Школа России 1 класс

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

«РИТМ»

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Подробнее об образовательных программах:

8 плюсов учебной программы «Перспектива»

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Что должен знать будущий первоклассник до поступления в школу тест (1 класс) по теме

Для родителей

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

Множество мнений учителей, психологов, тестов. Ваш ребенок может пройти одни тесты и не пройти другие. Как оценить готовность ребенка к школе? Эксперты считают, что самым важным показателем является психоэмоциональная зрелость ребенка.

Психоэмоциональная зрелость ребенка при поступлении в школу определяется следующим образом.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Назови свои фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь? Назови 3 домашних животных и 3 диких? Чем они отличаются?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Также необходимо:

уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

знать понятия «больше-меньше-поровну»;

знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

решать простые арифметические задачки;

уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части

Важно, чтобы ребенок:

отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

подбирал слова на заданную букву;

делил слово на слоги;

читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

правильно держать ручку и карандаш в руке;

проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

копировать с образца геометрические фигуры;

уметь продолжить штриховку рисунка;

уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Требования для поступления в школу

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских садах администрации детских учреждений уделяют большое внимание детям подготовительных групп – с ними занимаются психологи, логопеды. Несмотря на это, родителям следует обратить внимание, проконсультироваться с воспитателем детского сада о необходимости дополнительных занятий, о проблемах ребенка над которыми нужно поработать. Особого внимания заслуживают дети, не посещающие детские сады, а также ребята, которым в детских садах не обеспечивают подготовку к школе ввиду недостатка квалифицированных кадров. Таким детям рекомендуется обязательно посещать воскресные школы, где они смогут научиться правильно сидеть, слушать преподавателя, научатся мыслить логически, размышлять. Посещать такие школы можно с пяти лет, некоторые принимают детей и более младшего возраста. С ними рисуют, поют, играют.

Как правило, детские сады и воскресные школы не ставят перед собой задачи научить ребенка читать и писать. К поступлению в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания – причесаться, самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости. Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных. Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания.

Вот несколько примеров для занятий:

  1. Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  2. Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
  3. Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  4. Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  5. Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
  6. Займите ребенка творчеством – вырезать из бумаги и картона, лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин – это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Чем бы вы не занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.

И еще — занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме. Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно.

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию и тем увереннее будет чувствовать себя на собеседовании с директором школы.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс начальной общеобразовательной школы.

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, который будет проводить отбор в классы. Мягко объясните малышу, что его ждет на собеседовании. Постарайтесь, чтобы ребенок не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает.

А знать ребенку нужно следующее:

• свое полное имя, отчество и фамилию;

• свой возраст и дату рождения;

• фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;

• свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;

• основные достопримечательности своего города (поселка, деревни);

• название своей страны и ее столицы;

• последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года;

• домашних животных и их детенышей;

• диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;

• растения различных природно-климатических зон;

• части тела человека;

• профессии;

• русские народные сказки;

• великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева) и их основные детские произведения.

Также ребенок должен уметь:

• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях «право» — «лево», «верх» — «низ» и т.д.;

• рассказать наизусть небольшое стихотворение;

• полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;

• придумать рассказ по картинке;

• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;

• разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;

• различать гласные и согласные звуки;

• определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;

• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

• без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

• хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);

• делать аппликации из цветной бумаги;

• лепить из глины и пластилина;

• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;

• соотносить цифру и количество предметов;

• внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;

• сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;

• играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

Но главное — психологическая готовность ребенка к школе, отсутствие страха и неприязни перед занятиями. Не паникуйте, если ваш малыш чего-то не знает или не умеет. Спокойно, без спешки начните с ним заниматься.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за неудачи, учитывайте его настроение и самочувствие. В обучении задействуйте игровые приемы и художественные образы.

Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе. Малыш может не знать каких-то фактов, но, если он четко, без смущения высказывает и обосновывает свою точку зрения, это вызывает только уважение.

Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6+2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры).

Ребенок должен быть готов к следующим «каверзным» вопросам: «Кто старше, ты или твоя сестра (брат)? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что бывает раньше — обед или ужин? Кем ты будешь, когда вырастешь, — тетей или дядей? У кого больше лап — у собаки или у петуха? Кто больше — корова или коза? Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?» и т.п.

Не забывайте, что ребенок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета.

В норме к началу школьного обучения ребенок должен:

Правильно произносить все звуки;
Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;
Иметь достаточный словарный запас;
Согласовывать слова в роде, числе и падеже;
Точно спрягать знакомые глаголы;
Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);
Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);
Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.
Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Дата: 28 мая 2016 Елена Алешина Рубрика: Школьная жизнь

Начальная школа — период, когда закладываются основы знаний и навыков для дальнейшего обучения. Образовательный процесс, построенный по программе «Гармония», поможет научить детей любить учёбу и самостоятельно оценивать итоговые и промежуточные этапы работы.

Суть образовательной программы «Гармония»

Программа «Гармония», которая была утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, создана Натальей Борисовной Истоминой и представляет собой учебно-методический комплект, составленный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС. В УМК входят двенадцать учебников разных авторов:

  • Букварь;
  • Русский язык;
  • Математика;
  • Французский язык;
  • Литературное чтение;
  • Технология;
  • Окружающий мир;
  • Информатика и ИКТ;
  • Музыка;
  • Изобразительное искусство;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • Физическая культура.

Кроме того, по всем предметам представлены: программа, учебные тетради, методические пособия, электронные ресурсы, пособия для оценки результативности полученных знаний.

С помощью такого учебно-методического комплекта авторы «Гармонии» помогают решать следующие задачи:

  • научить школьников целенаправленно использовать для достижения цели основные приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • сделать приоритетной самостоятельную работу на уроках и дома;
  • развить в детях умение использовать индукцию и дедукцию в рассуждениях и при выборе правильного подхода, общие интеллектуальные и специфические знания;
  • помочь младшим школьникам научиться при решении задач учитывать собственный опыт;
  • подвести учеников к параллельному применению нескольких моделей образовательного процесса с помощью слов, предметов, схем, графиков, символов;
  • создать для каждого ребёнка максимально комфортные условия, позволяющие усваивать знания, предусмотренные программой;
  • воспитать в детях духовно-нравственные ценности, сформировать эстетический вкус и гуманистические идеи;
  • укрепить физическое здоровье учащихся.

Портфолио используется для оценки успехов ученика

В качестве оценочного механизма используется портфолио школьника. В него включаются работы ребёнка, сделанные в ходе учебного процесса и в дополнительное время (на факультативных занятиях, во время самостоятельного творчества), стартовые, промежуточные и итоговые диагностические результаты, итоги систематического наблюдения за учеником (оценочные таблицы, листы наблюдений за освоением материала, аналитические данные школьного психолога и других специалистов), а также сведения, характеризующие внеурочную или досуговую деятельность обучающегося. Этот вид оценки — динамический, постоянно корректируемый и дающий представление о развитии личности, стремлении к новым свершениям и качеству полученных знаний.

Плюсы и минусы системы для начальной школы

Образовательная программа «Гармония» может быть выбрана за счёт многих положительных моментов, присущих этой системе:

  • развитие и обучение школьника чаще всего происходит при решении проблемных заданий;
  • много дополнительных материалов, помогающих детям в процессе учёбы;
  • усвоение знаний идёт одновременно с процессом развития личности учащегося начальной школы, индивидуальный и дифференцированный подход обязателен в этой системе;
  • грамотно выстроенный процесс обучения помогает ребёнку установить гармоничные взаимоотношения с учителем и сверстниками;
  • отличная методологическая база, созданная с учётом современных информационных технологий — учебно-методические комплекты сопровождаются электронными версиями учебников, различными приложениями и так далее;
  • дополнительные материалы также помогают родителям самим заниматься с детьми;
  • образовательная программа сочетает в себе традиционные способы обучения с новаторскими

Конечно, не обходится и без отрицательных моментов, среди которых можно выделить такие:

  • желательна предварительная подготовка ребёнка к поступлению в класс, образовательный процесс в котором будет строиться по системе «Гармония»;
  • отсутствие решения задач в первом классе (они предполагаются только со второго), хотя контрольные работы начинаются уже в течение первого года обучения;
  • нет обязательного рассмотрения на уроках дополнительных заданий повышенной трудности, которые и предполагают успешное развитие ребёнка;
  • небольшое количество иллюстраций к некоторым учебникам может сделать процесс обучения скучным и трудным для школьника, так же как и множество теоретических правил;
  • несоблюдение последовательности в изучении материала по ряду предметов (например, по русскому языку);
  • сложность в выполнении домашних заданий с родителями, обучавшимися по традиционной системе.

    Многие родители жалуются на то, что делать задания с ребёнком по УМК «Гармония» очень трудно

Применение системы в младших классах

Построение урока с помощью образовательной программы «Гармония» выполняется с учётом следующих методических рекомендаций:

  • в ходе занятия необходимо учитывать как внешнюю сторону урока (этапы для решения дидактических задач), так и внутреннюю его структуру (последовательность заданий, взаимосвязь между ними, характер деятельности детей);
  • перед освоением нового материала ученикам нужно предлагать поисковые и творческие упражнения, подводящие их к постановке очередного задания;
  • на уроке должно быть место совместной деятельности школьников и учителя, сверстников в группах или в парах;
  • вариативность решений, предлагаемых на уроке, и определение верных путей к достижению поставленной задачи — обязательные условия проведения занятий по образовательной программе «Гармония»;
  • школьникам нужно давать возможность находить взаимосвязь новых знаний с ранее изученным материалом;
  • повторение материала должно носить не только контрольный характер, но и обучающий (при освоении очередной темы урока)

Оценивание результатов школьника должно отвечать таким требованиям:

  • при выставлении отметок нужно стараться не травмировать психику детей, оберегать их от негативных эмоций;
  • система оценок должна быть «привязана» к процессу получения знаний;
  • критерии внешних и внутренних оценок не должны расходиться (первые выставляются вышестоящими службами, осуществляющими контроль образовательной деятельности в школе, а вторые — непосредственными участниками процесса обучения в лице учителей, учеников, школьной администрации);
  • детям необходимо принимать участие в оценивании результатов своего труда.

Нюансы внедрения программы в первом классе связаны с проблемами, которые могут иметься у детей и их родителей. Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, могут чувствовать себя не в своей тарелке. Задача учителя на первом году обучения — раскрепостить школьников, дать им возможность «почувствовать вкус» самостоятельного мышления и получения верного решения.

Групповые обсуждения на уроках — важная часть занятия, построенного по программе «Гармония»

Отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы.

Примерная структура занятия

Вот как может быть построен урок математики в 1 классе по теме «Целое и части»:

  1. Учитель приветствует детей и предлагает (в качестве мотивации) обратить внимание на слайд, на котором мультипликационные персонажи рассказывают стихи с вопросами о готовности к уроку.
  2. Затем педагог предлагает ребятам устный счёт, поделив школьников на группы (слабых и сильных учеников при этом нужно распределять по командам равномерно). Обучающиеся, считающие быстро, помогают отстающим, проявляя взаимовыручку.
  3. Преподаватель мотивирует учеников на внимательное прослушивание нового материала, предлагая поразмышлять о том, что хорошего в новых знаниях и какие трудности процесс их получения может вызвать. Используя последующие слайды, педагог показывает, как можно из частей складывать целое, одновременно интересуясь, есть ли какие-либо знания у детей в этой области. Применяя наводящие вопросы, учитель подводит школьников к пониманию новой темы.
  4. Для снятия физического и психического напряжения проводится физкультминутка.
  5. Затем ученикам предлагается на практических примерах закрепить полученные новые знания (сложить целый апельсин из половинок фрукта, из нескольких частей составить звёздочку или грибок и так далее). Поделив первоклассников на пары, преподаватель помогает детям складывать фигуры, сравнивая части и целое и анализируя ответы друг друга.
  6. Перейдя к работе в учебнике, школьники решают примеры на сложение.
  7. Подводя итоги урока, ученики делятся впечатлениями о работе на занятии, трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении нового материала. При этом учитель предлагает ребятам оценить коммуникативные действия каждого обучающегося: как помогали друг другу, понятно ли объясняли в группах задания и прочее.

Мнения об образовательной программе

Программа обучения в начальной школе «Гармония» воспринимается учителями и родителями неоднозначно. Вот какие мнения можно найти в интернете.

Отзывы учителей

Большинство учителей, выбравших программу «Гармония» для работы, результатами учеников довольно

Работаю по программе «Гармония» шестой год, впечатления самые лучшие. Великолепный русский язык, система которого позволяет развивать орфографическую зоркость, грамотность, устную и письменную речь детей. Не знаю, почему говорят, что дети не пишут. Это не так, в системе предусмотрены блоки уроков по развитию речи, например, написание диктантов разного вида, дети сами составляют тексты. Математика тоже очень хорошая и формирует прекрасные вычислительные навыки, задачи дети решают при помощи моделирования или составления опорных схем. Я работала по разным программам и выбор для себя сделала. А то, что нет преемственности со средней школой, это проблема не только «Гармонии», но и других программ: даже если у УМК есть завершённая линия, это не значит, что предметники станут по ней работать.

Елена Ковалёва

Кто-то за «Гармонию», а кто-то против, кому-то учиться тяжело, а кому-то легко – это нормально. Главное, чтобы учитель понимал, чему учить и как. Я работаю по «Гармонии» больше десяти лет, и она мне нравится, хотя первый раз, когда рассматривала комплект, думала, как вы, что это ужас. Потому что воспитывалась по другой, советской системе — на, готовое получи и выучи, а зачем и что оно даёт — неизвестно. И когда, прийдя домой, многий материал я не понимала, сидела сама разбиралась. Поверю, что многие дети могут скучать, а некоторые не могут понять (хотя во многих случаях просто не хотят). Все разные и способности отличаются, но есть учитель, который знает своих учеников, он должен готовить материал как для сильных, так и для слабых учащихся. Программа «Гармония» рассчитана на детей, а не на взрослых с уже сформированными взглядами и знаниями, чей мозг не всегда пускает то, что расходится с присущими нормами и правилами. Когда дети слышат от родителей, что изучают они бред и знания не получают, они совершенно перестают учиться.

Ирина Проценко

Отзывы родителей

Мой ребёнок в этом году выпустился из начальной школы, программа «Гармония». Начну с хорошего: литературное чтение. Интересные творческие задания, разнообразные уроки идут блоками. Есть, правда, несколько неудачных произведений, сложных для понимания даже взрослым. Но в общем мне понравилось, да и ребёнку тоже. Окружающий мир — очень интересный учебник. Сама с удовольствием читала. Но не стоило бы так глубоко вдаваться в некоторые вещи на данном этапе обучения, всему своё время. Теперь о грустном. Математика — напрочь отсутствует отработка навыков. Вся основная работа происходит в рабочих тетрадях, где надо просто вставить нужный ответ. В учебнике отсутствует описательная часть (как надо выполнять то или иное действие). Если пропустил урок, то самостоятельно его изучить нельзя. Много лишнего, а важные элементы, наоборот, отодвинуты. Вычисления в столбик дети проходят только в конце третьего класса. Зато основы геометрии учат уже в первом и к четвёртому успешно их забывают. Таблицу умножения осваивают между вторым и третьим классом. Нет чёткой записи условий задач. И самое ужасное в «Гармонии» — русский язык. В нём нет правил, а те, которые появились к четвёртому классу, не надо учить. Как вам название урока – » в глаголах»? Оказывается, это написание -тся и -ться. Когда-то я была в шоке от гуляющего на просторах интернета детского сочинения про «йожика, который здох». Думала, что очередной прикол, пока не увидела этого «йожика» в тетради сына. А заодно и «деревя», которые «качаюца», «йаблаки», «йа», «листя» и прочее. К первому классу сын пришёл читающий, различающий звуки и буквы. Но пока учился по «Гармонии», они слились воедино. Пишет только транскрипцией. Мониторинг в конце первого года обучения показал деградацию по всем предметам. В четвёртом классе огромные пробелы в русском языке. С трудом пришлось переучивать основные понятия — части речи и их определения, основные орфограммы.

Татьяна

Ужасная программа! У нас третий класс. Задания вводят в ступор и ребёнка, и меня, особенно по русскому языку. Например, сегодня: прочти текст, в первый столбик выпиши слова с «окошками» (в тексте пропущены буквы на месте орфограмм), во втором объясни выбор буквы, в третий выпиши слова с правильным написанием. Где вы видели ребёнка начальной школы, чтобы со своим почерком он умудрился на одной странице уместить три столбика? По-моему, большинство детей пишет достаточно крупно. В результате получается ТАКОЙ текст, в котором ни дети, ни учитель не ориентируются. Уроки делаем очень долго. И всегда проблема с написанием. Очень долго думаем, как должно выглядеть правильно сделанное задание. У моего ребёнка проблема следующая: понять, что же от неё хотят в итоге. Если ей объяснишь, всё выполняется молниеносно. Вот только на контрольной учитель не утруждается объяснять задания.

Тата

А нам повезло с учителем. Дочь закончила четвёртый класс и поступила в лицей. Учились по программе «Гармония». С русским языком вообще никаких проблем не было. В первом классе я тоже удивлялась транскрипциям, йотированным звукам и так далее, но потом с удивлением обнаружила, что дочь очень грамотно пишет. А в пятом классе, когда дети на первых уроках стали изучать транскрипции, у неё одной из класса проблем не было. Педагог спросил: «Что, наверное, «Гармония» в школе была?». Надо отдать должное первой учительнице, на уроках математики мы пользовались не только учебниками данной программы, но и «Школой России». Английский тоже в тандеме с другой программой. Во втором классе почему-то окружающий мир стали изучать по Плешакову, но тут же вернулись к «Гармонии». А учебники по чтению вообще замечательные. Уроки с дочкой я не делала, она в школе всё понимала, а если я и пыталась помочь, то осознавала, что оказываю медвежью услугу, только путала больше. Вывод: всё зависит от учителя, как он преподносит материал, и учебники тут ни при чём. Итоговые контрольные даже слабые дети писали на четвёрки. В результате в классе шесть отличников и много хорошистов. Я боялась, что оценки завышены, но очередной год показал: и лицейскую программу мы тянем не хуже.

Наталья

Учебно-методический комплект «Гармония» нацелен на то, чтобы совместить традиционную и развивающую формы обучения. Родители, отдавшие своих детей в класс с образовательным процессом, построенным по такой программе, смогут быть уверены в том, что школьники научатся самостоятельно доходить до правильного решения, логически мыслить и аргументировано дискутировать.

  • Елена Алешина

Справка о выполнении учебных программ по предметам в 1-4 классах по итогам 2016-2017 учебного года материал на тему

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

муниципальное образовательное учреждение

«Рыбачьевская школа»

г. Алушта

Справка

о выполнении учебных программ по предметам

в 1-4 классах по итогам 2016-2017 учебного года.

09.07.2017 г.

С целью выявления объема выполнения общеобразовательных программ, качества выполнения теоретической и практической части учебной программы, состояния организации повторения и обеспечения систематизации знаний учащихся была осуществлена проверка выполнения учебных программ по всем предметам УП.

Объём выполнения программ (в том числе и практической части) прослеживается в следующих таблицах.

Русский язык.

К

л

а

с

с

ФИО учителя

Часов

по плану

Дано

Практическая часть

Выполнение программы

диктант

изложение

сочинение

контр.

списывание

по

пла

ну

Да

но

по

пла

ну

дано

по

пла

ну

дано

по

пла

ну

дано

Фесенко В.В.

выполнена

Эрмамбетова Г.И.

выполнена

Скателова С.З.

выполнена

Бышук В.В.

выполнена

Математика.

К

л

а

с

с

ФИО учителя

Часов

по плану

Дано

Практическая часть

Выполнение программы

контрольные работы

тестовые работы

по

плану

дано

по

плану

дано

Фесенко В.В.

выполнена

Эрмамбетова Г.И.

выполнена

Скателова С.З.

выполнена

Бышук В.В.

выполнена

Окружающий мир

К

л

а

с

с

ФИО учителя

Часов

по плану

Дано

Практическая часть

Выполнение программы

тестовые работы

экскурсии

по

плану

дано

по

плану

дано

Фесенко В.В.

выполнена

Эрмамбетова Г.И.

выполнена

Скателова С.З.

выполнена

Бышук В.В.

выполнена

Литературное чтение, английский язык

Класс

ФИО учителя

Чтение

Английский язык

т/часть

п/часть

т/часть

п/часть

план

дано

план

дано

план

дано

план

дано

Фесенко В.В.

Эрмамбетова Г.И.

Скателова С.З.

Бышук В.В.

Другие предметы

Класс

ФИО учителя

ИЗО

Музыка

Физ-ра

Технология

план

дано

план

дано

план

дано

план

дано

Фесенко В.В.

Эрмамбетова Г.И.

Скателова С.З.

Бышук В.В.

Данные, приведённые в таблицах, позволяют сделать выводы:

Программа за 2016-2017 учебный год по всем предметам учебного плана в основном выполнена. Незначительное расхождение в количестве часов по литературному чтению во 2 классе (учитель Эрмамбетова Г.И.), по ИЗО и окружающему миру в 4 классе ( учитель Бышук В.В.), по физической культуре в 4 классе ( учитель Унанян А.Р.), по англ.языку в 3 классе (учитель Квисберт Т.В.)

Результаты проверки выполнения учебных программ по предметам начальной школы показали, что все учителя соблюдают и выполняют общие требования программы (из пояснительных записок), все темы были изучены в запланированные сроки и записаны в журналы в строгом соответствии с рабочими программами.

При проверке практической части программы расхождений и несоответствий в целом не наблюдалось, (незначительные расхождения по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе (за счёт проведения ВПР), учитель Бышук В.В.), что в свою очередь говорит о наличии системы обобщения и закрепления знаний учащихся после прохождения темы или раздела по всем предметам образовательной области.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *