Семейно монастырский период

Савич, А. А.Главнейшие моменты монастырской колонизации русского севера XIV-XVII в.

1929 г.

Савич, А. А. Главнейшие моменты монастырской колонизации русского севера XIV-XVII в. / Савич Александр Антонович. — Пермь : Тип. Изд-ва «Звезда», 1929. — С. 47-116 ; 25 см. — Настоящий очерк представляет собой первую вводную гл. из моногр. «Северно-русский монастырь XIV-XVII в.». — .

Савич Александр Антонович (1890–1957), историк, ученый, педагог, доктор исторических наук (1935), профессор (1926). В 1917 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1917-1920 гг. работал над магистерской диссертацией «Западнорусские школы в ХVI- ХVIII вв.» в Саратовском университете под руководством известных ученых М. К. Любавского и В. Н. Веретенникова. В 1921-1924 гг. доцент кафедры русской истории Белорусского университета, в 1924-1930 гг. доцент, позже профессор Пермского университета, в 1931-1932 гг. профессор, зав. кафедрой истории народов СССР Пермского индустриально-педагогического института. Был заместителем декана педагогического факультета ПГУ, с 1924 г. первым на Урале приступил к чтению лекционного курса по истории края. В середине 1920-х – начале 1930-х гг. принимал активное участие в краеведческой работе в Перми и Прикамье, являлся заместителем председателя научного краеведческого общества – Кружка по изучению Северного края при Пермском университете, одним из членов-учредителей Пермского этнографического общества, членом Общества исторических, философских и социальных наук при ПГУ, Пермского общества краеведения. А. А.Савич стоял у истоков научной школы пермских историков-ураловедов. Он внес значительный вклад в исследование вопросов русской колонизации края, народных движений, хозяйственного освоения Прикамья. Савичем были опубликованы интересные статьи по истории монастырской колонизации и монастырского хозяйства русского севера в ХVI-ХVII вв.

Декоративный огород — его устройство + фото


Вы никогда не замечали, что большинство овощных растений необычайно красивы? Кочан капусты, к примеру, похож на бутон гигантской розы. Заросли укропа напоминают молодой хвойный лес.
Огуречные лианы рождают ассоциации с тропическими джунглями. Солнцеобразные тыквы будто только что сошли со страниц старой доброй сказки про Золушку.
Задача выполнения продовольственной программы на своем отдельно взятом участке – вещь полезная. Но очень скучная и однообразная. Давайте взглянем на овощи с огорода не только как на сельскохозяйственную продукцию. Давайте украсим овощами и зеленью свою жизнь!

В разнообразии форм, расцветок и фактуры листьев овощным культурам вообще нет равных. Среди них можно встретить все мыслимые и немыслимые цвета: от фиолетовых листьев базилика и краснокочанной капусты до белоснежных листьев салата.

Листья у овощей гладкие и глянцевые, гофрированные, «дырявые», будто специально художественно измятые… А плоды! От огромных желто-зеленых кабачков до крохотных красных перчиков.
Вы ежегодно выращиваете все вышеперечисленные чудеса, даже не подозревая, как правильное расположение и подбор культур могут до неузнаваемости изменить облик вашего огорода, сделав его декоративным.
Нужно просто сделать одно маленькое усилие – отказаться от линейного «грядочного» мышления и перенестись в другое измерение – творческое.

Если проследить историю развития российского усадебного огородничества, выяснится удивительная вещь. Помимо сугубо утилитарных функций огороды часто выполняли функции эстетические. Да-да, красота овощных культур с давних времен ценилась так же высоко, как и декоративных растений.
Декоративный огород – золотая середина между функциональными, но не очень красивыми грядками и прекрасными, но с точки зрения пропитания бесполезными цветниками и клумбами.

Сегодня модно выращивать овощи красиво. При создании декоративного огорода не будем упускать из виду, что он, как и другие элементы сада, несет функцию красивого оформления пространства.
Естественно, если вы приняли решение заняться созданием декоративного огорода, к вопросу надо подходить серьезно и вдумчиво.
Но вы ведь и без того каждую весну занимаетесь планированием: «На этой грядке снова будет лук, тут опять посадим огурцы, сюда – помидоры, нет, пусть, пожалуй, будет капуста». Это было «грядочное» мышление. А теперь – включаем творческое!

Устройство декоративного огорода


Декоративный огород может быть устроен абсолютно по-разному, даже если содержит «стандартный» видовой список овощных культур. А если добавить к ним пряности и цветы, многие из которых являются отличными партнерами и помощниками овощам?
Классические «королевские» декоративные огороды, имеющие орнаментальную планировку, традиционные для Англии «кухонные садики», американские огороды в стиле кантри, французские фантазийные огороды «версальского» стиля и африканские спиралевидные посадки овощей – любой вариант вы можете воплотить прямо сейчас.
Устроить декоративный огород ничуть не сложнее, чем разбить цветник или клумбу, и уж тем более проще, чем создать альпийскую горку или рокарий. Это полезно, красиво, эффектно и очень увлекательно. Какой стиль ближе именно вам? Выбираем!

Монастырский декоративный огород


Первые «полезные» огороды появились в Европе при монастырях и по сути были очень близки к современному понятию декоративного огорода.
Правда, в те времена Европа еще не знала о существовании таких овощных культур, как картофель, томаты и огурцы. В монастырских огородиках росли бобовые, капуста, различные салаты и пряности.
Планировка монастырского огорода была симметричной. Гряды разбиты небольшими квадратами в линейном или шахматном порядке. Благодаря ухоженности они смотрелись практически как клумбы.
Вдобавок монастырские овощеводы уже тогда догадались совмещать на одном квадрате несколько различных овощных культур, к примеру окаймлять грядки бордюрами из салатов и сажать в междурядье ароматные травы.

Французский декоративный огород


Упоминания о совмещении посадок овощных культур с декоративно-цветущими цветочными культурами встречаются еще при описании эпохи короля франков Карла Великого.
Именно он приказал своим подданным выращивать овощи, пряности и лекарственные растения рядом с цветами. Цветы, правда, заняли свое место в огороде также из-за своих лекарственных свойств.
Но лилии и розы, ирисы и мальвы смотрелись на фоне овощей так мило, что начинание правителя подданные поддержали охотно.
А при Людовике XIV и особенно при его садовнике Жане-Батисте ла Кантини в декоративном огородничестве вообще произошел сенсационный прорыв Ла Кантини вывел множество новых сортов овощей.
Королевский декоративный огород стал занимать значительную часть территории замка Вилландри, и по его дорожкам королевские гости любили гулять не меньше, чем по дорожкам сада.
Во французском огороде все было устроено тоже по принципам геометрии, но форма грядок здесь уже не ограничивалась квадратами. Да и видовой список растений расширился.
Европейцы узнали, что можно есть красную фасоль, томаты, картофель, и научились совмещать овощи не только с цветами и пряностями, но и с плодовыми и ягодными культурами.

Декоративный огород во французском стиле считается классикой. Грядки представляют собой геометрические фигуры, окруженные бордюром из цветов или низкорослых кустарников.
Это могут быть бархатцы, настурция, ирисы, земляника, черника, брусника. Еще в качестве бордюрного растения используется кочанный салат или зелень петрушки, кинзы, укропа.
Внутри очерченной грядки овощи могут размещаться также вперемешку с цветами или быть строго систематизированными и разделенными на фигуры, к примеру многоугольник или круг, состоящий из чередующихся треугольников: бархатцы, морковь, бархатцы, свекла, петрушка, бархатцы, шпинат, базилик…
А еще растения могут быть высажены различными узорами, к примеру инь – ян из фиолетового и зеленого базилика. Главное правило – растения должны совмещаться друг с другом, равномерно освещаться солнцем и иметь одинаковые требования к влажности и составу почвы.
В классическом декоративном огороде не обойтись без арок и пергол. Причем на них не обязательно должны расти ипомеи или плетистые розы – это могут быть фасоль, декоративные тыквы, горошек и кабачки.
Для французского декоративного огорода можете запастись вазонами. В них тоже будут «жить» овощи, зелень или цветы. В больших вазонах на высокой ножке отлично смотрятся бахчевые культуры, помидоры, перец, настурция, базилик, ревень.
В качестве дополнительного декора можно использовать и пирамидки. Увитые земляникой, огурцами или горошком, они смотрятся весьма декоративно. Поставьте рядом с грядками скамейку, фонтанчик или греческую скульптуру – и наслаждайтесь своим французским огородом.

Декоративный огород в стиле кантри

Многие овощеводы-любители предпочитают устраивать огород именно в деревенском стиле. Но кантри отнюдь не предполагает картофельные плантации и огуречно-помидорные теплицы, затянутые в уродливый полиэтилен.
Пространство здесь поделено на полосы, квадраты или ромбы, которые великолепно смотрятся за счет разного цвета листьев и их различной фактуры.
Аккуратные полоски самых разнообразных овощей, вдоль которых вымощены стилизованные дорожки из камня или клинкерного кирпича, – это практично и очень красиво.
Пряные травы и ароматические растения помогут сделать такой огород необычайно оригинальным. А мальва, георгины, астры, гладиолусы и другие крупные яркие цветы помогут придать ему нужный колорит.

Огород в стиле «кухонный садик»

Каждая уважающая себя средневековая английская хозяйка имела возле садового очага или под окнами помещения кухни маленький «кухонный садик» – небольшой по размеру огородик, щедро засаженный пряно-вкусовыми травами. Здесь можно было найти любую приправу.
А в качестве цветового и композиционного акцента по краям прямоугольных или круглых посадок трав располагались несколько тыкв, пара кочанов капусты, рядок моркови, полукруг фасоли или горошка.
Такой мини-огород, конечно, не позволит вам сделать запасы на всю зиму, но для приготовления летних супов, салатов и в качестве поставщика пряностей будет просто незаменим.

Африканский декоративный огород

Если есть желание, можно создать огород и в экзотическом африканском стиле. Растения здесь можно высадить по росту: в центр грядки – более крупные, по краям – пониже.
Можно устроить «египетские террасы» – ступенчатые грядки, по которым вниз будет стекать вода при поливе. Любопытно будут смотреться и грядки, расположенные по спирали под уклоном, – это очень похоже на клумбу.
А при поливе вода стекает вниз и собирается в центре спирали, где, разумеется, высажены наиболее влаголюбивые овощи, к примеру огурцы.
Лариса Петровская

Семейно-монастырский период развития российской юридической науки.

В отличие от западноевропейских стран, сравнительно рано осознавших необходимость университетов для развития научных, в том числе юридических, знаний Московское государство избрало свой, хотя и не самый действенный путь формирования правовой науки. Знание юриспруденции признавалось частным делом индивидов и приобреталось ими в процессе семейного образования, изучения действующих нормативных правовых актов российского законодательства.

Для занятия должностей, связанных с осуществлением правосудия, иных государственных должностей специального юридического образования не требовалось.Единственным способом получения системных знаний в области правоведения было церковное образование, получаемое в монастырях.В них же хранились книги по церковному и светскому праву, вывезенные из Византии.Отсутствие специальных юридических образовательных учреждений негативно сказывалось на состоянии научных исследований государства и права. Ни один из политико-правовых идеологов этого времени не занимался только научными исследованиями, их обращение к правовой доктрине было вызвано либо какими-то обстоятельствами в обществе, государстве в связи с занимаемой должностью, церковным саном, либо событиями в личной жизни.

Вопрос о соотношении церковной и государственной властей, о роли царя в России занимал не только служителей церкви, но и государственных деятелей, о чем свидетельствует полемика Ивана Грозного с боярином Андреем Курбским, бежавшим в Литву от царского преследования. Иван Грозный был активным сторонником единовластия в лице царя, выступающего одновременно «законоположником и судьей». Царь сообразно природе власти, данной от Бога, не может быть преступником и нести ответственность перед своими подданными. На грешной земле он может быть только грешником, но не преступником. Церковная власть, призванная заботиться о душе человека, в царскую власть вмешиваться не может и не должна.

Российской политико-правовой мысли этого периода не были присущи новые оригинальные концепции правовой науки. Основная цель размышлений российских идеологов сводилась к поиску оптимального пути развития общества и государства, возможности установления органичного соотношения церковной и государственной власти, укрепления власти царя как необходимого условия укрепления Московского государства.


Российской политико-правовой мысли этого периода не были присущи новые оригинальные концепции правовой науки. Основная цель размышлений российских идеологов сводилась к поиску оптимального пути развития общества и государства, возможности установления органичного соотношения церковной и государственной власти, укрепления власти царя как необходимого условия укрепления Московского государства.

Попытки преподавать юриспруденцию в специальных образовательных учреждениях предпринимались в России с XVI в. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 г. Славяно-греко-латиноакадемии.

• Описание и объяснение в правовом исследовании

Описание

Процедура систематизации эмпирического материала, завершающаяся его системным и целостным изложением, называется описанием. Характерная особенность описания состоит в том, что оно преследует цель изложения системной информации о каком- либо явлении, процессе, событии, составляющем объект исследования. Описание отвечает на вопрос «что есть или что было?». Тем самым оно остается в пределах эмпирического уровня познания. Описанию органически противопоказаны рассуждения о причинах возникновения и развития исследуемого, о соотношении сущего и должного, закономерного и случайного. Словом, ответы на вопросы «почему?», «по каким причинам?» не входят в компетенцию данной процедуры научного познания, что и отличает ее от аргументирования, объяснения и других процедур теоретического познания, ориентированных на поиск и раскрытие общего, устойчивого, необходимого и закономерного.

Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпирического материала; 2) его систематизации; 3) изложения полученных результатов.

Объяснение

Объяснение представляет собой научную процедуру, в которой на основе теоретических или эмпирических знаний раскрываются сущность и (или) структура исследуемого явления, причины его возникновения и функционирования, иные значимые для науки связи и отношения.

Объяснение состоит из трех частей: эксплананса, экспланандума и логической формы, — дедукции и индукции, обеспечивающих получение нового достоверного знания.

Эксплананс (объясняющий) содержит научно обоснованные положения, из которых с необходимостью или вероятностью следует заключение (экспланандум).

Экспланандум содержит заключение, которое с необходимостью или определенной вероятностью вытекает из эксплананса и в котором утверждается или отрицается наличие соответствующих свойства, связи у исследуемого явления, процесса, словом, содержится ответ на вопросы «почему?», «что?» или «каким образом?».

Объяснение может быть дедуктивным или индуктивным.

В правовых исследованиях наиболее широкое применение находят нормативно-правовой (догматический), целевой (телеологический) и функциональный виды объяснений.

БИЛЕТ №3

Критерии научных знаний о праве

Знания о праве формируются не только наукой, но и другими, формами общественного и индивидуального сознания: политикой, искусством, религией, обыденным сознанием.

признаки, присущие только научному знанию о праве и, отличающие его от всех иных форм знания

— рациональность. нет единого мнения о содержании данного понятия .Исходя из этого, воспользуемся перечнем признаков рациональности представленным В. В. Ильиным.

По его мнению, сущностными признаками науки являются:

1) прогрессизм; система научных знаний о государстве и праве проделала длительный путь развития — от простых представлений о данных явлениях до современной развитой системы отраслей правовой науки, охватывающих в совокупности все основополагающие стороны политико-правовой практики. По мере развития государства и права правовая наука прирастала знаниями как вширь — посредством появления новых отраслей научных знаний, так и вглубь, идя от описания и классификации наблюдаемых явлений к объяснению их природы и сущности, причин возникновения и самодвижения. обусловлено также ее внутренними причинами, стремлением правовых идеологов раскрыть природу государства и права, их социальное назначение и дальнейшую судьбу

2) истинность (достоверность, объективность); К этому науку стимулируют прежде всего потребности в установлении подлинной воли законодателя, выраженной в тексте закона, иного нормативного правового акта. Правовая наука всегда была своего рода преданной служанкой законодателя и, следовательно, с первых дней своего существования стремилась искать пути выявления и разъяснения государственной воли в текстах законов, а первоочередным шагом на пути ее самоутверждения как науки явились разработанные методы толкования норм права.

3) критицизм; как процесс непрерывного испытания имеющегося научного знания на достоверность, на соответствие принципам и нормам науки, сопровождающегося выбраковкой продуктов поисковой деятельности, не удовлетворяющих этим нормам, находит самое широкое применение в правовой науке, в исследованиях ученых-правоведов. Любое новое положение, к которому приходит правовед по завершении научного исследования, чаще всего вступает в противоречие с той или иной совокупностью положений, сформулированных ранее другими исследователями. Чтобы снять логическое противоречие между новым и старым знанием, нужно признать несостоятельность либо нового, либо старого знания. Исследователь уверен в своей правоте и потому вынужден критиковать существующие в науке знания, противоречащие его выводам и положениям .В правовой науке возможны два вида критики: между представителями разных правовых доктрин либо между сторонниками одной и той же правовой доктрины. Критика выступает главным способом формирования подлинно научных знаний

4) логическая организованность (доказательность); выражается в строгом их соответствии принципу достаточного основания. Согласно этому принципу каждая истинная мысль должна быть обоснована другими положениями, истинность которых доказана. Быть логически последовательным — значит не только сформулировать то или иное истинное положение, но и объяснить его, обосновать, а также сделать выводы.

логическая непротиворечивость. — отсутствии противоречащих друг другу суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении

5) опытная обоснованность (оправданность) логические критерии истинности научных знаний должны быть органически дополнены другим критерием — опытной обоснованностью (оправданностью), требующим подтверждения научного положения той или иной совокупностью эмпирических фактов, реально существующих или существовавших событий, явлений, процессов.

Обеспечивается постоянным и последовательным изучением состояния действующего законодательства и практики его применения.

Таким образом, правовая наука обладает всеми признаками рационального знания и выступает в качестве одного из необходимых и важнейших компонентов общественных наук.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *