РПЦ и старообрядцы

Вопрос посещения храма не старообрядцами по-прежнему остается одним из актуальных в современной жизни старообрядческих согласий. С одной стороны, старообрядцы провозглашают, что их исповедание является вселенским, кафолическим и доступным любому человеку. С другой стороны, далеко не во всех приходах организована работа с приходящими людьми — желающими прийти к Богу, интересующимися Старой Верой и старообрядчеством, оглашенными, просто зашедшими, что называется, «на огонёк». Кое-где постороннему вовсе нельзя попасть в храм.

Правила посещения храма часто зависят от направления старообрядческого согласия. Поэтому, отправляясь в старообрядческий храм, желательно уточнить заранее, к какому согласию он принадлежит.

Так, например, старообрядцы-часовенные, чьи приходы располагаются на Урале и в Сибири, практически не допускают посторонних в храмы и на Богослужение. Это связано как со строгими обычаями часовенных, боящихся «замирщиться» от новопришедших, так и с требованиями безопасности, учитывая большое количество краж и ограблений в храмах. Впрочем, постороннего человека могут пустить в храм часовенных либо по особому благословению наставника или другого влиятельного лица общины, либо по рекомендации людей, имеющих своих родственников в этой общине.

То же самое касается и часовенных Латинской Америки, которые не пускают посторонних не только в часовни, но и к своим домашним иконостасам.

У проживающих в Северной Америке часовенных настороженность к приходящим существенно слабее. Строгое отношение к новопришедшим также существует в ныне редких общинах филипповского согласия.

Старообрядцы всех остальных согласий терпимо относятся к людям, интересующимся верой и традициями и приходящим в храм. К подобным согласиям относится Русская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь, Старопоморское согласие (Федосеевцы).

В храмах этих согласий разрешен доступ некрещеным и не старообрядцам. Вместе с тем, во время посещения таковыми храмов на них накладываются определенные ограничения. Так, например, в ряде случаев не разрешаются молитвенные действия во время Богослужения.

В храмах федосеевского согласия молитвенные действия не разрешаются не только посторонним, но и членам самой общины, находящимся под церковным прещением (запретом), например, состоящим в браке, который у староверов-старопоморцев не допускается.

Что нельзя делать в храме не старообрядцу:

  • находиться в одежде неподобающего вида (короткие рукава, короткие юбки, брюки у женщин, босоножки). Впрочем, в южных областях Украины отношение к одежде в храме более либеральное. Во время жары женщины могут надевать платья с короткими рукавами, а мужчины такие же рубашки. Женщина должна одевать платок. В зависимости от местности или направления старообрядческого согласия платок может быть завязан или заколот на застежку;
  • совершать молитвенные действия: креститься (в том числе троеперстно), кланяться, вставать на колени, ставить свечи, целовать иконы, подходить ко кресту, брать просфоры и т. п. И хотя в самом храме молиться запрещено, при входе в него все же принято делать двуперстное крестное знамение, иначе, как говорится, его хозяева Вас не поймут;
  • перемещаться по храму во время Богослужения, кроме притвора (пространства около входа в храм), который отведен для новопришедших;
  • принимать участие в таинствах (причащение, там, где оно бывает, исповедь);
  • пользоваться телефонами, а также фототехникой без особого разрешения на то настоятеля храма или председателя общины.

Что можно делать в храме не старообрядцу:

  • находиться во время Богослужения в так называемом «притворе», или на хорах храма. В некоторых местах, например, Успенском поморском храме на Преображенском кладбище г. Москвы, это пространство отгорожено, в некоторых других местах, по древнерусской дораскольной традиции, оно весьма условно, никак не отгорожено и, по сути, находится у входа в храм, по западной его стене;
  • в некоторых храмах поповских согласий посторонним дозволено приобретать свечи, однако для установки их на подсвечники нужно обращаться за помощью к постоянным прихожанам. Иногда разрешается самостоятельно устанавливать свечи на специальные подсвечники, расположенные в коридоре у дверей храма. Например, так устроен вход в храм свт. Николы в Тверской общине г. Москвы.
  • в некоторых храмах РПСЦ и РДЦ оглашенным (желающим или готовящимся к присоединению к Церкви) не возбраняется совершать молитвенные действия, однако строго запрещено креститься троеперстно и стоять на коленях;
  • в храмах согласий, признающих священство, допускается получение освященной воды в дни праздников Крещения и Богоявления. Однако воду эту посторонним можно брать, если сосуды с ней выносятся на паперть или к входу храма, куда допускаются все желающие:
  • разрешается общение со священниками и наставниками во внебогослужебное время, приобретение книг и церковной утвари.

Молитвенная поза

Новоприходящим следует помнить, что со своим уставом в чужой монастырь не приходят. Вместе с тем, надо понимать, что холодный прием в одном храме вовсе не означает, что так же Вас примут и в другом. Всё зависит не столько от характера старообрядческого согласия, сколько от личности наставника, настоятеля, а также от так называемых «церковных старушек», некоторые из которых сами не так давно пришли к Богу и, не имея иных заслуг, надеются угодить Богу чрезмерной «ревностью по вере». Помните, что вы в конечном итоге приходите не к «старушкам» и «батюшке», а к единому, всеведущему и всемогущему Богу.

Тема межконфессиональных взаимоотношений в Российской Федерации всегда была актуальна. Огромная по площади страна изобилует пестротой религиозных объединений, конфессий и церквей. Одной из самых злободневных, многосложных и противоречивых проблем внешнецерковного диалога были взаимоотношения между старообрядчеством (древлеправославием) и Московским Патриархатом — официальной православной церковью. Старообрядчество, по определению, есть «общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви» .

Начиная с середины XVII века, когда старообрядчество как религиозное движение стало проявлять признаки особого конфессионально-культурного пространства, имеющего значительно выраженные отличия от реформированной церкви, взаимный диалог двух духовных культур с их разностью мировоззрений, традиций и норм носил неоднозначный характер.

До начала XX века старообрядчество со стороны правительственной церкви и государственных силовых структур испытывало жесткое полицейское и административно-правовое давление.

Физическое истребление старообрядцев продолжалось вплоть до первой трети XIX века. Наряду с методами силового воздействия на староверие, царским правительством на протяжении двух с половиной столетий был выпущен целый ряд законов и распоряжений, существенно ограничивавших права и свободы граждан Российской империи, причислявших себя к религии древлеправославного исповедания , . Что касается мнения самой официально православной церкви, которое по вопросу диалога со староверием было полностью идентичным государственному, то правительствующий Синод полностью следовал постановлениям московского Собора 1666 года, называя старообрядцев отпавшими от единства церкви, и принимал древлеправославных в свою церковь только путем совершения чиноприема. Изначально таковым являлось крещение, однако позже синодальный указ от 25 мая 1888 года предписал прием староверов через миропомазание . Таким образом, старообрядческая церковь в глазах синодального режима выглядела «неполноценной». Кроме того, со стороны самого Синода всегда наблюдалось всяческое поощрение противостарообрядческой политики светских властей. (Церковная практика старообрядцев по вопросу приема священников и мирян из новообрядчества также не является единой и с течением времени изменялась).

Указ 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» юридически уравнял правовое положение старообрядчества и господствующей церкви, однако синодальное руководство выразило недовольство по поводу проведения в жизнь данного указа и продолжало тормозить развитие нормальных добрососедских отношений со староверием.

Положение верующих после революции 1917 года

После известных событий 1917 года, когда в России произошло свержение самодержавия вследствие вооруженного переворота, и в окончательном итоге — приход к власти большевиков, воззрения господствующей церкви относительно старообрядчества претерпели канонически радикальные изменения, продиктованные, во многом и безусловно, внешними социально-политическими обстоятельствами. На данном моменте необходимо остановиться подробнее. Новой властью начала проводиться совершенно иная политика в отношении религии. Независимо от конфессиональных различий, любое вероисповедание, религиозные организации и вообще всякое проявление культа были объявлены вне закона и подлежали полному уничтожению.

Официальным «вероучением», а точнее идеологией, был объявлен и разрешен марксизм, философской основой которого является диалектический материализм с его полным и принципиальным отвержением Духа как высшей объективной реальности, как основы и первоначала всего сущего, в том числе мира и человека. В 1909 году В. Ленин писал: «Религия есть опиум для народа», — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса» . Таким образом, свою межконфессиональную политику различные религиозные организации начали строить в новых жизненных условиях, жестко ограничивающих свободу вероисповедования. Естественным является то, что большевистская власть не видела между старообрядчеством и синодальной церковью никакой разницы. Вследствие этого оба религиозных течения по своему социальному положению были поставлены в один ряд.

Правительственно-государственная Русская Православная Церковь до революции составляла с властью единый организм, помогая государству в деле создания официальной идеологической подпитки. Любой приходской священник являлся проводником воли государственной власти. Теперь же господствующая церковь утратила эту привилегию, и «симфония властей», светской и духовной, оказалась ненужной и даже стала лишней при построении нового коммунистического общества.

Не менее плачевным оказалось состояние старообрядчества, которое, прежде всего, лишилось своей материальной опоры — промышленного потенциала. Очень многое старообрядчеством сделано для России в плане развития тяжелой индустрии. Ведь известно, что до революции старообрядцам принадлежало около двух третей производственных мощностей Российской империи. Советская власть «отблагодарила» за это старообрядцев тем, что в процессе национализации собственности, кроме конфискации заводов и фабрик, были уничтожены те социальные слои (купцы, промышленники, казачество, крепкое крестьянство), которые являлись источниками и созидателями традиционной староверческой культуры . Более того, еще живы были в памяти древлеправославных христиан гонения со стороны царских властей и официальной церкви до тех пор, пока все это не было прекращено манифестом императора Николая II от 17 апреля 1907 года. Не совсем оправившись от недавних гонений, старообрядчество вновь было вынуждено спасать себя в сибирской тайге, поморье и за рубежом.

Итак, во втором десятилетии прошлого века две враждующих между собою церкви оказались в числе подлежащих уничтожению. С социальной точки зрения, отныне межконфессиональный диалог стал возможным только на равных условиях и без постороннего вмешательства.

Шаги синодальной Церкви для сближения со старообрядчеством

Необходимо отметить, что лояльное отношение к церковному бытию древлеправославных христиан со стороны новообрядствующей церкви начало проявляться еще до революции. В частности, VI отдел предсоборного присутствия вынес постановление ходатайствовать перед будущим Поместным Собором 1917 года о полной отмене анафем на дореформенные церковные чины и православных христиан, их придерживающихся . На Поместном Соборе 1917 года также велась активная подготовка материалов для отмены клятв Собора 1666 года, однако весной 1921 года деяния Собора были прекращены из-за продолжавшейся в стране политики уничтожения церкви. Произошла конфискация помещений, в которых Собор заседал . Таким образом, деанафематствование старообрядчества не произошло.

Следующим шагом для сближения Синодальной Церкви со старообрядчеством стало признание 23 апреля 1929 года патриаршим Священным Синодом богослужебных книг дониконовской печати «православными и спасительными», а сами клятвы Собора 1666–1667 гг. были отменены как не существовавшие. В «Деяниях» Синода говорилось: «Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные ни встречались и кем бы ни изрекались, — отвергаем и яко не бывшие вменяем» .

Следовательно, налаживание мирного и добрососедского диалога патриаршей церкви со старообрядчеством началось задолго до знаменитого Поместного Собора 1971 года.

У современного беспристрастного исследователя не должно быть никаких сомнений в необходимости отмены клятв на старообрядчество, и более того — в недействительности самих клятв. Сегодня имеется достаточно опубликованных исследований, в которых утверждается абсолютная бессмысленность реформ и антиканонические меры их проведения. А разрыв молитвенного общения третьей части русских православных христиан с церковной партией, проводящей пресловутые реформы, не заключал в себе ничего противоправославного.

Накануне вынесения соборного постановления об отмене клятв на «старый обряд» на заседании Собора был заслушан доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) — иерарха РПЦ, не скрывавшего своих симпатий к экуменическому движению, одного из самых активных инициаторов признания старообрядцев со стороны проводящей собор церкви православными. В представленном Собору докладе митрополит Никодим дает взвешенную оценку событий середины XVII века, со ссылками на труды известных ученых Н.Ф. Каптерева и Е. Голубинского, впервые в официальной дореволюционной церковно-исторической науке доказавшими древность старообрядческой церковности, делает вывод об исторической правоте старообрядчества и абсолютной бессмысленности всякого рода притеснений старого обряда. Митрополитом Никодимом был констатирован факт, что «большой Московский Собор 1667 года предал старообрядцев анафеме, исходя из неправильных позиций на старые церковные обряды» , и все клятвы, наложенные московскими соборами 1654–1667 гг., являются «неосновательными» .

На третий день, после прочтения митр. Никодимом известного доклада, Поместный Собор РПЦ вынес следующие решения относительно старообрядчества и приемлемых для него церковных форм богопочитания:

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Московского Собора 1667 года, наложенных ими клятв на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшими.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию приемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру .

Таким образом, для РПЦ МП древлеправославные христиане-старообрядцы являются членами единой христианской православной поместной церкви — Русской. Старообрядцам отныне дозволено без всяких затруднений участвовать в молитвенно-литургической жизни Церкви Московского Патриархата. Теоретически старообрядец при переходе в лоно господствующей церкви становится ее членом без предварительного совершения какого-либо чиноприема.

В дополнение к Поместному Собору 1971 года, РПЦ МП на последующем Поместном Соборе 1988 года подтвердила постановления собора предыдущего и именовала старообрядцев «единоверными и единокровными братиями и сестрами» . Архиерейский собор 2004 года также акцентировал внимание на проблеме взаимоотношений со старообрядцами и продемонстрировал свою полную открытость и готовность к каноническому соединению.

Есть ли единство среди приверженцев господствующего вероисповедания?

Необходимо отметить, что религиозное движение новообрядчества, как и староверие, не имеет единой церковной организации и канонической структуры. Кроме самой многочисленной доминирующей РПЦ МП, «послениконовское» православие в мире представлено большим числом церквей, объединений и деноминаций, появившихся в основной своей массе в XX веке, разногласия между которыми остаются преимущественно политическими. К числу таковых относится ряд зарубежных церквей, не принявших церковное единство с РПЦ в 2008 году, несколько церквей на Украине и всем постсоветском пространстве, целый ряд катакомбных иерархий. Все вышеперечисленные религиозные объединения, молитвенная практика которых выстроена, по определению, в соответствии с «новыми обрядами», не признающие и анафематствующие друг друга, не налагают на старообрядцев при их переходе на «новый обряд» никаких канонических требований, касающихся необходимости совершения чиноприема.

Со стороны старообрядчества аналогичного ответа на деяния собора 1971 г. не последовало и по настоящее время отношение к примирительному жесту со стороны РПЦ МП остается нейтральным. При внимательном изучении истории старообрядческой мысли выявляется бесспорный факт уверенности древлеправославных христиан в своей исторической и богословской правоте. По мнению современного староверия, его основатели нисколько не похулили Православную Церковь тем, что не приняли смущающие постановления Московского Собора 1666 года (аналогичную мысль констатирует исследуемый нами собор). Следовательно, старообрядцы остались в лоне Православия, а та часть духовенства и мирян, которая не отвергла нововведения, оказалась вне церковной ограды. То есть вся совокупность новообрядческих церквей есть еретическая организация одной природы. Очевидным, с точки зрения старообрядчества, считается неправомерность и мистическая недействительность всех анафем, наложенных некогда на дораскольные формы богопочитания. Вышеназванный постулат является неотъемлемой частью старообрядческого церковного самосознания. Таким образом, отмена клятв и анафем на древлеправославных христиан, или же их каноническая легитимность, — для старообрядцев рассматриваются всего лишь в качестве внутренних проблем новообрядствующей церкви, никак не заграждающих путь к Спасению православных христиан, молящихся двоеперстно.

Что говорит наука о церковной реформе

Церковно-исторической наукой давно доказаны бессмысленность и ненужность проведения церковной реформы, а также негативное ее влияние на последующую жизнь Русской Церкви, что отчасти признано в деяниях собора 1971 года. Никакой необходимости в исправлении богослужения Русская Церковь не испытывала.

Признание собором 1971 года бессмысленности анафем на старые обряды, их неправильности и неканоничности, некоторых современных деятелей старообрядчества привело к выводу о наличии историческо-канонического противоречия в церковной политике РПЦ МП в отношении древлеправославия. В частности, древлеправославный епископ Курский Аполинарий (Дубинин), известный своей религиозной терпимостью и, одновременно, твердостью противоновообрядческой позиции, приводит одно из церковных правил, в котором есть весьма интересный момент. Епископ пишет:

«Открываем «Кормчую», — свод церковных законов, которые пока еще никто не отменял. А там написано прямо, что епископ или пресвитер, неправильно наложивший клятву, обращает эту клятву на самого себя. Получается, что Московская Патриархия сегодня находится под клятвой, и она сама себя в ходе этих инородных нововведений патриарха Никона предала анафеме и ходит под проклятием, которое сама на себя и наложила» .

Ответ русского старообрядчества на действительно широкий и многообещающий шаг навстречу со стороны РПЦ МП можно также выразить словами старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова):

Признание же на Соборе РПЦ 1970 года равночестности новых и старых обрядов догматически бессмысленно. Подобная схема была предложена католиками еще несколько веков назад. Во время создания унии они предлагали признать равночестными все виды обрядов, и в первую очередь восточный и западный обряды. В православном вероучении нет разделения на внешнюю сторону священнодействия («обряд») и внутреннюю, а потому при перемене внешней стороны несомненно искажается или вовсе теряется внутренняя, духовная ипостась священнодействия или таинства .

«Обряд» для старообрядца значит очень многое

Современным богословием почти забыта особенность исконного православного учения о неотделимости мистической и внешней сторон церковной жизни. Учение об «обряде» появилось сравнительно поздно, в средневековое время в Западной Церкви, под влиянием схоластического мировоззрения, направляющего ум не к обобщениям, в отличие от космологического (неоплатонического) принципа познания бытия, а направленого на анализ и систематизацию окружающей действительности, разделение ее на частные элементы. Старообрядчество осталось неподверженным влиянию гносеологических принципов схоластики и осталось верным святоотеческому пониманию церковности через созерцание целостности экклесиологического существования.

Таким образом, политика внешнецерковных сношений РПЦ МП не принесла никаких положительных результатов в деле объединения со старообрядчеством и восстановлении единства Русской Церкви. Взаимное непонимание двух пока непримиримых сторон обусловлено, прежде всего, существующей мировоззренческой пропастью, сумевшей за 350 лет раскола разделить христиан.

У старообрядцев иное понимание истории, иные взгляды на часть церковной жизни, привычно именующуюся «обрядом». Онтология старообрядчества имеет совершенно другие идейные качества. Ей чуждо миропонимание новообрядчества. Перемена «обряда» для старообрядца свидетельствует не об изменении положения перстов правой руки, а о внутреннем мировоззренческом перевороте, начале иного мышления — процесса, не объяснимого методами рационального умопостроения. Старообрядец и новообрядец мыслят по-разному. Следовательно, на данном историческом этапе «соединение церквей» может произойти по двум следующим схемам:

1.​ Поиск неких «общих», компромиссных точек соприкосновения, наличие которых удовлетворяло бы обе стороны и побуждало к общению. Данная система в виде учреждения единоверия в 1800 году или «снятия анафем» в 1971 году была предложена господствующей Православной Церковью и основана на принципе взаимных уступок с минимальными для каждой из сторон потерями.
1.​ Основа соединения — в перемене мышления, в перемене ума, греческой «метанойе», что переводится на церковнославянский язык как «покаяние». Только таким видится прекращение церковного раздора старообрядчеству. Покаяние в ошибках прошлого, нераскаянных исторических грехах и возврат к первопринципам святоотеческого церковного мышления и сознания.

Резюмируя вышесказанное необходимо, к сожалению, признать, что деяния Собора 1971 года оказались малоэффективными и неспособными решить проблему церковного единства. Вместо реальных плодотворных результатов деяния знаменитого Поместного Собора РПЦ МП 1971 года продолжают сегодня жить лишь на страницах трудов по церковной истории и каноническому праву, в качестве памятников церковной юриспруденции и исторических документов.

Текст: Роман Аторин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Литература и источники:

.​ «Иисус», что в имени Твоем? или Под какой религиозной крышей живет Россия. Размышления древлеправославных монахов о символе Бога и Человека, о преследованиях и проклятиях, о покаянии и любви. — Режим доступа: http: www. subscribe.ru
.​ Андриан, митрополит Московский и всея Руси: вехи архипастырского пути. М.: «Медиа 77»; «Панагия», 2006.
.​ Апанасенок А.В. Старообрядчество Курского края в XVII – начале XX века. (Текст): монография/ А.В. Апанасенок. Курский государственный технологический университет. Курск, 2005.
.​ Деяния архипастырей Православной Святой Церкви в СССР, возглавляемых Московской Патриархией, от 10 (23) апреля, 1929 года. Москва.
.​ Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их// Журнал Московской Патриархии. 1971 г. №6.
.​ Журнал «Родина», 1990. №9.
.​ Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. 2. СПб., 1906.
.​ Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии// Избранные сочинения: в 10 тт. Т. 5. Ч. 1. 1907–1910. М.: Политиздат, 1985.
.​ Машковцева В.В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX – начале XX века (на материалах Вятской губернии) / В.В. Машковцева. — Киров: Изд-во ВятГУ, 2006.
.​ Никодим. Митрополит Ленинградский и Новгородский. Доклад на поместном Соборе 31 мая 1971 г.// Журнал Московской Патриархии. 1971 г. №7.
.​ Обращение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим общения с Московским Патриархатом// Журнал Московской Патриархии, 1988. №8.
.​ Цыпин В. Протоиерей. Присоединение инославных// Православная беседа. 1995. 5–6.
.​ Цыпин В. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917–1999 гг.// Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: Православно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.
.​ Шахов М.О. К проблеме содержания понятия «старообрядчество»// Древлеправославный вестник. 1999. №2.

  • «Бессмертный полк»
  • «Живая вода»
  • «Прекрасная дама»
  • 1905 год
  • 1917
  • 1917 год
  • 1937 год
  • 1945 год
  • 23 февраля
  • 40 мучеников Севастийских
  • 8 марта
  • 9 мая
  • charlie hebdo
  • «укропы»
  • Адам и Ева
  • Алапаевские мученики
  • Александр (Драбинко)
  • Александр III
  • Александр Кухта
  • Александр Македонский
  • Александр Мень
  • Александр Невский
  • Александр Первый
  • Александр Свирский
  • Александра Федоровна
  • Алексей Мороз
  • Алексиевич
  • Аляска
  • Амвросий (Оптинский)
  • Ангелы
  • Андрей Кураев
  • Андрей Ткачев
  • Анна Кузнецова
  • Антоний (Мельников)
  • Апокалипсис
  • Апостолы
  • Армянская церковь
  • Архангел Гавриил
  • Архангел Михаил
  • Ассоциация православных экспертов
  • Афганистан
  • Афон
  • Ахеджакова
  • Ахматова
  • БЕС комментариев…
  • Бандера
  • Барби
  • Без комментариев…
  • Бенедикт XVI
  • Библия
  • Благодатный Огонь
  • Бог
  • Боголюбово
  • Богомолов
  • Богородица
  • Богослужения
  • Божия воля
  • ВВС РФ
  • ВМФ РФ
  • ВОЗ
  • Вавилонская башня
  • Валентина Рябкова
  • Ванга
  • Варсонофий (Оптинский)
  • Варсонофий (Судаков)
  • Василий (Росляков)
  • Василий Ермаков
  • Ватикан
  • Великая Княжна Ольга
  • Великая Княжна Татьяна
  • Великая Отечественная Война
  • Великий Пост
  • Великобритания
  • Венедикт (Пеньков)
  • Вербное воскресенье
  • Верховная рада
  • Ветхий завет
  • Виктор Милитарев
  • Владимир Головин
  • Владимир Путин
  • Вознесение Господне
  • Воскресение Христово
  • Восток
  • Восточное Дегунино
  • Восьмой вселенский
  • Всеволод Чаплин
  • Второе пришествие
  • Вход Господень в Иерусалим
  • ГИА
  • ГМО
  • Гапон
  • Гельман
  • Генерал Скобелев
  • Георгиевская ленточка
  • Георгий Кочетков
  • Георгий Максимов
  • Герман Греф
  • Германия
  • Гимн
  • Гитлер
  • Глеб Грозовский
  • Гоголь
  • Горбачев
  • Господь
  • Григорий Распутин
  • Гроб Господень
  • Грудинин
  • Грузия
  • Грэм Филлипс
  • ДНР
  • Даль В.И.
  • Даниил Сысоев
  • Дарвин
  • Дворкин
  • Двунадесятые Праздники
  • Дегунино
  • День Победы
  • Джон Хантсман
  • Дмитрий Медведев
  • Дмитрий Смирнов
  • Донбасс
  • Донецк
  • Достоевский
  • Дунаев М.М.
  • ЕГЭ
  • Евангелие
  • Евангелист Лука
  • Евангелист Матфей
  • Евгений Родионов
  • Евгений Спицын
  • Евродурдом
  • Европа
  • Евросодом
  • Евросоюз
  • Египет
  • Екатеринбург
  • Елизавета II
  • Ельцин
  • Ельцин-центр
  • Ермолов
  • Закон Божий
  • Запад
  • Зеленский
  • Зюганов
  • ИГИЛ
  • ИНН
  • Иван Купала
  • Игнатий (Брянчанинов)
  • Игорь Тальков
  • Иерусалим
  • Израиль
  • Иисус Христос
  • Иларион (Алфеев)
  • Иларион (Оптинский)
  • Илий (Ноздрин)
  • Илия (Копылов)
  • Император
  • Иоаким Парр
  • Иоанн (Крестьянкин)
  • Иоанн (Снычев)
  • Иоанн Златоуст
  • Иоанн Креститель
  • Иоанн Кронштадтский
  • Иродиада
  • Исаакиевский собор
  • Кадыров
  • Катехизис
  • Киберпоп
  • Киев
  • Кирилл (Павлов)
  • Кирилл Фролов
  • Китай
  • Кличко
  • Княгиня Ольга
  • Князь Владимир
  • Князь Михаил
  • Козельск
  • Колчак
  • Константинополь
  • Конституция РФ
  • Кончита
  • Кочетковцы
  • Крест
  • Крестное знамение
  • Крестный ход
  • Крещение Господне
  • Крещение Руси
  • Кровавое воскресенье
  • Крым
  • Ксения Петербургская
  • Ксения Собчак
  • ЛГБТ
  • ЛНР
  • ЛЮДИ
  • Ленинград
  • Луганск
  • Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Лукашенко
  • Лютер
  • М.В.Ломоносов
  • МДА
  • МЧС РФ
  • Макаревич
  • Малышева
  • Маннергейм
  • Марин Ле Пен
  • Мария Египетская
  • Мария Кикоть
  • Матильда
  • Матрона Московская
  • Мединский
  • Медовый Спас
  • Мелхиседек (Артюхин)
  • Меркель
  • Москва
  • НАТО
  • НЕ-юмор
  • НКО
  • Навальный
  • Наталья Поклонская
  • Не-юмор
  • Никодим Ротов
  • Николай II
  • Николай Гурьянов
  • Николай Сербский
  • Николай Чудотворец
  • Никон Оптинский
  • Нилус
  • Новороссия
  • Новый год
  • ООН
  • Обама
  • Одесса
  • Олесь Бузина
  • Олимпийские игры
  • Ольга Васильева
  • Ольга Четверикова
  • Онуфрий
  • Оптина пустынь
  • Оптинская весна
  • Оптинские новомученики
  • Оптинские старцы
  • Осипов А.И.
  • ПУПЕЦ
  • Паисий Святогорец
  • Пантелеимон великомученик
  • Парад Победы
  • Патриарх Алексий II
  • Патриарх Варфоломей
  • Патриарх Кирилл
  • Патрик
  • Первая мировая война
  • Петр (Кучер)
  • Петр I
  • Петр Мухин
  • Победа
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Порошенко
  • Пост
  • Правмир
  • Православие
  • Православная Церковь
  • Православный крест
  • Прародители
  • Преображение Господне
  • Причастие
  • Пророк Илия
  • Псаки
  • Путинвовсёмвиноват
  • Пушкин
  • РПЗЦ
  • Рай
  • Распятие
  • Рафаил (Берестов)
  • Рафаил (Романов)
  • Рафаиловские пчелки
  • Родина
  • Родительская суббота
  • Рождество Богородицы
  • Рождество Христово
  • Рокфеллер
  • Роман (Кошелев)
  • Романовы
  • Российская империя
  • Россия
  • Ротшильд
  • Русская Православная Церковь
  • СМИ
  • СНИЛС
  • СПбДА
  • СССР
  • СТРАШНО "красивые"
  • СТРАШНО «красивые»
  • США
  • Саакашвили
  • Савченко
  • Санкт-Петербург
  • Сбербанк
  • Светлая Седмица
  • Святая Троица
  • Святки
  • Святой Дух
  • Священное Писание
  • Севастьянов
  • Сепфора
  • Серафим (Вырицкий)
  • Серафим (Саровский)
  • Сербия
  • Сербская Церковь
  • Сергей Есенин
  • Сергей Матвеев
  • Сергий (Рыбко)
  • Сергий Куксевич
  • Сергий Радонежский
  • Серебренников Кирилл
  • Серебряков Кирилл
  • Символ Веры
  • Сирия
  • Смольный собор
  • Собчак
  • Собянин
  • Советская армия
  • Содомские Штаты Америки
  • Соколовский
  • Солженицын
  • Сорос
  • Сочельник
  • Спиридон Тримифунтский
  • Сретение Господне
  • Сталин
  • Страстная Седмица
  • Страшный суд
  • Стрелков
  • Суворов
  • Сутормин
  • Таинства Церкви
  • Тереза Мэй
  • Тимошенко
  • Типикон
  • Тихон (Шевкунов)
  • Трамп
  • Третий Рим
  • Троица
  • Трофим (Татарников)
  • Турция
  • УПЦ
  • УЭК
  • Украина
  • Украинская Православная Церковь
  • Ульянов В.И.
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Устав
  • Учитель
  • Фатимские явления
  • Фатимские явления "Прекрасной дамы&
  • Федор Емельяненко
  • Феодоровский собор
  • Ферапонт (Пушкарев)
  • Филарет (Дроздов)
  • Фотий (Мочалов)
  • Франциск
  • Хилари Клинтон
  • Ходорковский
  • Царская семья
  • Царственные мученики
  • Царь Иоанн Васильевич
  • Царь не отрекался
  • Царьград
  • Церковь
  • Цесаревич Алексий
  • Чернобыль
  • Чечня
  • Чубайс
  • ЭКО
  • Энтео
  • Эрдоган
  • Юрий Гагарин
  • Яблочный Спас
  • аборт
  • агрессия
  • ад
  • акция протеста
  • алкоголизм
  • американизирование страны
  • американская армия
  • анафема
  • англикане
  • аномалия
  • анти-закон
  • анти-здравоохранение
  • анти-катехизис
  • анти-культура
  • анти-образование
  • анти-православие
  • анти-православиеобновленчество
  • антироссийская агитация
  • антихрист
  • апостасия
  • армяне
  • артисты
  • архимандрит Матфей
  • атеизм
  • аферисты
  • банковская карта
  • банковский концлагерь
  • бедность
  • безбожие
  • бездуховность
  • безнаша Раша
  • безнравственость
  • безумство
  • белая гвардия
  • беременность
  • беснование
  • беспечность
  • библиотека
  • биоинженерия
  • биологическая война
  • биометрические данные
  • благоговение
  • благодарность
  • благодать
  • благополучие народа
  • благоразумие
  • благословение
  • блокада
  • блуд
  • бо
  • богатство
  • богоборцы
  • богословие
  • богохульство
  • боевики
  • болезнь
  • боль
  • боты-провокаторы
  • брак
  • братья наши меньшие
  • буддизм
  • будущая жизнь
  • бытовая техника
  • вакцинация
  • вандализм
  • вера
  • верность
  • ветераны
  • вечные мучения
  • взятка
  • виртуальная реальность
  • военная техника
  • воздержание
  • возрождение страны
  • воины Христовы
  • война
  • воля
  • воля Божия
  • вопрос
  • воровство
  • ворожба
  • воскресный день
  • воскрешение
  • воспитание
  • восприемники
  • враги Православия
  • вразумление
  • врачи
  • вред
  • время
  • высшее образование
  • гадания
  • ганьба
  • гастарбайтеры
  • геи
  • гей-парад
  • гендер
  • генная инженерия
  • геноцид
  • геноцид населения
  • география
  • герои
  • глобализация
  • гнев Божий
  • голод
  • гомосексуализм
  • гонения
  • гордость
  • гороскопы
  • государь
  • грех
  • дарвинизм
  • двойные стандарты
  • девственность
  • деградация общества
  • дедушка Кирилл и дети
  • декабристы
  • демография
  • день памяти
  • день скорби
  • депутаты
  • дети
  • дети лейтенанта Шмидта
  • детоубийцы
  • добродетель
  • доброта
  • донос
  • дочки-матери
  • дроны-убийцы
  • дружба
  • духовная борьба
  • духовник
  • духовное родство
  • духовное руководство
  • духовность
  • духовные дары
  • духовные ценности
  • душа
  • ереси
  • жена
  • женщины
  • жены-мироносицы
  • жестокость
  • живой журнал
  • жизнь
  • заблуждения
  • забота
  • загробная участь
  • загробный мир
  • законодательство
  • замена терминологии
  • заповеди
  • здоровье
  • здоровье нации
  • здравоохранение
  • земля Русская
  • зилоты
  • злость
  • зомбирование
  • зрада
  • игральные карты
  • игрушка
  • игумен-экуменист
  • иеговисты
  • иезуиты
  • иеромонах савватий грудев
  • избирательная компания
  • извращенцы
  • извращенцы-вон
  • икона
  • икона Пресвятой Богородицы
  • имена
  • индейцы
  • индиктон
  • индуизм
  • иноверие
  • интернет
  • интернетзависимость
  • инфекция
  • информационная война
  • информация
  • инцест
  • искренность
  • искусственный интеллект
  • искусство
  • ислам
  • исламизация Европы
  • исповедь
  • истина
  • история
  • история Руси
  • история Церкви
  • история нашей страны
  • исцеление
  • иудаизм
  • иудеи
  • иуды
  • йога
  • к
  • каббала
  • казачество
  • как нас дурят
  • как нас убивают
  • календарь
  • канон Андрея Критского
  • кара Божия
  • катастрофа
  • киборг
  • кино
  • клевета
  • книги
  • колдовство
  • коммунальные услуги
  • коммунизм
  • компьютер
  • компьютерная зависимость
  • конец света
  • конкурс
  • коран
  • коронавирус
  • коррупция
  • космос
  • кощунство
  • красный террор
  • красота
  • криминал
  • кришнаиты
  • ксенопатриотизм
  • культовые сооружения
  • кураевщина
  • курьезы
  • латиняне
  • легализация наркотиков
  • лекарства
  • лекарственные травы
  • лесбиянки
  • лже-Епифаний
  • лже-Романовы
  • лже-Филарет
  • лже-монашество
  • лже-праздники
  • лже-пророки
  • лже-чудеса
  • лжеучение
  • либерализм
  • литургия
  • лицедейство
  • лицемерие
  • ловец покемонов
  • ложь
  • лукавство
  • любовь
  • мавзолей
  • магия
  • майдан
  • майдауны
  • манипулирование сознанием
  • маразм
  • масоны
  • мастера переобуваться
  • материнство.
  • медицина
  • мечеть
  • мигранты
  • микрочип
  • милосердие
  • милостыня
  • мир
  • мировая война
  • мировое господство
  • мировое правительство
  • мировой банк
  • мировой кризис
  • мировой порядок
  • миссионерство
  • мистика
  • модернизм
  • молитва
  • молчание
  • монархия
  • монастырь
  • монашество
  • мораль
  • мормоны
  • мошенники
  • мощи
  • мрази
  • мракобесие
  • мудрость
  • мужество
  • мужчины
  • музыка
  • мученики
  • мысли вслух
  • мытарства
  • мэто надо знать
  • навстречу выборам
  • надежда
  • наказание
  • наложницы
  • наноэлектронные устройства
  • наркотики
  • народная песня
  • наука
  • наша Раша
  • нейтральные спортсмены
  • ненавистники Православия
  • ненависть
  • неонацисты
  • нищета
  • новомученики
  • нравственность
  • обеты
  • обновленчество
  • обработка данных
  • образ Божий
  • образование
  • одежда в храме
  • одержимость
  • одиночество
  • однополые браки
  • однополые семьи
  • оккультизм
  • окружающий мир
  • опасность
  • оправдание
  • организм человека
  • органы
  • оружие
  • осуждение
  • открытое письмо
  • отношения
  • отпечатки пальцев
  • очевидное невероятное
  • падшие ангелы
  • памятные даты
  • паника
  • папа Римский
  • паспорт
  • патриархия
  • патриот
  • патриотизм
  • педагогика
  • педофилы
  • пенсионная реформа
  • пенсионный фонд
  • пенсия
  • перемога
  • персональные данные
  • песни и пляски в храме
  • песни и танцы в храме
  • петиция
  • пиндосы
  • повышение пенсионного возраста
  • поговорки
  • поздравления
  • позор
  • показательная порка
  • покаяние
  • покемоны
  • поклоны
  • поминовение усопших
  • помощь
  • помощь Божия
  • пословицы
  • послушание
  • посмертная участь
  • постмодернизм
  • поучения
  • правда
  • правила
  • праздник
  • предание
  • предатели Православия
  • предательство
  • предрассудки
  • президент
  • прелесть
  • преступление
  • прививки
  • природа
  • притчи
  • провокация
  • программы-шпионы
  • происшествия
  • промышленность
  • пропаганда гомосексуализма
  • проповедники.
  • проповедь
  • пророчества
  • просто так
  • просьба о помощи
  • протестанты
  • прощение
  • психические расстройства
  • психология
  • раб Божий
  • радость
  • развлечения
  • разврат
  • развращение детей
  • разум
  • раскаяние
  • раскол
  • раскольники
  • распознавание лиц
  • рассказ
  • растление нации
  • революция
  • реклама
  • религия
  • репрессии
  • реформа
  • робот
  • родители
  • родители и дети
  • рождение
  • рок и священники
  • российская армия
  • русофобия
  • русские
  • русский дух
  • русский язык
  • садизм
  • сайентологи
  • самозванцы
  • самоубийство
  • санкции
  • сатана
  • сатанизм
  • свадьба
  • святость
  • святые
  • священство
  • секта
  • сельское хозяйство
  • семья
  • сила духа
  • символика
  • синагога
  • сионисты
  • сказки
  • скорбь
  • слава
  • славянская письменность
  • смерть
  • смирение
  • смута
  • смысл жизни
  • сны
  • соблазн
  • совесть
  • совет
  • современное творчество
  • современность
  • содомский грех
  • социальные сети
  • спам
  • спорт
  • справедливость
  • старец
  • старообрядчество
  • старость
  • старушки в храме
  • статистика
  • стволовые клетки
  • стихи
  • страсти
  • страх
  • страх Божий
  • суд
  • суррогатное материнство
  • счастье
  • театр
  • телевидение
  • теплохладность
  • терпение
  • терроризм
  • техника
  • толерантность
  • торговля
  • тотальная слежка
  • традиции
  • трансгуманизм
  • трансплантология
  • трапеза
  • тропарь
  • убийство
  • угроза миру
  • украинские «чудеса»
  • украинский язык
  • укро-нацисты
  • униаты
  • уничтожение России
  • уничтожение мира
  • утешение
  • учеба
  • учебники
  • учитель
  • фальсификация
  • фальсификация истории
  • фанарский маразм
  • фаст-фуд
  • фашизм
  • фашисты
  • феминизм
  • фестиваль
  • философия
  • футбол
  • характер
  • хасиды
  • хеллоуин
  • храм
  • хунта
  • целомудрие
  • цензура
  • церковная музыка
  • церковно-славянский язык
  • человек
  • человек-робот
  • чем нас травят
  • чип
  • чипирование
  • чудеса
  • чудо
  • школа
  • эволюция
  • эвтаназия
  • экология
  • экономика
  • экспансия в Россию
  • экстрасенсы
  • экстремальные ситуации
  • экстремизм
  • экуменизм
  • электронная база
  • электронная война
  • электронные документы
  • электронный концлагерь
  • элита
  • эмбрион
  • эпидемия
  • эстрада
  • эта музыка будет вечной
  • это
  • это надо знать
  • ювенальная юстиция
  • юмор
  • язычество

Как читать Правильные каноны дома

Готовиться к Таинству Причащения можно Правильными канонами, Псалтырью, а также по лестовке (поклонами или молитвами) — на выбор говеющего.

Однако, бесспорно, вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе — на пути украшения души жемчугом слезного покаяния — являются Правильные каноны. В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: «Исусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…», а в другом — как это заботливо и нежно! — уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: «Подъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…». Песня за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными
в сиянии Божественной славы: «…Исусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?

Этот вопрос волнует многих и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Настоящее минипособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично!

Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги
с дописанными на полях указаниями, которые было бы замечательно, если бы Вы переписали в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода или, в случае её отсутствия, заказать по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес olyasamsonova@gmail.com

Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, — все необходимые указания будут всегда перед глазами.

Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины — одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данном приходе.

Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.

Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?

Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил, каждое из которых включает в себя 4 канона:

1) канон Господу Исусу Христу;

2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками
и 12-ю икосами;

3) канон Пресвятой Богородице малый («Воду прошед…» или дню на павечернице);

4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).

Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов.

Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения — вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?

Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.

Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?

Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: «Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008, стр. 280).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под среду:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под пятницу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:

1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

* Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.

В уральской книге, к нашей радости, совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Что такое канон и как он устроен

Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых — ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари — все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу: «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите
в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)
  • 5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):

  • 3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
  • 3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
    (на первой стихере поклон в пояс) по дню:

Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…»
(или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)

  • Слава
  • 4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
  • И ныне
  • 4-я стихера Богородице по дню:

Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…»
(или другую л. 49 «Иже радость…»)

Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

Далее читаются старшие каноны — Исусу и Богородице (по дню):

Канон Богородице Акафисту: на ряду

Канон Богородице Одигитрии: л. 49 обор.

Канон Благовещению Богородицы: л. 39

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице — запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Исусу —> тропарь; запев Исусу —> тропарь; запев Исусу —> тропарь; запев Богородице —> тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • 4 тропаря (запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь; Слава —> тропарь; И ныне —> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
  • Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
  • Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
  • Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
  • Слава, И ныне
  • Богородичен по дню:

Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»

Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»

Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»

Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» —> Слава, И ныне —> л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
  • Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
  • Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии
и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни — после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:

  • Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
  • Под среду: молитва Богородице Одигитрии «Пресвятая Госпоже Владычице…» (л. 56)
  • Под воскресенье: молитва Благовещению Богородицы «К Тебе Пречистей…» (л. 46 обор.)

Затем читаются малые каноны — Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):

Канон малый: на ряду

Канон великий: л. 68 обор.

Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю — запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь; запев Богородице —> тропарь)

Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:

* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.

* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.

* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом на ряду «Явися мне милосерд…»

В каноне великом «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)

  • Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
  • Слава, И ныне
  • Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:

  • Молитва Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом «Ангеле Христов Святыи…»

В каноне великом «Святыи Ангеле предстояи…»

(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной)
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари
    и кондаки, кои каноны читались в данный день):
  • Тропари (два) Исусу
  • Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии — два тропаря
  • Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)
  • Кондак Исусу
  • Слава
  • Кондак Ангелу Хранителю (по дню)
  • И ныне
  • Кондак Богородице (по дню)
  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (поклон поясной)
  • Слава (поклон поясной)
  • И ныне (поклон поясной)
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)
  • Отпуст:

Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя
и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй
и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

  1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.
  2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).
  3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены желтым цветом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий)
  • 5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 метания)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (метание)
  • Слава (метание)
  • И ныне (метание)
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание)
  • Отпуст
  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Указанные изменения действуют во все дни недели, кроме субботы, воскресенья и праздников, когда полагаются обыкновенные, поясные, поклоны. Это предельно общее правило, которое имеет свои особенности и исключения. Устав о поклонах на каждый день Вы можете найти в церковном календаре.

***

Вот и всё ☺ Братия и сестры, наверняка данная статья не охватила все интересующие Вас вопросы, так или иначе связанные с Правильными канонами. Пожалуйста, пишите мне на электронную почту olyasamsonova@gmail.com или звоните по телефону + 7 (967) 130-60-90. Буду рада найти ответы на Ваши вопросы и включить их в расширенную версию статьи.

Также буду крайне признательна, если Вы сравните устав чтения Правильных канонов, изложенный в данной статье c действующим в Вашем приходе, и в случае малейшего несоответствия пришлете свои находки на вышеупомянутый электронный адрес. Спаси Христос!

Православные христиане всех возрастов! Пользуясь случаем, позвольте пригласить вас на занятия воскресной школы Остоженской общины. Каждое воскресенье по завершении Божественной Литургии мы изучаем Святое Евангелие, Катехизис, Жития святых, Основы богослужения, а также самые различные современные вопросы, волнующие посетителей школы. Милости просим!

БОЛЬШУЮ помощь в подготовке данной статьи оказали преподаватель воскресной школы
о. протодиакон Александр Говоров и прихожане семья Макаровых. Спаси Христос!

на отсканированный репринт уральской книги (издан в 2010 г. в типографии «Печатник»)

Ольга Самсонова

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *