Советы старцев

Презентация «Оптина пустынь»

ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Оптина пустынь – известный старинный монастырь в Российской глубинке. Обитель расположена в Калужской области.

Многие историки относят начало основания Оптиной пустыни к XV веку.

За время существования обители в ней просияло 14 Оптинских Старцев, ныне причисленных к лику святых. В 1923 году богоборцы закрыли обитель. Монастырь стоит на берегу реки Жиздры.

В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор.

Вокруг собора крестообразно расположены церкви, на севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной.

На юге — Казанская церковь построенная в 1811 году.

На востоке — Владимирская.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Это домик где принимал и жил Амвросий Оптинский.

Рядом со скитом находится колодец Амвросию Оптинскому.

Не далеко от врат Оптиной пустыни находится колодец и купальня Пафнутию Боровскому.

Ещё в Оптиной пустыне есть часовня где похоронены три насельника обители: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт.

Не далеко от Оптиной пустыни находится монастырь Шамордино. Основали этот монастырь Амвросий Оптинский и св. София.

В Шамордино главный храм – Казанский.

В этом храме многие иконы вышиты бисером, а вышивают их сёстры монастыря.

В Шамордино тоже есть источники. Всего в Шамордино 3 источника в честь Божией матери » Живоносный Источник», Божией матери «Казанская» и источник Амвросия Оптинского.

Это фото источника Амвросию Оптинскому.

Это источник Божией матери «Живоносный Источник».

Это фото источника Божией матери «Казанская».

Спасибо за внимание!

Кружкова Аня 4 а класс.

Духовные советы для семейной жизни, от Святых Отцов и мудрых священников

Духовные советы для семейной жизни, от Святых Отцов и мудрых священников

На Руси называли любимого мужчину — «Свет очей моих», потому что мужчина — это Путь, это стрела, указывающая восхождение в верхние миры. Любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, который помогает ей не забыть себя.
А женщину звали — «Душа моя». Потому что она напоминает то, ради чего только и есть смысл двигаться этим Путём. Всё только для души. Нет смысла ни в чем: ни в войнах, ни свершениях, ни в познании, ни в способностях — если забыта душа.

«Очень важное правило семейной жизни – ни с кем не делиться проблемами, неизбежно возникающими между мужем и женой. Исключение может составлять лишь духовник».

Протоиерей Игорь Гагарин

Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно — глаза плачут.
А когда глаза плачут — руки вытирают слезы.

Святитель Иоанн Златоуст

«Истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу.»

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Невелика премудрость стать одним телом, велика премудрость стать одной душой, а еще большая премудрость – стать одним духом».

Игумен Мелхиседек Артюхин

В чем разница между Любовью и привязанностью?
— За Любовь мы должны бороться, а привязанность сама борется за то, чтобы поработить нас. Любовь всегда только отдает, а привязанность всегда только берет. Любовь всегда ищет отдать себя и никогда не ищет, чтобы брать.
— Каков признак привязанности и каков — любви?
— Признак Любви – отсутствие страха перед людьми и обстоятельствами. Признак привязанности — страх потерять любимое. Привязанность требует жертвы от других. Любовь держится самопожертвованием и поэтому она постоянна. Постоянство – признак истинной Любви.
— Каково отличие любви и страсти?
— Любить со страстью – значит убивать и растлевать саму Любовь. Бог привлекает к Себе душу кротостью и любовью, а диавол – притягивает к себе душу острыми крючьями сладострастных мыслей, которые растлевают, расслабляют ее и умерщвляют. Страсть подобна всплеску волны в луже, и этот всплеск может длиться долго. Любовь – это совершенный покой безбрежного моря, и этот покой пребывает вечно.
— Что самое трудное в любви?
— Самое трудное – уметь любить и не иметь никакой привязанности.

Монах Симеон Афонский

«Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед… большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога… Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности.»

Cвятитель Григорий Богослов

Вы разочаровались во многих, но, к сожалению, не разочаровались в себе самой. Уверены ли вы, что оцените достойного мужа, а не сделаете его несчастным? То есть промысл Божий бережет вашего потенциального супруга от вас. Уверены ли вы, что выдержите мужа с тяжелым характером? Возможно, что нет. Поэтому промысл Божий охраняет вас от него. В семье надо больше давать, чем требовать.

Поэтому, прежде чем искать хорошего мужа, приобретите качества примерной жены для будущего брака: умейте уважать мужа как главу семьи, не упрекать его в тяжелых жизненных ситуациях или недостатках характера, присущим всем нам; умейте молчать и слушать больше, чем говорить. Подумайте, какая должна быть жена-христианка, приблизьтесь к этому идеалу, и тогда появится тот человек, который будет вам другом жизни.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Как понять, что это именно тот человек, который является судьбой?
Святые отцы говорят следующее:
— если вы осознаете, что любимый человек рано или поздно утратит молодость, постареет, может заболеть и это вас не оста­навливает;
— если вы хотите видеть продолжение вашей любви в детях;
— если вас не смущают материальные и другие жизненные трудности;
— если вы готовы к возможной боли и страданию, которое вольно или невольно может причинить вам близкий человек;
— если вас не раздражают самые неприятные привычки лю­бимого, и вы готовы их терпеть и после свадьбы, то, скорее все­го, это ваша судьба.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Преподобный Серафим Саровский

Три главных врага семейной жизни:

1. Разочарование супругов друг в друге. Прямое следствие слепой идеализации в предшествующий период и ошибки из-за того, что не умеем разбираться в людях, не знаем сами себя и не знаем, кто нам нужен на самом деле, и чего мы хотим от других людей. Или слишком многого хотим от своих ближних, и от жизни.

2. Эгоизм, больное самолюбие, дурные недостатки характера: гордыня, конфликтность, агрессивность, раздражительность, грубость, неуступчивость, обидчивость, злопамятность скупость, завистливость, мнительность, ревность, лень. Чувство собственника, излишняя требовательность и плохое отношение к ближним. Дурные привычки: сквернословие, пьянство, курение и т.д.

3. Скука и равнодушие супругов к друг другу.

Священник Александр Ельчанинов

Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Сердце ее мужа должно ей доверяться без опаски. Абсолютное доверие — это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и экстравагантность жен разрушили счастье многих семейных пар.

Из дневниковых записей императрицы Александры Феодоровны Романовой

Любить – значит, перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого.

Митрополит Антоний Сурожский

«С кем бы человек не начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает… Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон».

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Святые говорят, что когда человек находит свою половину, весь мир теряет признаки пола. У «него» есть «она», все остальные — просто люди.

Протоиерей Андрей Ткачев

«Когда Господь дает испытать любовь, то понимаешь, что это есть истинная жизнь, а остальное — серый сон. Только любовь делает жизнь глубокой, только любовь делает человека мудрым, только любовь дает силы с радостью нести страдания, только любовь готова страдать за других».

Архимандрит Рафаил Карелин

«Женщина в большей степени живет сердцем, мужчина больше живет умом, так они устроены. Даже в семье у мужчины больше ума и меньше сердца, а у женщины гораздо больше сердца, и оно превалирует над умом. Поэтому женщина не занимает в семье положение главы: голова – это муж. Но нужно помнить, что сердце без ума слепо, а ум без сердца холоден».

Протоиерей Максим Первозванский

Тяжесть мира лежит на мужских плечах. Если эту тяжесть мужские плечи нести отказываются, мир сползает, и ему грозит падение… Надо воспитывать мужчин, сильных, последовательных, ответственных. Иначе в области их интересов останутся только пиво, футбол, продавленный диван и анекдоты о том, что ниже пояса. Больше всех эту катастрофу ощутят на себе … женщины. Им некого будет слушаться, не за кого прятаться, по сути, некуда деваться. И они будут храбриться на людях, делать хорошую мину при плохой игре. Будут, одним словом, изображать наслаждение от свободы и независимости. Но лучшая подружка, и священник на исповеди, и заплаканная подушка будут знать, что женщины эти глубоко и неисцелимо несчастны… Женщина без мужчины — это ребро без человека.

Протоиерей Андрей Ткачев

«Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.»

Александра Феодоровна Романова

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст

«Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание».

Святитель Григорий Богослов

«Одно из главных призваний женщины — это быть женой, спутницей и помощницей мужу. Без надежного тыла не совершается ни одна победа. Также и в семье: практически ни одно достижение мужчины не было бы возможно без женщины».

Священник Илия Шугаев

«Очень важно, когда в доме есть молитвенник, человек, который молится. Молитва призывает на дом благодать Божию — это чувствуют все домашние, даже те, у кого сердца охладели. Непрестанно молитесь».

Старец Фаддей Витовницкий

— Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой… даже что вы повышаете голос друг на друга!

— Но разве это возможно, Геронда?

— Конечно, возможно! Поэтому хорошенько запомните мои слова: никогда никаких ссор при детях… Никогда!

Старец Порфирий Кавсокаливит

В современном мире женщины живут почти как мужчины: участвуют в политике, в экономике, на равных с мужчинами выступают в спорте. Но у женщины есть своя прямая обязанность, о которой она совершенно забыла в наши дни. Женщина должна быть, прежде всего, матерью, воспитательницей своих детей, источником любви, милосердия, сострадания и сочувствия. И если женщины забудут об этом, то мужчины будут ненавидеть и убивать друг друга. Ведь мужчина — это воин, охотник и добытчик. А женщина является хранительницей мирного очага. Она всегда более сострадательна, чем мужчина, и всегда может помочь нуждающимся больше, чем мужчина. Она создана для того, чтобы родить ребенка, отдать ему свою любовь и научить его любить.

Первая задача женщины — сделать свою семью источником любви. Мужчина должен приходить из страшного воинствующего мира и оттаивать в семье, там он должен согреваться любовью. Вот самое главное служение женщины, и переоценить это служение невозможно! В семье появляются дети, формируются будущие президенты, и воспитывают их именно женщины. Сейчас, действительно, мало нормальных мужчин, но женщина не должна занимать их место и становиться мужеподобной. Ее задача воспитать достойного мужчину! Но если есть возможность, женщина может участвовать и в общественной деятельности, но не бороться за власть, не становиться железной бизнес-леди, а являться светом, который умиряет, лечит раны, делает этот мир добрее.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон

Мужчине нужно выбирать себе невесту, которая за ним пойдет «в огонь и в воду». Если посмотреть на крепкие семьи, то там как раз такие жены.

Игумен Георгий (Шестун)

«Супруги в браке призваны взаимно дополнять друг друга. Очень важно научиться видеть и ценить в другом то, чего нет у тебя».

Митрополит Иларион (Алфеев)

«Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя».

Августин Аврелий

Если открываешь тайны своей семейной жизни перед другими людьми – то даёшь им власть над своей семейной жизнью. А люди не все ведь порядочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости.

Протоиерей Георгий Шестун

Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он — лучшее для тебя приобретение.

Святитель Иоанн Златоуст

Всегда любить – это долг. Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так. Секрет счастья – внимание друг к другу.

Из дневниковых записей императрицы Александры Феодоровны Романовой

Женщина может говорить, что она способна прожить без мужчины, но это – иллюзия. Она даже не может быть счастливой, когда она – глава семьи, потому что ей приходится везти два воза. Женщина может стать женщиной только рядом с мужчиной. А когда рядом нет настоящего мужчины, ей приходится женственность свою оставлять. Нельзя быть одновременно принцессой и ломовой лошадью.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Девушкам важно смотреть не на внешние качества будущего спутника жизни: красоту или остроумие — не это главное для семьянина. Я знал мужчин, которые внешне не блистали красотой и силой, но были очень твердыми, сильными и ответственными, настоящими мужиками — «гвозди бы делать из этих людей»!

Многие современные девушки настолько активны, мужественны, сильны, что невольно выбирают себе в мужья «сыночка». Конечно, такое соотношение сил и обязанностей в браке самой женщине вскоре надоест, ее начнет тяготить эта несвойственная ей роль.

Будьте внимательны, если ваш избранник своей маме в рот смотрит, не может принять самостоятельного решения — в семье вы будете все тащить, и решения принимать вам придется самой! «Я корова, я и бык, я — и баба и мужик».

Каким должен быть жених? Ответственным, вот что важно, хороший отец именно этим качеством обладает! А вот внешняя красота мужчины — весьма ненадежный ориентир в избрании спутника жизни!

Священник Павел Гумеров

Есть такая история про священника, который после семинарии был назначен настоятелем, и надо было ему разрушенный храм восстанавливать. Матушка у него молодая, красивая, а он ушел весь в стройку. Она обед готовит, он не приезжает домой, времени нет. Несколько месяцев прошло, год, ребенок родился. Батюшки дома почти никогда нет. Дело дошло почти до развода.

Матушка говорит: «Поехали к духовнику». Батюшка с готовностью согласился, он же благое дело делает. Поехали они к старцу Иоанну Крестьянкину. Ну, и батюшка там хорошо получил. Отец Иоанн объяснил ему, что никакие высокие цели не оправданы, если семья запущена. А если семье уделять время и внимание, то Господь даст то, чего недостает. В том числе и материальный достаток.

А иногда и материальным надо пожертвовать, чтобы больше времени отдать семье. Потому что, ну, что такое достаток — его же никогда не будет хватать. А там посмотришь, годы прошли, здоровье подорвано, достаток есть, но душу не радует, в тупике человек.

Поэтому желаю всем отцам жить своей семьей, не отдаляться и всей душой в свою семью вкладываться.

Протоиерей Илия Зубрий

Любить расслабляющей любовью, любить такой любовью, которая все допускает и позволяет человеку становиться все мельче и мельче, все более жестоким, все более себялюбивым, — это не любовь. Любовь должна быть требовательной…

Требовательность в любви сказывается прежде всего в том, чтобы любимого человека вдохновлять, чтобы его уверить в том, что он бесконечно значителен и ценен, что в нем есть все необходимое, чтобы вырасти в большую меру человечности.

Митрополит Антоний Сурожский

«Сердиться не полезно. Гневом можно только… увеличить раздражение другого, а привести в лучшее расположение можно только терпением и миром».

Святитель Филарет (Дроздов)

«Влияние хороших женщин – это самая великая сила после милости Божией, которая формирует хороших мужчин».

Александра Федоровна Романова

И ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, но прибегай к Богу. Скажи Богу: «кого Ты хочешь, того и определи мне Своим Промыслом»; поручи Богу это дело, и Он наградит тебя за то, что ты предоставишь Ему такую высокую честь.

Святитель Иоанн Златоуст

«Если жена противоречит мужу, все в доме происходит не так, пусть хоть все в остальном благополучно. А когда есть мир и согласие, ничего неприятного не случается, несмотря на то, что каждый день возникают треволнения бесчисленные».

Старец Иосиф Ватопедский

«Будем искать в жене доброй души, чтобы найти в ней и любовь… Ищи добрых свойств в девице: скромности, благочестия и набожности, — это будет для тебя лучше бесчисленных сокровищ».

Святитель Иоанн Златоуст

Иногда христианин, живущий в семье, где не все разделяют его религиозные убеждения, стесняет жизнь других членов семьи, препятствуя им заниматься тем, что, с его точки зрения, является предосудительным и нехристианским. Например, в семье глубоко верующая мать, неверующий отец, и дети, которые, хотя и ходят в церковь вместе с матерью, однако не настолько разделяют ее интересы, чтобы вовсе отказаться от развлечений. Приближается Новый год: мужу и детям хочется праздника. Но мать, считая этот праздник «языческим», запрещает детям веселиться, кормит их постной пищей (ведь Новый год выпадает на Рождественский пост). Может быть, лучше было бы в этом случае пожертвовать собой и своим благочестием, устроить мужу и детям настоящий праздник, а потом еще один праздник – на Рождество. Затем – еще и еще, пока вся жизнь семьи не превратится в сплошной, ежедневный праздник. Ведь именно в этом заключается христианство, в этом проявляется наивысшая любовь к ближнему – забыв о себе, пожертвовать собой и жить для других, стараясь принести им радость.

Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Вы – свет мира»

«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище — сердце внимательное».

Преподобный Амвросий Оптинский

«Украшай лицо целомудрием, скромностью, милостыней, человеколюбием, любовью, приветливостью, — вот краски добродетели, ими ты привлечешь любовь не только людей, но и Ангелов, за них восхвалит тебя Сам Бог; когда же Бог будет благоволить к тебе, то конечно, Он привяжет к тебе и мужа».

Святитель Иоанн Златоуст

«Тело не может ни любить, ни ненавидеть. Не может тело любить тело. Способность любить принадлежит душе. Когда душа любит тело, — это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, не взирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. А в любви — жизнь».

Святитель Николай Сербский

«В правильной семье с того момента, когда супруги расписались в ЗАГСе, для жены мнение мужа — закон, а для мужа интересы жены и детей — превыше всего».

Священник Илия Шугаев

Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жён, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь. Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души – таковы признаки истинной красоты. Сколько мужей, которые жили с красивыми жёнами, но бедственно окончили свою жизнь. Напротив, сколько таких, которые имели жён не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.

Святитель Иоанн Златоуст

Жена чувствительнее мужа ко всему, значит, и подход к ней требуется нежный и ласковый, а не суровый. Иногда для жены бывает неприятно не то, о чем даются указания, а то, с каким это делается видом и каким тоном.

Святитель Иоанн Златоуст

«Любить есть дело мужей, а уступать — дело жен. Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток».

Святитель Иоанн Златоуст

«Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение».

Святитель Иоанн Златоуст

«Сотни немощей прощай всякому человеку, тысячу – отцу своему и матери своей».

Святой праведный Иоанн Кронштадский

«Настоящая Любовь начинается тогда, когда ради нее отдашь все, что имеешь».

Монах Симеон Афонский

Женщина должна быть великодушной и добросердечной. Женщина, чье сердце не трогает вид горя, которая не стремится помочь, когда это в ее силах, лишена одного из главных женских качеств, которые составляют основу женского естества.

Из дневниковых записей императрицы Александры Феодоровны Романовой

«Свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви. А жена… при общении с мужем должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них».

Святитель Лука Крымский

«Нет людей и супружеских пар, у которых не было бы недостатков. Нет семей, где все проходило бы идеально и гладко. Но, если супруги хотят, чтобы их брак был таинством, если хотят создать настоящую, полноценную семью, они должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные.»

Митрополит Иларион (Алфеев)

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли. Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой».

Священник Александр Ельчанинов

Священное Писание говорит нам о том, что муж должен быть главой жене, т.е. иметь такую силу любви и заботы о ней, такую способность поддержать в ней и дух, и силы души, что все в ней будет направляться на добро, и никто более и полнее не способен этого сделать, кроме любящего мужа.

Протоиерей Владимир Ровинский

Признаком несостоятельности женщины является также и ее духовная бездомность. Что это значит? Иная имеет достаток, мужа, детей, хорошую квартиру, но все рвется вон из дома. А дома не убрано, дети голодные и хватают что попало из холодильника, растут , как трава. Муж ходит в мятой одежде и тоже полуголодный, Она же все «созидает», «общается», «имеет друзей». Отсутствие чувства дома у женщины — большая беда, настоящий крест для семьи. Это нравственная порча.

Да, многие женщины вынуждены сегодня зарабатывать на хлеб. Но у одной дома порядок, уют, ибо она ощущает себя всегда матерью и женой. Другая же, если и находится дома, то все мечтает, зевает, ходит до обеда в халате. Или возьмется страдать — неизвестно почему. Находятся еще и такие, которые оправдывают свою лень тем, что якобы «в Боге». Если ты в Боге, послужи ближнему, наведи порядок, создай уют, последи за детьми. А молитва не уйдет — прибирайся и молись.

Протоиерей Борис Ничипоров

Роль женщины в семье очень велика. Мужчина ждет от жены ее тепла, ее нежности, ее материнской любви – всего того, чего нет у него самого. В семье женщина является сердцем, а мужчина является умом. Как прекрасно, когда муж открывает дверь своего дома и видит улыбку своей жены, ее нежность, ее любовь. Но часто ошибка мужчины в том, что он не берет во внимание и не ценит тот вклад, который женщина вносит в семейную жизнь своей нежностью и любовью.

Протоиерей Евангел Кутрас

«Чтобы в семье был мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше, чем свою мать, и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовь супруга к родителям должна литься через его жену. Конечно, и жена должна вести себя так же».

Старец Паисий Святогорец

Когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Через две минуты всё прекращается…

Схимонахиня Гавриила (Геронтисса Гавриилия)

Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это неправда. Если он не образ Христа, то ему никто не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

Митрополит Антоний (Сурожский)

Главное заблуждение относительно семейной жизни состоит в том, что все ищут и ждут от неё счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий.

Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: все здесь трудом добывается…

Архиепископ Амвросий (Ключарев)

«В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения».

Императрица Александра Феодоровна Романова

«Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом».

Преподобный Геннадий Костромской

Укрепляй семью, потому что она — основа всякого государства.

(Император Александр III — сыну Николаю.)

Если мы вступаем в брак, то и это должны делать для Бога. Не с тем должны мы брать жену, чтобы от неё получить богатое имение, но чтоб найти в ней благородство души; мы не должны иметь в виду большие деньги, знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Мудрая жена должна знать ряд небольших «женских хитростей». Например: не досаждать мужу просьбами, когда он голоден или устал. И конечно, никогда не обсуждать с ним важные дела, пока он не поест и не отдохнёт. Помните, в русских сказках: «Ты сначала накорми, напои, в баньке попарь, а потом уже расспрашивай!»

Ещё одна женская «премудрость». Мужчины очень плохо воспринимают абстрактные просьбы и жалобы. Например: «Как мне тяжело!», «Почему мне никто не помогает?», «Когда ты, наконец, хоть что-нибудь сделаешь?» и тому подобное. Мужчины существа рациональные, они плохо понимают какие-то общие призывы, им нужен план действия и конкретное задание.

Однажды я случайно услышал в троллейбусе разговор двух женщин. Одна говорила другой: «Вот, я не только всё делаю по дому, но и продукты закупаю сама для всей семьи, хотя живу с мужем и двумя сыновьями, все они водят машину, а сумки таскаю я. Другая отвечала ей, делясь опытом: «Ты неправа, так ведь и надорваться недолго. Как поступаю я? Я говорю: «Мужики! Мама готовит еду, мне нужно то-то и то-то». Пишу им список и посылаю на рынок за продуктами. И вообще сын свою комнату убирает и пылесосит только сам и свои вещи стирает тоже сам. Я ему говорю, что у меня здоровье слабое, меня нужно жалеть».

Конечно, когда женщина даёт задания мужу и детям, просит их о помощи, она должна и сама хорошо и ответственно относиться к своим семейным обязанностям и никогда не забывать поблагодарить мужчин после выполненного задания, этим она поощрит их к дальнейшей трудовой деятельности на благо семьи.

Из книги священника Павла Гумерова «Семейное счастье»

«Если женщина утратит дарованную Господом сдержанность, целомудрие и скромность, то ни одна живая душа не спасется».

Преподобный Иоанн Лествичник

Одна молодая женщина в ответ на вопрос своего мужа, зачем она так часто ходит в храм, сказала: «Меня там учат любить тебя и быть тебе верной». Муж больше не спрашивал её о причинах посещения церкви.

Из книги протоиерея Андрея Ткачёва «Первое чудо»

«Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлет».

Святитель Феофан Затворник

Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью. Так что не смущайтесь, трудитесь».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

На женщине лежат домашние, рутинные обязанности — уборка, приготовление пищи, воспитание детей… И всё это невозможно потянуть без любви. Поэтому апостол Павел прежде всего обращается к мужьям: Мужья, любите своих жён. Вот — кульминация. Муж задаёт тон, он ведущий, потому что он глава. Его первая обязанность — освящать семью; не ходить по дому и кропить всех святой водой, а освящать своей любовью. Если он, придя домой не в духе, всех загнал «под лавку», то жене уже не хочется ни готовить, ни служить ему. А если он светится, то и весь дом его светится и обретёт в нём надёжную крепость, полную тепла и уюта. Другое дело, если муж не занял место главы, на которое ему указал Сам Господь, не проявил мужества, твёрдости, мудрости, терпения, — в такой семье прежде всех будет страдать жена.

Протоиерей Николай Могильный

«Вы говорите: «нервы, нервы…» — часто повторяла греческая старица Гавриила, — «Какие там нервы? Одна лишь гордость!»

Советы и наставления схимонахини АНТОНИИ (КАВЕШНИКОВОЙ)

Советы и наставления схимонахини АНТОНИИ (КАВЕШНИКОВОЙ)

  1. С 00 до 03 часов святое небо открыто. Очень ценная молитва в эти часы. После полуночи хорошо класть три великих поклона с молитвой к Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю.

2. Схимонахиня Антония благословляла своих духовных чад учить на память молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры», 50-й и 90-й псалмы. Советовала читать краткое молитвенное правило прп. Серафима Саровского, и молитву: «Господи, просвети мой ум, успокой мое сердце, помоги мне в жизни, избавь меня от лукавого»

3. Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз.

4.Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом.

5. Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородице Дево, радуйся» и три воскресенья подряд причастить детей Святых Христовых Таин.

6. Когда бывают нечистые помыслы, уныние, тоска, — много раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся». Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир душе.

7. Надо только с крестом вкушать пищу. Вот придут времена, будет все отравлено. Но если вы с верой перекрестите, то живы будете. А другой выпьет или съест то же самое, не перекрестив, – умрет.

8. Закрой свой рот получше, на семь замков, как говорят святые отцы, знай свое дело: твори Иисусову молитву, сколько она добра приносит в жизни. Молчание — это ангельская молитва. Она не сравнится с нашей человеческой молитвой. Помалкивай больше и прислушивайся побольше, потому что от нее (ангельской молитвы) помощь во всем! Язык мой — враг мой, оно так и есть. Сколько зла и расстройства приносит он в жизни… Если мы осуждаем ближнего за какой-то грех, значит, он в нас еще живет. Если человек не осуждает, значит, этот грех не касается его. Когда душа чистая, она никогда не станет осуждать. Потому что «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1)»

9. Старица советовала ежедневно читать 17 кафизму, говорила: «На мытарствах 17 кафизма будет уже в защите за вас».

10.Схимонахиня считала, что пасхальные свечи дают особую благодать, в частности говорила: «Когда посещаешь больного человека, прочитай молитву за болящего или акафист и обязательно зажги пасхальную (красную) свечу».

11. Слово Божие — пища для души и тела. В обязанности христианина: не лягу спать, если не прочитаю одну главу Евангелия; две главы Посланий, начиная с Деяний Апостолов и кончая Откровением святого Иоанна Богослова; несколько псалмов из Псалтири. И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет и Псалтирь, что и нужно… Надо сделать три закладки и читать подряд, а когда прочитаем все – снова начинать, и так всю жизнь.

12. Многим из приходивших к ней матушка советовала: «Чтобы в каждом доме были иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» и Калужская! В доме должен быть святой угол: для святых икон, святой воды, просфор, а располагать иконы по сервантам, стенкам негоже. Может ли быть храм без алтаря или дом без крыши? – Так и семья не должна жить без святого угла.

13. Во время молитвы или в праздничные дни должна гореть лампада, и хорошо зажигать свечу. На дома, где это исполняется, ложится Божия благодать».

14.»Будь лёгкой, отдай все грехи Богу. Все болезни, все печали, все заботы отдай Богу. И будь лёгкой, освободись. Богу известно о тебе. Каждому человеку дано в жизни сыграть свою роль: сыграет – и уходит в жизнь вечную. О чём расстраиваться? Мы же тут не вечные, мы же тут в гостях. А уйдём домой в своё время, все уйдём домой. Господь на земле никого не оставит, всех заберёт к Себе. Душа ведь не умирает. Тело – это костюм, это храм души».

Спаси и сохрани Вас Господь!

Оптинские старцы и их изречения

Православныя веры светильницы,
монашества непоколебимии столпи,
земли Российския утешителие,
преподобные старцы Оптинстии,
любовь Христову стяжавши и душу
свою за чада полагавшии…

11/24 октября празднуется Собор преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших.

Собор преподобных Оптинских старцев

Святые отцы говорили: «Лучше жить с духовником на торговой площади, чем одному в пустыне». И еще: «Духовное сиротство тяжелее плотского». Преподобный Макарий писал: «Достижение спасения точно состоит в приобретении руководителя и отсечении своей воли и разума».

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках, она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через наставления. Преподобный Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные старцы Оптинские окормляли всю Россию более века и продолжают наставлять нас, своих потомков, продолжают молиться за нас. Приникнем же к их наставлениям и поучениям как к воде живой и целительной.

***

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Преподобный Лев:

  • Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись: свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя.
  • Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо.
  • Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия.

Преподобный Моисей:

  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Преподобный Антоний:

  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
  • Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
  • Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Преподобный Макарий:

  • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость, который доволен заменить и прочие.
  • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение.
  • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению.

Преподобный Иларион:

  • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.
  • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) Преподобный Амвросий:

  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.
  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю – и встать не можем.
  • Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
  • Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией.
  • Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
  • Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Преподобный Иосиф:

  • Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью – она исправляется кротостью.
  • А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится.
  • Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
  • Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.
  • Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? – лучше держись середины.
  • Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.
  • Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от нее живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.
  • Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Преподобный Анатолий (Зерцалов):

  • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся.
  • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение.
  • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть.
  • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь спасения.
  • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
  • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
  • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Преподобный Варсонофий:

  • Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
  • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.
  • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
  • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу.
  • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
  • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель».

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Преподобный Анатолий (Потапов):

  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Преподобный Нектарий:

  • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
  • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы, – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Преподобный Никон:

  • Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
  • Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.
  • Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.
  • Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит всё.

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *