Сирин

Музыка, которую мы исполняем, говорит о вечном. Послушайте, о чем все эти песни! В них – размышления о рождении, смерти, существовании Бога и первопричине мироздания. Одним словом, вопросы, которые, так или иначе, ставит перед собой любой, даже самый увязший в рутине человек. И ставил всегда, как сегодня, так и десять веков назад. Менялись формы, способы, с помощью которых люди пытались выразить свои переживания. А темы – извечные и всем понятные и близкие.

Андрей Котов

Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» был создан в 1989 году Андреем Котовым и группой молодых профессиональных музыкантов с целью возрождения древних православных певческих традиций. Андрей Котов, руководитель ансамбля — фольклорист, исполнитель, композитор, хормейстер — посвятил себя практическому исследованию особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен.

В какой-то момент в моей профессиональной деятельности появилась необходимость отдельно заниматься духовной музыкой, отдельно заниматься духовными стихами, понять что это такое. И тогда я собрал ансамбль «Сирин», куда я приглашал молодых ребят, профессиональных музыкантов для того, чтобы поставить некий эксперимент — через себя почувствовать, понять ту древнюю духовную музыку, которая по большей части не звучит, которая если и понимается нами, то не так, как она понималась людьми 17-18 в.

Название ансамбля произошло от имени райской певчей птицы В средневековых русских легендах Сирин иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве.

«Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная»

Ансамбль поёт древнерусские богослужебные песнопения 15 — 18 веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Долгое время «Сирин» занимается решением проблем интерпретации древнерусских богослужебных песнопений.

Я, например, очень люблю строчное многоголосие. Мы все время пытаемся его петь, многому научились – и как нам говорят, довольно неплохо это делаем. Однако нужно приложить очень много усилий для того, чтобы эта музыка по-настоящему зазвучала. Древнерусское диссонантное многоголосие – это совершенно потрясающая музыка. Люди недоумевают, когда ее слышат – она лишена сентиментальности, внешней душевности. Знаете, на Пасху в Иерусалиме сходит Благодатный Огонь, который первые минуты не обжигает. Вот и эти песнопения можно сравнить с этим неопаляющим огнем – они чисты, и при этом наполнены потрясающей энергией. Настоящее богословие в музыке.

Одно из направлений в работе ансамбля является исполнение православных духовных стихов, донесших до наших времен ключ к пониманию мировоззрения верующего человека. Это песни духовного содержания — жанр некогда очень распространенный, отличающийся разнообразием форм, где причудливо смешиваются музыкальные традиции разных времен и народов.

Духовные стихи нельзя назвать жанром исключительно историческим, чем-то древним и архивным. Иначе я просто не стал бы их исполнять. Песня ведь интересна той историей, которую она дает возможность рассказать – и ее близостью лично тебе.

Уникальный репертуар и манера исполнения, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук. Совершенные вокальные данные и профессионализм обеспечили ансамблю «Сирин» повсеместное признание.

В своих поисках и манерах, а мы в разных манерах можем петь, каждый раз сталкиваемся с традицией, с конкретным местом, где это должно звучать, как и почему. И, в некоторой степени, берем на себя право определять, как это будет звучать. Пользуясь знаниями музыкальных исследователей, филологов, медиевистов, богословов, находя параллели в других культурах, что для нас очень важно, создаем свой образ»

Ансамбль много гастролирует по России и за рубежом. Только за последние годы коллектив побывал в Эстонии, Чехии, Португалии, Китае (в Пекине он был специальным гостем Восьмого хорового конгресса азиатских стран), Бразилии, Америке, Польше. Ансамбль был участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Маркдобердорфе и Маастрихте. В его активе такие фестивали, как Иль де Франс, Барокко Люфтганза (Великобритания), международный фестиваль хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивали сакральной музыки во Фрибурге(Швейцария), Маркдобердорфе (Германия) и Маастрихте (Голландия), в Фесе (Fès) (африканские АфиныМарокко);
Рождественский фестиваль в Бангкоке, посвящённый Культурномй Году Росси в Таиланде, фестиваль Европалия (Бельгия) и многие другие.

Ансамбль «Сирин» постоянно получает приглашения на фестивали старинной музыки в Европе. В 1997 году был приглашён на знаменитый Фестиваль Духовной Музыки в г.ЯрОслав (Польша), a также на Фестиваль «Музыкальные ночи Узэса » (Франция) (Les Nuits Musicales d’Uzès en France).
Начиная с 1995 года в течении 2х лет под руководством всемирно известного театрального режиссёра А.Васильева (и под руководством помощника А.Васильева театрального мастера Н.Чиндяйкина )»Сирин» становится главным участником Постановки Мистерии «Плач Пророка Иеремии» (знаменитая Часть Ветхого Завета, которую композитор В.Мартынов – известнейший специалист по разновременным стилям и христианских богослужебных традиций — положил на музыку).
Эта постановка получила общественную международную признательность. За время существования этой Мистерии в Москве это случилось более 150 раз. Он прошёл В Катании (Catania) на Сицилии (Италия) в рамках знаменитого театрального фестиваля в Таормине (Taormina) в январе 1997 годаM ; 4 спектакля в Хаббель Театр Берлина) (Habbel Theater of Berlin в мае 1997 года (Германия); 5 представлений в рамках официальной программы знаменитого Театрального Фестиваля в Авиньоне (Франция) в июле 1997 года. В июне 1997 года он был назван «Лучшим театральным спектаклем 1996 года в Москве» на Театральном Фестивале «Золотя Маска».

Это был уже не спектакль в привычном понимании слова. В черно-белой декорации, представляющей собой падающую стену храма, при свечах и равнодушно воркующих голубях настоящие певчие (ансамбль старинной русской музыки “Сирин”)сыграли-спели мистерию на слова пророка Иеремии. Спектакль – сминал мощью звучания даже неверующих. В итоге объединяло в символической молитве и покаянии всех.
Наталья Казьмина

Программы ансамбля всегда имеют драматургическую основу, наполнены действием и движением. Их содержание — больше чем знакомство с сокровищами древнерусского певческого искусства. Исполнители стремятся передать, как видит мир верующий в Бога человек, через своё личное проживание древних песнопений
В разные годы в ансамбле были созданы программы:
«Христос рождается, славите!» — (Богослужебные песнопения Рождественской службы 16 −17 веков, духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»).
«Путник» — (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»).
«Весна покаяния» — (Песнопения Великого Поста 15 −18 веков, монастырские покаянные песнопения, духовные стихи).
«Новое небо, новая земля» — (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение).
«Рождество Богородицы» — (Духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи).
«Стих о Пресветлом Рае».
В 2000 году было реконструировано «Пещное действо» — древний богослужебный чин. Эта уникальная работа была с большим успехом показана на всемирной театральной олимпиаде в Москве.
У ансамбля есть камерные программы с участием отдельно мужской и женской групп, трио, квартета, сольные программы.
«Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами, творчество которых близко теме ансамбля. Специально для него написаны: «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши и др.
Театральные работы «Сирина»: «Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери» (режиссер Анатолий Васильев), «Шинель» (режиссер Валерий Фокин), «Нелепая поэмка» (режиссер Кама Гинкас).
В 2006 году совместно с «Кронус» квартетом в большом зале Дома музыки (Москва) прошла российская премьера произведения «Sun rings» (Терри Райли, США).
Сегодня ансамбль «Сирин» так же молод и творчески не исчерпан, как и двадцать пять лет назад. Он сочетает постоянные гастроли и записи с исследовательской работой, театральными проектами, педагогикой.

Были реализованы несколько студийных и концертных аудио-записей коллектива.
Некоторые их них получили различные оценки известных профессиональных компаний, в частности 1й компакт-диск «Сирина» — «Духовные песнопения русского народа», записанный на фирме Русские Сезоны (Франция) «Les Saisons Russes » (France) получил в 1994 г. Le Diapason d’Or (Золотой Камертон). А диска «Плач пророка Иеремии» был отмечен «ffff» как событие музыкального журнала Телерама (Télérama) в 1997 году.
Ещё были представления в Эстонии, Швеции в конце 1998 года и в Испании (в Севилье и Барселоне) в январе 1999 года.
Неоднократно концертной площадкой коллектива становился зал престижнейшей Капеллы Санкт-Петербурга.
В июне 1998 года «Сирин» был приглашён в Англию: на фестиваль в местечко Кэнтербэри (Canterbury), на концерты в Лондон (London)- (уточнить Церковь – Кафедральный Св.Ап.Павла?),
а также в Церкви Святой Троицы (Trinity Church) — главном «студенческом» храме Университета г.Кембридж (Cambridge) и в городе Бат (Bath) с последующим продолжением концертного тура по Франции, где Ансамбль бывал неоднократно, участвуя в известных фестивалях старинной музыки знаменитых Аббатств Франции.
На Неделе новой российской культуры в Лондоне в Юнион Чэйпел —
Часовня Союза в Лондоне | Культурный центр Chapel Union (2006)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *