Самолюбие и эгоизм

Высказывания, афоризмы и цитаты о высокомерии

«Высокомерие — это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышание заявляющая о своем присутствии.» Руссо Ж.

«Все люди о себе высокого мнения — и тем больше мнят, чем меньше стоят.» Грасиан-и-Моралес

«Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.» Шопенгауэр А.

«Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.» Монтень М.

«Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя.» Пушкин А.

«Хочешь избавиться от высокомерия – не смотри на тех, кто ниже тебя, а сравнивай себя с собой.» Литвак М.

«Непредназначенное тебе счастье, необоснованное приобретение, не уготовленная Творцом всего сущего удача — это все западни, расставленные миром для людей. Если, натыкаясь на них, не задирать кверху нос, непременно их обойдешь.» Цзычен Х.

«Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение.» Франклин Б.

«Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают.» Бонапарт Н.

«Выше высокомерия нет гнуснее порока.» Менандр

«Человек, высокомерный и спесивый в обществе, обычно добивается результата, прямо противоположенного тому, на который рассчитывает, если, конечно, он рассчитывает на уважение.» Лабрюйер Ж.

«Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.» Аврелий М.

«Что вызывает у меня гнев, так это высокомерие некоторых людей. Они не слушают нашу музыку, они заранее решили, что она им не нравится.» Армстронг Б.

«Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня.» Флобер Г.

«Учтивость отомкнет везде Расположенье и доверье, А глупое высокомерье — Ключ к неприязни и вражде.» Лопе де Вега

«Ведь процветанье, без труда добытое, как водится, ведет к высокомерию.» Менандр

«Высокомерие годится только на то, чтобы возвести крепостную стену, за которой прячутся сомнения и страх.» Херберт Ф.

«У другого ты видишь вошь, а у себя и клеща не замечаешь.» Петроний

СМЕШНЫЕ И ЗАБАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ О ВЫСОКОМЕРИИ

«Вчера еще эта женщина была такая простая и добрая, сегодня же она гордая и наглая… И только потому, что на голове у нее появилось перо, вырванное из хвоста страуса. Как же должна гордиться эта птицей, у которой их много и к тому же собственных.» Карр А.

«Мне нравится эта фраза — «Тебе не понять». Шесть миллиардов людей. Шесть миллиардов! И тут ты — особенный, уникальный, тебя никто не поймет. Никто не сможет. Куда им до тебя, конечно.»

«Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему.» Шоу Б.

«Когда природа оставляет прореху в чьем-нибудь уме, она обычно замазывает ее толстым слоем самодовольства.» Лонгфелло Г.

«У человека, влюбленного в себя, есть то преимущество, что у него мало соперников.» Лихтенберг Г.

«Если ты увидишь юного, живым, возносящимся на небо, то, ради Бога, скорей ухвати его за пятку и сдерни на землю.»

«В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостает ума.» Поп А.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое гордыня и эгоизм?

Что такое гордыня известно всем. Проявления эгоизма нельзя спутать ни с чем другим. Такой человек часто замыкается в себе и не хочет принимать искреннюю заботу. В некоторых случаях отношения начинают страдать от тщеславия и чувства собственничества. Эгоизм в отношениях встречается довольно часто. Люди боятся быть отвергнутыми, оказаться в ситуации, когда они почувствуют себя ненужными. Признаки гордыни можно распознать по нескольким характеристикам. Они, как правило, бросаются в глаза и остаются на виду у окружающих, потому что эгоистичный человек не умеет скрывать своих чувств. Что такое эгоизм в подлинном своем понимании? Хорошо или плохо думать только о себе? Что означает быть эгоистом?

Эгоизм и эгоцентризм

Многие люди путают эгоизм и эгоцентризм. Между тем, эти два понятия совершенно не идентичны между собой. Эгоизм – это осознанное стремление удовлетворять лишь свои потребности. Такой человек становится собственником и желает подчинить окружающие события своим повседневным прихотям. Эгоист действительно думает только о себе. Его мало заботит судьба окружающих людей. Такой человек внутренне убежден в том, что окружающие должны всячески удовлетворять его потребности. Разумеется, это не всегда удается. Он не способен заботиться об интересах даже кровных родственников. Люди в большинстве случаев не любят тех, кто не готов отдавать, а намерен лишь брать.

Эгоцентризм можно отнести к нормальным человеческим потребностям. У каждой личности имеется свой внутренний мир. Иметь свое пространство необходимо всем, но особенно сильно в этом нуждаются люди творческие. Им нужно иметь какое-то пространство для рождения новой мысли, создавать возможность для эффективной работы, созидания. Эгоцентричный человек не забывает о других. Он просто большое количество времени посвящает самореализации, воплощению в жизнь желаемого. Эгоцентричный человек в большей степени сосредоточен на том, чтобы воплощать в жизнь желаемые мечты и цели. По каким-то причинам он готов ежедневно посвящать много времени собственным занятиям.

Повышенное самолюбие

Подлинный эгоист никогда ни с кем не хочет делиться. Самолюбие у него развито до такой степени, что мешает научиться заботиться о близких людях. Тщеславие и гордыня являются его неотъемлемыми характеристиками. Чрезмерное внимание к себе, своим потребностям и достижениям делает такого человека заносчивым, чванливым, черствым, неспособным откликнуться сердцем на чужую беду. Надменное поведение присуще эгоистичной личности. Также ему свойственно высокомерие, поскольку ему необходимо поддерживать исключительное мнение о самом себе. Мужчины – эгоисты никогда не заботятся о своих домашних, не проявляют к ним истинного участия. Человек привыкает жить исключительно для себя, стремясь удовлетворить свои обыденные потребности. Он не стремится к чему-то большему, не хочет развивать положительные черты характера, не придает им значения. Для людей подобного плана существуют только их собственные нужды.

Неуверенность в себе

На самом деле за эгоизмом и гордостью скрывается колоссальное чувство неуверенности в себе. Человек часто не замечает за собой, как у него начинаются проблемы с взаимодействием с другими людьми. Окружающие представляются ему плохими и недостойными внимания. В психологии определение эгоизма обязательно затрагивает понятия достоинства и степени уверенности в себе. Когда человеку не хватает твердости, он становится излишне упрямым. И мужчины, и женщины страдают таким высокомерием в равной степени. Ярким признаком эгоистичного сознания является потребность доминировать. Психология эгоизма подразумевает, что человек живет только своим внутренним миром.

Излишнее обособление, концентрация личности на собственных сиюминутных прихотях есть проявления эгоизма как такового. Фиксация на своих личных переживаниях часто не позволяет людям почувствовать себя подлинно счастливыми. Такая личность не умеет наслаждаться мгновением, так как постоянно находится в гонке за какой-то очередной целью. Они все время желают достичь чего-то большего и не умеют радоваться тому, что уже имеют в настоящий момент времени. На самом деле это печальное зрелище, поскольку счастье ускользает от такого человека. Он попросту не готов его принять, потому что не умеет мыслить конструктивно и понимать происходящие с ними изменения. Черты эгоизма в человеке включают в себя высокомерие, надменность, излишнюю рациональность. На самом же деле он просто сильно не уверен в себе и своих возможностях.

Обвинение других

Эгоизм в отношениях всегда подразумевает осознанное или бессознательное обвинение других в своих проблемах. Причиной подобного поведения служит стойкое нежелание принимать на себя ответственность за происходящее. Эгоист хочет только наслаждаться всеми благами человечества, но не трудиться для исполнения желаемого. Такой человек просто не желает самому себе признаваться в том, что сам неправ. Часто личность и является провокатором какой-то неприятной ситуации, но ни за что не признается в том даже самой себе. Подобное действие требует колоссальных волевых усилий. Эгоисту проще выставить окружающим обвинения в несправедливости, чем самому пытаться решать возникающие трудности. В большинстве случаев такой человек невероятно далек от того, чтобы принимать на себя ответственность. Он живет в собственном мире, его не волнуют ценности и желания окружающих. эгоистичное сознание не приемлет сострадания. Вот почему они легко могут оклеветать честного человека, не задумавшись над тем, что приносят кому-то вред.

Завышенные ожидания

Характерным признаком развития эгоистичного сознания являются чрезвычайно высокие требования. Однако они предъявляются не к себе, а к окружающим. Происходит это по той причине, что человек считает себя слишком хорошим, слишком достойным для того, чтобы самому менять собственное поведение. Поэтому он решает, что пусть лучше меняются окружающие люди и события. Касается это в равной степени как мужчин, так и женщин. Завышенные ожидания не позволяют просто жить и радоваться каждому дню. Эгоисту всегда мало того, что он имеет на данный момент времени. Его психология такова, что человек постоянно ощущает внутреннюю неудовлетворенность. Положительные изменения в своей жизни он часто не замечает и предпочитает игнорировать, зато на негативных моментах заостряет внимание.

Женский эгоизм

Женский эгоизм проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, возрастает стремление к шопингу. Появляется желание удовлетворить любое свое желание. Женщина тратит огромные суммы денег на разные побрякушки, совершенно не заботясь о том, как остальные члены семьи смогут существовать. Женский эгоизм проявляется в том, что такую девушку беспокоят исключительно ее собственные желания. Если ей по каким-то причинам не удается сразу удовлетворить свои потребности, то она начнет срываться на окружающих. Женский эгоизм очень часто не имеет никаких границ.

Мужской эгоизм

Мужской эгоизм имеет ряд отличительных особенностей. Такой представитель сильного пола склонен слишком гордиться своими достижениями, приписывая их себе в качестве основной заслуги. Его невозможно переубедить в том, что промахи случаются у всех. Мужской эгоизм проявляется в сильно развитом высокомерии. Молодой человек считает себя достойным всего самого лучшего на свете. Если его кто-то начнет переубеждать в обратном, то такой человек неминуемо превратится во врага. Эгоистичный мужчина не способен в полной мере заботиться о женщине. Он не захочет ничего ей давать, а станет паразитировать на ее чувствах. Подавление собственного эгоизма без осознания его наличия практически невозможно.

Детский эгоизм

Детский эгоизм относится к числу самых понятных. Детей принято по возможности баловать, исполнять их сокровенные желания. Однако необходимо контролировать этот процесс, пока он не перешел в детский эгоизм. В противном случае родители потом не смогут воспитать ребенка должным образом. Детский эгоизм проявляет себя в неограниченных желаниях. Ребенок начинает требовать купить ему множество самых разных вещей, при этом не всегда до конца понимает, зачем ему это нужно. Если ребенок не знает отказа, то ему становится крайне трудно контролировать собственные желания. В отличие от взрослого, маленького человека ничто не ограничивает в своих фантазиях. Со временем такой ребенок может превратиться в одну сплошную проблему для своих родителей. Чадо может сделать жизнь отца и матери просто невыносимой. Вот почему баловать детей необходимо в меру. В противном случае можно вырастить человека, который в дальнейшем будет заботиться только о себе.

Таким образом, дать определение понятию эгоизма не составляет особенного труда. Каждый по-своему представляет собой эгоистичного человека. В любом случае это будет личность, зацикленная на собственных проблемах, не привыкшая помогать другим. У такого человека невелик шанс обрести настоящих друзей. Ведь всякая привязанность требует колоссальной самоотдачи, а эгоист привык заботиться лишь о себе.

Победить эгоизм


(MP3 файл. Продолжительность 11:02 мин. Размер 8 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

Аминь.

Jetpack заблокировал форму входа вашего сайта.

«Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе эгоизм: самость. Сокрушается самость,— и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, с 267)

«Есть три зла, величайшие и злоначальные и всякого, сказать просто, зла породители: неведение, самолюбие и ненависть, друг с другом родственно сочетанные и взаимно друг друга поддерживающие. Ибо от неведения Бога – самолюбие, а от этого – ненависть в отношении к соестественному. И никто не противоречит тому, что лукавый производит и возбуждает их в нас, научая нас злоупотреблять своими силами – разумом, вожделением и энергией.» (Преп. Максим Исповедник, Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия, 92)

«Когда отвергнем самолюбие, – это, как я сказал, начало и матерь всех зол, тогда вместе с ним отторгнется и все, что из него: ибо когда его не будет, тогда никакой вид или след зла не может уже никак устоять в нас.» (Преп. Максим Исповедник, Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия, 94)

«Самолюбие, как, неоднократно говорилось состоит причиной всех страстных помыслов; ибо от него рождаются три главнейшие помысла вожделевательной части души: чревоугодия, сребролюбия и тщеславия. Потом от чревоугодия рождается помысел блудный; от сребролюбия любостяжательный; от тщеславия гордостный; прочие же все следуют за каждым из сих трех, как – то: помысел гневный, печальный, злопамятный, унывный, завистливый, клеветливый и прочие. Сии страсти связуют ум предметами вещественными, и клонят его к земле, налегая на него, подобно тягчайшему камню, тогда как он по природе легче и тоньше огня».

«Начало всех страстей есть самолюбие, а конец гордость.» (Св. Максим Исповедник, Четыре сотни глав о любви, Третья сотница о любви 56, 57)

«Ничто так расслабленной, беспечной и немысленной не делает душу и ревностных подвижников, как самолюбие, сия кормилица страстей. Внушая предпочитать покой тела трудам о добродетели и предусмотрительным почитать благоразумием не отягчать себя делами произвольно, особенно удобными и небольшими потами по исполнению заповедей, оно обыкновенно отнимает у души охоту и ревность к прохождению поприща безмолвия и производить в ней сильное и непреодолимое разленение на дела.» (Преп. Григорий Синаит, Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 106, Добротолюбие, Т, 5)

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» (Мф.23;27-28)

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.» (Рим. 1;28-31)

«О самолюбии, всех ненавидящем, верно сказал некто из премудрных: лютая брань самолюбия, как тиран некий, стоит во главе всех помыслов, коими тремя оными (сластолюбие, сребролюбие и славолюбие) восхищет ум наш. Самолюбие, сластолюбие и славолюбие изгоняют из души память Божию; когда же пресекается память Божия, тогда поселяется в нас мятеж страстей. Самолюбие бывает родительницей неисчетных страстей, Почему, когда кто исторгает из сердца самолюбие, тогда легко возьмет силу и над другими страстями, при содействии Господа. Ибо из него обыкновенно рождается: гнев, печаль, злопамятство, сластолюбие и необузданная дерзость. И побежденный им неизбежно побеждается и прочими страстями.Самолюбием же называем мы страстное расположение и любовь к телу с исполнением плотских пожеланий.» ( Феодор Эдесский, Добротолюбие, Избранное для мирян)

«Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями» (Феодор Эдесский, Главы деятельные, 61)

«Упорная несознательность – плод великого повреждения совести и, вместе, сильного эгоизма.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С.375)

Святые отцы были убеждены в том, что эгоизм, как основа человеческой самости и особый тип ума хищного типа, ориентированный только на захват и самоутверждение, подлежит безжалостному искоренению и трансформации в ум духовно-нравственный и добродетельный.

«Ибо воздержание от худого не есть еще само совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змея, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна, итак, разве его ты умертвил и изринул из себя всякую, бывшую в тебе, нечистоту. Все любомудрствующие, и закон и Апостолы, и пришествие Христово имеют целью очищение.» (Добротолюбие, Т. 1. Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, 164)

«Эгоизм нaдо убить. Если сaми не убьете, то Господь молот зa молотом будет посылaть, чтобы рaзбить сей кaмень.

Сaмоугодие и сaможaление свидетельствуют, что в сердце пребывaет я, a не Господь» (Св. Феофан Затворник, Наставления в духовной жизни)

«Нам надлежит быть не только телесных страстей убивателями, но и душевных страстных помыслов истребителями, подражая тому Святому, который говорит: во утрия избивах вся грешные земли, еже потребити от града Господня вся делающие беззакония (Пс. 100, 8); т.е. телесные страсти душевные беззаконнующие помыслы.» (Преп. Максим Исповедник, Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия, 73)

«Главное расположение, гнездящееся в самой глубине души у человека, падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или эгоизм. Это расположение так естественно, всеобще, сильно, неотразимо, что Аристотель в своем нравоучении написал: «даже и добрый человек все делает для себя, потому и должно любить себя». Вот почему заповедуется в самом начале доброй жизни во Христе Иисусе отвергаться себя, потом во все продолжение хождения в след Христа не себе угождати (Рим. 15, 1), не своего искать (ср.: Флп. 2, 4).

Когда Макарий Великий * советует войти глубоко внутрь себя и убить на самом дне сердца гнездящегося змия, то разумеет под сим змием самолюбие (эгоизм).» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С.387)

* «Ибо воздержание от худого не есть еще само совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змея, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна, итак, разве его ты умертвил и изринул из себя всякую, бывшую в тебе, нечистоту. Все любомудрствующие, и закон и Апостолы, и пришествие Христово имеют целью очищение.» (Добротолюбие, Т. 1. Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, 164)

Качества эгоизма:

Эгоизм (себялюбие) является основой всего существа падшего (ветхого) человека, как тёмное качество и состояние души, аналогичное по принципу работы «чёрной дыре».

«Самолюбие и плотское мудрование людей, отторгши их друг от друга, и криво истолковав закон, рассекло единое естество (едино-естественных) на многие части, и введши в силу ныне всех обдержащее жестокосердие, таким настроением вооружило природу саму против себя (т.е. людей друг против друга).» (Преп. Максим Исповедник, Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия, 92)

По материалам курса “Теоретические основы христианской психологии”, 2014 г.

Рецензия Tamara29 на книгу Униженные и оскорбленные

Эгоизм страдания. Эту фразу я нашла в «Униженных и оскорбленных» Достоевского… Сколько в ней смысла… Ведь оно так и есть: тот, кто страдает, плачет, мучается, играет роль обиженного жизнью человека, на самом деле, думает только о себе. Никакого человеколюбия в страдании нет. Да и любви тут быть не может. Тот, кто способен любить, будет, не смотря ни на какие горести, радоваться жизни, видеть в ней смысл, помогать людям вокруг. У любящего человека всегда будет ради чего жить. Даже если тот, кого он любил, его предал – он должен суметь простить и продолжать жить хотя бы ради той любви, которую он испытывает к обидчику. По крайней мере, так считает Достоевский и я, как всегда, с ним согласна. В страдании много зла: тот, кто страдает, часто хочет привлечь к себе внимание окружающих и обидчика в первую очередь. Хочет отомстить, отыграться за обиду, что-то кому-то доказать. А это уже не есть хорошо.

Библейские идеи традиционно проходят лейтмотивом в романах Достоевского. На этот раз – христианская идея прощения. Если тебя ударили по одной щеке – подставь другую и люби своего обидчика, молись за него – учит Христос. В романе речь идет о прощении отца своей дочери. Две похожие истории, где дочь сбегает с любовником, любовник ее бросает, а отец не может простить предавшую его дочь. Одна история с печальным концом – другая со счастливым, что по мне, не характерно для Достоевского. Тем не менее, меня роман тронул до глубины души… Я даже плакала в момент прощения отцом дочери и их примирения, хотя я редко плачу из-за книги или фильма, почти никогда. Но это Достоевский… Он и на этот раз смог меня поразить…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *