Рождественский Дмитрий Сергеевич психоаналитик

Психоаналитик Ольшанский: «Счастье – это скучно! Относитесь бережно ко всем событиям, которые с вами происходят»

Дмитрий Александрович Ольшанский — российский психоаналитик. Окончил Философский факультет Уральского государственного университета (бакалавр философии, 2002), Философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета (магистр философии, 2004), Восточно-Европейский Институт Психоанализа. Один из основателей Лакановского Психоанализа. Автор 300 научных публикаций, в том числе 4 книг. Практикует с 2006 года.

По статистике более 75% супружеских пар в России разводятся в первые два-три года после заключения брака. Нужно ли в состоянии развода идти к психоаналитику, кто такие маугли, воспитанные телевизором, и почему в современном обществе полкласса подростков записываются на операцию по смене пола. Об этом и о задачах психоанализа мы поговорили с Дмитрием Ольшанским после открытой лекции в УрФУ.

— Чем психоанализ отличается от психотерапии?

— Психотерапия – от слова «лечить», поэтому цель психотерапевта – избавить пациента от симптома, на который тот жалуется: фобии, навязчивости. Психоанализ – от слова «разбираться», наша задача разобраться, зачем психика создала себе фобию или навязчивость. В психике нет ничего случайного или ненужного, может статься, это основная шестеренка всего механизма. Заранее мы не можем сказать, что хорошо, а что плохо для самого человека. Возможно, кому-то лучше бояться темноты, чем, избавившись от нее, стать маньяком. Психоанализ исходит из того, что человек в принципе не познаваем до конца, а психотерапия предполагает, что все мы в принципе одинаковы. Я уверен, что у каждого из нас есть X, который мы никогда не узнаем.

— Ты клиентов тоже называешь пациентами…

— Я никого не лечу. Есть явления в жизни, от которых человека не нужно избавлять.

Специалисты в разных сферах делают из людей инфантильных индивидов, которые не готовы решать проблемы и брать ответственность на себя. У тебя есть проблема – сделай эту проблему своей и решай ее. Дети не слушаются? Это твои дети, ты их родил, это ваши отношения. Никто не знает, как надо, как правильно. Наши заклятые враги нейрофизиологи так и говорят – нейронная сеть головного мозга абсолютно индивидуальна, поэтому единого рецепта, подходящего для всех, быть не может.

— Почему заклятые враги?

— Они заземляют все на головной мозг. Психика равно нейронная сеть, а оснований так полагать пока маловато. Мы сходимся с ними в том, что каждый человек индивидуален. Поэтому какого черта какой-то посторонний человек будет тебя учить тому, что он сам считает «благом» или «гармонией»? Психоанализ – это про ответственность. Я нужен для того, чтобы помочь решать проблемы, которые пациент признает своими. Нет никакого рецепта счастливой жизни.

— Люди стали привыкать к тому, что существуют психоаналитики. Они готовы пользоваться вашим багажом, чтобы узнавать себя. В современном российском обществе это произошло относительно недавно. Почему это стало возможным?

— Нет никакого специфического российского общества. Мы абсолютно европеизированы. Я учился во Франции, часть времени живу в Чехии, часто бываю с семинарами в Финляндии и заметил, что в плане ментальности русские даже более раскрепощены и либеральны в своих взглядах, чем некоторые европейцы. Американские коллеги говорят о том же: как бы политики нас ни пытались противопоставлять, ментальность у людей западная.

— Насколько точны запросы тех, кто приходит к тебе? Насколько корректно они их формулируют?

— Это интересное, до конца не проанализированное явление. ХХ век прошел под знаком нарциссизма. Типичный пациент был таков, что в центр вселенной ставил собственное раздутое Эго. И все окружающие должны были ему служить.

Сегодня идеология и в России, и в Европе, и в Америке говорит нам, что смысл жизни – найти себя. Наш статус определяется не количеством приобретенных вещей, а самопознанием и самореализацией. Поэтому у современной молодежи намного круче считается, скажем, сгонять на ретрит в Индию и перезнакомиться там с сотней классных ребят, чем купить тачку или заработать много денег. Покупками никого уже не удивишь. Общество потребления постепенно отмирает.

Но есть и обратная сторона медали: тебе говорят, что твоего Я не существует. Ты заранее не знаешь, чего хочешь, тебе нужно еще пройти путь, чтобы найти себя. Фактически под сомнение ставят твое существование.

Думаю, это результат доступности всего многообразия мира. Мир – это супермаркет. Можно попробовать все. И тогда ты обретешь себя.

У меня в Финляндии в конце года был семинар. Родители подростков (14-15 лет) поделились проблемой: в классе больше половины учеников записались на операцию по смене пола. Более того, это покрывается медицинской страховкой. Общество позволяет и стимулирует пробовать все, о чем мечталось. 99% людей хотели бы почувствовать, что ощущают люди другого пола. Пожалуйста. Бесплатно. Сами эксперименты стали проще и безопаснее благодаря технологиям. Вот такое естественное следствие современной идеологии.

— Кто твой типичный среднестатистический пациент?

— Типичный запрос примерно такой: у меня все хорошо. Работа, отношения, дети. А если их нет, меня это не беспокоит. Зарабатываю достаточно, могу больше. Ставлю цель – достигаю ее. Но меня преследует ощущение, что я живу не своей жизнью. Тот выбор, который я делаю, как будто совершаю не я. Я понимаю, что мне диктует его кто-то другой. Среда, воспитание, идеология. Основной запрос: я живу не своей жизнью, я сам ничего не решаю.

С конкретными проблемами в психоанализ приходят довольно редко, но чаще всего с ощущением — меня вообще не существует.

— На лекции ты говорил, что большинство в современном обществе – перверты. Что ты имел в виду?

— В эпоху Фрейда 80% его пациентов были невротики, остальные – психотики. Родоначальник психоанализа не оставил ни одного описания клинического случая перверсии.

Общество 19 — начала 20 века строилось на основании запретов (например, табу на сексуальный контакт с родителями, порождающее сублимацию). Запреты формируют желания. Чем больше нельзя – тем больше хочется.

В современном мире идеология совершенно обратная – ты должен выполнять все свои желания.

Когда человек мечтает и говорит об этом, первая мысль – мечту надо исполнить. Успешность измеряется тем, сколько мечтаний он исполнил. А дальше сложнее – мечты человека, оказывается, это не его мечты. Это запрос идентичности. Чем больше у него того, что определяет его принадлежность к определенной группе, тем он в ней более свой. Главной ценностью становится быть своим в своей стайке.

— Можно ли сказать, что психоаналитик возвращает человека к его собственным желаниям?

— Все желания где-то подсмотрены, у кого-то переняты. Человек – это продукт социальных связей. Только важно понять, что не существует абстрактного общества или пресловутой «системы». Наши представления нам навязывают совершенно конкретные маркетологи, банки, значимые люди.

— Как относишься к утверждению, что психоанализ – это дорога длиною в жизнь?

— Я не согласен. Нельзя превращать психоанализ в привычку или зависимость. Я прерываю анализ, когда понимаю, что фундаментальное препятствие преодолено. Я не сторонник раскладывать все по полочкам. Вершина мастерства психоаналитика в метафоре Микеланджело – руки тянутся друг к другу, но пальцы никогда не соприкасаются.

— Пациенты возвращаются с новыми запросами?

— Нет. 95% мы вместе сделали, а дальше ты должен жить сам. Задача – сделать автономного человека, который не нуждается во мне. Он должен жить сам, страдать сам и справляться со своими страданиями тоже сам. Это цель психоанализа – сделать человека автором собственной жизни.

— Сколько за 13 лет у тебя таких примеров?

— Примерно 80%. Конечно, есть неудачные анализы, когда мы просто не подошли друг другу. Бывают сложные негативные переносы, из которых мы не можем выйти. Это значит, что конкретно я напоминаю пациенту кого-то из прошлого, к кому у него неперевариваемая агрессия. Он не может с ней справиться и на меня нападает. Тогда я прерываю анализ и рекомендую другие инстанции.

— Получается, психоаналитик откупоривает бутылку, в которой то, с чем ни он, ни пациент справиться не могут?

— Да, это так. Но я на берегу договариваюсь с пациентом, что наша цель — откупорить эту бутылку. И мы не знаем, что в ней. Да, мы можем эту бутылку отполировать, поставить на красивую полку, как это делают психологи. Это будет красивая жизнь с резиновыми улыбками. Но моя цель в другом: если есть вопрос – на него существует и ответ, и мы его находим. Даже если это может быть неприятно. Кто-то не справляется, иногда совершаю ошибки я. Но все, кто проходит путь до конца, получают то, что искали. Я не говорю о том, что человек станет счастливым. Я не говорю о том, что у человека не будет проблем. Будут. Будет боль, которую причиняют тебе, боль, которую ты причиняешь другим. Но ты станешь автором своей жизни.

— Ты говоришь, что пациента не нужно избавлять от страданий, что человек должен страдать. Почему?

— Жизнь – это палитра. В ней должно быть все: и радость, и горе, и счастье, и несчастье. Постоянно быть в позитиве – это скучно. Конфуций говорил, что взрослый человек отличается от ребенка тем, что он умеет принимать гостей: сегодня пришла к тебе в гости зависть, не закрывай дверь, прими ее, пообщайся, а потом проводи. Завтра к тебе пришла печаль – прими ее в гости, а потом проводи. Взрослый человек умеет принимать гостей, потому что все, что с нами происходит, – очень важно для нас, потому что это и есть мы.

— Ты с первой встречи можешь сказать, что это твой пациент?

— Если я начинаю работу, то я беру ответственность. Но часто ты садишься за штурвал самолета, где не знаешь, как работает половина кнопок. И разбираешься в полете: очень внимательно слушаешь, стараясь понять реальность другого человека, посмотреть на мир его глазами. В конечном счете было бы неплохо, чтобы человеку было удобно жить в его реальности. Это вопрос этики и ответственности.

— Каких у тебя больше пациентов? Русских?

— Да. Я не беру в анализ людей, у которых отличный от моего родной язык.

— Ты работаешь по скайпу?

— Начать нужно вживую. Присутствие тела очень важно, психоаналитик работает в регистре тела. Что это за анализ, в котором нет запахов, встречи взглядов, прикосновений – никакой эротики? Поэтому пациентов, которые живут за границей, я прошу в первые месяцы анализа приезжать настолько часто, насколько это возможно.

— Проводишь ли ты психоанализ с детьми?

— С детьми сейчас не работаю. У меня нет для этого желания и пространства. Люблю острые углы. К тому же люблю окружать себя стеклянными вещами. Реальность иногда ломается. С ней нужно быть аккуратнее. Я вообще крайне редко беру в психоанализ семьи. Слишком большой простор для манипуляций, когда от психоаналитика хотят, чтобы он всех спас, всех вылечил и вообще переложить на него ответственность за брак, который создан по инфантильности. Психоанализ – это все-таки про индивидуальную ответственность.

— Расскажи про детей-маугли, воспитанных телевизором

— Был у нас такой проект «Зеленый остров» по модели Франсуазы Дольто, где мы принимали семьи с детьми до 3 лет.

Про ребенка, воспитанного телевизором, пример из этой практики. Родители привели его, потому что у него не только не было речи, но он вообще не поддерживал визуальных контакт с людьми. Ему поставили диагноз аутизм, потому что у него вообще не было межличностных контактов. Он просто носился по комнате и все сметал на своем пути: вещи, детей, взрослых. Оказалось, что с самого рождения в его детской был включен телевизор, который его и воспитал. И вот ребенок развивается, не имея никакого межличностного контакта, поэтому ничего удивительного, что в три года он не отличает живое от неживого.

— Почему ты отказываешь пациентам?

— Лакан говорил, что все начинается с желания аналитика. Если мне интересно – все получится. Это важный нюанс. Я не обязан работать с тем, с кем не хочу. И не обязан объяснять.

— Хочу узнать еще твою точку зрения на представителей профессионального коммьюнити. Перестановки по Хелингеру? Господин Лабковский?

— А кто это такой?

— Лабковский – это чувак, который говорит: я научу вас быть счастливыми, только позвольте себе хотеть.

— Т.е. это такая массовая, популярная психология? Если от массовой психологии мы получаем хотя бы здравый смысл – это уже хорошо. Если кто-то говорит, что Волга впадает в Каспийское мире, что же в этом плохого? Я тоже иногда на телевидении говорю «делай, что хочешь, и не делай того, чего не хочешь». Если это кому-то помогает, то и слава богу. Только это абсолютно точно не психоаналитическая практика и не для серьезных случаев.

В России нет закона о психотерапии. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, надо мной не стоит товарищ майор, которому я должен сдавать протоколы того, что у меня происходит в кабинете. Да и вообще я против видео- и аудиозаписей, психоанализ – это частное событие. В США и Канаде, например, показания психоаналитика не могут быть юридическим доказательством, так как считается, что все сказанное пациентом может быть вымыслом. В любой момент могут закрыться кавычки и пациент скажет «это все мне приснилось». Поэтому психоаналитик не может быть свидетелем в суде.

С другой стороны, в России нет никаких регулирующих актов и структур. Поэтому любой народный умелец может назвать себя психоаналитиком и начать принимать пациентов. Это минус. К тому же пока неясно, каков будет закон о психотерапии. Не ровен час, право практиковать получат только люди со степенью по психологии (то есть по совершенно другой специальности, с которой психоанализ ничего общего не имеет). Но время покажет.

— Кто лучше – женщина-психоаналитик или мужчина?

— Слушай, я сейчас в негодовании. Нет никакой женской или мужской психологии. Нет ничего врожденного, что отличало бы их друг от друга. Вот человек тебе рассказывает сон, ты можешь сразу понять, мужской он или женский? Мужское и женское – это продукт культуры.

— В России кто более успешен — женщина-психоаналитик или мужчина?

— В России, как и в Европе, мужчина более успешен. Потому что успех – это про мужчин, так мальчиков воспитывают. Мужчинам при патриархате очень сложно живется, от них постоянно требуют что-то доказывать, с кем-то бороться, быть выше, сильнее, дальше. Представь себе ситуацию: после школы девочка вышла замуж и родила ребенка, и никто ей уже не скажет, что она не реализована. А теперь представь мальчика, который после школы женился и стал папой, мне кажется, его, скорее, сочтут лузером. Это сексизм. Он есть и будет. Вопрос в том, как с ним обращаться.

— Как ты восполняешь внутренние ресурсы?

— А я не затрачиваю. Нельзя все пропускать через себя. Самое худшее качество психоаналитика – это любопытство. Тогда ты начинаешь вживаться в историю пациента, начинаешь слушать ее как детективный роман, переживать героям, а это уже серьезная профессиональная ошибка. Может быть, это цинично прозвучит, но мне совершенно неинтересно, что будет в жизни у моих пациентов. Им самим должно быть интересно, это их жизнь. И в анализе человек, как правило, делает свою жизни качественно насыщенной и разнообразной. Make yourself interesting. Или просто make yourself – вот в чем задача психоанализа. А я только помогаю в этом. Я направляю пациента, чтобы он встретился с истиной своего желания. Но эта встреча – это зона его ответственности.

Новости и события

Восточно-Европейский Институт Психоанализа
Проводит набор на курсы повышения квалификации

«Теория и практика интерсубъективного клинического психоанализа»

Автор курса – Рождественский Дмитрий Сергеевич (тел. 8-911-970-40-99, е-mail rozhdestwensky@rambler.ru).

Интерсубъективный подход – возможно, одно из наиболее прогрессивных направлений в современном клиническом психоанализе – основан на понимании того факта, что форма и содержание любого явления, рождающегося в диалоге аналитика и пациента – переноса, сопротивления, контрпереноса, – обусловлено взаимным влиянием двух субъективностей. Два человека, вступившие в диалог, создают неделимую целостность, из которой выходят впоследствии в обновленной идентичности; и этим определяется эффективность и ценность терапевтической коммуникации. Данный подход стал в известном смысле реакцией на ортодоксию психоанализа «классического», с опорой на представление о главенстве влечений в системе человеческих мотиваций, на рассмотрение субъекта как «монады» и на понимание позиции аналитика как нейтрального и объективного исследователя внутренних конфликтов пациента. Своим появлением он был обязан целому ряду предшественников, в том числе Шандору Ференци и его ученику и последователю Микаэлю Балинту, Дональду Винникотту – автору знаменитого тезиса «нет такого явления, как младенец (вне контекста отношений с матерью)»; наконец, Хайнцу Кохуту, определившему психоанализ как эмпатийно-интроспективный метод и обогатившему его теорией судьбы человеческого Я.

  • Бессознательное;
  • Перенос;
  • Контрперенос;
  • Сопротивление;
  • Интерпретацию;
  • Проективную идентификацию;
  • Аффекты;
  • Эмпатию и интроспекцию.
  • Цели, методология и организация психоаналитического процесса при интерсубъективном подходе.
    Интерсубъективный взгляд на природу и лечение пограничных и психотических состояний.

Данный проект предполагает широкий диапазон обучающих форматов: лекции, доклады, семинары по ключевым понятиям и проблемам психоанализа, работу с текстами, разборы клинических случаев, групповые супервизии, ролевые игры, тренинги по психоаналитической технике и т.д.

Пожелания к кандидатам: Наличие собственной психоаналитически ориентированной практики. Прохождение собственного анализа (но не у ведущего группы).

Занятия будут проходить с 16 по 20 апреля 2018 года, по 8 академических часов ежедневно (с 12.00 до 15.00 и с 16.00 до 19.00).

Стоимость участия – 12 000 рублей.

По окончании курса выдается сертификат о повышении квалификации государственного образца.

Запись в группу проводится в приемной ректора ВЕИП (Большой пр.П.С., дом 18а) с 11 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья, у референта ректора Гурбановой Солмазы Байрамовны, лично или по телефону: (812) 235-28-57.
​Запись в группу производится после личного собеседования с ведущим.

Приветствую вас

Направления, которыми я занимаюсь, взаимосвязаны единой тематикой:

ПСИХОЛОГИЯ (психолог-консультант, кандидат психологических наук, доцент):

  • психологическое консультирование (частная консультационная практика с 1999 года)

  • социальная пихология (психология масс, психология рекламы, психология социального воздействия)

  • психодиагностика (диагностика личности и межличностных отношений)

  • визуальная психодиагностика (в 90-е гг. XX века — «экспресс-диагностика») — диагностика личности по вербальному и невербальным каналам коммуникации

  • психологическая графология (автор графологической системы)

  • психогенеалогия, работа с семейными сценариями, часто слепо копирующимися в следующих поколениях.

  • изучение семейных проблем посредством фракционного регрессионного гипноза (семейные и родственные проблемы)

ПРАКТИКА РЕКЛАМЫ и PR (менеджер по связям с общественностью):

  • психология рекламы и связей с общественностью (PR)

  • моделирование и технологии воздействия на социальные группы

  • визуальная психосемиотика в СМИ и рекламе (использование символов и цветовых видов воздействия)

ИСТОРИЯ (магистр истории):

  • история (история России XVIII-XIX вв., история семьи и рода)

  • российская геральдика

ПРЕПОДАВАНИЕ:

  • стаж работы университетского преподавателя с 1996 года.

  • профессор кафедры психологии

  • тренер, ведущий консультант

Провожу консультации по решению следующих проблем:

  • решение личных проблем

  • снятие депрессивных состояний

  • работа с трудными жизненными ситуациями

  • помощь в переживании утраты близкого человека.

  • анализ совместимости партнеров перед вступлением в брак. Такой анализ позволяет на раннем этапе выявить ожидания обоих партнеров от совместной жизни, максимально оптимизировать их требования друг к другу так, чтобы прав и обязанностей в семье у каждого было поровну.

  • консультирование пар в кризисные периоды семейных отношений. Такими кризисными периодами могут быть даже самые радостные события жизни – беременность супруги и рождение ребенка, переезд, взросление детей и пр.

  • Проблема охлаждения отношений между супругами, проблемы, связанные с благосостоянием семьи, работой, распределением бытовых обязанностей, отношением с родственниками.

  • консультирования пар на грани развода. Важно помнить, что семью часто возможно сохранить, но если это невозможно необходимо сделать процесс расставания максимально безболезненным для обеих сторон, а также для детей, если они есть у супругов.

Также занимаюсь следующей тематикой:

  • социальная благонадежность человека – следование социальным нормам, законопослушность, стрессоустойчивость, подверженность воздействию со стороны других людей.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *