Рыба в рождественский пост

Рождественский пост

Священник Михаил Дудко

Ешьте все, только людей не ешьте. О чем нужно помнить в дни Рождественского поста.

На что в первую очередь должны обращать внимание верующие? Такой вопрос мы задали руководителю секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей священнику Михаилу Дудко.

— Завершается первая неделя Рождественского поста. Очевидно, что ограничения в пище – всего лишь часть требующихся в эти дни усилий души?

— Рождественский пост принадлежит к числу многодневных: длится сорок дней – с 28 ноября по 7 января. По продолжительности сопоставим с постом Великим, но не так строг.

Впрочем, при посте любой строгости мясо, птица, яйца, молоко, сыр, творог – еда недозволительная. Несколько легче обстоит с рыбой: ее есть можно, хоть и не всегда. Но пост ведь не диета. Без приобщения к складывавшимся веками традициям церковным, без молитвы воздержание трудно, да, пожалуй, и бессмысленно. Ведь бывает, что, лишая себя скоромного, человек становится раздражительным, начинает ненавидеть ближнего своего – так велика над ним власть привычки к пище земной, если не получает он взамен пищи духовной. Таким «постникам» один подвижник советовал: «Ешьте все, только людей не ешьте».

Особенно важна молитва церковная. Хотя Россия велика – кое-где до храма даже за сутки не доберешься, – но если есть хоть малейшая возможность, бывайте по воскресеньям на богослужении, это значительно облегчит работу души. Молитесь дома, затеплив лампаду или свечу перед ликом Спасителя или Божией Матери, а по воскресеньям – в храм. И душа ваша будет не усталостью и раздражением полниться, а любовью – к ближнему своему, ко всем людям и к Богу.

— Я слышала, рыбу во время Рождественского поста можно есть только по субботам, воскресеньям да в великие праздники, а растительное масло – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям?

— Устав, принятый сегодня в церкви, по происхождению своему – монастырский. Для мирян, особенно много и тяжело работающих, духовники обычно делают послабления. Условия жизни сегодня сильно изменились.

Вино, к примеру, устав считает более постным продуктом, чем растительное масло. Я бы посоветовал вина вовсе не пить, а масло растительное употреблять. Рыбу же, в особенности тем, кто к посту пока не привычен, можно есть кроме среды и пятницы. Ешьте овощи, фрукты, грибы, каши разнообразные – так много всего вкусного и полезного дает нам лес, сад, огород.

Нынче, правда, некоторые пытаются тоску по скоромному заглушить продуктами из сои: котлетами, фаршами, фрикадельками со вкусом мяса или птицы. Но в этом явно видно лукавство: плоть просит мясного вкуса – мы ей потакаем. Сварите фасоль или чечевицу – ничуть не хуже.

И не забывайте о молитве.

— Отец Михаил, все люди очень разные – и по здоровью, и по образу жизни. Может быть, есть какая-либо мера поста? Признаки, по которым каждый может почувствовать, правильно ли он идет через это в общем-то испытание?

— Церковь делает значительные послабления больным, престарелым, младенцам, находящимся в путешествии, кормящим матерям и прочим, для которых строгий пост может быть неуместен. Как меру поста можно принять способность к молитве, возможность ходить на службу. Больной или старый ослабеет от неумеренного поста так, что и до храма не дойдет. Значит, постится он не по разуму, превысил свои возможности. Ну а уж если молодой здоровый человек сбросил несколько килограммов – что же в этом плохого? Универсальный рецепт такой: пойти к священнику и спросить, как поститься именно тебе. В случае серьезных проблем со здоровьем – извольте к врачу. Его слово пусть и будет вашей мерой.

— А как же Новый год? Такой соблазн! Может быть, церковь предусматривает для праздника этого хоть какие-то послабления?

— Да, с Новым годом сложно получается. По старому стилю Рождество Христово наступало до этого веселого праздника. А сейчас – после, что, конечно, здорово сбивает постное настроение.

Как совместить пост с празднованием Нового года? Почти все духовники разрешают при встрече Нового года выпить немного вина, рыбки поесть. Но при этом напоминают: надо побывать в храме, попросить у Господа мира и благополучия в наступающем году, отстоять новогодний молебен, который вошел сейчас в традицию. Некоторое отступление от постной строгости не должно переходить границ, отличающих умеренность от разгула.

Я вырос в семье священника. И всякий раз, когда до наступления Нового года оставалось пять минут, мы с отцом вставали на молитву. За нею, а не с бокалом шампанского заставал нас Новый год.

— Думаю, многие последуют вашему примеру. Но большинство все же предпочтет рыбки поесть и вина выпить. Получается, после этого «зигзага» им предстоит еще туже затянуть пояса?

— Получается, что так. Да и по уставу последние дни поста – самые строгие. Заканчивается он сочельником, когда пищей должно быть сочиво – обваренные в меду зерна пшеницы или риса с сухофруктами. Чувствуете созвучность: «сочиво» – «сочельник»?

Многие, может быть, помнят – если не по Закону Божиему, так по известному рекламному ролику, – что в этот день ничего не едят до первой звезды. «Звезда» в народе традиционно воспринимается хоть и не как в упомянутом ролике, но и не как в церкви, а буквально – как звезда на небосклоне. На самом деле звезда – знак возрождения. В церкви она символизируется большой свечой, которую после утренней службы сочельника выносят на середину храма. Вот тогда и можно вкусить сочива. А разговение – только на следующий день, на Рождество.

Пост по Типикону

составила Е. Ковина

Оглавление

  1. Вступление
  2. Общие положения православного устава о трапезе
  3. Порядок трапезы вне длительных постов
  4. Трапеза во время Поста
  5. Великий Пост
  6. Пост свв. Апостолов
  7. Успенский Пост
  8. Рождественский Пост
  9. Трапеза в Пятидесятницу
  10. Заключение
  11. Приложение

Вступление

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» (Мф. 9:15). О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», – свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где отмечал, что «начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение».

Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.

Однако важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.

При этом, Православная Церковь в течение веков выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка и качества пищи, необходимой для успешного прохождения подвига телесного воздержания. Эти установления обозначены в Типиконе и Триоди. При этом ограничивается с одной стороны количество трапез в день, с другой стороны – время первого вкушения пищи, и, наконец, качество пищи. В отдельных случаях четко оговаривается весь объем и состав трапезы.

Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные.

Однако, следует учитывать, что устав формировался все же в монастырях и преимущественно для монашеского общежития. Причем, ориентировался на страны с жарким климатом. Еще святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей требуется корректировать устав о посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.

Родиной современного Церковного богослужебного и дисциплинарного устава является Палестинские монастыри, в первую очередь обитель Саввы Освященного близ Иерусалима; также, как правило, в Типиконе отражается традиция Св. Горы Афон. Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые.

Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение.

Общие положения православного устава о трапезе

Православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около полудня, а вторая – после вечерни, т.е. вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени.

На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону.

В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы(приводятся в порядке возрастания строгости поста):

  1. Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений (сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях)
  2. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – т.е. маслянице)
  3. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино)
  4. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
  5. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
  6. Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
  7. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».

Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.

Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль (т.е. чаш). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально.

Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – бденные, II – полиелейные и со славословием, III – малые.

В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол (Петра и Павла)». Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему.

Порядок трапезы вне длительных постов.

В непостное время и в непостные дни, т.е. кроме среды, пятка (а в монастырях к постным дням относится также и понедельник), положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи.

В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин – два. В остальные непостные дни – на обед два блюда, на ужин – одно.

Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде.

Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется.

В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» (глава 33).

За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.

В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом:

Если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи.

Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие свв. Апп. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется.

Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем.

В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час (15.00), но разрешает, «егда беда душевная не зрится», вкушать вареную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).

В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно:

В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим (которые всегда приходятся на время поста) в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в великие праздники, выпавшие на среду или пятницу.

В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы.

В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе.

Трапеза во время Поста

Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный Пост – Великий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» – не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы.

Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова – Рождеству.

Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту.

Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом Посте особо.

Великий Пост

Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.

Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

  1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
  3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин Афонский предполагает следующее:

  1. Понедельник – полное воздержание от пищи.
  2. Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
  3. В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)

В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю» (лист 425об, стр. 858).

В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).

В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)

В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.

Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).

В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии (т.е. по 100 гр.)

В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.

На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).

Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.

С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.

По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.

В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).

В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).

Пост свв. Апостолов:

Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):

В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение.

Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говорится, но по общей логике текста (из противопоставления понедельнику, среде и пятнице) можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня (т.е. до 15.00) и соответственно вкушать однажды в день во все дни недели оговаривается специально.

В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говорится, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы – днем и вечером (например, см. о сочельнике Рождества Христова и Богоявления: «в субботу или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.

Если память такого святого (средний праздник) выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день.

Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день.

Другой чин (глава 35 и 51 частично) предполагает следующее:

Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», т.е. сырые и моченые овощи и фрукты.

В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день.

В субботу и воскресенье – две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний.

Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи.

Успенский Пост

В будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час (15.00). В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, во вторник и четверг – вареная пища без растительного масла. В субботу и воскресение – две трапезы с растительным маслом и вином. Рыба разрешается только на Преображение.

Рождественский Пост

Согласно Типикону его устав во всем подобен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.

При совершении т.н. «аллилуйной службы», т.е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение Литургии, полагается вкушать в 9-й час сухоядение (глава 48, ноября 14). В первый день как Рождественского, так и Петрова поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем.

Типикон назначает праздничными днями, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей следующие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых.

С началом Предпразднества Рождества, т.е. с 21 декабря по старому стилю разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней.

В сочельники Рождества и Богоявления положен пост, т.е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9-го часа (15.00).

Если же эти дни приходятся на субботу и Воскресение, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после Литургии св.Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)»

Трапеза в Пятидесятницу

В Светлую Седмицу «разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В течение Пятидесятницы, т.е. от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – «совершеннее ясти» (глава 32), т.е. вареная пища с елеем. Некоторые же разрешают и на рыбу (глава 33). Безусловно рыба положена в Праздники Преполовения Пятидесятницы и Отдания Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – разрешение на вся, включая среду и пятницу.

Заключение

Завершая обзор устава о посте, изложенного в Типиконе, хочется подчеркнуть, что он сформировался на основе живого опыта многовековой аскетической жизни наших предков и считался исполнимым для каждого среднего человека. В житиях преподобных отцев нередко описываются дивные и превосходящие человеческое разумение подвиги поста. Одни святые отцы не вкушали весь Великий Пост, другие, постились до 9-го часа ежедневно и вкушали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вкушали не только молока, но даже рыбу, а елей поставляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. Примеры подобного постничества можно встретить даже в жизнеописаниях афонских старцев 19-20 вв. Посему представляется весьма полезным сознавать свою немощь в постническом подвиге, сравнивая общепринятые сегодня обычаи православного постнического делания и рекомендации Церковного устава. А также, с благословения духовных отцев, разнообразить личный постнический подвиг, принимая для себя за правило хотя бы то или иное отдельное требование устава на определенный период времени – к примеру, на ныне начавшийся Рождественский пост.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые старинные наименования пищи и старинные меры, употребляемые в Типиконе

Что можно есть в Рождественский пост?

Священник Антоний Скрынников

Всё зависит от ситуации. Если Ваши родственники знают, что Вы поститесь, то, съев скоромное, Вы можете их соблазнить. Они решат, что Ваша вера и пост – это наносное, от чего Вы при случае с легкостью отказываетесь. Апостол Павел говорит, что «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
С другой стороны, бывает так, что отказ съесть что-либо, тем более приготовленное для Вас, может быть воспринят хозяевами стола как оскорбление и вызовет обиду. В таком случае лучше пожертвовать одним днем поста, чем человеческими отношениями.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

Подскажите, пожалуйста, как определить золотую середину в посте – между чревоугодием (как объядением, так и гортанобесием), похотью плоти и безумным фанатичным перегибом в посте, то есть как поститься по-нормальному.

Священник Дионисий Свечников

Каждый сам должен определить себе меру воздержания, желательно – посоветовавшись со священником. Что для одного безумие – для другого обыденность, а что для одного похоть – то для другого норма жизни. Все люди разные. А Церковь нам показывает в уставе идеал поста. Можете поститься согласно уставу – Бог в помощь! Не можете – поститесь как можете, но при этом не обвиняйте в фанатизме того, кто может. Главное ведь не то, чтобы отказаться от какой-то пищи на время поста, а чтобы научиться воздержанию. Воздержанию не только в пище, но и в словах, в действиях, в поступках.

С уважением, священник Дионисий Свечников

У меня нет силы воли соблюдать пост в отношении пищи. Когда я не ем мяса, становлюсь злой и раздражительной, грубой. Знаю, что главное в посте не только воздержание от пищи, но более углубленный взгляд в себя, старание исправить с Божией помощью что-то в себе, и всё же… Мне, наверное, легче не посмотреть лишний раз фильм или ТВ, чем не съесть мяско. Ну что мне делать, раз я такой инвалид духовный, я и правило регулярно читать не могу, непосильно… ничего не могу делать регулярно. Иногда даже бывают мысли, что православие не для меня, но я не могу жить без Христа, без Причастия (пусть даже оно нечастое).

В первую очередь мы не должны смиряться с тем, что мы являемся «духовными инвалидами», и признавать это состояние как наше единственно возможное до скончания века. Борьба со своими страстями и слабостями ведь, по сути, и составляет цель поста. А выйти на такую борьбу и победить в ней возможно только после регулярных и сложных «тренировок», и, конечно, с помощью Божией.

Вы пишете о раздражительности. Но это относится не только к Вам, это относится ко многим людям – это достаточно частая реакция. Но раздражительность эта не появляется от поста, а проявляется благодаря посту – то есть это не что-то, что приходит только во время поста, а то, что есть в нас всегда по тем или иным причинам, просто благодаря некоторым ограничениям этот грех более ярко проявляется. Как раз одной из целей поста является выявление в себе тех или иных грехов и война с ними.

Бесполезно бороться с сорняками, оторвав им только листья, но оставив в земле корни – сорняк прорастет вновь, а корень за это время еще укрепится. Нельзя бороться с раздражительностью, «закармливая» ее мясом – нужно искать ее реальную причину и с ней бороться. Пост обнажает наши «слабые места», дает нам отчетливее их увидеть и почувствовать, и потому естественной реакцией должно быть не желание снова «спрятать» эти язвы, а приложить усилия к тому, чтобы удалить их навсегда.

Конечно, это длинный и сложный путь, и начинать его лучше вместе с опытным проводником – священником, который подскажет, с чего именно Вам стоит этот путь начать, обсудит с Вами результаты первых шагов, подскажет, куда и как двигаться дальше. Поэтому советую Вам пойти в храм и обсудить вопросы о посте в личной беседе со священником, рассказать ему о Ваших проблемах и спросить совета, как лучше приучить себя к посту и побороть раздражительность и грубость. Помощи Вам Божией в этой нелегкой борьбе!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?

Вопрос читателя:

Батюшка, благословите. Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! У нас есть большой материал с вопросами о Рождественском посте, в нем есть ответ и на Ваш вопрос:

«В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления» читать далее

Если же конкретно Ваше состояние здоровья требует каких-то еще послаблений и допущений, возьмите на них благословение у священника. И помните, что главный смысл поста — не в диете, а в том, чтобы очистить свою душу, разобраться с теми страстями, которые Вас мучают, отвратиться от греха и с чистым сердцем, даст Бог, встретить Праздник Рождества Христова.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Вот мы и вступили в особенный для каждого верующего человека период — Рождественский пост. Мы получили благословение на упражнения в посте, поздравили братьев и сестёр во Христе с началом этого сокровенного времени, и приступили к подвигу. Каким он будет? Какими будем мы в период поста? Научимся ли быть хоть капельку воздержаннее, терпеливее? Зависит от… нас.

«Благословите, батюшка, на пост, чтоб мне его выдержать.»- просила настоятеля храма одна сестра. Добродушный священник, улыбнувшись, благословил и добавил: «А чтоб выдержать, давай сама трудись.»

Рождественский пост (также называется Филиппов пост) каждый год неизменно начинается и оканчивается в одно и то же время. Он берёт своё начало 28 ноября после памятного дня апостола Филиппа (27 ноября). Оканчивается Рождественский пост 6 января перед Рождеством Христовым.

Всё это время мы постимся для того, чтобы к моменту Рождения Иисуса Христа прийти очищенными, обновлёнными, сокрушёнными сердцем. Дни Рождественского поста — особые дни упражнений в борьбе со страстями. С помощью и благословением Божиим мы гоним прочь весь смрад из своего сердца и растим в нём врачующие добродетели — покаяние, воздержание, молитву, милосердие… А начинаем «уборку» с телесного воздержания.

В борьбе с чревоугодием мы учимся воздерживаться от злых дел, слов и даже мыслей. Поскольку через чревоугодие , словно по цепочке, получают силу остальные страсти, решительная борьба с ним помогает в победе над всеми другими (блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость).

Внешняя сторона поста — воздержание от некоторых видов пищи.

Питание в Рождественский пост

Рождественский пост не настолько строг в пищевом воздержании, как, например, Великий. По строгости он подобен Петрову посту. По Церковному Уставу запрещаются продукты животного происхождения: мясо, молоко и молочные продукты, яйца. В определённые дни Устав запрещает монашествующим вкушать рыбу и елей (растительное масло). Для ознакомления читателей приведём в пример таблицу монастырской нормы поста. Эти нормы были приняты в 17 веке и отражены в принятом ныне в Русской Церкви Уставе — Типиконе .

Для мирян существуют другие нормы. Так, например, сухоядения Рождественским постом мы, мирские люди, придерживаемся лишь в Рождественский сочельник. Миряне обговаривают норму поста со своим духовником или со священником, у которого чаще всего они исповедуются. На послабление или же, наоборот, более строгий пост, испрашивается благословение у священника, иначе можно чрезмерно истощить свои силы или же впасть в ядовитую гордость.

Теперь перейдём к самому интересному — практической части Рождественского поста.

Переход от скоромной пищи к постной

С началом поста резко меняется качество нашей пищи. Она становится менее калорийной, быстрее переваривается. Поэтому переход от скоромной пищи к более простой, постной, часто нелёгок. Особенно труден он, когда начинающий христианин в первый раз пробует поститься. Вот здесь часто случается то явление, которое называется «ревность не по Духу». Человек берёт на себя очень большую меру поста, к примеру, берётся соблюдать его по монастырским нормам и… организм его объявляет «забастовку», которая проявляется в:

  • Истощении сил, слабости;
  • Головных болях, головокружении;
  • Расстройстве пищеварение (чаще диарея);
  • Вдруг развившемся гастрите, в связи с которым сильные боли в желудке.

Такой неудачный постнический опыт может не только отвернуть от поста, но и даже от веры. Поэтому совет первый: если вы только начинаете поститься, не берите на себя непосильную ношу, не стесняйтесь обсудить меру воздержания со священником, иначе последствия плачевны и для тела, и для души.

Вспомним авву Дорофея и его ученика Досифея. Как он приучал Досифея к воздержанию? Плавно, постепенно, по маленькому кусочку наставник уменьшал ученику порцию хлеба. В конце концов Досифей стал довольствоваться совсем немногим, и этого ему хватало, чтобы поддержать силы.

Вот этой постепенности мы с вами должны придерживаться, иначе к концу Рождественского поста, когда воздержание особо строгое, мы попросту истощим физические и эмоциональные силы, «сорвёмся».

Следующим моментом в переходе к постной пище является количество порций. Поскольку качество пищи меняется, она менее калорийная, то нам требуется её больше. Постная пища быстрее усваивается, и соответственно мы быстрее ощущаем чувство голода. Многих верующих угнетает этот «жор» вначале поста. Но не будем смущаться, с точки зрения физиологических процессов это нормально. С покаянным вздохом о своей немощи в это время следует увеличить количество порций. Особенно это касается тех, у кого проблемы с пищеварительной системой (например, холецистит). Кушайте малыми порциями каждый 2,5-3 часа. Чуть позже организм привыкнет, самое главное не расстроить его в первые 3 дня.

Секрет, чтобы быстрее наедаться в пост

Рождественский пост, как и любой другой, — отличное время учиться тщательно пережёвывать пищу. В тщательной механической обработке пищевого комка кроется важный секрет: мы быстрее наедаемся, когда жуём еду 32 раза. Пока челюсти жуют, а мозг считает количество жевательных движений, сигнал о насыщении успевает дойти до центра в головном мозге. И вот чудо: вместо двух тарелок каши мы съедаем одну! Тем самым мы и размеры желудка в норму приводим, пропадает его растянутость.

Больше пьём

Между приёмами пищи больше пейте чистой воды. Наш организм очень часто выдаёт странные сигналы о жажде. Нам кажется, что мы хотим есть, а на самом деле так маскируется желание попить. Таким образом, голод нужно испытывать: если действительно хочется есть, то после выпитого стакана воды желание покушать никуда не девается. Голод утих после водички? Замечательно, вы рассекретили жажду. И отодвинули приём пищи на попозже, не правда ли это важно, особенно в пост?

Опасные «постные» продукты

Поститься желает всё большее количество людей. Мы не будем здесь рассуждать, с какой целью кто держит пост. А вот о новых чудесных продуктах, готовых поддержать в период поста упомянуть нужно. Речь идёт о продуктах, формально являющихся постными. В реальности же их вряд ли можно называть таковыми. Как вы думаете, Господу угодно, чтобы вы вместо качественного куска мяса съели пачку чипсов, к примеру? Вряд ли. К данной нам физической оболочке нужно относиться с любовью, которая проявляется не в чревоугодии, а в заботе о здоровье. Думается, что здоровое питание должно стать основой поста.

Итак, что же мы отнесём к вредным для Рождественского поста продуктам?

1. Чипсы и картошка фри

Хотите получить изобилие канцерогенов в организм — ешьте чипсы! Растительное масло, используемое при изготовлении чипсов и картошки фри вовсе не подсолнечное, а рапсовое и пальмовое, известные своими канцерогенными свойствами, а их термическая обработка превращает эти жиры в трансгенные. Вред трансгенных жиров доказан абсолютно точно — они способствуют развитию раковых клеток.

Химические вещества, которыми наделены эти продукты — ароматизаторы, красители, стабилизаторы, усилители вкуса и пр. — наносят удар по здоровью. Они обманывают наши вкусовые нервные окончания, и нам чудится неповторимость вкуса, запаха…

2.Постный майонез

Чтобы приготовить обычный майонез, нужны яйца, растительное масло, соль и сахар, горчичный порошок, уксус или лимонная кислота. Если майонез заводской, то ещё химические компоненты для избежания порчи (этот майонез годами может храниться в холодильнике и не портиться). С постным майонезом всё то же самое, только вместо яичного порошка добавляется так называемый растительный белок (какого происхождения — неизвестно). Без салатов с постным майонезом в праздничные дни мы уже, наверное, не обойдёмся. Но в остальные дни Рождественского поста нужно позаботиться о своём здоровье и воздержаться от этого продукта.

3.Спред растительно-жировой

Этот заменитель сливочного масла часто выпускается с пометкой «постное». В составе должен отсутствовать животный жир (как в сливочном масле), опасные гидрированные жиры (как в маргарине). В реальности, как и в маргарине, только в меньшем количестве, этот спред содержит транс-жиры, полученные путём гидрогенизации (превращения жидкого жира в твёрдый). Гидрированные жиры в пище — фактор развития раковых опухолей, нарушения стенок артерий, сердечно-сосудистых заболеваний и т.п.

4.Постное печенье

Постное печенье, как и простое, содержит очень много пальмового масла, о котором мы знаем много нехороших вещей (от каловых камней до способности стимулировать развитие рака).

5.Соевые продукты: молоко, йогурты, мясо, творог.

Эти заменители привычных нам продуктов весьма успешно тешат наши вкусовые рецепторы, а вот на здоровье действуют непредсказуемо. Большинство продуктов из сои генетически изменены. Вредное действие ГМО спорно, но всё же рисковать незачем. Кроме того, соя — один из крупнейших потребителей пестицидов и химических удобрений. В этом отношении увлекаться соевой пищей в Рождественский пост очень вредно.

Здесь и духовная сторона вопроса. Мы пытаемся взрастить воздержание. Заменители мяса и молока весьма похожи на «оригинал» по вкусу. Обильно кушая соевую продукцию, мы вряд ли победим пристрастие к вкусовым ощущениям.

Итак, было бы крайне нечестно, например, думать, что ты постишься и каждый день кушать соевое мясо. Наверное, всем нам не по душе, когда наши дети едят неполезную пищу. Думается, нужно и нам бояться расстроить Отца Небесного намеренным нанесение ран своему телу — употреблением вредных продуктов, — особенно в период времени, посвящённый подготовке встречи с Ним, во время Рождественского поста.

Было бы честнее взять благословение на послабление в посте, на первых порах, чем употреблять вредные заменители.

Выбор полезных, ну или менее вредных, продуктов в период поста достаточно большой:

  • все крупы (рис, гречка, пшено, геркулес, перловка и др.),
  • все овощи. Не забывайте о квашеной капусте, морской капусте, брокколи и цветной капусте, горохе и кукурузе, фасоли, чечевице, а также привычных нам луке, чесноке, моркови, свекле, картофеле, репе, редьке.
  • Полезным и быстрым решением для ужина современного человека во время Рождественского поста являются замороженные овощные смеси. Выбирайте ваши любимые овощи и просто потушите их на сковороде. Можно добавить к ним грибы. Быстро и вкусно!

  • грибы;
  • рыба, икра;
  • хлеб (смотрите, чтобы в составе отсутствовало молоко, яйца, маргарин);
  • сухофрукты (изюм, курага, чернослив и др.) и орехи к чаю;
  • мёд.

Рождественский пост и личные праздники

Часто случается, что на Рождественский пост выпадают наши личные праздники, например, дни рождения. Если это возможно, то хорошо бы перенести празднование на ближайшее время после окончания поста. Если до святок ещё очень долго, то можно отметить личный праздник, бережливо сохраняя свою душу от излишнего шума, танцев и увеселений, в один из воскресных дней. На столе естественно должны быть постные продукты.

Если же праздник выпадает на время с 2 по 6 января, то воздержитесь от празднования. Совсем скоро будет возможность отметить Ваш праздник вместе с Родившимся Христом!

  • Идея! Праздничный постный бутерброд: кусок хлеба намазываете мёдом, сверху нарезаете кусочки бананов. Получается настоящее пирожное!

Постимся постом приятным и полезным и душе, и телу!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *