Ребенка травят в школе

Что делать, если ребёнка травят в школе

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии National Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы Peter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools. .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки Руланн, Э. Как остановить травлю в школе. .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Что делать, если вашего ребенка травят в школе. Инструкция мамы

Все чаще в интернете появляются видеоролики, на которых подростки унижают или избивают кого-либо из своих сверстников. На днях в Вольске на камеру избили девятиклассницу, заставили ее облизать обувь присутствующих и выложили запись в сеть, писал Anews.

При травле, какой бы она ни была, жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Например, избитая девочка Алевтина из Вольска сама объясняла, что ее мучали за некий «косяк» — собственный проступок.

Именно поэтому здесь необходимо вмешательство взрослых, которые помогут ребенку и поддержат его. Москвичка Наталья Цымбаленко, которая в одиночку победила «крутых» школьников, устроивших травлю ее сыну, составила памятку на случай подобных ситуаций.

Доказательства и разговоры

Если вашего ребенка «прессуют» в школе: обзывают, прячут или ломают его вещи, бойкотируют, толкают и прочее, то обращаться нужно в учебное учреждение.

Сначала важно доказать, что вашего ребенка «травят». Делайте скриншоты сообщений, которые присылают вашему ребенку в соцсетях. Поговорите с одноклассниками сына или дочери. Сохраняйте заключения о поломках вещей и получайте справки и побоях. Собирайте все, что может пригодится для того, чтобы доказать, что ваш ребенок подвергается травле.

Не поленитесь посмотреть аккаунты зачинщиков травли в социальных сетях: на какие группы они подписаны, что лайкают и репостят, как общаются.

Записывайте аудио и видео, чтобы иметь другие доказательства противоправных действий.

Вместе со всей доказательной базой идите к классному руководителю. Привлекайте родителей учеников, которые организовывают травлю. Задействуйте школьного психолога и социального работника.

Если родители настаивают на том, что их дети «святые», а сотрудники школы умывают руки, мол детям самим нужно разобраться, то идите жаловаться выше.

Выходим на другой уровень

Отведите ребенка к психологу или психиатру, который даст заключение, что ситуация наносит ему моральный вред. Важно выбрать специалиста, который обладает лицензией, необходимой для суда. Тогда эта бумага пойдет в дело.

Теперь начинайте писать жалобы. Обязательно писать, а не приходить в кабинет «на разговор». В первую очередь пишите директору школы.

Если с его стороны никаких действий не предпринимается, что пишите в следующую инстанцию — в комиссию по делам несовершеннолетних управы/администрации района. Пишите в управляющий совет школы и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если опять не помогло, составляйте жалобы о бездействии представителей госучреждений в Департамент образования, прокуратуру и уполномоченному по правам ребенка в городе.

Главное — писать в инстанции по-порядку. Нет смысла обращаться в прокуратуру, если о вашей жалобе не знают в школе.

По направлению к суду

Если вы планируете обращаться в суд, то лучше нанять юриста, чтобы не разбираться самостоятельно во всех тонкостях закона. Не забывайте сохранять чеки, которые подтверждают ваши затраты. Посетили психолога/психиатра — взяли чек, сохранили его. Купили выписанные лекарства — тоже сохранили чек.

Юристы, репетиторы (если ребенок из-за травли пропускает школу), восстановление испорченного имущества — все стоит денег.

Если есть доказательная база, справка от специалиста, чеки, то подавайте в суд. Вы можете требовать возмещение морального вреда. Скорее всего, родители детей, которые обижают вашего ребенка, постараются не довести дело до суда, ведь им это тоже «влетит в копеечку».

Поднимайте шум

Самое главное сформировать общественный резонанс. Именно он заставляет многие инстанции работать. Пишите в социальные сети, обращайтесь к журналистам, пишите в СМИ.

Главное — не забывайте общаться с представителями школы и своим ребенком, держите «руку на пульсе» ситуации.

Если вы прошли все «круги ада», а результата нет, то не бойтесь начинать все заново: идти к учителю, директору, а потом и выше.

При этом не забывайте показывать ребенку, что за пределами школы есть другой мир. Отправьте его в кружок по шахматам или на каратэ.

Как могут наказать?

Если вашего ребенка травят дети, которым еще нет 14 лет, то всю ответственность понесут за них родители или государственное учреждение. Главное — подать в суд. В административном кодексе есть статья 5.35. «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Вот по ней и могут привлечь к ответственности родителей и госучреждение.

Если обидчикам уже есть 14 лет, то они могут понести уголовную ответственность по некоторым пунктам уголовного кодекса. В частности, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, кража, грабеж, разбой и вымогательство, умышленные уничтожение или повреждение имущества и хулиганство при отягчающих обстоятельствах, а также вандализм.

Если тем, кто занимается травлей вашего ребенка, уже есть 16 лет, то к вышеописанным статьям добавляется еще несколько: побои, истязание, мелкое хулиганство, клевета. Также 16-летний подросток может понести уголовное наказание за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, склонение к самоубийству.

Что делать, если ребёнка травят в школе: от разговора до заявления

Травля, или буллинг, — серьёзная проблема школы. Всё может начинаться безобидно (например, с дёрганья за косички), а закончиться — уголовной статьёй. Наш блогер, юрист и медиатор Елена Николаева, рассказывает, кто виноват в школьном буллинге и что делать, чтобы его прекратить.

Ученики московской школы № 1536 совершили акт насилия над семиклассником. Мальчика поймали, затащили в туалет и окунали головой в унитаз, снимая это на телефон, потом видео попало в сеть. Администрация школы сразу инициировала бурную деятельность по привлечению виновных к ответственности, хотя постановка агрессоров на учёт по делам несовершеннолетних вряд ли изменит что-то в уже сформированном поведении буллеров.

Что будет дальше? Сейчас с ребёнком работают психологи. Через какое время он сможет чувствовать себя в безопасности в этой школе? Сможет ли вообще учиться там дальше?

Кто виноват в произошедшем

Виновата школа, на территории которой это произошло. Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ответственность за жизнь и здоровье учеников во время образовательного процесса несёт образовательная организация. За невыполнение этого требования предусмотрена юридическая ответственность для руководителя и работников — вплоть до уголовной.

Виноваты семьи буллеров, даже семья мальчика частично виновата. Неужели раньше никто не замечал, что у ребёнка были проблемы в школе? Вряд ли это был единичный случай травли.

Что делать родителям, чьи дети стали жертвой буллеров-сверстников

Повторюсь, что школа несёт ответственность за учеников во время образовательного процесса. Это значит, что всё, что происходит в школе, — проблема школы, а любые конфликты и испорченная репутация для образовательного учреждения крайне нежелательны. Поэтому изначально вопрос детской травли нужно пытаться решать с родителями обидчиков и классным руководителем.

Если ни те, ни другие не желают вмешиваться, родителям нужно писать заявление на имя директора школы с требованием провести внутришкольное расследование. Для этого создадут комиссию, у школьников (инициаторов и участников травли) потребуют письменное объяснение, по результатам которого вынесут решение о применении мер дисциплинарного взыскания к обидчикам.

Законом «Об образовании» (статья 43) предусмотрено применение следующих мер дисциплинарного взыскания к обучающимся: замечание и выговор. Но к дошкольникам и ученикам начальной школы их применить нельзя. Крайняя мера — отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, но это заключительная мера и применима к детям, достигшим 15-летнего возраста.

Если школа не реагирует, ограничиваясь отписками, нужно давить на школу, писать в Департамент образования с жалобой на бездействие школы. Через директора инициировать собрание с родителями и классным руководителем, которое необходимо для прояснения своей позиции и намерений по защите прав ребёнка.

Хорошо, если в школе есть медиатор, которого получится привлечь к урегулированию конфликта

К сожалению, в России медиация ещё не очень популярна и чаще всего функции медиатора в школе возлагаются на человека, от медиации далекого и не понимающего, что нужно делать. Такие медиаторы начинают всеми силами пытаться примирить конфликтующих, а этого делать не нужно, так как цель медиации — в снижении градуса конфликта, нахождении консенсуса.

Если и это не помогает, а травля не прекращается, ребёнка от школы придётся изолировать, написать заявление в полицию и в комиссию по делам несовершеннолетних. Родителей обидчиков привлекут по части 1 статьи 35 КоАП РФ, а обидчиков поставят на учёт по делам несовершеннолетних. Помимо этого, родители пострадавшего имеют право обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба и морального вреда.

Важно!

Родителям пострадавшего ребёнка нужно располагать достаточными данными о конфликте и подтверждениями своей позиции. Это могут быть скрины социальных сетей с сообщениями обидчиков, скрины переписки. Если после школы родители обнаружили на теле ребёнка ушибы, их нужно сразу зафиксировать у медиков. Возможно, у кого-то обнаружится видео школьных разборок, испорченные и пропавшие в школе вещи, — по всему должны быть подтверждения. Лишь имея достоверные подтверждения, родители смогут контролировать ситуацию и доказать произошедшее.

Помните, что любая борьба хороша, но она ни в коем случае не должна сказываться на психологическом здоровье ребёнка. Именно поэтому, если ребёнку не становится лучше в коллективе, лучше подумать над альтернативой школе или переводе в другую школу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что делать, если тебя травят в школе: инструкция для детей

Буллинг — это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективом. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, который может отразиться на их здоровье.

Известный психолог Людмила Петрановская написала памятку для детей, где объясняется, что такое травля, чем она отличается от игры и как ее остановить. Редактором текста выступила популярный детский поэт Маша Рупасова. Мы рекомендуем всем родителям прочесть эту памятку вместе с детьми.

Знаешь ли ты, что такое травля?

Когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют, когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают — это называется травля.

Хотя часто люди, которые кого-то травят, предпочитают говорить:

— «Мы просто его не любим».

— «Мы просто ее дразним».

— «Мы так не играем».

— «Мы шутим, это же шутка».

Ты согласен, что это «просто шутки»?

Вот несколько мальчиков отняли у одного шапку и кидают друг другу, а он мечется между ними, пытаясь ее поймать. Они «просто играют»? Может быть. Если тот, чья шапка, тоже весело смеется. Если сегодня кидают его шапку, а завтра — другого мальчика. Если поиграв в шапку, они пойдут дальше, все вместе весело болтая.

Но что, если все иначе?

Если всем весело, а тому, чья шапка – вовсе нет? Потому что он знает, что сегодня, и вчера, и завтра будут бросать именно его шапку, или другую его вещь. Потому что они не просто кидают — они смеются над ним и говорят обидные вещи.

Мы все знаем и чувствуем разницу между игрой и травлей. В игре весело должно быть всем. В игру все вступают добровольно. В игре роли меняются: сейчас ты вода, потом я.

При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросают и ловят предмет. Все удовольствие — в издевательстве над человеком, в веселье по поводу его бессилия, его злости, в наблюдении за тем, как он мечется в кругу громко хохочущих ребят, едва сдерживая слезы. Очень гадкое удовольствие, недостойное хорошего человека.

А вот девочки сделали очень обидную картинку из фото одноклассницы и отправляют ей ссылки. А под картинкой — комментарии, в которых все изощряются в остроумии, стараясь задеть ее посильнее. И опрос: кто считает, что Даша Петрова — тупая корова?

Они «просто шутят»?

Нет. Это не шутки. Это издевательство.

Девочки получают удовольствие от того, что делают другому человеку больно. Не остроумием они наслаждаются, а насилием. Если Даша пытается в ответ оправдываться, или сердится, или просит прекратить, расстраивается, плачет, удовольствие становится еще больше. И еще отвратительней.

Никто не хочет быть плохим, да и, скорее всего, они не плохие. Просто в какой-то момент решили, что издеваться — это весело и это можно. Такое правило жизни возникло, и никто не стал с ним спорить.

Причины травли

Когда кого-то травят, всегда кажется, что на это есть причина. Он (она) же такой (такая).

Какой такой? На самом деле, неважно. Слишком умный, слишком глупый, слишком толстый, слишком худой, слишком странный, слишком обыкновенный, так одет, сяк одет, тем увлекается, этим занимается. Да какая разница. Что-нибудь да найдется.

Потому что дело не в том, кого травят, не в его качествах и особенностях. Если бы это было так, то было бы одно и то же во всех ситуациях: скажем, всегда травят толстых или двоечников. Но есть множество полных ребят, которых не трогают. И есть очень стройные, над которыми издеваются. Есть двоечники, с которыми все дружат, и есть отличники, которым не дают прохода. Нет никаких особых, специальных качеств, которые заставляют травить человека. И нет никаких качеств, которые бы точно от травли спасали.

Травля не связана с конкретными людьми. Травля — это плохое правило, которое завелось у группы. Если в классе принято травить, то травить могут кого угодно и за что угодно. А если нельзя, то очень разные дети могут в нем жить дружно и спокойно.

Травля – это плохо не только для пострадавшего

Когда в классе или в любой другой группе возникает травля, это очень плохо.

Иногда кажется, что это плохо только для того, кого обижают. Ему обидно, он расстраивается. Он не хочет ходить в школу, он даже иногда не хочет жить на свете.

Да, ему действительно несладко.

Но травля – это плохо не только для пострадавшего. Если в группе людей стало можно издеваться над кем-то, если это становится правилом, если те, кто травят, думают, что так и надо, и никто их не останавливает, – это меняет всю жизнь класса.

Больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Сегодня травят его – но завтра им покажется, что это я «не такой». Потому что они привыкли получать удовольствие от издевательств. Привыкли самоутверждаться за счет другого. А ну как завтра Даша свою страницу в Интернете закроет и больше не будет читать про себя гадости? Или мальчик, чью шапку кидали, просто уйдет в другую школу. Что тогда делать? Чем развлекаться? Против кого дружить? И тут уж кто подвернется, тот и будет новой жертвой. Ведь в нашем классе травить – принято.

Все это знают. И все боятся, даже если делают вид, что им очень весело.

А когда человек постоянно боится, ему сложно жить. И учиться сложно, и радоваться, и дружить. Психологи проверяли: если в классе есть травля, дети в нем хуже учатся. Все дети, не только те, кого обижают.

Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле неплохих в общем-то ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Сегодня жертва – он, а не я. И очень важно, чтобы всё так и осталось.

Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется. И, скорее всего, достанется. Ведь на самом деле все знают, что ведут себя недостойно. И если кто-то начинает возражать, он всем об этом напоминает. Надо поскорее про него какую-нибудь гадость сказать, чтобы перестал.

Всем неприятно, но все продолжают.

Потому что сложилось правило: есть те, кого травят, и есть те, кто травят. Выбирай свое место. Жизни без травли, жизни в дружном классе уже никто себе и представить не может.

Иногда, став старше, люди с болью и стыдом вспоминают, как травили кого-то в детстве. Но тогда это казалось им единственным выходом. Или они просто не понимали до конца, что происходит.

Травлю начинают не от хорошей жизни

Может быть, у человека плохо на душе из-за того, что дома родители ссорятся, и ему хочется слить на кого-то свое раздражение.

Может быть, он очень хочет быть первым и главным, но не уверен, что на это у него хватит талантов, вот и изобретает такой способ самоутвердиться.

Может быть, над ним самим раньше издевались, и теперь он совсем не хочет оказаться на месте жертвы и побыстрее занимает место обидчика. Когда он вместе с приятелями обижает кого-то, он чувствует силу, защищенность, правоту. Только в эти минуты ему и хорошо, спокойно, нестрашно. Поэтому хочется повторить их снова и снова.

Для него самого это не очень хорошо, потому что с детьми такое поведение может и даст какие-то минуты торжества, но в будущем, со взрослыми, он просто останется без друзей. Никто не хочет общаться с жестокими людьми, никто не хочет с ними вместе работать и отдыхать. Может быть, их будут опасаться, но любить вряд ли.

Словом, лучше бы, пока не поздно, научиться по-другому себя вести. Тогда, может быть, вокруг будут не подлизышестерки, которые с агрессором «дружат», а на самом деле боятся его и не любят. Может быть, настоящие друзья появятся. Может быть, даже тот, кто сейчас кажется «не таким», станет лучшим другом. Иногда нас особенно раздражают люди, которые нам на самом деле очень интересны, потому что непохожи на нас.

На самом деле они, конечно, знают, что это плохо. Потому и говорят: «Мы просто шутим», «Мы просто ее не любим», «Она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают — «такой». Сам виноват.

Вот группа ребят, среди которых Коля и Марина, издевается над одноклассницей Олей. Говорят про нее гадости, кричат вслед оскорбления, смеются, пальцами показывают, картинки рисуют противные, делают вид, что боятся, будто Оля их коснется. Они уверены, что с ними все хорошо, а вот жертва «какая-то не такая».

Но давай подумаем.

Вот Коля крикнул: «Оля тупая!». Что в результате этого его действия произошло с Олей? Стала ли она хуже решать задачи? Забыла ли что-то, что знала? Нет, Оля осталась ровно такой же, как была минуту назад. Чужие слова нас не могут менять. И это, на самом деле, прекрасно. А то одному покажется, что ты тупой, другому – что слишком умный, а тебе что, каждый раз сразу меняться в ответ? Еще не хватало.

Но можем ли мы сказать, что Колины слова вовсе ничего не значат и ничего не меняют? Нет. Кое-кто от них изменился. И это не Оля, а как раз Коля. Он обидел человека, сказал грубость и глупость. Это он стал после этих слов хуже, чем был до них.

Потому что НАШИ слова нас меняют, ведь слово – это поступок.

А тут еще Марина подоспела и начала: «Это что на тебе надето? Ты это где взяла, на помойке?».

Опять внимательно смотрим. Изменилось ли после слов Марины что-то в Олиной одежде? Стала ли она лучше или хуже одета? Нет. Как было, так и осталось. Ни одна пуговица не переместилась ни на сантиметр.

А что произошло с Мариной? Увы, Марина стала после своих слов хуже. Она потренировалась в том, как быть грубой и злой, поучила саму себя плохим манерам и плохому способу общаться с людьми. Что бы вы сказали о человеке, который специально тренируется делать что-то как можно хуже? Постоянно падать с велосипеда, как можно хуже играть в компьютерную игру или делать побольше ошибок в контрольной? Очень умно он себя ведет?

С Олей ничего не произошло. А Коля и Марина всего за пару минут стали хуже, чем были. Обидно должно быть не Оле.

На самом деле, конечно, и Оле может в результате стать плохо.

Неприятно это, когда тебя дразнят и обижают. Когда к нам проявляют агрессию, мы чувствует тревогу и напряжение. Это не назовешь приятным состоянием. Но по-настоящему Оля может пострадать, только если сама всерьез воспримет слова Коли и Марины. Если она поверит и согласится, что она тупая и что одета не так, как «надо», и главное – что Коля и Марина вправе решать, какой ей следует иметь интеллект и как следует одеваться.

Их слова не могут причинить ей ущерба. Но если их слова станут ЕЕ словами и мыслями, тогда дело плохо. Чужие слова не могут нас изменить. Наши собственные – вполне.

Когда человека травят, он слышит оскорбления в свой адрес так много раз и от стольких людей, что в какой-то момент начинает думать: а может, и правда? Может, со мной что-то не так? Может быть, мне стоит измениться, и тогда меня перестанут обижать, а будут со мной дружить?

Многие жертвы травли так думают. Они стараются похудеть и купить новую одежду. Они делают вид, что им тоже смешно, когда швыряют их вещи. Они не рассказывают взрослым про издевательства, чтобы не стать «предателем». Они пытаются оказать какую-нибудь услугу обидчиками, чтобы те сменили гнев нам милость.

И это никогда не работает.

Даже если завтра Оля придет в школу очень круто одетая и покажет дипломы пяти выигранных олимпиад, это ничего не изменит. Потому что, как мы помним, травля возникает не потому, что жертва такая или другая. Она возникает потому, что группе понравилось кого-то травить. Просто теперь Олю будут обзывать «ботанкой» и говорить, что она «вырядилась».

Что же делать?

Просто еще раз подумать о том, о чем мы говорили выше. Чужие слова не имеют значения. Они не могут нас изменить. Если кто-то хочет нас обижать, то дело не в том, какие мы, а в том, какой он.

Еще раз вдумайтесь: кто-то хочет тебя обидеть. О ком эта информация? О нем или о тебе? У кого-то есть потребность издеваться над другими, самоутверждаться за чужой счет. Ты здесь причем? Это информация о нем. Наверное, какие-то у него проблемы.

Помнишь детскую присказку: «У кого что болит, тот о том и говорит»?

Только в жизни человек, которому плохо на душе, обычно боится сказать «мне плохо, я в себе не уверен, я боюсь, что меня не будут уважать». Если бы он решился, очень может быть, что его бы в ответ поддержали. Но он не может решиться, не верит, что ему помогут. И поэтому говорит не про себя, а про другого: «смотрите, какой глупыйслабый-некрасивый-не такой, давайте все дружно его (а не меня) не уважать».

Неправильно:

— Спорить («Я совсем не толстый, просто крупный», «Это новая кофточка, самая модная, ты просто не понимаешь»);

— Отвечать тем же («Ты сам дурак!», «Ты сама с помойки»);

— Угрожать («Я все расскажу учительнице!», «вы у меня получите!»);

— Делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза;

— Делать вид, что тебе смешно, если это не так убегать и прятаться;

— Плакать и жаловаться;

— Бросаться в драку;

— И вообще пытаться непременно все это остановить.

Зачем останавливать то, что не может тебе причинить вреда? Им нравится это делать – это информация о них, а не о тебе. Мало ли, кто вокруг чем занимается и что говорит! Они хотят так проводить свое время – это их дело. А у тебя своих дел полно.

Правильно:

— Пожать плечами («Может, и так»);

— Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»);

— Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»);

— Задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»);

— Согласиться («Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил»);

— Дать разрешение («Ты можешь так думать,если хочешь»).

Смысл любых правильных реакций – показать, что то, что происходит – их дело, а не твое. Это они тут что-то думают, чего-то хотят, скачут-прыгают-кричат, какие-то имеют мнения и интересы. Ты этим если и интересуешься, то из вежливости.

Поначалу обидчики могут еще больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что им правда нет никакого дело ни до твоего внешнего вида, ни до твоих качеств. Им хотелось получить удовольствие от твоей обиды и от своей власти над тобой. А нет обиды – нет и власти, и смысла продолжать тоже нет.

Но этого может быть недостаточно

Иногда травля переходит все границы и дело не ограничивается обидными словами.

Если:

  1. Тебе сделали по-настоящему больно,
  2. намеренно сломали твою вещь,
  3. испортили одежду,
  4. отняли деньги,
  5. мешают спокойно есть, переодеваться,
  6. пользоваться туалетом,
  7. угрожают тебе.

Это уже не просто травля. Это настоящее насилие, и оно запрещено законом.

Не нужно это терпеть. Немедленно сообщи взрослым: учителю, родителям и попроси о помощи. Ты не станешь от этого «ябедой». Ябедничать – это жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идет о насилии, оно должно быть прекращено, и помощь взрослых здесь необходима.

Бывает, что обидчики запугивают и говорят: «Если скажешь кому-нибудь – вообще убьем!». Не стоит им верить. Такие люди всегда связываются только с беззащитными. Достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьезно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратятся в полицию.

Если травля – это болезнь группы, лечить ее надо тоже всем вместе.

И на самом деле это совсем не сложно, если захотеть. Достаточно хотя бы нескольким ребятам договориться, что они больше не будут пассивно смотреть, как над кем-то издеваются.

Что можно сделать?

— Сказать: «Это не круто. Это глупо. Прекратите»;

— Подойти к тому, кого обижают, и сказать ему: «Не слушай, это они сдуру»;

— Поговорить с агрессорами и сказать, что вам это не нравится, и если они не прекратят, вы расскажете взрослым;

— Попросить учителя помочь вам справиться с травлей в классе.

Все это очень простые действия, но они работают. Травля держится на идее «все против одного». Если вы ясно покажете, что никаких «всех», кому нравится издеваться в вашем классе нет, травля быстро сойдет на нет.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *