Станиславский кто он

Биография Константина Станиславского

Станиславский играл роли Фамусова в «Горе от ума» (1906) Александра Грибоедова, Ракитина в «Месяце в деревне» (1909) Ивана Тургенева, Крутицкого «На всякого мудреца довольно простоты» (1910) Александра Островского, Аргана в «Мнимом больном» (1913) французского драматурга Жана Батиста Мольера, Кавалера в «Хозяйке гостиницы» итальянского драматурга Карло Гольдони (1914).

В 1918 году Константина Станиславского пригласили создать при Большом театре оперную студию, вскоре ставшую самостоятельной и получившую название Оперного театра студии имени К.С. Станиславского (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Режиссером были поставлены оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.

Первой постановкой Станиславского в МХТ после революции стал «Каин» английского поэта Джорджа Байрона (1920), известность получил спектакль «Ревизор» (1921) Николая Гоголя.

С 1922 по 1923 год вместе с труппой Московского художественного театра Станиславский выезжал на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами «метода Станиславского» в Европе и Америке.

Деятельность Станиславского в 1920-1930-е годы определялась его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В то время Художественному театру предъявлялись социально-политические обвинения, в прессе звучали обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность. Постановка «Горячего сердца» (1926) по пьесе Александра Островского стала ответом на эти нападки.

Стремительная легкость темпа отличала «Безумный день, или Женитьба Фигаро» французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1927).

После тяжелого сердечного приступа, случившегося с режиссером в юбилейный вечер в Художественном театре в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. В 1929 году он вернулся к работе, сосредоточившись на теоретических поисках и на педагогических пробах своей системы.

В 1935 году создал Оперно-драматическую студию (В 1948 году на базе студии был создан Московский драматический театр имени К.С. Станиславского).

Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стал его труд «Моя жизнь в искусстве», изданный в 1924 году в США, а в СССР в 1926 году. В 1938 году был опубликован первый том его книги «Работа актера над собой».

Константин Станиславский был удостоен различных званий и наград. Он был почетным академиком Российской академии наук (1917), Академии наук СССР (1925). В 1936 году Константину Станиславскому было присвоено звание народный артист СССР. Он был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Константин Станиславский скончался в Москве 7 августа 1938 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Константин Станиславский был женат на Марии Петровне Лилиной, урожденной Перевощиковой (1866-1943), – актрисе Московского художественного театра, народной артистке РСФСР.

В семье было трое детей. Первая дочь Ксения умерла в 1890 году в младенчестве. Дочь Кира Алексеева (1891-1977), бывшая замужем за известным художником Робертом Фальком, занимала пост директора Дома-музея Станиславского (был открыт в московском доме режиссера в 1948 году).

Сын, Игорь Алексеев (1894-1974), был женат на Александре Толстой, внучке писателя Льва Толстого.

В 1941 году на базе оперного театра студии имени К.С.Станиславского и музыкальной студии Владимира Немировича-Данченко был создан Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

В 1963 году имя Станиславского было присвоено Карагандинскому областному русскому драматическому театру (ныне Карагандинский государственный русский драматический театр имени К.С. Станиславского).

В 1992 году была создана международная общественно-благотворительная организация – Фонд К.С. Станиславского. Под патронажем фонда было возрождено бывшее имение Станиславского «Любимовка» и создан международный театрально-культурный центр.

Учреждена Международная премия Станиславского, присуждаемая актерам, режиссерам, театральным педагогам и исследователям, организаторам театрального дела за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового театрального искусства.

С 2004 года проводится Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского», в котором принимают участие ведущие мировые театры и режиссеры, своим творчеством развивающие систему Станиславского.

Именем Станиславского названы улицы в различных городах России и ближнего зарубежья.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Константин Любимов

Нашли ошибку? Добавить инфо →

Константин ЛюбимовKonstantin Lyubimov Подписка на обновления… Результаты уик-энда Зрители55 023978 534 Деньги11 974 040 руб.242 564 841 Цена билета217,62 руб.28,65 27.03 — 29.03 Лучшие фильмы — Top 250 182. Военный ныряльщикMen of Honor 8.089 183. СхваткаHeat 8.088 184. Октябрьское небоOctober Sky 8.086 185. Принцесса МононокеMononoke-hime 8.085 186. ЗнахарьZnachor 8.085 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 15. Чудо-женщина: 1984Wonder Woman 1984 87.61% 16. Фантастические твари и где они обитают 3Fantastic Beasts and Where to Find Them 3 87.60% 17. Аватар 3Avatar 3 86.84% 18. Отряд самоубийц 2The Suicide Squad 85.72% 19. Аватар 4Avatar 4 84.44% ожидаемые фильмы Новые рецензиивсего Тёмное наследиеInheritance3 Алита: Боевой ангелAlita: Battle Angel164 Моя собака ИдиотMon chien Stupide7 Хороший докторDocteur?5 Игра родом из АнглииThe English Game2 Сегодня в кинорейтинг афиша Скоро в кинопремьера Морские паразитыSea Fever04.06 Заклятье. Дом 32Malasaña 3204.06 #яздесь#jesuislà04.06 Любовь на троихEndings, Beginnings11.06 Корпус Зеленых ФонарейGreen Lantern Corps19.06 премьеры

Цитаты Станиславского

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат режиссера Константина Станиславского.

Автора знаменитой системы Станиславского, театрального новатора.

Цитаты сведены по темам: система Станиславского, театр, жизненная этика, искусство, режиссер, о себе, о жизни, актер, талант и желание.

О системе Станиславского

Не верю!

Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.

Сцену нужно сделать, а потом сыграть.

Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю — физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой).

Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным.

Мучительно не быть в состоянии верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя.

Чувство зафиксировать нельзя.

Понять — значит почувствовать.

Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством.

Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств.

75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.

Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.

Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок!

Это закон дешёвого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!

О театре

Театр начинается с вешалки.

На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников.

Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист.

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования.

Русский человек, как никто другой, заражен страстью к зрелищам. И чем более оно волнует и захватывает душу, тем оно для него привлекательнее. Драму, где можно поплакать, пофилософствовать о жизни, послушать умные слова, простой русский зритель любит больше, чем разухабистый водевиль, после которого уйдешь из театра с пустой душой.

О жизненной этике

Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.

Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.

Сначала убедись, а потом уж убеждай.

Нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть.

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

Почему человеческий ум так изобретателен там, где дело касается средств убийства одним человеком других на войне, или там, где дело идет о мещанских удобствах жизни? Почему та же механика так груба и примитивна там, где человек стремится дать удовлетворение не телесным и звериным потребностям, а лучшим душевным стремлениям, исходящим из самых чистых эстетических глубин души?

Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу.

Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.

Об искусстве

Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.

Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные.

Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.

Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда.

В искусстве можно делать многое, — лишь бы это было художественно-убедительно.

Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.

Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.

Фантазия, как и воображение, необходима художнику.

О себе

Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол.

Счастье в познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.

Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.

О режиссере

Нелегко воспитывать уже взрослых людей, которые хотят быть самостоятельными и учить других.

Раньше я отвечал, что режиссёр — это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр — это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее.

Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?

О жизни

Жить — это значит действовать.

Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природным дыханием.

Самый страшный враг прогресса — предрассудок: он тормозит, он преграждает путь к развитию.

Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить.

Кстати, цитаты о жизни

Об актере

Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть.

Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры

Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко.

Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.

Без данных и таланта не надо идти в драму.

Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый.

О таланте и желании

Что такое талант? — Душа.

Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность.

Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су.

Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.

О разном

Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды.

Скрывание чувства еще больше разжигает его.

Итак, почти все цитаты Станиславского сосредоточены на темах театра и актерского мастерства. Из них нам трудно составить впечатление о его взглядах на более широкий круг человеческих вопросов.

Цитаты про Станиславского

  • Ф. Раневская: Я — выкидыш Станиславского. (кстати, цитаты Фаины Раневской)
  • И. Бунин: Впрочем, Художественный театр называется теперь Художественным театром имени Горького. Прославился этот театр прежде всего и больше всего Чеховым ― ведь даже и доныне на его занавесе чайка, но вот приказали присвоить ему имя Горького, автора лубочного и насквозь фальшивого «Дна», и Станиславский с Немировичем покорно приняли это приказание, хотя когда-то Немирович торжественно, публично, во всеуслышание всей России сказал Чехову: «Это ― твой театр, Антон». Как Кремль умеет запугивать! (кстати, цитаты Ивана Бунина)
  • М. Булгаков: К концу третьей недели занятий с Иваном Васильевичем отчаяние охватило меня. Поводов к нему было три. Во-первых, я сделал арифметическую выкладку и ужаснулся. Мы репетировали третью неделю, и всё одну и ту же картину. Картин же было в пьесе семь… Второй же повод для отчаяния был ещё серьёзнее… я усомнился в теории Ивана Васильевича! Да! Это страшно выговорить, но это так. Зловещие подозрения начали закрадываться в душу уже к концу первой недели, к концу второй я уже знал, что для моей пьесы эта теория неприложима, по-видимому. Патрикеев не только не стал лучше подносить букет, писать письмо или объясняться в любви. Нет! Он стал каким-то принужденным и сухим и вовсе не смешным. А, самое главное, внезапно заболел насморком. («Театральный роман») (кстати, цитаты Михаила Булгакова)

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

  • цитаты Шекспира
  • цитаты Пушкина
  • цитаты Чехова
  • цитаты Высоцкого
  • цитаты Жванецкого

Список постановок К. С. Станиславского

Алексеевский кружок (1881–1888 гг.) 1881 г., лето. Любимовка.

«Много шума из пустяков», водевиль в 1-м действии, перевод А. Яблочкина.

«Тайна женщины», водевиль с пением в 1-м действии, перевод с французского К. Тарновского.

«Карл Смелый», комедия в 1-м действии.

«Слабая струна», водевиль в 1-м действии, перевод с французского П. Баташева. 1882 г., 24 июля. Любимовка.

«Хоть тресни, а женись» («Брак поневоле»), сцены из комедии Мольера, перевод Д. Ленского.

«Чудовище», комедия в 2-х действиях В. Крылова.

«Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец», опера-водевиль в 2-х действиях, перевод с французского Д. Ленского.

1883 г., 28 апреля. Дом Алексеевых у Красных ворот.

«Геркулес», шутка в 1-м действии, перевод с немецкого П. Новикова.

«За стеной», комедия в 1-м действии, перевод с французского Л. М.

«Жавотта», оперетта в 2-х действиях, музыка Э. Жонаса, переделка текста К. С. Станиславского.

«Несчастье особого рода», комедия в 1-м действии, переделка с немецкого В. Пенькова.

«Аида», опера Д. Верди, сцена из 3-го действия. 1883 г., 24 августа. Любимовка.

«Практический господин», комедия в 4-х действиях В. Дьяченко.

1884 г., 28 января. Дом Алексеевых у Красных ворот.

«Шалость. Из альбома путешественника по Италии», комедия в 3-х действиях В. Крылова.

«Графиня де ля Фронтьер», переделка оперетты Ш. Лекока «Камарго», в 2-х действиях. 1884 г., 18 августа. Любимовка.

«Нитуш», оперетта в 4-х действиях Ф. Эрве. Художник А. А. Малевич-Щукин.

«Красное солнышко», комическая оперетта в 3-х действиях, переделка оперетты «Маскотта» Э. Одрана (1-й акт).

1886 г., 18 февраля. Дом Алексеевых у Красных ворот.

«Денежные тузы», комедия в 3-х действиях, перевод с польского А. Крюковского.

«Лили», комедия-оперетта в 3-х действиях Ф. Эрве, перевод с французского В. С. Алексеева. Художник А. А. Малевич-Щукин.

Московское общество искусства и литературы (1888–1898 гг.) 1889 г., 11 марта.

«Горящие письма», пьеса в 1-м действии П. Гнедича.

1891 г., 8 февраля.

«Плоды просвещения», комедия в 4-х действиях Л. Н. Толстого. Художник Ф. Е. Павловский.

1891 г., 14 ноября.

«Фома», картины прошлого в 3-х действиях по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», инсценировка К. С. Станиславского. Художники К. А. Коровин и В. В. Гурнов.

1894 г., 7 февраля.

«Гувернер», комедия в 5-ти действиях В. Дьяченко.

1894 г., 21 февраля.

«Последняя жертва», комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского.

1894 г., 15 декабря.

«Светит, да не греет», драма в 5-ти действиях А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева.

1895 г., 9 января.

«Уриэль Акоста», трагедия в 5-ти действиях К. Гуцкова. Художник Ф. Н. Наврозов.

1895 г., 6 декабря.

«Самоуправцы», трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского.

1896 г., 19 января.

«Отелло», трагедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.

1896 г., 2 апреля.

«Ганнеле», фантастические сцены в 2-х действиях Г. Гауптмана. Художники Дубровин и Гвоздев.

1896 г., 19 ноября.

«Польский еврей», драма в 3-х действиях Эркмана-Шатриана. Художник Ф. Н. Наврозов.

1896 г., 19 декабря.

«Бесприданница», драма в 4-х действиях А. Н. Островского.

1897 г., 6 февраля.

«Много шума из ничего», комедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.

1897 г., 27 ноября.

«Геркулес», шутка в 1-м действии, перевод с немецкого П. Новикова.

1897 г., 17 декабря.

«Двенадцатая ночь», комедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.

1898 г., 27 января.

«Потонувший колокол», сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана. Художник В. А. Симов.

Московский Художественный театр (1898–1938 гг.) 1898 г., 14 октября.

«Царь Федор Иоаннович», трагедия в 5-ти действиях А. К. Толстого.

Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1898 г., 19 октября.

«Потонувший колокол», сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.

Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1898 г., 21 октября.

«Венецианский купец», комедия в 5-ти действиях В. Шекспира.

Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1898 г., 4 ноября.

«Самоуправцы», трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского.

Режиссеры В. В. Лужский, А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1898 г., 2 декабря.

«Трактирщица», комедия в 3-х действиях К. Гольдони.

Художник В. А. Симов.

1898 г., 17 декабря.

«Чайка», драма в 4-х действиях А. П. Чехова.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.

1899 г., 19 февраля.

«Эдда Габлер», драма в 4-х действиях Г. Ибсена.

Художник В. А. Симов.

1899 г., 29 сентября.

«Смерть Иоанна Грозного», трагедия в 5-ти действиях A. К. Толстого.

Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1899 г., 3 октября.

«Двенадцатая ночь», комедия в 5-ти действиях В. Шекспира.

Режиссер В. В. Лужский. Художник Ф. Н. Наврозов.

1899 г., 5 октября.

«Геншель», драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.

Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.

1899 г., 26 октября.

«Дядя Ваня», сцены из деревенской жизни в 4-х действиях А. П. Чехова.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник B. А. Симов.

1899 г., 16 декабря.

«Одинокие», драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.

1900 г., 24 сентября.

«Снегурочка», весенняя сказка в 4-х действиях с прологом А. Н. Островского.

Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1900 г., 24 октября.

«Доктор Штокман», драма в 5-ти действиях Г. Ибсена.

Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.

1901 г., 31 января.

«Три сестры», драма в 4-х действиях А. П. Чехова.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.

1901 г., 19 сентября.

«Дикая утка», драма в 5-ти действиях Г. Ибсена.

Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1901 г., 21 октября.

«Микаэль Крамер», драма в 4-х действиях Г. Гауптмана.

Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.

1901 г., 21 декабря.

«В мечтах», драма в 4-х действиях Вл. И. Немировича-Данченко.

Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.

1902 г., 26 марта.

«Мещане», пьеса в 4-х действиях М. Горького.

Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.

1902 г., 5 ноября,

«Власть тьмы», драма в 5-ти действиях Л. Н. Толстого.

Режиссер И. А. Тихомиров. Художник В. А. Симов.

1902 г., 18 декабря.

«На дне», сцены в 4-х действиях М. Горького.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.

1904 г., 17 января.

«Вишневый сад», пьеса в 4-х действиях А. П. Чехова.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.

1904 г., 2 октября.

«Слепые», «Непрошенная», «Там, внутри» — драмы М. Метерлинка.

Режиссеры Г. С. Бурджалов, Н. Г. Александров. Художник В. В. Суреньянц.

1904 г., 21 декабря.

«Злоумышленник», «Хирургия», «Унтер Пришибеев» — инсценировки рассказов А. П. Чехова.

Художники В. А. Симов, Н. А. Колупаев.

1905 г., 31 марта.

«Привидения», семейная драма в 3-х действиях Г. Ибсена.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.

1905 г… 24 октября.

«Дети солнца», пьеса в 4-х действиях М. Горького.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.

1906 г., 26 сентября.

«Горе от ума», комедия в 4-х действиях А. С. Грибоедова.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художники В. А. Симов, Н. А. Колупаев.

1907 г., 8 февраля.

«Драма жизни», пьеса в 4-х действиях К. Гамсуна.

Режиссер Л. А. Сулержицкий. Художники В. Е. Егоров, Н. П. Ульянов.

1907 г., 12 декабря.

«Жизнь Человека», представление в 5-ти картинах с прологом Л. Андреева.

Режиссер Л. А. Сулержицкий, Художник В. Е. Егоров.

1908 г., 30 сентября.

«Синяя птица», сказка М. Метерлинка.

Режиссеры Л. А. Сулержицкий, И. М. Москвин. Художник В. Е. Егоров.

1908 г., 18 декабря.

«Ревизор», комедия в 5-ти действиях Н. В. Гоголя.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Режиссер И. М. Москвин. Художник В. А. Симов.

1909 г., 9 декабря.

«Месяц в деревне», комедия в 5-ти действиях И. С. Тургенева.

Режиссер И. М. Москвин. Художник М. В. Добужинский.

1911 г., 23 сентября.

«Живой труп», драма в 12-ти картинах Л. Н. Толстого.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.

1911 г., 23 декабря.

«Гамлет», трагедия в 5-ти действиях В. Шекспира.

Постановка Гордона Крэга. Режиссеры К. С. Станиславский, Л. А. Сулержицкий.

Художники Гордон Крэг, К. Н. Сапунов (костюмы).

1912 г., 5 марта.

«Где тонко, там и рвется», комедия в 1-м действии И. С. Тургенева.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник М. В. Добужинский.

«Провинциалка», комедия в 1-м действии И. С. Тургенева.

Художник М. В. Добужинский.

1913 г., 27 марта.

«Мнимый больной», комедия-балет в 3-х действиях Мольера.

Вместе с А. Н. Бенуа. Художник А. Н. Бенуа.

1914 г., 3 февраля.

«Хозяйка гостиницы», комедия в 3-х действиях К. Гольдони.

Художник А. Н. Бенуа.

1915 г., 26 марта.

«Пир во время чумы» А. С. Пушкина.

Режиссер и художник А. Н. Бенуа.

«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина.

Режиссер и художник А. Н. Бенуа.

1917 г., 26 сентября.

«Село Степанчиково», инсценировка повести Ф. М. Достоевского.

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник М. В. Добужинский.

1920 г., 4 апреля.

«Каин», мистерия в 3-х действиях Байрона.

Режиссер А. Л. Вишневский. Художник Н. А. Андреев.

1921 г., 8 октября.

«Ревизор», комедия в 5-ти действиях Н. В. Гоголя.

Художник К. Ф. Юон.

1926 г., 23 января.

«Горячее сердце», комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского.

Режиссеры М. М. Тарханов, И. Я. Судаков. Художник Н. П. Крымов.

1926 г., 19 мая.

«Николай I и декабристы» А. Кугеля.

Руководитель постановки К. С. Станиславский. Режиссер Н. Н. Литовцева. Художники Д. Н. Кардовский, В. А. Симов.

1926 г., 15 июня.

«Продавцы славы», пьеса в 4-х действиях с прологом П. Нивуа и М. Паньоль.

Руководитель постановки К. С. Станиславский. Режиссеры В. В. Лужский, Н. М. Горчаков. Художник С. И. Исаков.

1926 г., 5 октября.

«Дни Турбиных», пьеса в 4-х действиях М. Булгакова.

Руководитель постановки К. С. Станиславский. Режиссер И. Я. Судаков. Художник Н. П. Ульянов.

1927 г., 28 апреля.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро», комедия в 5-ти действиях Бомарше.

Режиссеры Е. С. Телешева, Б. И. Вершилов. Художник A. Я. Головин.

1927 г., 29 октября.

«Сестры Жерар», мелодрама в 5-ти действиях Вл. Масса (на тему мелодрамы Денери и Кермона).

1927 г., 8 ноября.

«Бронепоезд 14–69», пьеса в 4-х действиях Вс. Иванова.

Руководитель постановки К. С. Станиславский. Режиссеры И. Я. Судаков, Н. Н.

Литовцева. Художник В. А. Симов.

1928 г., 17 февраля.

«Унтиловск», пьеса в 4-х действиях Л. Леонова.

Режиссер В. Г. Сахновский. Художник Н. П. Крымов.

1928 г., 20 апреля.

«Растратчики», пьеса в 4-х действиях В. Катаева.

Руководитель постановки К. С. Станиславский. Режиссер И. Я. Судаков. Художник И.

М. Рабинович.

1932 г., 28 ноября.

«Мертвые души», поэма Н. В. Гоголя. Инсценировка М. А. Булгакова.

Режиссеры В. Г. Сахновский, Е. С. Телешева. Художники В. А. Симов, В. В. Дмитриев, И. Я. Гремиславский.

1933 г., 14 июня.

«Таланты и поклонники», комедия в 4-х действиях А. Н. Островского.

Руководитель постановки К. С. Станиславский. Режиссер Н. Н. Литовцева. Художники Н. П. Крымов, И. Я. Гремиславский.

В последние годы своей жизни К. С. Станиславский работал с группой артистов Художественного театра над «Тартюфом» Мольера. Это были занятия по овладению «методом физических действий». После кончины К. С. Станиславского постановка «Тартюфа» была осуществлена М. Н. Кедровым. Премьера состоялась 4 декабря 1939 года.

Спектакль был посвящен памяти К. С. Станиславского.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

А. М. Горький и К. С. Станиславский

Кисловодск

Постоянные посетители Вод знают, что старый театр в Ессентуках однажды соединил в людской памяти два имени — А. М. Горького и К. С. Станиславского. Это было в 1903 году. Станиславский из года в год приезжал лечиться на Кавказские Минеральные Воды, Горький же заглянул сюда во время летнего путешествия по Кавказу, которое совершал инкогнито как обычный турист. Газетные корреспонденты, узнав об этом, хоть и с опозданием, но оповещали о его маршруте. Он тогда был в зените славы. Как рассказал в путевом очерке И. Я. Акинфиев, его узнавали повсюду, смотрели на него как на чудо, кто с благоговением, а кто из любопытства. Станиславский на Кавказских Минеральных Водах здесь, как правило, не посещал спектаклей. Создателю режиссерского театра были невыносимы постановки, в которых участвовали ансамбли из случайно, «на сезон» собранных артистов разных школ. Но 3 июля в новом ессентукском театре в пьесе Горького «Мещане», уже прошедшей в Московском Художественном театре, играл артист его труппы Д. А. Дмитриев, и Станиславский решил посмотреть.

Горький, заканчивая свое путешествие по Закавказью, прибыл сюда в тот же день из Владикавказа. Вечером, весь засыпанный дорожной пылью, в грубых сапогах, линялой косоворотке, увидел афишу «Мещан», обрадованно удивился — и до провинции пьеса дошла! — и купил билеты себе и своим спутникам: издателю товарищества «Знание» К. П. Пятницкому и артисту И. А. Тихомирову. Горький был сразу узнан: его портреты-открытки продавались в киосках. Вслед за ним, на радость антрепренеру, билеты в кассе вмиг расхватали. Весть: «Горький здесь» распространилась и за кулисы. Актеры взволнованно заглядывали в дырочки занавеса: сам автор будет смотреть их игру! Станиславский, ничего не подозревая, сидел в ложе. Горький разглядел в полумраке своего друга, постановщика его «Мещан», «На дне», и, как только упал занавес, бросился со спутниками к нему. Об этой неожиданной встрече Станиславский радостно и подробно рассказал в письме жене, артистке Московского Художественного театра М. П. Лилиной. Написал об их свидании и местный корреспондент «Петербургской газеты» (от 31 июля).

Друзья обнялись. Тотчас их окружила назойливая публика, Горький поморщился, и Станиславский предложил: «Улизнем?»

Они ушли в парковый ресторанчик. В письме Станиславский рассказал об эпизоде, характерном для будущего автора «Детства». Из ресторанной кухни слышались вопли избиваемого ребенка. Горький, задрожав от гнева, кинулся туда, вырвал мальчика из рук матери-посудомойки. Она-то о Горьком ничего не знала, стала грубить этому плохо одетому по виду мастеровому. Начинался громкий скандал, пока не подоспел одетый «как барин» Станиславский. Вместе с ним Горький уехал в Кисловодск. Мальчишки-газетчики уже кричали на улицах о приезде на Воды Максима Горького. Он и его спутники побывали на Бермамыте, куда курортники ездили на ночь любоваться сказочно прекрасным рассветом над Эльбрусом. То была популярная в те годы экскурсия. По сообщениям корреспондентов, Горький собирался посетить живописное ущелье с «Замком коварства и любви». Там собралась молодежь приветствовать любимого писателя, но он не приехал. Простудившись на Бермамыте с его сквозными ветрами и ночной стужей, Горький принял вдобавок холодную ванну и заболел. Станиславский усадил его в вагон совсем больным. К счастью, в дороге простуда прошла, и путешествие по Кавказу с финалом на Водах закончилось благополучно.

Не известно, бывал ли Горький на Кавказских Водах еще, но Станиславский являлся их постоянным пациентом. Его приезды — не случайный эпизод, а часть биографии. Письма отсюда семье, знакомым, сотрудникам, подробные, длинные, интересные, открывают целую панораму курортной жизни на протяжении многих лет и дорисовывают его собственный образ — человека чистых побуждений, очень доброжелательного, для которого искусство театра — цель и смысл всей жизни. Письма Станиславского читаются как увлекательная повесть о великом подвижнике и труженике сцены, сообщают о его интересах и стремлениях.

Летом 1900 года он впервые едет на Кавказ лечиться. В письме критику С. В. Флерову Станиславский рассказывает, как врачи оторвали его от любимого дела, которым он буквально захлебывался. С присущим ему юмором Константин Сергеевич пишет: «Еду на Кавказ на одиночное заключение… Приехал я сюда один на место моей ссылки и в первые дни подумал, что я в Китае. В вагоне меня предупредили, что следует покрепче запираться в своем купе, а то может прийти кавказский человек, который будет меня немного «резил»…»

В те годы Ессентуки еще имели облик пыльной казачьей станицы. «С первого взгляда не заметил ни одного дома. Какие-то избушки… Помню, были свиньи, бегающие по улице, очень много пыли…» Устроившись в «так называемой здесь гостинице», он пошел по «так называемому городу». И только в парке, где была сосредоточена тогда курортная жизнь, к удивлению, «увидел отлично построенные здания, фонтаны, кафе, рестораны». В первых письмах жене Константин Сергеевич жалуется на бытовые неустройства, но быстро меняет мнение: «Здесь лучше, чем в Виши» (французский курорт — Б. Р.). Он выбрал врача М. С. Зернова, и ему нравилось, как доктор его «ведет». Из гостиницы Зипалова Станиславский перебирается на благоустроенную квартиру в дом Воиновой, который стал его приютом и в последующие посещения Рхсеитуков. «Я освоился с этой тишиной… разговаривать езжу в Кисловодск».

Со временем он встретил здесь многих столичных знакомых. Стало веселее. Станиславский описывает жене поездку в Пятигорск с артистами, поэтом Лоло (Мунштейном), актером Редером. На Машуке их застала гроза, они спаслись от нее в ресторанчике на вершине. «Гроза была очень красива — облака неслись ниже нас, а потом радуга светилась над нами». Вначале актеры стеснялись маститого режиссера, но потом посыпались шутки, был объявлен конкурс на самого остроумного среди них. Победил поэт Лоло, сочинивший экспромт:

Чинаров с Редером сошлись на Машуке
И состязались в остроумье.
Бешту глядел на них в раздумье
И молвил им в тоске:
«Я тысячи веков гляжу на эти группы
и видел множество людей!
Поверьте ж мудрости моей:
Вы оба — глупы.

В 1901 году однообразие курортной жизни скрашивается обилием новых друзей. Познакомившись в санатории Зернова с молодыми актрисами Малого театра А. А. Яблочкиной и Н. А. Никулиной, Станиславский вместе с ними ездит в Кисловодск принимать нарзанные ванны, показывает им живописные окрестности. Основателя Художественного театра многие здесь уже знают, ищут с ним знакомств, он получает записочки от «благодарной публики». Назойливость смешит его и сердит. Какая-то дама сочувственно замечает: «При такой игре, как ваша, необходимо летом лечиться». Местные старожилы вспоминали, как гимназистами они «преследовали» Станиславского и Качалова в парке и в биллиардной и в шутку были прозваны «телохранителями».

Станиславский скоро полюбил Кавказ и рекомендует своим артистам лечиться и отдыхать на Водах. Присутствует он здесь на свадьбе В. И. Качалова с Н. Н. Литовцевой. В театр ходит только потому, что в Москве вечерами нет времени посещать чужие спектакли, а на курорте он может насладиться искусством заезжих крупных мастеров. Так, в Кисловодском Курзале он смотрел А. И. Сумбатова-Южина в «Джентльмене», в Ессентуках приветствовал М. Г. Савину.

Хороши его письма детям: маленькой дочери он дает советы, как «согревать людей добротой своего сердечка», рассказывает о детском празднике с концертом, который устроил в Ессентуках детский сад на небольшой сцене в галерее № 17. Сыну тоже пишет о том, что в Пятигорске 15 июля 1901 года, в годовщину смерти М. Ю. Лермонтова, он в торжественной обстановке возложил к памятнику венок от Художественного театра, излагает мальчику историю гибели великого поэта на дуэли.

Станиславский дал слово жене, что на курорте будет только лечиться, беречь нервные силы, расшатанные заботами о своем молодом театре и поисками образов в ролях. Поэтому он упорно отказывается от выступлений на сценах, несмотря на мольбы антрепренеров. «Форкатти даже заплакал», — пишет он жене. Отдыхает Станиславский с удовольствием: «Теперь никаким телефонам не догнать». Однако, охваченный своей главной страстью — театром, все-таки и на отдыхе постоянно трудится: обдумывает будущие роли, его обширная переписка полна театральных забот, советов актерам, набросками планов готовящихся постановок. Он ликует, приобретя здесь волынку для «Снегурочки».

В одном из писем О. Л. Книппер-Чеховой, отдыхавшей в Норвегии, Станиславский на многих страницах дает поручения «с натуры» проверить детали постановки их театром пьесы К. Гамсуна «Драма жизни» и намеченных пьес Г. Ибсена. Просит повидаться с Гамсуном, чтобы выяснить подробности замысла его сценических образов.

В год, когда Московский Художественный театр готовит «Синюю птицу», с Кавказа он пишет письмо Метерлинку, автору пьесы, бельгийскому драматургу, советуется с ним, приглашает в морозную Москву, обещая обеспечить шубой.

В 1903 году в Ессентуках большой съезд артистов: «Звезд здесь больше, чем на небе», — шутит Станиславский. Он сближается с танцовщиками Е. Гельцер, В. Тихомировым, певцом И. В. Тартаковым, ездит в Кисловодск на встречи с В. Н. Давыдовым. В то лето Станиславский живет в Новоказенной гостинице. Встреча с Горьким очень оживила его, но многолюдье раздражает, особенно «приставанья дам». Недоволен он и только что построенным в Ессентуках театром: «плохой и на плохом месте». Одно утешение — работа мыслей, которые он пытается изло­жить в уже задуманном теоретическом труде «Настольная книга драматического артиста». Это начало огромной его работы, ко­торая впоследствии воплотится в книгу «Моя система». Здесь же он заканчивает статью «Труд артиста кажется легким».

«Я в бунтующем Кавказе, — пишет он летом 1905 года актрисе Александрийского театра В. В. Котляревской, — несмотря на всякие ужасы, от которых нас предостерегали, здесь спокойно и хорошо. На этот раз я здесь с семьей и веду жизнь праведную, не легкомысленную, как раньше». Живет Станиславский опять на излюбленной и удобной даче Воиновой. Из-за забастовок железнодорожников сообщение с Кисловодском затруднено, но он все-таки прорывается туда для свидания с лечившимися «вторым хозяином» Московского Художественного театра В. И. Немировичем-Данченко и актером А. Л. Вишневским. Тем летом Станиславский изменил своему обыкновению отказываться от выступлений: в день годовщины смерти А. П. Чехова принял участие в благотворительном концерте, сборы от которого пошли на устройство «чеховской» комнаты для туберкулезных больных при санатории «Азау». В Казенном театре с М. П. Лилиной он сыграл сцены из «Дяди Вани» и «Чайки». В этом концерте вышли на сцену также А. Л. Вишневский и В. О. Массалитинова. В зале был драматург С. А. Найденов, который поднес исполнителям корзину роз, образующих монограмму АПЧ — Антон Павлович Чехов.

В конце июня, как всегда, Станиславские из Ессентуков пе­реехали в Кисловодск. Их адрес мы узнаем из письма М. Горькому: гостиница «Россия». Кисловодск становится любимым местом летнего отдыха Станиславского. Сейчас на улице Ярошенко, рядом с дачей художника, стоит красивое здание кардиологической клиники имени В. И. Ленина. Прежде здесь был частный пансион Ганешина, в котором в 1910 году Станиславский с семьей прожил особенно долго, до зимы. Освобожденный от московской повседневной суеты, он неустанно работал над будущей книгой о воспитании, обучении актеров игре без штампов. Станиславский создает собственный метод такого обучения. В прежние годы он читал наброски своих мыслей об этом артистам, учил по новому методу молодую О. В. Гзовскую, теперь в студиях Московского Художественного театра уже работают по его системе. «Кроме как на Кавказе, не удается записать все, что созрело», — пишет он единомышленникам. Станиславский работает прямо в парке, среди природы, заполняя заметками тетрадь, лежащую на коленях.

Но лето это оказалось полным несчастий. Сначала заболел сын Игорь, потом свалился в брюшном тифу сам Константин Сергеевич. Театр направил для ухода за ним режиссера Л. А. Сулержицкого. Станиславский любил этого светлого и одаренного человека, говорил, что его «поцеловали все музы». О ходе болезни Станиславского Сулержицкий писал Горькому, рассказывал, что режиссерское искусство Константин Сергеевич по привычке проявляет даже при перекладывании его на кровати: кому где стать, что кому делать, как бы конструирует мизансцены. Есть кисловодские фотографии того года: супруги Станиславские, их дети и «Сулер», так в тесном кругу называли Сулержицкого.

Станиславский ослабел. Ему не разрешают писать, он диктует деловые письма жене, и тайком от нее нарушает врачебные запреты. Сулер уехал. Лилина в теплом письме благодарит его за заботы, сообщает, что «Костя лепит короля для «Гамлета» — больше ему ничего не позволяют врачи,— но все-таки, вопреки запрещениям, продолжает ее письмо сам, обуреваемый волнениями за театр…». Осень. Все разъехались. «Кисловодск стал совсем глухой провинцией». В письме Немировичу-Данченко больной ликует: театр принял к постановке «Братьев Карамазовых». «Кричу ура и рукоплещу, как психопат, и радуюсь, как ребенок, поздравляю и люблю всех». И снова о деле, о театральном деле, словом, и во время болезни верен себе. С большой горечью воспринимает весть о смерти Льва Толстого: «Как страшно становится на земле без него!», то был тяжелый год. За границу, как советовали врачи, для полного выздоровления ехать не тянуло — «поиздержался», «дорогонько болеть в Кисловодске». Уехал отсюда только 5 декабря, удивленный, что «кругом все горы в серебре, а на деревьях почки».

Год за годом посещает Станиславский Воды, совсем здесь освоившись. Начинает лечение в Ессентуках, а затем отдыхает в Кисловодске. В 1912 году он живет с М. П. Лилиной в санатории «Азау», каждый день к ним приходят М. Г. Савина и Л. А. Сулержицкий. В Кисловодске снова живет в санатории Ганешина. Работает над книгой очень напряженно: «Я похудел. Очень много пишу», — сообщает он О. В. Гзовской. На душе неспокойно: в театре и его студиях, где уже появился Вахтангов, идут занятия по его системе, которую он воплощает в книге. Волнуется: «Если уж ничего из этих поисков не выйдет, значит устарел, пора на покой…»‘. Любови Гуревич Станиславский жалуется: «Я гоняюсь целый месяц за вновь ощупанными ощущениями при творчестве… Устал, а не отдохнул… Все внимание было направлено на творящую душу актера, и поэтому я… плохо сознавал, что происходило кругом…».

Среди мемориальных мест Станиславского на Водах — самое главное, пожалуй, — кисловодский пансион Ганешина (теперь клиника имени В. И. Ленина), а в Ессентуках — сохранившаяся дача Воиновой. Живет у Ганешина он и в 1913 году. В письмах его этого периода мало говорится о лечении и быте, но они полны забот о судьбе театра. «В Кисловодске Бравичи, Качалов. Балиев, Книппер», — сообщает Станиславский уже взрослому сыну и дает ему много советов, как сохранить благородство души.

И всегда он окружен «созвездием талантов», шутит, придумывает развлечения. Собирались они часто на кисловодской даче артиста Л. Г. Тер-Акопова, прекрасного исполнителя роли Уриеля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова. Читали стихи, обсуждали новые произведения писателей, музицировали, острили, и оттуда веселой компанией ранним утром в экипажах отъезжали на пикники в окрестности Кисловодска и Ессентуков. Особенно полюбились поездки в живописную Чугуеву балку, которую они назвали «Долиной очарования». И это название сохранилось за ней до сих пор.

Богат событиями на Водах был 1916 год. «Мой адрес с 13 июля: Ессентуки, санаторий доктора Пржесецкого», — сообщает он Л. А. Сулержицкому. С беспокойством пишет сыну о военной обстановке в Крыму, где тот проводит лето, зовет к себе. «Конечно, веселья не обещаю… Вчера из Ессентуков уехал Рахманинов, а с неделю уехал в Крым Шаляпин. Мы с ними отлично проводили время. Гуляли, пили воду. К нам присоединились Кусевицкий, Кошиц… Санины… Вся эта компания возбуждала внимание, что злило Рахманинова и радовало Шаляпина». С ними Станиславский встречался в ессентукском доме певца П. П. Фигурова — своеобразном музыкальном «салоне» на курортах.

Все города на Водах в то время были полны ранеными. «При поездках в Кисловодск и обратно вагоны переполнены… Дамы стоят… По инстинктивной привычке уступаешь им место, а тут же сидящие мальчики… еще бравируют тем, что я и женщины стоим. Объясни мне, что это такое?» Отсюда Станиславский пишет Немировичу-Данченко, выясняя все чаще возникающие между ними разногласия. Он полюбил Кисловодск и мечтает устроить в нем даже в зимние месяцы маленькую студию, чтобы «репетировать и разговаоивать на воздухе об искусстве. Когда придет это время? Хоть бы дождаться…»

На глазах Станиславского развивались наши курорты, особенно Ессентуки, о которых он некогда писал: «Боже, куда я попал, в Индию, Персию или Китай?» В 1927 году Станиславский отдыхал в санатории ЦЕКУБУ (Центральной комиссии по улучшению быта ученых, ныне санаторий имени Горького) вместе с крупнейшими деятелями советской культуры, для которых санаторий и был построен. На вокзале почетного гостя встречали артисты.

Дочери и внучке Константин Сергеевич описал жизнь в новом санатории: «Мне выбрали комнату не в главном доме, а рядом, неподалеку, где мило и тихо… Санаторные дамы, новые мои поклонницы, приносят мне цветы… Отсюда замечательный вид, который можно сравнить только с видом на Тифлис с грибоедовской могилы… Кажется, стоишь на мысу огромного корабля Крестовой горы, а под тобой, далеко внизу, расстилается огромный городище, вроде Нью-Йорка. Общество здесь чрезвычайно приятное — профессора во главе с академиком Ольденбургом, известная поэтесса А. А. Ахматова…»

Отдохнув, Станиславский принял участие в санаторном концерте в честь наркомздрава Н. А. Семашко. Старый артист вместе с В. И. Качаловым и А. А. Яблочкиной сыграл сцены из пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», в которой им был создан бесподобный образ Крутицкого. Память о Станиславском на Водах хранят его письма, газетные сообщения, воспоминания и, конечно же, «дорогие адреса» его курортных квартир.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *