поклонился гробу блаженного. Воздав хвалу Богу, прославляющему преподобных Своих, открыли гроб и увидели лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Облобызав мощи, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку. Новая каменная Спасская церковь была отстроена на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения, и освящена в 1511 г., при великом князе Василии Иоанновиче.
Это была маленькая бесстолпная церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия.
В 1594 г. к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора) пятиглавого Спасо-Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор
Главки Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII в. его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом.
В XVIII в. стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй пол. XIX в. к нему пристроен придел Сергия Радонежского.
Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.
В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.
В 1992 г. собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гурий Никитин

Основные даты жизни и творчества Гурия Никитина

Гурий Никитин — крупнейший мастер русской стенописи XVII в. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства.
Родился в 1620-е гг. в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел здесь иконными лавками.
В 1653 г., предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город).
Ок. 1650-1651 гг. – предполагаемое участие в росписи паперти Троицкого собора Ипатьевского монастыря и церкви Воскресения на Дебре в Костроме.
Март 1660 г. – вызов в Москву для участия в росписи Архангельского собора Московского Кремля.
1660 г. – роспись крылец, «починка письма» Московского Успенского собора.
1660 г.- аттестация Гурия Никитина как иконописца первой статьи.
В 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. 1661-1662 и 1668 гг. – роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. В продолжение 1661-1662 гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву.
«…Двор бобылицы вдовы Соломанитки Микитниковой жены Кинешемцева з детьми з Гуркою да с Лучкою… Гурка ремеслом иконописец, а Лучка ремеслом сапожной кропачь. А по писцовой книге (1628 г.) тот двор был мужа ея Соломаниткина Микитки Кинешемцова, а по Переписной книге (1646 г.) был двор ево Микитка з детьми с ними Гуркою да с Лучкою и Микитка умер в мор во 163-м году (1654 г.)…» Из Дозорной книги Костромы. 1664 г.
В Москве летом 1664 г. Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях.

Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора.
В 1667 г. был пожалован как кормовой иконописец первой статьи.
Весна 1668 г. – писал по указу царя с костромскими иконописцами иконы для Антиохийского патриарха Макария.
С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви.
Июль 1668 г. был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского.
Лето 1668 г. – «писал стенное письмо» и иконы для патриаршей церкви Григория Неокесарийского в Москве.
В 1670 и 1671 гг. он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами «писал стенное письмо» в Успенском соборе в Ростова Великого.
В 1671 г. Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное».
Июль 1672 г. – расписывал собор Богоявления в Костроме.

1676 г. – расписывал Крестовоздвиженский собор в Романове-Борисоглебске (г. Тутаев).

«Костромской иконописец Гурей Никитин взял государева жалованья кормовых денег яетыре рубля семь алтын четыре денги взял на себя и на товарищевъ своих и росписался». Автограф Гурия Никитина. 1677 г.
1678 г. – по указу царя зачислен в посольский приказ для письма миниатюр к Евангелию в церковь Спаса Московского Кремля.

Докладная царю Федору Алексеевичу о предоставлении Симоном Ушаковым Гурия Никитина на вакантное место царского жалованного иконописца. 1678 г.
В 1678 г., работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена.
1678 г. – представление Гурия Никитина Симоном Ушаковым «с товарищами» на вакантное место жалованного иконописца.
Июль-сентябрь 1680 г. – роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле.
1685 г. – роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
Май-сентябрь 1689 г. – роспись Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.
«…Милосердные великие государи цари и великия князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всеа великие и малые и белые России самодержцы, пожалуйте свое царьское богомолие… велите, государи, тех костромичь иконников Гурия Никитина да Силу Саввина с товарыщи из Суздаля взять к вашему государьскому делу в Спасов Новой монастырь для поспешения, чтоб, государи, нынешним летом в церкви Спасовой в стопе и во олтаре подписать… а по вашему государьскому указу в Ефимьеве монастыре подпишут они, иконники, и после… Великие государи, смилуйтеся, пожалуйте».
Челобитная архимандрита московского Новоспасского монастыря Игнатия с просьбой о высылке из Суздаля мастеров Гурия Никитина «с товарищами» для выполнения в том монастыре «стенного письма». 1689 г.
1691 г. – кончина Гурия Никитина.

Фрески Гурия Никитина

Гордость Спасо-Преображенского собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII в. Гурия Никитина и Силы Савина.
Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII в. артелью художников под руководством Гурия Никитина.
Во второй пол. XIX в. фрески Никитина были поновлены, а в кон. 1970-х гг. началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.

В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами.
В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями.

В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.
Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Мозаичная икона «Спас на троне» с мавзолея Дмитрия Пожарского

Икона была выполнена М.П. Хмелевским, мастером «Императорского мозаичного отделения», по рисунку академика Гейдемана. Для неё скульптором Л.О. Ботта из итальянского мрамора был исполнен резной киот, который находился на фронтоне мавзолея Пожарского, возведённого по проекту профессора Академии художеств А.М. Горностаева. Музеи Владимирской области.
Экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря:
— «История суздальских монастырей»;
— Золотая Кладовая — сокровищница прикладного искусства;
— Русская икона XVIII — начала XX века. Паломнические реликвии из перламутра. XVIII–XIX вв.;
— Книжные сокровища шести столетий;
— Музей наивного искусства;
— Фрески Гурия Никитина;
— Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский;
— Аптекарский огород;
— «Побеждая время» — «живой» музей реставрации;
— Сплетение судеб — рассказ о творчестве режиссеров Тарковского и Гуэрры;
— Суздальская тюрьма.
История Суздаля.
Спасо-Евфимиев монастырь.
Архимандрит Евфимий Суздальский.

Преображенская церковь

Суздаль » Достопримечательности » Музей деревянного зодчества и крестьянского быта » Преображенская церковь

Стоя на этом же мосту, посмотрим против течения Каменки. Перед нами откроется новый, также необычно красивый вид, на Димитриевскую гору.

Среди вековых вязов возвышается деревянная Преображенская церковь. Она перенесена из села Козлятьева Кольчугинского района и восстановлена по проекту В. М. Анисимова.

Преображенская церковь — памятник русским плотникам, сумевшим придумать и выполнить в дереве этот уникум.

Основную часть здания с трех сторон окружает галерея. Три восьмигранника, поставленные на четырехгранную клеть, как бы устремляются вверх, неся на себе луковичную главу, покрытую лемехом — деревянной черепицей. Две боковые главы поставлены на кресчатые бочки, также покрытые лемехом. Красивая чешуйчатая кровля создает на солнце игру света и тени.

У Преображенской церкви интересная история. В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Летописные источники упоминают монастырь Димитрия в Суздале под 1096 годом. В 1238 году полчища татаро-монголов сожгли монастырь. Однако в XVI веке монастырь снова существовал. Так, в 1551 году московский митрополит Макарий пожаловал Димитриевскому монастырю в Суздале деревню Мжары, расположенную около монастыря.

В 1690 году митрополит Суздальский Илларион вместо обветшалой церкви поставил новую, также деревянную Димитриевскую, «весьма огромну, высокую и превосходную, обнес монастырь оградой с башенками и воротами».

В период реформы Екатерины II, в 1764 году, монастырь был закрыт, а церковь Димитрия обращена в приходскую. Деревянная церковь простояла до 1773 года и была разобрана за ветхостью. Вместо нее построена каменная церковь с колокольней. Она просуществовала до 1930 года и была разобрана. В настоящее время, на месте ранее стоявших церквей, вновь поставлена деревянная и так же, как при Илларионе, «весьма огромна, высока и превосходна».

Преображенская церковь на карте Суздаля «

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *