Радость, что это?

Почему человек радуется?

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему человек радуется и огорчается, бывает счастливым и расстроенным?! Кажется, чего проще — получил заработную плату и неожиданную премию от начальника за хорошую работу — и рад. А почему? Что такого происходит внутри нас? Множество ученых проделало огромную работу, прежде чем стало возможным разобраться в биохимических и нейробиологических аспектах наших эмоций.

С биохимической точки зрения, есть три класса веществ, которые дают возможность человеку чувствовать себя радостным, счастливым и удовлетворенным жизнью.

Начнем с энкефалинов и эндорфинов (первый класс). Энкефалины — это вещества, синтезируемые в нервных клетках и обладающие разнообразными эффектами. Они оказывают болеутоляющий и успокаивающий (седативный) эффект. Принимают участие в «образовании» эмоций. Эндорфины синтезируются в нервных клетках головного мозга, способны уменьшать боль и влиять на эмоциональное состояние. Одной из их функций является включение системы «внутреннего вознаграждения». Это происходит при достижении положительных результатов в чем-то, при приеме пищи, в период сексуального удовлетворения.

Второй класс веществ, принимающих участие в «биохимии радости», — это производные арахидоновой кислоты: анандамид и 2-глицерид. Арахидоновая кислота — витамин F, жирная кислота; в составе жиров присутствует в мозге, печени, надпочечниках. Анандамид — вещество, участвующее в передаче нервного импульса и регулирующее его передачу. Играет роль в механизмах происхождения боли, аппетита, памяти, депрессии, репродуктивной функции. 2-глицерид — это липид, в состав которого входит спирт — глицерол в сочетании с арахидоновой кислотой. При их участии человек восстанавливается после стресса (на клеточном и на эмоциональном уровне), появляется расслабленность, аппетит, усиливается удовольствие от еды и уходят неприятные воспоминания.

Серотонин, дофамин и норадреналин — третий класс веществ. Серотонин является важным нейромедиатором (биологически активное вещество, которое участвует в передаче нервного импульса) и гормоном, образуется из аминокислоты триптофана. Повышает двигательную активность, способствует улучшению эмоционального настроя и увеличению общительности. Дофамин также является нейромедиатором и гормоном. Выделяется при получении удовольствия (например, во время еды, при половом акте и пр.). Еще он является предшественником в синтезе норадреналина — гормона мозгового вещества коры надпочечников, который считают одним из важнейших «гормонов бодрствования».

Дефицит в организме человека энкефалинов, эндорфинов, арахидоновой кислоты, серотонина, дофамина и норадреналина способен привести к тревожным и депрессивным состояниям. Как этого избежать, что для этого необходимо предпринять?

Если вы в целом достаточно здоровый человек и в вашем рационе содержатся такие продукты, как хлеб, бананы, шоколад, сладкие фрукты, столовый сахар, то за нормальный уровень серотонина в организме вы можете быть спокойны. Все эти продукты питания наиболее богаты триптофаном (аминокислота), из которого и синтезируется серотонин. Еще триптофан содержится в соевых бобах (да и практически во всех растительных протеинах, т.е. белках) и мясе, в твороге и йогурте, в арахисе и кедровых орехах. Сушеные финики, молоко, курица, рыба, индейка, кунжут, овес тоже содержат триптофан.

Также для синтеза серотонина необходимо достаточное количество углеводов с пищей. Углеводы — это источник глюкозы, которая стимулирует выброс в кровь гормона инсулина, а он, в свою очередь, способствует расщеплению белка в тканях организма и повышает уровень триптофана в крови. Вот и получается, что любители сладостей (конечно, в разумных пределах) являются более положительно настроенными людьми, чем те, кто избегает их употребления.

Люди, работающие за вознаграждение (например, когда человек четко знает, что за конкретную работу он получит известную заранее и устраивающую лично его оплату), тоже не особенно страдают пониженным настроением и депрессиями. Замечена причинно-следственная связь между уровнем серотонина в организме и настроением. Так, если повышается количество серотонина — улучшается настроение, а появление хорошего настроения увеличивает выработку серотонина! Интересный и приятный «замкнутый круг».

Регулярные занятия физической культурой способствуют поддержанию и улучшению синтеза веществ, отвечающих за «биохимию счастья». Это обеспечивается улучшением обмена веществ во всем организме, увеличением продукции адреналина (соответственно, и норадреналина, поскольку он является предшественником адреналина). Получение положительных эмоций (кино, театр, приятное общение, шопинг, секс — список можно продолжать долго, в общем, кому что нравится) также играет важную роль в поддержании хорошего настроения.

Плохое настроение, депрессии: откуда они возникают? В организме у серотонина есть по сути дела антипод — это мелатонин (основной гормон эпифиза — шишковидного тела мозга). От него зависит биологическое чередование внутреннего режима «сон — бодрствование». Синтезируется из триптофана (как и серотонин, только в ночное время, т.е. при недостатке или отсутствии освещенности). Под действием мелатонина происходит выработка веществ, обладающих способностью тормозить синтез серотонина.

Вспомните свое настроение в пасмурные дни, особенно глубокой осенью и зимой! Правда, было не очень радостное настроение? А теперь представьте погожий весенний или летний, да и просто солнечный день (в любое время года) — настроение
реклама
улучшится! Получается, что чем большая освещенность (продолжительность дня) вокруг, тем лучше настроение, тем больше продуцируется серотонин и меньше — мелатонин. Вот отсюда и берут свое начало сезонные (осенне-зимние) депрессии. Весной и летом настроение наоборот улучшается.

Старайтесь научить себя получать от жизни как можно больше положительных эмоций. Начните с организации своего правильного питания (не переедайте и не голодайте), занимайтесь физической культурой (йога, аэробика, шейпинг, плавание, прогулки, активный отдых). Постарайтесь свести к минимуму или совсем прекратить общение с негативно настроенными по отношению к вам людьми. В конце концов, повысьте свою самооценку! Вы же человек! А раз дочитали эту статью до конца, то еще и любознательный, что является подтверждением того, что с «химизмом положительных эмоций» у вас все в полном порядке.

«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)

Ангел возвещает радость пастухам. Фрагмент иконы Рождества Христова Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»

Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11: 15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11).

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна».

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль».

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств».

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби».

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5: 4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость».

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем».

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего».

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые».

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное».

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее».

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он».

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием , восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу».

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие».

О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу».

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11–13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22)».

Радость как эмоция

Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного – чем она не является. Радость не сводится к чувству сенсорного удовольствия – эмоциональному тону ощущений, так как он локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.

Радость определяется как активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Хотя радость и отделяют от веселья, однако различие между ними трудно поддается определению. Так нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»), в то же время и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто радость является поводом для веселья. Радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому радость определяют как сильное удовлетворение.

Если говорить о субъективном переживании, то радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Например, ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Все эти ощущения, составляющие суть радостного переживания ребенка, воспроизводятся в переживании взрослого человека. Когда мы радуемся, мы становимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь преисполнена глубокого смысла. Мы чувствуем себя любимыми, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности.

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Он воспринимает объект как часть мира, чувствует свою близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы «опредметить» его. Объект воспринимается человеком как продолжение, расширение его собственного «Я». Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Радость – это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру.

Известно, что радость часто сопровождается ощущением энергии и силы. Возможно, это ощущение нельзя назвать интегральной составляющей радостного переживания, но личный опыт и данные экспериментальных исследований говорят нам о том, что оно является существенной частью эмоции радости. Исследования выявили устойчивую положительную связь между показателями по шкале радости и показателями по шкале энергии. Ощущение энергии, сопровождающее радостное переживание, вызывает у человека чувство компетентности, уверенности в собственных силах.

Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Впрочем, разница между этими двумя случаями небольшая. В последнем случае радость возникает как следствие уже свершившегося в мыслях желаемогособытия. Именно поэтому человек может испытывать радость и при мечтаниях, грезах.

Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно радость определяют как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.

Однако бывает радость (торжество) и со знаком минус – по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, и называется злорадством(злобной радостью). Некоторые дети, а порой и взрослые смеются над неудачами других людей. Это смех издевки, которая представляет собой комбинацию радости и презрения. Издевательства могут иметь чрезвычайно негативные последствия для того, на кого они направлены, – человек, все время подвергающийся осмеянию, начинает проявлять враждебность, его поведение становится неконструктивным. С другой стороны, и у того, кто получает удовольствие только от неудач другого, кто радуется только чужим ошибкам и провалам, тоже может развиться серьезное психологическое расстройство.

Если поводом для радости служит победа над ближним, если она является единственным источником радости, то это, опять же, может свидетельствовать о серьезных психологических проблемах. Радость победы – это прекрасное, чудесное переживание, но только в том случае, если эта победа одержана над самим собой, если это личный триумф, связанный с достижением важной, значимой цели. Но если единственным источником радости становится возможность взять верх над ближним, то такая стратегия может стоить человеку физического и душевного здоровья.

Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. К. Г. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

Улыбка и смех как признаки удовольствия и радости обнаруживаются уже у новорожденного ребенка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Человек научается улыбаться по самым разным поводам и самым разным образом, в зависимости от повода, вызвавшего улыбку. Однако истинная улыбка радости почти всегда одна и та же, как на лице новорожденного младенца, так и на лице пожилого человека.

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Чрезвычайно показательными являются результаты исследования психолога К. Изарда по изучению причины и следствия эмоции радости, в котором приняли участие около 130 студентов колледжа:

Причины радости:

Чувства – ответы (%)

1. Удовольствие – 31,5;

2. Возможность отрешиться от проблем и конфликтов, расслабленность, ощущение комфорта – 26,9;

3. Уверенность в себе, успешность – 25,4;

4. Ощущение, что тебя принимают, что ты нужен, что ты можешь что-то дать другим людям – 11,5;

5. Другие чувства – 4,6.

Мысли – ответы (%)

1. Мысли о приятных, счастливых событиях – 26,9;

2. Мысли о конкретном человеке или конкретной деятельности – 23,8;

3. Мысли об определенных действиях других людей – 21,5;

4. Мысли о своих способностях, о своем успехе – 12,3;

5. Мысли о благополучии в будущем – 6,2;

6. Мысли о том, что тебя принимают, что в тебе нуждаются, что ты можешь что-то дать другим людям – 3,8;

7. Другие мысли – 5,4.

Действия – ответы (%)

1. Занятия любимым делом – 32,3;

2. Успешное выполнение дела – 28,5;

3. Помощь людям – 14.6;

4. Действия, выполняемые совместно с определенным человеком – 11,5;

5. Исполнение долга – 6,9;

6. Стимулирующая и возбуждающая деятельность – 4.6;

7. Другие действия – 1,5.

Последствия радости:

Чувства – ответы (%)

1. Удовольствие-радость – 51,1;

2. Чувство облегчения, расслабленности, покоя – 27,7;

3. Уверенность в себе, в успехе – 5,8;

4. Интерес-возбуждение – 5,1;

5. Желание разделить радость с другими – 2,9;

6. Чувство здоровья, активности, энергичности – 2,9;

7. Чувства по отношению к определенному человеку или деятельности – 1,4;

8. Другие чувства – 2,9.

Мысли – ответы (%)

1. Приятные, счастливые мысли – 40,9;

2. Мысль о том, что «жизнь – хорошая штука» – 16,8;

3. Мысли о любимых вещах и занятиях – 13,9;

4. Мысли о радостном событии – 9.5;

5. Мысли, связанные с чувством уверенности в себе – 4,4;

6. Мысли о том, что другие разделяют твою радость – 4,4;

7. Чувство благодарности – 3,6;

8. Мысли о достигнутых успехах – 2,9;

9. Мысли о конкретном человеке или деятельности – 1,4;

10. Другие мысли – 2,2.

Действия – ответы (%)

1. Занятие любимым делом – 27,7;

2. Выражение радости вербально или физически – 19,0;

3. Разделение радости с другими, дружелюбные поступки – 13,1;

4. Действия, нацеленные на продление радости – 9,5;

5. Беззаботность, беспечность – 6,6;

6. Усилия, направленные на успешное выполнение дела – 4,4;

7. Действия, исполненные тихой радости – 2,9;

8. Другие действия – 11,6.

РАДОСТЬ

Смотреть что такое «РАДОСТЬ» в других словарях:

  • радость — Радость … Словарь синонимов русского языка

  • РАДОСТЬ — жен. веселье, услада, наслажденье, утеха, ·противоп. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; | самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства. Сказать вам радость?… … Толковый словарь Даля

  • Радость — Радость ♦ Joie Один из основных аффектов, в силу этого не поддающийся точной дефиниции. Разве можно объяснить человеку, что такое радость, если он ее никогда не испытывал? Все мы знаем радость из опыта. Она рождается, когда осуществляется… … Философский словарь Спонвиля

  • РАДОСТЬ — РАДОСТЬ, радости, жен. 1. только ед. Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение. Лица демонстрирующих на Красной площади всегда полны радости при виде руководителей партии и правительства во главе с вождем народов… … Толковый словарь Ушакова

  • радость — См. веселье, весть, восторг вкушать радость, млеть радостью, сердце бьется от радости, сердце взыграло от радости, сердце встрепенулось от радости, сердце дрожит от радости, сердце запрыгало от радости, сердце трепещет от радости… Словарь… … Словарь синонимов

  • радость — РАДОСТЬ, и, ж. 1. (или радость моя). Ирон. обращение. Слушай, радость моя, сгинь ради нашей тихой старости (уйди). 2. Аэропорт в глухих, далеких местах, часто в местах заключения. 2. из уг … Словарь русского арго

  • Радость — и, жен. Слав. редк.Производные: Рада; Дося; Дотя.Происхождение: (Употребление нариц. сущ. радость в качестве личного имени.) Словарь личных имён … Словарь личных имен

  • радость — безбрежная (Бальмонт); бездонная (Петровская); блаженная (Майков); болтливая (Тургенев); быстротечная (Ратгауз); высокая (Надсон); ветреная (Бальмонт); глубокая (Тургенев, Федоров); горячая (Бальмонт); жуткая (А.Измайлов); кроткая (Мельн.… … Словарь эпитетов

  • Радость* — и, ж. Слав. редк. Производные: Рада; Дося; Дотя. Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

  • Радость — (иноск. ирон.) горе. Ср. «У нашего старосты три радости: корова пала, изба сгорѣла да жена померла». Ср. «При старости двѣ радости: и съ горбомъ и съ бѣльмомъ» … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

радость

В Википедии есть страница «радость».

Русский

В Викиданных есть лексема радость (L142857).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ра́дость ра́дости
Р. ра́дости ра́достей
Д. ра́дости ра́достям
В. ра́дость ра́дости
Тв. ра́достью ра́достями
Пр. ра́дости ра́достях

ра́-дость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рад-; суффикс: -ость .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. только ед. чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, весёлое настроение; внешнее проявление этого чувства ◆ Острая захватывающая радость вдруг овладела им. А. П. Чехов ◆ От радости в зобу дыханье спёрло. И. А. Крылов ◆ Другая б на моём месте прыгала от радости. А. Н. Островский ◆ Вне себя от радости. ◆ Мне от этого мало радости. ◆ Доставлять радость. ◆ Испытывать радость. ◆ Радость светится в глазах.
  2. событие, предмет, возбуждающие такое чувство ◆ Радости для меня миновались. И. А. Гончаров ◆ И радость, и печаль — всё было пополам. И. А. Крылов ◆ Какая радость! ◆ Радости жизни (всё то, что сопровождается удовольствием, что доставляет удовольствие в жизни). ◆ С какой радости я буду это делать?
  3. разг. употребляется при обращении в значении· милый, любимый ◆ Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость. А. К. Толстой ◆ Ах, радость моя! мне ми́ло твое чистосердечие. Д. И. Фонвизин

Синонимы

  1. частичн.: счастье, воодушевление, веселье, удовольствие
  2. милый, любимый

Антонимы

  1. горе, печаль, беда, огорчение, горечь, несчастье

Гиперонимы

  1. чувство, ощущение, переживание
  2. причина, источник

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «рад⁽ʲ⁾-»
  • существительные: безрадостность, небезрадостность, необрадованность, нерадостность, нерадость, обрадованность, полуобрадованность, полурадость, радостность, радость, христарадник, христарадница, христарадничание, христарадничанье
  • прилагательные: необрадованный, нера́достнее, нера́достней, нерадостный, нерадый, обрадованный, полуобрадованный, понера́достнее, понера́достней, пора́достнее, пора́достней, рад, радёхонек, радёшенький, ра́достнее, ра́достней, радостный, радый, христараднический
  • глаголы: зарадовать, зарадоваться, захристарадничать, нарадовать, нарадоваться, нахристарадничать, нахристарадничаться, ненарадовать, ненарадоваться, обрадовать, обрадоваться, полуобрадоваться, порадовать, порадоваться, похристарадничать, радовать, радоваться, христарадничать
  • наречия: нерадостно, радостно, христараднически

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • быть вне себя от радости
  • назло себе — на радость маме
  • на радостях
  • не в радость
  • радости полные штаны

Перевод

Анаграммы

  • содрать

Метаграммы

  • гадость

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *