Струве Никита

В 1950 г. окончил школу музыкантских воспитанников Советской Армии в г. Уфе, а в 1958 г. — дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В 1964 г. завершил учёбу в этой консерватории на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование), в 1967 г. окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского.

Придя в сельскую школу в 1952 г. учителем пения (пос. Никольский Балашихинского района Московской области), с 1953 г. в этом же районе стал руководить школьным хором поселковой 7-летней школы пос. Вишняки. На базе этого хора в 1959 г. создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия», бессменным руководителем которой является по настоящее время).

50 ЛЕТ В СТРОЮ

СТРУВЕ Георгий Александрович (род. 8.12.1932 г.) – композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель, народный артист России. Основатель студийного движения в стране, как основной формы всеобщего музыкального воспитания детей и юношества. Создатель уникальной системы массового обучения музыки и хоровому пению. Президент Федерации детских и молодёжных хоров России.

В 1950 г. окончил школу музыкантских воспитанников Советской Армии в г. Уфе, а в 1958 г. – дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В 1964 г. завершил учёбу в этой консерватории на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование), в 1967 г. окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского.

Выдающийся педагог. 50 лет работает с детьми. Придя в сельскую школу в 1952 г. учителем пения (пос. Никольский Балашихинского района Московской области), с 1953 г. в этом же районе стал руководить школьным хором поселковой 7-летней школы пос. Вишняки. На базе этого хора в 1959 г. создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия», бессменным руководителем которой является по настоящее время. За полвека воспитал более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами, основная часть которых продолжает работать с детьми. Среди них большое число заслуженных артистов, заслуженных работников образования, культуры, лауреаты международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов.

Ученик и верный продолжатель дела Д.Б. Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Имея огромный практический опыт работы с детьми и взрослыми, Г. А. Струве создал уникальную систему музыкального воспитания, позволяющую учить всех, без отбора. Его методика хорового сольфеджио стала настольным трудом для всех педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Минобразования для 1-4 классов. Тысячи последователей и многие сотни коллективов в России и за её пределами стали последователями его системы музыкального развития детей.

Имя композитора Г.А. Струве широко известно по всей стране и за рубежом. Им написано более 200 произведений, главным образом для детей и юношества. Его песни пели и продолжает петь дети России и других стран, многие из них («Моя Россия», «Школьный корабль», десятки других) стали уже классикой и входят в программы детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ России и зарубежья. Совместно с «Пионерией» им записано около 30 пластинок общим тиражом несколько сот тысяч экземпляров. Сделано более 300 записей на Всесоюзном радио, десятки передач по центральному телевидению, написана музыка к нескольким художественным фильмам и многим телепередачам. О нём и его системе снято десятки научно-популярных фильмов и телепередач («Улитка в лабиринте», Леннаучфильм, 1978 г.; «Здравствуй, школа», «Музыка для тебя», ряд передач из цикла «Очевидное – невероятное» и др.)

Ведёт огромную работу в России и за рубежом как хормейстер и дирижёр. Его «Пионерия» объехала с концертами более 100 городов Советского Союза, представляла страну в Бельгии, Болгарии, Венгрии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Финляндии и других странах, выступала с лучшими государственными оркестрами страны (В.Н. Афанасьева, Н.Н. Калинина, В.И. Федосеева, Е.Ф. Светланова и др.). Являлся главным хормейстером на многих фестивалях и крупнейших музыкальных форумах страны: Всесоюзного фестиваля детского творчества («Орлёнок», 1967 г.), Всероссийского слёта детских хоровых студий («Орлёнок, 1969 г.), Дней молодёжного музыкального искусства СССР в Польше (1969 г.), Сводного детского хора на Большом хоровом Соборе у Храма Христа Спасителя в Москве (1997 и 1999 гг.), сводного хора России на Фестивале, посвящённом 200-летию А.С. Пушкина (г. Псков, 1999 г.), Большого хорового Собора в г. Краснодаре (2002 г.), певческих полей в Московской области (города Балашиха, Дубна, Железнодорожный, Красногорск) и многих других. Четверть века (1962-1987 гг.) являлся художественным руководителем и главным дирижёром Московской областной хоровой капеллы «Народный учитель», вёл постоянно действующий семинар учителей музыки Московской области.

Имеет высокий авторитет среди музыкантов, работающих с детьми. Именем Георгия Струве назван ежегодный Международный детский хоровой конкурс-фестиваль «Артековские зори» («Артек», Украина). Возглавлял и входил в состав жюри десятков крупнейших национальных и зарубежных конкурсов (Австрия, Италия, Германия, Украина и др.).

Ведёт активную просветительскую деятельность. Его книги по проблеме музыкального воспитания детей и молодёжи «Музыка для всех» (1979 г., 100 тыс. экз.), «Школьный хор» (1981 г., 100 тыс. экз.), «Музыка для тебя» (1980 г., 500 тыс. экз.) и другие, а также более 50 методических и репертуарных сборников, в т. ч. «Хоровое сольфеджио» (более 200 тыс. экз.), изданы общим тиражом более 1.5 млн. экземпляров. Провёл более тысячи семинаров, мастер-классов и авторских концертов в сотнях городов и районов России и других странах (Австрия, Вьетнам, Индия, Италия, Южная Корея, Германия, Франция, Япония и других).

Много сил отдаёт общественной работе. Десять лет (1973-1983 гг.) возглавлял правление хорового общества Московской области, являлся заместителем председателя Всероссийского хорового общества по делам детей и молодёжи, председателем комиссии по творчеству для детей и юношества Советского общества Дружбы с зарубежными странами. В настоящее время является заместителем председателя Всероссийского музыкального общества по работе с детьми и молодёжью. С 1975 года бессменно руководит постоянно действующим клубом «Камертон» при Союзе композиторов России и Всероссийском музыкальном обществе по проблемам музыкального воспитания и образования детей в стране и за рубежом, в работе которого принимают участие все подвижники этой сферы воспитания из России, стран СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан и др.) и зарубежья (Германия, Франция, Финляндия, страны Балтии и др.).

Лауреат многочисленных российских, всесоюзных и международных премий, в т.ч. премии комсомола Подмосковья (1978 г.) и премии Ленинского комсомола (1979 г.)

Награждён медалями «За доблестный труд» (1979 г.), «Ветеран труда» (1992 г.), памятными медалями «За укрепление мира» советского общества Дружбы и губернатора Московской области, Почётной грамотой Московской Патриархии, Почётными грамотами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Под руководством Г.А. Струве авторским коллективом, включающим известных учёных, практиков-хоровиков, создана социально-образовательная программа «Возрождение и развитие традиционной российской певческой хоровой культуры», отдельные положения которой начинают внедряться при поддержке местных властей в Пермской, Тверской, Самарской областях, Краснодарском крае. Программа всемерно поддержана Всероссийским музыкальным обществом и Союзом композиторов России.

Далее читайте:

Вячеслав РУМЯНЦЕВ. Буква, цифра, нота. От природы каждому дан абсолютный слух. 10.12.2002 — «Учительская газета» № 50, 2002 г., с. 3.

Балашиха знаменита в частности тем, что здесь жил и работал Георгий Александрович Струве. Здесь начинались так называемые певческие поля. Город этот располагается недалеко от столицы, но все же стоит несколько особняком, в Москву каждый день не наездишься. Тем более не станешь в столицу возить громоздкие и тяжелые предметы. И если кому-то нужен ремонт стиральных машин в балашихе, то для этого никуда ехать не надо.

Струве, Никита Алексеевич

Смотреть что такое «Струве, Никита Алексеевич» в других словарях:

  • Струве, Никита Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Струве. Никита Алексеевич Струве Род деятельности: издатель, переводчик Дата рождения: 16 февраля 1931(1931 02 16) … Википедия

  • Струве Никита Алексеевич — (р. 1931), публицист, литературовед, издатель. Внук П. Б. Струве. Окончил Сорбонну, где с 1957 преподаёт русскую литературу; профессор университета Париж X (Нантер). С 1970 главный редактор журнала «Вестник русского (до 1974 студенческого)… … Энциклопедический словарь

  • Струве Никита Алексеевич — (р. 1931), публицист, литературовед, издатель. Внук П. Б. Струве. Окончил Сорбонну, где с 1957 преподаёт русскую литературу; профессор университета Париж X (Нантер). С 1970 главный редактор журнала «Вестник русского (до 1974 студенческого)… … Большой Энциклопедический словарь

  • СТРУ́ВЕ Никита Алексеевич — Никита Алексеевич (р. 1931), публицист, литературовед, издатель. Внук П. Б. Струве. Окончил Сорбонну, где с 1957 преподаёт рус. лит ру; проф. ун та Париж X (Нантер). С 1970 гл. редактор ж. Вестник рус. (до 1974 студенч.) христ. движения . Дир. (с … Биографический словарь

  • Струве, Пётр Бернгардович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Струве. Пётр Бернгардович Струве Дата рождения … Википедия

  • Струве — Содержание 1 Струве (фамилия) 1.1 А 1.2 Б 1.3 В … Википедия

  • Струве Н. А. — СТРУ́ВЕ Никита Алексеевич (р. 1931), публицист, литературовед, издатель. Внук П. Б. Струве. Окончил Сорбонну, где с 1957 преподаёт рус. лит ру; проф. ун та Париж X (Нантер). С 1970 гл. редактор ж. Вестник рус. (до 1974 студенч.) христ. движения … Биографический словарь

  • Заболоцкий, Николай Алексеевич — Николай Алексеевич Заболоцкий … Википедия

  • Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

  • Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Струве, Никита Алексеевич

Nikita Struve (1931 — 2016) – издатель, публицист модернистского направления, проповедник свободы самовыражения интеллигента в Церкви.

Член Епархиального Совета “Русского” экзархата Константинопольского Патриархата с 1997 г.

Окончил Сорбонну и с 1950-х гг. преподавал в Сорбонне русский язык. Преподавал с 1965 г. в новообразованном университете Нантер (Париж), получившем известность в ходе левацких волнений 1968 г. как “Nanterre, la folle” или “Nanterre la rouge” (Сумасшедший или красный Нантер). Университет и по сей день имеет репутацию “левого”. Одновременно с Н.С. в нем преподавали многие философы постмодернисты: Э. Левинас, Ж. Бодрийар, Э. Балибар.

Участник модернистского сборника “Православие в жизни” (1953).

В 1979 г. Н.С. защитил докторскую диссертацию, посвященную поэзии Осипа Мандельштама. Профессор университета Нантер, зав. кафедрой славистики.

С нач. 60-х гг. сотрудничал известным нацистским коллаборационистом Борисом Филипповым (Филистинским) в издании сочинений Мандельштама и Волошина.

Активный член Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1960-е – 1970-е гг. член бюро РСХД.

В 1951 г. становится сотрудником “Вестника РХД”, затем главным редактором.

В 1990 г. впервые посетил Россию. В сентябре 1990 г. в Москве, в Библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ), открылась первая выставка «YMCA-Press», при которой работали читальный зал и книжный магазин.

В 1991 г. Н.С. — один из учредителей издательства и председатель правления советско-французского предприятия “Русский Путь”, с 2001 г. – главный редактор издательства. «Русский путь» создавал читальные залы с модернистской литературой в России. К лету 1995 г. в России было открыто свыше сорока читальных залов и выставок.

В 1995 г. Н.С. вместе с Фондом А.И. Солженицына и Правительством Москвы создал в Москве библиотеку-фонд «Русское Зарубежье».

При помощи Н.С. в г. Ливны, Орловской области создан музей о.С. Булгакова.

Председатель общества “Центр Помощи” (Монжерон), главный редактор журнала “Le Messager Orthodoxe”.

В июне 1999 г. Борис Ельцин вручил Н.С. Государственную премию РФ «За сохранение и пропаганду культурного наследия русского зарубежья в России».

Поддерживал связи с о. Александром Менем и его кругом: Е.В. Барабановым и др.

Сторонник унии с монофизитами.

Сторонник перевода Богослужения на современный русский язык. В сер. 50-х гг. вместе с о. Иоанном Мейендорфом работал над переводом на современный французский язык Божественной Литургии.

Выступил с осуждением конференции “Единство Церкви” 1994 г., которая осветила антиправославную деятельность модернистов в Русской Церкви.

Член Попечительского совета Свято-Филаретовского института (секта о. Г. Кочеткова). Участник и организатор совместных конференций с СФИ:

“Язык Церкви” (Москва, 22-24 сентября 1998 г.) – доклад “Свобода как язык Церкви”;

“Предание Церкви и предание школы” (Москва, 24 сентября 1999) – доклад “Пророчество и Школа в христианстве”;

“Личность в Церкви и обществе” (Москва, 17–19 сентября 2001 г.) – доклад “Дыхание и свобода в Церкви”;

“Духовные движения в Народе Божьем: история и современность” (Москва, 2002 г.) – доклад “Движение РСХД как пророческое явление в Церкви”;

“Вера – диалог – общение: проблемы диалога в церкви” (Москва, 24–26 сентября 2003 г.) – доклад “Богословские и нравственные предпосылки диалога в церкви”.

В 1998 г. организовал ряд выступлений в поддержку запрещенного о. Г. Кочеткова и о. Владимира Лапшина.

На протяжении многих лет выступал против канонизации Царской Семьи, объявляя ее политической провокацией.

Вел активную борьбу против передачи России храма в Ницце.

__________________________

Н.С. трудно назвать модернистом в полном смысле слова. Его модернизм – это либеральное недовольство порядком как таковым: внешним и внутренним, в государстве и в голове. Это недовольство изложено в религиозных и богословских терминах, причем его привлекает больше звучание слов, нежели смысл.

В сочинениях Н.С. встречается полный набор модернистских и либеральных клише XX в., таких как: Солженицын – одинокий писатель-пророк, а академик Сахаров – ученый-праведник.

Н.С. исповедует свое квазирелигиозное преклонение перед человеческим сочинительством и мастерством: Творец получил от Бога дар непосредственного причастия к божественному бытию. Не случайно тождество их имен: Бог – Творец, но и поэт, художник, композитор – тоже творцы. И даже так: Любой творец, в частности поэт, выполняет тройную функцию, присущую религиозному действию, – царственную, пророческую и жертвенную, и тем самым он уподобляется Христу. Царь, Пророк и Жертва.

Н.С. является сторонником ряда фантастических исторических концепций. Он пишет, например, что церковь с IV по XII в. как бы перекрыла собой и государство, и всю культуру, а потом прошла секуляризация, церковь и культура разошлись.

Н.С. последовательно выступал против Синодального периода истории Русской Церкви: Двухвековое синодальное пленение замутнило экклезиологическое сознание. Он говорит о Поместном Соборе 1917-1918 г. как о совершившем переворот в Церковном устройстве и вернувшемся к некой соборно-свободной экклезиологии.

Говоря о большевистской революции 1917 г., Н.С. указывает на историческую и национальную “вину” России и русских, сообщая о мнимых свойствах русской души и условиях русской истории, приведших к взрыву 1917 года.

Он обличает современное, как он выражается, “эмпирическое” Православие в отсутствии свободы, под которой понимает не нечто определенное, а многогранность жизни и беспредельную широту любви.

Строго в традициях модернизма Н.С. говорит о свободе. Для него свобода, как известно (!), равнозначна Духу, личности и должна быть в той же мере равнозначна Церкви. “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” – этот стих апостола Павла должен стоять во главе угла всей церковной жизни, всего нашего размышления как некоторая заповедь.

Под свободой Н.С. понимает анархическое отрицание власти и порядка: Власть не есть духовное понятие, власть не есть евангельское понятие, она в Царство Божие не перейдет. И это при том, что Господь говорит Апостолам: Что свяжете на земле, будет связано на небесах.

Н.С. не приемлет даже определенных нравственных суждений со стороны Церкви, опираясь при этом не на канонические, а, скорее, на апокрифические евангелия: Христос, мы все это знаем, никогда не обличал грешников. Все обличения Христа направлены против фарисеев, т.е. против религиозно убежденных, религиозно образцовых людей.

Он категорически отвергает Православие как кодекс раз навсегда установившихся формул, правил, а то и обычаев. Правоверие он считает вырождением, а исповедание догматов – формой, относительным, временным.

Правда, Н.С. обещает Православию великое будущее в третьем тысячелетии, но только при условии отказа от неизменных догматов, правил. Одновременно он говорит о “кенотическом” пути Церкви, который будто бы выражается в том, что Церковь не обладает духовной непогрешимостью.

Осуждение софианской ереси о.С. Булгакова Московской Патриархией и РПЦЗ Н.С. считает “несправедливыми нападками”. Для него софиология это плодотворный метод богословствования, сугубый онтологизм, оберегающий христианскую Благую весть от… редукций.

Об о.А. Шмемане Н.С. говорит как об “учителе Церкви”: Многие помнят о. Александра – остроумного собеседника, охотно шутившего, иногда жестоким словом кого-нибудь высмеивавшего, курящего одну папиросу за другой, смотревшего по телевидению состязания по бейсболу, любившего жизнь во всем ее разнообразии и богатстве, и тем не менее… этот наш современник… рано или поздно будет назван и признан подлинным учителем Церкви.

О нем

19.11.2012 Юбилей старейшего модернистского издательства

13.10.2011 Митр. Иларион (Алфеев) вышел из редколлегии «Вестника РХД»

08.05.2011 Струве о Мандельштаме

Основные труды

Les chretiens en URSS (1963)

Историческое событие // Вестник РХД. 1966. № 81

Ossip Mandelstam: la voix, l’idee, le destin (1982)

Слово об о. Александре Шмемане // Вестник РХД. 1987. № 49. СС. 81-85

Осип Мандельштам. Его жизнь и время (1988)

Православие и культура (1992)

Письмо о. Валентину Асмусу // Вестник РХД. 1995. № 171. СС. 154-155

Антихрист в Москве? // Вестник РХД. 1995. № 172

Histoire de l’Église russe (1995) совместно с Д.В. Поспеловским и о. Владимиром Зелинским

Soixante-dix ans d’emigration russe, 1919-1989 (1996)

Духовный опыт русской эмиграции // Православная община. № 51

К двухлетию событий в храме Успения в Печатниках // Православная община. № 51

Пророчество и школа в христианстве // Православная община. № 54

История России. ХХ век. В двух томах (2009) совместно с о. Георгием Митрофановым и Андреем Зубовым

Переводы

Alexandre Soljenitsine, Deux récits de guerre (2000)

Редактор, автор предисловий

Из глубины. Сборник статей о русской революции (1967)

Anthologie de la poesie russe. La Renaissance du Xxe siecle. Introduction, chois, traduction et notes (1970)

О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений (1964-1981) совместно с Б. Филипповым (Филистинским)

М. Волошин. Стихотворения и поэмы в двух томах (1982-1984) совместно с Б. Филипповым (Филистинским)

о. П. Флоренский. Собрание сочинений (1985)

Братство Святой Софии: Материалы и документы: 1923-1939 (2000)

Прот. Сергий Булгаков. Евхаристия (2005)

Никита Алексеевич Струве

Струве Никита Алексеевич (16 февраля 1931 – 7 мая 2016) – выдающийся представитель первой русской эмиграции, человек Культуры и Церкви.

Н.А. Струве был лично знаком с Иваном Буниным, Алексеем Ремизовым, Анной Ахматовой, Николаем Бердяевым, Семеном Франком. Он был другом Александра Солженицына и отца Александра Шмемана. Никита Алексеевич Струве не только встречался с выдающимися людьми, но и стремился распространять их духовное и культурное наследие. Благодаря ему в сложнейших условиях впервые издан Архипелаг «ГУЛАГ» Солженицына, были спасены росписи сестры Иоанны Рейтлингер.

С начала 1990-х годов он безвозмездно распространяет книги своего издательства (YMCA-press) по библиотекам всей России, таким образом возвращая русскую культуру в Россию после ее планомерного уничтожения советским режимом.

Никита Алексеевич Струве был членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1952 года и до самой своей смерти являлся редактором журнала «Вестник РХД», в котором публиковались лучшие труды по русской религиозной философии, богословию и литературе.

В 1991 году трудами Никиты Алексеевича в Москве появилось издательство «Русский путь» – аналог и продолжатель дела YMCA-press в России.

Биография. Духовный путь

Н.А. Струве родился в эмиграции, во Франции 16 февраля 1931 года. Его дедушкой был известный политический деятель Пётр Бернга́рдович Стру́ве. Глубоко верующим человеком он становится постепенно благодаря общению с верующими людьми из круга РСХД.

Решающим для выбора дальнейшего пути оказался съезд РСХД в 1948 году, во время которого он знакомится с будущей супругой, Марией Александровной Ельчаниновой (дочерью о. Александра Ельчанинова). Во время съезда он общается с ливанскими и сирийскими студентами Свято-Сергиевского богословского института (ныне один из них – митрополит Гор Ливанских, а другой был 33 года, вплоть до своей кончины, патриархом Антиохийским), а также попадает под влияние отца Василия Зеньковского.

С 1959 года он возглавляет издательство YMCA-press. В это время он уже преподает в Сорбонне русский язык и литературу, а также активно участвует в издании журнала «Вестник РСХД». В «Вестнике» под псевдонимами публикуются статьи авторов «из-за железного занавеса». На основании этих статей в 1963 году, во время хрущевских гонений в СССР, в Париже Никита Алексеевич издает книгу «Les chrétiens en URSS», которая рассказывает о положении верующих в Советском союзе.

Никита Алексеевич Струве первым издает книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и одну из частей эпопеи «Красное Колесо» – «Август 1914». Солженицын принимает решение о публикации своих произведений на Западе, после того, как в 1973 году рукопись «ГУЛАГА» попадает в органы госбезопасности, а хранившая их женщина, после длительного допроса кончает жизнь самоубийством. Александр Исаевич пишет письмо Никите Струве с просьбой издать рукописи: нужно было осуществить издание «как можно более конфиденциально и быстро». Это удалось исполнить: супруги Струве сами делают корректуру, чтобы в издание было посвящено минимальное число исполнителей.

В 1979 году он защищает докторскую диссертацию об О. Э. Мандельштаме, а также становится полноправным профессором Университета Париж X (Нантер).

Как только становится возможным, Никита Струве открывает в Москве издательство «Русский путь», активно путешествует по России, выступает с лекциями и передает книги в местные библиотеки.

Н.А. Струве – друг и защитник Преображенского братства

С конца 1980-ых годов Никита Алексеевич знакомится с отцом Георгием Кочетковым, чьи статьи также печатались на страницах «Вестника РХД». В дальнейшем Никита Алексеевичем становится добрым другом Преображенского братства, с радостью участвует в съездах Преображенского братства, видя в них проявление соборного начала, входит в Попечительский совет СФИ.

В 1997 году, во время компании против отца Георгия Кочеткова и Братства, Н.А. Струве быстро разобрался в ситуации и однозначно и бескомпромиссно встал на их защиту. Он был довольно близко знаком с патриархом Алексием II, которого лично просил о снятии прещений: «…Я спросил Патриарха, в чем же о. Георгий провинился, но он только мне ответил: «Он – гордый». – «В таком случае, – сказал я, – стольких нужно было бы запретить, начиная с Вашего посетителя». … при очередном посещении …, умоляя о снятии запрещения… даже в пылу сказал: «Я готов встать перед Вами на колени»» .

В 2015 году Никита Алексеевич поздравил Братство с 25-летием: «Я с самого начала радовался формированию этого братства и тому, что оно распространено в разных городах. И у меня хорошие отношения с разными братствами в Твери, в Екатеринбурге, в Петербурге, я всегда следил и слежу … Меня это подбадривает, что 25 лет – и никакого захирения нет. Трудности всегда бывают, это нормально, а братство расширяется. Я считаю, что это явление очень ценное в России. 25 лет – это действительно может быть началом чего-то многообещающего».

***

Никита Алексеевич почил 7 мая 2016 года, а 13 мая в Париже, в Александро-Невском соборе состоялось его отпевание, на которое собралось много людей, которым он был близок. Отец Георгий принимал участие в богослужении, после которого он, вдова Александра Солженицына Наталия Солженицына и славист Жорж Нива сказали несколько прощальных слов об ушедшем.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *