Церковь Предтечи

В столице России располагается множество больших и малых культовых построек. Каждая из них по-своему уникальна. Но только в храме Иоанна Предтечи на Пресне за скромным внешним видом скрываются настоящие сокровища.

История постройки

За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва

Деревянный храм

В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:

  1. Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
  2. Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы — остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
  3. Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.

О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:

  • Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
  • лик Иисуса Христа;
  • образ Божьей Матери Рудненская.

Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.

Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора — Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.

Каменная церковь: начало строительства

Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы — Санкт-Петербурга.

Статьи о святом пророке Иоанне Предтече:

  • Житие пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Православный праздник Рождество Иоанна Предтечи
  • Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.

Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.

Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.

Появление современного храма

Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:

  1. Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально .
  2. Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
  3. Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
  4. В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
  5. В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ — росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.

Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне

Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Советское время

Церковь в Малом Предтеченском переулке — один из немногих храмов, не прекративших свою работу в советские годы. Большевики изъяли церковные ценности (1922 г.), сбросили колокола со звонницы (1930 г.) и уничтожили многие захоронения на старом церковном кладбище. Но, благодаря помощи и заступничеству Господа, настоятелю Иоанновской церкви — Алексию Флерину — удалось проводить службы даже в самые тяжёлые времена.

Другие храмы в честь пророка и Крестителя Господня Иоанна:

  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, Москва
  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле
  • Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Астрахани

Благодаря роли Русской православной церкви в победе советского народа в Великой Отечественной войне, отношение к ней власти смягчилось. Это позволило произвести в храме ремонтные и реставрационные работы. Его кровлю покрыли железными листами, а всю церковную территорию огородили каменным капитальным забором.

Современность

Сегодня церковь на Пресне — одно из самых посещаемых культовых религиозных мест столицы. После падения советского режима духовная жизнь российского общества начала возрождаться очень быстрыми темпами. Иоанновская церковь активно реставрировалась и обновлялась. В 90-е годы провели следующие работы:

  • провели капитальный ремонт крыши с заменой перекрытий и кровли;
  • обновили позолоту на крестах;
  • возобновили работу колокольной звонницы, вернув на неё старые малые и новый большой колокола;
  • вернули на свои места иконы, украшающие главный фасад (образы святых Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца);
  • отреставрировали иконы в нишах южного и северного фасадов;
  • удалили загрязнения со стен и сводов церковных залов.

Деятельность прихода

Традиция ведения попечительской, социальной и просветительской деятельности сложилась в Иоанновском приходе ещё в XVIII веке. Сегодня при нём действует Воскресная школа для детей и взрослых. Церковнослужители организуют регулярные встречи молодёжи с интересными людьми. Социальная служба прихода работает по следующим направлениям:

  • оказание помощи социально незащищенным слоям населения (одинокие престарелые люди, инвалиды, бездомные);
  • опекание детей-сирот, кризисных и многодетных семей;
  • духовная поддержка больных людей, инвалидов;
  • работа с осуждёнными.

Богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Служение настоятеля

С октября 2015 года настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне является архиепископ Венский и Будапештский — Антоний. В этом же году он вошёл в Высший Церковный Совет Русской православной церкви. Отец Антоний является руководителем Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям. Его назначили управляющим следующих зарубежных епархий:

  • Берлинской;
  • Итальянской;
  • Венско-Австрийской;
  • Будапештско-Венгерской.

Сан архиепископа Антоний получил в феврале 2018 года.

Расписание богослужений

Церковные службы в храме проводятся ежедневно в 7.30 и 17.00 часов. Во время вечерней службы в понедельник читается акафист Иоанну Предтече, в воскресенье — святому Николаю Чудотворцу. Освятить воду и исповедоваться прихожане могут воскресным утром.

Время проведения службы в дни общецерковных и престольного праздника (Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля) необходимо уточнить на сайте или по телефону в информационной службе.

Как добраться

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне находится в Малом Предтеченском переулке, д. 2. Добраться до неё можно, совершив десятиминутную пешую прогулку от станции метро «Краснопресненская».

На заметку! Иоанновский храм на Пресне будет интересно посетить и верующим людям, и любителям русского искусства XVIII-XIX веков. Пребывание в его стенах дарит покой, умиротворение и эстетическое удовольствие. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм

В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, «в верх один». На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.

Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег «много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи». Святополк не хотел, «зане не он создал ту церковь».

Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). «Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились». Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах — старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: «и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство». За ним на других санях повезли святого Глеба: «с ним шел Давыд с епископами и духовенством». (Олег ждал всех в церкви.)

Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб — преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем «Поучении», говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.

Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб (1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого — Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского — Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского — святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда — Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) — полный набор «борисоглебских» имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

Вышгород, храм святых мучеников Бориса и Глеба., построен в 1861 году

Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни — на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте — в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде — на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, «где было становище святого Бориса». В 1145 г. святой Ростислав Смоленский «заложи церковь каменну на Смядыни», в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича — былинного Садко.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.

Использованы материалы Православного интернета

Образ святого Иоанна Предтечи с обручем

Храмовый образ Иоанна Предтечи. Середина XVI века

6/19 января 2002 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю из храма свв. апп. Петра и Павла на Яузе были возвращены две чтимые святыни обители: древний чудотворный образ cв. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с обручем и икона св. прп. Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской. Храм свв. апп. Петра и Павла, не закрывавшийся в советский период, стал промыслом Божиим хранителем этих святынь Ивановской обители, в которую они вернулись вскоре по возрождении в ней монашеской жизни.

Таинственную и уникальную историю имеет вернувшийся образ святого Иоанна Предтечи с обручем. Если можно так сказать, то возвращенная святыня состоит из двух частей: собственно, образа св. пророка Иоанна и металлического медного обруча, который прикреплен к иконе на цепочке и хранится в особом ларце. Ныне древний образ св. Иоанна Предтечи возвращен на свое историческое место в соборе, а в монастырской часовне находится его чтимый список, к которому и прикреплен обруч. Обе иконы содержат частицы святых мощей Иоанна Крестителя.

Обратимся сначала к истории самого образа св. Иоанна Предтечи. С достоверностью можно утверждать, что эта икона — древний храмовый образ из местного ряда иконостаса старого монастырского собора. Все, что связано с основанием Девичьего Монастыря на этом месте и его строителями, остаётся для нас прикровенным. Однако предположительно мы можем сказать, что старый монастырский собор в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был построен не позднее середины XVI века, и скорее всего до пожара 1547 г. Иконостас и местный храмовый образ Иоанна Предтечи были написаны в 1550-1560-е г. Эта приблизительная датировка по стилю иконописания, архитектуре и другим источникам сочетается с историческим преданием об основателях монастыря, по которому он был основан или великим князем Иоанном III, ведшим масштабное каменное строительство в Москве, или матерью Иоанна IV Грозного великой княгиней Еленой Глинской, или самим Грозным, родившимся и праздновавшим день своего тезоименитства в день Усекновения главы св. Пророка Иоанна.

В XVII веке обитель усердно посещали в храмовый праздник первые цари из династии Романовых: Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В описании царских выходов мы находим запись, как царь Алексей Михайлович во время совершения Крестного хода с местной иконой св. Иоанна Предтечи шел позади нее. «Августа 26 числа за 3 часа до света <…> родися <…> Государь Царевич и Великий князь Иван Алексеевич <…> Августа в 29 день, на праздник Усекновения Честныя Главы пророка и предтечи Крестителя Господня Иоанна, Великий Государь <…> изволил иттить для моления в Ивановской девичь монастырь и слушал он <…> в том монастыре у празника литоргии и молебна. А шел Великий Государь от себя к празднику за образом предтечи Иоанна, за иконою местною, которая имана из Ивановскаго монастыря для починки и окладу к нему Великому Государю в верх, и поставлена та икона в Ивановском монастыре. А за Ним Великим Государем были бояре, и околничие и думные и ближние люди, в цветном платье. А из Ивановского монастыря Великий Государь к себе Государю, на свой государской Двор, пришел в корете».

В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского Ивановская обитель была возрождена и полностью перестроена по единому проекту акад. М.Д. Быковского. При чем старый собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и келейные здания, как ветхие, были разобраны. На возобновление обители и полную перестройку ее завещала свое значительное состояние богатая вдова Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва. Душеприказчицей и строительницей монастыря по завещанию она назначила свою невестку (жену брата) Марию Александровну Мазурину. В начале I860 г. началась разборка старого собора и ломка ветхих зданий обители. При разборке собора храмоздательница М.А. Мазурина передала все иконы из древнего иконостаса, за исключением храмового образа св. Иоанна Крестителя в училище иконописания. 3 сентября 1860 г. при участии свт. Филарета (Дроздова) после литургии в храме св. равноап. кн. Владимира и крестного хода в обитель состоялась закладка нового собора и храма прп. Елизаветы Чудотворицы. При строительстве Собора храмовый образ, возможно, как и сегодня, находился в часовне, здесь же находились и св. мощи блаж. схимонахини Марфы с I860 по 1875 г. Они были обретены при разборке старого собора и с благоговением положены по благословению свт. Филарета в мраморной раке над полом по завершении строительства храма. Однако возможно и то, что древний образ св. Иоанна Предтечи находился в храме св. кн. Владимира, т.к. все торжества в день «Ивана Постного» престольный праздник обители совершались здесь. Между Владимирской церковью и строящимся Собором по традиции с 1654 г. располагалась «бабья нитяная и шерстяная ярмарка», где крестьянки предлагали свое рукоделие, и было весьма многолюдно.

Монастырь был возобновлен и торжественно освящен 19 октября 1879 г. В новом монастырском Соборе древний храмовый чудотворный образ нашел свое место на правом столпе, отделяющем главный алтарь от Казанского придела. Об этом наглядно свидетельствует фотография интерьера Собора конца XIX века из собрания Государственного Исторического Музея (Москва). Об этом же говорит и опись от 31 октября 1923 г.:

«На столбе, поддерживающем алтарную арку и отделяющем придел от главного алтаря, в мраморном киоте храмовая икона св. Иоанна Предтечи, живописная под стеклом, размером 2 арш. 3 верш. х 1 арш. 4 в.».

Надо сказать, что на фотографии XIX века икона облечена в серебряную ризу, а по описи 1923 г. никаких драгоценных риз не имеет.

25 апреля 1922 г. в монастыре было изъято огромное количество церковных ценностей и богослужебных предметов из серебра, в том числе 60 серебряных риз с икон. Видимо, эта участь постигла и ризу с храмового образа.

Затем мы видим храмовую икону в «Описи богослужебных предметов…», перевезенных в храм Св. Троицы в Серебрянниках: «Икона св. Иоанна Предтечи живописная под стеклом 2 арш. 3 верш. х 1 арш. 4 верш.».

После закрытия храма св. Троицы в Серебряниках образ св. Иоанна Предтечи подобно иконе св. Елизаветы и вместе с ней был передан в храм свв. апп. Петра и Павла на Яузе, где и находился вместе с обручем до настоящего времени, т.е. до возвращения в обитель.

На иконе св. Пророк Иоанн Предтеча изображен в полный рост во всю высоту иконы. Образ написан на доске в коричнево-зеленых темных тонах. Облечен св. Пророк в черную с синевой власяницу — «ризу свою от влас велблуждь» (Мф. 3:4) и темно-зеленую милоть. Св. Иоанн Креститель стоит босыми ногами на земле прямо и смотрит строго и сосредоточенно вперед. Волосы на иконе Пророк имеет длинные, светло-каштановые, спускающиеся волнистыми космами по плечам, бороду недлинную, расходящуюся завивающимися прядями. У ног его в правом нижнем углу изображено ветвистое раскидистое зеленеющее дерево, у корней которого через разветвляющийся ствол перекинута секира. Правая рука Предтечи поднята к персям и остановилась в благословляющем жесте; левая опущенная — держит блюдо-чашу с усеченной главой св. Пророка и развернутый свиток со словами его неумолкающей проповеди покаяния: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Уже бо секира при корени» (Мф. 3:2 и 10). Вверху иконы надпись: слева-«Агиос Иоанн»; справа — «Предтеча» (под титлами).

Обруч – мера главы св. Иоанна Предтечи в часовне Ивановского монастыря

К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч размером с объем головы человека, который легко надевается на голову. На обруче полустертая, но различимая надпись — краткая молитва ко св. Иоанну Предтече: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». С определенностью можно утверждать, что этот обруч известен со II половины XIX века, т.е. со времени возрождения монастыря. Ранее этого времени никаких сведений об обруче в монастыре нет. Известно точно и документально, что он находился в часовне, но был прикреплен к другой иконе Усекновения главы св. Пророка. По какому поводу он был сделан достоверно неизвестно. Это обстоятельство сокрыто от нас, и мы можем предложить лишь более или менее правдоподобные догадки.

Возможно, это было свидетельство исцеления, прикрепленное к иконе в виде меры главы. Церковное почитание св. Пророка Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от головных болезней. Иоанн Предтеча исцеляет не только головную боль или более тяжелые заболевания головы по молитве к нему, но он помогает покаяться, т.е. помогает изменить образ мыслей, все сознание человека устремить ко Христу, и уже в свете Христовой Истины осмыслить свою жизнь. Обруч мог быть свидетельством такого исцеления. На всем Православном Востоке и в России известен такой обычай с древнейших времен, когда к чудотворным иконам привешивали некоторые свидетельства чуда по молитве: драгоценности, кресты, четки, панагии, отлитые специально изображения частей тела, органов или человеческие фигурки. Так поступил прп. Иоанн Дамаскин после чудесного исцеления его руки, отсеченной по приказу халифа. После молитвы преподобного перед иконой Божией Матери Пресвятая Богородица исцелила его, а прп. Иоанн отлил из серебра усеченную руку и привесил к образу Божией Матери, с тех пор известного под именем «Троеручица», как свидетельство о чуде. Но есть еще одна очень правдоподобная гипотеза. Когда в 1813 г. монастырь был упразднен, а собор был обращен в приходской, здесь по-прежнему 29 августа совершался престольный праздник обители и открывалась «бабья нитяная и шерстяная ярмарка». В 1860 г. старый собор был разобран, а новый был построен и освящен только в конце 1879 г. Эти 20 лет монастырские торжества проходили во Владимирском храме.

По воспоминаниям Ф.А. Гилярова — сына настоятеля Владимирского храма — отца Александра Гилярова во дни «Ивана Постного» и ежегодной ярмарки служилось огромное количество молебнов. Их число доходило до восьмисот. «В хорошую погоду молебны Иоанну Крестителю начинались около полудня накануне Иванова дня и шли с малым ночью перерывом до вечера 29 Августа. Молебны служились самые сокращенные с расходованием минуты 2-3 на каждый. Молебен слушался сразу несколькими богомольцами и богомолками, причем одна кучка их сменяла другую, а в самый разгар молебнов, утром 29 Августа, летний храм во имя Князя-Владимира так наполнялся народом, что протискаться из алтаря наружу стоило большого труда. С солеи, где иногда приходилось стоять мне, видна была плотная мозаика человеческих голов, и никак нельзя было различить, кто отслушал молебен и кто еще нет. А стоял я на солее вот почему. Там на аналое лежал образ Иоанна Крестителя, голова на блюде с красною полосою якобы крови на отрезе шеи. Голова была украшена венчиком. Богомольцы после молебна прикладывались к этому образу. Но кто-то кажется, дьякон от Всех Святых на Кулишках, мечтавший о возможности «разработать» Князе-Владимирский приход, научил отца купить красных ниток, разрезать их на концы четверти в три аршина и этим пучком ниток обвить главу Предтечи под венчиком. Нитки эти очень ловко придерживались венчиком. Богомолка, приложившись к иконе, брала себе красную ниточку, при чем клала иногда медный грош…». Возможно, что обруч был сделан именно в эти годы в дни монастырского праздника. Но, так или иначе было дело, оно остается для нас загадкой, а вышеизложенное — только нашими предположениями.

Сохранились два документальных свидетельства начала XX века о том, что обруч находился в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, был прикреплен к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и. почитался как святыня.

Первое относится приблизительно к 1908-1910 гг. Это воспоминания схимонахини Иоанны (1904-1980 гг., в миру — Анны Сергеевны Патрикеевой), детские годы которой протекали рядом с Ивановским монастырем и храмом св. кн. Владимира. Семья Патрикеевых, известных благотворителей , имела особняк по Старосадскому переулку (д. 5). Детские свои воспоминания мать Иоанна оставила в автобиографической повести «Путями Божиими». В ней она рассказывает о ежегодном паломничестве по московским святыням, когда семья возвращалась из загородного дома в Химках в Москву на зиму. Мать ее благочестивая Анна Алексеевна, особо почитавшая Иоанна Предтечу, т.к. родилась в день Усекновения его главы, вместе со всеми детьми и двумя нянями ходила пешком на поклонение московским святыням: «Паломничество начиналось с часовни Ивановской женской обители. Здесь надевали металлический обруч на головки в память усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Затем шли к Варварской площади…».

Другое свидетельство находится в описях 1923 г. В «Списке предметов, невнесенных в общую опись…» от 1 декабря 1923 г. значится: «В Часовне: При входе икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи живописная без ризы 20 х 12 вер. с металл., обручем, на деревянной подставке».

Неизвестно была ли эта икона также передана в храм Св. Троицы в Серебрянниках, однако достоверно, что обруч был передан, и возможно, там был соединен с храмовым образом в конце 20-х-начале 30-х годов XX века. В таком соединении он находился десятки лет в храме апп. Петра и Павла на Яузе. В начале 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II святыня вернулась в обитель.

В 2005 году мы стали свидетелями многих благодатных исцелений тяжелобольных людей после молитвы в монастырской часовне у чудотворного образа св. Иоанна Предтечи с обручем. Два случая помощи по молитвам св. Иоанна Крестителя описала подробно 20 сентября 2005 года раба Божия Г. В обоих случаях ей предстояла операция на голове. 14 января она упала на улице и сильно ударилась головой. После обследований ей был поставлен диагноз: трещина лобной кости, костный фрагмент в подвешенном состоянии и сотрясение головного мозга. Диагноз засвидетельствован в Первой градской и Пятидесятой клинической больницах. Были даны направления на операцию, но от госпитализации больная отказалась. 27 января ее отвезли в храм апп. Петра и Павла знакомые из ее прихода и посоветовали приложиться к иконе св. Иоанна Предтечи с обручем. Здесь ей сказали, что недавно икона возвращена владельцу, т.е. в монастырь. С трудом она дошла до монастырской часовни. Помолившись перед образом и приложившись к нему и к обручу (т.к. она не знала, что его можно надеть на голову), р. Божия Г. почувствовала сразу значительное улучшение состояния. Домой добралась без посторонней помощи. На следующий день ей была сделана компьютерная томограмма. Она показала, что травматических повреждений костей черепа нет.

Другой случай благодатной помощи по молитвам св. Иоанна Крестителя произошел с ней 2 апреля 2002 г. После обострения хронического гайморита и традиционного лечения (2 прокола пазухи и удвоенная дозировка антибиотиков) ей была назначена операция по поводу перфорации кости. 2 апреля перед операцией больная поехала в Иоанно-Предтеченский монастырь просить помощи у св. Иоанна Предтечи. Прочитала канон святому, приложилась к иконе с обручем. На следующий день операция была отменена, т.к. для показаний для госпитализации не было.

В июне 2002 г. приходила женщина и рассказала матушке-настоятельнице о чуде ее исцеления. У нее была опухоль головного мозга и предстояла операция по ее удалению с трепанацией черепа.
Женщина, по ее собственному признанию, всю жизнь была неверующей. Но как к последней надежде и она пришла по совету близких приложиться к чудотворной иконе с обручем. После этого было проведено дополнительное обследование перед операцией. Врачи недоумевали и только спрашивали, что она сделала. Об этом она рассказала в монастыре.

Летом сего года девушка лет 20-ти разговаривала в часовне с дежурной и поведала ей, что страдает часто сильными головными болями, и поэтому также часто посещает часовню с чудотворным образом. Каждый раз после молитвы здесь она получает значительное облегчение.

Еще один случай произошел в сентябре 2005 года. Раба Божия Н. получила после молитвы в часовне исцеление от болезни щитовидной железы. Приложившись к иконе св. Иоанна Предтечи в первый раз, она почувствовала сильное жжение в области опухоли железы. Оно не давало ей покоя, и она снова пришла помолиться в часовню в третий раз. На другой день обследование показало, что от опухоли нет и следа. В радости она пришла и рассказала об этом чуде, и в порыве радости хотела чуть ли не сразу поступить в обитель, говоря: «Теперь я ваша…».

Описанные случаи свидетельствуют о благодатной помощи, которую подает Господь по молитвам св. Пророка Иоанна через древний чудотворный образ св. Предтечи с обручем, находящийся в обители. Древняя икона стала апостолом; чудеса и исцеления обращают души людей верующих и неверующих, воцерковленных и еще невошедших под благодатный покров Церкви, к Богу, устремляют к Нему, как Источнику исцелений и всех жизненных сил и благ. А святой Пророк Иоанн Предтеча помогает осознать, что возвращенное здоровье и силы нельзя растрачивать как прежде, впустую, но данный Богом талант надо приумножить в делах веры, любви и милосердия, исполняя заповедь св. Иоанна Предтечи: «Сотворите убо плоды достойны покаяния» (Лк. 3:8).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *