Синодальный хор история

Московский синодальный хор

История Московского Синодального хора

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась работа по возрождению Московского Синодального хора.

Синодальный хор был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты).

С переходом столицы из Москвы в Петербург, первенство надолго закрепляется за другим старейшим хором – Придворной Певческой капеллой, преобразованной при Петре I из хора Государевых певчих дьяков. В истории же Синодального хора наступает период упадка, на его содержание выделяются весьма скудные средства. К 1763 году количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек, однако в 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, а состав увеличился до 38 человек. В то время, когда репертуар Придворной певческой капеллы отражал музыкальные вкусы двора, Синодальный хор сохранял старинные традиции Успенского собора, имевшего свой богослужебный устав и свод распевов.

Обучение певчих велось при Синодальном хоре с давних времен. Младшие певчие дьяки учились у дьяков-мастеров. В первой половине XIX века было решено обучать малолетних певчих общеобразовательным, церковным и музыкальным наукам в училище при хоре под наблюдением педагога и регента. В 1886 году училище было преобразовано в среднее восьмиклассное духовно-певческое учебное заведение, учрежден наблюдательный совет, регентом Синодального хора стал В.С. Орлов. Основу успешного реформирования училища заложил С.В. Смоленский, назначенный на пост директора в 1889 году. Этот ученый, знаток древнерусского церковного пения, талантливый педагог объединил вокруг себя, вдохновил и воспитал целое поколение музыкантов – исполнителей и композиторов духовной музыки Московской школы или Нового направления. Среди них А.Д.Кастальский, Н.М.Данилин, П.Г. и А.Г.Чесноковы, А.В.Никольский, Вик.С.Калинников, Н.С.Голованов, К.Н.Шведов, А.Т.Гречанинов, С.В.Рахманинов и многие другие. Основой Нового направления в духовной музыке стало возвращение к мелодизму древних распевов, освоение и претворение его в современных формах. Большинство композиций были написаны специально для исполнения высококвалифицированным Синодальным хором.

В составе хора в 1890 году были 25 мужчин и 45 мальчиков. В 1895 году Синодальный хор выступил в Москве с циклом исторических концертов из духовных сочинений русских композиторов от В.П.Титова до П.И.Чайковского. В репертуар хора входили также и сложнейшие произведения светской музыки, в том числе Месса си-минор И.С.Баха. В 1910-х годах прошли триумфальные гастроли хора в Западной Европе.

После восстановления в России Патриаршества в 1917 году, хор сохранил своё, ставшее уже историческим имя. На Пасху в 1918 году Кремлёвские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено, хор прекратил существование.

К тому времени сама преемственность церковно-певческой традиции была на грани исчезновения. Многие храмы были разрушены или закрыты. Регенты и певчие – кто репрессирован, кто сменил профессию, и казалось бы, некогда процветавшее искусство церковного пения оставалось в основном в воспоминаниях современников. В разгар гонений в Москве практически не осталось профессиональных церковных хоров. Некоторые из выпускников Синодального училища – К.А.Пасхин (1900-1970), Н.С.Данилов (1895-1971), И.М. Харитонов (1887-1973) – продолжали своё служение в приходских храмах старой Москвы, сохраняя исполнительские традиции, заложенные в Синодальном хоре.

Послевоенные годы принесли некоторые послабления со стороны властей в отношении церковного пения. Знаменательным событием стал концерт Патриаршего хора под управлением В.С.Комарова, с солистами Большого театра И.С.Козловский, Н.Д.Шпиллер, состоявшийся 16 июля 1948 года в Большом зале Московской Консерватории. Комаров охотно работал с «синодалами», чтил их традиции, часто встречался с Н.С.Даниловым и К.А.Пасхиным, консультировался с Н.М.Данилиным. Одним из центров возрождения хорового пения становится вновь открытый храм «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке. После открытия Скорбященского храма в 1948 году, вместе с настоятелем протоиереем Михаилом, будущим архиепископом Киприаном (Зерновым), из подмосковного храма в Тарасовке на Ордынку перешёл регент Николай Васильевич Матвеев. Основу нового хора составили певчие, работавшие с ним в поселке Тарасовка.

Основу репертуара нового хора составили духовные произведения в основном Московской школы Нового направления. Хор Матвеева возродил старую традицию Синодального хора – ежегодное исполнение Литургии П.И.Чайковского в день кончины великого композитора.

Важным этапом стала новая традиция, введенная регентом Матвеевым в храме на Ордынке. Весной, в день рождения С.В.Рахманинова, за богослужением исполнялось его «Всенощное бдение», история создания которого неразрывно связана с Синодальным хором. Несмотря на необычайный успех в концертах Синодального хора, как церковное сочинение оно так и не вошло в литургическую практику. В 1965 году Государственным Академическим Русским хором СССР под управлением А.В.Свешникова была произведена одна из лучших записей «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Николаю Васильевичу Матвееву и его хору принадлежит заслуга воцерковления этого сочинения.

За годы деятельности хора храма «Всех скорбящих Радосте» под управлением Матвеева были осуществлены записи русской духовной музыки и издание пластинок, которые в те годы, являясь проповедью веры и глотком свежего воздуха, и сейчас остаются высоким образцом церковно-певческого искусства. К сожалению, после кончины Николая Васильевича в 1992 году многие заложенные им традиции были прерваны. Нотная библиотека Скорбященского клироса утеряна, а хор значительно сокращен.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма «Всех скорбящих Радосте» митрополита Илариона (Алфеева), возникла идея восстановить некогда знаменитый на всю Москву хор. Регентом назначен заслуженный артист России Алексей Пузаков, который в 1980-х годах управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом Н.В. Матвеева. Творчество этого мастера стало для молодого регента краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном творчестве.

В день памяти Святителя Московского Петра 3 января 2010 года, после богослужения в Успенском соборе, на котором пел хор храма «Всех скорбящих Радости», Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ благословил возродить историческое имя Московского Синодального хора на базе церковного коллектива под управлением Алексея Пузакова.

Мостовой Станислав

Родился в Ленинграде в семье музыкантов.

В 2000 окончил Хоровое училище при Академической капелле имени М. И. Глинки, в 2005 — Санкт-Петербургскую государственную консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

С 2009 обучался в Центре оперного пения Галины Вишневской. В рамках празднования юбилея Галины Вишневской исполнил партии: Ленский (П. Чайковский «Евгений Онегин») – Театр Пьера Кардена, Париж, 2011; Юродивый (М. Мусоргский «Борис Годунов») – Эрмитажный театр, Санкт-Петербург, 2011.

Принимал участие в мастер-классах выдающихся мастеров, таких как
Галина Вишневская, Виргилиус Норейка, Михаил Юровский, Тито Капобьянко, Шерил Штудер, Дебора Йорк, Шерил Милнс, Тамаш Батор, Юджин Кон, Дмитрий Бертман. Участвовал в концертном исполнении «Пульчинеллы» И. Стравинского
(БЗК, Московский камерный оркестр «Musica Viva» под управлением А. Рудина, 2010), концертном исполнении оперы Г. Генделя «Ариодант» (Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер К. Мулдс, 2011), исполнил партию Ленского на сцене Эрмитажного театра. (Санкт-Петербург, 2013).

В 2011 дебютировал на сцене Большого театра, исполнив партию Юродивого в опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (возобновление постановки 1948 г., реж. Л. Баратов, дир. В. Синайский). С сентября 2012 — солист оперной труппы Большого театра России, где исполняет партии Бомелия (Н. Римский-Корсаков «Царская невеста»), Берендея (Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»), Ерошки (А. Бородин «Князь Игорь»), Итальянского певеца (Р. Штраус «Кавалер розы»), Эльвино (В. Беллини «Сомнамбула»), Звездочета (Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок»), Графа Лерма (Дж. Верди «Дон Карлос»), Лукаша (П. Чайковский «Чародейка»), Кая, Первого тролля (С. Баневич «История Кая и Герды»), Базилио (В. Моцарт «Свадьба Фигаро»). В составе труппы Большого театра гастролировал в Австрии, США, Гонконге, Франции, Испании.

Лауреат 3 премии и обладатель Приза зрительских симпатий IV Международного конкурса оперных солистов Галины Вишневской (Москва, 2012).

Молитвенное пение в храме, как и фрески, и иконы – важнейшая составляющая богослужения. Поэтому так много сил Церковь прилагает, чтобы возродить богатейшую певческую традицию, которая была прервана в момент своего наивысшего расцвета. Тогда, перед революцией, в Московском Синодальном училище и существующем при нем хоре были собраны лучшие церковные исследователи, регенты, певцы и композиторы.

Выдающиеся композиторы, такие, как Сергей Рахманинов, Александр Кастальский и многие другие писали свои сочинения специально для Синодального хора.

Но и в наши дни церковное творчество не останавливается в развитии, — оно не может быть подобно бережно сохраняемому музейному экспонату. Сейчас наступил благоприятный момент для возрождения на новом этапе Московского Синодального хора. Молитвенно желаю хору быть достойным продолжателем накопленных веками традиций, свидетельствуя о возрождении нашей Святой Церкви и нашего возлюбленного отечества.

3 января 2010 года в Успенском соборе Кремля, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Наше главное предназначение – продолжать традиции русского богослужебного пения.

Митрополит Волоколамский Иларион

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА началась работа
по возрождению Московского Синодального хора.

Синодальный хор, был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты), партии которых сегодня исполняют женские голоса.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *