Страдания человека

Зачем нужны страдания?

Экзистенциально- аналитический взгляд на природу страданий.

Душа страдает, когда мы сталкиваемся с разрушением. Мы страдаем, если утрачиваем какую-либо ценность или какое-либо условие для хорошей жизни. Страдание и боль в полной мере или отчасти ставят нашу жизнь под вопрос, представляют угрозу нашей любви к жизни. Для исцеления необходимо найти способности и силы Личности ( Person), чтобы, черпая из ее источников, встретиться с разрушительными факторами и безднами экзистенции. А.Лэнгле

Экзистенциальный анализ берет свое начало с философии экзистенциализма, иначе философии бытия человека. Это учение обращает человека к своей сущности, уникальной и неповторимой, делает акцент на преодоление, а не сопротивление. Открывает новый взгляд на реальность во всех ее проявлениях, негативных и позитивных.

Экзистенциальному анализу тоже, «ничто человеческое не чуждо». Одной из ведущих тем данного направления является тема человеческого страдания.

Основной вопрос, который задает себе экзистенциальный терапевт во время диалога с клиентом: «От чего страдает этот человек?»

Страдание – это путь.

Страдать, означает испытывать боль. История значения немецкого слова «Leiden» рассказывает о глубоком опыте, который люди приобрели в страдании. Древневерхнемецкое слово «lidan», от которого произошло «leiden», означает «ехать, идти». Т.е., страдать изначально означает что-то «пройти», «пережить» что-то тяжелое. Иначе, «идти по какой-то дороге с болью», иметь боль своей попутчицей на отрезке своего жизненного пути.

Именно страдание толкает нас идти по собственному пути боли, потому что невозможно отдать это другим людям, чтобы они прожили наше страдание за нас. Другие могут разделить с нами страдания, идя рядом ( со-страдане)

Сколько людей, сколько судеб, столько дорог, содержаний и тем страдания. Мы можем идти по нашему пути, например, в молчании или жалуясь; в отчаянии или с надеждой; жертвуя собой, протестуя, смирившись, в одиночку, соотносясь с другими, в молитве. Мы можем страдать из-за боли, из-за безнадежности, отчаяния, покинутости и одиночества, бессмысленности и т.д. Жизнь уготовила нам много возможностей для страдания, поэтому страдание и по форме, и по содержанию не так легко привести к общему знаменателю или понять его.

Страдание – это боль души.

От чего может болеть душа? Источники страдания можно отнести к четырем всем известным сферам.

  • Это телесные страдания из-за боли: раны, болезни, функциональные нарушения, такие как расстройства сна, мигрень. Какие страдания может причинить одна лишь зубная боль! Так как человек представляет собой единое целое, его душа также испытывает боль, нагрузку, временами даже отчаяние, если есть телесная боль. Люди, больные телесно, особенно, конечно, тяжело больные люди, также нуждаются в психологической помощи и сопровождении!
  • Психические страдания из-за потери ценного: это чувство страха, тяжести и невзгод жизни, бесчувствие, пустота и психическая ранимость. Если кто-либо говорит нам гадость, обижает нас, изменяет нам. Это можно назвать эмоциональным страданием.
  • Персональное страдание из-за самоотчуждения, «не-Бытия-самим-собой»: страдание от потери себя, своей уникальности и самобытности . Это случается, когда другие нас обесценивают, не видят нас, насмехаются над нами, нарушают нашу интимную сферу, наши границы, обходят нас; когда мы переживаем несправедливость — или когда мы сами несправедливы по отношению к другим, когда из-за плохого обращения с другими нас мучают угрызения совести.
  • Экзистенциальное страдание из-за тщетности, бессмысленности: это страдание от потери ориентации, от отсутствия более широкого контекста смысла, в котором мы могли бы понять нашу жизнь и наши действия, от отсутствия успеха, от бессмысленной фатальности. Отсутствие надежды в итоге рождает отчаяние.

Сущность страдания

Почему мы, собственно говоря, страдаем? что делает страдание страданием? Из-за чего мы страдаем в страдании?

При самом общем рассмотрении страдание представляет собой выдерживание неприятного. Тот, кто страдает, испытывает болезненные, нагружающие или вызывающие отвращение чувства. Даже духовное страдание является страданием только из-за того, что вызывает неприятные чувства.

Но, страдание не равно переживанию негативных чувств. Неприятные чувства только тогда становятся страданием, когда они содержат нечто разрушительное. А это чаще происходит при тяготах, которые мы не выбираем, а которым мы отданы. Ощущение страдания — это субъективное чувство разрушения чего-то жизненно важного, чувство разорванности, уничтожения, подрывание основ нашего бытия.

Что это за разрушения, которые доставляют такую боль? Значит здесь речь идет о содержаниях, которые мы ощущаем как сохраняющие и несущие жизнь.

Экзистенциальный анализ выдвигает тезис о том, что переживание воспринимается как наполненное страданием тогда, когда подвергаются угрозе или повреждаются 4 фундаментальные структуры экзистенции.

1. Отношения с миром и его условиями. Страдание, здесь — это потеря свободы, заключающаяся в том, что я «не-иогу-принять» то, что есть. В глубине, это полное страданий чувство невозможности больше быть в существующих обстоятельствах.

2. Отношения с жизнью и ее силой. Страдание в этом измерении заключается в потере радости, наслаждения, свободы для переживания ценного, связанной с чувством, что я не могу или мне не нравится больше жить в этих условиях.

3. Отношения с самим собой (Person) и с другими. Страдание здесь выражается в потере себя (в неаутентичности, в подверженности внешнему влиянию, муках совести) и одиночестве.

4. Отношения с будущим и с большим контекстом, в котором мы находимся. Преобладает покорность и отчаяние. Человек не видит будущее, к которому стоит стремиться. Не видит смысла, который мог бы дать жизни некоторую ориентацию и ради которого стоило бы жить. Есть чувство, что жизнь проживается напрасно, что из этого всего ничего не получится, что даже успехи не представляют собой ценности. Страдание здесь выражается в потере принадлежности к большему контексту, к большей взаимосвязи с чем-то, с кем-то, к будущему, которое дает ориентацию и показывает направление развития к чему-то ценному.

О смысле страдания

В. Франкл (Frankl) указывал, что то, что мы переживаем как страдание, не может непосредственно переживаться как смысл. Страдание, несчастье, нужда, бессмысленны для человека, который их переживает. По природе страдание — это нечто, не имеющее ценности, потеря, разрушение, боль.

Само по себе страдание -бессмысленно. Смысл может находиться в обхождении с ним -в проживании страдания. (Проживание — это и есть «наш путь»)

Подход к страданию в аспекте смысла может быть полезным с психологической точки зрения, так как во многом именно страдание от ощущаемой бессмысленности делает страдание таким трудно переносимым. «Проблемой было не само страдание, а отсутствие ответа на кричащий вопрос “зачем страдать?”», — как очень точно сформулировал Ф.Ницше

Так «как же» и главное «зачем» нам встраивать страдания в свою жизнь?

Страдание — это вызов жизни, обращенный к человеку

Согласно логотерапии ( терапия смысла) экзистенциальный смысл в страдании действительно может быть найден. Он лежит в двух областях: в «Как» и в «Для чего»/ «Для кого» мы несем страдание, которое невозможно избежать.

«Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как». Ф.Ницше

Под «Как» подразумевается способ проживания страдания, то есть то, как мы с ним обходимся, как мы страдаем: громко или тихо, погружаясь в себя или обращаясь к другим, жертвуя собой или проклиная и т.д.

Другой аспект — «Для кого» — указывает на внутреннюю встречу со страданием: на то, как мы размещаем его в своей жизни, какое применение мы ему находим? Можем ли мы «использовать» его для чего-то ценного? Практически это означает: соотносимся ли мы с другими, например, чтобы не нагружать их дополнительно? Или мы оставляем его для себя, так, чтобы мы и дальше могли смотреть себе в глаза? Или соотносимся с Богом, для которого мы готовы брать на себя страдание?

Ценность этого обхождения со страданием в установке, нацеленной на что-то положительное, которая конструктивна, несмотря на тяжелые обстоятельства

Основной смысл страдания

Речь идет о более крупном контексте, в котором может быть увидено страдание и в котором можно найти смысл более высокого порядка. Однако этот общий контекст, в котором находится страдание, для нас не всегда понятен, он непознаваем непосредственным образом. Этот онтологический смысл — находится в сфере веры.

«Почему вообще существует страдание, почему именно я должен испытывать это страдание?» Вопросы, на которые нет прямых ответов. Мы не знаем плана построения мира, мы не можем знать, для какой цели и с каким замыслом возникла или была сотворена эта судьба. Мы можем прибегать к собственной вере, искать объяснения в философских размышлениях. В любом случае, для людей имеет значение само старание достичь большого понимания страдания. Ощущение наличия такого смысла или вера может дать надежду, и обещать возможное спасение.

Зачем нужны страдания?

В своей книге «Homo patiens», Франкл осветил вопрос о воздействии страдания на человека. Он указал на наличие возможностей влияния страдания, которое человек признал и выдержал, на него самого. Дело в том, что когда человеку удается выдержать свое страдание и не отчаяться или не сломаться, он может через него вырасти, то есть развить новые духовные способности. В конце концов, Франкл считал, что через страдание человек может даже перерасти самого себя, то есть совершать действия и обнаруживать установки, на которые он изначально не считал себя способным и которые он в себе не знал. Именно нужда может сделать человека способным даже на «сверхчеловеческие» достижения (Frankl)

Расти и созревать через страдание

Страдание означает кризис. В страдании мы выходим на распутье. Здесь можно сломаться, погибнуть, сорваться в болезнь, впасть в отчаяние, положить конец невыносимому мучению, совершив суицид. В самой своей глубине страдание является экзистенциальным вызовом. Страдание изменяет человека. После него никто не остается прежним. Но из этого процесса можно извлечь пользу. Страдание может облагородить человека. Мария фон Эбнер-Эшенбах выразила это однажды: «Мы противимся страданию, но кто хотел бы отказаться от ощущения прожитого страдания?»

Страдание может привести не только к росту и созреванию, но и к познанию. В. Франклу пришлось в течение двух с половиной лет самому пережить страдания в фашистском концлагере, и видеть страдания других. Об этом он написал в своей книге «Сказать жизни “Да!”». Обобщая свой путь страдания, который вернул его из ада обратно в «нормальную жизнь», он пишет о том, что он ощутил в результате: «Но все это переживание человека, вернувшегося домой, увенчано восхитительным чувством, что после всего перенесенного не надо больше бояться ничего на свете — кроме своего Бога».

Через страдание учиться видеть глубже

В другом месте своей книги Франкл описывает еще один «бонус», который дает опыт проживания страданий — это способность к более глубокому видению вещей. Франкл заканчивает свою книгу «Homo patiens» словами: «Страдание делает человека ясновидящим и мир прозрачным». Оно может открыть нам глаза для видения глубины и широты, которые выходят за пределы обыденного. Страдания делают относительными события в мире и уменьшают их преувеличенное значение, закрывавшее истинные ценности.

Из растрескавшегося ландшафта души человека, возвратившегося из концентрационного лагеря, Франкл формулирует отношение к еще одному смыслу, который открылся ему в страдании:

«Как часто, только в руинах освобождается вид на небо».

*************************

По материалам лекции А.Лэнгле «Почему мы страдаем?» Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа. Москва, 2012.

Страдания

  • Страдания Христовы Энциклопедия изречений
  • Почему верующие страдают
  • О невинных страданиях проф. А.И. Осипов
  • О страдании И. Ильин
  • Я полюбил страдание архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • О страдании и действии св. Иоанн Дамаскин
  • О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа свт. Василий Великий
  • Тайна Иова еп. Иоанн
  • О страдании, по сочинению епископа Л. Буго Е. Поселянин
  • Почему страдают невинные? еп. Пантелеимон
  • Вопросы Иова Андрей Десницкий
  • Бог не хочет страдания людей проф. Жан-Клод Ларше
  • Возможно ли спасение без страданий? архим. Захария
  • Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь
  • Молитвы в скорбях

Страда́ние — мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука).

Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие.
свт. Иоанн Дамаскин

Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
диакон Андрей

Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.

Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим.8:18)

Вообще понять смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек, глубоко верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые трудно объяснимые события.

Преподобный Амвросий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это.

Обязан ли праведник страдать?

Страдание — неотъемлемая составляющая земной жизни людей. Рождаясь, человек оглашает мир плачем (святые отцы объясняли это обстоятельство проявлением первородного греха. Но значит ли оное, что в условиях нашего греховного мира страдание не только неизбежно, но и необходимо?

Как известно, человек был создан не ради страдальческой жизни, но ради счастья и вечного блаженства. Подлинное блаженство достижимо только в союзе с Богом — Неисчерпаемом Источником благ. Стремление к счастью, в той или иной степени, свойственно каждому человеку, хоть праведному, хоть неправедному. Но тогда как праведник, стремящийся к Богу, ищет подлинного счастья, для грешника, духовно отдаленного от Бога, характерно стремление к ложным, обманчивым радостям и удовольствиям. Их он ищет и находит в греховных мыслях и делах.

Встав на путь избавления от греха, праведник продолжает находиться под воздействием выработанных им греховных навыков, привычек, страстей и пороков, наконец, под влиянием внешнего греховного окружения.

В данной связи он постоянно сталкивается с греховными искушениями и соблазнами, и вынужден с ними бороться. Эта борьба бывает сопряжена с многими трудностями, лишениями, страданиями Так, искреннее сердечное покаяние, сопровождаемое угрызениями совести и стыдом, является формой душевного страдания; борьба с владычеством плотского начала, осуществляемая посредством бдений, постов, молитвенных стояний, физического труда, есть форма душевно-телесных страданий.

Такого рода духовное делание является одним из аспектов подвижнической жизни и вменяется христианину в обязанность. Страдания, возникающие в результате этого делания, сопутствуют и способствуют нравственному исправлению, духовному преображению, спасению грешника. Кроме того, перенося их с должным смирением, подвижник выражает свою веру и любовь к Богу (вспомним, что Образчиком богоугодного перенесения страданий является Господь Иисус Христос; следуя по Его стопам и перенося посланные или попущенные Богом страдания, христианин несёт свой спасительный крест и сораспинается Христу; делая это осознанно и свободно (Мф.16:24)).

Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.

Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)

***

Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.
С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей.
Апостол Павел говорит в Рим.14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.
И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
иерей Олег Давыденков

Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: Церковь сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали.
протодиакон Иоанн Шевцов

***

О духовном смысле страдания

Архимандрит Елеазар,
духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений. Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, – это отсутствие страданий. Не страдать в жизни – значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.

Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.

Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.

Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.

Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».

Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.

Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».

Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.

Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.

Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.

Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.

Радио Петербург, 2009 год.

Страдание

Смотреть что такое «Страдание» в других словарях:

  • СТРАДАНИЕ — состояние болезни, горечи, печали, страха, тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к… … Философская энциклопедия

  • страдание — См. болезнь осушить чашу страданий… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страдание болезнь; боль, каторга, пытка, частушка, мытарство, скрежет зубовный, мука, мучение, крест … Словарь синонимов

  • Страдание — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

  • СТРАДАНИЕ — СТРАДАНИЕ, страдания, ср. Мучение, боль физическая или душевная. Физическое страдание. Нравственное страдание. «Трое суток ужасных страданий и смерть.» Л.Толстой. «Твоя краса, твои страданья исчезли в урне гробовой.» Пушкин. «Избыток слез и… … Толковый словарь Ушакова

  • Страдание — входит в мир из за человеческого греха как результат деятельности сатаны. Иисус Христос пришел освободить людей от страдания и смерти. Живя на земле, Он показал Свою любовь к людям и заботу о них. На новых же небесах и новой земле страдания не… … Подробный словарь библейских имен

  • СТРАДАНИЕ — СТРАДАНИЕ, я, ср. 1. Физическая или нравственная боль, мучение. Испытывать страдания. Умереть в страданиях. 2. обычно мн. Частушка на любовную тему. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • страдание — 1. Физическая или нравственная боль, мучение. Состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги и пр. 2. Претерпевание, противоположность деятельности. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

  • страдание — • адское страдание • большое страдание • великое страдание • глубокое страдание • жестокое страдание • исключительное страдание • мучительное страдание • невыносимое страдание • непередаваемое страдание • непобедимое страдание • нестерпимое… … Словарь русской идиоматики

  • СТРАДАНИЕ — чувство муки, мучение, ощущение беды, боли, скорби, тоски, болеть душой нравственно (В.И. Даль). В представлении человека Святой Руси страдание возвышенное чувство, приближающее его к Богу. Такое отношение к страданию красной нитью проходит через … Русская история

  • страдание — ▲ чувство боль страдание чувство боли. страдать. исстрадаться. страдальческий. настрадаться. выстрадать. | страдательный. перестрадать. отстрадать. | многострадальный. страдалец. страстотерпец. страждущий. мучение. мука сильное страдание. муки … Идеографический словарь русского языка

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *