Терновый венец

Христос в терновом венце

Субтитры

Это не просто себе представить, но этот элегантный, хрустальный реликварий наполеоновской эпохи более, чем полувека хранил величайшую реликвию христианского мира — Терновый венец Спасителя. Они принадлежат разным культурно-историческим эпохам. Терновый венец упоминался еще в Евангелиях от Матфея, Марка, Иоанна. Римские воины увенчали им Христа, насмехаясь над ним, облачив его в Багряницу и дав ему в руки тростниковый скипетр, они смеялись, называя его царем Иудейским. С тех пор, веками эта реликвия хранилась и почиталась, первоначально в Иерусалиме, где почитания и поклонения зафиксированы с IV века, а позднее, между VII и X столетиями, Терновый венец, в числе прочих реликвий Страстей, был перенесен в Константинополь, во дворец византийских императоров, где ему поклонялись в церкви Богоматери Фаросской. И с тех пор он символизировал величие и мощь византийских императоров и Восточной Римской империи. После четвертого крестового похода, когда латинские крестоносцы захватили Константинополь, они стали обладателями множества реликвий, в том числе реликвий Страстей Христовых. Однако, поскольку положение крестоносцев в Константинополе было очень шатким, им пришлось постепенно продавать и закладывать реликвии. В 1238 году император Латинской империи Балдуин II прибыл во Францию, чтобы вести переговоры о продаже Тернового венца. К тому времени бароны Латинской империи уже заложили эту святыню, однако Людовик IX, король Франции, решил вступить в эту сделку и купить Терновый венец. В 1239 году он был доставлен во Францию. Сам король, его брат, все его семейство, свита встречали Терновый венец и босыми несли его реликварий. Венец прибыл во Францию в византийском реликварии, сделанном из чистого золота, в свою очередь он был заключен в серебряном, а затем еще одном, деревянном реликварии. Людовик Святой повелел создать для него новый готический реликварий, который выглядел как огромная корона, украшенная драгоценными камнями, выполненная из золота. И эту корону он поместил в алтарной части новый капеллы, известной как Сент-Шапель, монументального реликвария в камне, который он воздвиг специально, чтобы хранить Терновый венец. До революции, великой французской революции, этот реликварий сохранялся в Сент-Шапель. Однако, в годы революции, он был переплавлен, драгоценные камни изъяты из него, а сама святыня была передана в Национальную библиотеку, где Терновый венец хранился до эпохи реставрации монархии. В 1804 этом году он был передан на хранение архиепископу парижскому, в Нотр Дам. И в связи с этим, в 1806 году парижский ювелир Жан-Шарль Кайе создал этот реликварий. В свою очередь, вот этот прозрачный сосуд, помещался в ещё один реликварий, представлявший собой земную сферу стоящую на фигурах ангелов и украшенную аллегорической фигурой Веры, держащей крест, и фигурой льва, отсылающего нас к колену Иудиному, из которого происходил сам Христос. Таким образом, вмещая в себя эту реликвию в течение пятидесяти лет, потому что данный реликварий был заменен на новый в 1862 году, он принял на себя определенную сакральность, и, соприкасаясь с Терновым венцом, он в свою очередь стал святыней. Неудивительно поэтому, что в 1962 году ему был присвоен статус исторического национального памятника Франции.

Венец Христа: через тернии к правде

Что же надели на голову Иисуса в смертный день?

Двести видов колючек

«И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)», – так говорится в Библии о самых драматичных моментах жизни Христа.

А из какого растения был сделан терновый венец Христа?

Оказывается, библейские «тернии» – это собирательное название, которое во времена Христа обозначало любое растение с шипами. Оно объединяет почти 200 видов различных «колючек», которые росли и растут до сих пор на Святой земле.

Шутовская коронация

По римской традиции, венок возлагали на головы победителей и царей. Их плели из ветвей благородных растений – лавра, дуба, оливы или мирта, которые, легко переплетаясь, создавали горделивый ореол из листьев.

У римских легионеров бытовал грубый казарменный ритуал: шутовская коронация осуждённого на смерть. Колючую «корону» они соорудили и для вообразившего себя царем иудейского преступника, коим в их глазах являлся Христос.

То есть ветви христовой тернии были гибкими, имели листья и очень острые шипы. В таком случае это мог быть зизифус настоящий, или унаби. У него впечатляющие колючки, широкие листья, ветви отлично гнутся, и на Святой земле он произрастает. Загвоздка в том, что зизифуса полно у озера Галилейского, а в районе Иерусалима его нет.

Зато встречается палиурус. Его так прямо и называют – христовы тернии. Третье название палиуруса – держидерево. Ведь если оно вцепится во что-нибудь своими двунаправленными колючками, то уже не отпустит. Венок из палиуруса красив, особенно когда усеян нежными жёлтыми цветами. Однако носить его – сплошная мука. Да и сплести венец практически невозможно: слишком колюч и не очень гибок.

Смертельная решётка

Ещё один претендент – саркопотериум колючий из семейства розовоцветных. Вид у него безобидный, но за листочками-цветочками скрывается твёрдая, геометрически правильная решётка с цепкими колючками. Из неё не вырваться никакой добыче, в том числе живой плоти.

В Библии упомянуто 120 растений. Среди них таинственное дерево ситтим – священное дерево евреев. Это акация. Правда, в древности ситтимом называли вообще все акации, и не ясно, какой именно её вид стал священным.

Некоторые учёные считают, что ситтим – это сенегальская акация, невысокое деревце с длинными твёрдыми тройными шипами, загнутыми вниз. Достигая 10 сантиметров в длину, они даже когда-то использовались в качестве швейных игл.

Реликвия с подоконника

На нескольких древних иконах узнаваем венец из молочая блестящего (молочая Миля), который в народе частенько называют «кровь Христа», «венец Христа» или просто «терновый венец».

Во времена Иисуса молочай рос в окрестностях Иерусалима. Колючий цветущий кустарник с белыми побегами чем-то похож на кактус. Возможно, именно он в Библии фигурирует как белый терновник. Сегодня он числится комнатным растением, но в дикой природе по-прежнему растёт до двух метров, образуя непроходимые заросли.

У молочая Миля прекрасные цветы. Сплести из него венец не составляет труда. Если венец Христа и в самом деле был сделан из молочая, то выглядел он красиво, только шипы – длинные, острые и твёрдые – очень больно ранят.

Митра как орудие пытки

Итак, точного ответа нет. Однако сам венец был, и именно с шипами.

На Туринской плащанице их острота очевидна и ужасна: на лбу Христа было 13 ран, ещё 20 отпечаталось на затылке. Видны следы около 30 ручейков крови, причём и артериальной, и венозной, разной плотности и однородности.

Исследователи сделали вывод: венец Христа вовсе не был венцом. Он представлял собой плетёную колючую шапку в форме митры, покрывавшую всю голову. И шипы на ней были семисантиметровые.

Кто мог сплести такое голыми руками – непонятно. Такую шапку даже в руках держать больно. Скорее всего, легионеры накинули её на голову Христа, подцепив мечами.

Общая же картина ран на голове подтверждает факт из Библии: «короновав» Христа, его били. И не просто, а по голове, на которую была нахлобучена терновая митра, и с каждым ударом её шипы проникали глубоко внутрь.

Марина Сотникова

Терновый венец

Смотреть что такое «Терновый венец» в других словарях:

  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ — многолучевая морская звезда. Тело, покрытое иглами (отсюда название), диаметром до 50 см. На коралловых рифах тропической части Тихого и Индийского океанов. Уколы игл очень болезненны. При сильных вспышках численности терновый венец уничтожает… … Большой Энциклопедический словарь

  • терновый венец — мученичество, крест Словарь русских синонимов. терновый венец сущ., кол во синонимов: 6 • акантастер (2) • … Словарь синонимов

  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ — ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, многолучевая морская звезда. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело (диаметром до 50 см) покрыто многочисленными иглами длина до 3 см (отсюда название), уколы которых болезненны для человека и могут вызывать … Современная энциклопедия

  • Терновый венец — ТЁРН, а, м. Терновник, а также плод его. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ — (Acanthaster planci), многолучевая (до 20 лучей) морская звезда сем. (Acanthasteridae) отр. игольчатых звёзд (Valvatida). Диам. до 50 см. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело покрыто многочисл. иглами дл. до 3 см (отсюда… … Биологический энциклопедический словарь

  • Терновый венец — ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, многолучевая морская звезда. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело (диаметром до 50 см) покрыто многочисленными иглами длина до 3 см (отсюда название), уколы которых болезненны для человека и могут вызывать … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Терновый венец — У этого термина существуют и другие значения, см. Терновый венец (значения). «Ecce Homo», Корреджо … Википедия

  • терновый венец — многолучевая морская звезда. Тело, покрытое иглами (отсюда название), диаметром до 50 см. На коралловых рифах тропической части Тихого и Индийского океанов. Уколы игл очень болезненны. При сильных вспышках численности терновый венец уничтожает… … Энциклопедический словарь

  • Терновый венец — Терновый вѣнецъ (мученическій) пріять, носить (иноск.) терпѣть муку. Ср. Блаженъ… кто съ радостнымъ лицомъ Несетъ свой крестъ безропотно Подъ терновымъ вѣнцомъ. К. Р. „Блаженъ“. (1885.) Ср. Терпи, надѣйся и молись: Онъ Самъ носилъ вѣнецъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Терновый венец — венец, который слуги первосвященника и солдаты возложили на голову Господа (Евангелие от Матфея, 27, 29). По мнению толкователей Священного Писания, этот венец был сплетен из белого терновника, в изобилии росшего близ Иерусалима … Православная энциклопедия

Подобным «атеистическим» вопросом задавались не только вы, но и разнообразные учёные – историки, ботаники, фармацевты. Ведь Библия содержит в своих преданиях множество интересных сведений о древних временах – о традициях и обычаях народов, обитавших тысячелетия тому назад в окрестностях Средиземного и Красного морей, о городах и странах. И даже о растительном мире – в текстах Ветхого и Нового Заветов упоминается около 120 растений!
Проблема лишь в том, что в переводах Библии на другие языки в одних и тех же сюжетах нередко указаны разные названия этих растений. О причине легко догадаться: тексты переводились с арамейского и иврита сначала на древнегреческий язык, а уж потом на языки народов мира. Перевод делали люди, умудрённые в Священном писании, но неискушённые в ботанике. Ошибки и неточности были неизбежны. Тем более когда дело касалось растений, известных лишь в упомянутых в Библии странах. Зачастую переводчикам (русским в том числе) лишь воображение и знание символики растений могли подсказать более-менее правильное или адекватное название.
Так вот, насчёт терний. Вносить поправки в канонические тексты не полагается, но сегодня учёные считают, что часто упоминаемый в обоих Заветах терновник – собирательное название, под которым скрываются около 200 различных колючих растений, произрастающих на Святой земле.
Известный биолог и фото­граф-натуралист доктор Давид Даром (David Darom) из Иеру­салимского университета считает, к примеру, что терновый венец был сплетён из колючих веток зизифуса.
Зизифус настоящий, или унаби (лат. Zizíphus jujúba), семейства крушиновых (Rhamnáceae) – колючий листопадный кустарник или невысокое деревце с толстой корой широко распространено по всему Ближнему Востоку. Самые большие и острые колючки располагаются на его молодых побегах. Мелкие, невзрачные цветки сменяются обильными мелкими плодами, по вкусу напоминающими мочёное яблоко.
Ещё один «претендент» на незавидную роль – так прямо и называемый в Германии Christusdorn, держи-дерево, палиурус или Христовы тернии (Paliurus spina-christi). Убеждённость в том, что именно из ветвей этого листопадного кустарника или небольшого дерева семейства крушиновых был сплетён терновый венец Христа, столь велика, что ему дано похожее научное, немецкое, англоязычное (Christ’s Thorn) и даже на эсперанто (Kristodorno) название. Держи-дерево родом из Средиземноморья; растёт на севере Африки, в Евразии.
Есть мнение у специалистов и насчёт «тернового» куста, который в православной христианской традиции принято считать Неопалимой купиной, ясенецем (Dictamnus albus) семейства рутовых (Rutaceae). Растение выделяет пары легковоспламеняющегося эфирного масла, которые вспыхивают от молнии или поднесённого огня, но сам куст при этом не загорается.

Однако Давид Даром пришёл к выводу, что, скорее всего, «огненным кустом», в котором – по Пятикнижию – Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай, была кассия (Cassia) семейства бобовых (Fabaceae).
Кассия действительно очень часто встречается в Синайских горах, в пустынях Африки и Азии (что нельзя сказать про ясенец, который более распространён в Крыму и на Кавказе). Куст покрыт таким количеством ярко-жёлтых цветков, что кажется объятым пламенем, особенно в лучах заката. Другое название этого растения нам хорошо знакомо: вид Cassia tora L. относится к роду Senna и его правильным названием является Senna tora (L.). Этот красивый, изящный кустарник – частое украшение садов Израиля.
Или вот ещё один вид «терний», тех самых, которые подстерегают на пути неправедном. Саркопотериум колючий (Sarcopoterium spinosum) семейства розовых (Rosaceae), его также причисляют к возможному терновнику, из которого сделан был венец Христа. Безобидный на вид миниатюрный кустик с мелкими листочками и красно-зелёными пёстрыми ягодками, но за этим изяществом скрывается колючий нрав. Нечаянное прикосновение к нему даже краем штанины обрекает последнюю на неминуемую гибель.
Ну а под конец добавим, что реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, находится в парижском соборе Нотр-Дам де Пари.
№ 4, 2012. Дата публикации: 27.01.2012

Терновый венец Иисуса Христа: значение в христианстве

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.

Терновый венец Иисуса Христа: значение и история

Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.

12 страстных Евангелий – те отрывки из Четвероевангелия, которые посвящены непосредственно страданиям – читаются накануне Пасхи. Пожалуй, это самая торжественная служба, превзойти которую может лишь Воскресение Христово. Безумство для мира – как страдания могут быть поводом для торжества, как это может быть блистательным и славным, когда случилась самая позорная смерть из мыслимых, самая унизительная. Когда оплевывали, неистово терзали свои же соплеменники. «Кровь Его на нас и на детях наших» — сказал иудейский народ. Только спустя тысячелетия мы начинаем понимать, как сбывается это отречение. Только зная эту фразу, понимаешь, как могло выйти из ада такое немыслимое зло как Освенцим…

Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.

Где хранится терновый венец Иисуса Христа

Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.

До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.

Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.

Спаситель в терновом венце: икона

Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.

Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *