Святая София слуцкая

Храм праведной Софии Слуцкой

Четыреста лет назад на землях Белой Руси воссияла слава святой праведной Софии, княгини Слуцкой, заступницы и молитвенницы белорусской земли.

По благословению высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси, построен первый в мире храма в честь святой праведной Софии Слуцкой.

В композиционном центре Октябрьского района столицы — площадь Казинца, на пересечении улиц Казинца и Корженевского — теперь возвышаются купола величественного Свято-Софийского храма.

В 1582 году эта земля принадлежала Яну Курашу. С его именем связана страничка из жизни святой праведной Софии Слуцкой. Подстароста Менский Ян Кураш находился в составе делегации, которая выполняла миротворческую миссию во время вооруженного конфликта между Ходкевичами и Радзивиллами в Вильно.

Граница курашевских владений определялась Крестовой дорогой, которая вела из Великой Лошицы до Слуцкой дороги и далее до деревни Сухарево. Еще раньше, в 1569 году, Ян Кураш приобрел Лошицу Скиндоровского, которая стала называться Курашевщизной. В 18 веке это название трансформировалось в Курасовщину (Курасовская земля). В сосновом лесу за Курасовщиной позднее возникли два хутора – Михалово и Юзефово. В настоящее время это район улицы Ландера и площади Казинца.

В 1950-х — 1960-х г. на этом месте рос прекрасный яблоневый сад. Однажды, сторож остановил проходивших мимо детей, угостил их целой корзиной яблок и сказал:

«Здесь будет стоять церковь». Имя этого прозорливого человека мы не знаем, но еще за 50 лет до строительства нашего храма, он огласил волю Господа.

Основание прихода относится к 1996 году.

11 мая 1996 года Епархиальное Управление подтвердило принадлежность прихода к Минской епархии Белорусского Экзархата Московского Патриархата.

9 июля 1996 года Устав общины зарегистрирован Минским городским исполнительным комитетом.

11 июля 1996 года получено свидетельство за № 78 о регистрации Устава религиозной организации.

Указом Митрополита Минского и Гродненского Патриаршего Экзарха всея Белоруссии № 12 от 20 января 1997 года священник Анатолий Иванович Мозолевский назначен на должность настоятеля прихода в честь святой праведной Софии Слуцкой. Отец Анатолий до принятия священнического сана пел в хоре храма святой равноапостольной Марии Магдалины, затем владыка Филарет рукоположил его в сан иерея.

Строительный проект храма разработан ПП «Союзтехсервис». Главным архитектором проекта стал Николай Иосифович Лукъянчик, положивший в основу планировки храма ярусно-осевую композицию с 7 куполами.

Предлагалось несколько вариантов о месте расположения храма. Тогда батюшка Анатолий совершил паломническую поездку на остров Залит к старцу протоиерею Николаю Гурьянову и рассказал ему о всех предложениях. Отец Николай благословил строить церковь на пересечении улиц Казинца и Корженевского.

Сначала богослужения совершались в арендованном помещении детской поликлиники, а затем в помещении торгового центра. Помещения под храм с любовью обустраивались. Работы по благоустройсту планировала, возглавляла и выполняла матушка Алла Эдуардовна Мозолевская.

Первую литургию отслужили 7 января 2000 года. Создали попечительский совет и начали сбор средств на строительство храма.

4 сентября 2000 года православный приход святой праведной Софии Слуцкой заключил договор строительного подряда с ГП «Дорстроймонтажтрест».

В октябре 2000 года строительство храма началось. Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет и представители государственной власти в декабре 2000 года совершили закладку капсулы на месте строительства храма.

Финансовую помощь строительству оказывали УГП «Дорожный строительно-монтажный трест» Белорусской железной дороги, ГПО «Белавиаремонт», НПО «Интеграл» и другие предприятия. Однако, в мае 2001 года строительство было приостановлено.

На протяжении 2001-2002 годов строительство продвигалось очень медленно поскольку велось на скромные пожертвования прихожан. Для поддержки строительства в 2001-2002 годах под руководством Гулевич Светланы Николаевны в дни постов было организовано чтение Псалтири (по домам), в котором участвовали 18-20 человек.

8 июля 2003 года настоятель храма иерей Анатолий Мозолевский благословил секретаря Тамару Григорьевну Левишко на организацию чтения Псалтири на строительной площадке будущего храма. С этого дня ежедневно, с 6 до 0 часов, ведется чтение Псалтири на построение храма, в нем сейчас принимает участие 115 человек из числа прихожан. Примечательно, что с началом чтения Псалтири дела на стройплощадке стали продвигаться быстрее.

С 14 октября 2003 года подрядной организацией стало УП «Энергопромтрест», а с 2004 года — ООО «Сунар».

Решением Минского городского исполнительного комитета от 22 апреля 2004 года

№ 853 религиозная община перерегистрирована в «Приход храма праведной Софии Слуцкой в г.Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви».

В 2004 году Андрей Леонидович Васильев, Георгий Юрьевич Пасейшвилли и Сергей Петрович Горбань пожертвовали средства на колокола для нашей церкви. На большом колоколе имеется надпись: «Тщанием Р.Б. Андрея, Георгия, Сергия литы они. Колокола в лето 2004 от Р.Х. для храма святой праведной Софии Слуцкой».

В это время иконописец Олег Кириллович Радчиков написал аналойную икону святой праведной Софии Слуцкой. Настоятель отец Анатолий предложил изобразить лик святой красками, сделанными на основе драгоценных и полудрагоценных камней. Прихожане поддержали замысел и понесли камни — свои украшения. Часть камней была пожертвована мастерами или куплена на православных выставках. Приступить к работе батюшка благословил троих прихожан: Олега Кирилловича Радчикова, Алексея Эрнстовича Павловского и Тамару Григорьевну Левишко. Непросто было вынимать камни из оправ, дробить и измельчать их, превращая в краски. На создание иконы потребовался год. Теперь на прихожан взирает дивный, как бы подсвеченный изнутри лик святой.

С 4 ноября 2005 года, после поднятия куполов, богослужения стали проходить в нижнем храме, расположенном в цокольном этаже. Еще не было отопления и зимой температура опускалась до + 2 градусов, но, как говорил батюшка Анатолий Мозолевский – «стены храма помогали».

27 октября 2006 года в Минском Епархиальном Управлении состоялось заседание Архитектурно-художественного совета Минской епархии. Совет рассмотрел и одобрил проект иконостаса для главного храма в честь святой праведной Софии Слуцкой, представленный настоятелем храма священником Анатолием Мозолевским и художниками – резчиками Х.А. Чилингорян и В.А. Чилингорян.

28 декабря 2006 года Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, благословил выдачу Святого антиминса для совершения в храме Божественной Литургии.

Престол в нижнем храме освятили 31.03.2007 архиерейским чином в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В 2008 году воздвигли мозаичную икону святой праведной Софии Слуцкой над входом в главный храм – это пожертвование Татьяны Михайловны Балуненко и Ивана Ивановича Балуненко.

Престол в верхнем храме освятили 10.05.2009 архиерейским чином в честь святой праведной Софии Слуцкой. Настоятель храма Анатолий Мозолевский был возведен в сан протоиерея.

Но церковь Божия – это не только стены, но и сердца человеческие. Основной ежедневный, иногда незаметный, труд сопровождающий любое строительство, лег на плечи верующих людей, которые пошли сюда не за деньгами, а за духовным богатством. Первыми на стройку пришли инженер Сергей Владимирович Коновалов и Алексей Эрнстович Павловский, которые брались за любую работу и выполняли ее отлично. Вместе с ними включилась в сложную работу по координации благотворительного обеспечения стройматериалами, оборудованием и всем необходимым Тамара Григорьевна Левишко.

Усилиями настоятеля протоиерея Анатолия Мозолевского и секретаря храма Тамары Григорьевны Левишко налажен контакт с более чем 600 фирмами и организациями, которые безвозмездно в течение ряда лет оказывают помощь необходимыми материалами.

Уважение и восхищение вызывает работа большого мастера резьбы по дереву Владимира Андреевича Коновалюка, который является автором и исполнителем иконостаса в нижнем храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Каждый прихожанин старается внести свою посильную лепту в строительство храма. Примером нам служит каждодневный труд Александра Ивановича Любинского, Валентины Ивановны Вербицкой, Валентины Андреевны Сугако, и позже присоединившихся Александра Евгеньевича Кашкана, Анатолия Викторовича Погорелого. Многие годы алтарницей служит Елена Владимировна Кириллова

Наши прихожанки постоянно кормили работающих на стройплощадке горячими обедами.

Особой благодарности заслуживают работники нашей просфорни. Первыми на выпечки просфор были Нила Александровна Квитко и Алла Ивановна Апанович. Выпеченные просфорки всегда отличаются свежестью и ароматом.

Работой в свечной лавке и киоске руководит любимая прихожанами матушка Алла Эдуардовна Мозолевская. Помогают ей Екатерина Григорьевна Лопаткина, Надежда Юрьевна Шило, Татьяна Вячеславовна Савицкая, Наталья Ивановна Мозолевская, Алла Владимировна Мозолевская, Ирина Константиновна Квита, Надежда Романовна Ревтович.

При храме уже много лет действует воскресная школа. Организатором и первым ее директором школы был Владимир Михайлович Статкевич, а первыми преподавателями — Светлана Николаевна Гулевич и Светлана Евгеньевна Степукова. Затем несколько лет школу возглавлял Ростислав Васильевич Вашкевич. Сейчас ею руководит диакон Дмитрий Дмитриевич Шило. Количество обучаемых с каждым годом увеличивается. Занятия проводятся уже в 4 возрастных группах: детей – 90 человек, взрослых – 25 человек. Расширяется круг изучаемых предметов: Катехизис, Священное писание, история Церкви, церковное пение, Закон Божий, Жития святых. При воскресной школе организованы кружки: церковного пения, переплетного дела, рукоделия, каллиграфии и рисования.

Библиотекой много лет заведовала Галина Николаевна Корженевская. Фонд бибиотеки, насчитывающий более двух тысяч томов, и ее оборудование собраны и подарены прихожанами. В настоящее время на должность библиотекаря принята Надежда Владимировна Восковцева. Постоянную помощь ей оказывают Игорь Валентинович Кормушин, Тамара Павловна Марунько, Вера Степановна Мурашко. Читателями библиотеки являются более трехсот человек.

Церковный хор в 1998 году возглавил наш первый регент Василий Яковлевич Еловик, изветный музыкант-хоровик. Он рассказывал певчим историю церковного пения, ставил голоса. Приход в хор в 1999 г. Натальи Владимировны Вальковой раскрыл новые возможности для его развития. В Свято-Софийском храме ожили традиции валаамских и киево-печерских монахов, певчих Императорской капеллы, звучат здесь произведения отечественных композиторов-классиков и современных церковных музыкантов. Творческими помощниками Натальи Владимировны стали и другие регенты хора – Анна Лысковец, Наталья Фигурова, Лада (Елена) Иванчикова. Музыковед Анна Ивановна Лысковец провела гармонизацию знаменного и путевого распевов для хора. Украшают богослужения песнопения молодого композитора Виктора Лысковца.

Церковный хор был участником многих мероприятий Белорусского Экзархата. Стало доброй традицией петь Литургию по приглашению других приходов.

В течение ряда лет настоятель храма отец Анатолий Мозолевский благословляет прихожан на оказание помощи детскому дому № 7, детскому приюту, Центру социального обслуживания населения Октябрьского района г.Минска, инвалидам и престарелым людям. Постоянно организовавываются сборы одежды, книг, продуктов питания. Проводятся духовные беседы и концерты к православным праздникам.

С 2005 года по благословению отца Анатолия осуществляются паломнические поездки. Под руководством Тамары Григорьевны Левишко прихожане посетили многие святые места Беларуси, Украины, России, дальнего зарубежья. Наши паломники побывали в Киево-Печерской, Почаевской, Троице-Сергиевой, Александро— Невской и в Святогорской лаврах, на Валааме, на Соловках, на Святой Земле, в Иордании и Египте, в Италии, Польше, Германии, Австрии, Чехии, Греции. С готовностью отзывается на просьбы о помощи в экскурсионном обслуживании наша постоянная прихожанка Клавдия Федоровна Ямная.

С молитвой и благодарностью мы вспоминаем прихожан, причастных к строительству нашего прихода, ушедших из жизни: старосту храма Петра Ефимовича Старовойтова, Владимира Михайловича Статкевича, Сергея Алексеевича Кравцова, Надежду Ивановну Павловскую, Надежду Вежновец, Аллу Ивановну Апанович, Галину Мефодиевну Мовчанскую, Людмилу Михайловну Шолькину, Сергея Михайловича Шолькина, Анатолия Степановича Лашкевича…

Не одну сотню прихожан за это время смог объединить отец Анатолий в стенах нашего храма, через свое сердце пропуская судьбу каждого человека.

Как-то в интервью о.Анатолий сказал: «Самая заветная моя мечта – это спастись самому, спасти своих детей и прихожан, которых вверил мне Господь. Главную задачу я вижу в том, чтобы помочь людям не надломиться под тяжестью тех обстоятельств, которые встретятся в жизни, посеять в них семена добра, которые дадут обильные всходы на земле и в вечной жизни на Небесах».

Праведная Софи́я Слуцкая, княжна

Служба святой праведной Софии, княгине Слуцкой

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
25 декабря 2013 года (журнал № 146)

Ме́сяца ма́рта в 19-день
Святы́я пра́ведныя Софи́и, княги́ни Слу́цкия

НА ВЕЛИ́ЦЕЙ ВЕЧЕ́РНИ

Блаже́н муж: 1-й антифо́н. На Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 8:

Богоблаже́нная честна́я княги́не Софи́е,/ ми́лование ко и́скреннему/ и любо́вь я́же к Бо́гу стяжа́ла еси́,/ сего́ ра́ди благода́ть Бо́жия/ оби́льно на тебе́, ма́ти, пребы́сть.// Те́мже моли́твами твои́ми сохрани́ ве́рою блажа́щия тя.

Мо́щи твоя́ благода́тию Бо́жиею/ слепы́м прозре́ние источа́ют/ и подаю́т исцеле́ние всем, приходя́щим с ве́рою/ и прося́щим посеще́ния твоего́,/ ма́ти досточу́дная Софи́е,/ гра́да Слу́цка похвало́ и всея́ земли́ Белору́сския украше́ние./ Те́мже моли́твами твои́ми// испроси́ нам ве́лию ми́лость.

Блаже́нная Софи́е богому́драя,/ предстоя́щи с небожи́тели Престо́лу Влады́ки и Го́спода,/ непреста́нно мо́лишися о нас/ и хода́тайствуеши о всех, притека́ющих к тебе́ с ве́рою и любо́вию./ Те́мже, я́ко неусы́пну моли́твенницу и те́плую засту́пницу,// тя почита́ем вси, преди́вная.

Блаже́нная Софи́е,/ бога́тно доброде́тельми украси́лася еси́ в жи́зни вре́менней,/ смире́нием, кро́тостию, трудолю́бием и нестяжа́тельностию./ Те́мже, я́ко испо́лнену бы́вшу на земли́/ вели́ких дарова́ний Бо́жиих,// ублажа́ем тя вси, преди́вная.

О блаже́нная пра́ведная Софи́е!/ От ю́ных лет сосу́д избра́нный яви́ тя Госпо́дь,/ стоя́нием в ве́ре правосла́вней,/ терпе́нием, моли́твою, ми́лостынею,/ чистото́ю душе́вною и теле́сною./ Те́мже Небе́сному Царю́ и Влады́це всех угоди́ла еси́,/ Ему́же ны́не моли́ся// дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Всяк язы́к да подви́жится/ к благохвале́нию пресла́вныя ма́тере на́шея Софи́и:/ ю́ноши же и де́вы, супру́ги и вдови́цы,/ Христо́ву уго́дницу и пра́ведницу похвала́ми велича́им,/ ре́вностно бо потруди́вшися/ и сла́бость же́нскую отве́ргши,/ ми́лостынею и храмозда́нием/ благоле́пие земли́ Слу́цкия умно́жила есть./ И, пресве́тлым Небе́сным венце́м украси́вшися,/ про́сит у Христа́ Бо́га/ Це́ркви единомы́слие и ми́рови мир,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Сла́ва, глас то́йже:

Боле́зни терпя́щи,/ прия́ла еси́ благода́ть/ неду́ги душе́вныя и теле́сныя исцеля́ти,/ ма́ти честна́я Софи́е,/ и ду́хи нечи́стыя моли́твами прогоня́ти,/ всем же скорбя́щим пред Бо́гом предста́тельствовати.// Сего́ ра́ди испроси́ исцеле́ния нам и ве́лия ми́лости.

И ны́не, Богоро́дичен: Царь Небе́сный:

Вход. Проки́мен дне. И чте́ния три́.

Прему́дрости Соломо́новы чте́ние (глава́ 3):

Пра́ведных ду́ши в руце́ Бо́жией,/ и не прико́снется их му́ка./ Непщева́ни бы́ша во очесе́х безу́мных умре́ти,/ и вмени́ся озлобле́ние исхо́д их./ И е́же от нас ше́ствие – сокруше́ние,/ они́ же суть в ми́ре./ И́бо пред лице́м челове́ческим, а́ще и му́ку прии́мут,/ упова́ние их безсме́ртия испо́лнено./ И вма́ле нака́зани бы́вше, вели́кими благоде́тельствовани бу́дут,/ я́ко Бог искуси́ я́ и обре́те их досто́йны Себе́./ Я́ко зла́то в горни́ле, искуси́ их/ и, я́ко всепло́дие же́ртвенное, прия́т я́./ И во вре́мя посеще́ния их возсия́ют/ и, я́ко и́скры по сте́блию, потеку́т./ Су́дят язы́ком и облада́ют людьми́,/ и воцари́тся Госпо́дь в них во ве́ки./ Наде́ющиися Нань разуме́ют и́стину/ и ве́рнии в любви́ пребу́дут Ему́,/ я́ко благода́ть и ми́лость в преподо́бных Его́/ и посеще́ние во избра́нных Его́.

Прему́дрости Соломо́новы чте́ние (главы́ 5 и 6):

Пра́ведницы во ве́ки живу́т, и в Го́споде мзда их,/ и попече́ние их у Вы́шняго./ Сего́ ра́ди прии́мут Ца́рствие благоле́пия/ и вене́ц добро́ты от руки́ Госпо́дни,/ зане́ десни́цею покры́ет я́ и мы́шцею защити́т их./ Прии́мет всеору́жие рве́ние Свое́/ и вооружи́т тварь в месть враго́м./ Облече́тся в броня́ пра́вды/ и возложи́т шлем, суд нелицеме́рен./ Прии́мет щит непобеди́мый, преподо́бие./ Поостри́т же напра́сный гнев во ору́жие;/ спобо́рет же с ним мир на безу́мныя./ По́йдут праволу́чныя стре́лы мо́лниины/ и, я́ко от благокру́гла лу́ка облако́в, на наме́рение полетя́т./ И от каменоме́тныя я́рости испо́лнь паду́т гра́ды,/ вознегоду́ет на них вода́ морска́я,/ ре́ки же потопя́т я́ на́гло./ Сопроти́в ста́нет им дух cи́лы/ и, я́ко ви́хор, разве́ет их,/ и опустоши́т всю зе́млю беззако́ние,/ и злоде́йство преврати́т престо́лы си́льных./ Слы́шите у́бо, ца́рие, и разуме́йте,/ навы́кните, судии́ конце́в земли́./ Внуши́те, держа́щии мно́жества/ и гордя́щиися о наро́дех язы́ков,/ я́ко дана́ есть от Го́спода держа́ва вам/ и си́ла от Вы́шняго.

Прему́дрости Соломо́новы чте́ние (глава́ 4):

Пра́ведник, а́ще пости́гнет сконча́тися, в поко́и бу́дет./ Ста́рость бо честна́ не многоле́тна,/ ниже́ в числе́ лет исчита́ется./ Седи́на же есть му́дрость челове́ком,/ и во́зраст ста́рости житие́ нескве́рное./ Благоуго́ден Бо́гу быв, возлю́блен бысть,/ и живы́й посреде́ гре́шник преста́влен бысть./ Восхище́н бысть, да не зло́ба измени́т ра́зума его́,/ или́ лесть прельсти́т ду́шу его́./ Раче́ние бо зло́бы помрача́ет до́брая,/ и паре́ние по́хоти пременя́ет ум незло́бив./ Сконча́вся вма́ле, испо́лни ле́та до́лга./ Уго́дна бо бе Го́сподеви душа́ его́,/ сего́ ра́ди потща́ся от среды́ лука́вствия./ Лю́диe же ви́девше и не разуме́вше,/ ниже́ поло́жше в помышле́нии таково́е./ Я́ко благода́ть и ми́лость в преподо́бных Его́,/ и посеще́ние во избра́нных Его́.

На лити́и стихи́ра, глас 8:

Достохва́льная и блаже́нная Софи́е,/ честна́го ко́рене порожде́ние свя́то,/ прему́дрости соиме́нна еси́,/ благи́ми де́лы украси́лася еси́,/ ми́лостынями, чистото́ю и пра́вдою/ сосу́д Свята́го Ду́ха была́ еси́./ И́мже де́йствуеши пресла́вная чудеса́,/ ве́рою приходя́щим к ра́це моще́й твои́х,// и мо́лишися о душа́х на́ших.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен, глас 5: Храм и дверь еси́:

На стихо́вне стихи́ры, глас 1:

Сла́вы отце́в вои́стину возжела́вши,/ ве́ру правосла́вную возлюби́ла еси́,/ те́мже отсту́пльши нечести́вых,/ житие́м твои́м Бо́гу усе́рдно послужи́ла еси́,/ Софи́е богому́драя,/ и ны́не на Небесе́х прие́млеши мзду,// со Христо́м ца́рствующи.

Стих: Честна́ пред Го́сподем// смерть преподо́бных Его́.

В приста́нище Боже́ственное устреми́вшися,/ прешла́ еси́ во́лны мирски́х мяте́жей:/ и души́ своея́ кора́бль, всечестна́я,// невреди́мь от потопле́ния грехо́внаго сохрани́ла еси́.

Стих: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,// Бог Изра́илев.

Ра́ка моще́й твои́х, блаже́нная княги́не Софи́е,/ я́коже сокро́вище честно́е яви́ся,/ ю́же обстоя́ще,/ исцеле́ние неду́гом на́шим// моли́твами твои́ми прие́млем.

Сла́ва, глас 6:

Возсия́ днесь со́лнца светле́йше,/ свяще́нное твое́ торжество́, Софи́е пра́ведная,/ земли́ Слу́цкия похвало́,/ су́щим во тьме ду́ши озаря́ющее,/ мрак же бесо́вский всегда́ отгоня́ющее,// досточу́дная.

И ны́не, Богоро́дичен:

Тропа́рь, глас 5:

Свята́я пра́ведная ма́ти Софи́е,/ нетле́нием моще́й и чуде́с сия́нием почти́ тя Бог;/ и мы, помина́юще твое́ пра́ведное житие́,/ мо́лим тя испроси́ти/ телесе́м на́шим здра́вие// и душа́м спасе́ние.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня непроходи́мая:

НА У́ТРЕНИ

На Бог Госпо́дь: тропа́рь то́йже.

По 1-м стихосло́вии седа́лен, глас 5:

Му́жески по́двиги воздержа́нием претерпе́вши,/ низложи́ла еси́ многоко́зненнаго/ и, в терпе́нии пожи́вши благоче́стно,/ пра́ведная Софи́е княги́не Слу́цкая,/ ны́не прешла́ еси́ к Бо́гу,/ моля́щися о соверша́ющих свяще́нное твое́ торжество́. Два́жды.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Всенепоро́чная ма́ти, возсия́й ми покая́ния лучу́/ и, разори́вши мрак безме́рных мои́х зол,/ лука́выя отжени́, Де́во, по́мыслы се́рдца моего́.

По 2-м стихосло́вии седа́лен, глас 2:

Се ра́ка даро́в благода́тных, се исто́чник целе́бный,/ святы́я показа́шася мо́щи,/ те́мже прииди́те, ве́рнии, усе́рдно почерпне́м ны́не:/ боля́щии – исцеле́ния, и и́же во ско́рбех – ра́дости./ Моли́твами блаже́нныя Софи́и Слу́цкия,/ Го́споди, Це́рковь на́шу неруши́му сохрани́.

Сла́ва, и ны́не: Преблагослове́нна еси́:

Велича́ние:

Велича́ем тя,/ свята́я пра́ведная княги́не Софи́е,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Псало́м избра́нный:

Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми, и услы́ша моли́тву мою́.

Поста́ви на ка́мени но́зе мои́, и испра́ви стопы́ моя́.

По полиеле́и седа́лен, глас 8:

Предызбра́нная от Бо́га, пра́ведная Софи́е,/ ко приста́нищу жи́зни наставля́ема,/ жития́ бу́рю претекла́ еси́./ И ны́не со А́нгелы песносло́вящи Изба́вителя,/ моли́ непреста́нно о нас,/ я́ко да благода́ть и ми́лость обря́щем у Христа́, Бо́га на́шего. Два́жды.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Ра́дуйся, А́нгелом ра́дость ми́ра прие́мшая./ Ра́дуйся, ро́ждшая Творца́ Твоего́ и Го́спода./ Ра́дуйся, сподо́бльшаяся бы́ти Ма́ти Бо́жия.

Степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са. Проки́мен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х свои́х,// Бог Изра́илев. Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых. Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 104.

По 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6:

Возсия́ днесь со́лнца светле́йше,/ свяще́нное твое́ торжество́, Софи́е пра́ведная,/ земли́ Слу́цкия похвало,/ су́щим во тьме ду́ши озаря́ющее,/ мрак же бесо́вский всегда́ отгоня́ющее,// досточу́дная.

Кано́н, глас 8.

Песнь 1

Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́/ чудотворя́й иногда́/ Моисе́йский жезл, крестообра́зно порази́в/ и раздели́в мо́ре:/ Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́,// песнь Бо́гови воспева́юща.

Стра́стными бу́рями всю́ду погружа́ему, и помышле́нии грехо́вными коле́блему,/ ко приста́нищу ти́хому Христо́вых за́поведей, моли́твами твои́ми, пра́ведная Софи́е, мя напра́ви,/ да досто́йно тя воспою́.

Боже́ственными добро́тами просвеще́на, богоблаже́нная Софи́е,/ Сло́ву Преве́чному уневе́стилася еси́, пожи́вши богоуго́дне,/ и Того́ живоно́сным стопа́м после́довала еси́, ве́ру правосла́вную житие́м твои́м утвержда́ющи.

Боже́ственных оте́ц наказа́нию после́довала еси́, сла́вная Софи́е,/ и сих нра́ву чи́сте поревнова́ла еси́, по зако́ну Бо́жию пра́ведно пожи́вши,/ до́брыми де́лы Бо́гу угоди́вши, богому́драя, и и́стинным смире́нием.

Богоро́дичен: Боже́ственную ста́мну и трапе́зу, Хлеб живо́тный поне́сшую,/ неде́ланную ни́ву, го́ру святу́ю, Богоро́дицу Де́ву пе́сньми просла́вим.

Песнь 3

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди,/ и Це́ркве Зижди́телю,/ Ты мене́ утверди́ в любви́ Твое́й,/ жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние,// Еди́не Человеколю́бче.

В Небе́сныя черто́ги светоза́рныя всели́вшися,/ исцеле́ния нам ре́ки источа́еши, прему́драя Софи́е, стра́стная тече́ния изсуша́ющи.

Украси́лася еси́ жела́нием кра́йним, жела́ющи Христа́,/ премно́жеством благосе́рдия пло́тию обнища́вшаго,/ и после́довала еси́ живо́тным Его́ словесе́м, жите́йская вся кра́сная возненави́девши.

Позлаще́нне криле́ доброде́тели стяжа́вши,/ на высоту́ Небе́сную возлете́ла еси́, блаже́нная Софи́е, я́ко голуби́ца непоро́чная.

Богоро́дичен: Род челове́ческий спасе́ся, Всенепоро́чная, всесла́вным Рождество́м Твои́м:/ те́мже чтим Тя, и благоче́стно ублажа́ем, Пречи́стая Де́во Богора́дованная.

Седа́лен, глас 4:

Добро́тами боже́ственными преукра́шена/ и нетле́нием святы́х моще́й твои́х от Бо́га просла́влена, пра́ведная Софи́е,/ к Нему́ в нетле́нный черто́г вошла́ еси́,/ иде́же мо́лишися непреста́нно спасти́ся от вся́кия беды́ любо́вию тя почита́ющим.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Чи́стая, Всенепоро́чная и Неискусобра́чная Де́во,/ еди́на Безле́тное Сло́во Бо́жие в ле́то ро́ждшая:/ Того́ со святы́ми и честны́ми апо́столы, му́ченики и проро́ки, и преподо́бными/ моли́ дарова́ти нам очище́ние и ве́лию ми́лость.

Песнь 4

Ирмо́с: Услы́шах Го́споди,/ смотре́ния Твоего́ та́инство:/ разуме́х дела́ Твоя́,// и просла́вих Твое́ Божество́.

Све́тлое твое́ торжество́, све́том Ду́ха Бо́жия сия́ющее,/ озаря́ет ду́ши на́ша, ве́рою пою́щих тя, Софи́е пра́ведная.

Чудесы́ боже́ственными уве́рила еси́ неве́дущих Влады́ку Христа́,/ и к позна́нию Того́ обрати́ла еси́ пре́лести тьму оста́вльших.

Да́ры Христу́ принесла́ еси́, моли́твы и труды́ воздержа́ния:/ сего́ ра́ди прия́ла еси́ Небе́сное Ца́рство, Софи́е, и ве́чнующее наслажде́ние.

Богоро́дичен: Смири́вши спаси́ мя, высокому́дрием живу́щаго,/ ро́ждшая Возне́сшаго смири́вшееся естество́ на́ше, Пречи́стая.

Песнь 5

Ирмо́с: У́тренююще вопие́м Ти,/ Го́споди, спаси́ ны:/ Ты бо еси́ Бог наш,// ра́зве Тебе́ ино́го не ве́мы.

Рука́ма твои́ма преподо́бно воздвиза́емыма к Зижди́телю,/ ма́ти Софи́е, вра́жия шата́ния низложи́ла еси́.

Удержа́в ру́ку твою́ десну́ю Вы́шний,/ наста́вил тя есть, ма́ти, к Небе́сному наслажде́нию.

Стезю́ те́сную проше́дши в житии́ твое́м,/ к широте́ приспе́ла еси́ ра́йстей, Софи́е всечестна́я.

Богоро́дичен: И́же Богоро́дицу Тя неве́дущии, Богома́ти,/ Све́та не и́мут ви́дети Ро́ждшагося из Тебе́, Пречи́стая.

Песнь 6

Ирмо́с: Ри́зу мне пода́ждь све́тлу,/ одея́йся све́том я́ко ри́зою,// многоми́лостиве Христе́ Бо́же наш.

Умертви́вши двиза́ния плотска́я, над страстьми́ вельми́ воцари́лася еси́,/ и ны́не, всечи́стая Софи́е, в безстра́стных живе́ши све́тлостех.

О́бразу Спа́сову навы́кла еси́ покланя́тися, сла́вная,/ де́лы и словесы́ твои́ми спаси́тельная Его́ соблюда́ющи уче́ния.

О́блак тя Христо́с показа́, ма́ти Софи́е,/ дождь источа́ющий живо́тный ве́рою притека́ющим к тебе́, пресла́вная.

Богоро́дичен: Красе́н па́че всех челове́к Сын Твой, Пречи́стая, добро́тою Божества́,/ а́ще и плоть бысть нас ра́ди.

Конда́к, глас 4:

Прииди́те, вся ру́сския жены́,/ святу́ю Софи́ю восхва́лим,/ уподо́бившуюся му́дрым де́вам,/ еле́й благода́ти Ду́ха Свята́го стяжа́вшим;/ те́мже умудри́ ю́ Госпо́дь/ подвиза́тися во утвержде́ние святы́я правосла́вныя ве́ры/ и соблюда́ти Це́рковь Его́/ незы́блему от ересе́й и раско́лов,/ сего́ ра́ди благода́рне воспои́м ей:/ ра́дуйся, гра́да Слу́цка и всея́ земли́ на́шея// ра́досте и утвержде́ние.

И́кос:

Струи́ мне сло́ва даждь, Бо́же мой, и исто́чник благочи́ния сотвори́ мой ум,/ и благослови́ язы́к мой, да воспою́ уго́дницу Твою́ Софи́ю богому́друю,/ ю́же венча́л еси́ бла́гостию Твое́ю:/ а́ще бо Сам не да́си ми сло́ва досто́йнаго,/ ка́ко принесу́ дар, ни́щий сый,/ те́мже пода́ждь ми си́лу, испове́дати ея по́двиги,/ кре́пко бо зве́ри мы́сленныя победи́ла есть./ Моли́твами ея́, Спа́се, утверди́ и моя́ помышле́ния.

Песнь 7

Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́/ попра́ша пла́мень дерзнове́нно,/ и на ро́су огнь преложи́ша, вопию́ще:// благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

О добро́те тле́ющей, Софи́е блаже́нная, зде небрегла́ еси́,/ сматря́ющи та́мо су́щая воздая́ния и свет,/ и сла́ву Бо́жию нестаре́ющуюся и красоту́, и Боже́ственное селе́ние.

Ра́зум боголюби́в стяжа́ла еси́, Софи́е,/ и, во пло́ти су́щи, А́нгелом уподо́билася еси́, бдя́щи бо́дренне и любо́вию пою́щи:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Богоро́дичен: Виждь скорбь мою́, Де́во, ю́же ми наведе́ мно́жество зол мои́х,/ и родства́ о́гненнаго исхити́ мя, вопию́щаго:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Песнь 8

Ирмо́с: Богоглаго́ливии о́троцы в пещи́/ со огне́м пла́мень попира́юще, поя́ху:// благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Укра́шена сия́нием чистоты́, и чи́стым житие́м просвеще́на,/ Софи́е Богому́драя, предстои́ши Христу́ Бо́гу на́шему.

Боле́зни разли́чныя врачу́ет челове́ков, и отгоня́ет бесо́вския напа́сти/ те́ло твое́ свято́е, в ра́це пресла́вно храни́мое.

Свяще́нная же́ртва принесла́ся еси́, и приноше́ние све́тлое, пра́ведная княги́не Софи́е,/ я́ко кади́ло благоуха́нное, всех Влады́це Христу́ Бо́гу на́шему.

Богоро́дичен: Без истле́ния Сло́во па́че словесе́ родила́ еси́,/ тле́ния вся́каго нас избавля́ющее:/ сего́ ра́ди Тя, Де́во, ве́рою велича́ем.

Песнь 9

Ирмо́с: Устраши́ся всяк слух/ неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния,/ я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти,/ от деви́ческаго чре́ва быв челове́к.// Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу ве́рнии велича́ем.

Возжеле́ла еси́ добро́ту мы́сленную Христо́ву, и чи́сто возлюби́ла еси́ Его́./ Где почива́еши? где ли пасе́ши? –/ те́пле вопия́ла еси́, – да почи́ю у Тебе́, и в Твои́х све́тлостех наслажду́ся,/ велича́ющи Твою́ бла́гость.

Ра́зум име́ла еси́ в твое́й души́, и смире́ние, и боже́ственную кро́тость,/ ве́ру несумне́нну, и наде́жду и любо́вь, я́же к Бо́гу,/ всено́щными моли́твами предстоя́вши Ему́,/ и Небе́сными све́тлостьми, блаже́нная Софи́е, озаря́ема и просвеща́ема.

Днесь собра́шася лю́дие/ хвала́ми возвели́чити Го́спода, возвели́чившаго твое́ свято́е торжество́:/ в не́мже помина́й нас, помина́ющих тя,/ предстоя́щи Христу́, пра́ведная Софи́е и всечестна́я.

Богоро́дичен: Пощади́ мя, Бо́же, рожде́йся от Де́вы, егда́ ся́деши суди́ти дела́ моя́,/ и Тоя́ моли́твами пре́зри беззако́ния и грехи́ моя́, я́ко Благ и Многоми́лостив.

Свети́лен:

Кня́зя утаи́вшися студа́, и сего́ в прему́дростнем о́бразе показа́ безу́мна,/ жена́ су́щи душе́ю и те́лом, возсия́ла еси́ я́ко муж ра́зумом и ве́рою,/ ма́ти Софи́е, жен пра́ведных украше́ние.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

День мне возсия́й разу́мнаго весе́лия,/ Ты бо еси́, Чи́стая, свет и живо́т, су́щих во тьме:/ вся бо, а́ще хо́щеши, твори́ти мо́жеши, я́ко су́щи всех Влады́чица.

На хвали́тех стихи́ры, глас 4:

Свяще́нное жили́ще Бо́гу/ воздви́гла еси́, бы́вши храм Свята́го Ду́ха,/ всему́драя, чистото́ю душе́вною,/ и путеводи́ла еси́ ду́ши к Ца́рствию Небе́сному,/ и принесла́ еси́ сия́, я́коже дар Христу́,// о Софи́е пресла́вная.

Отрокови́цы возлюби́ша Неве́стника и Го́спода,/ уче́нию твое́му покаря́ющияся,/ и плотску́ю презре́вше сла́бость,/ усе́рдием благоче́стно стра́сти победи́ша,/ и введо́шася с тобо́ю, о Софи́е,/ в черто́г Небе́сный и Боже́ственный,// всегда́ веселя́щеся.

Ми́лость име́ла еси́ ве́лию к бе́дствующим,/ любо́вь же и́стинную к Бо́гу,/ сего́ ра́ди благода́ть Христо́ва/ в тебе́, ма́ти, почи́ла есть,/ те́мже твои́ми моли́твами// сохрани́ ве́рою блажа́щия тя.

Ра́ка твоя́ честна́я,/ в не́йже почива́еши моща́ми ны́не,/ источа́ет всем исцеле́ние,/ ве́рою притека́ющым к тебе́,/ ма́ти честна́я и досточу́дная. /Те́мже твои́ми моли́твами// спаса́й нас, пою́щих тя.

Сла́ва, глас 8:

О, пресла́внаго чудесе́!/ Усе́рдно себе́ Бо́гу предала́ еси́,/ ни́ву се́рдца твоего́ очи́стивши/ от те́рния душевре́дных страсте́й,/ за́поведи Бо́жия испо́лнила еси́,/ и Творца́ ми́лостынею уми́лостивила еси́,/ сего́ ра́ди сугу́бое воздая́ние/ от Бо́га получи́ла еси́,/ Софи́е, княги́не богоблаже́нная,/ моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

И ны́не, Богоро́дичен:

Арха́нгела Гаврии́ла глас восприи́мше, рцем:/ ра́дуйся, ма́ти Бо́жия,// я́же Жизнода́вца Христа́ ми́ру ро́ждши.

НА ЛИТУРГИ́И

Блаже́нны от кано́на, пе́сни 3-я и 6-я. Проки́мен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х,// Бог Изра́илев. Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых. Апо́стол к Гала́том, зача́ло 208. Аллилу́ия, глас 1: Спасе́ние пра́ведных от Го́спода, и Защи́титель их есть во вре́мя ско́рби. Ева́нгелие от Ма́рка, зача́ло 21. Прича́стен: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде:

Моли́тва

О, свята́я пра́ведная ма́ти на́ша, блаже́нная княги́не Софи́е, приими́ ми́лостивно приноше́ние ве́ры, наде́жды и любве́ на́шея и вознеси́ е́ ко Го́споду, и я́коже в земне́м животе́ твое́м была́ еси́ помо́щница и засту́пница всем правосла́вным христиа́ном земли́ твоея́, та́ко и ны́не укрепи́ нас тве́рдо и непоколеби́мо до сме́рти стоя́ти за ве́ру правосла́вную, согре́й сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду и Пречи́стей Его́ Ма́тери. Умоли́ Христа́ Бо́га на́шего, да сохрани́т Це́рковь Свою́ Святу́ю от раско́лов и ересе́й, да утверди́т в ней дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости ве́чныя, да вся ча́да ея́ ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́, да укрепи́т ве́рных в благоче́стии и свя́тости жи́зни, да обрати́т отпа́дших от Правосла́вныя Це́ркве во свята́я не́дра ея́. О свята́я ма́ти, гра́да Слу́цка похвало́ и ра́досте, умоли́ Го́спода, да изба́вит град твой и всю страну́ на́шу от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, от смертоно́сныя я́звы, да низпо́слет прави́телем на́шим усе́рдие, му́дрость и ве́рность, да управля́ют и су́дят по во́ле Его́, да храня́т установле́ния Святы́я Це́ркве. Испроси́ всем с ве́рою притека́ющим к ра́це святы́х моще́й твои́х ми́рное житие́, тишину́, просвеще́ние умо́в и серде́ц, соблюди́ их от ко́зней вра́жиих, от собла́знов ми́ра, во зле лежа́щаго, и от вся́кия ско́рби и ну́жды, обрати́ нас к покая́нию и исправле́нию, да́руй заблу́ждшим и́стины позна́ние, неду́гующим исцеле́ние. Сохрани́ нас благода́тными твои́ми моли́твами от всех враго́в ви́димых и неви́димых и изба́ви от вся́каго зла, да просла́вим во вся дни жи́зни на́шея Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Последняя из княжеского рода Слуцких, праведная София является одной из наиболее почитаемых святых на территории Беларуси. Ее канонизация стала возможна благодаря исключительной любви простого народа, который начал боготворить юную княжну еще при жизни. Защитница несчастных, покровительница города и близлежащих земель, ярая противница унии, София Слуцкая взяла под свою опеку все православные храмы и монастыри, расположенные в ее владениях. После трагической смерти (погибла в 26 лет при родах), праведница стала почитаться еще и как помощница всех женщин, готовящихся стать матерями. По местным преданиям, на ее гробнице не раз происходили чудеса, а крестный ход с нетленными мощами святой когда-то даже спас Слуцк от страшной эпидемии холеры.
Минский приход праведной Софии был основан в знаменательный год: именно 1996 числится датой создания большинства действующих городских религиозных общин. В тот период верующие Октябрьского района собирались для молитвы в небольшой комнатке стоматологической поликлиники. Благодаря инициативе настоятеля прихода, священника Анатолия Мозолевского, в 1998 году был заложен фундамент нового храма, ставшего впоследствии настоящим украшением площади Казинца. После завершения строительства верхний предел освятили в честь княгини Слуцкой, нижний храм – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Чуть позднее на прилегающей церковной территории установили памятник святой Софии. Бронзовая скульптура высотой более 3-метров появилась здесь в честь 400-летия преставления мученицы в 2012 году. Авторами монумента стали скульптор Михаил Иньков и архитектор Николай Лукьянчик.
Сегодня храм святой праведной Софии Слуцкой ведет активную работу с прихожанами. При приходе работает воскресная школа, в которой занимаются пять возрастных групп. Духовенство церкви занято дополнительной работой по развитию религиозного туризма и организации паломнических туров по Беларуси. Местная библиотека является настоящей гордостью настоятеля: здесь собрано более 2 тысяч наименований книг православной тематики, а также десятки газет и журналов. Регулярно обновляется сайт храма, создан достаточно внушительный архив данных в электронном виде.
Все прихожане церкви принимают активное участие в жизни церкви. Они не только помогают нуждающимся, ведут сбор пожертвований и оказывают поддержку престарелым и инвалидам, но и сами могут рассчитывать на бесплатную психологическую и юридическую помощь (храм сотрудничает с Минским городским центром социального обслуживания семьи и детей). Церковь святой праведной Софии Слуцкой является прекрасным примером современного храма, занимающегося не только духовной деятельностью, но и социальной работой со своими прихожанами.

Дата обновления: 13 июля 2015

Святая Праведная София, княгиня Слуцкая
католичка, канонизированная православными

Асобы. Список

  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
  • Алексиевич Светлана
    Нобелевский лауреат по литературе
    • Белорусская Народная Респулика

    • Булак-Балахович Станислав
      командир Белорусской Народной Армии
    • Васильковский Олег
      глава дипмиссии БНР в Прибалтике
    • Гениюш Лариса
      «птица без гнезда» — поэтесса, хранительница архива БНР
    • Дуж-Душевский Клавдий
      автор эскиза национального флага
    • Кондратович Киприан
      министр обороны БНР
    • Ластовский Вацлав Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
    • Луцкевич Антон
      Старшыня Рады Міністраў БНР
    • Луцкевич Иван
      культуртрегер Беларуси
    • Лёсик Язеп
      Председатель Рады БНР, академик АН БССР
    • Скирмунт Роман
      элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна «Погоня»
  • Богушевич Франтишек
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 — 1316)
      «измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем»
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • Кейстут (1381-1382)
      «Клятва Кейстута» и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало «Золотого века» ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос «Песня о зубре»
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Гошкевич Иосиф
    первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Достоевский Ф. М.
  • Дроздович Язеп
    «вечный странник», астроном и художник
  • Дунин-Марцинкевич Винцент
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Копиевич Илия (Галляш)
  • Кит Борис Владимирович
    «беларус нумар адзін ва ўсім свеце»
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой «Трилогии»
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, «св. апостол единения»
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник «лисовчиков»
  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
    • Магнатский род

    • Воловичи
      от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
    • Кишки
      шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
    • Кезгайлы
      старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, «границе Литвы и Жмуди»
    • Огинские
      «magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego»
    • Острожские
      защитники отечества и фундаторы просвещения
    • Пацы
      «во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома»
    • Радзивиллы
    • Сапеги
    • Тышкевичи
      шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
    • Ходкевичи
      воины великого княжества
  • Малевич Казимир
    Витебское общество УНОВИС и «Черный квадрат»
  • Мицкевич Адам
  • Минейко Зигмунд
    почетный гражданин Греции
  • Надсон Александр
    апостольский визитатор белорусских греко-католиков
  • Наркевич-Иодко
    «электрический человек» — профессор электрографии и магнетизма
    • Нобелевские лауреаты

    • Светлана Алексиевич
      литература, 2015
    • Жорес Алферов
      физика, 2000
  • Олехнович Франтишек
    «бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист
  • Орда Наполеон
    инсургент и художник
  • Острожский Константин
    герой битвы под Оршей
  • Острожский Константин-Василий
    фундатор православия
    • Полоцкое княжество

    • Рогволод (920-978)
      первый летописный князь Полоцка, основатель династии Рогволодовичей
    • Рогнеда и Изяслав
      легенда о чести и смелости
    • Торвальд Кодранссон (950-1002)
      креститель Полоцка (986)
    • Брячеслав
      князь Полоцкий (1003-1044) и герой «Саги об Эймунде»
    • Всеслав Чародей
      князь-язычник (1044-1101), герой битвы на Немиге
    • Рогволод-Борис
      князь Полоцкий (1101-1128) и Двинские камни
    • Ефросиния Полоцкая (1101-1167)
      внучка князя-язычника, покровительница просвещения
    • Кирилл Туровский (1130-1182)
      богослов и писатель
  • Пржевальский Н. М.
    путешественник и натуралист
  • Радзивилл Януш
    герой битв под Лоевомй
  • Рейтан Тадеуш
    Дон Кихот Речи Посполитой
  • Рылло Максимилиан
    первый исследователь древнего Вавилона
  • Сапега Лев
  • Святополк-Мирские
    последние хозяева Мирского замка
  • Семенович Казимир
    основопложник ракетостроения
  • Сербов Исаак
    археолог и фотограф («Беларусы ў фотаздфмках» 1911)
  • Симеон Полоцкий
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Скирмунт Хелена
    1876 «З жыцьця літвінкі» — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў
  • Скорина Франциск
  • Скосырев Борис
    первый и единственный король Андорры
  • Смотрицкий Мелетий
    ревнитель православия, принявший униатство
  • София Слуцкая
    католичка, канонизированная православными
  • Судзиловский Николай
    первый Президент сената Территории Гавайи
  • Станкевич Ян
    историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги
  • Тарашкевич Бронилав
    филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси
  • Тяпинский Василий
    гуманист и еретик
  • Ходзько гербу «Костеша»
    и «Товарищество Литовское и Земель Руских» 1832
  • Шагал Марк
    художник
  • Шостакович Д. Д.
    композитор
  • Шидловский Сымон Визунас
    легендарный хорунжий Витебский
  • Федоров Иван
    первопечатник в Московии и Украине
  • Янка Купала

Праведная София Юрьевна, княгиня Слуцкая, княгиня Радзивилл (1 мая 1585 — 19 марта 1612) — последняя княгиня Слуцкая и Копыльская, жена подчашего литовского Януша Радзивилла, последняя представительница княжеского рода Олельковичей-Слуцких.

Святая, чтимая белорусской православной церковью. Канонизирована в лике Праведных. Даты памяти: 1 апреля (19 марта по ст.ст.), 3-я неделя по Пятидесятнице (Собор белорусских Святых).

«Праведный» — святой, который, живя в миру, вел святую и праведную жизнь. Праведная София Слуцкая считается заступницей православия в Великом княжестве Литовском. Мощи святой находятся в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ).

Олельковичи-Слуцкие — княжеский род, ветвь наследников в. князя Ольгерда. Представители рода в XV—XVI веках занимали привилегированное положение в Великом княжестве Литовском. В Слуцке при дворе Олельковичей существовала школа и с 1581 типография. Княжна Александра Олелько-Слуцкая была женой в. гетмана Константина Острожского и матерью Константина-Василия Острожского. Отец княжны Софии — князь Юрий Слуцкий — фундатор «Слуцкого евангелия» (1582), памятника белорусской письменности конца XVI века, подаренного им Слуцкому Свято-Троицкому монастырю

В два года княжна потеряла родителей и стала самой богатой невестой в Речи Посполитой. Опеку над ней взяли Ходкевичи, родственники по женской линии. Младенчество и детство княжна провела в Берестье и Вильне.

В 1594 опекун княжны Юрий Ходкевич, находившийся в денежном долгу у Радзивиллов, договорился отдать Софью, замуж за за Януша Радзивилла. Был назначен день бракосочетания — 6 февраля 1600 года, сразу после достижении Софией совершеннолетия (15-летия).

В то время в Литовском Трибунале проходила тяжба между Радзивиллами и Ходкевичами по поводу имения Копысь. Ко дню свадьбы претензии достигли апогея — Копыльское княжество входило в часть приданого. Обе стороны готовились к войне. Войска Радзивиллов приступили к Вильне. Послы короля, как и униатский митрополит Ипатий Потей не смогли примирить стороны.

София дает согласие на брак, когда войско Радзивиллов стояло в самой Вильне, где в «каменице» ждали сражения Ходкевичи. Армии и артиллерии в конфликте предполагалось задействовать больше, чем в битве под Кирхгольмом. Позже Ходкевичи примирились с Радзивиллами и возникавшие споры уже навсегда решались только мирным путем.

Венчание состоялось 11 октября 1600 года в одном из соборов Бреста.

«…и предостерегаючи того, абым таким непорядком и с тем моим за его милость пана Януша Радзивилла вперед Пана Бога не ображала, а потом абых теж учстивост и маетностей моих до жадных небеспечностей не прыводила…»

Жизнь Софии Слуцкой хорошо иллюстрирует пеструю картину религиозной жизни в ВКЛ-Беларуси.

  • Из княжеского православного рода.
  • Мать княжны, Барбара Кишка, была католичкой.
  • Воспитывалась в католической семье Ходкевичей.
  • Вышла замуж за кальвиниста (кальвинистов Ватикан предал анафеме).
  • Разрешение на брак с ней Януш Радзивилл (диссидент-протестант) испрашивал у Папы Римского.
  • Венчание в православном храме проводил католический священник.
  • Тяжба, едва не приведшая к войне, возникла из спора «считать ли униатство греческой верой» (юридические нюансы завещания).
  • Муж ее на сеймах возглавлял кальвинистскую и православную группы депутатов, отстаивал религиозные и политические права некатоликов (во владениях Радзивиллов вообще больше всего сохранилось православных церквей ).
  • Похоронена была в православном храме (Свято-Троицкий монастырь в Слуцке).
  • Канонизарована 3 апреля 1984 года, причислена к лику блаженных. Мощи хранятся в Кафедральном соборе Св. Духа (Минск) — бывшем католическом монастыре бернардинок.

    Слуцкий Свято-Троицкий монастырь (Тройчанский монастырь) — памятник белорусской культовой архитектуры, центр православия на белорусско-литовских землях. Разрушен в 1950-е годы.

    Слудская церковь в Перми (Свято-Троицкий кафедральный собор)

    Свято-Троицкий кафедральный собор именуют Слудской церковью в честь горы Слудка, на которой возведен собор. Рядом ранее располагалась Слудская площадь, которая была переименована в площадь Коммуны в годы советской власти.

    В исторических хрониках началом строительства собора считается 1842 год. В то время Пермскую епархию возглавлял архиепископ Аркадий, за время службы которого было построено более 150 церквей, несколько из них в черте города. По просьбе городского сообщества было решено возвести храм и в честь Святой Троицы. Предложил эту идею купец второй гильдии Егор Шавкунов, он и взял на себя большую часть расходов. Однако строительство Свято-Троицкой церкви в 1845 году завершил уже Петр, сын купца Шавкунова, он продолжил вкладывать средства в храм, как ему завещал отец.

    Автор проекта Слудской церкви — архитектор Г. Летучий.

    Церковь возведена с двумя приделами: первый — во имя Великомученика Георгия был освящен в 1849 году, а второй — во имя Святого пророка Илии — в 1850 году. Главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы освящен в 1857 году. С этого момента в городе появился новый приход — Слудский.

    С 1906 по 1917 годы при церкви функционировала приходская школа. После революции у церкви изъяли имущество, в 1930-ых храм был закрыт, а некоторые священники подверглись репрессиям. Помещения церкви в 1932 году были отданы под склад наркома обороны для хранения оружия. В это время были снесены верхний ярус колокольни и 4 из 5 глав, венчавших церковь.

    В 1944 году по ходатайству горожан Свято-Троицкая церковь на Слудке вновь открыта в Молотове (так назывался город Пермь с 1940 по 1957 годы). В годы войны прихожане и священнослужители оказывали помощь в сборе средств на нужды армии. Церковь была освящена и стала кафедральным, то есть главным собором города.

    В 2004 году начались масштабные реставрационные работы: восстановлены третий ярус церкви и купол колокольни, уложены новые полы, храм вновь стал пятиглавым, обновлено убранство внутри собора. В 2010 году были полностью обновлены росписи на стенах, сусальным золотом покрыты элементы иконостаса, завершен ремонт фасада и благоустройство прилегающих территорий.

    Сейчас собор является трехштатным — в зданиях по соседству находится управление Пермской епархии. В церкви также создана воскресная школа для детей. Собор относится к Пермской митрополии, поэтому всю подробную информацию о Свято-Троицком соборе Перми можно найти на официальном сайте митрополии.

    © Юрий Кищук

    Расписание богослужений в Слудской церкви Перми

    Церковь является действующей, работает ежедневно. Режим работы:

    • Понедельник-пятница: 07:30—19:00.
    • Суббота: 08:30—19:00.
    • Воскресенье: 07:00—19:00.

    Службы проходят дважды в день:

    • Утренняя Божественная литургия — 08:00 часов по будням. В праздничные дни и по воскресеньям ранняя литургия проходит в 07:00 часов, поздняя — в 09:00.
    • Вечернее богослужение — в 17:00 часов во все дни.

    По отзывам путешественников, в соборе всегда многолюдно: сюда приходят и верующие прихожане, и многие туристы. В воскресенье можно попасть на богослужение, которое проводит правящий архиерей Пермской епархии. В соборе проходят крещение, отпевание, венчание и другие церковные обряды.

    Архитектура

    Церковь построена в русско-византийском стиле — это четырехстолпный пятикупольный храм, на церковной ограде — ажурная вязь. Свято-Троицкий кафедральный собор является одним из самых высоких храмов города.

    Колокольня Слудской церкви является самой большой в городе — она имеет 3 яруса.

    При возведении собора использовались элементы традиционной уральской архитектуры Пермской губернии: большой барабан с оконцами, высокая доминирующая колокольня.

    Иконы в Слудской церкви Перми

    Иконостас кафедрального собора украшают новые, большие, искусно написанные иконы: копия «Троицы» Андрея Рублева, иконы Божией матери «Троеручица», «О тебе радуется», Преподобный Серафим Саровский.

    Пермский Свято-Троицкий собор получил в дар две иконы от святой горы Афон: «Отрада и утешение» из Ватопедского монастыря и «Иверскую» икону из греческого Иверского монастыря.

    © Tanyusha

    Как добраться до Троицкого собора Перми

    Свято-Троицкий кафедральный собор находится в Ленинском районе города по адресу: ул. Монастырская, 95. Доехать до него можно на общественном транспорте:

    К собору можно приехать на такси: в Перми работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, Максим, Такси Везёт.

    Панорама собора с ул. Монастырская:

    Видео о храме:

    Закладка Постоянная ссылка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *