Рассказы про сострадание

Дивный гимн любви воспел ап. Павел:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13).

Когда некий законник спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:36-40).

На Тайной вечери Христос говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин 4:20-21).

Любовь не раздражается, поэтому очень важно следить за тональностью разговоров в семье, и прежде всего — между супругами.

Грудной младенец много плакал. Однажды раздраженная мать воскликнула: «Как ты мне надоел, все орешь. Замолчи! Из окна тебя выброшу, негодника».

Когда она после этого пришла в комнату, младенца не было. «Где… ?» А его маленький брат (трех-четырех лет) сказал: «Мама, он все плакал, а ты сказала: если он будет плакать, его надо выбросить из окна. Я его выбросил». Вот результат сложения раздраженности матери и любви к ней трех-четырехлетнего младенца.

Только научившись любить ближних своих, можно исполнять и большую заповедь Христову: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Не говорите, что это противоестественно, — христианство не естественно и не противоестественно; оно — сверхъестественно поднимает человека до Царствия Небесного.

Любовь, как и вера, «без дел мертва» (Иак 2:20). Мы любим не столько тех, которые о нас заботятся, сколько тех, о ком заботимся сами. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста. «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф 6:2-3).

Когда родители все дают ребенку, своему кумиру, не научая его отдавать, и не заботятся хотя бы друг о друге (отец о матери, мать — об отце), они растят эгоиста с потребительской психологией. Сколько мы знаем родителей, все отдавших своим детям и брошенных на старости лет. С молодых лет следует воспитывать в человеке ответную любовь к людям, давшим ему жизнь. Чтобы дети любили родителей, необходимо, чтобы они от отца и матери получали не только игрушки, джинсы, деньги на кино и т.д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви. Воспитание требует не открытого кошелька; главное — открытость сердца; тогда наступит время, когда дети из воспитуемых превратятся в друзей родителей, в семье произойдет взаимообогащение богатствами внутреннего мира.

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. Иак 2:22). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг ко другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значительный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опираться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и умнее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет, молитва и любовь. К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться, и исподволь готовить к этому детей, принимающих эстафету жизни и деятельности, но не вырывающих ее из отчих и материнских рук. К старости надо готовиться.

Любящий человек способен отдать свое другому, делиться со своими ближними и с встречающимися людьми. К этому нужен навык. Вкусное и хорошее должно предназначаться не только для младенцев и школьников, но и для родителей — во всяком случае, в сознании детей. При недостатке, допустим, фруктов и т.п. можно, оставив их открыто для родителей, потом незаметно отдать детям.

Одна семья жила в стесненных материальных обстоятельствах. После чая одну из конфет оставили на столе для отца, находящегося на работе. Ребенок, бегая по комнате, потянулся к конфете. «Надо оставить папе, — сказала мать, — с чем папа будет пить чай, когда придет с работы?»

Эта сцена в течение дня повторялась несколько раз, все чаще и чаще. Наконец мать сказала: «Ладно, бери папину конфету». Младенец зажал конфету в ручонке, а потом забросил ее в дальний угол стола, к стене, откуда сам он не мог ее достать. Остаток дня он не подходил к столу. Произошел маленький шаг в нравственном развитии человека.

Более взрослых детей следует посылать делать покупки в магазине. Это не только физическая нагрузка, но и приучение детей думать о нуждах семьи в целом. Конечно, здесь нужно родительское руководство, обеспечивающее «единство экономической политики» семьи.

В детях должна воспитываться братская любовь друг ко другу, между ними следует создавать душевно-духовную близость. Это нетрудно, ибо дети тянутся к себе подобным. Конечно, отношения между детьми, как и вообще между людьми, во многом определяются их психологическим складом. Но общность рождения, воспитания и воспоминаний отчего дома имеет огромное значение для дружбы и любви на всю жизнь. Детские ясли и сады нередко подрывают семейные устои и семейную близость между братьями и сестрами (1).

Детей с раннего младенчества надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, старших — привлекать к воспитанию младших. С какой любовью и уважением вспоминает свт. Василий Великий о своей старшей сестре — Макрине! В узбекском языке есть уважительное слово апа – «старшая сестра», с которым иногда обращаются вообще к почтенной и старшей женщине. Нянями в русских диалектах иногда называются старшие сестры. В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все или почти все ее члены, и семейные походы, поездки за город, посещение святынь, музеев, исторических мест и т.д., беседы на религиозные и другие темы. Некогда в русских интеллигентных семьях были в моде совместные чтения классиков по ролям, в которых принимали участие и друзья из «близких» домов, детские игры, спектакли, шарады и т.д. Все это не должно проводиться как некие семейные «мероприятия»: это — проявление любви (в ее христианском восприятии и понимании) в жизни семьи.

Любовь между детьми созидается любовью родителей между собой. Эту супружескую любовь необходимо и в деле, и в молитве беречь как драгоценный дар не только двоих, но и семьи в целом. Она воспитывается в супругах и их совместным трудом у детской кроватки, и всем стилем семейной жизни.

Конечно, основные ночные хлопоты с младенцем несет мать, а не работающий отец, но ведь она, замученная бессонными ночами, и физически, и морально нуждается в любовной помощи.

Можно привести и примеры того, как жена, целый день сидящая дома с одним ребенком, заставляет мужа стирать пеленки, а сама лишь играет с младенцем. Гораздо полезнее и для ребенка, и для отца было бы, чтобы тот, придя вечером домой, занялся бы малышом. В некоторых семейных и профессиональных ситуациях необходимо создать одному из супругов все условия для творческой работы.

Не будем приводить множества жизненных примеров; напомним лишь, что к супругам более, чем к кому-либо, относятся слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6:2).

Семья — общий организм; для нее естественно иметь общую кассу, куда вкладывается все: и заработки родителей, и стипендии и зарплата подросших детей. В семьях со стесненными материальными обстоятельствами это неизбежно, в состоятельных же иногда стипендию и заработок оставляют детям на «карманные расходы», продолжая их полностью обеспечивать всем необходимым из родительских доходов. Это неизбежно выделяет из семьи то одного, то другого повзрослевшего ребенка, способствует развитию потребительской психологии: «все мое — мое, а родители все равно обязаны меня и моих братьев и сестер содержать».

На свои нужды дети могут получать даже больше денег, чем их стипендии или зарплата, но — из общей семейной кассы. Изложенные соображения не относятся, разумеется, к тем детям, у которых собственные семьи.

Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за ее пределы; «…будем делать добро всем, — пишет ап. Павел, — а наипаче своим по вере» (Гал 6:10). «…Не унывайте, делая добро» (2 Фее 3:13).

Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь сделать что-либо одинокой старушке, позаботиться о подарке для кого-нибудь и т.д.

Проблема одиноких старушек в настоящее время стоит очень остро: их много, они беспомощны, одни из них благодарны и светятся радостью и верой, другие капризны и раздражительны: люди в старости более многообразны, чем в молодости. По очень многим причинам у значительной их части не устроилась личная жизнь: одни — они обычно благодарны — избрали служение Богу и людям, другие не смогли выйти замуж или потеряли своих женихов в лиховороте тридцатых годов и Отечественной войны. Переехать в дома престарелых и инвалидов — еще недавно означало лишиться возможности посещения Церкви и чтения духовной литературы и т.д.

Добро, сочувствие и дружескую помощь надо оказывать близким семьям, и соответственно приучать детей разделять их радости и горе; необходимо воспитывать в детях навык делать добро всем нуждающимся в помощи и сочувствии, привычку «спешить делать добро»(2). Следует рассказывать о героях добра и любви, от святых подвижников благочестия до д-ра Гааза, людей в ближайших к нам ушедших поколениях и конкретных знакомых. Образы человеческие обладают удивительной учительной силою.

Воспитание любви и легко, — ибо душа человека, как отметил Тертуллиан, по природе своей христианка, — и трудно, ибо в мире «по причине умножения беззакония» во многих охладела любовь (см. Мф 24:12).

Очень полезно прикреплять подростков, юношей и девушек к одиноким престарелым людям для той или иной помощи. Это часто оказывается не только помощью тем, кто в ней нуждается, но и позволяет молодым знакомиться с интересными людьми, которым есть что рассказать о прошлом, которые могут поделиться своим духовным опытом. Иногда между молодежью и такими одинокими стариками возникают нежные, родственные отношения.

Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странноприимные и сиротские дома.

Апостол Иаков в своем соборном послании пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2:19-20).

«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2:15-17).

В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие всякая церковная благотворительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорблением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка свт. Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви «Комитета помощи голодающим» были арестованы. Во время Ашхабадского землетрясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадавшим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа «Максим Горький», в фонд МОПР; позже обязательным для церкви был сбор в «Фонд мира», но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т.д. делать не дозволялось.

В двадцатые и тридцатые годы в некоторых приходах существовали системы прикрепления относительно состоятельных прихожан к семьям репрессированных, — ведь они были «лишенцами», не имеющими права даже на хлебные карточки. Конечно, такая помощь была не только материально обременительна, но даже и опасна: она могла быть истолкована как пособничество врагу. В некоторых приходах потаенно существовали (и существуют) группы девушек, ухаживающих за больными прихожанками. Теперь их стали с охотой приглашать и в больницы, где персонал всегда перегружен.

«…Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал 5:6).

Некоторые крупные приходы пытаются сами организовывать богадельни, при больницах восстанавливаются и создаются храмы, где дети и подростки могут учиться милосердию. Малые приходы могли бы организовывать общие богадельни или вместе шефствовать над одной больницей или домом престарелых, а детям и подросткам поручать посещение этих мест хотя бы раз в неделю (только регулярно). К сожалению, приходится встречаться со случаями, когда юноша или девушка с радостью соглашаются посещать дом престарелых, а потом бросают. Дела милосердия должны быть постоянны.

Священникам надо не только поощрять молодежь в ухаживании за больными и престарелыми, но и ограждать молодежь от неразумных требований последних. Старики часто жалуются, что их никто не посещает, никто им не помогает и т.д., хотя к ним регулярно и ходят, и звонят. Они больны, — и они требуют большего. У молодежи есть и своя личная жизнь, и родители, и работа, а старики часто забывают свою молодость и не хотят представить себе нагрузки работающих и учащихся. Такими капризно-старческими требованиями часто отличаются старухи, которые во имя своей «свободы» и ложной заботы о здоровье не обременяли себя семейными заботами и трудами с молодежью. Церковные приходы должны разумно распределять силы своих молодых членов. На морально-нравственных чувствах пришедших к вере детей иногда пытаются играть бросившие семьи отцы-старики, требуя себе почета, уважения и послушания. Их не надо бросать, но и не надо баловать, как малых детей.

…Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной.

  1. Тем не менее не может быть общего правила — отдавать или нет ребенка в ясли или детский сад. Решение нужно принимать самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств. Общий принцип — ребенок должен жить жизнью семьи; это значит, что нельзя жертвовать его интересами, исходя из желания облегчить себе жизнь, но не следует и создавать для него такие преимущества, которые семье не по силам, — это породит лишь отдаление, высокомерие и эгоизм. И при любых условиях совершенно недопустимо, чтобы православные родители не уделяли детям должного внимания под тем предлогом, что это мешает их собственной духовной жизни.
  2. Любимое выражение доктора Ф.П. Гааза. Ф.П. Гаазу (1780 — 1853) посвящены работы разных авторов. Наиболее известной является Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. Биографический очерк, неоднократно переиздававшийся и 5 раз вышедший в «Собраниях сочинений» А. Ф. Кони (например, М., 1968, т. 5, сс. 289-422)

Источник: портал «Православие и современность. Электронная библиотека»

10 замечательных примеров человеческой доброты

Тем не менее, всё не так плохо: Фактрум приводит 10 замечательных примеров человеческой доброты и сострадания.

1. Работа Матери Терезы

В 1999-м году, на пороге нового тысячелетия, американцы в ходе голосования признали Мать Терезу самым почитаемым человеком столетия. А согласно опросу, проведённому CNN, ею восхищались больше, чем Мартином Лютером Кингом, Джоном Кеннеди, Альбертом Эйнштейном и Хелен Келлер.

Что же делает её такой особенной?

Мать Тереза, урождённая Аньэз Гонджэ Бояджиу и названная Ангелом Милосердия, была миссионером и монахиней римской католической церкви, посвятившей всю свою жизнь помощи другим людям. Сегодня, когда люди думают о святых, они обычно вспоминают о Матери Терезе.

Мать Тереза

В 1950-м году Мать Тереза основала Орден Миссионеров Милосердия, главной задачей которого был уход за больными, бездомными и беспомощными. В 1979-м году Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Тем не менее, в одном весьма спорном исследовании, проведённом в 2013-м году, высказывалось предположение, что репутация и святость Матери Терезы могут быть несколько преувеличены. Она действительно посвятила свою жизнь помощи ближним, однако её дома для умирающих порой не могли предложить для облегчения страданий ничего, кроме молитвы.

Скончалась Мать Тереза в 1997-м году.

2. «Проект Линус»

«Проект Линус» — это некоммерческая организация, которая раздаёт обычные и стёганые домашние одеяла больным или травмированным младенцам, детям и подросткам в больницах, приютах, в организациях социального обслуживания и в благотворительных организациях. Цель проста: дать людям чувство безопасности и комфорта тогда, когда оно им нужнее всего.

У проекта Линус в каждом штате есть местные руководители, и есть добровольцы, так называемые «blanketeers».

Например, в округе Фэйетт, в штате Джорджия, добровольцы с 2010-го года сшили, связали крючками, а затем раздали 1155 одеял местным детям, а в 2012-м году они послали 147 сшитых вручную одеял детям, пострадавшим в результате урагана «Сэнди».

3. «Байкеры против жестокого обращения с детьми»

«Байкеры против жестокого обращения с детьми» (или ВАСА) — это ещё одна некоммерческая организация. С 1995-го года они работают, чтобы оградить детей от насилия, и повысить осведомлённость общества о насилии над детьми. Их цель: сделать так, чтобы дети, подвергшиеся физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, перестали бояться. Потому что отсутствие страха — важный шаг на пути к исцелению. Также группа помогает финансировать терапию и терапевтические действия.

Байкеры-волонтёры из этой организации стремятся к тому, чтобы дети почувствовали себя в безопасности. Они стараются помочь и в ситуациях, когда с детьми жестоко обращаются сотрудники правоохранительных органов, сотрудники агентств по уходу за детьми, и другие люди. Не важно, где присутствуют байкеры — на судебном заседании, на слушаниях по условно-досрочному освобождению, сопровождают ли они ребёнка в школу, или просто живут по соседству — сам факт такого присутствия заставляет призадуматься тех, кто жестоко обращается с детьми. Нет, байкеры — не народные дружинники. Это скорее телохранители. А разве вы не почувствовали бы себя в безопасности, если бы на вашей стороне была большая толпа парней на «Харлеях»?

4. «Анти-протесты», вызванные церковью Вестборо

Баптистская церковь Вестборо (WBC) в основном известна за свои выступления против геев. Ещё представителей этой церкви часто видят на различных громких военных похоронах. Они устраивают там пикеты, держа в руках транспаранты с разными вызывающими лозунгами.

Можно только вообразить, что началось, когда эта весьма неоднозначная церковь вдруг объявила, что её протесты есть не что иное, как попытка расшевелить общественность.

К примеру, когда студенты колледжа Вассар узнали, что церковь Вестборо собирается провести пикет у их кампуса, в котором лояльно относятся к представителям ЛГБТ-сообщества, они немедленно организовали встречный протест.

А студенты из Tехасского университета A&M однажды образовали «живую цепь» лишь для того, чтобы пресечь любые попытки представителей церкви пикетировать военные похороны.

Другие «анти-протестующие» из организации Angel Action принесли с собой трёхметровые ангельские крылья, и со всех сторон закрыли ими представителей церкви, тем самым скрыв их из поля зрения окружающих. Ещё одна группа, Patriot Guard Riders, тоже воспользовалась «ненасильственными средствами защиты» — щитами, с помощью которых они не позволили представителям церкви провести пикет на очередных военных похоронах.

5. Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс

Работа Фонда Билла и Мелинды Гейтс — это не только драматичное проявление доброты, но и драматичный акт благотворительности.

Билл Гейтс, в рамках программы, которую он создал совместно с Уорреном Баффетом, публично пообещал пожертвовать на благотворительность половину денег, которые он заработал в течение своей жизни. К 2011-му году Билл и Мелинда Гейтс уже перевели в Фонд 28 миллиардов долларов (то есть более трети своего состояния).

Билл и Мелинда Гейтс

Фонд предоставляет деньги самым разным организациям, помогая решать глобальные проблемы, такие, как бедность и голод, решать глобальные вопросы здравоохранения, такие, как профилактическое вакцинирование и обеспечение доступности надёжных медицинских препаратов. Фонд, к примеру, выделил 112 миллионов долларов организации «Спасите детей», чтобы помочь новорожденным, находящимся в различных «группах риска», и 456 миллионов организации MVI, занимающейся разработкой новых вакцин против малярии.

6. Римский Папа Иоанн Павел II простил своего потенциального убийцу

Убийца из Турции по имени Мехмет Али Агджа трижды выстрелил в Папу Иоанна Павла II на площади Святого Петра в Ватикане. Это случилось 13 мая 1981-го года. Одна пуля отскочила от указательного пальца Папы, и попала ему в живот. Другая задела правый локоть. Позднее Иоанн Павел II скажет, что выжил он лишь благодаря божественному вмешательству Девы Марии.

Иоанн Павел II и Мехмет Али Агджа

17 мая 1981-го года, всего через четыре дня после покушения, понтифик публично простил Агджа, сказав, что он простил его ещё тогда, когда его в машине скорой помощи везли в госпиталь Джемелли. А в 1983-м году Папа навестил Агджа в тюрьме, где тот отбывал свой 19-летний срок. В ходе этой встречи Иоанн Павел II взял своего потенциального убийцу за руку, и простил его, на этот раз — глядя ему в глаза.

7. Нельсон Мандела приглашает своего тюремщика на свою инаугурацию

Нельсон Мандела был осуждён за саботаж во времена апартеида в Южной Африке, после чего он 27 лет провёл в тюрьме на острове Роббен.

Нельсон Мандела

Когда в 1990-м году он наконец вышел на свободу, у него не было желания мстить своим бывшим тюремщикам. И более того, одного из них, белого человека по имени Христо Бренд, он пригласил на свою президентскую инаугурацию, состоявшуюся в 1994-м году. А ещё Бренд был приглашён на 20-летнюю годовщину освобождения Нельсона Манделы. Ещё один тюремщик Нельсона Манделы, Джеймс Грегори, тоже много рассказывал и писал о своей дружбе со знаменитым политзаключённым.

И Грегори, и Бренд говорили о своём глубоком уважении к Манделе. Бренд, в частности, рассказал о его трансформации из человека, поддерживающего апартеид, в человека, выступающего категорически против угнетения и расовой сегрегации. По словам Бренда, его жизнь под влиянием Манделы сильно изменилась, а их дружба стала уроком прощения для многих в этом мире.

8. Иван Фернандес Анайя умышленно проигрывает Абелю Мутаи

Кенийский бегун Абель Мутаи лидировал в кроссе, который проходил в испанской Наварре в декабре 2012-го года. Бегун думал, что уже пересёк финишную черту, на самом же деле до неё оставалось около 10 метров.

Иван Фернандес Анайя и Абелю Мутаи

Испанский бегун, Иван Фернандес Анайя, претендующий на второе место, вполне мог взять и золото, однако не сделал этого. Вместо этого Фернандес Анайя догнал Мутаи, и жестом предложил ему финишировать первым. Позднее Фернандес Анайя заявил, что не заслужил первого места, и предпочёл честность победе.

9. Рождественское перемирие

К декабрю 1914-го года Первая мировая война уже успела унести почти миллион жизней (а всего в этой войне погибнет 14 миллионов), но на один день — Рождество — между британскими и немецкими солдатами установилось перемирие.

До сих пор точно неизвестно, насколько правдива эта история, и насколько её детали преувеличены. Но если ей верить, то британские солдаты в окопах на передовой вдруг услышали знакомый мотив, доносящийся из немецких окопов, находящихся рядом. Это была «Тихая ночь» (англ. «Silent Night»), с которой и началось несанкционированное братание между врагами. Во время Рождественского перемирия не было никаких выстрелов и взрывов. Солдаты, порядком уставшие от войны, просто жали друг другу руки, а потом делились сигаретами и перебрасывались консервами по всему Западному фронту.

10. Ифигения Мукэнтэбана простила Жана Боско Бизимана

В 1994-м году в Центральной Африке бушевала этническая война между хуту и народом тутси. Именно в том году муж Ифигении Мукэнтэбаны и пятеро её детей были убиты ополчением хуту. Фактическим виновником ужаса, постигшего её семью, был сосед Ифигении по имени Жан Боско Бизимана.

А через десять лет Ифигения, занимаясь плетением корзин в рамках проекта «Путь Руанды к миру», встретилась с ткачихой по имени Епифания Муканундви, которая оказалась женой Жана Боско Бизимана.

Сам Жан Боско отбывал 7-летний срок в тюрьме за преступления, совершённые им во время геноцида, но именно его публичная просьба о прощении, произнесённая в суде Руанды, помогла Ифигении простить этого человека и дала ей силы жить дальше.

Милосердие в русской литературе

Милосердие в литературе

Определение 1

Вечные темы (в искусстве) — неисчерпаемы, всегда актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема милосердия.

Определение 2

Милосердие — сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.

Однако понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своём романе «Нетерпение сердца» выделял два вида сострадания:

  1. Сострадание малодушное и сентиментальное, которое и дало названию романа. Испытывая такой вид сострадания, человек стремится как можно скорее выбросить из головы неприятные мысли о другом;
  2. Истинное сострадание, проявляющееся в желании помочь, сделать всё, что возможно, и является милосердием.

Понятием-антиподом милосердия является равнодушие. Многие авторы сопоставляли две эти парадигмы поведения в своих произведениях, предлагая своим героям сделать важный морально-нравственный выбор.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Милосердие в русской литературе 480 руб.
  • Реферат Милосердие в русской литературе 250 руб.
  • Контрольная работа Милосердие в русской литературе 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В контексте русской литературы милосердие можно рассматривать как христианское понятие (поскольку религия оказала огромное влияние на сознание русских писателей). В библейском смысле милосердие — это заботливое, доброжелательное отношение к ближнему своему, обязательное для каждого христианина.

Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях. Поскольку одной и целей литературы является научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышлению и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Соня Мармеладова

Одним из самых ярких примеров проявления милосердия в русской литературы мы можем встретить на страницах романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой, во многом духовно противопоставленный образу главного героя романа, Родиона Раскольникова, демонстрирует читателям истинную силу милосердия.

Соня — человек, способный на истинное, деятельное сострадание. Ради своей семьи, живущей в бедности, она пожертвовала собой, начав заниматься проституцией. Умея искренне сочувствовать, Соня помогла не только своим родным, но и Раскольникову, милосердие которого не было по-настоящему христианским. Помогая другим, он словно шёл к некой цели, которой так и не достиг, в то время как Соня была бескорыстна.

Замечание 1

Милосердие Сони Мармеладовой — та самая сила, которая в конце романа спасла Раскольникова от полнейшей духовной гибели.

Лидия Михайловна

Известна своим милосердием и героиня рассказала Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, преподавательница, в своём поведении основывалась на идеях понимания, любви и деятельного сострадания. Видя, что её ученик беден и не может позволить себе купить еду, но понимая, что тот не возьмёт у неё деньги, если она их ему предложит, она нарушает правила педагогической этики и начинает играть с учеником на деньги, специально поддаваясь.

Поведение Лидии Михайловны является проявлением истинного милосердия — желания что-то предпринять, чтобы помочь человеку, попавшему в беду.

«Чучело»

Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.

Главная героиня, Лена Бессольцева, — изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.

Замечание 2

Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»

В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».

Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.

Маргарита

Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».

Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание. Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду. Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.

В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.

Замечание 3

С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

«Капитанская дочка»

В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин утверждает: милосердие лежит в основе совестливости. Он показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.

Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия — Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро сторицей вернулось к главному герою позже в романе, когда выяснилось, что встреченным в буране мужчиной был сам Пугачёв.

Пугачёв отвечает милосердием на милосердие: помиловал Гринёва, спас того от смертной казни. Пугачёв говорит: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь в обмен на стакан вина и заячий тулуп — так Пушкин показывает нам силу милосердия.

Любовь к животным помогает воспитывать в человеке такие важные качества, как справедливость, ответственность, великодушие, милосердие и сострадание. Но формируются они в раннем возрасте. Если ребенок с малых лет не приучен к заботе о братьях наших меньших, не привык жалеть их и любить, в дальнейшем воспитать в нем эти качества будет сложно, а подчас и невозможно.

Малыш, который хоть раз погладил кошку или собаку, уже никогда не помыслит о том, чтобы обидеть животное. И найти эту дорожку к доброте ребенку должны помочь родители, в том числе и с помощью прекрасных воспитателей — книг. Мы предлагаем вам 7 детских книг о животных, прочитав которые, ребенок уже не сможет остаться к ним равнодушным.

«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (А.Шопенгауэр)

1. Константин Паустовский «Заячьи лапы»

Поучительные, добрые и невероятно трогательные рассказы писателя Константина Паустовского пронизаны искренней любовью к природе и ко всему живому. «Заячьи лапы» — история о том, как мальчик Ваня Малявин искал доктора для зайца, обожженного при лесном пожаре и спасшего жизнь его дедушке. Произведение, которое никого не сможет оставить равнодушным, поднимает сразу несколько важных проблем — взаимосвязь человека и природы; сострадание к животным, благодарность и отзывчивость; умение в трудной ситуации не опустить руки и не сдаваться; а также умение признавать свою вину. Автор призывает к заботе о братьях наших меньших и необходимости оказать им помощь, когда они в этом так нуждаются. Прочитайте и обсудите этот рассказ вместе с ребенком, а также объясните значение устаревших слов. Небольшая, но очень глубокая история доброго мальчика, маленького отважного зайца и благородного старика навсегда запомнится юному читателю и поможет воспитать в нем правильные человеческие качества.

2. Виталий Бианки «Лесная газета»

«Лесная газета» Виталия Бианки — произведение в своем роде уникальное, его нельзя отнести к какому-то одному жанру, но все входящие в него материалы посвящены природе, жизни диких зверей и птиц. Это самая настоящая природная энциклопедия, разделенная на 12 выпусков-месяцев, для каждого из которых у писателя нашлось немало интересных рассказов о радостях и тревогах лесных жителей. Чтение «Лесной газеты» не только приоткроет перед ребенком некоторые удивительные тайны окружающего мира, но и научит понимать и любить его. Здесь нет главных героев, а точнее все герои — главные. Это не только животные, но и люди, которые также являются неотъемлемой частью всеобщей гармонии. Главная мысль, которую доносит до нас автор — природа является нашим общим домом, а все ее обитатели — нашими родными братьями, и обязанность человека — любить, оберегать их и охранять, быть для них заботливым другом.

3. Юз Алешковский «Кыш, Двапортфеля и целая неделя»

Двапортфеля — смешное прозвище мальчика Алешки Сероглазова, Кыш — кличка его беспородного щенка. Несколько своих повестей Юз Алешковский посвятил этим неразлучным друзьям. Увлекательная, веселая, живая история, которая обязательно полюбится юным читателям. Алешка был маленького роста (за что и получил в первом классе свое прозвище), а Кыш не имел родословной, но писатель показывает, что ценность живого существа определяется вовсе не внешними данными, а внутренним миром, такими качествами, как преданность, доброта, честная душа, смелость и находчивость. И все эти качества есть и у мальчика, и у его маленького четвероногого друга. Они оба умеют и дружить, и любить. Эта повесть будет полезна не только детям, но и родителям, так как поможет лучше понимать своего ребенка, а также позволит пусть и ненадолго, но все же вернуться в волшебный мир детства.

4. Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»

Жизнь и творчество детской писательницы Веры Чаплиной были неразрывно связаны с Московским зоопарком, в котором она проработала более 20 лет и навсегда осталась в его истории как создатель и руководитель уникальной «площадки молодняка», где разные молодые животные мирно уживались рядом друг с другом.

«Питомцы зоопарка» — центральный цикл рассказов в ее творчестве. В этих произведениях автор правдиво и увлекательно повествует о воспитании звериных детенышей, в котором она принимала непосредственное участие, а также и о повадках и проделках взрослых животных. Читатели познакомятся с выросшей в коммунальной квартире львицей Кинули; могучим и грозным тигром Раджой; белым медвежонком Фомкой, прилетевшем из Арктики; плутоватым лисенком Куцым; сильным и опасным слоном Шанго и множеством других обитателей зоопарка.

На вопрос о том, как воспитывать таких разных животных, с такими разными характерами и привычками, писательница отвечает — их просто нужно любить. Животные, в том числе дикие, прекрасно чувствуют, как человек к ним относятся . Ласка, терпение и забота дают удивительные результаты.

Рассказы написаны очень легким и доступным языком. Они не только интересны и поучительны, но еще и познавательны. Дети узнают многое о повадках, потребностях, поведении животных, о том, как вести себя с ними и какой им нужен уход.

5. Александр Куприн «Белый пудель»

Рассказ писателя-классика русской литературы Александра Куприна «Белый пудель» знакомит детей с маленькой бродячей труппой — мальчиком-акробатом Сергеем, дедушкой-шарманщиком Мартыном Лодыжкиным и неутомимым пуделем Арто. Они пробираются вдоль южного берега Крыма, по пути останавливаясь и давая небольшие представления, зарабатывая тем самым на пропитание. И, хотя жизнь у них трудна и полна лишений, они не унывают. Веселый и ловкий мальчик радуется лету, солнцу и морю, добрый дедушка радуется, глядя на своего озорного воспитанника, а пудель радуется просто потому, что рядом его любимые люди. Но однажды маленькая труппа попадает к богатым дачникам, где встречает дурно воспитанного мальчика, привыкшего, что взрослые удовлетворят любые его капризы, стоит лишь закатить истерику…

Замечательный рассказ затрагивает многие нравственные вопросы. Это и проблема воспитания детей, и тема крепкой дружбы человека и животного, и очень важный момент — есть в этом мире вещи, которые невозможно купить ни за какие деньги. Рассказ учит верности и отваге, учит тому, что никогда нельзя предавать своих друзей.

6. Гавриил Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»

Повесть о белом шотландском сеттере Биме, пожалуй, одно из самых известных произведений на тему собачьей верности. Она принесла широкую известность автору, Гавриилу Троепольскому, и была переведена на несколько языков. По книге снят художественный фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли.

На долю Бима выпало немало тяжелых испытаний. Пес очень любил своего хозяина, охотника и ветерана войны Ивана Ивановича, и когда тот внезапно попал в больницу, Бим отправился на его поиски. Ему пришлось столкнуться на своем пути с разными людьми, в том числе жестокими и подлыми. Это произведение показывает, что животные могут быть намного лучше людей, и нам, людям, есть чему у них поучиться.

Да, эта книга тяжелая, но она, как и фильм, может стать настоящим событием в жизни школьника. Повесть трагическая, но «свет в конце тоннеля» есть и в ней. Не говоря уже о том, что она учит любви, состраданию и преданности.

7. Джек Лондон «Белый Клык»

«Белый Клык» — приключенческая повесть Джека Лондона. В крови Белого Клыка течет кровь собак и волков. Он ищет свое место среди собак и среди людей, но повсюду сталкивается с жестокостью и непримиримостью. Многочисленные испытания в суровом мире закалили его, наделили мудростью и проницательностью. И, хотя справедливость и терпение всегда были свойственны Белому Клыку, жестокость окружающих озлобила его. Неизвестно, как сложилась бы участь Белого Клыка, но судьба дарит ему встречу с добрым человеком, который постепенно приручает собаку лаской. Клык отвечает ему любовью на любовь, искренне привязавшись к новому хозяину. Человек и собака становятся верными друзьями.

Эта повесть учит терпеливому и внимательному отношению к братьям нашим меньшим. Да, может случиться так, что поначалу они не ответят взаимностью. Но не бывает плохих или злых животных, бывает лишь плохое отношение к ним со стороны человека. И самое одичавшее и недоверчивое сердце обязательно откликнется на ласку, нужно лишь дать время.

Уважаемые родители! Эти книги могут стать замечательными помощниками в воспитании у ребенка доброго и нежного отношения к животным. Но помните, что начинать поощрять любовь к ним нужно с самого раннего возраста.

Малышам читайте сказки про животных, рассматривайте с ними картинки, показывайте добрые мультфильмы. И, конечно, на своем личном примере демонстрируйте, как можно обращаться с животными, а чего делать нельзя. Общение с пернатыми и хвостатыми доставит вашему ребенку очень много радости и положительно повлияет на его поведение и развитие в целом. Кормите с ребенком птиц, наблюдайте за насекомыми, поощряйте вопросы, которые малыш задает.

Если есть возможность завести дома хотя бы небольшого любимца или у вас он уже есть — отлично. Если нет — водите ребенка в зоопарк, выбирайтесь за город или в деревню, где можно понаблюдать за самыми разными зверями и птицами. Используйте любую возможность, чтобы приобщить ребенка к взаимодействию с природой. Это поможет ему вырасти внимательным, отзывчивым, ответственным человеком, который бережно будет относиться к окружающей природе и всем населяющим ее созданиям.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *