Суеверная

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

– Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

– Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

– А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

– Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

– То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

– Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя – так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе – ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни – то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят: «позеленел от зависти», – а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех – это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. – вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», – говорит Господь, – а не ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.

– Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

– Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

– Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

суеверность

Смотреть что такое «суеверность» в других словарях:

  • суеверность — мнительность, предубежденность Словарь русских синонимов. суеверность сущ., кол во синонимов: 4 • мнительность (12) • … Словарь синонимов

  • СУЕВЕРНОСТЬ — СУЕВЕРНОСТЬ, суеверности, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к суеверный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Суеверность — ж. отвлеч. сущ. по прил. суеверный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • суеверность — суеверность, суеверности, суеверности, суеверностей, суеверности, суеверностям, суеверность, суеверности, суеверностью, суеверностями, суеверности, суеверностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • суеверность — суев ерность, и … Русский орфографический словарь

  • суеверность — см. суеверный; и; ж. Суеве/рность представлений, воззрений … Словарь многих выражений

  • Записки юного врача — У этого термина существуют и другие значения, см. Записки врача. «Записки юного врача» цикл рассказов М. А. Булгакова, опубликованных в 1925 1926 годах в журналах «Медицинский работник» и «Красная панорама» В цикл входят рассказы… … Википедия

  • мнительность — См. недоверие, робость … Словарь синонимов

  • ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИВРИТЕ — восходит к еврейской Библии и имеет за собой многие века непрерывного развития, вплоть до литературы современного Израиля. Основным языком еврейской литературы оставался древнееврейский (модернизированная версия известна как иврит), однако евреи… … Энциклопедия Кольера

  • СУЕВЕРНЫЙ — СУЕВЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. Проникнутый суеверием, основанный на суеверии. С. человек. С. страх. | сущ. суеверность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Несмотря на то, что человечество оторвалось от природы уже давно и 21 век характеризуется в основном техническим прогрессом, приметы и суеверия до сих пор часто вхожи в нашу повседневную жизнь и даже скептики порой, сами того не замечая, ими пользуются.

Подробно описывать все приметы и суеверия мы в этой статье не будем – им посвящено множество книг и Интернет-ресурсов (например, ). В статье мы коснемся лишь их основных типов и проиллюстрируем их несколькими примерами, а также разберемся в различиях между самими понятиями «примета» и «суеверие».

Примета

Примета – это субъективная реакция познающего разума человека, старающегося выявить взаимосвязи между взаимовложенными процессами, на объективные явления. Таким образом, примета – это результат работы разума человека, который чувствует, что в мире всё взаимосвязано. Наблюдательность некоторых людей и их навык понимать это приводит к выявлению устойчивых взаимосвязей между отдельно взятыми процессами, и, как следствие, к возникновению стереотипов распознавания этих взаимосвязей, что оформляется в виде народных примет.

Чаще всего к этому типу относят погодные и сельскохозяйственные приметы. В основном такие приметы основаны на наблюдениях нескольких поколений людей за природой и выявлении каких-то закономерностей. Многими из этих примет до сих пор пользуются туристы, рыбаки, сельские жители и другие люди, которым необходимо оперативно оценить окружающую ситуацию без возможности воспользоваться специальными приборами.
В качестве примера таких примет можно привести:

  • «Когда земля легко рассыпается — выходят пахать». (Это означает, что земля достаточно просохла и не влажная, т.е. наиболее подходящая для распахивания.)
  • «Зимой от солнца по небу расходятся столбы – к морозу». («Солнечные столбы» – довольно известный оптический эффект, вызываемый шестиугольными кристаллами льда, взвешенного в воздухе.)

Эти народные приметы передавались из поколения в поколения, корректировались, а с распространением книгопечатания стали издаваться их сборники. В качестве примера можно привести .

Содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые было слишком сложно подтвердить научно на момент возникновения приметы.

Суеверие

Суеверие (образовано от «суе» — напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Особенности психики человека способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах:

  • желание заглянуть в ближайшее будущее;
  • стремление избежать неблагоприятных ситуаций;
  • порывы утешить человека;
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий, или поманив позитивными последствиями.

Суеверия часто путают с приметами, поскольку они очень похожи по своему построению. Но между этими двумя понятиями есть существенные различия. Примета по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой мистический подтекст.

Хотя и это тоже не совсем верно. Большинство суеверий имеют мистический подтекст только внешний, при этом неся в себе глубокий смысл. В качестве примера можно привести интересную историю:

«Однажды мне удалось спросить у одной очень старой деревенской женщины, которая жила еще при царе: «С чем связана примета – не разрезать новую краюху хлеба после заката солнца?» «Мне это еще моя прабабушка говорила…» — начала она. Мною ожидалось услышать распространенную книжную версию про круглый хлеб, как символ солнца у славян, который после заката нельзя обрезать и если и обрезал, то необходимо разрезать его посередине и отрезать куски из середины, чтобы снова совместить, когда закончится трапеза. Но нет! «… что корка если и обветрится за ночь, то так хрустящая и останется, а мякоть за ночь зачерствеет и ее есть неприятно будет», — закончила она.»

Подобным образом можно рассмотреть огромную часть суеверий, и они окажутся не только лишенными мистической окраски, но и вполне логичными, как минимум, для своего времени.

Бытовые суеверия
Эти суеверия направлены на то, чтобы хозяин и хозяйка дома следили за своим жилищем, поддерживали его в порядке и чистоте. С малых лет ребенка приучали к ведению хозяйства, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог без труда определить, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы обеспечить исполнение суеверия, ему часто приписывались мистические последствия. Иногда мистика появлялась в описании суеверия через несколько поколений, когда то стало соблюдаться бездумно и истинные причины такого поведения забывались.

Обычно такие суеверия содержат в себе указания, касающиеся домоуправления: как мести пол, как хранить хлеб, не забывать следить за печью и домом, когда снимать белье, как хранить бытовую утварь и т.п.

Мистическое значение этих суеверий обычно обозначено плохо. Как правило, просто говорилось, что, не соблюдая данное правило, можно обидеть домового и/или потерять деньги, поссориться с дорогим человеком или просто получить абстрактное «несчастье».

Примерами таких суеверий могут служить:

  • «Не сметай со стола рукой — не будет достатка». (Сметая рукой деревянную поверхность, можно пораниться, так же этот способ не позволяет очистить стол ото всех крошек и капель, поэтому могут завестись тараканы и прочая живность)
  • «Если буханка при разрезании ломается в руках, это предвещает семейную ссору». (Если хлеб крошится – может возникнуть семейная ссора на тему плохо испеченного хлеба или неправильного его хранения, а так же плохо наточенных ножей. Примета нужна была, чтобы хозяин и хозяйка не допускали вышеперечисленных инцидентов в своем доме.)
  • «Смола вытопилась из избы на улицу — к худу». (Примета направлена на то, чтобы заставить хозяина дома «проводить профилактику» строения и не допускать подобного, поскольку это ведет к плачевным последствиям.)
  • «Если двери, никогда не скрипевшие, вдруг заскрипят — будет неприятность». (Бытовая примета направлена на то, чтобы хозяин дома следил за петлями и вовремя их смазывал)
  • «В оставленной на столе с вечера открытой посуде резвится ночью нечистая сила». (В оставленной открытой посуде могут ползать различные насекомые, переносчики различных заболеваний.)
  • «Веник нужно хранить за дверью ручкой вниз – от злых духов». (В таком положении веник не заламывается и не мешается под ногами.)

Детские суеверия
Эти суеверия направлены, прежде всего, на то, чтобы оградить ребенка от неправильных поступков, ведущих к излишнему травматизму, и содержат указания, как вести себя с острыми предметами, соблюдать порядок в доме и не причинять излишнее неудобство взрослым. Такие суеверия редко имеют мистический подтекст.

Сюда же можно отнести и суеверия, связанные с этикетом. Они направлены в первую очередь на детей, которые, вырастая, переносят эти знания в жизнь взрослого человека. Также редко связываются с мистическими существами или поверьями.

Примеры:

  • «Не начинай есть сардину (и любую другую рыбу) с головы — накличешь беду». (Разделывать рыбу наиболее удобно с хвоста. Разделывая ее с головы, больше шанса пораниться костью.)
  • «Играть ножом — к беде» (в некоторых вариациях – к ссоре). (Играя ножом, можно порезаться.)
  • «Взбалтывать чай в чайнике — накликать ссору». (Чаинки и твердый осадок поднимается. Разлив такой чай по чашкам, можно вызвать ссору с теми, кто этот чай будет пить)
  • «Если спешил куда-то, но пришлось вернуться – посмотрись в зеркало». (Если куда-то торопишься, то велика вероятность выглядеть неопрятно, к тому же, пока смотришься в зеркало, есть шанс вспомнить, что еще забыл, чтобы еще раз не возвращаться).
  • «Присядь перед дорогой». (Этот ритуал помогает успокоиться и в последний раз перед выходом сосредоточиться и вспомнить – ничего ли не забыл.)
  • «Рассыпать соль к ссоре». (Соль была очень дорогая и редкая, и действительно можно было поссориться с тем, кто эту соль купил)

Некоторые суеверия были таковыми, потому что не каждый человек знал, как устроены окружающие его вещи. Т.е. они были именно «примеченными причинно-следственными связями», окутанными мистическим характером.

Бытовые суеверия с неявным практическим значением
Вышеперечисленные категории можно отнести в некотором роде ближе к приметам, чем к суевериям, поскольку в них не было прямого мистического подтекста. Следующие же примеры относятся скорее к разделу чистых суеверий, однако так же могут иметь практическое объяснение:

  • «Если зеркало падает и разбивается, это верная примета скорой смерти в семье». Считалось, что зеркало отражает не тело человека, а его душу, поэтому, если разбить зеркало, разбивается и душа человека. Зеркала были трудны в изготовлении и стоили относительно недешево, поэтому с данным предметом интерьера нужно быть аккуратнее, к тому же осколками можно порезаться. (Возможно также, это суеверие было связано с технологией изготовления зеркал – до 1835 года при изготовлении зеркал использовалась ртуть, которая при разбивании зеркала высвобождалась. )
  • «Чтобы перестать икать, смочи указательный палец правой руки слюной и трижды перекрести носок левого ботинка, повторяя «Отче наш» наоборот». (Причиной икоты являются более резкие, чем обычно, сокращения диафрагмы. Все народные способы лечения икоты основаны на том, чтобы перестроить ритм дыхания – это задержка воздуха, попытка пить в неудобном положении, резкий испуг. В этих случаях человек сосредотачивается на своих действиях и невольно задерживает дыхание.)

Суеверия, «управляющие» реальностью
Следующие суеверия имеют психологический характер. Возникают они, как правило, совершенно иррационально. Человеку нравится представлять, что, соблюдая некоторые приметы, он может влиять на свою жизнь, отвести неприятности и призвать счастье. Таких суеверий очень много – одни пришли к нам из древности (у них, как правило, довольно интересные истории возникновения), другие родились уже в современности. К этой категории также относятся суеверия, соблюдаемые в кругу представителей разных профессий (чаще всего, говоря о профессиональных суевериях, вспоминают артистов и моряков). Суевериям этого типа, как правило, сопутствуют ритуалы, способные предотвратить грозящие неприятности. Примеры:

  • «Постучать по дереву, чтобы не сглазить».
  • «Черная кошка перебежит дорогу – к неудаче». (Считалось, что в кошку могла обернуться колдунья)
  • «Женщина с пустым ведром встретилась – к несчастью». (Возможно, эту примету можно отнести к предыдущему разделу. Женщина могла возвращаться от колодца с пустыми ведрами только в том случае, если случилось какое-то несчастье.)

Также существует набор примет, имеющих мистическое значение только в современном мире, тогда как изначально смысл был совершенно прагматическим, но со временем потерял свою актуальность.

Современная наука и суеверия

Как было показано в предыдущих разделах, суеверия возникают благодаря особенностям человеческой психики, а их изучением занимается психология и ее ответвления. На данный момент открыто и изучено множество эффектов, описывающих принципы человеческой реакции и моделей поведения. Например, говоря о суевериях, стоит упомянуть эффект, названный Американским психологом Р. Розенталем «эффектом Пигмалиона». Это психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Р. Кёртис и К. Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся. Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам, и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Так же частично сюда можно отнести, например, хоторнский эффект и эффект Барнума. Понятие хоторнского эффекта состоит в изменении поведения людей, если они знают, что их изучают. Т.е. в данном случае люди усерднее делают свою повседневную работу, зная, что за ними постоянно наблюдают сверхъестественные силы.

Хоторнский эффект – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искаженному, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.

Данный эффект обнаружен группой учёных во главе с Элтоном Мэйо во время проведения так называемых «хоторнских экспериментов» (1924–1932).
Он имеет двоякую трактовку:

  • позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;
  • в экспериментальной психологии — изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения.

Эффект Барнума – общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределенны и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.

Социальная психология изучает и выявляет общие тенденции в мышлении людей, их особенности восприятия тех или иных ситуаций. И независимо от того, насколько уникален каждый человек сам по себе, в большинстве случаев люди думают одинаково.

Одним их примеров схожего поведения разных людей могут служить когнитивные искажения. Это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах. В частности, примером когнитивного искажения является иллюзия контроля – тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут. Других примеров можно указать очень много, большинство из них описано в соответствующей литературе, а списки приводятся в общедоступных источниках .

Вывод

Основным отличием примет от суеверий можно считать отведенное в них место для человека. Если приметы просто отражают реальность, на которую человек повлиять не может, то суеверия «позволяют» ему манипулировать реальностью.

Поскольку основной источник суеверий – это особенности человеческого мышления, то, независимо от уровня технического прогресса, люди еще долгое время будут в них верить.

Библиография

Сколько раз мы слышали: «Соль рассыпалась – к ссоре», «Не свисти – денег не будет»… При этом мало кто задумывается, что за рассыпавшуюся соль можно было здорово схлопотать хотя бы потому, что в XVII веке соль на Руси была продуктом весьма дорогим. А свист, согласитесь, многих раздражает, и понятная всем угроза отсутствия денег побуждает прекратить сие занятие.

Суеверия по сей день остаются малоизученной формой обыденного сознания человека. По данным исследований Института социологии РАН, вера в явления, научно недоказанные, невероятные и чаще магические, характерна для людей различного пола, возраста, социального статуса. Поэтому не стоит думать, что в приметы верят исключительно бабушки из далеких деревень.

Функции, которые выполняют суеверия

1. Защита и безопасность

В древности люди жили в мире, полном неведомых им сил, как злых, так и добрых. Поэтому в каждой культуре разрабатывались и распространялись ритуалы и правила взаимодействия с неизведанным. Человеку хотелось, чтобы силы оберегали его и помогали.

В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые. А суеверным поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний. Следуя приметам, человек стремится защитить самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

2. Воспитательная

Если просто сказать ребенку не качать ногой или не оставлять недоеденным хлеб, то, как говорится, «в одно ухо влетит, в другое вылетит». А если добавить, что на ноге леший качается, а оставленный кусочек будет всю ночь бегать за ним, то шансов добиться от ребенка желаемого намного больше.

Таким образом, примета стала запретом, а по сути своей способствовала развитию определенных правил поведения. В широком смысле суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали.

3. Предотвращение возможных негативных последствий

«Вернулся за чем-то домой – посмотрись в зеркало», игнорирование цифры «13» и встречи с черной кошкой – все это и многое другое попытка предотвратить неудачу. В таких случаях у человека возникает чувство, что если он проделал тот или иной ритуал, его жизнь под контролем.

Если подойти к вопросу логически, то возвращение домой за забытой вещью говорит о том, что вы сегодня необычно рассеяны, а это чревато неприятностями. Поэтому посмотреть в зеркало – это некая возможность собрать себя в кучу и настроиться на лучшее.

4. Приманивание удачи

Об этом лучше всего знают студенты, а также жители домов, расположенных рядом с общежитиями, которые каждую летнюю и зимнюю сессию ложатся спать далеко за полночь. А все потому, что ровно в 00:00 часов с криками: «Халява, ловись!», десятки рук с зачетками тянутся из окон к небесам.

Пятак под пятку и немытая перед экзаменом голова – это уже классика жанра. У спасателей есть примета никогда не чистить обувь в начале смены, чтобы не уехать на вызов, делается это в конце. Что-то с обувью не так, раз всякие обрушения с наводнениями происходят.

5. Желание заглянуть в будущее

На это направлены всевозможные рождественские гадания и приметы. Кинула башмачок через забор и направление его носка должно указать, откуда придет жених. Гадания были разнообразными, но всегда несли один и тот же символ – замужество.

Например, становились спиной к поленнице дров и, зажмурясь, вытаскивали какое-нибудь полено. Ощупывали его и, обнаружив гладкую поверхность, радовались: жених будет красивый. Или если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, утверждает молва. А на деле оказывается, что у него просто развязался шнурок. Человек склонен к тому, чтобы искать «знаки», которые намекнут на будущее, помогут подготовиться к нему.

6. Защита от дурного глаза

Неприятности случаются со всеми. Кто-то анализирует происходящее и ищет причины в мыслях и поведении, но ведь гораздо проще считать, что день не задался потому, что Марьванна из соседней квартиры не так посмотрела с утра, а муж ушел к другой не потому, что вы его пилили, а потому что злая разлучница сделала приворот. Вера в «дурной» глаз существует абсолютно во всех странах мира уже на протяжении многих столетий и выражается в достаточно яркой форме.

Она находит проявление не только в совершении различных защитных ритуалов, но и в огромном количестве обращений к «профессионалам» в области снятия сглаза. Астрологов, хиромантов, колдунов и экстрасенсов в современной России насчитывается около 300 тысяч. Для сравнения – профессиональных ученых около 400 тысяч, причем последних становится все меньше, а колдунов, по исследованию ВЦИОМ, все больше.

7. Контроль и неизменность

Многие приметы направлены на то, что если что-то будет сделано определенным образом, то все останется на своих местах и ничего плохого не произойдет. Обычно некие ритуалы соблюдают люди с обсессивно-компульсивным расстройством. Они старательно перешагивают трещины на асфальте, не наступают на крышки колодцев, считают количество освещенных окон в доме напротив, садятся за стол определенным образом, моют руки раз в полчаса, чтобы снять тревогу.

Прекрасный пример – герой Джека Николсона из фильма «Лучше не бывает». Мелвин каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом и использует при этом одноразовую посуду, которую принес с собой из-за патологической боязни микробов. И все это только потому, чтобы его миропорядок оставался неизменным.

Хорошая новость для логиков

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Бихевиористы (те, кто изучает поведение) рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять причинно-следственные связи между собственным поведением и последующими событиями. Суеверие возникает и поддерживается в результате случайного подтверждения.

Хорошая новость для интуитов

Суеверие дарит человеку необходимую уверенность в своих силах и чувство безопасности. По мнению ученых, суеверия обладают своего рода успокоительным эффектом, если человек верит в то, что эта вещь или действие ему поможет, то это обязательно помогает. Вера имеет невероятную силу воздействия на людей. Но если результаты того или иного мероприятия во многом зависят от удачи, то вера и суеверия тут не влияют ни на что.

Хорошая новость для всех

На каждое возражение убежденного противника любых предрассудков найдется множество примеров того, как «срабатывали» приметы, сбывались пророчества, приходил успех в самых безнадежных делах. Другое дело, что только от вас самих зависит, будете ли вы опираться на своем пути к успеху на приметы и суеверия или станете рассчитывать исключительно только на себя, на свои силы и способности. Решать вам.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *