Сын божий, кто это?

Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. 1 Тим. 3:16
— Покажи мне Бога, тогда я в Него поверю, — такие слова при­хо­ди­лось часто слышать от людей, отвергающих сущест­во­ва­ние Создателя. Этот вопрос не праздный, и он стоит того, что­бы на него обратить внимание, так как множество людей озада­чено им.

Евангелист Иоанн говорит, что Бога никто никогда не видел (Иоан. 1:18). В другом месте Сам Бог говорит Моисею: «Лица Мо­е­го не можно тебе увидеть, потому что человек не может уви­деть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).

Рассказывают, что однажды атеист задал христианину вопрос:
— Покажи мне этого Бога, тогда я в Него поверю, — на что ве­ру­ю­щий человек ответил:
— Посмотри внимательно на солнце!
Но солнце светило в этот день слишком ярко, чтобы на него мо­ж­но было хоть мельком взглянуть. Тогда христианин про­должал:
— Если ты не можешь смотреть на солнце, как же ты можешь взгля­нуть на Того, Кто создал солнце?

И действительно, человек не может приблизиться и посмо­т­реть на Того, Кто сияет неземной славой и красотой. Более того, че­ловек настолько грешен и нечист, что приблизиться к Святому и не имеющему пятна и порока Богу он не может. Это все равно, что в грязных сапогах и в рабочем обмундировании, вымазан­ном мазутом, войти в кабинет Президента. Конечно, это слабое срав­нение, но тем не менее, оно проливает определенный свет на данный момент.

Итак, мы видим, что человек не может приблизиться к Свя­то­му Богу из-за своей нечистоты. Но внутреннее тяготение к об­щению с божеством у человека не иссякает, поэтому-то люди изо­бретают видимых, ложных богов в виде различных изобра­же­ний и статуй. Даже совершенно отвергающие существование Бо­га все равно имеют какого-то идола, обычно в виде гениаль­но­го человека, которому (или его памятнику) они преподносят свои жертвы в виде цветов, венков и т. д.

Где же выход?

Как решить данный вопрос и познать истин­но­го Бога, чтобы Ему служить, Ему поклоняться и получать из Его руки различные дарования и благословения?

Слава Богу, Он Сам решает этот вопрос! Человек никогда и ни при каких условиях не смог бы решить его, но Сам Творец по­шел навстречу своему творению. Библия говорит: «Бог явился во плоти». Это произошло более 2000 лет тому назад. Чтобы быть понятым людьми, Бог стал человеком и на человеческом язы­ке стал говорить с живущими на земле.

Откуда мы это знаем?

Во-первых, сама дата 2000 лет под­твер­ж­дает, что с момента рождения Сына Божьего в мир прошло два тысячелетия.

Во-вторых, существует множество рукопис­ных документов, свидетельствующих о жизни Христа на земле. В них также запечатлено Его святое учение. В-третьих, в мире су­щес­твует Церковь, которую Иисус Христос создал и о которой ска­зал, что врата ада не одолеют ее.
Некоторые люди признают историчность Иисуса Христа. Они также говорят, что учение Его важно и божественно, одна­ко не верят в то, что Иисус Христос является Богом. К таковым от­но­сят­ся последователи ислама, свидетели Иеговы, а также мно­гие атеисты. Но Библия говорит, что Бог явился во плоти. Вся­кий, кто оспаривает, что Иисус есть Бог, этим самым говорит, что Библия дает ложную информацию, а значит, он не принима­е­т ее, как незыблемое Слово Божье.
Но истинные христиане доверяют словам Библии, и Иисус для них не просто суперчеловек, а воплотившийся Бог, как об этом свидетельствуют многие места Священного Писания.

Бог принял образ ребенка

Ребенок — это слабое незащищенное существо, требующее опе­ки и покровительства. Непостижимо для нас, но Бог, имею­щий силу, славу, власть над всей Вселенной и все богатства ее, до­б­ро­вольно отказался от этого, смирился и принял образ ма­лень­кого, крошечного младенца. Думаю, что любой взрослый че­ловек согласился бы стать снова маленьким ребенком только в том случае, если бы знал, что ему гарантированы опека, полная за­щи­та и покровительство со стороны взрослых людей. Но Хрис­тос родился в семье простого беззащитного плотника. Мария и Ио­сиф были людьми бедными, но благочестивыми. Бог созна­тель­но избрал людей из самого бедного сословия, чтобы быть до­ступ­ным для всех.

Воплощение Иисуса Христа мы называем тайной. Оно про­изо­шло через Духа Святого и деву Марию. Такое событие было толь­ко однажды в истории и никогда больше не повторится. Все, что после этого происходило в мире и происходит сейчас в вы­ше­­ука­зан­ном плане, является ничем иным, как фальсификацией и богохульством. Бог только однажды пришел в мир, приняв об­раз раба, и по виду стал, как человек. Во второй раз Он придет на землю уже в Своей славе, так что Его пришествие увидят все, жи­вущие на планете Земля, как об этом Иисус Сам говорит: «Тог­да, если кто скажет вам: «Вот, здесь Христос», или: «там», — не верь­те. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие зна­ме­ния и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «Вот, Он в пус­ты­не», — не выходите; «Вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:23-27).

Но вернемся к Его воплощению. Евангелист Лука повеству­ет во второй главе, что родителям Иисуса не нашлось места в го­с­ти­ни­це, когда наступило время родиться Ему. Поэтому Иису­су Христу пришлось родиться в хлеву, или в пещере, где ночевал скот, и маленький Младенец-Бог был положен в кормушку для скота.

Новорожденного Иисуса неприветливо встретил город Ви­ф­ле­ем своей темной ночью и темными, черствыми сердцами. Боль­но было Марии и очень неприятно Иосифу, который не смог найти лучшего места для обрученной ему Марии. Не смог, по­то­му что не имел должного влияния и положения в мире, бу­ду­чи простым плотником.

Торжество неба

В то время, когда на земле люди занимались своими, на их взгляд, важными делами и не заметили рождения Христа, на не­бе было торжество. Бог употребил сердце римского импера­то­ра, и он дал указ сделать перепись по всей империи. Это было сде­­ла­но для того, чтобы исполнилось Слово Божье, что Христу над­лежит родиться в Вифлееме Иудейском. Император дал указ, что­бы все шли регистрироваться в тот город, откуда были ро­дом. Таким образом, Иосиф и Мария оказались в Вифлееме. Там-то и наступило время ей родить. Все люди были увлечены пере­писью, другими словами, политикой, а на самое важное событие то­­го времени, которое стало точкой отсчета новой эры, не обра­тили никакого внимания.

На небесах же было торжество по поводу воплощения Сына Божь­его. Вифлеемские поля осветились сиянием ангельского све­та и наполнились славным восклицанием, которое потом бу­дет передаваться из уст в уста, которое ляжет в основу многих про­по­ве­дей для маленьких и больших аудиторий: «Слава в выш­них Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук. 2:14). Лю­ди часто бесчестят Бога, вменяют Ему в вину свои же грехи и пре­ступ­ления. Они говорят, что если Бог есть, тогда почему Он до­пустил то или другое зло или бедствие, и из-за этого поносят и хулят Всевышнего. Но ангелы славили Бога. Далее они провоз­гла­шали, что на земле теперь мир. Что же это за мир? Этот мир ле­жал в яслях. Люди находились и многие и по сей день находят­ся во вражде с Богом, о чем уже мы говорили в предыдущей статье, но через Иисуса Христа всякий, верующий в Него, прими­ря­ется со своим Создателем. Апостол Павел, видя вражду между иу­де­ями и язычниками, говорит о Христе: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую по­среди преграду» (Еф. 2:14).

Далее ангелы возвещали, что в человеках благоволение. Бла­го­воление — это благая, или добрая, воля. Не иначе, как Божья бла­гая воля теперь в человеках или же к человекам. Только пото­му, что Иисус Христос явился в грешный мир, только через Него Бог благоволит к людям. Без Христа над человечеством тяготе­ет гнев Божий, готовый погубить всех людей за их грехи и преступ­ления. Но отныне Бог милует через Христа всех людей и да­ет им возможность принять дар прощения и благодати Своей.

Итак, в маленьком Младенце, который лежал в кормушке для скота, ангелы увидели Спасителя мира, а мир в нем видел жал­кое, немощное, несчастное дитя, которому не нашлось мес­та в доме, по этой причине Он и родился в нищете в хлеву. И ес­ли бы Мария последовала совету «зачем плодить нищету», тог­да не смог бы родиться величайший из всех людей — Богоче­ло­век. Но когда к Марии пришло известие от ангела, что ей пред­сто­ит родить сына, тогда она сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук. 1:38).

Над головой Бога-Младенца занесен меч

Дьявол не спит и не дремлет, он постоянен в попытках погу­бить очередного человека, приходящего в мир. Расчет простой: взрос­ло­му человеку сатана внушает, что еще не родившийся или уже родившийся ребенок угрожает тем, что отнимет у него по­кой и благополучие. Ах, как много женщин поддались данному оболь­щению и отдали свое кровное чадо под нож гинеколога, но таким образом не приобрели, а потеряли покой и благо­по­лучие.

Но вот родился маленький Младенец Иисус. Иерусалим про­­иг­но­ри­ровал это событие, но едва в этот известный город при­­шли мудрецы с Востока и стали спрашивать о мес­то­нахождении новорожденного, которому предлежит быть ца­рем, как Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Жите­лям города известна была жестокость их царя. Они знали, что гря­­дут новые бедствия на их голову. На первый взгляд, Ироду ни­­чего не угрожало. Младенец не мог моментально стать царем, ему надо было еще расти и расти. Согласно свидетельству Библей­ской энциклопедии, Ирод Великий умер, когда ма­ленькому Ии­су­су еще не было и двух лет. Но Иродом правил лу­кавый, кото­рый погубил и губит в настоящее время сотни и ты­сячи детей. По­это­му он собирает свои войска и посылает их в город Вифле­ем, чтобы они уничтожили всех младенцев, в том чи­сле и Иисуса Хри­ста. Это чудовищное по своей сути по­ве­ле­ние, потому что на беззащитных детей была брошена воору­жен­ная армия.

Позволь тебе, читатель, задать вопрос: а что, если бы ты ока­за­л­ся в этой роте солдат, то тоже убивал бы беззащитных ма­лень­ких крошек? Многие ссылаются в таком случае на долг служ­бы и другие обстоятельства, снимая с себя вину за происходя­щее, говоря, что они вынуждены выполнять приказ начальства. А что, если начальник дает тебе повеление убить собственного ре­бен­ка? Неужели и тогда слепо будешь выполнять его указание? Ес­ли нет, тогда почему не примешь всякое дитя, как свое, и вся­кую жизнь, как свою?

Солдаты Ирода имели такие же жестокие сердца, как и их гос­по­дин. Ирод сидел в своем дворце, а они вершили его волю. Дей­ст­витель­но, верна поговорка, что народ достоин своего ца­ря. Многие люди задают вопрос: «Почему Господь допустил ги­бель этих младенцев?» Таким образом, возлагая на Бога вину за грех человека. Но Бог свят и чист, а человек в своем жесто­ко­сер­дии совершает многие преступления, отвергнув Владыку не­бес, добровольно подчинив себя сатане.
Итак, дьявол решил погубить Того, Кто пришел в облике ма­лень­кого ребенка, чтобы вырасти, пройдя все этапы чело­вече­ско­го развития, и вывести из плена греха людей. Библия го­во­рит: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также вос­при­нял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смер­ти, то есть диавола, и избавить тех, которые от стра­ха смерти че­рез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15).

Иисус Христос пришел на землю, принял человеческое те­ло, в Его планах в дальнейшем было предать Себя смерти для ис­куп­ле­ния людей, но это будет потом. Сейчас Ему надо возрасти, пре­подать людям Евангелие, а затем искупить их от власти сата­ны Своей смертью.

Сатана это знал и хотел еще в пеленках умертвить Иисуса. Но покровительство Небесного Отца было на Нем. Бог открыва­ет во сне Иосифу, что Ирод замышляет сделать зло Младенцу, и по­буж­дает его убегать в Египет. Так было и сделано, и жизнь но­во­рож­денного Иисуса была сохранена.
Здесь уместно сказать, что даже жизнь Сына Божьего была со­хра­не­на естественным образом. Правда, что Бог дал открове­ние свыше через сон, но действовать должен был Иосиф естест­вен­но — просто убегая от настигающего их меча. Конечно, Бог мог бы ослепить этих воинов, не допустить их к месту нахожде­ния Младенца или поразить небесным светом и т. д. Иногда та­ких чудес требуют люди от Господа, искушая Его. Но Бог предла­га­ет Иосифу с Марией просто убежать и не ждать сверхъ­естествен­ного вмешательства в их дело. Земные родители дол­жны были позаботиться о сохранности и целостности своего ре­бенка обыч­ным путем. Бог возлагает ответственность на каж­дого отца и мать, чтобы те заботились о защите своего ребенка. И если они бу­дут выполнять свою задачу, то, когда это по­на­добится, Бог может явить чудо в спасении детей, как оно было яв­лено Иосифу, ко­г­да Ангел Божий ему открыл, что надо бежать в Египет.

Чтобы искушаемым помочь

Возвращаясь к вопросу о воплощении Бога, еще раз хочет­ся подчеркнуть великое смирение нашего Создателя. Апостол Па­вел пишет, что Он, будучи образом Божьим, смирил Себя и был послушен Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Иисус Хри­с­тос жил на земле, как обыкновенный человек, испытав на Се­бе всю тяжесть земных лишений. Мы видели, что только с од­ним рождением Его связано очень много переживаний и стра­да­ний. В дальнейшем Христос претерпел множество зем­ных бед. Все это Он перенес для того, чтобы помочь нам, нахо­дя­щимся в узах земного и греховного притяжения.

Продолжая мысль о воплощении Христа, автор Послания к Евреям говорит: «Посему Он должен был во всем уподобиться бра­тиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвящен­ни­ком пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым по­мочь» (Евр. 2:17-18).

Можно ли представить себе человека, который был дирек­то­ром крупного завода, решившего добровольно отказаться от сво­его поста и стать на место простого грузчика, получать его ми­зер­ную зарплату, испытать тяжелый труд на своих плечах и ру­ках, чтобы хорошо понять его и впоследствии, пройдя все эта­пы, стать снова на директорское место, чтобы помочь тем, сре­ди которых он был. Эта история невероятная, потому что от вы­соких должностей на самый низ человеку уйти не так просто.

Иисус Христос имел небесный престол и не испытывал не­до­стат­ка ни в чем. Но вот Он добровольно Сам Себя унижает до со­стоя­ния земного раба. Он во всем уподобился братьям. Иисус пре­терпел многие лишения и страдания, был искушен во всем, для того чтобы искушаемым также помочь.

Христос знает на собственном опыте, что значит быть че­ло­ве­ком. Он был во плоти! Он был единственным, Кто, находясь во плоти, ни разу не согрешил. Он перенес самые несправед­ли­вые обвинения, суд и мученическую смерть, какие только были в истории человечества. Поэтому Иисус может любому иску­шае­мому помочь. Он знает одиночество, отвержение, физи­ческие бо­ли и многое другое, что испытывает человек в этой жизни.

Какой Бог человеку нужен? Безусловно, такой, который мог бы его совершенно понимать, которому можно было бы расска­зать всю свою боль, все переживания и чаяния. Именно таким Бо­гом и является Иисус Христос, и к Нему можно обратиться в лю­бой момент. К несчастью, многие люди не знают истинного Бо­га Иисуса Христа и, как говорит Библия, обращаются к таким бо­гам, у которых есть «уста, но не говорят; есть у них глаза, но не ви­дят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обо­няют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не хо­дят; и они не издают голоса гортанью своею» (Пс. 113:13-15). Хо­че­т­ся во весь голос сказать людям: перестаньте заниматься безу­ми­ем изобретения идолов и обратитесь к живому Богу, Ко­то­рый пришел на землю 2000 лет назад! Он был в теле чело­ве­че­ском. Он поймет любого человека.

Апостол Иоанн говорит о нем, что Он есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоан. 5:20). Три с половиной года Иоанн и дру­гие ученики Иисуса Христа были в общении с Ним. Свидетель­с­т­вуя об этом, ученик Христов говорит: «О том, что было от нача­ла, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматри­ва­ли и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Иоан. 1:1-2). Иоанн сам лично видел Иисуса, трогал Его своими руками, во время тай­ной вечери он возлежал у груди Иисуса (Иоан. 13:23). Обще­ние Иоанна с Христом было не временным, а в течение трех с по­ло­ви­ной лет. Такому свидетелю можно доверять! Да не только он один, но и другие ученики оставили свои свидетельства о рож­ден­ном в этот мир Боге — Спасителе нашем.

Для того чтобы познакомиться поближе с личностью Бога Ии­суса Христа, необходимо раскрыть Святое Евангелие и, читая его, открыть в нем Того, Кто является единственным основанием жиз­ни. Более того, только Иисус Христос через Свою смерть за гре­хи людей и воскресение дает верующему в Него вечную жизнь, полную торжества и счастья.

Иисус Христос Бог или Сын Божий — что говорит Библия?

Опубликовано 10.04.2013

Иисус Христос это Бог или же Сын Божий? Я призываю вас дать мне доказательства, что Бог и Его Сын – одно. Это что-то, что вы НИКОГДА не сможете сделать. Будьте мужчиной и примите мой вызов. КАК МОЖЕТ БОГ И СЫН БЫТЬ ОДНИМ?

Ответ:

Иисус Христос Бог или Сын Божий?

Я прошу прощения, но я почувствовал, что просто хотите разделить со мной злые слова. Из своего опыта я знаю, что люди, делающие это в прошлом, на самом деле не хотели разбираться в вопросе, который задавали. Злость никогда не помогает. Я надеюсь, что вы это понимаете, и что мусульмане, как и христиане в этом плане имеют общие ценности – терпение, смирение. Потому что это богоугодно.

Теперь позвольте мне сделать небольшое вступление к моему ответу. Прежде всего, мы никогда не сможем вести диалог, если наш аргумент состоит только лишь из утверждения, что оппонент не прав, что вы и пытаетесь делать. Это не аргумент, это риторика. Так что давайте мы оставим попытки таким образом вести диалог и посмотрим, что говорил Иисус и какие у нас есть доказательства Его утверждениям. Я знаю, что в Исламе Иисус считается пророком, и все мусульмане в это верят. Поэтому, чтобы ни говорил Иисус, это должно быть правдой. Вот несколько заявлений Иисуса (которые, применительно к вашей религии, должны быть правдой):

Отец Мой и Я одно. И снова иудеи стали подбирать камни, чтобы побить Его. (Евангелие от Иоанна 10:30,31)

Иисус заявлял, что Он – Бог. Мы знаем это и потому, что иудеи так сказали и подобрали камни, чтобы побить Его.

Иисус ответил: «Истинно говорю: ещё до того, как был Авраам, Я Сущий!» Они набрали камней, чтобы бросить в Него (Евангелие от Иоанна 8:58)

И снова иудеи хотели побить Его камнями за такие утверждения (Исход 3:4)

Иисус ясно заявлял, что Он – Бог. Он заявлял, что Он в Отце, а Отец – в Нем. Каковы доказательства этому? Прежде всего, факт в том, что Иисус Христос был пророком, как вы и сами знаете. Поэтому, если Он говорит, что Он Бог, значит это так. Это так потому, что пророк не может лгать. Если, как вы говорите, что Иисус пророк, тогда Он должен быть Богом, т.к. этот пророк заявляет, что Он Бог.

И Библия и Коран абсолютно ясно говорят, что есть только один Бог. Христианство просто не может поддерживать веру в трех богов. Вы говорите, что христиане верят в трех Богов (в предыдущих письмах), но это просто неправда. Ни один христианин не верит в трех богов. Следовательно, если Иисус – Бог, тогда Он един с Отцом.

Но есть гораздо больше доказательств, основанных не только на том, что Иисус Христос говорил Сам о Себе. Когда Иисус пытался доказать, что Он от Бога, то ссылался на чудеса, которые Сам и творил. Сразу после того, как Он сказал «Я и Отец одно», Он сказал:

«Если Я не делаю того, что делает Мой Отец, то не верьте Мне. Если же Я делаю то, что делает Мой Отец, то даже если вы не верите Мне, поверьте делам Моим, и тогда вы, может быть, поймёте, что Отец Мой во Мне, а Я в Отце Моём» (Евангелие от Иоанна 10:37,38).

Иисус чудесами доказывал, что Его слова правда и истина. Он воскрешал людей из мертвых, Он исцелял больных, Он исцелял слепых и глухих. Он ходил по воде, превращал воду в вино и останавливал шторм. Я уверен, что вы знаете обо всех этих чудесах. Коран тоже подтверждает, что Иисус творил чудеса. Эти чудеса доказывают, что Иисус не просто пророк, но больше, чем пророк. Они доказывают, как Иисус и говорил, что Он Бог.

Окончательное доказательство того, что Иисус это и есть Бог – это воскресение Христа из мертвых. Известно, что Мухаммед был пророком. Главным образом из книги, которую он написал. Мухаммед не творил чудес. Это не умаляет Мухаммеда. Никому не надо творить чудеса, чтобы быть пророком. Авраам тоже не творил чудеса, но мы оба знаем, что он был пророком. Тем не менее из-за того, что Иисус – это Бог во плоти, Он явился к нам с чудесными доказательствами, поддерживающими Его заявления. Иисус Христос говорил, что Он «хлеб жизни» и Он сделал хлеб из воздуха. Иисус Христос говорил «Я воскресение и жизнь» и Он воскресил Лазаря из мертвых (Евангелие от Иоанна 11 глава). Все заявления Иисуса подтверждены чудесами. Есть только один путь, по которому вы можете отрицать то, что Иисус Бог – это отрицать, что Он творил чудеса. Но мы знаем, что Он творил чудеса. Следовательно, нелогично отрицать, что Он Бог, раз Он творил все эти чудеса.

Возможно, что вы считаете «нелогичным» то, что у Бога эти два аспекта – Сын и Отец. Это не вписывается в привычную логику человека. Иисус доказал Свои заявления о том, что Он и есть Бог, чудесами. Следовательно, основываясь на доказательствах, я заявляю, что Иисус – Бог, Бог во плоти.

Джон Окс

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Сын человеческий

У этого термина существуют и другие значения, см. Сын человеческий (значения).

Сын человеческий (др.-греч. ο υιος του ανθρωπου) — термин, берущий свое начало из танаха, еврейской Библии. Он обозначал вначале принадлежность к роду человеческому в смысле некто или один из. Книга пророка Даниила описывает его как будущего спасителя человечества, которому Яхве после страшного суда даст власть над миром.

Книга пророка Даниила, глава 7:

13. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
14. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

В Новом Завете

Иисус Христос часто называет Себя «Сыном Человеческим» в Евангелии — это выражение встречается 52 раза):

  • «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20),
  • «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6),
  • «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф.10:23),
  • «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф.11:19),
  • «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф.12:8),
  • «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40),
  • «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» (Мф.13:37),
  • «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27),
  • «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17:9),
  • «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11),
  • «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф.25:31),
  • «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф.26:45),
  • «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:» (Мк.2:10),
  • «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38),
  • «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк.14:21),
  • «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10),
  • «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк.22:69),
  • «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» Ин.3:13),
  • «Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» Ин.13:31),

и другие.

При жизни Христа под выражением «сын человеческий» уже понималось именно понимание пророка Даниила — мессианское. Оно стало синонимом выражения «Сын Божий».

…иудеи, знакомые с книгой Даниила (Дан. 7,13), где «Сын Человеческий» оказывается мессианским титулом и с позднейшей апокрифической литературой (т. н. Книги Еноха) слышали в этом словосочетании высокий смысл: Сын Человеческий — это Судия и Спаситель последних времен, Христос, эсхатологическая надежда Израиля. Но греки, незнакомые с этой литературой, в словосочетании «сын человеческий» могли воспринять не возвышающий, а только занижающий смысл: просто человек. Поэтому при перенесении своей проповеди за пределы синагоги апостолы стали именовать Христа «Сыном Божиим».

Об этом же говорит Александр Мень: «Он не произнес слова „Мессия“, однако выражение „Сын Человеческий“ было им понятно; оно означало, что новый Учитель — Тот, Кого все давно с нетерпением ждали.»

Это понимание «сына человеческого» как Христа хорошо видно в Евангелии от Иоанна:

Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? (Иоанна, 12:34)

Примечания

  1. (если использовать компьютерную программу «Цитата из Библии»
  2. Дары и анафемы, Андрей Кураев, Эксмо, Яуза 2004
  3. А. Мень, Сын человеческий.

Ссылки

Титулы Иисуса в Новом Завете

Хлеб жизни · Христос · Царь Иудейский · Агнец Божий · Свет мира · Логос (Слово) · Господь (Kyrios) · Rabboni/Rabbi · Второй Адам · Сын Божий · Сын человеческий

Христианство

Иисус — Сын Божий, а каждый из нас — это разве не сын Божий?

Сергей Худиев

Единородный сын и усыновленные дети

Один из наших читателей поставил важный вопрос: «Иисус — Сын Божий, а каждый из нас — это разве не сын Божий? Душа не есть частичка Бога? Кто есть человек в христианстве?»

Выражение «сын Божий» в Библии, действительно, может относиться не только к Иисусу — в Ветхом Завете «сыном Божиим» мог быть назван царь или народ Божий в целом. В Новом Завете сынами и дочерями Божиими названы все члены Церкви. Но Иисус является не «одним из» сынов Божиих, Он — «Сын Божий Единородный», в единственном, уникальном смысле, и, чтобы понять это, мы должны подробнее поговорить о том, как Библия описывает соотношение Творца и творения.

Абсолютно Иной

В большинстве религий мира люди поклоняются богам — могущественным, прекрасным, как правило, бессмертным существам, которые во всем превосходят людей. Но эти боги являются частью нашего мира; мироздание язычника населено людьми, богами, духами — все они находятся внутри, входят в список существ этого мира.

Как и окруженные суеверным почитанием языческие цари, они находятся, если можно так сказать, этажом выше — но в той же реальности.

Некоторые религии даже полагают, что люди и боги единосущны, обладают одной и той же природой, и цель духовной практики — осознать нашу внутреннюю божественность.

Про Бога Библии ничего подобного сказать нельзя. Первоначальное значение слова «кадош», «святой» в Ветхом Завете – «отделенный», «совершенно иной». Он — не один из персонажей внутри этого мира, хотя бы и самый великий. Он — снаружи, как художник находится снаружи картины или писатель — снаружи романа. Между Творцом и творением существует принципиальное качественное различие.

Наши души не являются «частичками Бога» и это важно отметить, потому что Бог абсолютно нравственно чист. Как говорит апостол Иоанн, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5). Про наши души мы никак не можем сказать, что нет в них никакой тьмы.

Все в этом мире: вековые деревья, кажущиеся такими нерушимыми скалы, сама планета земля, Солнце, другие звезды и планеты, наша галактика и все галактики в мироздании, Вселенная как таковая — все это является чем-то временным, преходящим. Только на фоне нашей сверхкраткой земной жизни все эти вещи кажутся почти вечными. Но на самом деле было время, когда их не было; придет время, когда их не будет.

Они обладают, как говорят философы, случайным, зависимым бытием — их могло бы и не быть. Этот мир и все в нем существует не благодаря себе, он получает свою реальность из источника, который находится вне его, как роман или симфония существуют только благодаря гению писателя или композитора. Мироздание и все, что в нем, создано и поддерживается в бытии Богом.

А вот сам Бог вечен, Он не нуждается в том, чтобы получать существование от кого-то еще. Он существует всегда — прежде всех веков, ныне и во все веки.

Библейское откровение говорит, что Бог всегда пребывает как Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Сын Божий, как говорили отцы Вселенских Соборов, «единосущен Отцу», то есть находится по Его, а не по нашу сторону той невообразимой пропасти, которая разделяет Творца и творение. Он в полном смысле Бог — совечный Отцу и равный Ему.

Бог становится человеком

В определенный момент человеческой истории, не переставая быть Богом, Сын становится человеком, приняв плоть от Богородицы и Приснодевы Марии. Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Писание и как учит Церковь, обладает двумя природами: он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек.

В Его лице автор мироздания становится одним из его персонажей, Творец входит в сотворенный Им мир, Создатель соединяется со Своим созданием.

Евангелие подчеркивает уникальные отношения Иисуса с Богом, которого Он называет «отец Мой». Разумеется, никто из нас не обладает таким статусом. Мы все: люди, ангелы, и все, кто только есть во вселенной, — творения. Мы не обладаем божественной природой. Только об Иисусе мы можем сказать, что Он «рожденный, не сотворенный».

Члены Церкви усыновлены Богу через Иисуса Христа

Сын Божий становится человеком, как мы говорим в Символе веры, «нас ради человек и нашего ради спасения». Это спасение включает в себя не только избавление от греха, но и нечто несравненно большее — усыновление Богу, включение в Его семью через веру в Иисуса Христа и Святое Крещение. Как говорит апостол Иоанн, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1:12–13). О том же говорит и апостол Павел: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал 3:26).

Более того, мы призваны приобщиться к той подлинной жизни, которой обладает только сам Бог. Как говорит святой апостол Петр, мы должны сделаться причастниками Божеского естества (2 Пет 1:4).

Поэтому через веру и Крещение мы являемся сынами и дочерями Богу; но в отличие от Иисуса Христа, который является Сыном Божиим Единородным, мы — усыновленные дети. Как говорит святой апостол Павел, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4:4–7).

В заставке используется фрагмент картины «Дайте детям приходить ко мне (Мк 10:14)», Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн, Галерея современного искусства, Флоренция

Сын Человеческий: что это значит?

Михаил Абакумов

Большинство людей, отрицающих божественность Иисуса Христа, используют этот титул, как доказательство того, что Иисус не был Богом.

Например, вот, что пишут Свидетели Иеговы в своих публикациях:

“Иисус часто называл себя «Сыном человеческим». Это выражение встречается в Евангелиях около 80 раз и показывает, что он был человеком, а не Богом во плоти”.

Подобное утверждают и другие антитринитарии, а также мусульмане (об этом часто говорил исламский апологет Ахмад Дидат).

Также и большинство верующих считают, что этот титул относится к человеческому естеству Иисуса, так же, как титул «Сын Божий» относится к его божественности. Но это ошибка. Это мнение не учитывает иудейское происхождение этого выражения. В книге Ветхого Завета седьмой главы Даниила, мы читаем:

“Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Даниил 7:13-14).

Даниил видит видение божественной человеческой фигуры, пришедшей на облаках небесных, которой Бог даст вечную власть, славу и владычество. Ни один человек не мог претендовать на такой статус, в противном случае, он бы совершил грех. Это звание принадлежит только Богу и исключительно Ему. Но это тот титул, которым Иисус называл себя.

Вероятно, самый знаменитое высказывание Иисуса о Сыне Человеческом, находится в евангелии от Марка, где Иисус находится на суде перед иудейским синедрионом:

“Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти” (От Марка 14:61-64).

Каждый должен согласиться с первосвященником и синедрионом, что Иисус совершил богохульство, достойное смерти, так как Он сделал себя равным Богу.

Для подтверждения того, что этот титул не простое обозначение человечности Иисуса, давайте еще посмотрим, как Сам Иисус говорил об этом.

“Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий” (ОТ Иоанна 5:22-27).

“Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (От Матфея 19:28).

“Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой” (От Матфея 9:6).

“Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его” (От Матфея 16:27).

При рассмотрении весьма многочисленных ветхозаветных изречений со словами “Сын Человеческий” современные толкователи допускают обычную ошибку. Они стараются непременно во всех их найти одну и ту же мысль и притом стараются отыскать ее по численному большинству изречений с известным смыслом. Между тем несомненно, что в Библии это выражение имеет несколько смыслов – простой и производные, как и другие выражения, например, Царствие Божие, Царствие Небесное, вера, спасение, закон и прочее, и прочее, что редко усматривается схоластической наукой.

Из приведенных выше стихов ясно видно, что есть в Ветхом Завете место, где Сыном Человеческим называется прямо будущий Мессия, не простой человек, а некто Божественный, и несомненно, что это именно то место, это видение пророка Даниила, Сам Спаситель неоднократно применял к Себе. Иудеи единодушно видели в словах Даниила указание на Мессию, Которого они мыслили, как судью всех народов, восстанавливающего царство Израилево и подчиняющего ему все племена земные.

“…иудеи, знакомые с книгой Даниила (Дан. 7,13), где «Сын Человеческий» оказывается мессианским титулом и с позднейшей апокрифической литературой (т. н. Книги Еноха) слышали в этом словосочетании высокий смысл: Сын Человеческий — это Судия и Спаситель последних времен, Христос, эсхатологическая надежда Израиля. Но греки, незнакомые с этой литературой, в словосочетании «сын человеческий» могли воспринять не возвышающий, а только занижающий смысл: просто человек. Поэтому при перенесении своей проповеди за пределы синагоги апостолы стали именовать Христа «Сыном Божиим”.

Это, конечно же, понимали и ученики Иисуса.

“Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” (Деяния 7:55-56).

“Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный” (Откровение 1:12-14).

“И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп” (Откровение 14:14).

Итак, мы выяснили, что называя Себя в Евангелиях Сыном Человеческим, Иисус опирается на книгу Даниила 7:13. В Даниила 7 Сын Человеческий однозначно понимается как небесный образ. В Евангелиях Сын Человеческий – это исключительно самообозначение Иисуса; данное выражение ни разу не встречается в обращении или в повествовании об Иисусе.

Для иудеев понятия “Сын Человеческий” и “Христос” (=Мессия) были тесно связаны (Ин. 12.34), и слова Иисуса о том, что Он является Сыном Человеческим, воспринимались ими как богохульство (Мк. 14.62-64). В соответствии с этим и более поздние экзегеты безапелляционно и, возможно, правомерно говорят о том, что словосочетание “Сын Человеческий” является “самым притязательным самоопределением, которое вообще мог употребить житель древнего Востока” (Stauffer, Theologie des NT).

Мы ясно видим, что титул Сын Человеческий как раз подтверждает божественность Иисуса Христа, но никак не опровергает.

“Он не произнес слова „Мессия“, однако выражение „Сын Человеческий“ было им понятно; оно означало, что новый Учитель — Тот, Кого все давно с нетерпением ждали”.

Ссылки и примечания

1. “Сторожевая башня” от 1 апреля 2012 г., с. 5.
2. Дары и анафемы, Андрей Кураев, Эксмо, Яуза 2004
3. А. Мень, Сын человеческий.

Использованная литература

  1. Митрополит Антоний (Храповицкий), Сын Человеческий. Опыт истолкования.
  2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Имена Иисуса Христа.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *