Сонькина педиатр

Пять важных лекций, интервью и передач о детском здоровье

Мы надеемся, что на Сергея Бутрия и Федора Катасонова вы подписаны во всех соцсетях, поэтому не будем здесь предлагать вам почитать их посты — все они, разумеется, очень крутые, но и вы найдете их и без нас. Вместо этого советуем вам обратить внимание и на других не менее классных специалистов и послушать, что они говорят о детском здоровье.

Начать можно с большой и очень классной, информативной, честной и интересной лекции педиатра Анны Сонькиной-Дорман. Выступление врача организовал лекторий «Православие и мир», который умеет приглашать интересных спикеров. Лекция Сонькиной-Дорман называется «О здоровье здоровых детей» и отвечает на вопросы о том, чего не следует делать, как не залечить и каких ошибок мы сами можем избежать, заботясь о заболевшем ребенке.

Тему продолжает интервью с врачом-инфекционистом Александром Кудиным. В беседе с Tut.by специалист рассказал и о вирусе Коксаки, и обычных ОРВИ, и о том, как правильно лечить детей. Основной принцип (о нем говорит и Сонькина-Дорман), которого придерживается Кудин, заключается в том, чтобы не устраивать вокруг ребенка танцев с бубнами. «Чтобы не назначить лекарство, нужно знать значительно больше, чем чтобы его назначить», — резюмирует доктор.

Об острых состояниях говорят и педиатры Рузанна Аванесян и Светлана Юрасова, приглашенные на программу Тутты Ларсен «Какие наши роды?», посвященную теме высокой температуры. Они пытаются разобраться, нужно ли сбивать температуру, когда стоит переживать и насколько тяжело малыши переносят болезни, сопровождающиеся жаром. Вполне актуально для эпидсезона, даже если вы все это и так знаете.

Кстати, об эпидемиях. Если вам интересно, что такое коллективный иммунитет, как он работает и как на его формирование влияет вакцинация, то советуем послушать лекцию специалиста по вопросам здравоохранения Ромины Либстер на TED (с русскими субтитрами). Ее выступление касается в основном взрослых, но родителям оно будет особенно интересно, ведь именно нам приходится вступать в ожесточенные споры с антипрививочниками. Либстер очень просто, наглядно и доходчиво объясняет принцип коллективного иммунитета. Про детский же иммунитет и шаманство с его «укреплением» можно послушать у Комаровского.

И в завершении подборки — расшифровка лекции специалиста по интуитивному питанию Светланы Бронниковой. В ходе этого выступления она рассказывала, в частности, о том, сколько сахара можно давать детям и почему не следует ограничивать здоровую малышню в доступе к сладостям. Спойлер: сахара можно сколько хочет ребенок и ограничивать его не нужно. В преддверии праздников звучит как индульгенция.

Накануне Дня медицинских работников в детской поликлинике прошел конкурс семейных сочинений на тему: «Мой любимый детский врач». Предлагаем отрывки из нескольких сочинений.

«Врач должен быть благоразумным по своему нраву человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым», — так в свое время говорил Гиппократ. Это высказывание применимо в полной мере к нашему замечательному участковому педиатру Людмиле Александровне Петровой. В ней удивительным образом сочетается все самое ценное: оптимизм, профессионализм, надежность, терпение, мудрость, радушие, такт, доброжелательность. Это врач от Бога, человек большой, доброй души и сердца.

У нас двое деток. Старшему семь лет, младшей доченьке – три. С особой теплотой вспоминаем то время, когда детки были грудничками… Что испытывает мама, привезя из роддома ценный груз в виде сына или дочки? Кроме огромной радости, беспредельного счастья и нахлынувшей нежности, еще и множество волнений, переживаний за свое маленькое чудо. Почему он плачет? Почему не спит? Хватает ли молока? Эти и другие вопросы возникали постоянно. На все давала ответы наш добрый ангел-хранитель Людмила Александровна. Она обладает удивительной способностью в любой ситуации найти те нужные слова, которые помогают успокоиться, приободриться. А если уж случилось, что детки заболели, то всегда внимательно выслушает, осмотрит ребенка, назначит эффективное лечение, даст нужный совет.

«Врач – профессия круглосуточная», — эти слова Н.Н.Бурденко – о нашем докторе. Наверное, у всех мамочек на нашем участке есть номера телефонов Людмилы Александровны – и домашний, и сотовый. Это тоже о многом говорит. Но, ни разу мы не слышали грубость в ответ на поздний звонок – только доброжелательный тон, четкий ответ. Случайно встретив на улице, наш врач никогда не пройдет мимо, всегда спросит, как дела, все ли здоровы.

А как ее любят детки! После приема у нас дома всегда своя поликлиника: ребятня лечит кукол, маму, папу и даже кота!

Людмила Александровна, спасибо Вам за Ваш труд, золотые руки, за добрые слова и позитивный настрой, за ваше неравнодушное отношение к здоровью детей».

«25 лет назад моя мама приходила за помощью к детскому врачу Ирине Вячеславовне Бессоновой, а сейчас и я внимательно слушаю ее рекомендации по лечению сына. И, как 25 лет назад, Ирина Вячеславовна встречает нас с улыбкой. Несмотря на загруженность, огромное количество вызовов на дом, наш доктор остается такой же доброй, отзывчивой и внимательной.

Уважаемая Ирина Вячеславовна, спасибо Вам огромное за Ваш нелегкий труд, за понимание и терпение!».

«В нашей семье двое детей: старшая уже почти совершеннолетняя, а младший дошкольного возраста. Нам посчастливилось, что нашим участковым врачом стала Ирина Вячеславовна Бессонова и медицинская сестра Надежда Ивановна Коробицина.

Нельзя говорить только о педиатре, при этом не упоминая о медицинской сестре. Потому что только слаженная работа всего участка приводит к положительным результатам в лечении маленьких пациентов. Две эти женщины на протяжении нескольких лет для нашей семьи больше, чем родные. Они вселили в нас уверенность, что все проблемы можно преодолеть, имея большую веру в положительный результат.

Мы очень счастливы, что на нашем участке работают именно эти специалисты. Пусть им хватит сил и здоровья для работы с нашими детьми!»

Понятие «здоровый ребенок». Значение, задачи и условия воспитания здорового ребенка.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

По мнению Змановского Ю.Ф. (врач нейропсихиатр) здоровье следует понимать как соматическое здоровье (физическое), которое обуславливается работой внутренних органов; психическое здоровье, которое обуславливается работой головного мозга и нервной системы; и сексуальное здоровье, которое следует понимать как комплекс физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов полового поведения человека.

Здоровый ребенок, по Змановскому – это динамичное состояние растущего организма, устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям. Если ребенок и болеет, то очень редко и нетяжело, он жизнерадостен, активен, доброжелателен к окружающим, у него преобладают «+» эмоции, а «-» переживания переносит стойко и без последствий. Развитие его физических качеств происходит гармонично, он достаточно ловок и силен, он закален и не имеет лишней массы тела.

В нашем государстве проблемы здоровья людей стоят достаточно остро («Живи и знай. Белая книга детства и образования в России» / Сост. В.Б. Новичков, М., 1995.).

1. Смертность превышает рождаемость.

2. Из 1000 новорожденных умирает 19, что в 2,5 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии.

3. Лишь 14% детей рождаются здоровыми (а в Ухте за последние 3 года абсолютно здоровых детей не родилось). 35% детей хронически больны.

Причины ухудшения уровня здоровья:

§ резкое ухудшение материального положения,

§ недостатки в системе здравоохранения,

§ несбалансированность питания (дефицит белков в рационе составляют 25%, витаминов А – 30%, В – 20-30%, аскорбиновой кислоты ~ 50%). Особенно страдают дети раннего возраста (из 4,5 млн. детей до 2 лет более 50% не получают питания в необходимом объеме, т.е. голодают). В связи с этим акселерацию сменила дегенерация (замедление физического и умственного развития). Существует тенденция к увеличению числа детей с дефицитом массы тела.

§ В последние годы произошло резкое сокращение возможностей оздоровления детей. Многие курорты закрыты или недоступны. С 1990 г. сокращается количество врачей педиатров. Постоянно увеличивается объем платных медицинских услуг.

§ Средняя продолжительность жизни у мужчин в России составляет 54 года, у женщин 62 года.

Пример: За последние 6 лет интеллектуальный уровень детей, поступающих в первый класс резко снижается несмотря на то, что уровень образования родителей этих детей выше их предшественников. Почему? (избыток информации – телевидение, Интернет, компьютер – необходимость постоянного раздражения центра радости в КГМ)


Здоровье людей – это не только их богатство, но и богатство нации, общества. Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Это период бурного физического и психического развития. Организм ребенка не совершенный, слабый, у ребенка еще не выработан необходимый иммунитет. Организм приспосабливается к жизни, но адаптационные механизмы развиты слабо. Все органы и системы организма находятся в стадии развития. Формирование здоровья – это процесс необратимый и непрерывный, важно правильно организовать воспитание, создать благоприятные условия для роста и развития, направить процесс развития в нужное русло, чтобы достичь более высокого результата в физическом развитии ребенка.

В концепции дошкольного воспитания обозначен круг проблем со здоровьем у дошкольников. ОРЗ, избыточный вес являются причинами сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, повышения артериального давления; большое количество инфекционных заболеваний; ~ 50% дошкольников нуждаются в психологической коррекции. В первые годы закладываются многие основы будущей жизни: здоровья, развития движений, потребность в двигательной активности, гигиенические навыки, первичные знания о здоровье.

По вопросам физического воспитания многие десятилетия проводятся научные исследования. Большой вклад в теорию физического воспитания дошкольников сделал Е.А. Аркин. В НИИ дошкольного воспитания с 1960 г. изучаются возможности физического развития дошкольников.

В 1970-е гг. остро встал вопрос о недостаточной двигательной активности (гиподинамия). Оказалось, что только 27% времени дети находятся в активных движениях. Ученые стали искать пути повышения двигательной активности, появились исследования по обучению дошкольников ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию, спортивным играм.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.

Здоровый ребенок – как зачать и вырастить неболеющего малыша?

Веселый и здоровый ребенок – его видно сразу, он любознателен, активен, жизнерадостен и доброжелателен. К сожалению, из-за неблагоприятных экологических условий и многих других факторов очень много детей рождается с какими-либо нарушениями здоровья, а абсолютно беспроблемных детей – единицы.

Что такое здоровый ребенок?

Одно из определений здоровья – это психическое, физическое и социальное благополучие индивида. По мнению врача-нейропсихиатра Ю.Ф. Змановского, здоровый ребенок – это растущий организм, устойчивый к сложным, экстремальным и патологическим воздействиям. Такой малыш даже если и заболевает – то нетяжело и нечасто, в настроении ребенка преобладает позитив, он настроен на познание чего-то нового.

Физическое и психическое здоровье детей во многом зависит от:

  • семьи – здоровья родителей, материального положения, атмосферы в доме, условий жизни, привычек, которые закладываются в семье;
  • здравоохранения – доступности и качества лечения;
  • детского коллектива, который оказывает значительное влияние на социальное и интеллектуальное развитие ребенка.

Физическое здоровье детей

Ответ на вопрос что значит здоровый ребенок в физическом плане – это малыш, который редко болеет, гармонично развивается, ловкий, крепкий, сильный, без лишних жировых отложений. Родители очень подвижных малышей часто сетуют на то, что сильно устают от непоседливости чада, однако насторожиться скорее следует родителям малоактивных и вялых детей, которым мало что интересно, а единственное их удовольствие – это еда.

Один из распространенных детских диагнозов современности – гиподинамия, что означает нарушение множества функций организма (дыхания, пищеварения, кровообращения, опорно-двигательного аппарата) при недостаточной двигательной активности. Если ребенок мало двигается, это напрямую отрицательно воздействует на его здоровье:

  • снижается работоспособность;
  • нарушается осанка;
  • плохо развиваются мышцы;
  • снижаются обменные процессы;
  • развивается ожирение;
  • такие дети чаще болеют, дольше не выздоравливают и страдают от осложнений.

Психическое здоровье детей

Термин «психологическое здоровье детей» находится на стыке медицины и психологии, его используют при объяснении психосоматических проблем со здоровьем – изменение в психологическом состоянии может стать толчком в развитии соматического заболевания, например, при психологическом дискомфорте в детском саду ребенок может заболевать, чтобы оставаться дома. Иногда картина развивается обратная – физический недуг вызывает психологические и даже психические проблемы. Эту взаимосвязь знали даже предки, выразив ее в поговорке «В здоровом теле – здоровый дух».

Психическое здоровье ребенка можно понимать как отсутствие отклонений психического развития. У многих детей под влиянием различных ситуаций возникают нарушения поведения или эмоциональной сферы – нарушения сна, страхи. Дети, которые ощущают поддержку и любовь родителей, часто успешно справляются со сложными ситуациями, у других малышей может развиться социальная дезадаптация, невроз, что рассматривается уже как психическое расстройство. Помимо этого, вероятность рождения здорового ребенка значительно снижается, если в семье наблюдаются психические заболевания.

Как узнать, здоров ли ребенок?

Забота о здоровье детей – это первоочередная обязанность его родителей, но в некоторых случаях на проблему со здоровьем может обратить внимание воспитатель, учитель или медик детского сада или школы. Точно определить, здоров ребенок или нет, может только квалифицированный врач, поэтому необходимо посещать его по рекомендованному графику для медицинского осмотра.

Здоровый ребенок – законы роста и развития

Сегодня любое государство очень волнует здоровье детей, актуальность проблемы обусловлена тем, что нездоровое население – это угроза нации. По статистике полностью здоровых детей рождается все меньше, а две трети проблем со здоровьем взрослых закладываются в юном возрасте. Совместно с семьей, укреплением здоровья детей и профилактикой заболеваний занимаются дошкольные и школьные учреждения, поликлиники.

Зачатие здорового ребенка

О зачатии здорового ребенка думает любая ответственная женщина. Давно известна истина: здоровая мать – здоровый ребенок.

Поэтому женщине следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Зачатие здорового ребенка более благоприятно в период от 18 до 35 лет, в этом возрасте организм женщины максимально готов к материнству, а риск патологий минимален.
  2. Лучшие месяцы для зачатия – конец лета и начало осени, когда питание максимально разнообразно, а организм окреп за лето.
  3. Планируя беременность, женщине необходимо посетить врачей – гинеколога, стоматолога, терапевта, чтобы минимизировать вероятность осложнений во время беременности.
  4. До беременности нужно сдать анализы на герпес, краснуху, токсоплазмоз, которые крайне опасны для плода.
  5. Желательно вместе с мужем побывать на приеме и у генетика, который определит, есть ли риск генетических нарушений у ребенка.
  6. За 2-3 месяца до зачатия ребенка необходимо начать прием фолиевой кислоты, недостаток которой может вызвать серьезные патологии в развитии плода.
  7. Здоровый ребенок может родиться только у женщины, отказавшейся от вредных привычек.

Рождение здорового ребенка

Доношенный здоровый ребенок рождается в период от 38 до 42 недель, когда все системы и органы уже развиты. Для профилактики преждевременных родов женщине нельзя носить тяжести, носить обувь на каблуках и сильно утягивающую одежду, вести активную половую жизнь, мало отдыхать. Во время родов женщина должна слушать инструкции акушерки и гинеколога и тщательно их выполнять. Рожать ребенка вне больницы, в домашних условиях – опасно для жизни и матери, и малыша.

Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар – это универсальная система, понятная врачам. Каждый малыш получает две оценки – через минуту после рождения и через пять минут. Здоровый ребенок по шкале Апгар получает оценки 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – эти показатели говорят о том, что сердце малыша бьется, он самостоятельно дышит, в норме также мышечный тонус, рефлексы и цвет кожного покрова.

Здоровье детей до года

Ребенок до года не способен рассказать родителям о том, что его беспокоит, единственный доступный для малыша способ показать это – плач. Часто полноценный ребенок плачет из-за каких-либо неудобств: ему сыро, холодно, голодно или скучно. Некоторые проблемы со здоровьем – боль в животике или деснах, сыпь, проблемы с засыпанием – это лишь свидетельство того, что организм ребенка приспосабливается к новым для него условиям и растет.

Насторожить родителей должно:

  • плохой набор веса;
  • частые срыгивания;
  • постоянный сон или недостаток сна;
  • крик, сопровождающийся дрожанием, судорогами;
  • излишняя возбудимость;
  • частые вздрагивания;
  • повышенный или пониженный тонус мышц.

Здоровье детей дошкольного возраста

Организм младших дошкольников крайне уязвим, поскольку формирование органов еще не завершено. Здоровье детей в детском саду может быть очень слабым – они часто болеют простудными заболеваниями, бывают плаксивы или гиперактивны.

Что делать, чтобы ребенок не болел часто:

  1. Позаботиться о получении полного набора питательных веществ и привить ребенку навыки правильного питания, ограничить сладкое, мучное, фастфуд.
  2. Организовать ребенку физическую нагрузку – делать утреннюю гимнастику, играть на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках, велосипеде.
  3. Проводить закаливание – гулять босиком по траве, купаться в открытом водоеме, принимать воздушные ванны.
  4. Обеспечить спокойную и комфортную обстановку дома, уделять ребенку внимание, ласкать его.
  5. Не игнорировать профилактические посещения врача.
  6. Научить ребенка правилам безопасности – не открывать окна, не пробовать содержимое бутылочек в кухне или ванной, не брать лекарства, а со своей стороны – убрать все потенциально опасные предметы, поставить заглушки на розетки.
  7. Приучить ребенка жить по режиму дня.

Здоровье детей школьного возраста

Школа – это социальная среда, в которой ребенок проводит много времени. Здоровье детей и подростков в школе во многом зависит от интенсивности учебного процесса, рациональности его организации и соответствии подготовки школьника к нагрузкам. Школьное здоровьесберегающее сопровождение включает создание безопасного образовательного пространства и условий для успешного развития и самореализации ребенка.

Здоровье детей в школе не страдает, если ребенок:

  • не переутомляется;
  • правильно, полноценно и своевременно питается;
  • соблюдает режим;
  • чередует виды деятельности (физические и интеллектуальные);
  • вовлечен в социальную жизнь класса и не конфликтует с учителями и одноклассниками.

Здоровье детей – советы

На вопрос что делать, чтобы ребенок не болел, родителям часто дают совет – укреплять иммунитет. Но при этом не все родители понимают – как это нужно делать.

Что укрепляет иммунитет ребенка:

  1. Здоровое питание для детей это питание, в котором сбалансировано содержание белков, жиров и углеводов, основа рациона – сезонные овощи и фрукты, мясо и рыба, кисломолочные продукты, вредные продукты ограничены (фастфуд, чипсы, жирные продукты, сладости, мучное), еда подвергается тепловой обработке щадящими способами (на пару, варка, тушение), употребление сахара сведено к минимуму.
  2. Закаливание – обливания ножек, хождение босиком, купание в открытом водоеме, прогулки.
  3. Свежий воздух – не менее 2,5 часов в день, проветривание комнат.
  4. Режим дня – ребенок учится и полноценно отдыхает, вовремя ест и ложится спать.
  5. Физическая активность – ребенок должен заниматься физкультурой, гулять.

Здоровый образ жизни для детей

Здоровый образ жизни помогает сохранять здоровье и активность до старости. Формирование здорового образа жизни у детей начинается с родителей, которые должны быть хорошим примером для своих детей. Если ребенок видит положительные образцы поведения, то и сам поступает так же – правильно питается, занимается спортом, делает осознанный выбор, отказываясь от алкоголя, сигарет и других вредных привычек.

Воспитание здорового ребенка

Старая истина – здоровые дети в здоровой семье. Здоровая семья – это не только люди, ведущие здоровый образ жизни, это – понимание и поддержка, здоровый психологический климат, духовная культура и материальное благополучие. Ребенок учится на примере взрослых и не только сам растет с этими принципами, но и свою семью строит, исходя из представлений, полученных от своих родителей. Так люди влияют не только на своих детей, но и строят основу благополучия внуков и последующих поколений.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *