Ребенок молчит на уроках

Почему молчит ребенок

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет

Как часто родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда малыш в ответ на слова, просьбы и вопросы взрослых просто молчит и как будто замыкается в себе. Так случается, когда мама пытается научить сына математике, а он не желает повторять только что объясненный ею урок; так бывает, когда папа ругает малыша за плохое поведение, а он словно не слышит. Но малыш просто делает вид, что не слышит взрослого и молчит. Почему так происходит?

Ребенок боится

Очень часто дети теряются и не могут найти подходящих слов, когда взрослый по какой-то причине их пугает. Возможно, малыш боится ответить на вопрос неправильно и тем самым вызвать гнев родителей. Точно так же обычно ведут себя и взрослые. Вспомните свою реакцию, когда вы чего-то боитесь – все нужные слова сразу же вылетают из головы, а внимание рассеивается, и вы не можете вспомнить, что вам только что сказали. Так же и у малыша — вместо нужных ответов в голове начинают крутиться мысли о том, правильно ли он отвечает, как он выглядит, что скажут родители и так далее.

Ребенку не интересно

Еще одна причина, по которой вам может казаться, что ребенок вас не слышит или не слушает – это отсутствие интереса с его стороны. К примеру, малыш увлекся сборкой самолета из конструктора и пропустил вопрос отца или не услышал, как мама зовет его обедать. Не нужно ругаться – вспомните свою реакцию на внешние раздражители в то время, когда вы чем-то сильно увлечены. Попробуйте попросить мужчину починить дверцу шкафа во время просмотра футбольного матча или спросить у женщины, где лежит квитанция о квартплате, когда она увлеченно разговаривает с подругой по телефону, и вы поймете, что с первого раза вас вряд ли услышат.

Ребенок протестует

Очень часто дети никак не реагируют на просьбы и вопросы родителей, когда хотят им досадить. В большинстве случаев такой протест – это эмоциональная реакция на большое число ограничений, жесткий родительский контроль и стремление участвовать во всех делах ребенка. Родители из-за своей чрезмерной опеки и контроля быстро теряют доверие и уважение ребенка, которые очень трудно вернуть.

Если замкнутым и необщительным становится подросток, то родителям необходимо поговорить со своим ребенком. Если беседа не принесла результатов и причина замкнутости или агрессии осталась невыясненной, то следует незамедлительно обратиться к психологу.

00:00 00:00

Если ребенок молчит…

Если вы столкнулись с таким поведением ребенка, в первую очередь определите, с чем оно связано. Страх можно прочитать в глазах малыша и постараться успокоить своего ребенка. Не используйте командный тон, не повышайте голос, говорите с малышом спокойно.

Если страх ребенка – это боязнь что-то сделать не так, то он обычно возникает как реакция на чрезмерную опеку со стороны родителей. Вам нужно пересмотреть свое поведение и постараться давать малышу как можно больше самостоятельности: не стоит объяснять ему правила пользования каждой новой игрушкой, читать лекции о том, как опасно ходить по лужам, покрытых льдом, и каждый раз рассказывать, как нужно правильно шнуровать ботинки. Постепенно малыш перестанет чувствовать давление с вашей стороны и станет более раскованным и открытым.

Если ребенок вас не слышит из-за того, что его мысли сосредоточены на чем-то совершенно другом, нужно либо дождаться более удобного момента, либо поговорить с крохой о том, что его занимает в данный момент. Малышка, с которой вы немного поиграете в куклы, охотнее пойдет обедать, а ребенок, собирающий новый конструктор, сможет переключиться на ваш вопрос, если вы сначала поинтересуетесь, чем он сейчас занят.

Если же причина – протест против чрезмерной опеки, вам нужно пересмотреть правила воспитания. Если ребенок постоянно слышит от вас замечания и упреки, неудивительно, что ему это надоедает, и он стремится закрыться от них «непроницаемой стеной».

Главное – это умение интересоваться тем, что происходит в мире вашего ребенка, и желание понять его, а не стремление сделать так, чтобы он беспрекословно подчинялся, выполнял приказы и всегда был готов отвечать на ваши вопросы. Только при взаимном понимании между родителем и ребенком могут возникнуть доверие и близость, которые нужны всем.

Виктория Грицук

Рот не закрывается: как заставить ребенка замолчать

«Научили говорить на свою голову, теперь мучаемся», — жалуются мамы и папы 3-5-летних «почемучек». Те непрерывно пристают с вопросами, на которые родителям отвечать неинтересно (а зря). Бывают дети-дошкольники — отличные рассказчики и выдумщики, с ними обычно все любят играть в детском саду и во дворе. Но становится все больше детей, у которых рот буквально не закрывается, они озвучивают каждую свою мимолетную мысль и нуждаются в слушателях — вот только общаться с ними никто не хочет. Что означает этот «словесный понос» и можно ли его остановить?

— А я возьму такой большой круг… ну, круглую вещь такую, и привяжу к ней веревки, чтобы они вот так свисали, и положу на деревья, и еще ветки будут, и согнется… и тогда дети захотят, но вообще никуда выйти не смогут, а еще все динозавры придут и запутаются, только маленькие совсем смогут пролезть, а вы знаете, что есть такие динозавры, которые не яйца несут, а рожают живых детенышей, и я бы себе только такого завел, он жил бы у меня под кроватью, и ходил бы с ним гулять на поводке, но у него еще были такие крылья, если бы он полетел у меня с подоконника, то все бы думали: что это такое? А я бы ему фонариком мигал, чтобы он ко мне возвращался, у меня есть такой фонарик, мне папа подарил, он мигает красным или белым, это нужно, чтобы батарейки не садились, а вы знаете, я, когда вырасту, изобрету такую батарейку, чтобы она вообще вечная была, и тогда…

— Стоп, — сказала я.

— Но я же еще вам не рассказал про батарейку, — удивился семилетний Миша.

— Я послушала тебя, и довольно. Дальше я буду говорить с твоей мамой. Я не буду слушать про батарейку.

— Но я же еще могу…

— Не сомневаюсь. Ты — можешь. Это именно я не готова слушать про батарейку дальше. Мне нужно знать, по какой причине мама привела тебя ко мне.

— А я вот смотрел такой фильм… Там были машины-трансформеры, так вот они…

— Я не буду сейчас с тобой разговаривать. Я буду разговаривать с твоей мамой.

Еще несколько попыток. Миша надулся, обиделся, попытался отвлечь мать. Мать два раза откликнулась на его (достаточно бессмысленные по форме, но понятные по содержанию) запросы, потом все-таки считала мое недвусмысленное послание и повторила фактически слово в слово:

— Я не буду сейчас с тобой разговаривать. Я буду разговаривать с Екатериной Вадимовной. — И здесь опять не удержалась: — А ты можешь пока игрушки посмотреть. Погляди, сколько здесь машинок, и еще вон там в ящике можно…

— Стоп, — снова сказала я. — Игрушки в зоне доступа и уже разрешены к использованию. Расскажите, что вас ко мне привело.

С ребенком никто не общается. Это шизофрения?

— С ним никто не общается. — В голосе мамы даже не тревога, а практически отчаяние. — Из детей, я имею в виду. Из сверстников. А ему уже очень надо. А никак. Они просто от него убегают. Или дразнятся. А мальчик, с которым Миша пытался подружиться, сказал своей маме, что он Мишу ненавидит. Почему?! За что?! Ведь наш Миша совсем не агрессивный, он никогда не дрался, не обижал, не бил никого…

— Давно дети с Мишей не общаются? Только в школе или и раньше тоже?

— Всегда. Он всегда прекрасно общался со взрослыми. Никогда никого не боялся, хорошо вступал в контакт. Здоровался, всегда говорил «пожалуйста», «спасибо». Это ведь значит, что у него нет аутизма, да? Я читала… И со старшими детьми маленький иногда тоже играл.

Мы пошли в детский сад с четырех лет. В хороший сад, в частный, дорогой. Там много внимания каждому ребенку уделяли, много разных занятий. Но он там все время был с воспитательницей или с нянечкой. Помогал им, хорошо выполнял все задания. Там сложные задания были…

Это ведь значит, что он не умственно отсталый? Я сама знаю, что нет. Он иногда такие вопросы сложные задает. Дети с задержкой развития ведь не задают сложных вопросов? И такие сложные умозаключения. И фантазия у него прекрасно развита. Он истории сочиняет и сам их записывает и рисует, а потом нам рассказывает. С пяти лет.

Я так надеялась на школу. Я специально выбрала самую обычную, рядом с домом, мой муж ее закончил, чтобы были самые обычные, нормальные дети. Но нам уже пришлось ее поменять…

— Поменять школу в первом классе? Почему? Что случилось?

— Миша сначала тоже очень хотел в школу, радовался, ему там все нравилось, уроки нравились и учительница. Мы ему говорили: в школе у тебя будут друзья, и он тоже хотел и был готов с ними дружить. И с учебой у него все хорошо достаточно получалось: мы же его готовили, и в садике тоже.

Но рассказывать нам про школу он быстро перестал. А потом я заметила у него странные игры и бормотание такое: всех убить! Я испугалась, конечно, побежала к учительнице. А она мне: очень хорошо, я как раз собиралась вам звонить. Понимаете, у меня к Мише абсолютно никаких претензий нет, он немного навязчив, но в целом вписался и совершенно справляется со всеми учебными и дисциплинарными требованиями. Но дети от него буквально шарахаются.

Вчера мы ходили в дом культуры на спектакль, и все (все!) дети класса отказались встать с Мишей в пару. В результате я сама вела его за руку. Как вы понимаете, меня это не может не тревожить. Что-то здесь не так. Может быть, вам показать его психиатру? Я слышала на курсах повышения квалификации, что такая реакция детского социума бывает при начинающейся шизофрении…

Как вы понимаете, ребенка мы немедленно из этого класса забрали…

«А психиатру-то показали?» — хотела спросить я, но удержалась, решила дослушать историю до конца.

— И отдали его в небольшую частную школу, маленький класс, семь мальчиков и три девочки. Ему очень понравилась учительница, он ей открытки рисует, цветы дарит.

— А с детьми?

— Он выбрал одного мальчика, который его чем-то привлек, пытался с ним подружиться, машинки ему дарить (это Мише бабушка посоветовала), но тот его все равно от себя гонит. А позавчера учительнице сказал: Лилия Николаевна, пожалуйста, уберите Мишу от меня, я его ненавижу…

Тут мама Миши заплакала. Миша, который все это время дулся в кресле, встал, подошел к матери и стал молча отдирать ее прижатые к лицу ладони.

Мне очень хотелось повторить рекомендацию первой Мишиной учительницы. Но было очевидно, что в этом случае мама Миши просто пойдет искать другого психолога или опять другую школу. Разве это поможет Мише?

Я решила выбрать другой путь.

Ребенок не умеет учитывать интересы других

— Сейчас, когда вы перестанете предаваться отчаянию, — сказала я, — мы с вами обсудим относительно Миши одну вполне себе стратегическую вещь, потом вы попытаетесь ее воплотить, а если ничего не выйдет — пойдете на консультацию к психиатру. Договорились?

— Да, да!

— Миша, перечисли, пожалуйста, что любит тот мальчик, с которым ты пытался подружиться в классе. Еда? Игры? Книжки? Фильмы?

— Я не знаю, — Миша удивленно взглянул на меня. — Я не спрашивал.

— Скажите, пожалуйста, — обратилась я к матери, — вы всегда выслушиваете своего ребенка?

— Конечно. Во всяком случае, стараюсь. Я в книжках читала про уважение к личности ребенка и еще помню, как моя мама меня никогда не дослушивала. Нас у нее трое было… И вот я решила…

— То, что вы (и еще многие родители) решили, — палка о двух концах. Ребенок, его развивающийся мозг, безусловно, нуждается в слушателе, собеседнике. И уважение или хотя бы доля терпения к его мыслям, чувствам, находкам и позиции ему, безусловно, нужны.

Но есть в развитии ребенка и еще одна немаловажная обучающая программа. Если ты хочешь, чтобы тебя слушали другие, ты должен деятельно учиться быть им, именно им интересным. То есть изменять свои поступки, поведение, рассказы под их потребности. А еще до того — интересоваться ими.

Я сама рассказчик с раннего детства, поверьте, я великолепно знаю, о чем говорю. Ваш Миша не умеет слышать, видеть, узнавать других людей. Он попросту ими не интересуется.

— Так он болен? — мать трагически заломила бровь.

— Давайте для начала считать, что здоров, — предложила я. — Сейчас много таких детей. Родные их с рождения развивают, уважают их мнения и желания, бережно выслушивают. Другие взрослые и старшие дети относятся к ним снисходительно, иногда по первости даже ими забавляются, как говорящими игрушками. Дети привыкают к такой позиции мира и растут в уверенности, что так будет всегда. Когда они попадают в коллектив ровесников, проблемы возникают неизбежно.

Кроме того, есть дети (и взрослые), чуть ли не от природы склонные к резонерским монологам, как бы размышлениям. Если их не останавливать, они могут более или менее связно говорить-рассуждать часами: про динозавров, про свою жизнь, про политику, про человеческие отношения, про мораль…

Как остановить умственную жвачку

— Мой дедушка! — вдруг вскричала мама Миши. — Он и сейчас жив и постоянно что-то такое говорит, и его постоянно заносит… Мы с мамой сейчас думаем: это от старости, но он ведь и раньше… просто он тогда работал, у него времени не было, и бабушка покойная умела его останавливать, переключать… Да! Я сейчас вижу, что Миша говорит очень похоже на деда, просто у него знаний и опыта меньше…

— На околонаучном языке это называется «умственная жвачка». И, возможно, у Миши сочетание обоих факторов: ваши педагогические ошибки (не учили интересоваться другими, приспосабливаться к ним) плюс его собственная наследственная склонность к резонерству — привело к такому тяжелому положению.

— А что же теперь делать?

— Учить. Так же, как учат читать и писать. По пунктам. С прописями и тренировками. Учим задавать вопросы другим людям о них самих. Учим внимательно выслушивать ответы, систематизировать услышанное и делать выводы. Учим пользоваться собранной информацией.

Выглядеть это может примерно так. Мне интересен Леша. Спросить, что ему интересно. Спросил. Леша любит роботов, стало быть, нужно ему в них и предложить поиграть. Играть сначала строго по его правилам (это честно, потому что это я хочу с ним дружить, а не наоборот) и только потом предлагать свои или рассказывать интересные с твоей точки зрения сведения о роботах. Все время следить за реакцией: не скучно ли Леше? Если он хорошо отзывается на что-то конкретное — запомнить это.

Поначалу это очень трудно, потому что поперек всего того, чем и как ребенок жил раньше. Но как только от мира начнет поступать положительная обратная связь, то есть с Мишей на изменившихся условиях кто-то из сверстников согласится общаться, у него сразу прибавится и сил, и желания учиться дальше.

— Ира любит котиков… — задумчиво сказал Миша из кресла. — Они у нее везде…

— Ну вот и начало, — улыбнулась я.

Тёплый Стан

Как заставить соседских детей молчать во время работы дома

Как жить, если квартира уже куплена, книжный стеллаж не избавляет от соседского шума, а начальник перевел вас на удаленку? Можно ли жаловаться на соседей в период самоизоляции, если они мешают вам работать? Интернет-газета «Москва.ру» узнала ответы у экспертов.
Закрыть розетки креслом, приклеить пенопласт под натяжной потолок, установить книжный стеллаж на всю стену, повесить ковры, как делали это бабушки, и т.д. Каких только способов не найдешь в интернете, чтобы хоть как-то справиться с ужасной звукоизоляцией в квартире. Но эксперты такие методы обычно не используют.
«Исправить это можно, если только сделать в квартире шумоизоляцию стен, которые соприкасаются с соседскими. По-другому это никак не исправить. По строительным нормам это допустимо, но для людей это создает определенный дискомфорт», — объяснил корреспонденту «Москвы.ру» генеральный директор одной из столичных строительных фирм Артем Винокуров.

При этом, по словам эксперта, чаще всего плохая звукоизоляция встречается именно в панельных домах и «с этим ничего не поделать». Тем жителям, которые сейчас как раз находятся в поиске квартиры, Артем Винокуров дал совет.
«Шумоизоляцию можно проверить специальным прибором — шумометром. Но днем всегда тихо, надо проверять в 9-10 часов вечера», — добавил гендиректор.
Если же от посторонних громких звуков ничто не избавляет, то с этим придется смириться. Или москвич имеет законное право пожаловаться на соседа?
Юрист Алина Боштырева сразу напомнила корреспонденту «Москвы.ру», что к действиям, нарушающим покой граждан и тишину, относятся: использование телевизоров, игра на музыкальных инструментах, крики, пение, сигнализация автомобилей, пиротехнические средства, производство ремонтных и строительных работ и т.д.
Согласно указу президента «Об объявления в РФ нерабочих дней», даты с 30 марта по 30 апреля именуются нерабочими. Но согласно п. 1 разъяснений письма Федеральной службы по труду и занятости от 31 марта 2020 г. N 990-ТЗ «Об осуществлении трудовой деятельности в нерабочие дни», установленные указом нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням, отмечает юрист.
«Таким образом, в настоящее время отсутствует состав правонарушения в действиях соседа, так как он работает как бы в «рабочее время», в которое законом шуметь разрешено», — заверяет Алина Боштырева.
Однако если шум ежедневный, невыносимый и договориться с соседями не получается, то возможен и другой механизм.
Согласно Рекомендациям работникам и работодателям в связи с указом президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней» (письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2020 г. N 14-4/10/П-2741) работники, находящиеся на удаленном режиме работы, по согласованию с работодателем имеют право на продолжение своей трудовой деятельности в период самоизоляции.
«Необходимо получить в организации, где вы работаете, справку-уведомление о том, что ваша работа теперь проводится дистанционно. А значит, вы имеет право замерить уровень громкости посторонних звуков, которые мешают вам осуществлять вашу трудовую деятельность», — поясняет юрист.
Это установлено Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.)».
«При наличии факта нарушения стоит обратиться в Управляющую компанию, полицию и трудовую инспекцию. Т.е. «затаскать» соседа по инстанциям. Что, как правило, не должно быть в интересах соседа», — говорит Анна Боштырева.
Эксперт отмечает, что стоит потребовать привлечения нарушителя к ответственности как нарушающего закон о тишине в условиях режима повышенной готовности. Но при этом ситуация должна быть действительно невыносимая, и тогда нарушение тишины повлечет «предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей», заключает юрист.
https://mockva.ru/2020/04/22/127340.html Шумоизоляция в самоизоляции. Как законно заставить… Как жить, если квартира уже куплена, книжный стеллаж не избавляет от соседского шума, а начальник перевел вас на удаленку? Можно ли жаловаться на соседей в период самоизоляции, если они мешают вам работать? Интернет-газета «Москва.ру» узнала ответы у экспертов. mockva.ru

  • #лучшедома

Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?

Очень важно понять, что делать, если ребенок молчит на уроках, ведь эта проблема мешает ему реализовать свой интеллектуальный потенциал. Конкретным действиям по коррекции этого расстройства должен предшествовать детальный анализ ситуации.

Для начала постарайтесь выяснить, как сам ребенок объясняет свое поведение. Даже краткие ответы, например, «Мне страшно», «Я стесняюсь других детей», «Боюсь ответить неправильно» многое прояснят взрослым. Иногда школьник не может внятно описать свои ощущения или просто молчит в ответ. В таких случаях родителям поможет знание основных причин детской застенчивости на уроках.

Почему ребенок боится отвечать в школе

Специалисты выявили немало поводов молчания школьника, когда его спрашивает учитель. Самый банальный вариант – он просто не делает домашние задания или ему не дается какой-либо предмет. Это самая поверхностная и легкая для коррекции причина. Бойкие дети найдут, что сказать у доски, даже если не учили уроки. Другие же, наоборот, предпочитают молчать: стесняются своего невежества, тушуются перед преподавателем. Если проблема имеет длительный, устойчивый характер, причины ее гораздо серьезнее.

  • Логопедические нарушения

Комплексы, порожденные нарушениями устной речи, довольно устойчивы. Неправильное произношение звуков, заикание приводит к тому, что ученик стесняется сказать лишнее слово. Ему проще молчать, или делать вид, что не готов.

  • Нелояльная позиция учителя

Дети чутко подмечают нюансы поведения педагога. Невежливый тон, грозный взгляд могут глубоко запасть в душу чувствительного ученика. Язвительное замечание или небрежный жест оставляют в детском сознании психологические блоки. Они приводят к сильному страху, заставляющему молчать на уроке. Если же учитель негативно высказывается о способностях ребенка, кричит на него, то он может замкнуться надолго.

  • Высокие требования родителей

Некоторые мамы и папы излишне взыскательно относятся к успеваемости своего чада. С первых дней учебы они требуют от еще не адаптированного к школе малыша только отличных оценок и ругают (или даже наказывают) за малейший промах. Непомерная ответственность порождает невротические реакции, особенно у младших школьников. В таких случаях ребенок молчит на уроках, боясь получить недостаточно высокую отметку.

  • Низкий статус в коллективе

Аутсайдер в классе — это серьезная проблема, понижающая самооценку ученика. Сверстники могут дразнить школьника, смеяться над ним, проявлять физическую агрессию. Логично, что такой запуганный ребенок боится поднять руку, выйти к доске. Он понимает, что как бы блестяще не ответил, его выступление будет встречено негативно. Ребенок, подвергающийся буллингу в школе, предпочитает молчать, чтобы не привлекать к себе внимания.

Психологические причины

  • Особенности личности

В силу наклонностей характера некоторые ученики излишне застенчивы, неуверенны в себе, проявляют повышенную тревожность в официальной обстановке школы. Особенно это свойственно детям-меланхоликам и стеснительным интровертам. Такими ребятами любое требование учителя воспринимается как сильный стресс, даже если оно высказано в доброжелательной форме.

Причиной переживаний восприимчивого ученика может стать полученный в прошлом негативный опыт. Например, его ответ когда-то вызвал резкую критику учителя или насмешки одноклассников, и теперь мнительный ребенок боится повторения такой неприятной ситуации. Некоторые описывают свое состояние как «ступор», «ничего не помню». Если проблемой не заниматься, такие фобии только усугубляются. Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за боязни ученик молчит на уроке, а плохие оценки вызывают негативные эмоции и усиливают страх.

  • Элективный мутизм

Этим термином в психологии называют тревожное расстройство, когда дети молчат в определенных социальных ситуациях, в частности, на уроках, несмотря на то, что они свободно говорят дома или в привычной обстановке. Избирательный мутизм встречается довольно редко, примерно у 6 из 1000 детей. Девочки страдают больше чем мальчики, а наиболее типичный возраст возникновения этой проблемы — от 5 до 9 лет.

Диагноз «элективный мутизм» ставится только детским психотерапевтом на личной консультации. Это психологическое расстройство необходимо грамотно дифференцировать от физиологически нормальной застенчивости, которая может усиливаться при смене детского сада или школы. Все вышеназванные причины могут способствовать возникновению этого состояния, однако отличить варианты нормы от патологии, а также назначить подходящую терапию, может только грамотный детский психолог.

Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках

Определив конкретную проблему, родители с поддержкой учителей, а иногда и психологов, должны начать делать практические шаги для ее устранения.

Ликвидация пробелов в обучении

Если ученик отчаялся самостоятельно разобраться в хитросплетениях английской грамматики или сложных математических формулах, он делает вывод, что это «не мое». В таких случаях он может полностью игнорировать трудный для него предмет и молчать, когда его спрашивают. На помощь должен прийти неравнодушный репетитор, который не только подтянет упущенный материал, но и заставит ребенка поверить в свои силы.

Тот же подход применяется и в ликвидации логопедических нарушений. В школьном возрасте речевые трудности сложно поддаются коррекции в домашних условиях. Лучше всего обратиться за помощью к грамотному логопеду. В то же время поговорите с педагогами, объясните, почему ребенок молчит на уроке. Можно договорить о временной замене устных ответов письменными заданиями.

Проблема в конкретном учителе

Иногда источник детского страха связан с поведением преподавателя, которое может быть чересчур требовательным, эмоциональным или не слишком тактичным. Постарайтесь вначале уладить вопрос, что говорится, малой кровью. Донесите до учителя при личной встрече, что ваш сын или дочь молчит на уроке из-за слишком болезненной реакции на некоторые моменты. Педагог, у которого в классе множество учеников, может даже не догадываться, что для одного из них его реплики стали причиной комплекса.

Важно провести диалог в дружественном, конструктивном ключе: не обвинять преподавателя, а заострить внимание на индивидуальном восприятии ребенка. Попросите его отнестись более деликатно к ученику, найти с ним общий язык. А ребенку объясните, что учитель не хотел его обидеть. Если дипломатический подход не даст результатов, стоит задуматься о переводе в класс к более мягкому педагогу, который относится к школьникам более индивидуально.

Советы требовательным родителям

Чтобы ребенок не молчал на уроке, боясь не оправдать ваше доверие, не требуйте от него невозможного. Чаще всего завышенные требования к школьнику предъявляет один из родителей. Задача второго – доходчиво объяснить, что отличники далеко не всегда становятся счастливыми и преуспевающими людьми.

Эмоциональный комфорт и отсутствие комплексов в детстве гораздо важнее для развития полноценной личности, чем аттестат с отличием. Когда родитель пересмотрит свою позицию и станет снисходительнее смотреть на школьные достижения, ребенок перестанет переживать из-за домашних укоров. Спокойно и ласково объясните школьнику, что не будете делать выговоров за «четверку» или «тройку», и его активность на уроке возрастет.

Повышаем статус ребенка в классе

Более сложная ситуация, когда в школьном коллективе сложилась нездоровая обстановка. В этом случае родители должны делать все, чтобы наладить нормальные отношения с одноклассниками.

Чтобы перекодировать установку аутсайдера, психологи советую создать школьнику ситуацию успеха. Мальчишке поможет обрести уверенность занятие в спортивной секции, например, боевыми искусствами. В команде создается общность единомышленников, готовых вступиться друг за друга.

Школьники, как правило, более уважительно относятся к одноклассникам-спортсменам, тем более, если они могут похвастаться своими достижениями (грамотами, медалями). Девочке подойдут занятия танцами, гимнастикой, фигурным катанием.

Даже если быстро наладить отношения со сверстниками не удастся, ученик перестанет чувствовать себя изгоем. У него появятся новые друзья, занятия, приносящие радость и маленькие личные победы. Но если ситуация критическая и ребенок испытывает сильный дискомфорт, не стоит бояться перевода сына или дочери в другую школу.

Что делать, если причину установить не удается

Когда отсутствуют внешние источники того, что ребенок молчит на уроках, скорее всего, дело в особенностях характера или психологических проблемах. Подход к избавлению от подобных комплексов может быть абсолютно различен, и должен определяться детским психологом.

Например, если ребенок по натуре застенчив, ему может помочь тренинг по ораторскому искусству или занятия в театральной студии. Но если он относится к природным интровертам, такие действия не принесут пользы. В этом случае он будет испытывать дискомфорт при каждом публичном выступлении.

Если учителя пойдут навстречу, можно договориться о письменных проверках знаний. При необходимости ответить устно, это можно делать на перемене в отсутствии других учеников. В настоящем формате ЕГЭ не предусмотрено публичных ответов, так что аттестация ребенка никак не пострадает от такой формы обучения.

Детская психика легко уязвима, поэтому нередко подвергается воздействию неблагоприятных факторов. Вместе с тем, дети более восприимчивы к психологической коррекции. Чем раньше вы начнете работать над проблемой молчания на уроках, тем легче удастся от нее избавиться.

Мне нравится 1 Похожие посты

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *