Савва Сторожевский

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский Чудотворец

Преподобный Савва Сторожевский Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Не так давно (16 декабря 2007 г. по новому стилю) отмечалось 600-летие со дня его преставления. В 2008 году (23 августа по н. стилю) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва – Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на «и») можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Обитель иноков — священный Валаам

Плоды возрождения Ладога была чуть встревожена легкой волной. Но стоило нашему теплоходу на подходе к Валааму завернуть в Большую Никоновскую бухту, как наступил полный штиль. В любую погоду самая глубокая 40-метровая бухта надежно защищена от ветров тремя островами — Никоновским, Овсяным и Ржаным, — вот и швартуются только здесь.
Четырехпалубный «Санкт-Петербург» остается у бетонного причала Большой Никоновской бухты. Путешествие на центральную усадьбу православного мужского Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и дальше к скитам мы совершаем уже на небольшом прогулочном судне, заходя в узкую, со сложным фарватером Монастырскую бухту.
Суровая и дикая красота Валаама с годами не меняется. Все те же окруженные водой отвесные скалы и угрюмые леса. Но кто посещает эти заповедные места после большого перерыва, конечно, замечает зримые плоды возрождения святой обители. Празднично смотрятся обновленные колокольни церквей, часовни, аккуратные цветники на ухоженных территориях.
Духовная доминанта обители — видимый за двадцать верст с Ладоги Спасо-Преображенский собор, где покоятся нетленные мощи основателей монастыря святых преподобных монахов Сергия и Германа. Валаамские храмы, как правило, имеют нижние зимние и верхние летние церкви. Верхняя церковь Спасо-Преображенского собора вмещает до трех тысяч человек. Ее реставрация еще впереди. Пока же выполнены работы по закреплению тех росписей на стенах, которые сохранились.
В молитвах и труде Бледно-голубой цвет куполов валаамских храмов символизирует чистоту монашеской жизни, проходящей в молитвах и труде. Монахов в древности называли иноками. Монашество, или иночество, — уединенное жительство, отличное, иное от обычного теми обетами, которые даются во время монашеского пострига. Центральная усадьба — это местонахождение основного комплекса монастыря. А разбросанные по всему Валаамскому архипелагу скиты — небольшие монашеские поселения, где протекала жизнь еще более религиозная и подвижническая.
Возрождение монашеской жизни началось с 1989 года. В 1991 году Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был дарован статус ставропишального, то есть находящегося в каноническом подчинении Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. С 1994 года монастырем руководит архимандрит Панкратий, назначенный патриархом.
В настоящее время идут реставрационные работы в храме Предтеченского скита, самой древней на острове деревянной церкви. Здесь же выстроен двухэтажный корпус, где уже поселились несколько монахов. Действующим стал и Никольский скит. Его церковь переосвящена Алексием II после реставрации в 1998 году. А в мае нынешнего года в храме появилась икона святителя Николая. Она была изъята у одного из «туристов»
на Московской таможне.
В церкви Воскресенского скита нам посчастливилось услышать гимн валаамской обители в исполнении церковных певчих. Это тоже возрождение местных традиций. В Воскресенском монахи не живут с 30-х годов прошлого века. Тогда здесь разместили приют для сирот из Карелии.
— А теперь в Воскресенском ските с середины мая и до конца сентября живем мы, экскурсоводы, — говорит наш гид Татьяна Павлова. На ее аккредитационной карточке написано: «Валаамский монастырь. Паломническая служба».
Монастырский флот Мы прибыли на архипелаг с участниками традиционного паломнического рейса на престольный праздник обители — Преображение Господне. В программу тура входило посещение трех монастырей: Свято-Троицкого Александро-Свирского в Лодейнопольском районе, Рождество-Богородичного Коневского на острове Коневец и Спасо-Преображенского Валаамского.
Туризм позволяет монастырю зарабатывать деньги. Установленная правительством Карелии квота посещений заповедника составляет не более 90 тысяч человек в год. Реальное число паломников и туристов сегодня — примерно 50 тысяч.
На архипелаг приплывают большие теплоходы из Петербурга, Москвы, из российской глубинки по Волго-Балтийскому пути. Рейсы из городов Приладожья, Приозерска, Сортавалы осуществляются малым монастырским флотом. Это два прогулочных теплохода на 120 посадочных мест каждый, один на 40 посадочных мест и теплоход на подводных крыльях на 65 мест.
Малый флот обслуживает гостей острова и на архипелаге. С начала нынешнего года стабильно подключилась к турбизнесу и авиация.
— Совместно с известным пилотом Вадимом Базыкиным, — рассказывает директор паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Игорь Степанов, — была разработана программа круглогодичных туров на вертолетах Ми-8 авиакомпании «Спарк+». Двухдневные поездки с проживанием в гостинице приурочиваются к большим церковным праздникам.
Базыкина на Валааме знает каждый. Островитянам он помогает уже несколько лет. Зимой, когда связь по воде прекращается, доставить лекарства, продукты, предметы первой необходимости можно только по воздуху. Когда наш прогулочный теплоход «Валаам» вышел из Монастырской бухты, совсем близко затарахтел вертолет. Было видно и пилота, и сидящих в салоне туристов. На палубе защелкали фотоаппараты. Покрасовавшись, Ми-8 взмыл вверх, а мы поплыли дальше.
Виноградная лоза в Среднем саду Реставрационные работы осуществляются согласно федеральной программе возрождения Валаамского архипелага. В монастырь также стекаются пожертвования от православных христиан из России и зарубежных стран. Помогают спонсоры. Кто чем может. Банки — деньгами, предприятия — продукцией.
Среди паломников нашего рейса оказался генеральный директор СХАО «Ручьи» Александр Трофимов.
— Мы четвертый год с монастырем дружим, — рассказывает Александр Трофимов. — Несколько раз приезжали сюда наши специалисты, давали консультации по полевым травам, животноводству. В монастырском хозяйстве обновилось коровье стадо, и каждое лето из «Ручьев» на остров доставляется до 40 тонн сена, здесь-то луга очень скудные и косилок пока нет.
Весной рассадой помогаем. Периодически угощаем творожком, сметаной.
Знаю, что у монастыря налажены связи с хозяйствами Всеволожского и Приозерского районов. Мне было очень интересно узнать, как же раньше монахи выращивали на здешних почвах арбузы и дыни? Оказывается, когда отвесные скалы нагревались, в некоторых местах создавался своеобразный «воздушный мешок», и под ним в тепличках вызревали плоды.
Валаам славился самым северным в Европе вишневым садом. Собирались здесь большие урожаи груш, слив, яблок, ягод. Крупный валаамский крыжовник напоминал виноград. Сейчас в монастыре создана агрономическая служба, поддерживающая контакты с московским плодоовощным институтом. В Среднем саду на центральной усадьбе растут две лозы северного винограда. Планируется обновление садовых культур.
В прошлом монахи принимали активное участие в сельскохозяйственных выставках и получали награды. В монастырской библиотеке хранятся одиннадцать серебряных и одна золотая медаль. Кто знает, может, через несколько лет эта традиция возродится и среди участников Всемирной ярмарки «Российский фермер» мы увидим иноков священной обители?
Триколор напротив келий Спасо-Преображенский собор окружен постройками внешнего и внутреннего каре, занятыми насельниками монастыря и жителями поселка. В одном из подъездов здания внешнего каре расположилась и поселковая администрация. Триколор висит как раз напротив келий.
Правительство Карелии совместно с фондом «Единство православных народов» занимается проблемой переселения жителей поселка на материк.
В Сортавале для островитян строится 60-квартирный жилой дом. 18 семей уже переехали, заняв полностью два подъезда. Для светской власти, почты и телеграфа готовится отдельно стоящее здание на центральной усадьбе. Ничего нового в заповеднике строить нельзя. Однако, не трогая фасада, старые постройки вполне можно приспособить для современной жизни.
В планах монастыря — постепенное переселение жителей поселка Валаам на материк. Но представители церковной власти всякий раз подчеркивают, что насильственного выдворения никто не допустит. Примерно около двухсот человек из числа пожилых людей уезжать никуда не хотят.
Они, конечно, будут доживать свой век на малой родине…

Преподобный Савва Сторожевский

АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ОТЦУ НАШЕМУ САВВЕ, ИГУМЕНУ СТОРОЖЕВСКОМУ, ЗВЕНИГОРОДСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

Кондак 1

Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих:

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Икос 1

Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия, и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице:

Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю; радуйся, земный Ангеле и небесный человече.

Радуйся, верный слуго Господень; радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю.

Радуйся, зерцало веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя.

Радуйся, пустынножителей красото; радуйся, иноков наставниче.

Радуйся, многим ко спасению путеводителю; радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 2

Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет»,— невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя:

Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый; радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый.

Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый; радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый.

Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость; радуйся, восприемый обетование непрестающия жизни.

Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия; радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый.

Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный; радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 3

Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому, Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй душу, смиренномудрия исполнену, аще и устрашался бремене начальства, обаче не преслушав воли Божия, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же, выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе:

Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю; радуйся, добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от негоже не утаися святыня твоя; радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго.

Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати; радуйся, светильниче, не сокрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный.

Радуйся, честное Святаго Духа селение; радуйся, преподобных светлое украшение.

Радуйся, иноков в подвизех постнических укрепляяй; радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 4

Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащаяся славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще ближнии и дальнии богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настави ны, яко отец чада своя, на стези спасения и не забуди взывающих к тебе:

Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобрый; радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий.

Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий; радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный.

Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий; радуйся, беззаконных обличителю незлобивый.

Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный; радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый.

Радуйся, праваго пути веры и благочестия указателю неложный; радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к Солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченная, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя благоверный князь Георгий смиренномудрие твое, яко уклонился еси от начальственныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголемых Сторожи. Ты же, изволяя благое послушание явити благому желанию, и обитель иноческую зде составити хотя, рекл еси со пророком: «Се покой мой, зде вселюся, яко изволих и». И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася, в немже ныне нетлением мощей твоих благоухаеши, и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая:

Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная; радуйся, пустыни доброе прозябение.

Радуйся, цвете присноцветущий; радуйся, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавший.

Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый; радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый.

Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый; радуйся, стаду твоему верный наставниче.

Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий; радуйся, о всех градех и весех российских молитвенниче неусыпающий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: «Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся»,— упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеялся еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко богосветлое светило, во стране Российстей, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих, темже вопием ти:

Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы; радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением.

Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении; радуйся, подвигов иноческих ревнителю.

Радуйся, страсти греховныя, силою благодати, в себе умертвивый; радуйся, нищеты и нестяжания образе.

Радуйся, светлое святыни зерцало; радуйся, всех добродетелей рачителю.

Радуйся, немощных целебниче; радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 7

Хотящу благоверному князю Георгию воинствовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: «Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!»,— еже и бысть, по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно воспевающих тебе:

Радуйся, лику древних постников сопричтенный; радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый.

Радуйся, чистоты и воздержания хранителю; радуйся, страстей душевных и телесных победителю.

Радуйся, воине Христов неустрашимый; радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу.

Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй; радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй.

Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй; радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 8

Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкве твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: зде же велия гора показася им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся, с воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в дусе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:

Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый; радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.

Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый; радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.

Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный; радуйся, за глубокое смирение твое от Христа, Сына Божия, венцем нетления увенчанный.

Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный; радуйся, пречестная обителе Святыя Троицы.

Радуйся, Божия Матере служителю верный и неусыпаяй; радуйся, в храме Ея горе возносивыйся духом, и ныне телом паки пребываяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 9

Всякия беды и скорби избави нас, преподобне отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами, и испроси нам вся, ко временной и вечной жизни потребная, да сподобимся горняго Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего? Или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в нихже пустыннолюбное житие совершал еси? Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарне тебе зовем:

Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный; радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший.

Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший; радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный.

Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый; радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший.

Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший; радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший.

Радуйся, другу Божию, преподобному Сергию, единонравный; радуйся, к лику другов Божиих на Небеса преселивыйся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 10

Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем: не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твоя, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей, да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российския заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей, молитвами твоими, да взываем ти радостно:

Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда; радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием услаждающий.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается; радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй.

Радуйся, надеждо и отишие в мори жития сего плавающих; радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих.

Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений; радуйся, струе, напаяющая и веселящая жаждущих правды.

Радуйся, яко в скорбех житейских и обстояниих сподобляемся твоего заступления; радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву, да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение, темже и глаголем:

Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый; радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый.

Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством; радуйся, милостивым обещанное воздаяние улучивый.

Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый; радуйся, миротворениями многими в лице сынов Божиих быти сподобивыйся.

Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся; радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй.

Радуйся, примером братолюбия, ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наша сердца утверждаяй; радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 12

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже, и малое моление приносящим, велия благодать от Бога подается, юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое: аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом, обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице:

Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочестно до маститыя старости поживый; радуйся, многотрудныя и разнообразные во иночестве подвиги добре совершивый.

Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси; радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию.

Радуйся, яко с богомудрым Сергием на Небесех присно ликуеши; радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши.

Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение; радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение.

Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют; радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 13

О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приим, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавитися всем, вопиющим Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангел во плоти…» и кондак 1-й «Избранный от Воеводы…».

Молитва

О

пречестная и священная главо, небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих: не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным упокоение; заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим и всем, благодатныя помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к Небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати. Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, Божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво преподобне, отче наш.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Савва Сторожевский — это один из самых почитаемых монахов на Руси. Его деяния, которые были утверждены верой, навсегда останутся в душах мирян и монахов. Ведь благодаря им Преподобного причислили к лику Святых. Не так давно, в 2007 году, было отмечено 600-летие его пребывания в этом почетном, божественном статусе. Еще при жизни Савва считался самым первым и любимым учеником Святого Сергия Радонежского.

Житие преподобного Саввы Сторожевского

Предположительно монах был сыном из боярского рода княжества Смоленского. К сожалению, это только догадки, так как достоверной информации нет. Также неизвестна точная дата его рождения.

Известно только то, что с юности он был очень набожным мальчиком, с детства полюбил Бога и молитву, жил в Троицком монастыре под присмотром преподобного Сергия. Позже монаха избрали духовником братии Троицкой. После смерти Радонежского, Савва стал игуменом Троицкого храма. Это было в 1392 году.

В 1390 году преподобный благословил строительство монастыря Рождества Богородицы на горе Сторожи, что находится в населенном пункте Звенигород. Этот монастырь покровительствовал сам князь Юрий Дмитриевич.

Святой не раз благословлял Юрия в походы на территорию Орды (Волжскую Булгарию, Джуке-Тау, Казань и т.д.). Большинство из этих походов завершались славной победой. Еще позже благословение старца помогло спасти Московскую Русь, которой грозило полное уничтожение от нашествия Тамерлана.

Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде

Строительство монастыря закончилось к 1405 году. На территории этого святого места было воздвигнуто сразу несколько церквей. Преподобный для их росписи пригласил известного художника Андрея Рублева, который с благословением священника, стал автором Звенигородского (старомосковского) чина. Влияние преподобного на молодого художника было очень большим.

Говорят, что он сподвиг талантливого автора написать знаменитые «Троицу» и «Спас Звенигородский». Святой превратил монастырь в великолепное место того времени, куда старались попасть все верующие крестьяне.

Преподобный принимал к себе всех. Он выслушивал людские печали, давал советы. Он всегда поступал так, как его учил его родитель — Сергий Радонежский. За всю свою долгую жизнь монах не отвернулся ни от кого. Он лишь смиренно молился и направлял людей по пути Божьему.

В 1407 году старик умер. Перед своей кончиной он очень сильно болел. За три дня до смерти монах собрал Троицкую братию и рассказал о всех своих праведных деяниях. После его смерти потомки Юрия и Василия начали войну за престол. Звенигородский монастырь пришел в упадок. А память о святом источнике Саввы Сторожевского была стерта из памяти ненавистными родственниками Юрия, так как он был его наставником.

Источник Саввы Сторожевского

В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.

Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.

Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым

Из-за войны за престол информация о преподобном была стерта из истории. О Савве знали только, как о местном святом. В средине XXVI века игумена канонизировали. А еще через столетие были найдены священные мощи преподобного в Звенигородском монастыре.

Правитель Алексей Михайлович Романов утверждал, что образ Сторожевского спас его от лап разъяренного медведя. С того времени царь считал его своим личным заступником.

Еще один примечательный случай с участием звенигородского игумена случился в 1812 году. Образ Сторожевского явился Эжену Богарне — военачальнику французского войска под командованием Наполеона. Святой попросил полководца не причинять беды монастырским стенам Звенигорода и его жителям.

Так он останется цел в войне, которую Франция проиграет. Когда предсказание игумена сбылось, Звенигородский монастырь вернул былую популярность.

Но на этом чудотворные действия молитвы Саввы Сторожевского не закончились. С 1998 года чудотворные мощи святого были перенесены в Звенигородской мужской монастырь. Это было связано с правлением коммунистов, которые запрещали монашескую и церковную деятельность.

Скит Саввы Сторожевского

Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.

В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.

В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.

Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.

Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце

Святой Савва Сторожевский — в чем помогает

К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.

  • Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
  • Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
  • Святой помогает всем своей незримой рукой;
  • Он направляет заблудшие души к Богу;
  • Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.

Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:

  • о праведности;
  • о укреплении веры;
  • о исцелении себя или близких;
  • о здравии;
  • о непорочности.

Икона Саввы Сторожевского

Икона звенигородского игумена выполнена в достаточно простом стиле. Ее основа положена на подвиги монаха и его служение Христу и Богородице. Даже на иконе Савва Сторожевский несет слово Божье в угоду Господу Иисусу Христу.

На этой иконе он изображен в монашеском одеянии. Поверх одеяния черная мантия. Эта мантия развернута и чем-то напоминает ангельские крылья. Цвет мантии — черный. Он символизирует совершенство отречения от суетного мира, покой и отказ от страстей.

Лик Святого обращен к молящемуся человеку. Так верующий человек лучше настраивается на духовный, внутренний диалог, как со святым, так и с Господом.

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому:

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие преподобного Саввы Сторожевского:

Святой Савва Сторожевский — в чем помогает и о чем молятся иконе

Память о деяниях, и сотворенных им чудесах надолго сохранится в сердцах верующих. Одним из признаваемых святых на Руси является Савва Сторожевский.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Житие Саввы Сторожевского
  • Чудеса, сотворенные Саввой Сторожевским
  • Звенигородский монастырь
  • Источник преподобного Саввы
  • Скит святого Саввы
  • Икона святого
  • Для чего молятся звенигородскому святому

Житие Саввы Сторожевского

По некоторым источникам он был наследником знаменитого боярского рода проживавшего в Смоленском княжестве. С юных лет парень почитал Христа. Долгое время обретался в Троицком монастыре. Его признали одним из первых учеников Сергия Радонежского. Под руководством учителя, непрестанно обращаясь к Богу в молитве, он стал подвижником Христа, заступником царей, целителем и прозорливцем.

В обитель попал совсем молоденьким юношей. Не любил вести светских бесед, все время проводил в молитве. Носил одежду из плотной ткани, спать ложился на пол, употреблял пищу только растительного происхождения.

Пользовался большим уважением у иноков и мирян. Выполнял обязанности духовника Троицкой братии, когда скончался учитель, занял его место. Крестник святого монаха Сергия Радонежского князь Юрий Звенигородский избрал Савву своим священником для совершения таинства покаяния.

Но душа его требовала уединения. Поэтому он ушел на гору Сторожевскую, где построил деревянный храм и небольшую келью для себя. Но его затворническая жизнь продлилась недолго, слава о нем быстро распространялась, потянулись люди. Всех, кто приходил, он учил смирению и послушанию. А князь Георгий Дмитриевич дал преподобному Савве средства на возведение каменного монастыря. Для его росписи пригласили на тот момент никому не известного Андрея Рублева.

Умер Савва 3 декабря 1407 года. К лику святых причислен спустя 140 лет по ходатайству митрополита Макария и монастырской братии.

Видео: Житие Преподобного Саввы Сторожевского

Чудеса, сотворенные Саввой Сторожевским

После смерти Преподобного храм продолжал функционировать и развиваться. В период Смутного времени благодаря покровительству благословенного старца только Сторожевская обитель уцелела от сожжения и разрушения.

В 1812 году Савва снова отвел беду от монастыря, когда пасынок Наполеона занял его. Он пришел во сне к генералу Богарне, пообещав тому возвращение в родную землю при условии, что тот запретит своему войску расхищать святое место.

Еще не раз святой игумен спасал храм от разорения, а Алексея Михайловича Романова образ отшельника защитил от свирепого медведя. С тех пор царь почитал его своим защитником.

Звенигородский монастырь

Возведен на месте деревянной церкви в 1398 г. Были в его истории радостные и печальные моменты.

Не раз его посещали венценосные особы: Иван Грозный с женой и детьми, царь Алексей Михайлович основал себе здесь резиденцию.

В 1919 г. большевики разграбили, вывезли из него все ценности. К восстановительным работам приступили только в 1995 г., продолжаются они и до сегодняшнего дня. Патриарх Алексий II вернул мощи святого старца в собор.

Видео: Звенигородский монастырь Саввы Сторожевского

Источник преподобного Саввы

Купель появилась из земных недр в 700 м от центрального входа в лавру. Проживая в монастыре, Савва неустанно молился, произошло чудо, и возник источник. Он стал дополнительной, естественной защитой от нападений.

В наши дни верующие беспрепятственно могут посещать его, чтобы попить святой воды и окунуться в специально оборудованный исток. Чтобы справиться с болезнью, следует искупаться в нем.

Видео: Источник Саввы Сторожевского

Скит святого Саввы

Расположен недалеко от монастыря. Ранее это была небольшая пещера, выкопанная на склоне горы. Святой старец удалялся туда для совершения молитв.

Основали скит стараниями Московского митрополита, святителя Филарета и фабриканта П.Г. Цурикова. На том месте в конце XIX в. возвели церковь и кельи. Во время революции на его территории расквартировали солдат.

В наши дни проводят реставрационные работы по его восстановлению.

Икона святого

На святом образе Савва изображен в монашеской одежде, поверх которой надета черная мантия. Она олицетворяет отречение от всего мирского. Правой рукой звенигородский игумен благословляет верующих. В левой – держит свернутый свиток. Золотистый фон символизирует Царствие Небесное. Обрамление говорит о том, что земную жизнь преподобный старец провел праведно – подобно Иисусу Христу.

Лицом святой повернут к молящимся, что помогает тем настроиться на диалог с ним.

Для чего молятся звенигородскому святому

Савву Сторожевского просят об укреплении веры, об излечении. Монах помогает всем, кто обращается к нему со светлыми помыслами. На искреннюю молитву он обязательно отвечает. Достаточно рассказать ему о своих трудностях, сразу становится легче.

Видео: Молитвы Преподобному Савве Сторожевскому

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *