Рождество в искусстве

Предлагаем вам серию библейских рассказов для детей. В данной статье вы найдете историю о РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ для детей. История снабжена красочными иллюстрациями. Историю можно прочесть или послушать.

Другие библейские истории для детей можно найти .

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – библейский сюжет для детей

http://bibliya-online.ru/wp-content/uploads/2020/01/01_01_05.mp3

В то время Иудея была под властью римского императора Августа. Однажды он решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей живёт в его царстве. Все должны были явиться в город, откуда происходили их предки, и там записаться. Праведный Иосиф и Святая Дева Мария жили в городе Назарете, но они происходили из рода царя Давида и поэтому должны были прийти в город Вифлеем, так как все потомки царя Давида были приписаны к этому городу. Там в это время собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки для ночлега были уже заняты.

А Марии наступило время родить. Долго скитались святые путники, ища себе пристанище. Но тем временем наступила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду.

И вот, в такой убогой обстановке, в холодной пещере совершилось величайшее событие в жизни всех людей. Этой святой ночью родился Богочеловек, Иисус Христос, Спаситель всего мира. Иисус Христос был Богом и Человеком одновременно. У Него было всё, что есть у людей. Кроме одного: у Него не было греха, Он был безгрешным.

Рождество Христово

Святая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли — кормушку для скота.

Той ночью пастухи пасли свой скот в поле. Вдруг, как молния, перед ними предстал лучезарный, сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел Божий сказал:

— Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет у всех людей. Сегодня в Вифлееме родился Спаситель, Который есть Господь

Иисус Христос. Идите, и в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях. Едва скрылся этот Ангел, как услышали пастухи дивное пение. Это целые хоры Ангелов сошли с Небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, своего Царя и Создателя:

— Cлава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Все Ангелы пели и радовались тому, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в Своё Небесное Царство.

Затем пастухи отправились в пещеру и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли и рассказали Иосифу и Пречистой Деве о явлении Ангела. Дева Мария запомнила все слова пастухов и сохранила их в Своём сердце.

Через некоторое время после Рождества Христова из далеких восточных стран пришли в Иерусалим волхвы-мудрецы. Это были учёные люди, или звездочёты, которые изучали звёздное небо. Они увидели большую красивую звезду, которая засияла на небе с рождением Спасителя, и пришли поклониться Божественному Младенцу. Придя в Иудею, они стали всех спрашивать:

— Где родившийся Царь Иудейский?

Такие слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам:

— Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться.

Рождественская звезда привела волхвов к тому месту, где был Иисус Христос со Своей Пречистой Матерью и Иосифом. Волхвы поклонились Новорождённому Спасителю и преподнесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.

Во сне Ангел Господень открыл мудрецам намерения злого Ирода, и они не вернулись к нему, а пошли в свою страну другим путём.

Вербное (пальмовое) воскресенье или Вход Господень в Иерусалим ежегодно празднуется за неделю до великого праздника Светлой Пасхи. Его празднование было введено христианской церковью в IV веке. На Русь праздник пришел только в X веке. Приурочен этот праздник к тому, что именно в этот день, за неделю до Пасхи, Иисус Христос вошел в Иерусалим.

“Девочки. Вербное воскресение” С.И. Блонская. 1900. Таганрогский художественный музей

Обычаи Вербного воскресенья на Руси

В допетровскую эпоху этот праздник отмечался с особой пышностью, проводились крестные ходы. В Москве, в Китай-городе и по берегам реки Неглинки, обильно росла верба, за которой в преддверии праздника приходил народ. И лишь в 1697 г. Петр Первый отменил своими царским указом пышные празднества в честь Вербного воскресенья. Но указ не смог отменить празднование полюбившегося праздника, потому православные в ночь на Вербное воскресенье продолжали ходить в церковь, стоять службу и освящали ветки вербы.

Вход Господень в Иерусалим. И.М. Сушенок

Вернувшись домой, наши предки слегка хлестали ими детей, приговаривая при этом «Не я бью, верба бьет!». Считалось, что данный обряд обладает силой, очищающей от порчи, болезней, злых духов. Точно так же поступали и со взрослыми людьми, проспавшими заутреню. Да и в целом, побить друг друга вербой в этот день считалось полезным.

Во время грозы ветки вербы клали на подоконник в надежде, что в дом не ударит молния.

Ветки, принесенные из церкви, хранили в переднем углу избы, за иконами. Когда весна целиком и полностью вступала в свои права, скот выгоняли со двора на пастбище именно вербой, ветки которой потом также использовали в различных обрядах.

Сережки цветущей вербы запекали в хлеб, добавляли в воду, в которой купали больных детей. Считалось, что эти действия способствуют выздоровлению и благополучию.

Одной из традиций было проведение так называемых вербных базаров в честь этого праздника. На эти ярмарки люди прибывали, как правило, с детьми, поскольку ассортимент товаров был тоже праздничным, с преобладанием подарков, сувениров, детских игрушек, всевозможных сладостей. Повсеместно продавались готовые пучки вербы с привязанными к ним бумажными ангелочками, которые так и назывались – вербные херувимы.

Многие приметы Вербного воскресения были связаны с погодой и видами на будущий урожай. Так, до сих пор существует поверье, гласящее, что если на Вербное воскресенье ударит мороз, яровые хорошо уродятся.

Направление ветра, дующего в этот праздничный день, будет преобладающим на протяжении всего лета.

“Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве” Борис Кустодиев. 1917. Русский музей

Вербное воскресенье в разных странах мира

В Италии накануне литургии, посвященной празднику Domenica delle palme (пальмовое воскресенье) возле церквей собираются толпы людей с пальмовыми и оливковыми ветками в руках. Выходит священник и благословляет всех, после чего процессия перемещается в храм.

В Бельгии и Австрии крестьяне устраивают по периметру земельного надела импровизированный частокол из веток ивы и вербы, свяченных в церкви, чтобы защитить будущий урожай от любых невзгод.

В Ватикане в этот день верующие католики собираются на площади Святого Петра и ждут выхода Папы с пальмовой ветвью в руках, которой он приветствует всех присутствующих.

Болгары и македонцы плели венки из вербы и бросали их в реку. Тот, чей венок уплывал дальше всех, считался победителем, «крестным». Остальные – «причастные» – должны были ему во всем угождать.

В Боснии наутро в Вербное воскресенье принято умываться цветами (водой, в которую добавлены почки вербы, сережки ольхи).

Атеисты в разных странах, наряду с верующими, не остаются равнодушными к этому великому празднику. Для них Вербное воскресенье символизирует пробуждение и весеннее обновление природы.

Кулинария праздника

На столах в России главенствовали праздничные пироги – рыбники, а в сибирских городах и деревнях – икра. Несмотря на то, что праздник приходится на последнюю неделю Великого поста, в этот день даже самым строгим приверженцам христианской веры позволительно есть рыбу и пить вино. Ведь вся последующая Страстная неделю проходит для них в неуклонном посте и молитвах. Также в Вербное воскресение можно использовать в пищу растительное масло.

Елена Черкасова. Въезд в Иерусалим

Поверья

Считается, что если посадить комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. Сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним.

Что не рекомендуется делать в Вербное воскресение

Как и в любой иной православный праздник, в Вербное воскресенье следует посетить службу в церкви. В этот день рекомендовано отказаться от домашних дел. В Вербное воскресение нельзя сажать в землю веточки прошлогодней вербы, женщинам нельзя шить, вязать, вышивать и вообще заниматься рукоделием. Также нельзя работать в саду и огороде, а также заниматься уборкой и стиркой.

Традиция украшения домов изнутри и снаружи на новогодние праздники и Рождество возникла еще в давние времена. Первыми украшениями стали звездочки – символ Вифлеемской звезды, яблоки и сосновые ветки – символы счастья и долголетия.

В набор украшений новогодней флористики также входила и выпечка, которая была призвана привлекать достаток – фигурки-печенья в виде звездочек и животных, разные фрукты. И, конечно же, красавица Елка, которая, по словам ученых, была древнеегипетским символом райского дерева.

В России традиции украшать дома еловыми ветками появились благодаря царскому указу Петра I. На сегодняшний день, для украшения дома и создания волшебной сказочной новогодней атмосферы применяют не только ветки и елку, а также разнообразные атрибуты новогодней флористики – гирлянды, пирамиды, арки и икебаны.

Флористике новогоднему декору подвластно все – от фасада дома и до дверных проемов, камина праздничного стола и домашней мебели.

Символы, применяемые в новогодней флористической композиции:

∗ Шар — это самый древний символ, который означает Вселенную, счастье и богатство.

∗ Елки и формы пирамиды — символ святой Троицы.

∗ Венок — символ защиты и бесконечности.

∗ Колокольчик — означает единение с небом.

∗ Звезда — знак спасения и защиты, путь Иисуса Христа.

Основные виды новогодней флористики

Ежегодно перед флористами встает сложная задача — создание новых идей новогоднего декора. Но по сей день, самыми любимыми остаются два направления новогодней флористики композиций: новогодняя тематика и эко направление.

Традиционная новогодняя флористика

Традиционный вариант предполагает применение в новогоднем декоре таких элементов: сосновые лапы, колокольчики, снежинки, яблоки, шары и звезды. Также в нем используется классическая цветовая палитра – комбинация красного цвета с зеленым с дополнениями в виде серебряных и золотых акцентов.

Традиционная новогодняя флористика кроме елки включает и рождественские венки. Для их изготовления берется: лоза, ветки туи, ели, солома, ленты и игрушки для елки. Также их могут украсить миниатюрными яблочками, колокольчиками, шишками и свечами.

Эко стиль в новогодней флористике

Эко предполагает создание новогодних флористических композиций с использованием натуральных природных материалов: шишки, грибы, цветы, камни, ткани и деревянные элементы. Дополняется такой новогодний декор фигурками птиц и зверей. Кроме этого используют кораллы, ракушки и морские звезды в комбинации с сосновыми ветвями.

Также празднично и необычно смотрятся декоративные шары, сделанные из лозняка и декорированные гроздьями рябины, бутонами роз и гирляндами из шишек.

Изюминкой новогодней флористики может быть рождественская звезда, собранная из натуральных материалов, а для декора новогоднего стола можно составить новогодняя флористика композиции из свеч, апельсинов, мха и прочего…

Революция, иконоборчество и возрождение интереса к иконам в России

Однако революция 1917 г. и последовавшая затем антирелигиозная политика пришедших к власти большевиков привели к тому, что огромное количество икон было варварски уничтожено, что иконописцев переучивали, преследовали и ссылали в лагеря, что написание икон — удивительный дар человека, помыслы которого чисты, — ушло в своего рода «подполье» и стало настолько скрытым явлением, что, казалось, его вообще не было.

Развитие жанра на протяжении XX в. происходило в первую очередь за рубежом, в Богословском институте святого Сергия в Париже — городе, где проживала самая активная православная русская диаспора. Здесь работал выдающийся русский иконописец и богослов Л.А. Успенский (1902-1987).

Именно в Париже стала серьезно развиваться теология икон. После окончания Второй мировой войны советское правительство начало обращать внимание на культурную значимость Церкви, а в 1960-е гг. постепенно были разрешены культурно-исторические исследования икон. Отчасти этому способствовал рост интереса к историческому наследию России. В 1970-е-1980-е гг. было отреставрировано значительное количество икон, а многие православные храмы возвращены Церкви. В 1982 г. возникло первое за советский период профессиональное объединение иконописцев — Алексеевская Патриаршая мастерская, — в которое, впрочем, вошли и светские художники.

Важным направлением деятельности пришедшего к власти в 1985 г. М.С. Горбачева стало введение свободы вероисповедания и постепенная перестройка структуры Церкви. В конце 1980-х гг., когда гонения на Церковь прекратились, началось бурное и масштабное возрождение иконописи.

После распада Советского Союза сложилась тенденция возврата к псевдорусскому стилю XIX в. и даже к стилю византийских икон. Таким образом, русское иконописное искусство до сих пор живет и сохраняет связь со своими лучшими традициями. Создаваемые сегодня иконы являются интерпретациями икон предыдущих эпох, особенно тех, которые были написаны до проникновения в русскую иконопись влияния Запада.

В настоящее время существуют кафедры иконописи при православных университетах в Москве и Санкт-Петербурге, а также в ряде богословских академий в других российских городах. Кроме того, имеется определенное количество частных иконописных мастерских. Русская Православная Церковь владеет художественно-производственными предприятиями, — ведущими производителями церковной утвари, икон и свечей. Технология их изготовления учитывает древние традиции, органично сочетая их с применением самых современных тенденций.

Антирелигиозные плакаты

Казанская прошла

В 1920-е гг. советское государство различными способами пыталось искоренить религию. Начался выпуск массовой антирелигиозной литературы, и одним из центральных явлений этой кампании стало издание журнала «Безбожник у станка», первый номер которого (под названием «Безбожник») увидел свет 4 января 1923 г.

Издание выходило более пятнадцати лет тиражом от 35 ООО до 70 ООО экземпляров и содержало статьи и карикатуры, выполненные известными писателями и художниками того времени. К нему, в качестве средства наглядной агитации, прилагались антирелигиозные плакаты.

Этот типичный для стиля журнала плакат высмеивает крестные ходы, бывшие популярными среди сельского населения в XIX в. Он изображает пьянство, без которого не обходилось чествование иконы, показывает, как икона и в прямом, и в переносном смысле мешает крестьянке видеть «истинный путь», по которому она, а вместе с ней и все «темное» крестьянство, должны идти вперед в светлое будущее.

Рождество в шести картинах

26 декабря 2016Искусство, История, Антропология

Как в разные эпохи выглядели главные персонажи этой истории, какие источники цитировали художники, что влияло на выбор деталей и как разные люди в разное время видели одно и то же событие: объясняем на примере шести работ

Автор Анна Киселева

Рождество — один из самых популярных сюжетов европейской живописи, менявшийся вместе с ней. На средневековых картинах художники подробно пересказывают неграмотным прихожанам истории из Писания. К XV веку внимание переходит на Марию, младенца и совершившееся чудо. Множе­ство символических деталей помогают разгадать замысел автора. В живо­писи XVII века главное — свет и световые эффекты: пещера или хлев изобра­жаются в полумраке, тогда как фигуры собравшихся у яслей предстают в лучах света. В более поздние эпохи художников меньше интересует тради­ционный религиозный сюжет. Они отходят от традиции и рисуют свой соб­ственный образ Рождества.

Мозаики Палатинской капеллы в Палермо

Рождество. Мозаика Палатинской капеллы. 1160–1170 годыWikimedia Commons

Когда император Римской империи Август объявил всеобщую перепись насе­ления, ее жители отправились в города, где они родились. Среди них были и Иосиф с Марией. Они пошли в Вифлеем, но мест в гостинице не было, поэтому заночевать пришлось в некоем помещении для скота. Там и родился Иисус. Мария спеленала младенца и положила в ясли. В это время ангелы явились пастухам, возвестив им Рождество Сына Божьего, а звезда показала волхвам путь к яслям Царя Иудейского. Так кратко описывают Рождество евангелисты Матфей и Лука. Но в раннехристианских и средневековых изо­бражениях Рождества появляются персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано. Это две повитухи, Зелома и Саломея, и вол с ослом. О них расска­зывают не вошедшие в Писание предания — апокрифы и основанные на них средневековые легенды.

На мозаике Палатинской капеллы в Палермо вол с ослом заглядывают в ясли, а Зелома и Саломея купают новорожденного. Когда у Марии начались роды, Иосиф пошел за повитухами, но было поздно: к тому времени, как они пришли, Иисус уже родился. Пещера была залита ярким светом. Зелома осмотрела Марию и поняла, что та осталась девой, а Саломея не поверила ей. За сомнения она была наказана: у повитухи отсохла рука, и только молитва и прикосновение к пеленкам исцелили ее. Уже в IV веке эта легенда вызывала недовольство церкви, и все же повитух продолжали изображать.

Вола и осла в Вифлеем взял Иосиф: вола на продажу, а на осле ехала Мария. В отличие от повитух, этот сюжет не вызывал нареканий: сложно представить Рождество в хлеве без животных. Звери не только напоминали о скромности и простоте первых дней жизни Иисуса — их появление было подтверждением слов пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Никколо ди Томмазо. «Видение Рождества святой Бригитте»

Никколо ди Томмазо. Видение Рождества святой Бригитте. 1372 годPinacoteca Vaticana / Wikimedia Commons

В центре композиции — окруженные золотым сиянием Мария и младенец. Пастухи сидят вдалеке, силуэт Иосифа повторяет очертания свода пещеры, что подчеркивает его обособленность от центральной сцены. Это одно из первых изображений Рождества нового типа, рассказывающее не столько о событиях в Вифлееме, сколько о свершении чуда, о первой встрече и общении Марии с ее сыном. Такая иконография созвучна религиозности позднего Средневе­ковья — мистической, склонной к эмоциональным переживаниям. Источник этого сюжета — видение святой Бригитты Шведской, основательницы ордена бригиттинок, которая изображена в правом нижнем углу картины. В 1344 году, после смерти мужа, она удалилась от мира и посвятила жизнь молитвам. Вскоре ее начали посещать различные видения, а во время паломничества в Святую землю ей открылись события рождественской ночи. Она увидела, как Иосиф, оставив зажженную свечу, вышел из пещеры, а Мария, сняв плащ, стала молиться. В это время в один миг родился младенец, от которого исходил столь яркий свет, что огонь свечи перестал быть виден. Бригитта описывает Марию, с нежностью склонившуюся над лежащим на холодном полу младенцем. Эту сцену — поклонение Христу — впоследствии будут изображать многие худож­ники. Среди таких картин — «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера (1440-е), «Рождество» Рогира ван дер Вейдена (ок. 1452), «Поклонение младенцу Хри­сту» Филиппино Липпи (ок. 1480).

Петрус Кристус. «Рождество»

Петрус Кристус. Рождество. Около 1450 годаNational Gallery of Art, Washington

Петрус Кристус делит композицию на три плана. На первом изображена арка со сценами из книги Бытия. На колоннах Адам и Ева откусывают плод древа познания. В архивольтах  Архивольт — декоративный элемент, распо­ложенный на полукруге завершения арки. В Средние века архивольты часто покрыты рельефами. — изгнание из рая, труды Адама и Евы Труды Адама и Евы — сюжет в религиозной живописи: «Пашущий землю Адам и Ева с прялкой, трудящиеся в поте лица своего» (Быт. 3:19). и убийство Авеля. В последней сцене уже немолодые Адам и Ева провожают в путь одного из своих сыновей. Имеется в виду либо изгнание Каина в страну Нод, либо история их третьего сына Сифа. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, написанному около V века, Сиф отправился в рай за ветвью древа познания, чтобы исцелить стареющего Адама. После смерти отца он посадил ветвь на его могиле, а тысячелетия спустя там выросло дерево: из него был сделан крест, на котором распяли Христа. Эта история приводится и в «Золо­той легенде» — самом известном в Средние века собрании христианских преданий, составленном в XIII веке. Если последний рельеф действительно посвящен Сифу, изображение напротив Изгнания из рая намекает на грядущее спасение.

Сцена собственно Рождества занимает средний план. Важно обратить внима­ние на две на первый взгляд незаметные детали: на башмаки, лежащие рядом с Иосифом, и торчащий из балки сук со свежими листочками. Они отсылают к двум ветхозаветным сюжетам, в которых в Средние века видели указания на непорочное зачатие и Рождество. Во-первых, это история жезла первосвя­щенника Аарона, расцветшего в доказательство его права служить Богу, и о неопалимой купине — объятом пламенем, но не сгорающем кусте, из кото­рого Бог говорил с Моисеем. Жезл, чудом пустивший побеги, и нетронутый огнем куст предвосхищали непорочное зачатие. Расположение ветви прямо над младенцем наталкивало зрителя на размышления о ее значении и напо­минало о побегах, которые дал посох Аарона. На это же намекает созвучие двух латинских слов: virgo (дева) и virga (ветвь).

Башмаки Иосифа напоминают зрителю о Моисее, который разулся, подойдя к купине. В популярных иллюстрированных Библиях Рождество, жезл Ааро­на и Моисей перед пылающим кустом часто изображались рядом. Символизм Кристуса несколько сложнее: скорее всего, он рассчитывает на образованного и набожного зрителя.

Дальний план посвящен будущему — смерти и воскресению Христа. За хлевом виден город Брюгге, среди зданий выделяется Иерусалимская церковь, постро­енная в Брюгге в 1428 году. Таких церквей в Европе было довольно много, их план и посвящение напоминали о Гробе Господнем в Иерусалиме. Образом гробницы Кристус завершает свое повествование.

Джентиле да Фабриано. «Поклонение волхвов»

1 / 2 Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons 2 / 2 Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. Фрагмент. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, часто изображены вместе с пасту­хами. Но их путешествие было дольше: они пришли из дальней страны, а по пути побывали в Иерусалиме у царя Ирода. Считалось, что между Рождеством и прибытием волхвов прошло некоторое время и свои дары они принесли уже не к яслям. Матфей пишет, что они зашли в некий дом, в который, видимо, переехали Иосиф и Мария.

Волхвы ассоциировались с Востоком, откуда они пришли. На ранних изобра­жениях волхвы часто прибывают на верблюдах и носят фригийские колпаки, обозначавшие в них чужестранцев. Позже традиция приписала им имена — Каспар, Бальтазар и Мельхиор — и царское происхождение, а на их связь с Востоком стала указывать роскошь и необычность их нарядов.

Особенно этот сюжет был популярен во Флоренции в XIV–XV веках, где в 1370‑х годах возникла организация под названием Compagnia dei magi («Об­щество волхвов»). Подобные братства, организованные мирянами, существо­вали еще в Средние века и занимались благотворительностью. В ренессансной Италии их роль в городской жизни была велика, в их управлении находились достаточно большие финансовые средства, тратившиеся на больницы, помощь менее успешным членам братства, строительство новых зданий. «Общество волхвов» стало одним из самых влиятельных флорентийских братств, а среди участников были члены семьи Медичи. Собрания братства проходили в мона­стыре Сан Марко. Основной задачей общества была организация шествий в праздник Богоявления (в этот день Католическая церковь отмечает Покло­нение волхвов). Поначалу процессии напоминали средневековые мистерии, к XV веку они все больше и больше стали походить на торжественные парады.

Богатейшие флорентийские семьи заказывали сцену поклонения волхвов таким художникам, как Фра Филиппо Липпи, Фра Анджелико, Боттичелли и другим. Такие заказы демонстрировали окружающим благосостояние семьи, а заодно оправдывали его: росписи и картины преподносились церквям или размещались в семейных капеллах. Как и волхвы, заказчики были богачами и так же дарили часть своего состояния Богу. Джентиле да Фабриано — автор одного из самых дорогих «Поклонений волхвов», которое было написано по заказу банкира Паллы Строцци, самого богатого человека Флоренции. Самого Строцци можно увидеть на картине в красном тюрбане, с соколом в руках, за спиной одного из волхвов.

Декоративность этой картины, множество мелких деталей, цветы и звери, процессия всадников, следующая из замка в замок, изящные позы стоящих за спиной Марии дам, в которых трудно узнать повитух, напоминают о посте­пенно уходящей в прошлое придворной рыцарской культуре позднего Средне­вековья.

Жорж де Латур. «Поклонение пастухов»

Жорж де Латур. Поклонение пастухов. Около 1644 годаFranck Raux / Musée du Louvre / RMN-Grand Palais

Первыми поклониться Иисусу пришли пастухи. Чтобы изобразить простолю­динов, художникам не нужно было обращаться к образам прошлого: зритель сразу понимал, кто имеется в виду. Самых обычных крестьян мы видим и у Жоржа де Латура. Знакомая ему повседневность отражается не только в облике пастухов, но и в сюжете. Пастухи приносят младенцу свои дары — флейту, пастуший посох, пирог. Об этих подношениях, разительно отличав­шихся от роскошных даров волхвов, де Латур, скорее всего, знал из француз­ских рождественских песенок. Там поется о том, как пастухи, собираясь к Ии­сусу, перечисляют подарки, которые они ему принесут: ягненка, флейту, ста­кан молока и так далее. Этот простой сюжет сочетается с сосредоточенным, торжественным и вместе с тем нежным настроением, которое де Латур создает, используя сдержанную, строгую композицию, освещая сцену тихим, но ярким светом единственной свечи.

Поль Гоген. «Te tamari no atua» («Рождество»)

Поль Гоген. Te tamari no atua. 1896 годNeue Pinakothek / Wikimedia Commons

Во второй половине XIX века религиозные сюжеты появляются в искусстве сравнительно редко. Художников того времени больше занимает окружающая их действительность. К историческим сценам, изображениям мифов, легенд и образам из Писания обращались только академические художники, возрож­давшие классические идеалы, и прерафаэлиты, наоборот стремившиеся вер­нуться к довозрожденческой живописи. Импрессионистов и постимпрессио­нистов подобные сюжеты мало занимали. В этом смысле Поль Гоген — исклю­чение. В неказистой хижине уставшая Мария отдыхает на кровати, полуобер­нувшись к младенцу, лежащему на руках у повитух. Еле заметные нимбы и на­звание картины — единственное указание на сюжет, отделяющее его от обыч­ной жизни деревни. Но Рождество остается Рождеством вне зависимости от места действия, будь то Вифлеем, Таити или деревня в Бретани (такое Рождество Гоген начал писать в 1894 году и закончил уже на Таити).

Привычных осла и вола Гоген заменяет стоящими в углу коровами. Единство картины, присутствие божественного во всем соответствует словам художника о том, что «Бог не принадлежит ни ученому, ни логику, он принадлежит поэ­там, сфере снов, он символ Красоты и сама Красота».

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *