Старец адриан псково печерский

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

    Собор Псково-Печерских святых

  • преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, храмов, по преданию, погиб от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году;
  • Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия. Ученый-монах, собиратель рукописной и печатной свято отеческой библиотеки. Погиб мученической смертью одновременно со своим наставником;
  • Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители. Оба были строителями Успенского собора. Умерла 1473 г.;
  • Иона, иеромонах, преподобный, монашество принял после смерти своей супруги преп. Вассы. Был первым строителем обители, в которой подвизался до самой смерти (1480 г.);
  • Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Подвизался на этом месте задолго до появления монастыря. Жил и умер в 15 веке.

Важно! Патриархом Пименом, незадолго до его кончины, установлен единый день почитания всех Псково-Печерских святых. Праздник сей проходит в церкви в 4-ую неделю по Пятидесятнице.

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Современные старцы обители

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких богатырей, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.

В 20-м веке многочисленные подвижники благочестия украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них:

  • иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5.08.1903 г. страстотерпца царя Николая 2 и царицу Александру;
  • архимандрит Мефодий Холмский, настоятель монастыря в начале прошлого века. Друг святого праведного Иоанна Кронштадтского, предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге;
  • Валаамские старцы, среди которых можно назвать схиигумена Луку, схимонаха Николая, прибывших в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании ВОВ;
  • многие другие.

Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». А о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царства Божьего в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа, — составляли суть их духовной науки.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Подвизались в обители и ученые-монахи: митрополит Вениамин (Федченков), оставил богатое просветительско-литературное наследие, например, «Божьи люди», «Небо на земле» и др.

Было много и других старцев:

  • схиигумен Савва (Остапенко);
  • схиархимандриты: Пимен Гавриленко (подвизался на Кавказских горах), Агапий Агапов (прошел лагеря и строил Беломоро-Балтийский канал, был в немецком плену), Паисий Семенов (участник ВОВ), Александр Васильев (исполнитель Богородичного правила);
  • архимандриты: Серафим Розенберг (подвизался в обители 62 года, неизменный ризничий), Феофан Малявко (регент, участник ВОВ), Антипа Михайлов (десятилетия служил молебны перед чудотворной иконой Божьей Матери «Успение»), Никита Чесноков (сохранил святые мощи из Новгородского храма), Иоанн Тихомиров (келарь, участник ВОВ, творец Иисусовой молитвы), Нафанаил Поспелов (труженик, секретарь духовного собора, казначей, вместе с отцом Алипием защитник обители во времена хрущевских гонений):
  • многие другие, о которых можно почитать в книге «Будьте совершенны» 2008 г.

Важно! Старцы, подвизавшиеся в обители, — это по-настоящему великие люди, в словах и делах которых заключены правда и благодать, доброта и любовь. Они составляют оплот православной веры и потенциал для ее дальнейшего развития. О некоторых из них расскажем поподробнее.

Отец Иоанн Крестьянкин

Псково-Печерская обитель подарила миру одного из самых почитаемых старцев современности — отца Иоанна Крестьянкина. Это был истинный подвижник, знающий волю Божью, исполненный духовной силы и мудрости. К нему съезжались люди со всей России. Находился батюшка постоянно в окружении толпы паломников, жаждущих от него мудрого, прозорливого совета.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Батюшка никогда не диктовал никому своей воли, но те, кто противился и не выполнял старческих советов, как правило, ожидали разочарование и искреннее раскаяние. Отец Иоанн терпеливо, с любовью принимал таких людей и старался помочь исправить все совершенные ими ошибки.

Отец Иоанн Крестьянкин — это особое, удивительное и прекрасное явление в церковной жизни 20-го века в России. О нем можно говорить очень много. Его называли старцем старцев. Он отсидел годы в тюрьмах, в ссылках, но ничто не могло сломить ни его веры, ни его радости о Божественной жизни.

Старец Адриан (Кирсанов)

В прошлом 2018 году на 97 году жизни скончался старец Адриан. В свое время он изгонял бесов, был одним из самых загадочных монахов Псково-Печерского монастыря того периода. К нему стекались страждущие и нуждающиеся в духовном утешении со всей России, всего мира. Он был ветераном Великой Отечественной войны, постриг принял в Троице-Сергиевой лавре. В Псково-Печерской обители подвизался с 1975 года.

Старец Никон (Антонов)

Иоанн Крестьянкин перешел в вечные обители, но в настоящее время в обитель вернулся его ученик, старец схиархимандрит Никон. Начиная со школьных лет, он трудился в Псково-Печерской обители на различных послушаниях. С детских лет общался с Иоанном Крестьянкиным, который стал ему духовным отцом.

Отец Никон (Антонов)

Затем поступил в обитель на постоянное жительство (1973 г.), вскоре принял монашество. Но через несколько лет монастырской жизни ему пришлось покинуть святые стены. Был назначен настоятелем храма в одном из сел Псковской области. В 2012 году вернулся в родную обитель, и с тех пор подвизается там. Тогда же стал схимником.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Был казначеем Псково-Печерского монастыря. Его детство протекало в условиях принудительной коллективизации. Великую Отечественную войну прошел летным механиком. Его отец, Николай Поспелов, был расстрелян в 1937 году и причислен впоследствии к сонму новомучеников Российских.

До вступления в монастырь арх. Нафанаил вел трудную, подвижническую жизнь, полную трудностей и лишений. Это его подготовило к будущему монашескому пути. Тщательно скрывал свои духовные дарования как от монастырской братии, так и от всех остальных.

Был духовным чадом о. Алипия, защищавшего монастырь и веру в Бога во время хрущевских гонений. Перенял от своего наставника дар мудрого слова. Перед смертью отказался ставить себе кардиостимулятор, чтобы продлить жизнь. Когда умирал, позвонил в колокольчик и тем самым известил братию о своей кончине.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Возглавлял монастырь с 1995 года по 2018 год. Умер от тяжелой болезни в конце того же года. Олицетворял собою целую эпоху. Благодаря его подвижническим трудам был известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Много времени и средств уделял благоустроению обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России. Вел активную просветительскую деятельность, особенно уделял большое внимание воспитанию молодежи. Президент его лично наградил орденом св. Александра Невского в 2017 году.

Как доехать в монастырь

Добраться в монастырь совсем нетрудно, — туда регулярно ходят экскурсионные и рейсовые автобусы. Добраться можно поездом через Москву или Санкт-Петербург, далее в город Печоры. А оттуда рукой подать.

Монастырь находится недалеко от этого старинного живописного городка, и каждый его житель укажет к нему дорогу.

Фильм о старцах Псково-Печерского монастыря

Батя с Туговой горы

Церковь часто упрекают в том, что люди в ней не святые. А они действительно не святые, и священники в том числе. Но наши священники со всеми своими слабостями идут ко Христу – и ведут туда нас. И даже как-то умудряются сделать для своей паствы «лихие 1990-е» – годами духовного увеселения. К этой категории относился и архимандрит Адриан (Денисов) из Ярославля, до монашеского пострига – отец Димитрий. 13 апреля исполняется 40 дней с его кончины.

Архимандрит Адриан (Денисов)

Звонит матушка Галина Денисова с Параскевы Пятницы на Туговой горе. Год эдак 1996-й, Рождественские праздники, Ярославль:

– Елизавета, мы едем с воскресной школой в Рыбинск. Батюшка сказал, что хорошо бы снять для архива нашу поездку. Можешь помочь?

Видеокамеры еще невидаль. Я хоть и работаю на телевидении, но вот так запросто послать оператора не могу. А у моих друзей есть маленькая видеокамера SONY. В наших совместных путешествиях обычно снимаю я, и руку уже набила.

– Матушка, да я и сама сниму с радостью.

– Отец Димитрий так и сказал, что обязательно кто-то найдется, да еще и рад будет.

Ярославль, Церковь Параскевы Пятницы на Туговой Горе Едем на приход к брату отца Димитрия – отцу Василию Денисову. Полный автобус детей, их мамы и папы. Балобаново с его Успенской церковью находится на окраине Рыбинска. Обстановка вполне деревенская. После концерта, когда пастухи и волхвы уже пришли за Рождественской звездой в Вифлеемскую пещеру, дети убегают кататься на санках, а взрослые остаются за столом. Рядом со мной сидит довольно молодой мужчина. Он работает в милиции. Делится, что решил уйти со службы. Ему 42 года, и у него трое детей. Мы их все знаем. Вася, Ваня и Женя ходят в воскресную школу церкви Параскевы Пятницы на Туговой горе, которой заведует матушка Галина Денисова. Зовут мужчину Владимир Мозяков. Я высказываю сомнение: а найдет ли он работу? Мы еще живем советскими мерками, когда человек всю жизнь трудился на одном месте.

– В милиции не спасешься, – вздыхает он.

Сегодня, в 2019-м году, отца Владимира знает вся Ярославская область. Так же, как и его троих сыновей. Все стали священниками. Именно Мозяков-старший отпевал хоккейную команду «Локомотив», потому что злосчастный самолет рухнул как раз неподалеку от церкви, которую он восстановил и в которой служит.

Из прихожан отца Димитрия Денисова вышло немало священников и диаконов

Из прихожан отца Димитрия Денисова вышло немало священников и диаконов. Обычно дело происходило так. Если прихожане были молодые и семейные, то вместе с детьми они начинали ходить в воскресную школу. И там прикипали. Так получилось с Мозяковыми. У кого дети были взрослые, те сами начинали учиться в той же воскресной школе. Из числа таких – отец Стефан и матушка Людмила Болгар. До прихода в церковь отец Стефан работал в секретке областного ФСБ.

Возвращаемся в Ярославль поздно вечером и всем автобусом едем к владыке Михею, правящему архиерею Ярославской епархии. Отец Димитрий заходит первым. Как оказалось, загодя он заказал на электровозоремонтном заводе несколько десятков подсвечников, чтоб владыке Михею было что каждому подарить. С деньгами тогда было, мягко говоря, туговато. Благодаря батюшке владыка встретил нас с мешком подарков. Каждого одарил, каждому сказал ласковое слово. Вот и мне достался такой подсвечничек, выточенный на токарном станке добрыми железнодорожниками. Сейчас пишу и смотрю на него.

Потом, уже в темноте, мы пошли на могилу митрополита Иоанна (Вендланда), похороненного по соседству с архиерейским домом, в ограде Феодровского собора. Светила луна, на могиле горела лампадка, искрился снег, дети пели рождественский тропарь, и всех накрывала волна радости.

Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе отец Димитрий Денисов получил в 1991-м году. Кто не знал, и предположить не мог, что это неказистое здание у кладбища, по окна заросшее в отходы человеческой жизнедеятельности, и есть церковь. Место было бандитское, соваться сюда даже днем было опасно. Люди увидели «движуху», стали приходить, предлагать свои услуги. Первые службы, первые субботники. Кроме церкви, надо было реанимировать кладбище. Всем этим и занялся батюшка с матушкой и прихожане. Мусор с Туговой вывозили КАМАЗами. Сегодня это прекрасный белый храм с куполами и колокольней.

Мусор с Туговой вывозили КАМАЗами

На приходе было много маленьких детей. Двухэтажное деревянное здание, которое городская власть отдала церкви под воскресную школу, гудело как улей. Рядом, в таком же доме, поселилась семья Денисовых. У них детей семеро, трое из которых родились в туговский период. Потом приходу отдали здание вытрезвителя. Государство именно в это время очень удачно начало закрывать эти дома скорби.

И потянулись в приход многодетные: Жуки, Фадеевы, Дудины, Соколовы. Всех не перечислишь… Кто из бизнеса, кто с Северной железной дороги, кто из медицины, кто из художественной мастерской.

Каждую весну батюшка возил приход за город сажать картошку, а осенью – ее убирать. Квасили капусту на всех. После литургии в воскресной школе кормили до ста человек и больше. Престол на Параскеву Пятницу и День ангела тогда еще отца Димитрия выливались в народные праздники. Батюшка как-то всегда хорошо дружил с главами района, где находится Туговая гора. По народному Туговка. Было их за 28 лет несколько. И все уважали его и, чем могли, помогали.

На Рождество устраивали елку для детей всего района в Доме культуры. Идя навстречу пожеланиям трудящихся в лице матушки Галины, я посылала съемочную группу нашего телеканала отразить это мероприятие. Когда возвращались, неизменно спрашивала:

– Что, опять Ярослава снимали?

Ярослав – бойкий черноглазый мальчик из первой волны туговской воскресной школы. Он со знанием дела рассказывал библейские истории, жития святых. На рождественской фотографии он в костюме волхва стоит прямо над архиепископом Михеем. В свои 8–10 лет он был уже даже не детская, а вполне взрослая энциклопедия. Сегодня иеромонах Андроник (Пантак) – один из главных экспертов по религиозным вопросам на телеканале «Спас», где его можно видеть в самых разных передачах. Он такой же веселый и заинтересованный, каким был в детстве. Только с бородой и усами. На сайте Сретенской духовной семинарии о нем сообщают: «внимательно относится к своей духовной жизни, благоговейно несет служение, защитил магистерскую диссертацию по профилю ‟пастырское богословие” на тему: ‟Послание святого апостола Павла к Филиппийцам”». А начиналось все в воскресной школе на Туговой горе, при церкви Параскевы Пятницы в Ярославле. У отца Дмитрия Денисова и матушки Галины.

Владыка Михей в окружении детей воскресной школы. Рождество, 2004 г.

Как-то отец Димитрий, узнав, что я собралась на Рождество в Москву, дал мне задание:

– Купишь икру, красную рыбку и навестишь отца Наума. Он лежит в больнице, на Пироговке. Пойдешь утром, пока все отсыпаются после ночной службы, а то потом не протолкнешься, будут стоять на лестнице до выхода.

Я четко поняла, что с Рождественской службой пролетаю. Для неофитов большую печаль трудно придумать. Моя духовная наставница монахиня Елизавета, личный врач тогда уже почившего митрополита Иоанна (Вендланда), строго сказала в ответ на мои терзания:

– Послушание выше всего. Сказал батюшка, надо идти.

И действительно, у архимандрита Наума (Байбородина), в его палате в больнице на Пирогова, неподалеку от Ново-Девичьего монастыря, никого не было. А может быть, так получилось по молитвам отца Димитрия. О знаменитом старце я тогда ничего не знала. Не знала, что ездит к нему пол-православной России. Как не знала и о том, что множество священнических, и не только священнических, семей Ярославской епархии находились под его духовным руководством и жили по его благословению. В том числе и семья Денисовых, где три брата были священниками, одна сестра – матушка, замужем за протоиереем Николаем Лихомановым. Сегодня оба они монахи: епископ Вениамин и игумения Иоанна. Еще одна сестра отца Димитрия со своей семьей – тоже при храме. Это новое явление, жизнь по благословению старца, мне еще предстояло постичь, в том числе и благодаря тому заданию, которое мне дал отец Димитрий Денисов.

Сама я переживала в это время такой период, когда, отправляясь в Москву, брала с собой сумку книг с трудами митрополита Иоанна (Вендланда). Их мы издавали с Елизаветой Александровной Александриной, монахиней Елизаветой. Я ходила по Москве и буквально раздавала их батюшкам, даже совершенно мне незнакомым.

Вот и к отцу Науму я взяла целую стопку изданных нами книг. Он меня поблагодарил и внимательно рассмотрел каждую, сказал, что знал митрополита Иоанна. И действительно, в архиве владыки я потом нашла теплые поздравительные открытки от отца Наума. Палата, куда я прошла без всякого труда, была рассчитана на четверых. Но располагался там один отец Наум со своим келейником. Все пустые кровати, все полочки, тумбочки, подоконники, выступы и уступы были заставлены иконами.

Провела я в этой палате часа три. Келейник в это время бегал по соседним храмам в поисках какого-нибудь свободного священника. Дело в том, что отец Наум объявил на своем этаже в больнице сбор некрещеных и назначил время Крещения – 7 января, утро. Кто-то из московских батюшек, который должен был по договоренности крестить, почему-то не пришел. А люди уже настроились. Вот отец Наум и послал найти хоть кого-нибудь. Келейник периодически прибегал с отчаянным выражением лица, отчитывался, в каких храмах побывал: все отдыхают после ночной службы. И старец посылал его на новые поиски, сказав, чтоб без священника не возвращался.

Запомнилось, что отец Наум меня подробно расспрашивал о жизни в нашей епархии. А этот что? А там что? А почему так, а не эдак. Что я могла рассказать? Да ничего. Но ему почему-то надо было знать мнение и такого неосведомленного человека. Он говорил, что люди стали безответственные. Вот и батюшка: обещал и не пришел.

Когда я простилась, передав все приветы и гостинцы от семьи Денисовых, и пошла в сторону Ново-Девичьего монастыря, мне опять встретился раскрасневшийся келейник. Дела его были плохи. Увидев меня, он виновато развел руками и побежал в сторону больницы.

Архимандрит Адриан

Что я еще могу сказать об отце Димитрии? Те три раза, что моя бедная, прожившая советскую жизнь мамочка причастилась, причащал ее именно отец Димитрий Денисов. Я рассказала ему, что детство мамы прошло в детском доме, потому что раскулаченные родители умерли в коллективизацию. Что советская пропаганда свое дело сделала: мама к церкви и «попам» относилась, мягко говоря, без доверия. Но для наших священников призыва 1990-х это не было препятствием. Про нашу советскую жизнь они все знали.

Один раз отец Димитрий причастил маму в церкви, второй раз – у меня дома, когда мама слегла, и третий раз – в больнице, за несколько часов до смерти.

Те три раза, что моя мамочка причастилась, причащал ее именно отец Димитрий Денисов

Маму вместе с ее собакой колли я привезла в Ярославль с Украины. Деть Алису было некуда, и, конечно, она жила у нас в квартире. Перед приходом отца Димитрия я сильно переживала, как он к этому отнесется, потому что где-то слышала, что иконы в доме и присутствие собаки несовместимы. Батюшка ласково потрепал нашу добродушную собачину, ни слова не сказал осуждающего, понимая обстоятельства нашей жизни. А потом каждый раз спрашивал о ней: как там твое хозяйство?.. Отец Димитрий до рукоположения был ветеринаром.

…Батюшка служил литургию, когда тяжело больная раком матушка Галина начала умирать.

– Идите, попрощайтесь, – сказал он нам, когда мы подошли ко кресту. – Больше не увидите.

Был конец августа, вся Туговка была в цветах. Заканчивалась эпоха нашего церковного детства, мы выходили во взрослую жизнь.

А десять лет спустя умер и отец Адриан, так нашего отца Димитрия назвали в монашеском постриге. 13 апреля исполняется 40 дней с его кончины. После Нового года узнал он о своей болезни.

– Леонидовна, сильно спина болит, – сказал он, когда после литургии мы подошли ко кресту.

На Сретение неожиданно приехал владыка Феодор, митрополит Волгоградский и Камышинский. Его недавно с Переславской кафедры перевели в Волгоград. И все гадали, почему он так неожиданно приехал. Оказалось, попрощаться с отцом Адрианом. С амвона владыка Феодор сказал, что батюшка очень болен и, скорее всего, скоро уйдет. И то, о чем вслух не говорили, стало явным.

После бессмысленной поездки в Москву, на обратном пути в Ярославль, отца Адриана завезли в лавру. До Свято-Троицкого собора его везли на колясочке, а последние шаги к мощам преподобного Сергия он сделал самостоятельно.

…Сколько прекрасных воспоминаний подарила нам наша Церковь. Но одно из самых памятных и радостных – первая Пасха в церкви Параскевы Пятницы на Туговой горе в 1991-м году. Людей было битком. Пришли и цыгане из соседней слободки. Разговлялись в трапезной. В пять минут исчезли со столы кружочки вареной колбасы.

А потом мы пешком шли домой на Суздалку и пели песни.

«Поразительно счастливый человек»

Простые слова, действенная молитва, чрезвычайно важные откровения и незабываемые встречи. Псково-печерского старца архимандрита Адриана (Кирсанова) вспоминают те, кому посчастливилось общаться с этим «поразительно счастливым человеком».

Архимандрит Адриан (Кирсанов)

«Он не отмучился — он отрадовался»

Епископ Егорьевский Тихон, наместник московского Сретенского монастыря:

— Последний раз мне довелось увидеть отца Адриана около месяца назад. Он был очень слабенький, но принял меня. Мы с ним смогли немножко побеседовать, вспомнить о прошлом. Я знал его больше 35 лет — для меня это огромное счастье.

В день нашей встречи он, помню, был удивительно светлым и радостным. Как, впрочем, и всегда. Я не помню его угрюмым. Многим внешне он мог казаться сердитым, но на самом деле отец Адриан не был таким. Он просто был сосредоточен в Боге, молитвенно собран в себе.

Отец Адриан — поразительно счастливый, если так можно сказать про подвижника, человек! Это средоточие в нем счастья в который раз и в эту нашу встречу меня просто изумило.

Конечно, у него были старческие немощи: 97-й год, что там говорить. Но про него нельзя сказать, как про других: вот, «человек отмучился». Он — отрадовался.

Отрадовался о Боге радостью временной и перешел в радость вечную.

«Отец Адриан оставил нам
очень важное откровение своих последних дней»

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря:


— Один мой знакомый после того, как крестился, тут же поехал в Псково-Печерский монастырь и сразу стал свидетелем отчитки бесноватых, которую проводил ныне почивший старец Адриан, и увидел, как бесноватые реагируют на его молитву. Это настолько поразило новопросвещенного христианина, что он, вернувшись домой, стал ревностно подвизаться, постоянно читать Псалтирь…

В своих беседах незадолго до смерти отец Адриан озвучил удивительную вещь. Он, просматривая свою жизнь, понял, что вся его деятельность по отчитке бесноватых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уверения современного Фомы», как это видно из случая с моим новопросвещенным знакомым. Однако напрасна с точки зрения собственно помощи самим бесноватым.


— Не было, — говорил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов (Мф. 12: 45).

И эти люди снова появлялись на отчитках…


А еще сокрушался:


— Это же Господь попускает беснование как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, получается, снимаю?


Когда приходится причащать бесноватых, так им и говоришь:


— Это ваш крест. Все равно, как бес будет действовать: снаружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спасаются.

Меня отец Валериан Кречетов в свое время благословлял в Отрадном помогать одной такой бесноватой. Бес, буквально по Писанию, «бросал ее и в огонь, и в воду». То есть она вдруг обнаруживала себя упиравшейся кистями рук в зажженную конфорку газовой плиты и получала при этом тяжелые ожоги. Либо внезапно падала в водоем. И еще с размаху ударялась головой о каменный пол в храме. Я неоднократно бывал у нее дома и был свидетелем того, как она ежечасно повторяла одну и ту же молитву, начинавшуюся словами: «Благословен день и час…». Однажды я вместе с другим прихожанином и одновременно певчим храма в Акулово (ныне тоже священником), повез ее на исцеление в некую лечебницу, о существовании которой мы узнали по объявлению в газете. Но она сама, смиренно принимая попущенное, отказывалась от облегчения своей участи. Когда мы прибыли по указанному в газете адресу, то она быстрее нас поняла, что помощь ей собираются оказать экстрасенсы, и наотрез отказалась от такой «помощи», называя этих целителей колдунами. Так страдая, она вымаливала свой род. Она происходила из многодетной семьи, осиротевшей во время Великой Отечественной войны. Вместе со своими братьями и сестрами воспитывалась в детдомах. Никто кроме нее не стал верующим, и она взяла на себя подвиг всех их вымолить… Постоянно ходила в Церковь. Кончина у нее была светлая. Человек отмучился, но спасся. Наш народ сильно согрешил пред Господом: это и события столетней давности, и последующие десятилетия насаждаемого атеизма — люди до сих пор пожинают эти горькие плоды отступления от Бога.

Архимандрит Адриан (Кирсанов) У отца Адриана было видение: бес блуда кружил над Россией и кричал: «Всю молодежь я потоплю в блуде, никто от меня не уйдет». Злые духи терзают, если не изнутри, то снаружи, разврат — это то же самое бесовство.

Очищение происходит большими скорбями и трудами — только тогда есть надежда войти в Царство Небесное. Как говорил другой Псково-Печерский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Грех входит вагонами, а выдавливать его из себя приходится по чайной ложке».

Отец Адриан оставил нам это очень важное откровение своих последних дней: сколько он сам претерпел мести от этих изгнанных им бесов, а эти люди не шли в Церковь, не каялись по-настоящему, не причащались, и эта демоническая реальность вновь поглощала их.

…И тем отчетливее свидетельство Света Истинного (Ин. 1: 9), явленного в жизни самого отца Адриана.

«Он был очень смиренным и часто незаметным для окружающих»

Монахиня Корнилия (Рис), редактор английской версии сайта Православие.Ru:

— Я была духовным чадом отца Адриана в начале 1990-х, когда жила в Печорах. Полтора года я окормлялась у него и общалась с ним очень тесно, ничего не делала без его благословения. И именно он благословил меня уйти в монахини. С тех пор наш земной контакт, к сожалению, прекратился, но надеюсь, что он всегда молился за меня.

Несомненно, отец Андриан был настоящим старцем. Так о нем говорил, например, и отец Иоанн (Крестьянкин). Хотя многие, кто находился рядом с ним, его таковым не признавали, потому что он был очень смиренным и часто незаметным для окружающих. Я просто не помню столь же смиренных людей, разве что немногие другие старцы.

В плане духовного наставничества он был очень строг. Некоторые из братии из-за этого избегали его советов. Но сам он жил очень интенсивной духовной жизнью. Думаю, у него был огромный духовный внутренний мир, о котором мало кто знал.

Еще он много лет занимался отчиткой бесноватых. Причем это была не его воля — ему дали такое, можно сказать, поручение. Началось это еще в Троице-Сергиевой лавре, а в Печорах он жил как в ссылке. Его удалили от лавры, потому что отчитывание им бесноватых вызвало большое недовольство советской власти.

И поскольку он отчитывал бесноватых, вокруг него всегда было много таких людей. Они даже переезжали жить рядом со старцем, потому что при очитке им становилось легче. И поскольку отец Адриан ими занимался, он взял на себя их лечение и духовное выздоровление, держал их в очень строгом послушании. В основном это были женщины, многие из которых вели полумонашеский образ жизни, словно они уже жили в монастыре. Они работали где-то в городе, скажем, в больнице или детском саду, но постились как монахини и вообще вели очень строгую жизнь. И поскольку вокруг него было много больных и бесноватых женщин, то некоторые монахи его даже побаивались.

Жизнь отца Адриана была очень трудной. Он родился после революции в очень благочестивой семье, и ему было трудно смотреть на то, что творится вокруг, когда преследовали священников и верующих, разрушали храмы и прочее.

Потом началась война. Старец говорил, что Господь сохранил его тем, что он никого не убивал, и что его совесть — как священника — чиста.

Когда я была в Печорах, то видела, что он очень много болеет, что усугублялось тем, что он занимался очитками, а это дело очень непростое. Несмотря на то, что он совершал отчитки по благословению, ему приходилось очень много страдать от козней дьявольских.

Но что касается меня лично, то могу сказать, что он изменил мою жизнь, при нем у меня сформировалось твердое желание принять монашество.

Он был очень крепкий духом и очень строгий в жизни. Например, его распорядок дня был таков: он ложился очень поздно — в двенадцать или позже, потому что читал правило или принимал людей, но в три часа ночи он снова вставал, чтобы вновь читать монашеское правило. После ночного чтения правила он мог немного отдохнуть, но потом снова начинал принимать людей или служить, и я предполагаю, что перед этим он уже не спал.

Что может вызвать слезы у атеиста?

Юрий Силуанов:

— Когда у меня была очень серьезная проблема, по благословению наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), меня провели в келью старца.

Физически он был, можно сказать, истощен, но от него исходила такая сила духа, такая благодать, что он буквально светился!

Я ему изложил свою проблему, а он так просто-просто сказал:

— Ну, не переживай. Все образуется. Молись. Это Господь посылает искушение.

— Искушение за какие-то мои грехи?.. — стал допытываться я.

— Кто его знает, — опять просто ответил он. — Это только Господу Богу известно.

— Батюшка, а когда эти искушения закончатся? — не унимался я. Происходящее тогда действительно было невыносимым.

— Нам сроки Господи неведомы. Но закончатся — это совершенно точно!

Благословил. Помазал меня маслицем.

Мы поговорили с ним и на какие-то другие темы. Это было очень удивительно: человек, который не читает прессу, не смотрит телевизор, не слушает радио, был в курсе всего и, я так понимаю, знал все, свидетелями чего мы потом становимся, с опережением. Потому что он прозревал суть времени.

Видел, как мамона завоевывает все больше и больше душ и на территории некогда Святой Руси воцаряется золотой телец…

Какие муки претерпело поколение старцев — отца Адриана, батюшки Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова! Но в них была такая сила против греха!

Старцы Иоанн (Крестьянкин) и Адриан (Кирсанов)

— Молись, молись! Господь лучше нас знает, когда нам посылать искушения, когда их заканчивать, когда новые попускать… — наставлял отец Адриан. — Молись, молись! Господь не без милости, услышит молитвы.

— Батюшка, молюсь, да вот что-то никак, — посетую, бывало, я.

— Сроки Господни нам неведомы, — вновь напомнит он.

Когда в прошлом году у моего сына стало происходить что-то непонятное в жизни, явно связанное с колдовским воздействием, то я повез его к отцу Адриану.

Старец уже никого не принимал. Но сделал исключение.

Сын у меня был в детстве крещен, но потом уже редко бывал в церкви. И то разве что зайдет свечку поставить… В загробной жизни, как и многие из молодых, сомневался:

— Пап, ну, как это возможно? Столько миллиардов до нас уже поумирало… И что же: они где-то и сейчас живут? Где же стольким разместиться?

Такие вот у него были типичные «захожанские» представления.

Отвез я его к отцу Адриану. Минут 15 они беседовали. И вот этот крепкий 30-летний парень, преуспевший в бизнесе, выходит со слезами на глазах:

— Пап… А что это было?

— Ты, сынок, побеседовал с тем, для кого святость не является отвлеченным понятием.

Видя таких людей, даже самые закоренелые атеисты перестают верить в тотальную победу смерти над жизнью.

Христос Воскресе!

Как отец Адриан «ничего не делал»

Иеромонах Косма (Афанасьев), насельник Донского монастыря:

— Я поехал в Псково-Печерский монастырь в надежде увидеться с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Иду к нему, а тут выясняется, что он не принимает. А мне уже уезжать надо… Что делать?

Кто-то из братии мне посоветовал:

— А ты иди к отцу Адриану.

Я и пошел:

— Поговорите со мной…

— Да я так устал… — отнекивается.

Я сник.

А он вдруг развернулся:

— Ну, ладно, пойдем.

Обнял меня и начал рассказывать мне всю свою жизнь! Какие у него проблемы были, искушения. Слова мне не дает вставить! Какие на него гонения устраивали, как унижали его.

Я сижу, думаю: «Мне бы со своими проблемами разобраться…»

А он все говорит и говорит.

И только в конце я понял, что он рассказал мне про все, что мне тогда так хотелось спросить! Он, и рта не дав мне раскрыть, разрешил все мои вопросы.

Архимандрит Адриан (Кирсанов) На душе стало так легко, как будто я только что причастился. Я пронзительно ощутил Божественное присутствие.

Последний раз приезжаю к нему, а он так развеселился:

— Коська приехал! Коська приехал!

Столько радости в нем было! Такая преизобилующая благодать!

Батюшка в последние годы уже слабенький был. Благословит, маслицем тебя помажет, — а у тебя самого откуда ни возьмись силы берутся.

Помню, я как-то к нему приехал, а он говорит:

— А кто я? Все какие-то люди приезжают ко мне. Из Канады приезжают, из Европы… Какой-то губернатор подарил мне грамоту. А что я? Сижу в келье, ничего не делаю.

Отцу Адриану я очень благодарен. Молюсь: да упокоит его со святыми Своими Господь.

В жизнь вечную

Михаил Московский:

— В 2013 году моей маме поставили диагноз: рак 4-й стадии. Уже были метастазы в позвоночник. Она очень сильно страдала. Я поехал в Псково-Печерский монастырь. В первый раз попасть к отцу Адриану я не смог. Вернувшись в Москву, передал через одного монаха Сретенского монастыря посылочку старцу, вложив в нее записку, где был подписан и мой городской телефон.

Через некоторое время звонок:

— Батюшка Адриан вызывает вас к себе.

Я приехал и, на удивление, несмотря на множество народа, смог к нему попасть.

Захожу: худенький старчик сидит на табуретке.

— Ты не переживай. Твоя мама будет жива. Она исцелится.

Я не понял. Попросил повторить.

— Ты ее пои отваром липы, — сказал он, — и почаще соборуй и причащай.

Я тут же, выйдя от старца, звоню домой, сбивчиво объясняю, чтобы сходили в аптеку за липой.

— Ты что, с ума сошел? — слышу в трубку.

А мама действительно уже от боли теряла сознание.

— Делайте, что говорят!

Стали мы ей по капельке в рот вливать отвар, а главное — соборовали и причащали. И она очень быстро пошла на поправку.

Так что мы даже вместе засобирались к отцу Адриану. По телефону он сам практически никогда не говорил, а тут вдруг слышу от него в трубку:

— Нет, не приезжайте. Доживем до Пасхи — там видно будет.

Архимандрит Адриан (Кирсанов)

А мама чувствовала себя уже очень бодро…

Причастилась в Великий Четверг. Пособоровалась перед Пасхой. А потом резко сдала и в пятницу Светлой седмицы, на празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», отошла ко Господу.

Я только тогда понял смысл сказанных батюшкой слов.

Раком заболел и мой отец. Ему, как и маме, было 80 лет. А он некрещенный! Еще и упирается: не хочу — и всё! Я к батюшке Адриану. Только по телефону взял благословение, а сестра тут же сообщает, что как раз в это время отец вдруг и говорит:

— Согласен.

Батюшкины молитвы очень сильны.

Отец тогда был уже в больнице. «Кого, — думаем, — к нему туда вести, чтобы он не прогнал священника?..»

Нашли одного иеромонаха. Он нас выслушал, а как узнал про отца Адриана, вдруг остановился:

— А отец Адриан благословил крестить?!

Звоню старцу. Келейница ему передает вопрос, а я слышу, как батюшка называет иеромонаха по имени и благословляет:

— Пусть крестит!

Я отключил телефон, а келейница мне потом рассказывает, что именно в этот момент отец Адриан вдогонку произнес:

— А что завтра? Сегодня нужно!

И тут мне внезапно звонит отец:

— Меня срочно на операцию забирают…

— Согласны креститься?

— Да!!

Только покрестили и причастили отца, как входят медсестры готовить его к операции.

Операция была сложная, полосная. Слава Богу, он выжил. Какое-то время еще пожил. Причащался, соборовался.

Хоронили отца на Преображение в 2014 году. Он отошел ко Господу со всем и всеми примиренный. Со светлым, каким-то светящимся, точно преображенным лицом. Даже детвора к его гробу как-то тянулась и совсем не боялась.

— Я за некрещенных не молюсь, — помню, говорил отец Адриан.

А отец покрестился, и молитва старца его тоже коснулась.

Также знаю, что отец Адриан вымолил мужа одной своей духовной дочери. Этот человек жил раньше как-то непутево, пока у него не случился третий инсульт. Он реально оказался в аду, со всех сторон терзаемый бесами: «Он не ходил в Церковь!», — а он кричал: «Я ходил! Я ходил!», — и тут вдруг появился отец Адриан. Старец его вывел оттуда и причастил. Потрясающе то, что они вместе во всех подробностях помнили произошедшее. Тот после пережитого глубочайшим образом покаялся и полностью переменил свою жизнь. Он до сих пор жив. Я с ним недавно общался.

Года два назад мы, помню, разговаривали с отцом Адрианом и договорились: две Пасхи еще поживет.

И действительно: прошли две Пасхи!

Я у него был в минувшее воскресенье. Мы так хорошо с ним поговорили. Он даже смеялся. Шутили вместе.

К своим болезням отец Адриан относился спокойно:

— Благословят лечиться — буду, нет — не надо.

Ему несколько лет назад предложили сделать операцию на катаракте. Он разговаривал со своей духовной дочерью инокиней Макарией, и вдруг у нее спрашивает:

— Соглашаться или нет на операцию?

— Батюшка, ну, если вы в мир сейчас уйдете, вытащат вас туда из монастыря ради операции, — вы же уже другой будете…

— Точно! Никуда я не пойду. Все, что надо, я и так вижу.

У него уже было другое зрение. Почему было? Есть! Ни на долю секунды не сомневаюсь, что отец Адриан сейчас просто ликует!

Скорби как таковой нет. Ты даже знаешь, что все также можешь к отцу Адриану обратиться.

Вечная память!

Седмица 40-я по Пятидесятнице. (29 февраля – 6 марта)

29 февраля, в понедельник, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон посетил Паломнический центр, затем встретился с ответственным за проведение XVIII Корнилиевских православных образовательных чтений игум. Хрисанфом (Липилиным).

Вечером отец Наместник с собором священноиноков служил полиелей свщмч. Ермогену, Патриарху Московскому и всея России, чудотворцу в Сретенском храме.

1 марта, во вторник, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Порховского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, начали работу XVIII Корнилиевские православные образовательные чтения.

Перед началом Чтений в Успенском соборе Наместник Архимандрит Тихон отслужил заупокойную литию по Старцу архим. Иоанну (Крестьянкину) и псковским воинам-десантникам, погибшим в Чечне 16 лет назад. Затем был совершен молебен прпмч. Корнилию.

На имя отца Наместника пришли поздравления в связи с открытием Чтений от Зам. Губернатора Псковской обл. В.В. Емельяновой, начальника Государственного управления образования Псковской обл. А.В. Седунова, ректора ПсковГУ Ю.А. Демьяненко.

На пленарном заседании, прошедшем в Паломническом центре, Наместник Архимандрит Тихон сделал доклад на тему «Духовное наследие Старца архим. Иоанна (Крестьянкина)».

По окончании заседания состоялся концерт, в котором приняли участие исполнители православных песен Елена и Александр Михайловы.

Во время ужина участникам Чтений был показан фильм «Старец архим. Иоанн (Крестьянкин) и его сподвижники».

2 марта, в среду, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон принял участие в библиотечной секции Корнилиевских чтений.

Затем отец Наместник в Братской трапезной встретился и побеседовал с участниками Чтений, а также от лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Порховского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, поблагодарил их за труды по их организации.

На общешкольном родительском собрании Наместник Архимандрит Тихон сделал сообщение на тему «Ответственность родителей за духовно-нравственное воспитание детей».

Видео.

3 марта, в четверг, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон посетил Паломнический центр, подготовил к изданию очередные Псково-Печерские листки со своими докладами на XVIII Корнилиевских православных образовательных чтениях.

Вечером отец Наместник возглавил крестный ход с мощами св. прпмч. Корнилия из Успенского в Михайловский храм, где с собором священноиноков служил Всенощное бдение с акафистом в честь преподобномученика.

4 марта, в пятницу, в обители были отслужены две Божественные литургии.

Позднюю Божественную литургию в Михайловском храме служил Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков, а зтем возглавил крестный ход с мощами св. прпмч. Корнилия из Михайловского в Успенский собор.

После Братской трапезы и Чина о Панагии отец Наместник встретился с паломниками из Санкт-Петербурга и Москвы.

Вечером, накануне Вселенской родительской субботы, Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков совершил заупокойный парастас в Михайловском соборе.

5 марта, в субботу, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков служил позднюю Божественную литургию в Михайловском соборе.

Вечером отец Наместник с собором священноиноков служил Всенощное бдение в Михайловском соборе.

Начинается Неделя мясопустная, о Страшнем суде, когда не вкушается мясная пища.

Также в эту неделю в среду и пятницу не совершается Божественная литургия.

6 марта, в воскресенье, в обители были отслужены две Божественные литургии.

Позднюю Божественную литургию в Михайловском храме служил Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков.

После Братской трапезы и Чина о Панагии отец Наместник встретился с паломниками из Москвы и Ханты-Мансийска.

Вечером Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков совершил акафист Успению Божией Матери.

Однажды, после нескольких томительных дней ожидания, мы смогли попасть в келью старца Адриана под шёпот келейника: «Заболел батюшка. Мы из Пскова уже “скорую” вызвали, чтобы госпитализировать его. Не задерживайте батюшку, а?!» Но и без слов келейника видно: батюшке плохо, и благословляющая рука обжигает огнём. Все стараются говорить кратко, и лишь один инок разливается соловьём:

— Ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что истинных старцев уже не стало и даже в монастырях не владеют Иисусовой молитвой.

— Покороче можно? — шепчет келейник.

— Ну, если вкратце, то ещё святые отцы утверждали: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Вот у нас в монастыре не братия, а братва, и отец наместник — дракон.

— Значит, хочешь уйти из монастыря? — спрашивает батюшка. — А знаешь ли, брат, что монах, покинувший свой монастырь, приравнивается к самоубийце и даже лишается христианского погребения?

— Мама болеет, — сникает инок, — и просит разрешения вернуться домой.

— Вот и меня мама о том же просила. И была, брат, такая история….

Впрочем, эту историю я уже знаю от московских знакомых старца. А дело было так. Однажды отец Адриан получил от матери слёзное письмо, где сообщалось: сгорел их дом, живут теперь в землянке. А в землянке в дожди вода по колено, и тяжело заболела мать. Вот и умоляла мать сыночка хотя бы на время оставить монастырь, заработать денежку и построить им дом, ибо помощи ждать больше не от кого. Из монастыря отец Адриан тогда не ушёл, но денно и нощно молил святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Долго ли молил, не знаю, но вдруг приносят ему сумку с деньгами, а в сумке записка с просьбой передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом. Кто прислал эти деньги — до сих пор неизвестно. Но когда, купив дом, мать о. Адриана стала осматривать его, то обнаружила на чердаке большую икону Николая Чудотворца, и святитель улыбался ей.

— Тяжело тебе, брат, понимаю, — утешает батюшка инока и суёт ему в карман свёрток с деньгами. — Тут мне денежки передали, а ты матери их перешли, чтоб лекарства самые лучшие и питание хорошее. Главное, веруй: не оставит Господь.

— Погибаю я, батюшка, — плачет инок. — Хочу спастись, а осуждаю всех.

— А на это вот что скажу…

Но договорить им не дают — приехала «скорая». А батюшка всё силится продолжать приём, обращаясь теперь ко мне:

— Прошу, ответь на это письмо.

Беру у батюшки нераспечатанное письмо от знаменитой спортсменки-чемпионки, из которого позже узнаю: после травмы позвоночника спортсменку парализовало. Никакое лечение не помогает, но в Бога она верует, крещена ещё во младенчестве, и знакомый священник причащает её на дому.

— Напиши ей, — диктует ответ батюшка, — что она некрещёная. А что крестили её во младенчестве, она ошибается. Теперь многие ошибаются так. А после крещения ей полегчает — и глядишь, на поправку пойдёт.

— Батюшка, но вы же не прочли письмо и даже не распечатали его, — недоумеваю я.

— Разве не прочёл? — удивляется старец и даёт последние наставления. — Без меня ходи к батюшке Иоанну (Крестьянкину). Он духовный, а я кто? Это раньше были великие старцы, а теперь остались одни старички.

Много позже архимандрит Иоанн (Крестьянкин) напишет мне в письме: «Отец Адриан — вот истинный старец, а я лишь душепопечитель». И слово в слово повторит сказанное отцом Адрианом о былых великих старцах и нынешних старичках, имея в виду самого себя.

Старцы иногда говорят одинаково, но они очень разные. У архимандрита Иоанна дар слова, и к нему часто ездили в ту пору именитые интеллектуалы, чтобы послушать богомудрые поучения старца. А к батюшке Адриану всё больше лепится тот горемычный народ, где жизнь — скорбь на скорби и одолевают болезни.

— Да что вы ходите за мной толпами? — сокрушается батюшка. — Я же не Пантелеимон Целитель. Господи, покоя нет и помолиться не дают.

Покоя батюшке, действительно, нет. Вот и сейчас «скорую» облепил народ. Женщины плачут, жалея батюшку. А отец Адриан раздаёт им в утешение приготовленные в дорогу припасы, вручая пакет фруктов и мне.

— Батюшка, да полно у нас дома фруктов, — отказываюсь я. — Лучше дайте напоследок духовный совет.

— Ты о чём?

— О том, как жить.

— Как жить? — задумывается батюшка. И говорит проникновенно, как говорят о личном. — А ты живи просто. Смотри, куда ножки Христа идут, и иди за Ним.

«Скорая» увозит батюшку в областную больницу, а я вдруг понимаю — ножки Христа ведут на Голгофу. Это тесный путь, но иного нет.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *