Ругаться матом грех

5 советов, как отучиться материться

Как отучиться ругаться матом

Как известно, матерные слова относятся к ненормативной лексике, то есть лексике, не являющейся литературной нормой. Непечатные выражения, нецензурная брань, обсценная лексика (от английского obscene — «грязный», «непристойный») — это все тот же мат. И общественная мораль его осуждает.

Однако вряд ли найдется человек, который не знал бы матерных слов. Их называют мерзкими, вульгарными, похабными, но они есть в любом языке. Правда, наиболее известны матерные слова, образовавшиеся в русском языке и расползшиеся по всему свету.

Наиболее употребляемы слова, состоящие из четырех корней, обозначающих мужские и женские детородные органы, женщину легкого поведения и физиологический процесс. Далее посредством прибавления к ним приставок, суффиксов и окончаний образуются новые матерные слова. Причем используются они в самых разных значениях, весьма далеких от первоначального.

Эти слова далеко не всегда применяются как ругательство. Два-три таких слова позволяют выразить широкий спектр самых разных эмоций и чувств — от радости до ненависти. Они, как никакие другие слова, отражают малейшие нюансы этих чувств или отношение любителя крепкого словца к происходящему.

Впрочем, знать матерные слова — совсем не означает употреблять их. Одни люди прекрасно обходятся и без них, другие же вспоминают «маму» или еще кого едва ли не через каждое слово. Как они говорят, для их связки. А порой загнут такой многоэтажный мат, что уши вянут или сворачиваются в трубочку.

Матерятся люди разных социальных слоев, разного образования, пола и возраста. Правда, люди малообразованные и из низших социальных слоев общества используют их обычно неосознанно, рефлекторно, а люди интеллигентные — со знанием дела.

Кто кого?

Матерные слова необычайно живучи, как и тараканы, безуспешная борьба с которыми длится тысячелетия. Несмотря на решительные меры, направленные на борьбу с ними, их не стали употреблять меньше.

1 июля 2014 года в России вступил в силу закон, которым было запрещено использовать ненормативную лексику в публичных местах, в частности в теле- и радиоэфире, во время публичного исполнения произведений искусств и в кинопрокате. Этот процесс контролирует Роспотребнадзор, налагающий штрафы на правонарушителей — как на рядовых граждан, так и должностных и юридических лиц.

Но, как известно, сладок именно запретный плод. «Когда что-то запрещают, этого хочется еще сильнее», «…искушение тем сильнее, чем строже запрет», — писали классики. Так что вряд ли поправки к закону «О государственном языке», призванные защитить население от мата, сыграют существенную, и вообще хоть какую-то, роль в борьбе с матерщинниками. Разве что позволят несколько пополнить казну за счет штрафов.

Шутники предложили свой вариант борьбы с ненормативной лексикой, а именно: заменить матерные слова и выражения культурными, которые несут точно такую же смысловую нагрузку. Например:

  • зае…ли — вы чересчур назойливы;
  • ох…ли? — ваше поведение не соответствует моим ожиданиям;
  • пошел на… — не отвлекайте меня, я занят;
  • прое…ли — кажется, мы что-то не учли;
  • не пиз…ите — не говорите глупости (ерунду);
  • спиз…ли — кто-то взял то, что плохо лежало.

И т. п.

Имеют право быть?

Однако предлагаемые взамен, хотя бы и в шутку, выражения совершенно не передают той экспрессии, с которой звучат слова матерные. И, естественно, не проникают в душу того, кому они предназначены, и не достигают цели. Получается, что и от матерных слов есть какая-то польза?

Любопытное заключение сделали военные историки, анализируя события Второй мировой войны: японцы нередко проигрывали сражения американцам лишь потому, что медленнее отдавали команды, а значит, и принимали решения. Это происходило потому, что в японском языке длина слова в среднем составляет 10,8 символов, а у американцев — 5,2.

В русском языке средняя длина слова — 7,2 слова, однако в критических ситуациях никто не отдает команды, к примеру, следующим образом: «15-му приказываю немедленно открыть огонь по вражескому танку справа, который ведет огонь по нашим позициям!». Артиллеристы, и не только, переходят на ненормативную лексику, заменяя целую фразу одним словом, а слова сокращая до 3,2 символа. В результате вышеупомянутая фраза звучит так: «15-й, е… по этому х… справа!». А от быстроты отдачи приказа нередко зависит исход боя.

О том, что не следует столь категорично относиться к мату и считать людей, которые к нему прибегают, вульгарными, говорят и психологи. Правда, они делают оговорку, что ненормативную лексику нужно применять правильно, с умом, и тогда слова, называемые матерными, могут даже принести пользу.

Кроме того, они пришли к выводу, что любители крепкого словца — это совсем не обязательно люди недалекие, которые стремятся кого-то унизить и оскорбить. И даже наоборот: люди, использующие ненормативную лексику, честны, эмоциональны, экспрессивны и обладают высоким вербальным интеллектом. Так утверждают ученые из США, Великобритании, Китая и Нидерландов, которые в ходе совместных исследований опросили почти 300 добровольцев и проанализировали заметки и комментарии пользователей социальных сетей, в частности Facebook.

Один из исследователей даже заявил, что чем больше человек склонен к сквернословию, тем выше уровень его вербального интеллекта: раз он бегло пользуется словами-табу и понимает, как и когда их можно употребить, значит, точно так же правильно он обращается и со словами других категорий. Своим исследованием он опровергает мнение о том, что мат используют люди со скудным словарным запасом.

Кроме того, наблюдения за поведением добровольцев показали, что матерные слова, произнесенные в критические моменты, увеличивают уровень адреналина в крови, повышают болевой порог и притупляют страх.

Таким образом, был сделан вывод, что употребление нецензурных слов там, где это уместно, должно считаться не отклонением, а нормой, а значит, запрещать их нет смысла.

«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться», — заметил какой-то народный поэт.

И в то же время существует и противоположное мнение: мат унижает и оскорбляет окружающих. Он свидетельствует о низкой личной культуре матерщинника. Матерные слова заряжены негативом, который распространяется на всех людей, вынужденных его слушать.

Поскольку человек живет в социуме, то ему нужно считаться с теми, кто его окружает. И если мат режет им слух, то от привычки выражать свои эмоции с помощью матерных слов нужно избавляться.

Не допустим он и при общении с детьми: они быстро перенимают плохие привычки. Сначала некоторых родителей умиляет дитя, которое, картавя, повторяет «нехорошее» слово, затем они удивляются, где он такого набрался, потом возмущаются и запрещают, забывая, что «учителями» чаще всего являются они сами.

Практические советы

Итак, мы решили, что перешли все границы: мат прочно вошел в нашу жизнь. Для борьбы с ним и с собой подойдут те же методы, что и при борьбе со словами-паразитами.

Среди предлагаемых методик встречаются и весьма радикальные. Например, намотать на руку обыкновенную резинку. И при каждом вылетевшем крепком словце натягивать ее, а затем отпускать, чтобы она ударила по руке как можно больнее. В результате «плохие» слова будут ассоциироваться с болью. Для большего эффекта советуют даже воспользоваться электрошокером. Впрочем, тут недалеко и до мазохизма.

Итак:

1. Наказываем себя «рублем»

Можно завести копилку, куда бросать деньги всякий раз, как только выскочит слово, которое не воробей — не поймаешь. Дело сделано — платим штраф.

Но этот метод будет эффективен лишь в том случае, если копилка принадлежит кому-то чужому, и наши денежки от нас уплывут.

Ведь собственную копилку мы захотим наполнить быстрее, что отнюдь не будет стимулировать нас забыть матерные слова.

2. Подбираем замену

Довольно часто бранное слово вылетает невольно: нас окатила грязной водой проезжающая мимо машина, или мы случайно уронили себе на ногу тяжелый предмет, или ненароком взялись рукой за горячий предмет, или нечаянно захлопнули дверь и остались без ключей. Подобные бытовые ситуации с каждым случаются довольно часто, и, конечно же, мат помогает уменьшить напряжение. Но хорошо, если при этом нас никто не слышит. А если мы находимся «в приличном обществе» и не хотели бы никого смутить?

Для таких случаев нужно подобрать нейтральные слова, которые заменят матерные: что-то вроде «елки-палки» или же слова из другого языка — немецкого, китайского и др.

Сначала придется себя контролировать, а уже через месяц новые слова войдут в привычку.

3. Расширяем словарный запас

Мы не можем быстро подобрать нужное слово и произносим привычное бранное, которое так и крутится на языке? Не считают ли нас неинтересным собеседником, от которого хочется поскорее сбежать?

Выпишем «плохие» слова, от которых мы хотели бы избавиться, и поищем в толковом словаре достойную замену — слова, которые сделают нашу речь яркой и выразительной.

4. Контролируем эмоции

Прежде чем выпалить привычное крепкое слово, сделаем глубокий вдох и сосчитаем до десяти. Эмоции схлынут, мы придем в себя и передумаем материться. Этот совет не всегда уместен: в определенных коллективах и условиях люди понимают и уважают только мат и не сдвинутся с места, пока их «не пошлют».

5. Меняем окружение

«С кем поведешься, от того и наберешься», — гласит пословица. «С волками жить, по-волчьи выть», — говорится в еще одной. То есть хочешь или не хочешь, но если попал в волчье стадо, рано или поздно сам превратишься в волка. Под влиянием окружающих не избежать изменений в собственном поведении.

Есть и еще одна пословица: «Рыбак рыбака видит издалека», или же подобное притягивает подобное. Подсознательно человек тянется к тем людям, в тот коллектив, где он не чувствует себя белой вороной, где он свой.

Но если цель — личностный рост, то нужно уходить из компаний, где царит застой и возможностей для развития нет и не будет.

ПРИЙТИ НА УМ

что Возникать в сознании, начинать представляться; подуматься. Имеется в виду, что мысли, идеи, решения, догадки, желания и др. (Р) неожиданно появляются в сознании лица, группы лиц (Х). реч. стандарт. ✦ {1} Самостоятельное начало ситуации: Р пришло в голову .Именная часть неизм.После фразеол. часто употребляются придат. предлож. с союзом что или глаг. в инф., которые выражают содержание мысли, идеи, решения и др.Часто с отриц. с усилит. союзом и или с глаг. мочь: и в голову не приходит, и в голову не могло прийти.В роли сказ.Порядок слов-компонентов нефиксир.

Лёве иногда приходят к голову самые неожиданные мысли. А. Алексин, Мой брат играет на кларнете.

Ему всё хотелось сказать какую-нибудь важную новость, и ничего как-то не приходило в голову.В. Шукшин, Стёпка.

Ему никогда не приходило в голову нагнуться с седла и запросто спросить у крестьянина, как называется трава, которую топтал его конь. К. Паустовский, Ручьи, где плещется форель.

Я не спрашивал, далеко ли она живёт, не страховался, успею или нет на последний транспорт. Даже в голову не приходили эти взрослые мысли. А. Конгро, Нет, мы такими не были.

Просто непостижимо, что такая простая вещь не пришла ему в голову раньше. А. и Б. Стругацкие, Повесть о дружбе и недружбе.

А может, потому и тяжело сейчас, что тогда давалось всё легко? — вдруг пришло ему в голову. Ф. Абрамов, Вокруг да около.

Знаешь, что мне сейчас пришло в голову? Что, может быть, впервые за всю историю русского народа у нас появилось поколение людей, у которых нет никаких нравственных ориентиров. В. Пьецух, Новая московская философия.

Сколько раз внушали мне умные люди элементарное: пришло тебе что-нибудь в голову, не ляпай сразу. В. Войнович, Москва 2042.

Но мне и в голову не пришло, что именно этим был вызван такой страшный визг. В. Киселёв, Девочка и птицелёт.

Каких-нибудь два месяца назад такая мысль не могла бы прийти ему в голову. А. и Б. Стругацкие, Обитаемый остров.

Как вы не понимаете, речь шла о судьбах стран и народов, а горе-следователю и в голову не могло прийти, что есть нечто такое, ради чего люди идут на смертельный риск. Б. Сопельняк, Смерть в рассрочку.

Ей вдруг пришла на ум сногсшибательная идея — сделать человека из Серёжи. Ф. Абрамов, Алька.

— Где у вас директор? — самое сильное, что пришло Сашке на ум. В. Шукшин, Обида.

Надо бежать от Разводящего! — пришло мне на ум. Но куда? В. Шефнер, Сказки для умных.

<…> духовная власть литературы у нас настолько значительна, что в некоторых романтических случаях <…> может прийти на ум: Алёша Карамазов так бы не поступил. В. Пьецух, Новая московская философия.

культурологический комментарий:Основной комментарий см. в НА УМЕ. Компонент приходить/прийти соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры; компоненты голова, ум — с соматическим, т. е. телесным, кодом, а в сочетании с предлогами «в» и «на» — с пространственным кодом культуры.В образе фразеол. голова и ум, метонимически отождествляясь по функциональной сопредельности, как часть тела человека замещают самого человека в осуществлении им интеллектуальной деятельности и символизируют интеллектуальное пространство сознания. см. в фольклоре: Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о начале мыслительного процесса.М. Л. КовшоваSee: ВЗБРЕДАТЬ В ГОЛОВУ

Смотреть больше слов в «Фразеологическом словаре русского языка»

LiveInternetLiveInternet

Много-много новых старых слов, которые разнообразят ваши ругательства и сделают их более изощренными.

Русский язык чертовски богат, в том числе на ругань, обзывательства и обидные эпитеты. А мы в своей речи используем лишь малую часть предоставляемых нам возможностей. Ну кого удивишь «дураком», «скотиной» или «бестолочью». А можно назвать человека (только того, кто действительно этого заслуживает, конечно) так, что он точно поймет, что его только что обозвали, но вот кем именно не совсем ясно. Оторопь, привлечение внимания, заинтересованность, а затем и уважение с восхищением вам гарантированы, если вы будете употреблять в своей речи те богатства, которые подарил нам старинный русский язык и разнообразные диалекты.

В этом материале AdMe.ru представляет вам несколько десятков таких слов, поделенных на категории для пущего удобства. Теперь вы будете знать, что если вас назвали «захухрей», то с утра вам просто надо было лучше причесаться.

Обзывательства про ум

Баламошка — полоумный, дурачок

Божевольный — худоумный, дурной

Божедурье — дурак от природы

Королобый — крепкоголовый, тупой, глупый

Лободырный — недоумок

Межеумок — человек очень среднего ума

Мордофиля — дурак, да еще и чванливый

Негораздок — недалекий

Обзывательства про внешность

Пеньтюх — пузатый человек с выдающейся кормой вдобавок

Безпелюха, тюрюхайло — неряха

Брыдлый — гадкий, вонючий

Затетёха — дородная женщина

Загузастка — круглая, толстая женщина с большой попой

Ерпыль — малорослый

Захухря — нечёса, неряха, растрепа

Шпынь голова — человек с безобразием на голове

Фуфлыга — невзрачный маленький мужичок

Обзывательства про характер

Маракуша — противный человек

Хобяка, Михрютка, Сиволап — неуклюжий, неловкий

Свербигузка — девка-непоседа, у нее свербит в одном месте (гузка — это попа). Она же Визгопряха

Ащеул — пересмешник, зубоскал

Ветрогонка — вздорная баба

Баляба — рохля, разиня

Белебеня, Лябзя — пустоплет

Бобыня, Буня — надутый, чванливый

Бредкий — говорливый, болтливый (от слова «бред», как вы понимаете)

Колотовка — драчливая и сварливая баба. Она же Куёлда

Гузыня или Рюма — плакса, рёва

Пыня — гордая, надутая, недоступная женщина

Пятигуз — ненадежный человек, дословно можно перевести как «пятижоп»

Расщеколда — болтливая баба

Попрешница — женщина, которую хлебом не корми, дай поспорить

Суемудр — ложно премудрый

Костеря, кропот, скапыжник — брюзга, ворчун

Шинора — проныра

Чужеяд — паразит, нахлебник

Обзывательства про поведение

Волочайка, Гульня, Ёнда, Безсоромна — все это великолепие эпитетов посвящено распутным женщинам

Бзыря, Блудяшка, Буслай — бешеный повеса, гуляка

Валандай, Колоброд, Мухоблуд — бездельник, лодырь

Глазопялка — любопытный

Печная ездова — лентяйка

Трупёрда — неповоротливая баба

Тьмонеистовый — активный невежа

Ерохвост — задира, спорщик

Ёра — озорная, бойкая на язык женщина

Киселяй, колупай — вялый, медлительный человек

Шлында — бродяга, тунеядец

Потатуй — подхалим

Насупа — угрюмый, хмурый

И еще хорошие синонимы к привычным нам словам

Вымесок — выродок

Выпороток — недоносок

Сдёргоумка — полудурок

Вяжихвостка — сплетница

Лоха — дура

Остолбень, дуботолк, несмысел, околотень — дурак

Шаврик — кусок дерьма

Окаём — отморозок

Курощуп — бабник

Чёрт верёвочный — псих

Облуд, обдувало — врун

Огуряла, охальник — безобразник и хулиган

Сняголов — сорвиголова

Пресноплюй — болтун

Тартыга — пьяница

Туес — бестолочь

Старинные ругательства Древней Руси

Почему сквернословие – огромное зло?

Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.

Мытарство 1-е, грех языка

Сквернословие – это порабощение бесовским силам

Игумен Нектарий (Морозов):

– Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.

Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.

Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!

Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.

Протоиерей Максим Козлов:

Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова

– Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.

Как не поддаться искушению сказать гнилое слово

Протоиерей Олег Стеняев:

– В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).

Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее

Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.

Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.

Протоиерей Александр Кузин:

– Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.

Протоиерей Павел Гумеров:

– Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.

Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.

Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.

Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил

Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.

Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.

В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов

Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.

Невозможно сквернословить и молиться!

Протоиерей Алексий Уминский:

– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.

Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает

Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.

Священник Александр Шумский:

– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).

Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.

По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.

Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.

Невозможно материться и молиться!

Диакон Владимир Василик:

– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.

Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.

Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.

И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.

Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.

Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

Почему церковь мат считает грехом: как избавиться от привычки материться

Мат давно вошел в речь русского человека: его используют для того, чтобы выразить яркие чувства, выругать человека, даже для того, чтобы связать между собой части предложения. Он стал настолько привычен, что у некоторых неопытных верующих возникают вопросы: почему это вообще грех? Это же только слова.

Разумеется, для них есть ответ.

Откуда мат взялся и почему его не стоит использовать

Мат — это исконная часть русской речи, которая существует с незапамятных времен и в которой сохранились остатки старых верований. Ученые на основе мата делают выводы о том, как жили древние славяне, что у них считалось оскорбительным, а что сакрально-табуированным.

С этой точки зрения, мат даже полезен.

Проблема в том, что большая часть матерных слов используется для выражения гнева, обиды, желания уязвить собеседника. Ими трудно выразить что-то хорошее, плюс их столько использовали во зло, что больше они ни для чего уже непригодны.

Для православного христианина материться недопустимо.

В худшем случае это попытка причинить боль ближнему, оскорбить его и ранить, что само по себе плохо и не пристало верующему.

В лучшем ‒ мат выступает в качестве логической связки или замены какого-то известного слова. Это не так плохо, как использование для ссоры, и относится к греху пустословия и сквернословия. Верующему не стоит применять слова, которые ничего не значат, легко выбросить из речи, не говорят ни о Боге, ни о добре, ни о любви, ни о чем-то важном. Мат — как раз из таких слов.

Рисунок 2. Символическое изображение сквернословящего человека

Как избавиться от привычки?

Но, как и от любой страсти, от привычки перемежать нормальные слова матерными избавиться не так-то просто. Нужно постоянно следить за собой, останавливать себя до того, как слово будет произнесено, и стараться обдумывать все свои слова.

Господь в этом поможет. Можно в вечерней и утренней молитве просить о том, чтобы хватило сил справиться. Можно постоянно читать про себя Христову молитву — так, чтобы для того, чтобы заговорить вслух, приходилось останавливаться и задумываться.

Можно попросить близких людей обращать внимание и говорить об этом вслух.

И, конечно, полезно будет сходить на исповедь, покаяться в грехе и подойти к причастию: очиститься на уровне души, чтобы начинать с чистого листа.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *